Венера и Адонис (Рубенс, 1635)

В 1635 году Питер Пауль Рубенс создал картину «Венера и Адонис» , которая сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Он следовал мифологической истории в «Метаморфозах» , Овидия вдохновленный его любовью к классической литературе и более ранними изображениями этой сцены. [ 1 ] На этой картине, написанной маслом, изображена Венера в сопровождении Купидона, обнимающая и тянущая Адониса перед тем, как он отправляется на охоту. Художник использует определенные цвета, детали и сильный контраст между светом и тьмой, чтобы изобразить драматическую и эмоциональную сцену. В то время, когда Рубенс создавал картину, мифологическая история Венеры и Адониса была популярна в придворном искусстве эпохи Возрождения и барокко. Рубенс явно вдохновлялся многими существующими изображениями этой сцены, в частности знаменитой Тициана одноименной композицией , версии которой существуют многочисленные. Здесь изображен тот же момент, когда Адонис покидает Венеру на охоту, несмотря на ее просьбы остаться. Позже в тот же день его убивают.

Рубенс
[ редактировать ]Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году в Зигене и считается одним из самых влиятельных художников эпохи барокко, особенно во фламандской традиции барокко. В начале 1600-х годов Рубенс работал и находился под покровительством Висенко I Гонзаги . Работа на Гонзагу позволила Рубенсу путешествовать по всей южной Европе и черпать знания и вдохновение у высокого Возрождения и барокко художников . Это помогло ему выработать собственный художественный стиль. [ 2 ] Находясь в Мадриде в 1628 году, Рубенс создал копию работы Тициана и использовал ее как источник вдохновения для своего произведения.
Расположение
[ редактировать ]Картина Рубенса «Венера и Адонис», скорее всего, была написана как украшение большого загородного дома. Первые записи об истории картины были из коллекции курфюрста Баварии , где она хранилась до 1706 года. Затем ее забрал Иосиф I, император Священной Римской империи , который затем подарил ее Джону Черчиллю во дворце Бленхейм , пока она не была продана восьмой герцог Мальборо [ 3 ] В 1937 году она была передана Метрополитен-музею , Гарри Пейном Бингэмом который одолжил ее Метрополитену с 1920 года. После этого картина подверглась капитальной реставрации: в музее удалили обесцвеченный лак и перекраску, и выставили ее как новую. После завершения уборки искусствоведы смогли сузить дату благодаря знанию стилей Рубенса 1600-х годов. После этой картины Рубенс создал еще несколько изображений этой сцены, одно из которых включало колесницу Венеры и две фигуры в разных позах.
Описание
[ редактировать ]Это большой холст площадью почти 8 квадратных футов с добавленными полосами. В сцене изображен высокий загорелый Адонис, смотрящий в противоположную от зрителя сторону, но повернувшись спиной к своей возлюбленной Венере. Фон картины меняется повсюду: левая сторона фона светлая, а правая сторона очень темная, при этом две фигуры выделяются своей темной и светлой кожей. Рубенс использует формальные элементы своего влияния итальянского Возрождения и художественной чувствительности барокко, чтобы изобразить популярный мифологический сюжет. Например, тела этих фигур анатомически реалистичны и красивы. Кроме того, угрюмое освещение картины заставляет их сиять и выделяться, создавая драматический тенебризм, похожий на работы художников южного барокко Тициана и Караваджо. [ 4 ]
Адонис одет в ярко-красное одеяние, выделяющее его фигуру среди всех остальных светлых и приглушенных цветов. Ткань имеет морщины и очень струится, создавая ощущение движения при повороте. Его левая нога поднята немного выше и позади другой, намекая, что он собирается сделать шаг вперед. Когда он смотрит на Венеру, его взгляд не сосредоточен на ней, а скорее пуст, как будто он занят чем-то другим. В отличие от работ Тициана, Адонис больше сосредоточен на своей охоте и предстоящем путешествии, а не на Венере. Возможно, потому, что эта картина предназначалась для загородного дома, Рубенс решил подчеркнуть роль Адониса-охотника. Чтобы подчеркнуть это, художник включил в картину охотничьи сапоги Адониса, копье и даже охотничьих собак. Детали тела Адониса очень реалистичны и естественны. Например, художник показывает изогнутый позвоночник при повороте вместе с заметными линиями, подчеркивающими мышцы, используемые для поворота. Рубенс сосредотачивается на мускулах Адониса и большом копье, которое он держит, подчеркивая его сильную мужественность и силу.
Справа от Адониса Венера цепляется за него и тянет вниз. Согласно повествованию, она знает, что его вот-вот убьют, и умоляет заставить его остаться. На ее лице читается горе и печаль, когда она смотрит прямо на Адониса. Как и в изображении Тициана, она в основном обнажена, но между ее ног свисает прозрачная белая ткань. Рубенс использует это и ее полное изогнутое тело, чтобы олицетворять невинность и плодородие, как это делает большинство изображений Венеры. Светлые и темные тени на ее теле показывают движение, а также реалистичный цвет лица. Например, ее живот длинный и вытянут вместе с левой анатомической ногой, показывая, что она безнадежно тянется к Адонису. Ее кожа, как и у Купидона, очень яркая и светлая, что выделяет их на фоне остальной картины. Это контрастирует с загорелой кожей Адониса, струящейся темной тканью и деревьями на ее фоне. Такой выбор цвета кожи, наряду с наготой, заставляет Венеру и Купидона сиять и выглядеть ангельскими или богоподобными. Кроме того, сходство между ними подчеркивает отношения матери и сына из этого мифа. Купидон цепляется за правую ногу Адониса, смотрит на него и умоляет остаться.
Стрелы Купидона лежат на земле между Амуром и Венерой. Это напоминает зрителю, что Венера влюбилась в Адониса, будучи пронзенной стрелой. На заднем плане его ждут две охотничьи собаки Адониса, не подозревая о напряженной сцене и готовые продолжить путь. Приглушенное небо, тусклые деревья и земля, а также легкая темная и непрозрачная рамка вокруг картины контрастируют с фигурами, делая сцену более драматичной. Фигуры словно выпрыгивают из кадра.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Джойс, Хетти. «Цепляясь за тени: древние картины в Риме эпохи Возрождения и барокко». Художественный бюллетень 74, вып. 2 (1992): 219.
- Скрибнер, Чарльз. Питер Пауль Рубенс. Серия «Мастера искусства». Нью-Йорк: Абрамс, 1989.
- «Венера и Адонис». Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна. По состоянию на 1 октября 2018 г. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/437535 .
- Влиге, Ганс. 2003 «Рубенс, Питер Пауль». Гроув Арт Онлайн. 4 декабря 2018. http://www.oxfordartonline.com/groveart/view/10.1093/gao/9781884446054.001.0001/oao-9781884446054-e-7000074324 .
- Веле, Гарри Б. «Венера и Адонис Рубенса». Бюллетень Метрополитен-музея 33, вып. 9 (1938): 193–196.