Геометрическое искусство

Часть серии о |
История греческого искусства |
---|
![]() |
Геометрическое искусство — это этап греческого искусства , характеризующийся в основном геометрическими мотивами в росписи ваз , который процветал к концу греческого средневековья и немного позже, ок. 1050–700 гг . до н.э. Его центр находился в Афинах , а оттуда стиль распространился среди торговых городов Эгейского моря . [ 1 ] Считалось, что так называемые греческие темные века длились с ок. 1100–800 гг. до н.э. [ 2 ] и включают фазы от протогеометрического периода до среднегеометрического периода I, который Кноделл (2021) называет доисторическим железным веком. [ 3 ] Вазы имели различное использование или назначение в греческом обществе, включая, помимо прочего, погребальные вазы и вазы для симпозиумов .
Использование
[ редактировать ]Похороны
[ редактировать ]Большие погребальные вазы (часто кратеры Дипилона для мужчин и амфоры с ручками на животе для женщин) [ 4 ] Они не только изображали погребальные сцены, но и имели практические цели : либо хранили прах, либо использовались в качестве надгробий. [ 5 ] На этих вазах часто были погребальные изображения в память об умерших; умершего человека изображали лежащим в одеянии ( протезис ), часто в окружении скорбящих членов семьи, или лежащим в постели и везенным к могиле с почетной процессией на колесницах ( экфора ). Изображение сопровождалось различными героическими сценами и изображениями военных действий, которые, как полагают, связаны с аналогичными описаниями гомеровских эпосов и использовались для усиления героической атмосферы. [ 4 ] Для греков отсутствие надлежащего захоронения было оскорблением надлежащего достоинства. [ 5 ] Мифологический контекст правильного захоронения связан с верой греков в продолжающееся существование в подземном мире , что не позволит мертвым сохранять покой в отсутствие надлежащего ритуала погребения.
Симпозиумы
[ редактировать ]Помимо погребального использования, греки также использовали различные сосуды во время симпозиумов . Греческий симпозиум представлял собой общественное собрание, на котором разрешалось присутствовать только мужчинам-аристократам. [ 6 ] Сосуды, такие как холодильники для вина, кувшины, различные чашки для питья и сосуды для смешивания, были украшены греческими геометрическими сценами. Некоторые сцены изображали попойки или Диониса и его последователей. [ 6 ] Симпозиумы проводились в андроне , который был предназначен только для мужчин. [ 7 ] Единственных женщин, которых допускали в эту комнату, называли « гетерами », или секс-работницами, которые требовали оплаты от своих постоянных компаньонов-мужчин. [ 7 ]
Периодизация
[ редактировать ]Протогеометрический период
[ редактировать ]Протогеометрический стиль (1050–900 до н.э.) [ 8 ] [ 3 ] унаследовал свои декоративные формы и мотивы от микенской традиции и чаще всего встречается в керамическом производстве. Технологические разработки той эпохи создали новые отношения между орнаментом и структурой, что привело к стилистическому выбору, отличающемуся от микенских влияний. [ 9 ] Формы сосудов устранили текучую природу микенского искусства, создав более строгий и простой дизайн. Существуют горизонтальные декоративные полосы геометрической формы, в том числе концентрические круги или полукруги. [ 10 ] Другие характеристики раннего протогеометрического стиля включали монохромную керамику и волнистые линии на плечах. [ 11 ] Обычные формы ваз того периода включают амфоры с ручками как на животе, так и на шее, гидриаи (кувшины для воды), ойночоаи (кувшины для вина), лекитои и скифои (чаши без ножек). [ 10 ] Считается, что протегеометрический стиль керамики был разработан Афинами , в то время как в других регионах также были свои местные вариации, в первую очередь в Фессалии , Эвбее , Крите и т. д. [ 9 ] В искусстве протогеометрического периода еще не было человеческих фигур, но в этот период изображались лошади. [ 12 ] Деревня Лефканди на Эвбее считается одним из наиболее представительных памятников раннего протогеометрического стиля. Считается, что новые формы, такие как калатос и пиксис , были введены в период позднего протогеометрического развития. [ 11 ]
Ранний геометрический период
[ редактировать ]В ранний геометрический период (900–850 гг. до н.э.) высота сосудов была увеличена, а украшение ограничивалось от горлышка до середины тулова сосуда. Оставшаяся поверхность покрыта тонким слоем глины, которая при обжиге приобретает темный блестящий металлический цвет. [ 13 ] Это был период, когда декоративная тема меандра к дизайну керамики, наиболее характерному элементу геометрического искусства, добавилась .
