Роберт Крамб
Роберт Крамб | |
---|---|
Рожденный | Роберт Деннис Крамб 30 августа 1943 г. Филадельфия , Пенсильвания , США |
Район(ы) |
|
Псевдоним(ы) | Р. Крамб |
Известные работы | |
Супруг (а) |
|
Дети | Джесси Крамб (1968–2017), Софи Крамб (1981) |
Родственники | Чарльз Крамб младший (брат) Максон Крамб (брат) |
крошка |
Роберт Деннис Крамб ( / krʌm родился 30 августа 1943) — американский карикатурист , / ; Р. часто подписывающий свои работы Крамбом . Его работы отражают ностальгию по американской народной культуре конца 19 - начала 20 веков и сатиру на современную американскую культуру.
Крамб внес свой вклад во многие плодотворные работы андеграундного комикс- движения 1960-х годов, в том числе был основателем первого успешного андерграундного издания комиксов Zap Comix , внося свой вклад во все 16 выпусков. Он также участвовал в журнале East Village Other и многих других публикациях, включая множество одноразовых комиксов и антологий. За это время, вдохновленный психоделиками и мультфильмами 1920-х и 1930-х годов, он представил множество персонажей, которые стали чрезвычайно популярными, в том числе контркультуры иконы Кот Фриц и Мистер Натурал , а также изображения из его «Продолжай грузовик» ленты . Во всех этих проектах изобиловала сексуальная тематика, часто переходящая в скатологические и порнографические комиксы. В середине 1970-х он внес свой вклад в антологию Arcade ; после упадка андеграунда он перешел к биографическим и автобиографическим сюжетам, одновременно совершенствуя свой стиль рисования - сильно заштрихованный стиль пера и чернил, вдохновленный карикатурами конца 19 - начала 20 веков. Большая часть его работ появилась в основанном им журнале. Weirdo (1981–1993), одно из самых известных изданий эпохи альтернативных комиксов . По мере развития его карьеры его комические работы становились все более автобиографичными.
В 1991 году Крамб был занесен в Зал славы комиксов Уилла Эйснера , а в 1994 году Терри Цвигоффа фильм «Крамб» исследовал его творческую карьеру и личную жизнь. Он был женат на карикатуристке Алине Комински-Крамб , с которой часто сотрудничал. Их дочь Софи Крамб также сделала карьеру мультипликатора.
Молодость (1943–1966)
[ редактировать ]Роберт Крамб родился 30 августа 1943 года в Филадельфии в семье католика. [1] родители английского и шотландского происхождения, провел свои ранние годы в Западной Филадельфии и Аппер-Дарби . [2] [3] Его отец, Чарльз Винсент Крамб, является автором книги « Эффективное обучение людей» . [1]
Его мать, Беатрис Лоретта Крамб ( урожденная Холл), была домохозяйкой и, как сообщается, злоупотребляла таблетками для похудения и амфетаминами . Брак родителей Крамба был несчастливым, и дети были частыми свидетелями ссор своих родителей. [4] [5] У пары было еще четверо детей: сыновья Чарльз Винсент Крамб-младший и Максон Крамб , оба страдали психическими заболеваниями, и дочери Кэрол. [6] и Сандра. [7] [8] Семья часто переезжала между Филадельфией и родным городом Чарльза, Альбертом Ли, штат Миннесота . В августе 1950 года Крамбс переехали в Эймс, штат Айова . [9] В течение двух лет Чарльз, сержант морской пехоты, был инструктором программы военно-морского обучения ROTC в колледже штата Айова . [9] Семья переехала в Милфорд, штат Делавэр , когда Крамбу было двенадцать, и где он был обычным учеником, чьи учителя отговаривали его рисовать мультфильмы. [10]
Вдохновленные Уолтом Келли , анимацией братьев Флейшер и другими, Крамб и его братья нарисовали свои собственные комиксы. [1] Его рисование развивалось по мере того, как его старший брат Чарльз подталкивал его и давал обратную связь. В 1958 году братья самостоятельно опубликовали три выпуска «Фу» , подражая Харви Курцмана сатирическому роману «Обман и безумие» , который они продавали по домам без особого успеха, что отвратило юного Крамба от бизнеса комиксов. [11] В пятнадцать лет Крамб собрал пластинки классического джаза и блюза с 1920-х по 1940-е годы. [1] В 16 лет он потерял католическую веру. [12]
Карьера
[ редактировать ]Ранние работы (1962–1966)
[ редактировать ]Отец Крамба дал ему 40 долларов, когда он ушел из дома после школы. [12] Его первой работой в 1962 году было рисование новых поздравительных открыток для American Greetings. [13] в Кливленде, штат Огайо . Он проработал в компании четыре года, выпустив сотни карточек для линейки Hi-Brow; начальство заставило его рисовать в более симпатичном стиле, который должен был оставить след в его работе на протяжении всей его карьеры. [14]
В Кливленде он познакомился с группой молодых представителей богемы, таких как Баззи Линхарт , Лиз Джонстон и Харви Пекар . Неудовлетворенный работой с поздравительными открытками, он пытался продавать мультфильмы компаниям, выпускающим комиксы, которые не проявляли особого интереса к его работам. В 1965 году карикатурист Харви Курцман напечатал некоторые работы Крамба в редактируемом им юмористическом журнале Help! . Крамб переехал в Нью-Йорк, намереваясь работать с Курцманом, но Help! вскоре прекратил публикацию. Крамб кратко проиллюстрировал открытки с жевательной резинкой для Топпса, прежде чем вернуться в Кливленд и American Greetings. [13]
Крамб женился на Дане Морган в 1964 году. Почти бедная пара путешествовала по Европе, во время которой Крамб продолжал работать для Курцмана и American Greetings, а Дана воровала еду. [15] Отношения были нестабильными, поскольку Крамб часто шел по-своему и не был близок со своим сыном Джесси (1968 года рождения). [16]
