Пуссинисты и Рубенисты

в Париже разгорелся спор В 1671 году во Французской королевской академии живописи и скульптуры о том, что важнее в живописи — рисунок или цвет. На одной стороне стояли пуссинисты (о. Poussinistes ), группа французских художников, названная в честь художника Николя Пуссена , которые считали, что рисунок — это самое главное. [1] На другой стороне были рубенисты (фр. Rubénistes ), названные в честь Питера Пауля Рубенса , которые отдавали приоритет цвету. [2] В дебатах присутствовал сильный националистический оттенок, поскольку Пуссен был французом, а Рубенс — фламандцем , хотя ни один из них в то время еще не был жив. Спустя более чем сорок лет окончательное решение вопроса в пользу рубенистов было отмечено, когда Антуана Ватто «Отправление на Киферу» . приняла в качестве приемного произведения в 1717 году Французская академия [2] К тому времени французское рококо было в самом разгаре.
Аргумент
[ редактировать ]Пуссинисты верили в платоническую идею существования в сознании идеальных объектов, которые можно было реконструировать в конкретной форме путем подбора разумом элементов природы. Таким образом, для пуссинистов цвет был чисто декоративным дополнением к форме, а рисунок (design или disegno ), использование линий для изображения формы, было важнейшим навыком живописи. Их лидером был Шарль Лебрен. [3] (умер в 1690), директор Академии, а их героями были Рафаэль , Карраччи и сам Пуссен, [1] чьи суровые и стоические произведения иллюстрировали их философию. Их пробными камнями были формы классического искусства.

Им противостояли рубенисты, которые считали, что цвет, а не рисунок, важнее, поскольку он более соответствует природе. [4] Их моделями были работы Рубенса, который отдавал предпочтение точному изображению природы над подражанием классическому искусству. Рубенисты утверждали, что цель живописи — обмануть глаз, создав имитацию природы. [2] Рисунок, по мнению рубенистов, хотя и был основан на разуме, нравился лишь немногим знатокам, тогда как цвет мог нравиться каждому. Таким образом, идеи рубенистов имели революционный политический подтекст, поскольку они возвышали положение мирянина и бросали вызов идее, господствовавшей со времен Возрождения , о том, что живопись как свободное искусство может быть оценена только образованным умом. [4]
В 1672 году Шарль Лебрен , канцлер Французской академии, попытался остановить спор, официально заявив, что «функция цвета — удовлетворять глаза, тогда как рисунок удовлетворяет разум». [1] Ему это не удалось, и дебаты были продолжены в брошюрах Роже де Пиля , который отдавал предпочтение колористам и излагал аргументы в своем Dialogue sur le Coloris (Диалог о цвете) 1673 года и в его Conversations sur la Peinture (Беседы о живописи) 1677 года. .
Спор был похож на спор о достоинствах disegno и colore в Италии пятнадцатого века, но имел исключительно французский характер, поскольку важность рисунка была одним из ключевых принципов Французской академии, и любая атака на него фактически была атакой. обо всем, за что выступала Академия, включая ее политические функции в поддержку короля.
В определенной степени спор шел просто о том, приемлемо ли рисовать исключительно для того, чтобы доставить удовольствие зрителю, без более благородных целей, типичных для «исторической» живописи. [5]
Разрешение
[ редактировать ]
Успех рубенистов был достигнут, когда Роже де Пиль был избран членом (как любитель) Французской академии в 1699 году, а окончательным сигналом о победе рубенистов стало Антуана Ватто книги «Отплытие на Циферу признание ». приемная от Академии в 1717 году. [2]
Однако признание Ватто оказалось, возможно, не всем, на что он мог надеяться. Когда он подал заявку на вступление в Академию, не было подходящей категории для его работ на галантном празднике , поэтому академия просто создала ее, а не отклонила его заявку, назвав его «художником галантных фестивалей». [6] [7] Хотя это признавало Ватто создателем этого жанра и было важным знаком признания как его самого, так и его стиля живописи, это также не позволяло ему быть признанным историческим художником , художником высочайшего класса и единственным из представителей этого жанра. были привлечены профессора академии. Шарль-Антуан Куапель, сын его тогдашнего директора, красноречиво сказал: «Очаровательные картины этого милостивого художника будут плохим руководством для того, кто пожелает написать Деяния апостолов». [8]
Ватто считается величайшим из художников-рубенистов. Среди других важных рубенистов — Франсуа Буше и Жан-Оноре Фрагонар . Жан-Батист-Симеон Шарден извлек выгоду из вновь обретенного интереса к натюрмортам и жанровой живописи . [9]
Значение
[ редактировать ]Дебаты и перекрывающееся развитие рококо во Франции восемнадцатого века рассматривались как форма возрождения. Майкл Леви указывал, что именно в семнадцатом веке утвердились новые категории жанра , пейзажа и натюрморта с их упором на наблюдение природы, и поэтому аргументы рубенистов сводились к возрождению существующих традиций натурализм и призыв к большей дисциплине в живописи, а не к всеобщей распущенности или невмешательству , как это иногда предполагается. [5]
Спор также имел место в начале эпохи Просвещения , и рубенисты нашли поддержку в Джона Локка «Очерке о человеческом понимании» (1690 г.), в котором утверждалось, что все идеи получены из опыта и ни одна из них не является врожденной. Жан-Батист Дюбо заметил, что то, что постигается разумом, меркнет по сравнению с тем, что постигается органами чувств. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пуссинистская Британская энциклопедия , 2014. Проверено 27 марта 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Рубенистская энциклопедия Британской энциклопедии , 2014. Проверено 27 марта 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хонор, Х. и Дж. Флеминг, (2009) Всемирная история искусства . 7-е изд. Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, стр. 609. ISBN 9781856695848
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Янсон, HW (1995) История искусства . 5-е изд. Пересмотрено и расширено Энтони Ф. Янсоном. Лондон: Темза и Гудзон , с. 604. ISBN 0500237018
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Леви, Майкл. (1993) Живопись и скульптура во Франции 1700-1789 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета , стр. 1. ISBN 0300064942
- ^ Кляйнер, Фред, С. (ред.) (2011) Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история . Расширенное 13-е изд. Бостон: Уодсворт, с. 755. ISBN 978-0-495-79986-3
- ^ Кларк, M. & D. (2010) «галантный праздник» в Кратком Оксфордском словаре художественных терминов . oxfordreference.com, Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 ноября 2013 г.
- ^ Хамфри Вайн и Энни Скоттез-Де Вамбречис. «Ватто» в Grove Art Online . oxfordartonline.com Издательство Оксфордского университета. Проверено 8 февраля 2014 г.
- ^ Янсон, 1995, с. 607.