В этот период был начат более широкий репертуар форм сосудов. В частности, амфоры использовались для хранения праха кремации. У амфор были ручки на шее или плече у мужчин, а у женщин - на «брюхе» вазы. [ 12 ]
Средний геометрический период
[ редактировать ]К среднему геометрическому периоду (850–760 гг. до н. э.) декоративные зоны появляются множественными за счет создания ажурной сетки, при этом меандр доминирует и размещается на самом важном участке — в метопе, устроенном между ручками.
На основании раскопок в Синдосе, упомянутых Гиматзидисом и Венингером (2020), Алагич и др. (2024) рассматривают возможность того, что среднегеометрический период начался на 140 лет раньше и длился (около 990–870 гг. До н.э.). [ 14 ]
Артефакты от протогеометрического до среднегеометрического
[ редактировать ]-
с плечевой ручкой Амфора , Аттическая мастерская, ок. 875-850 гг. до н.э.
-
Глиняная амфора, ок. 800-760 до н.э., Музей кикладского искусства , Афины.
-
Глина скифос , ок. 775-750 до н.э., Музей кикладского искусства, Афины.
Поздний геометрический период
[ редактировать ]Поздний геометрический период длился с 750 по 700/650 гг. до н.э. [ 3 ] Некоторые гончары еще раз обогатили декоративную организацию ваз, стабилизировали формы животных в области горлышка и основания вазы и ввели человеческую форму между ручками. Поздний геометрический период ознаменован амфорой высотой 1,62 метра, изготовленной художником Дипилоном примерно в 760–750 годах до нашей эры. [ 15 ] Ваза была надгробием аристократки на кладбище Дипилон. [ 15 ] Это была первая фаза позднего геометрического периода (760–700 до н.э.), когда большие сосуды из дипилона ставили на могилы в качестве погребальных памятников. [ 16 ] и представляла их высоту (часто на высоте 1,50 м). Погребальные изображения на вазах включали усопшего, лежащего в статном состоянии ( протез ) в окружении скорбящих фигур или лежащего в постели и несущегося к могиле с почетной процессией на колесницах ( экфора ). Оно сопровождалось героическими сценами и изображениями военных действий, которые, как считается, связаны с аналогичными описаниями гомеровских эпосов . [ 4 ]

Люди и животные изображены геометрически темным глянцевым цветом, а остальной сосуд покрыт строгими зонами из меандров, кривых линий, кругов, свастик, в той же графической концепции. Позже основная трагическая тема плача пошла на убыль, композиции смягчились, геометрические формы стали более свободными, а участки с животными, птицами, сценами кораблекрушений, сценами охоты, темы из мифологии или гомеровского эпоса привели геометрическую керамику к более натуралистическим выражениям. . [ 17 ]
Одним из характерных примеров позднего геометрического стиля является старейшая из сохранившихся подписанных работ греческого гончара Аристонота (или Аристонофа) (7 век до н. э.). Ваза была найдена в Черветери в Италии и иллюстрирует ослепление Полифема Одиссеем и его товарищами. [ 18 ] С середины 8-го века до нашей эры более тесный контакт между Грецией и Востоком обогатил керамическое искусство новыми сюжетами, такими как львы, пантеры, воображаемые существа, розетки, пальметты, цветы лотоса и т. д., что привело к стилю периода ориентализации . в котором отличался гончарный стиль Коринфа .
На основании раскопок и радиоуглеродного датирования на стоянке Загора на острове Андрос, а также предыдущих датировок в Синдосе, Алагич и др. (2024) предполагают, что период позднего геометрического I начался примерно на 120 лет раньше, чем в традиционной хронологии, и длился (ок. 870–730 до н.э.). [ 14 ]
-
Фигура лошади, несущей четыре амфоры из детского захоронения, ок. 750–700 до н.э., Музей Керамейкоса, Афины.
-
Фигурки птиц из детского захоронения, ок. 750–700 до н.э., Музей Керамейкоса, Афины.
-
Аттический пиксис с четырехчасовыми фигурками наверху, ок. 735 г. до н.э., Уодсворт-Атенеум, Хартфорд.