несколько стрипов с котом Фрицем В 1965 и 1966 годах Крамб опубликовал в мужском журнале Cavalier . Фриц появился в творчестве Крамба еще в конце 1950-х годов; он должен был стать хипстером, мошенником и богемцем, пока Крамб не отказался от этого персонажа в 1969 году. [14]
Крамб становился все более некомфортным из-за своей работы и брака, когда в июне 1965 года он начал принимать ЛСД , психоделический наркотик , который тогда еще был законным. У него были как хорошие, так и плохие поездки . Одна неудачная поездка оставила его в растерянном состоянии на полгода, в течение которых он на время покинул Дану; состояние закончилось, когда они вместе приняли сильную дозу препарата в апреле 1966 года. За годы употребления ЛСД Крамб создал ряд своих самых известных персонажей, в том числе Мистера Натурала , Ангелфуда МакСпейда и Сноида . [17] Его работа на андеграундной сцене комиксов совпала с ростом популярности кислотных тестов Тимоти Лири и психоделиков в целом, что привело к заключению сделок с психоделическими художниками, такими как Grateful Dead. [18]
Зап и андеграундный комикс (1967–1979)
[ редактировать ]В январе 1967 года Крамб встретил в баре двух друзей, которые собирались уезжать в Сан-Франциско; [18] Крамб интересовался работами художников психоделических плакатов из Сан-Франциско и по прихоти спросил, может ли он присоединиться к ним. [19] Там он публиковал в подпольных газетах оптимистичные контркультурные работы, вдохновленные ЛСД . Работа пользовалась популярностью, и Крамба завалили просьбами, в том числе проиллюстрировать полный выпуск филадельфийского « Yarrowstalks» . [20]
Независимый издатель Дон Донахью предложил Крамбу создать комикс; Крамб оформил два выпуска Zap Comix , а Донахью опубликовал первый. [20] в феврале 1968 года под названием издательства Apex Novelties . Поначалу Крамбу было трудно найти розничных продавцов, которые могли бы его продать, и сначала его жена начала продавать первую партию сама из детской коляски. [21]
Крамб познакомился с карикатуристом С. Клеем Уилсоном , выпускником художественной школы, который считал себя бунтовщиком против американских ценностей среднего класса и чьи комиксы были жестокими и гротескными. Позиция Уилсона вдохновила Крамба отказаться от идеи карикатуриста как развлекателя и сосредоточиться на комиксах как открытом, не подвергающемся цензуре самовыражении; в частности, его работы вскоре стали откровенно сексуальными, как в порнографическом фильме «Большой куш», который он и Уилсон выпустили в конце 1968 года. [21]
Второй выпуск Zap вышел в июне при участии Уилсона и художников-плакатистов Виктора Москосо и Рика Гриффина . Художник Х.Фиш также внес свой вклад в Zap . В декабре Донахью опубликовал еще неизданный выпуск под номером 0, а также новый третий выпуск, в котором Гилберт Шелтон присоединился к списку постоянных клиентов. [21] Зап добился финансового успеха и создал рынок андеграундных комиксов.
Крамб был плодовитым карикатуристом в конце 1960-х - начале 1970-х годов; на пике своей производительности он напечатал 320 страниц за два года. [12] Тогда он написал большую часть своих самых известных работ. [22] включая его ленту Keep On Truckin' , а также ленты с участием таких персонажей, как богемный кот Фриц , духовный гуру мистер Натурал и чрезмерно сексуальный афроамериканский стереотип Энджелфуд МакСпейд . [23] В этот период он выпустил серию сольных изданий, включая Despair , Uneeda (опубликованные Print Mint в 1969 и 1970 годах соответственно), Big Ass Comics , R. Crumb's Comics and Stories , Motor City Comics (все опубликованы Rip Off Press в 1969), Home Grown Funnies ( Kitchen Sink Press , 1971) и Hytone Comix ( Apex Novelties , 1971), а также основал порнографические антологии Jiz и Snatch (обе Apex Novelties, 1969). [24]
Работы Крамба также появились в Nasty Tales , британском андеграундном комиксе 1970-х годов. Издатели были оправданы на знаменитом судебном процессе по делу о непристойности в 1972 году в Олд-Бейли в Лондоне; первый подобный случай с комиксом. Давая показания на суде, один из подсудимых сказал о Крамбе: «Он самый выдающийся и, безусловно, самый интересный художник из андеграунда, и это (Грязный пес) — раблезианская сатира очень высокого порядка. совершенно сознательно использует грубость, чтобы подчеркнуть мнение о социальном лицемерии». [25] [26]
Чудак (1980–1993)
[ редактировать ]Во время медитации в 1980 году Крамб задумал журнал с примитивной эстетикой, вдохновленный панк-журналами , Mad и мужскими журналами 1940-х и 1950-х годов. [27] С 1981 года Крамб редактировал первые девять выпусков из двадцати восьми выпусков журнала Weirdo , опубликованного издательством Last Gasp ; [28] его вклад и вкусы также определили содержание последующих выпусков, которые редактировали Питер Багге до № 17 и Алин до конца выпуска. [27] В журнале фигурировали новые и старые художники-карикатуристы, и реакция на него была неоднозначной. Крамба Фуметти были настолько непопулярны, что никогда не появлялись в коллекциях Крамба. [29]
Дальнейшая жизнь (1994 – настоящее время)
[ редактировать ]Крамбс переехали в дом в Сове (Гар, юго-восточная Франция) в 1991 году, что, как сообщается, было профинансировано за счет продажи шести альбомов Крамба. [30] Документальный фильм «Крашка » режиссёра Терри Цвигоффа вышел в 1994 году. [31] — проект, над которым Цвигофф работал с 1985 года. [28] Фильм получил несколько крупных похвал критиков.
