Семья Гонзага в поклонении Святой Троице
Семья Гонзага в поклонении Святой Троице | |
---|---|
![]() | |
Художник | Питер Пауль Рубенс |
Год | 1604–1605 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 381 см × 477 см (150 × 188 дюймов) |
Расположение | Дворец дожей , Мантуя |
Семья Гонзага в поклонении Святой Троице (также, «Троица, почитаемая семьей Гонзага» или «Троица Гонзага» ) — картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса , находящаяся во Дворце дожей в Мантуе , Италия. Работа была заказана герцогом Винченцо I Гонзагой для иезуитской церкви в Мантуе, а Рубенс был его придворным художником.
Работа представляет собой центральную часть триптиха , двумя боковыми панелями которого были Преображение и Крещение Христа . Во время французской оккупации северной Италии в XIX веке во время наполеоновских войн работа была разделена, а некоторые части были утеряны.
На полотне изображены Винченцо I и его жена Элеонора Медичи рядом с изображениями родителей герцога, Гульельмо Гонзаги и Элеоноры Австрийской . Также изображены несколько их детей с алебардистами , один из которых — автопортрет Рубенса.
История
[ редактировать ]
Картина была заказана герцогом Винченцо I Гонзагой как кульминационная работа большого цикла, включавшего два других больших полотна в главной часовне церкви Святой Троицы в Мантуе. [ 1 ] : 84 Две другие картины изображали «Крещение Христа» и «Преображение» и располагались на боковых стенах часовни, а « Троица Гонзаги» располагалась на средней стене как центр триптиха. Работа была выполнена между 1604 и 1605 годами и открыта по случаю праздника Троицы 1605 года. [ 2 ]
Церковь Святой Троицы была построена, чтобы приветствовать Общество Иисуса в Мантуе. Поселению иезуитов в герцогстве Гонзага способствовали, прежде всего, должности кардинала Эрколе Гонзага , но их великим благотворителем была также эрцгерцогиня Элеонора Австрийская , жена герцога Гульельмо Гонзага . Эрцгерцогиня была наиболее предана Обществу (ее личный духовник был иезуитом) и способствовала строительству мантуанской церкви Троицы, для которой был создан цикл Рубенса. [ 3 ] Эту же церковь Элеонора Австрийская выбрала местом своего захоронения: ее останки поместили под ее главным алтарем, прямо перед пресвитерской часовней, украшенной картинами Рубенса. [ 3 ]
Весь цикл Рубенса, в соответствии с посвящением церкви, в которой он находится, отсылает к католической божественной Троице . Это явно тема Троицы Гонзаги , но ее также напоминают боковые росписи триптиха. По мнению католицизма, и крещение Христа, и его преображение были моментами божественного проявления, в которых открылась божественная природа Христа как «Сына Божия», то есть как члена Троицы. Таким образом, иконография мантуанской часовни соответствует иконографии Церкви Иисуса в Риме — важной иезуитской церкви. Там центральный алтарь изображает Троицу в окружении крещения и преображения Христа. [ 4 ]
Три картины Рубенса оставались на своих первоначальных местах вплоть до наполеоновской оккупации Мантуи в 1797 году. [ 1 ] : 84 В период наполеоновских разграблений церковь Святой Троицы была разграблена, а фламандские картины вывез комиссар Этьен-Мари Сиов. [ 1 ] : 84 Боковые полотна были перевезены в Альпы, где их можно найти и сегодня ( «Крещение в Анверсе» и «Преображение в Нанси»).