Узоры
[ редактировать ]
Вазы в геометрическом стиле характеризуются несколькими горизонтальными полосами по окружности, охватывающими всю вазу. Между этими линиями художник-геометрист использовал ряд других декоративных мотивов, таких как зигзаг , треугольник, меандр и свастика . Помимо абстрактных элементов, художники этой эпохи представили стилизованные изображения людей и животных, что знаменует собой значительный отход от более раннего протогеометрического стиля . Многие из сохранившихся предметов этого периода являются погребальными предметами, особенно важным классом которых являются амфоры, служившие надгробиями для аристократических могил, в основном Дипилонская амфора работы Дипилонского мастера. [ 19 ] которому приписывают ряд кратеров и амфор позднего геометрического периода. [ 20 ]
Линейные рисунки были основным мотивом, используемым в этот период. Меандровый узор часто размещался в виде полос и использовался для обрамления теперь более крупных декоративных панелей. Областями, которые чаще всего использовались гончарами для украшения таких форм, как амфоры и лекифои, были горлышко и брюхо, что не только давало наибольшую свободу для украшения, но и подчеркивало более высокие размеры сосудов. [ 21 ]
Первые человеческие фигурки появились около 770 г. до н.э. на ручках ваз. Человеческие формы легко отличить, поскольку они не перекрывают друг друга, благодаря чему окрашенные в черный цвет формы различимы друг от друга на фоне цвета глиняного тела. [ 20 ] Самцы изображались с треугольными туловищами , яйцевидными головами с каплями вместо носов и длинными цилиндрическими бедрами и икрами. Женские фигуры также были абстрактны . Их длинные волосы были изображены в виде ряда линий, как и грудь, которая выглядела как штрихи под мышками. [ 22 ]
Техники
[ редактировать ]Две техники этого периода времени включают краснофигурную керамику и чернофигурную керамику . Чернофигурная керамика возникла около 700 г. до н.э. и оставалась доминирующим стилем до тех пор, пока около 530 г. до н.э. не была изобретена ее преемница, краснофигурная керамика. [ 23 ] Переход от чернофигурной керамики к краснофигурной керамике был сделан из-за того, что краснофигурная керамика позволила художникам улучшить детализацию.
Нарративное искусство
[ редактировать ]Понятие повествования в этот период времени существует между художником и публикой. Художник общается со зрителем, но интерпретация зрителя иногда может быть неточной. Более того, зритель может создать множество интерпретаций одного произведения искусства. Для интерпретации историй, рассказанных в греческом геометрическом искусстве, необходимо сочетание исторического, мифологического и социального контекста. Произведения искусства геометрического периода можно рассматривать как «дополнительные источники и иллюстративные материалы для греческой мифологии и греческой литературы». [ 24 ] Сцены, изображенные в греческом геометрическом искусстве, содержат различные интерпретации посредством анализа изображенных сцен. Историки искусства должны решить, был ли стилистический выбор, сделанный в этот период времени, конкретной причиной или просто совпадением.
См. также
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |

- Список греческих художников-вазописцев § Геометрический период
- Микенская керамика
- Апулийская керамика
- Период ориентализации
- Археологический музей Керамейкоса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Снодграсс, AM (декабрь 1973 г.). «Геометрическое искусство - Бернхард Швейцер: Греческое геометрическое искусство. Стр. 352; 239 пластин, 137 инжиров. Лондон: Phaidon Press, 1971. Ткань, 9,50 фунтов стерлингов». Классический обзор . 23 (2): 249–252. дои : 10.1017/s0009840x00240729 . JSTOR 707869 . S2CID 163975123 .
- ^ «История Греции» . Hellenicfoundation.com . Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 г. Проверено 4 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кноделл 2021 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с Лэнгдон 2010 , с. 288.
- ^ Перейти обратно: а б Отдел греческого и римского искусства. «Смерть, погребение и загробная жизнь в Древней Греции | Очерк | Хронология истории искусств Хайльбрунна | Метрополитен-музей» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Отдел греческого и римского искусства. «Симпозиум в Древней Греции | Эссе | Хронология истории искусств Хайльбрунна | Метрополитен-музей» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Вино, женщины и мудрость: Симпозиумы Древней Греции» . 17 января 2017 г. Архивировано из оригинала 22 января 2017 года . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ Фанталкин, Александр; Клейман, Ассаф; Моммзен, Ганс; Финкельштейн, Израиль (декабрь 2020 г.). «Эгейская керамика в железе IIA Мегиддо: типологические, археометрические и хронологические аспекты». Средиземноморская археология и археометрия . 20 (3): 135–148. дои : 10.5281/zenodo.3960190 . Гал А639890348 .