С 1987 по 2005 год издательство Fantagraphics Books опубликовало семнадцатитомный сборник комиксов Complete Crumb Comics. [32] и десять томов эскизов. Крамб (как «Р. Крамб») регулярно публикуется в журнале Mineshaft , который с 2009 года выпускает сериал «Отрывки из дневника снов Р. Крамба». [33]
В 2009 году Крамб выпустил «Книгу Бытия» , полную иллюстрированную версию графического романа библейской Книги Бытия . [34] [35] В 2016 году Художественный музей Сиэтла представил оригинальные рисунки к «Книге Бытия» в рамках выставки под названием «Мастера графики: Дюрер, Рембрандт, Хогарт, Гойя, Пикассо, Р. Крамб». [36]
В январе 2015 года Крамба попросили представить карикатуру в левый журнал Libération как дань уважения в Charlie Hebdo стрельбе . Он прислал рисунок под названием «Трусливый карикатурист», изображающий иллюстрацию задней стороны «Мохамида Бахша», отсылку к Мухаммеду , основателю ислама, и Ральфу Бакши , кинорежиссеру, который когда-то планировал экранизировать кота Фрица. [37] [38]
Профессиональное сотрудничество
[ редактировать ]Друг автора комиксов Харви Пекара , Крамб проиллюстрировал более 30 рассказов Пекара в серии комиксов « Американское великолепие» , в основном в первых восьми выпусках (1976–1983). [39] Соредактор The Complete Crumb Comics Роберт Фиоре написал об их сотрудничестве:
... в «Американском великолепии » работа Крамба выделялась... тем, как он действительно заставил петь голос Пекара. Его стиль воплотил голос Пекара... Он превратил сценарии Пекара в чистый комикс, во что-то, что было бы хуже в любом другом средстве... Но я думаю, что то, что делает все их сотрудничество такими успешными, - это тот факт, что Крамб столь же симпатичен сотрудник, каким когда-либо был Пекар. Дело не только в том, что Крамб рисует лучше всех остальных, он знал, что рисовать. Так же, как Пекар знал, что писать... Их взаимопонимание друг друга помогло мне оценить каждого как артиста и голос... [40]
Крамб сотрудничал со своей женой Алин Комински-Крамб над многими лентами и комиксами, включая комиксы «Грязная стирка» , комиксы о ненависти к себе и работы, опубликованные в журнале The New Yorker . [41]
В 1978 году Крамб разрешил использовать свои работы в качестве графических дизайнов резиновых штампов компанией Top Drawer Rubber Stamp Company , результатом сотрудничества карикатуриста Арта Шпигельмана , издателя Франсуазы Мули и людей, живущих в творческом центре Quarry Hill в Рочестере, штат Вермонт . Изображения Р. Крамба оказались одними из самых популярных дизайнов, созданных этой авангардной компанией по производству графических марок. [42]
В 1980-х и 1990-х годах Крамб иллюстрировал ряд рассказов писателя Чарльза Буковски , в том числе сборник « Капитан вышел на обед, а моряки захватили корабль » и рассказ « Принеси мне свою любовь ». [43]
В 1984–1985 годах Крамб создал серию иллюстраций для юбилейного издания романа Эдварда Эбби на экологическую тему «Банда гаечных ключей» , опубликованного в 1985 году издательством Dream Garden Press в Солт-Лейк-Сити. Многие из этих иллюстраций также появились в календаре Monkey Wrench Gang 1987 года и до сих пор доступны на футболках. [44]
«Р. Крамб Комикс» , театральная постановка, основанная на его произведениях и поставленная Джонни Саймонсом, была поставлена в Форт-Уэрте, штат Техас , в 1986 году. Она была возрождена в Университете Дьюка в 1990 году, и в ней снимался Авнер Айзенберг . Разработкой пьесы руководил Крамб, который также выступал в качестве художника-постановщика, рисуя на полах и стенах декораций огромные изображения некоторых из своих самых известных персонажей. [45]
Сотрудничество Крамба с Дэвидом Зейном Майровицем , иллюстрированная, частично комическая биография и библиография «Знакомство с Кафкой» (1993), также известная как «Кафка для начинающих », является одной из его менее сексуальных и сатирических, сравнительно интеллектуальных работ. Он хорошо известен и благосклонно принят, и из-за своей популярности был переиздан как «Кафка» Р. Крамба .
Музыкальные проекты
[ редактировать ]Крамб часто рисовал комиксы о своих музыкальных интересах в блюзе , кантри , мятлике , каджунском стиле , французском бал-мюзете , джазе , биг-бэнде и свинге 1920-х и 1930-х годов, и они также сильно повлияли на выбор саундтрека для фильма его коллеги по группе Цвигоффа «Crumb» 1995 года. документальный фильм. В 2006 году он подготовил, собрал и проиллюстрировал книгу « Герои блюза, джаза и кантри» Р. Крамба с прилагаемым компакт-диском, созданным на основе трех серий коллекционных карточек , первоначально опубликованных в 1980-х годах. [46]
Крамб был лидером группы R. Crumb & His Cheap Suit Serenaders , в которой он пел вокал, написал несколько песен и играл на банджо и других инструментах. [47] Крамб часто играет на мандолине с Иденом и Джоном в East River String Band и нарисовал для них четыре кавера: «Drunken Barrel House Blues» 2009 года , «Some Cold Rainy Day» 2011 года 2008 года, «Be Kind To A Man When He's Down» , на которой он играет на мандолине , последний (( 2022) "Goodbye Cruel World", на которой он поет вокал, играет на гавайской гитаре, мандолине и типле. В 2013 году он сыграл на их альбоме Take A Look at That Baby , а также принял участие в сопровождающем его музыкальном клипе .
Вместе с Домиником Кравичем в 1986 году он основал "Les Primitifs du Futur" - французскую группу, чья эклектичная музыка включала в себя бал-мюзет, фолк, джаз, блюз и музыку мира - играющую на их альбомах "Cocktail d'Amour" (1986). «Троп-де-Рут, Троп-де-Поезд» (1995), «Всемирный мюзет» (1999). [48] и «Племенной мюзет» (2008). Он также предоставил обложки для этих альбомов.
Крамб выпустил компакт-диски, представляющие собой антологию старых оригинальных исполнений, почерпнутых из коллекционных со скоростью вращения 78 оборотов в минуту граммофонных пластинок . Его альбом «Это то, что я называю сладкой музыкой» был выпущен в 1999 году, а альбом «Горячие женщины: женщины-певицы из жарких регионов» — в 2009 году. Chimpin’ the Blues — результат сотрудничества с другим коллекционером пластинок Джерри Золтеном , в котором редкие записи сочетаются с разговорами о музыке и музыкантах. был выпущен в 2013 году. Крамб также нарисовал обложки для этих компакт-дисков.
Обложки альбомов
[ редактировать ]Крамб проиллюстрировал множество обложек альбомов, в первую очередь «Cheap Thrills» группы Big Brother and the Holding Company и сборника « The Music Never Stopped: Roots of the Grateful Dead» .
В период с 1974 по 1984 год Крамб нарисовал как минимум 17 обложек альбомов Yazoo Records / Blue Goose Records , в том числе обложки Cheap Suit Serenaders. Он также создал обновленный логотип и дизайн звукозаписывающей компании Blue Goose Records, которые использовались с 1974 года.
В 1992 и 1993 годах Роберт Крамб участвовал в проекте голландской группы The Beau Hunks и предоставил обложки для обоих их альбомов. The Beau Hunks исполняют оригинальную музыку Laurel & Hardy 1 и 2. Он также иллюстрировал буклеты к альбомам.
В 2009 году Крамб нарисовал обложку для антологии французской традиционной музыки на 10 компакт-дисках, составленной Гийомом Вейе для Frémeaux & Associés. [49] В следующем году он создал три обложки для книги Кристофера Кинга « Aimer Et Perdre: Любить и терять: песни, 1917–1934» . [50]
Стиль
[ редактировать ]Как рассказал Крамб в своем биографическом фильме , его работы поначалу были очень условными и традиционными. Его ранние работы демонстрируют более сдержанный стиль. По словам Крамба, это был длительный прием ЛСД , который «оставил его в замешательстве на два месяца» и привел к тому, что он принял сюрреалистический психоделический стиль, благодаря которому он стал известен. [51]
Коллега в области андеграундных комиксов Виктор Москосо так прокомментировал свое первое впечатление о работах Крамба в середине 1960-х годов, еще до личной встречи с Крамбом: «Я не мог сказать, был ли это старик, рисовавший молодого человека, или молодой человек, рисующий старость». [52] Карикатурный стиль Роберта Крамба основан на работах художников-мультипликаторов предыдущих поколений, в том числе Билли ДеБека ( Барни Google ), С.Э. Брока (иллюстратора старых сборников рассказов), Джина Ахерна комиксов , Бэзила Вулвертона ( Powerhouse Pepper ), Джорджа Бейкера. ( Грустный мешок ), Уба Иверкса анимационные персонажи , рисунки Айседора Фреленга к ранним «Веселым мелодиям» и «Луни Тюнз» 1930-х годов, Сидни Смит ( «Гампс» ), Руб Голдберг , Э.К. Сегар ( «Попай» ) и Бад Фишер ( «Мутт» ). и Джефф ). Крамб процитировал Карла Баркса , который иллюстрировал диснеевские комиксы «Дональд Дак», и Джона Стэнли (« Маленькая Лулу» ), оказавших влияние на его повествовательный подход, а также Харви Курцмана из Mad журнала Magazine.
После выпусков 0 и 1 Zap Крамб начал работать с другими, первым из которых был С. Клэй Уилсон . Крамб рассказал о том, когда он впервые увидел работу Уилсона: «Содержание было таким, чего я никогда раньше не видел... кошмарное видение ада на земле...» И «Внезапно моя собственная работа показалась пресной... " [53]
Крамб остается заметной фигурой как художник и влиятельный человек в среде альтернативных комиксов . Его называют гением такие таланты комиксов, как Хайме Эрнандес , Дэниел Клоуз и Крис Уэр . Осенью 2008 года в Институте современного искусства в Филадельфии прошла крупная выставка его работ, получившая положительную оценку в The New York Times. [54] и в The Philadelphia Inquirer . [55]
Повторяющиеся персонажи Крамба
[ редактировать ]- Энджелфуд МакСпейд (1967–1971) - чернокожая женщина крупного телосложения, нарисованная как расистская карикатура на коренных жителей Африки. Обычно ее изображают подвергающейся сексуальной эксплуатации или манипуляции со стороны мужчин.
- БоБо Болински (1968–1972) - «колючий завсегдатай ». [56]
- Девушка-дьяволица (1987–1995) - амазонка, которая является объектом одержимости мистера Натурала в более поздних комиксах; настоящее имя Шерил Борк [57]
- Эггс Экли (1968–1971) – веселый молодой продавец яиц.
- Флаки Фунт (1967–2002) - невротический ученик мистера Натурала.
- Кот Фриц (1965–1972) - кошачий мошенник, который часто отправлялся в дикие приключения, иногда включая сексуальные выходки.
- Ханибанч Камински (1970–1972) - сбежавший подросток крупного телосложения и подруга ProJunior. [а]
- Ленор Голдберг (1969–1970) - лидер Girl Commandos, группы молодых женщин-революционеров.
- Мистер Натурал (1967–2002) – ненадежный святой человек.
- Шуман-Человек (1969–1977) – еще один невротический мужской персонаж.
- Сноид . (1967–1979) – миниатюрный сексуальный маньяк и раздражающее присутствие
Награды и почести
[ редактировать ]Крамб получил несколько наград за свою работу, в том числе премию Inkpot Award в 1989 году. [60] номинация на Специальную премию Харви за юмор в 1990 году и Гран-при Ангулема в 1999 году.
Вместе с Джеком Кирби , Уиллом Эйснером , Харви Курцманом , Гэри Пантером и Крисом Уэром Крамб был среди художников, отмеченных на выставке «Мастера американских комиксов» в Еврейском музее в Нью-Йорке с 16 сентября 2006 года по 28 января. , 2007. [61] [62]
В 2017 году оригинальная обложка Крамба для коллекции «Кот Фриц» 1969 года , опубликованной Ballantine, была продана на аукционе за 717 000 долларов, что на тот момент было самой высокой продажной ценой для любого произведения американского мультипликационного искусства. [63]
В СМИ
[ редактировать ]Помимо многочисленных кратких телевизионных репортажей, Крамбу посвящено как минимум три телевизионных или театральных документальных фильма.
- Перед выходом в 1972 году киноверсии « Кота Фрица » австрийский журналист Георг Стефан Троллер взял интервью у Крамба для тридцатиминутного документального фильма под названием «Comics und Katerideen» о жизни и искусстве Крамба, который он описывает как «воплощение современной популярности белой Северной Америки». art» – как эпизод его документального формата Personenbeschreibung (буквально «Описание человека»), транслировавшегося на немецком телевидении ZDF . Документальный фильм также включает в себя обзор будущего фильма «Фриц» , а также интервью с Ральфом Бакши . К середине-концу 2000-х его все еще можно было увидеть в ротации в рамках серии Personenbeschreibung на принадлежащем ZDF специализированном цифровом канале ZDFdokukanal (в 2009 году заменен новым каналом ZDFneo ).
- Арена : Признания Роберта Крамба ( BBC Two , 13 февраля 1987 г.) [64]
- Крамб (1994), документальный фильм Терри Цвигоффа
Крамб и его работы представлены в Рона Манна » «Секретах комиксов (1988).
В «Звездные войны» фильме «Возвращение джедая» (1983) имя (и аспекты внешности) персонажа Салациуса Б. Крамба произошли от Крамба и являются данью ему. [65] [66]
В фильме 2003 года «Американское великолепие » Крамба сыграл Джеймс Урбаниак . Жена Крамба Алин заявила, что ненавидела эту интерпретацию и никогда бы не вышла замуж за Роберта, если бы он был таким. [67]
В 2005 году Крамб подал в суд на Amazon.com после того, как на их веб-сайте была использована версия его широко известного персонажа из « Продолжайте ездить на грузовиках» . Ожидалось, что дело будет решено во внесудебном порядке. [68]
Андеграундный рэп-исполнитель Эзоп Рок несколько раз упоминает Крамба в своих текстах, в том числе в песнях "Catacomb Kids" с альбома None Shall Pass и "Nickel Plated Pockets" с его EP " Daylight ".