- ^ Перейти обратно: а б Лэнгдон 2010 , с. 287.
- ^ Перейти обратно: а б Маннак, Томас (2013). «Греческая украшенная керамика I: роспись афинской вазы» . В Смите, Тайлер Джо ; Планцос, Димитрис (ред.). Спутник греческого искусства . п. 40. дои : 10.1002/9781118273289 . ISBN 978-1-4051-8604-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Гадолу и Хандберг 2017 , стр. 44–45.
- ^ Перейти обратно: а б Лэнгдон 2010 , стр. 286–290.
- ^ Плиний Старший , Естественная история , 35-я и 36-я книги.
- ^ Перейти обратно: а б Алагич, Рудольф; Бесерра-Вальдивия, Лорена; Миллер, Маргарет С.; Транталиду, Катерина; Смит, Колин (26 февраля 2024 г.). «Хронология средиземноморского раннего железного века: оценка радиоуглеродных дат из стратифицированных отложений геометрического периода в Загоре (Андрос), Греция» (PDF) . Античность . 98 (398): 454–469. дои : 10.15184/aqy.2024.16 .
- ^ Перейти обратно: а б Маннак, Томас (2013). «Греческая украшенная керамика I: роспись афинской вазы» . В Смите, Тайлер Джо; Планцос, Димитрис (ред.). Спутник греческого искусства . стр. 42–43. дои : 10.1002/9781118273289 . ISBN 978-1-4051-8604-9 .
- ^ Вудфорд, Сьюзен. (1982) Искусство Греции и Рима . Кембридж: Издательство Кембриджского университета , стр. 40. ISBN 0521298733
- ^ Геометрические периоды керамики на сайте Gree-thesaurus.gr.
- ^ Иззет, Ведия (2004). «Украденные письма: надпись Аристонота и Кратер» . Греческая идентичность в Западном Средиземноморье . Брилл. стр. 191–210. дои : 10.1163/9789047402664_010 . ISBN 9789047402664 .
- ^ Колдстрим, Джон Николас (2003). Геометрическая Греция: 900-700 гг . до н.э. Психология Пресс. ISBN 978-0-415-29899-5 . [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б Колдстрим, Дж. Н. (1991). «Геометрический стиль: рождение картины» . В Расмуссене, Том; Спайви, Найджел (ред.). Рассматривание греческих ваз . Издательство Кембриджского университета. стр. 37–57. ISBN 978-0-521-37679-2 .
- ^ Снодграсс, Энтони М. (2001). Темный век Греции: археологические исследования одиннадцатого-восьмого веков до нашей эры . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-93636-1 . [ нужна страница ]
- ^ Моррис, Ян (1991). Археология как история культуры: слова и вещи в Греции железного века . Уайли. ISBN 978-0-631-19602-0 . [ нужна страница ]
- ^ Изготовление древнегреческих ваз и чернофигурная техника , получено 30 ноября 2017 г.
- ^ Ханфманн, Джордж М.А. (1957). «Повествование в греческом искусстве». Американский журнал археологии . 61 (1): 71–78. дои : 10.2307/501083 . JSTOR 501083 . S2CID 193094348 .
Источники
[ редактировать ]- Гадолу, Анастасия; Хандберг, Сорен (2017). Материал койнаи греческого раннего железного века и архаического периода . Издательство Орхусского университета. ISBN 978-87-7184-569-3 .
- Ноделл, Алекс Р. (2021). Общества переходного периода в ранней Греции: археологическая история . Окленд: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-5203-8053-0 .
- Лэнгдон, Сьюзен (2010). «Геометрическое и протогеометрическое искусство» . Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима . стр. 286–290. ISBN 978-0-19-517072-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бордман, Джон. 2001. История греческих ваз: гончары, художники, картины. Нью-Йорк: Темза и Гудзон.
- Кук, Роберт Мануэль и Пьер Дюпон. 1998. Восточно-греческая керамика. Лондон: Рутледж.
- Фарнсворт, Мари (1964). «Греческая керамика: минералогическое исследование». Американский журнал археологии . 68 (3): 221–228. дои : 10.2307/502385 . JSTOR 502385 . S2CID 192590582 .
- Гьерстад, Эйнар и Ив Кальве. 1977. Греческая геометрическая и архаичная керамика, найденная на Кипре. Стокгольм: Шведский институт в Афинах.
- Люк, Джоанна. 2003. Торговые порты, Аль-Мина и геометрическая греческая керамика в Леванте. Оксфорд: Археопресс.