«Сексуальные навязчивые идеи» Р. Крамба , сборник его наиболее откровенных сексуально ориентированных рисунков и комиксов, был выпущен издательством Taschen Publishing в ноябре 2007 года. В августе 2011 года, из-за опасений по поводу своей безопасности, Крамб отменил планы посетить фестиваль Graphic 2011 в Сиднее. , Австралия, после того, как таблоид назвал его «самопризнанным сексуальным извращенцем» в статье под заголовком «Культовый гений или грязный чудак?» [69] [70]
В 2012 году Крамб появился в радиошоу John's Old Time Radio Show , рассказывая о старой музыке, сексе, инопланетянах и снежном человеке . Он также проигрывал пластинки со скоростью 78 об / мин в своей звукозаписывающей комнате на юге Франции. Он появился на шоу и записал как минимум четырнадцать часовых подкастов. [71] [72]
Личная жизнь
[ редактировать ]Крамб был женат дважды. Впервые он женился на Дане Морган в 1964 году. [15] которые родили сына Джесси в 1968 году. [73] Крамб познакомился с карикатуристкой Алин Комински в 1972 году; [74] их отношения вскоре стали серьезными, и они начали жить вместе (на той же территории, что и Дана Крамб). [75] В 1978 году Крамб развелся с Даной и женился на Алин, с которой Крамб часто сотрудничал. [22] В сентябре 1981 года Алин родила Крамбу второго ребенка, Софи . [28] Роберт, Алин и Софи переехали в небольшую деревню недалеко от Сова на юге Франции в 1991 году. [76] Дана умерла в 2014 году. [77] Алина умерла в 2022 году. [78]
В шесть лет сын Крамба появился в качестве персонажа в комиксе Роберта и Алин «Грязная стирка № 1» ( Cartoonists Co-Op Press , 1974); он также появился взрослым в документальном фильме Терри Цвигоффа 1994 года «Крашка» . В канун Нового года, 31 декабря 2017 года, сын Крамба серьезно пострадал в автокатастрофе недалеко от Филлипсвилля, штат Калифорния , и скончался через три дня; ему было 49 лет. [73]
Крамб был членом Церкви Сверхгениев . [79]
Критический прием
[ редактировать ]Крамб часто подвергался критике из-за повторяющихся тем, изображающих сексуальное и жестокое насилие над женщинами. [80] Сам Крамб часто признавал свою неуверенность и враждебность по отношению к женщинам:
У меня такая враждебность по отношению к женщинам. Я признаю это. ... Это там, под открытым небом. ... Это очень сильно. Оно безжалостно вырывается из меня на бумагу. ... Я надеюсь, что раскрытие этой правды о себе каким-то образом поможет, ... но я должен это сделать. [81]
Помимо того, что Крамб был объектом спекуляций со стороны критических теоретиков и академических исследователей, он также находился под пристальным вниманием писательницы-феминистки Дейдры Инглиш . Инглиш заявил, что Крамб в своей работе предается «свободным фантазиям», постоянно стирая грань между развлечениями и порнографией. [82]
Он также подвергался критике со стороны коллег, таких как Трина Роббинс , которая назвала Крамба «сексистской свиньей». [83] из-за его сексуальной враждебности по отношению к женщинам. [84]
Работы Крамба также наполнены отвратительными образами афроамериканцев (таких как его повторяющийся персонаж Энджелфуд МакСпейд ), которые часто изображаются как бедные, племенные и карикатурные . Крамб часто использовал афроамериканских персонажей в качестве «символов», представляя собой повторно используемые образы, такие как клоуны, соплеменники, спортсмены и т. д. Исследователь Эдвард Шеннон интерпретировал темы истории Крамба, содержащей маргинализированные африканцы, в книге «Когда ниггеры захватывают Америку» (опубликовано). в 1993 году в Weirdo ) так: «Крамб… исследует как американскую мечту, так и ее кошмарное отражение; в этой… полосе полностью американские белые дети среднего класса изображены каннибалами, жаждущими сожрать обесцененных и дегуманизированных . других » [85] Крамб ответил на критику, заявив, что он не изобрел расистские карикатуры, но что они были частью американской культуры, в которой он вырос. [86] [87] Он рассматривает свое искусство как критику самого расистского стереотипа и предполагает, что аудитория, читавшая его работы в конце 1960-х, не была расистами и поймет его намерения. [86] [88]
Библиография (избранное)
[ редактировать ]Комиксы
[ редактировать ]- Выпуски Zap Comix с 1 и 0 (1968 г.) по крайней мере 9 (1978 г.) и еще несколько ( Apex Novelties , Print Mint , Last Gasp и другие временные торговые марки, обычно находящиеся под контролем Крамба, 1968–2016 гг.) - № 0 и № 1. все нарисованы Крамбом, у остальных есть истории, написанные другими
- Выпуски 1–3 Snatch Comics (Apex Novelties/Print Mint, конец 1968 г. - август 1969 г.) - № 1 Крамба и С. Клея Уилсона , в остальных также есть рассказы других авторов.
- «Кот Фриц» Р. Крамба ( Ballantine Books , Нью-Йорк, 1969) (ISBN не указан) – все Крамб; около половины переизданий
- Комиксы и рассказы Р. Крамба: апрель 1964 г. ( Rip Off Press , 1969) - все Крамб; сингл 10 стр. рассказ о коте Фрице и инцесте (первоначально создан в 1964 году)
- Отчаяние (Print Mint, 1969) - вся крошка
- Комиксы Motor City № 1–2 (Rip Off Press, апрель 1969 г. - февраль 1970 г.) - все крошки
- Комиксы Big Ass № 1–2 (Rip Off Press, июнь 1969 г. - август 1971 г.) - все крошки
- Мистер Натурал № 1–3 ( Компания комиксов Сан-Франциско , август 1970 г. - Kitchen Sink Enterprises, 1977) - все крошки
- Uneeda Comix, «Художественный комикс!» (Print Mint, август 1970 г.) - несколько коротких стрипов Крамба. Самый длинный, последний и самый сильный продолжается на задней обложке в цвете.
- Домашние шутки ( Kitchen Sink Enterprises , январь 1971 г.) - все крошки
- Ваш Hytone Comix (Apex Novelties, 1971) - все крошки
- XYZ Comics (Kitchen Sink Press, июнь 1972 г.) - все крошки
- The People's Comics ( издательство Golden Gate Publishing Company , сентябрь 1972 г.) – все крошки. Он содержит полосу, в которой есть Крамб-Лэнд (черная пустота), а также полосу, в которой убит Кот Фриц.
- Художественные комиксы (издательство Golden Gate Publishing Company, март 1973 г.) - полностью Крамб, с иллюстрациями (среди прочего) Алины Комински .
- Черно-белые комиксы (Apex Novelties, июнь 1973 г.) - все крошки
- Комиксы о грязной прачечной № 1–2 ( Cartoonists Co-Op Press / Last Gasp, июль 1974 г. - декабрь 1977 г.) - Р. Крамб и Алин Комински
- Комиксы, пользующиеся лучшими покупками (Apex Novelties, 1979) - Р. Крамб и Алин Комински
- Snoid Comics (Kitchen Sink Enterprises, 1980) - все крошки
- Хуп № 1–4 (Последний вздох, 1987–1992) - все крошки
- Идентификатор № 1–3 (Fantagraphics, 1990–1991) – все Крошки
- Комиксы с ненавистью к себе (Fantagraphics, февраль 1995 г. - май 1997 г.) - Р. Крамб и Алин Комински-Крамб
- Мистические шутки № 1–3 (Алекс Вуд, Last Gasp, Fantagraphics, 1997–2002) – все крошки
- Шахта №5 – настоящее время (декабрь 2000 г. –)
Сборники и графические романы
[ редактировать ]- Комикс Р. Крамба ( Viking Press , 1968) – антология; переиздан Fireside Books в 1988 году с новым предисловием Крамба; ISBN 0-671-66153-1
- Книга Р. Крамба «Ням-ням» (Scrimshaw Press, 1975) - первоначально создана в 1963 году; позже переиздано как Big Yum Yum Book: The Story of Oggie and the Beanstalk издательством Snow Lion Graphics /SLG Books, 1995 г.
- Серия альбомов для рисования Р. Крамба (Две тысячи один, 1981–1997) - позже переиздана в 10 томах издательством Fantagraphics.
- Библия грязи (Футурополис, 1986) - сборник эротических комиксов Крамба разных лет.
- The Complete Crumb Comics ( Fantagraphics Books , 1987–2005) — 17 томов
- Знакомство с Кафкой (Totem Books, 1993) ISBN 1-84046-122-5 - с писателем Дэвидом Зейном Майровицем
- Америка Р. Крамба (Дистрибьюторы SCB, 1995) ISBN 0-86719-430-8
- Комиксы о семье Крамбов (Последний вздох, 1998) ISBN 978-0867194616 - сборник рассказов каждого члена семьи Крамб, включая Алин Комински-Крамб , Чарльза Крамба , Максона Крамба и Софи Крамб.
- Комиксы Боба и Харва (Running Press, 1996) ISBN 978-1568581019 - сотрудничество с Харви Пекаром
- Художественная книга журнального столика Р. Крамба ( Little, Brown and Company , 1997) ISBN 0-316-16306-6 - отредактирован и разработан Питером Попласки.
- Шансы и концы ( Bloomsbury Publishing UK, 2001) ISBN 978-0-7475-5309-0
- Справочник Р. Крамба (2005). Лондон: Публикации MQ. ISBN 1-84072-716-0 - отредактирован и разработан Питером Попласки.
- Герои блюза, джаза и кантри Р. Крамба ( Гарри Н. Абрамс , 2006) ISBN 978-0-81093-086-5
- Сексуальные одержимости Р. Крамба ( Taschen , 2007)
- Ваша жизненная энергия меня ужасает (Turnaround Publisher, 2008) ISBN 978-1-56097-310-2
- Книга Бытия ( WW Norton & Company , 2009) ISBN 978-0-393-06102-4 ОСЛК 317919486
- Книга мистера Натурала (Fantagraphics, 2010) ISBN 978-1-60699-352-1
- Полная коллекция обложек пластинок (WW Norton & Company, 2011) ISBN 978-0-393-08278-4
- Сладкая сторона Р. Крамба (WW Norton, 2011) ISBN 978-0-393-33371-8
- Нарисованные вместе: Собрание сочинений Р. и А. Крамбов ( Boni & Liveright , 2012) ISBN 978-0-871-40429-9 - Р. Крамб и Алин Крамб
- Странные годы: 1981–93 (Последний вздох, 2013) ISBN 978-0867197907
См. также
[ редактировать ]- Чарльз Аддамс
- Джон М. Кроутер
- Эдвард Гори
- Гэри Ларсон
- Лорин Морган-Ричардс
- Шел Сильверстайн
- Марвин Таунсенд
- Гаан Уилсон
- Крошка (фильм)
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Дункан и Смит, 2013 , с. 158.
- ^ Далзелл, Том (13 января 2020 г.). «Каким необычным был Беркли: здесь был Р. Крамб, андеграундный художник комиксов» . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Крамб, Семейные комиксы Роберта Крамба . Последний вздох, 1998; ISBN 0-86719-427-8
В семейных комиксах Крамб Роберт Крамб подробно обсуждал свое происхождение в рукописном эссе. - ^ Крамб, Максон, изд. (1998). Семейные комиксы Крамб . Сан-Франциско, Калифорния: Последний вздох. стр. 105, 129. ISBN. 0867194278 .
- ^ «Одиссея Р. Крамба» . Уолл Стрит Джорнал . 27 мая 2015 года . Получено 8 мая 2020 г. - через www.wsj.com.
- ^ Некролог Кэрол
- ^ Дункан и Смит, 2013 , с. 158; Гольдштейн 2013 , с. 517.
- ^ Гутманн, Эдвард (3 октября 2006 г.). «Все еще в тени, самостоятельный художник» . СФГейт . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Р. Крамб» . Знаменитые жители Эймса . AmesHistoricalSociety.org. Архивировано из оригинала 22 августа 2007 года . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Маремаа 2004 , с. 29.
- ^ Маремаа 2004 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б с Гольдштейн 2013 , с. 517.
- ^ Jump up to: а б Дункан и Смит, 2013 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Маремаа 2004 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Берджесс 2000 .
- ^ Гольдштейн 2013 , с. 518.
- ^ Холм 2005 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Миннесота; Монтамат, Тибо (15 сентября 2022 г.). «Р. Крамб имеет в виду некоторое оскорбление; даже из своего убежища во Франции художник комиксов по-прежнему заставляет пульс Америки учащаться» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Холм 2005 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Холм 2005 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б с Харви 1996 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б Дункан и Смит, 2013 , с. 160.
- ^ Дауд, Дуглас Б.; Хигнит, Тодд (2006). Стриптиз, мультяшки и блюз: очерки комиксов и культуры . Нью-Йорк: Princeton Architectural Press, стр. 76–79. ISBN 978-1-56898-621-0 .
- ^ Сабин, Роджер (1996). «Уходя в подполье». Комиксы, комиксы и графические романы: история комического искусства. Лондон, Великобритания: Phaidon Press. п. 92. ISBN 0-7148-3008-9 .
- ^ «Процесс против гадких сказок 2» . funtopia.pwp.blueyonder.co.uk. 9 февраля 1973 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2011 года . Проверено 14 января 2011 г.
- ^ Журнал «International Times», № 147, 9 февраля 1973 г., стр. 17–20.
- ^ Jump up to: а б Холм 2005 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с Холм 2005 , с. 82.
- ^ Холм 2005 , стр. 83–85.
- ^ Холм 2005 , с. хх.
- ^ Холм 2005 , с. 97.
- ^ Холм 2005 , с. 85.
- ^ Пальмьери, Джоя. "Обновлять" . Журнал «Шахтный вал» . Проверено 11 декабря 2010 г.
- ^ Гастинс, Джордж Джин (23 октября 2009 г.). «Список бестселлеров графических книг» (рецензия на книгу) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 октября 2009 г.
- ^ Р. Крамб. «Происхождение Крамба, сексуальный роман с грудью и костяшками пальцев» . Нпр.орг . Проверено 14 января 2011 г.
- ^ «Мастера графики: Дюрер, Рембрандт, Хогарт, Гойя, Пикассо, Р. Крамб» . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ «Легендарный карикатурист Роберт Крамб о резне в Париже», New York Observer (10 января 2015 г.).
- ^ Пипенбринг, Дэн (13 января 2015 г.). «Разновидность бреда» . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Макардл, Теренс. «Харви Пекар мертв: автору комиксов American Splendor было 70 лет», Washington Post . 13 июля 2010 г.
- ^ Фиоре, Роберт. «Харви Пекар, RIP», блог Fantagraphics (13 июля 2010 г.).
- ^ Джонс, Джонатан. «Комиксы с ненавистью к себе, Роберт Крамб (1994)» The Guardian , 19 августа 2000 г. Проверено 25 сентября 2014 г.
- ^ Журнал RubberStampMadness № 1 (1980), стр. 10.
- ^ Попова, Мария. «Р. Крамб иллюстрирует Буковски» www.brainpickings.org. Проверено 25 сентября 2014 г.
- ^ Слатта, Ричард В. (2001). Мифический Запад: энциклопедия легенд, преданий и популярной культуры . АВС-КЛИО. п. 236 . ISBN 9781576071519 .
Календарь банды гаечных ключей на 1987 год.
- ^ Шарп, Сьюзен. «Эксцентрик Авнер оживляет комиксы», The Chronicle (9 ноября 1990 г.), стр. 4, 6.
- ↑ Дэнни Бейкер, «Какой праздник крошек», The Observer , 8 октября 2006 г. Проверено 17 декабря 2013 г.
- ^ Линч, Меган. «Серенадеры в дешевых костюмах», AllMusic.com. По состоянию на 17 ноября 2019 г.
- ^ "World Musette - Les Primitifs du Futur | Песни, обзоры, авторы | AllMusic" . Проверено 8 мая 2020 г. - через www.allmusic.com.
- ^ «Мировая музыка Франции: антология записей традиционной музыки, сделанных между 1900 и 2009 годами (10 компакт-дисков)» . Fremoaux.com . Проверено 14 января 2011 г.
- ^ «Aimer et Perdre: любить и терять песни, 1917–1934» . tompkinssquare.com . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Книга по искусству журнального столика Р. Крамба , с. 67
- ^ Стоун, Такер. «Журнал комиксов» . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Искусство С. Клея Уилсона , Ten Speed Press, 2006, с. VII.
- ^ Мистер Натурал идет в музей , 5 сентября 2008 г., The New York Times.
- ↑ Выход из подполья , 31 августа 2008 г., The Philadelphia Inquirer.
- ^ Uneeda Comix (The Print Mint, [август] 197 г.).
- ^ "Kitchen Sink Press представляет: Crumby Stuff" , веб-сайт Sony Pictures Classics (1995). По состоянию на 9 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Беккерман, Гейл. «ПРОФИЛЬ: Йоко Оно из комиксов на ее собственных условиях», New York Times (14 мая 2018 г.).
- ^ Крамб, Р. Без названия [«Я не плейбой! Я рабочий!»], Bijou Funnies # 4 (1970).
- ^ Премия «Чернильница»
- ^ «Выставки: Мастера американских комиксов» . Еврейский музей. Архивировано из оригинала 11 мая 2011 года . Проверено 10 августа 2010 г. . .
- ^ Киммельман, Майкл. «Увидимся в забавных газетах» (художественный обзор), The New York Times , 13 октября 2006 г.
- ↑ Грипп, Милтон , «Новая рекордная цена для американского комикса: Кот Роберта Крамба», ICv2 (19 мая 2017 г.).
- ^ «Трансляция — Индекс программ BBC» . 13 февраля 1987 года.
- ^ ЛУИ, БРЭНДОН (1 июня 2022 г.). «Звездные войны: Фил Типпетт раскрывает веселую историю происхождения Салациуса Крамба» . Экранная ругань .
- ^ ВАЛЬВЕРДЕ, ГЕКТОР (7 июля 2020 г.). «Какое САМОЕ САМОЕ имя из «Звездных войн» во вселенной «Звездных войн»?» . ЦБ РФ .
- ^ Джуэлл, Стивен. «Р. Крамб, Питер Попласки: Справочник Р. Крамба», NZ Herald (2 июля 2005 г.).
- ^ Гевен, Дженнифер (28 декабря 2005 г.). «Художник комиксов Крамб подает в суд на Amazon» . CNet . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ «Художник-график Крамб отменяет визит в Австралию» . Архивировано из оригинала 24 января 2013 года . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Фултон, Адам (10 августа 2011 г.). «Токсичный поворот и опасения по поводу безопасности раздражали приехавшего в гости карикатуриста» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ «Радиошоу Джона в старые добрые времена» . www.eastriverstringband.com .
- ^ «Радио-шоу John's Old Time Джона Хенегана в Apple Podcasts» . Apple Подкасты . Июнь 2023.
- ^ Jump up to: а б Бернс, Райан. «Джесси Крамб, житель Эврики и сын знаменитого карикатуриста Роберта Крамба, умер после автокатастрофы в канун Нового года в СоХуме», Застава на затерянном побережье (8 января 2018 г.).
- ^ Художественные редакторы. «Р. Крамб и Алин Комински-Крамб проветривают грязное белье», Artsy.net (14 января 2017 г.).
- ^ Багге, Питер. «Интервью Алин Комински-Крамб», The Comics Journal № 139 (декабрь 1990 г.).
- ↑ Фарбер, Селия (10 января 2015 г.). «Легендарный карикатурист Роберт Крамб о резне в Париже» . Нью-Йоркский обозреватель .
- ^ Рифкин, Карен. «В память о Дане Кэрол Морган Крамб Калдвир», Ukiah Daily Journal (6 сентября 2014 г.).
- ^ "Новаторская андерграундная карикатуристка Алин Комински-Крамб умерла в возрасте 74 лет"
- ^ «Церковь субгениев наконец-то играет честно» . Техасский ежемесячник . 2 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2017 г.
- ^ Шеннон, Эдвард (2012). «Позорное, нечистое искусство: автобиографические комиксы Роберта Крамбса и поэты-исповедники». Центр биографических исследований . 35 (4): 629 – через Project Muse.
- ^ Шеннон, Эдвард (2010). «Что-то черное в американской психике: формальные инновации и фрейдистские образы в комиксах Уинзора Маккея и Роберта Крамба». Канадский обзор американских исследований . 40 (2): 210. doi : 10.3138/cras.40.2.187 . ПМИД 20827838 . S2CID 11674940 .
- ↑ Английский цитируется в Row, DK «R. Crumb: A Crummy Life», The Oregonian (15 февраля 2008 г.): «Дейдра Инглиш, которая видит [s], просто, торговца мизантропией, женоненавистнического, расистского ребенка-мужчину. получая одобрение от его чрезмерных представлений о сексе, расе и женщинах».
- ^ Прекап, Микаэла (2011). «Графические женщины: жизненный рассказ и современный комикс». Биография . 34 (3, лето 2011 г.): 546. doi : 10.1353/bio.2011.0038 . S2CID 162340312 .
- ^ Бергер, А. (продюсер) и Цвигофф, Т. (режиссер). (1994). Крамб [Кинофильм]. США: Превосходные фотографии
- ^ Шеннон, Эдвард (2010). «Что-то черное в американской психике: формальные инновации и фрейдистские образы в комиксах Уинзора Маккея и Роберта Крамба». Канадский обзор американских исследований . 40 (2): 203. doi : 10.3138/cras.40.2.187 . ПМИД 20827838 . S2CID 11674940 .
- ^ Jump up to: а б Холм 2004 .
- ^ Хаксли 2001 .
- ^ Лопес 2009 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Берджесс, Стив (2 мая 2000 г.). «Р. Крамб» . Салон .
- Дункан, Рэнди; Смит, Мэтью Дж. (2013). «Крамб, Роберт» . Иконы американских комиксов: от Капитана Америки до Чудо-женщины . АВС-КЛИО . стр. 158–168. ISBN 978-0-313-39923-7 .
- Гольдштейн, Кальман (2013). «Роберт Крамб (1943–)» . В Кроссе, Мэри (ред.). Сто человек, которые изменили Америку 20-го века . АВС-КЛИО. стр. 516–521. ISBN 978-1-61069-085-0 .
- Харви, Роберт С. (1996). Искусство комиксов: эстетическая история . Университетское издательство Миссисипи . ISBN 978-0-87805-758-0 .
- Холм, ДК (2004). Р. Крамб: Беседы. Серия «Беседы с художниками-комиксами» . Университетское издательство Миссисипи . ISBN 978-1-57806-637-7 .
- Холм, ДК (2005). Роберт Крамб . Карманные предметы первой необходимости. ISBN 978-1-904048-51-0 .
- Хаксли, Дэвид (2001). Гадкие сказки: секс, наркотики, рок-н-ролл и насилие в британском андеграунде - серия исторических комиксов Spinal . Том. 2, Первобытный. Лондон: критическое видение. п. 135. ИСБН 978-1-900486-13-2 .
- Лопес, Пол (2009). Требование уважения: эволюция американского комикса . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Университета Темпл . стр. 80–82. ISBN 978-1-59213-443-4 .
- Маремаа, Томас (2004). «Кто этот Крамб?». В Холме, ДК (ред.). Р. Крамб: Беседы . Университетское издательство Миссисипи . стр. 16–33. ISBN 978-1-57806-637-7 .
- Маккенна, Кристина (23 апреля 1995 г.). «Шоу ужасов: новый фильм проливает тревожный свет на очень темные семейные тайны карикатуриста Роберта Крамба. Там гораздо больше, чем просто мистер Натурал» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 20 июля 2012 г.
- Саймонс, Джонни (2 апреля 1990 г.). «Комикс Р. Крамба» . Ютуб .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Буковски, Чарльз , писатель; Крамб Р., иллюстратор (1998). Капитан ушел на обед, а матросы захватили корабль. [ ISBN отсутствует ]
- Фабрикант, М. Крис, писатель; Крамб Р., иллюстратор (2005). Разорился! Навыки выживания в войне с наркотиками [ ISBN отсутствует ]
- Монггаард, Кристиан , писатель; Крамб Р., иллюстратор (2020). Я не могу делать красиво. Портрет и два интервью . Барбар Бёгер. ISBN 9788797165010.
Аудио/Видео
[ редактировать ]- Интервью Роберта Крамба: Принуждение к раскрытию (Видео). Хумлебек, Дания: Канал Луизианы , Музей современного искусства Луизианы. нд . Проверено 20 ноября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Роберт Крамб в базе данных комиксов (архив из оригинала )
- Роберт Крамб в базе данных интернет-спекулятивной фантастики
- «Р. Крамб и шахта! » . Мышление . nd Архивировано из оригинала 27 октября 2020 г. Проверено 20 ноября 2020 г.
- Граветт, Пол (11 марта 2007 г.). «Алин Комински Крамб: Я и мистер Крамб» . Независимое воскресное обозрение . Великобритания. Архивировано из оригинала 16 сентября 2020 года – на официальном сайте Пола Граветта.
- Роберт Крамб на IMDb
- Роберта Крамба Дискография на Discogs
- 1943 года рождения
- Живые люди
- Американские художники 20-го века
- Американские художники 21 века
- Американские романисты XX века
- Американские романисты XXI века
- Американские исполнители обложек альбомов и концертных афиш
- Альтернативные карикатуристы
- Американские эмигранты во Франции
- Американские писатели-графики
- Американцы английского происхождения
- Американцы шотландского происхождения
- Американские сатирики
- Американский субгений
- Американские эротические артисты
- Художники из Филадельфии
- Победители Гран-при города Ангулем
- Музыканты из Филадельфии
- Сырье (журнал)
- Коллекционеры пластинок
- Уилл Эйснер вручил призывникам Зала славы
- Писатели из Филадельфии
- Андеграундные художники
- Подземные карикатуристы
- Подпольные издатели
- Американские романисты-мужчины
- Споры о непристойности в комиксах
- Споры, связанные с расой, в комиксах
- Писатели из Пенсильвании
- Американские писатели научно-популярной литературы XXI века
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Уродская сцена
- Писатели, иллюстрировавшие свои произведения
- Лауреаты премии «Чернильница»
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские писатели-мужчины XXI века
- Контркультура 1960-х годов
- Контркультура 1970-х годов
- Контркультура 1980-х годов
- Контркультура 1990-х годов
- Контркультура 2000-х.
- Контркультура 2010-х годов
- Контркультура 2020-х годов