Центральная картина, « Троица Гонзаги» , имела более неудачную судьбу. Солдаты разрезали его на несколько частей: части, в которых фигурировали сыновья Винченцо Гонзаги и Элеоноры Медичи вместе с несколькими придворными стражами, были разделены на различные фрагменты, в которых в основном содержались лица портрета, многие из которых утеряны. Центр композиции был разрезан пополам по горизонтали. Эти две части были, насколько это возможно, заново собраны и теперь находятся в Герцогском дворце Мантуи . Там же хранится несколько частичных фрагментов, которые невозможно интегрировать в остальную часть картины.
Описание и стиль
[ редактировать ]На картине изображена сцена под открытым небом в галерее с двумя рядами витых колонн с богатой историей и балюстрадой в перспективе. В центре галереи слева — Винченцо Гонзага и его отец Гульельмо Гонзага позади него. Справа, на первом этаже, жена Винченцо Элеонора Медичи. За ней стоит мать герцога Элеонора Австрийская. К моменту создания картины Гульельмо Гонзага и его жена Элеонора уже были мертвы.
Насколько можно реконструировать композицию, по бокам (почти под колоннадой) были изображены дети герцогской четы. Слева дети мужского пола, а справа женского пола. Таким образом, слева были Франческо Гонзага Фердинандо Гонзага и Винченцо II Гонзага , а справа были изображены Маргарита и Элеонора Гонзага . По бокам картины всегда были изображены алебардисты швейцарской гвардии . Один из них – автопортрет Рубенса. [ 1 ] : 84
Когда картину разрезали на части, боковые части удалили и разобрали на части, чтобы извлечь портреты детей как отдельные картины. Все эти портреты разделены (теперь они находятся в разных местах), за исключением Элеоноры Гонзага. Единственный фрагмент, относящийся к будущей императрице Элеоноре, — это собачка, которую ласкала девочка (о чем свидетельствуют старые описания произведения). Среди других идентифицированных фрагментов есть и один из алебардистов, хотя это не автопортрет Рубенса.
Вся семейная группа стоит на коленях в молитве, а над ними появляется Святой Дух. Изображение герцогской семьи в композиции похоже на скульптурные группы Леоне и Помпео Леони в Эль-Эскориале , которые представляют семью Карла V и Филиппа II Испанских . Рубенс мог видеть эти скульптуры во время своей дипломатической поездки в Испанию в 1603 году для Винченцо Гонзаги. [ 2 ]
Выбор этого сходства не случаен, а является явной данью уважения испанской короне, чтобы подтвердить верность Гонзага Габсбургской монархии. Семья также носит одежду в испанском стиле, например, воротник Ордена Золотого Руна, который носит герцог — важная честь, оказанная Габсбургами как наследниками герцогов Бургундских. Присутствие швейцарской гвардии также в конечном итоге является отсылкой к прогабсбургской позиции Гонзага. [ 2 ]

Однако в стилистическом плане картины Рубенс опирается на венецианские традиции XVI века. Незадолго до начала цикла строительства иезуитской церкви Рубенс фактически совершил ознакомительную поездку в Венецию. Его композиция напоминает, в частности, множество групповых портретов молящихся аристократических венецианских семей. Хорошим примером является семейство Вендрамин Тициана . В живописи Рубенса также видно влияние Паоло Веронезе и Тинторетто . Хроматические диапазоны, эффекты света, открытая атмосфера и анатомия лица — все это отсылает к своим прецедентам. [ 2 ]

В картине также нет отсылок к Рафаэлю : действительно, образовательные поездки в Рим были одним из основных шагов молодого Рубенса. Витые колонны галереи явно являются примером рисунка Рафаэля хромого . Их извилистый дизайн напоминает легендарный Храм Соломона, который, согласно древним поверьям, был привезен в Рим и использован для строительства базилики Святого Петра . [ 1 ] : 85 Воспроизведение этих колонн на картине может намекать на то, что пришествие Христа является улучшением и подтверждением Ветхого Завета (поскольку они символизируют Соломоновы колонны). [ 2 ]
В верхней части композиции группа ангелов разворачивает золотой гобелен, на котором изображена Святая Троица. Этот композиционный выбор имеет единственную причину: это размышление в соответствии с суровыми требованиями Тридентского Собора к религиозным изображениям. По их мнению, прямое явление божества мирянам было бы неуместно. Тем не менее, Христос на гобелене указывает рукой на отца, и герцог явно реагирует на этот жест. Таким образом, раскрывается самопрославление произведения, поскольку оно божественно узаконивает роль Гонзаги как правителя. [ 5 ]
Наконец, сразу за балюстрадой видна ветвь плюща, которая, кажется, почти касается Элеоноры Австрийской. Ветка является данью уважения матери герцога и связана с предполагаемым местом написания картины: плющ появляется в замысле эрцгерцогини Габсбургов как символ супружеской преданности (поскольку это растение не может жить если он отделен от дерева, к которому прикреплен). Дань уважения покойной матери герцога, возможно, добавляет мысли о том, что ее женские добродетели являются примером для всех женщин семейства Гонзага, объединенных в обожании.
Подготовительные чертежи
[ редактировать ]Известны три подготовительных рисунка к «Семье Гонзага в Поклонении Святой Троице» . Два этюда Фердинанда и Франческо Гонзага хранятся вместе в Национальном музее Стокгольма, а один этюд алебардщика находится в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе.
Для декоративного плана капеллы церкви Святой Троицы есть еще прекрасный рисунок «Крещение» в Лувре. Этюды Рубенса по мантуанскому циклу являются одними из самых старых из известных, и их датировка относительно определена.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Хьюмер, Фрэнсис (март 1966 г.). «Некоторые наблюдения над Мантуанским алтарем Рубенса» . Художественный вестник . 48 (1): 84–85. дои : 10.1080/00043079.1966.10790214 . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хьюмер, Фрэнсис (1977). «Портреты, написанные в зарубежных странах». Corpus Rubenianum Людвиг Бурхард . стр. 26–33.
- ^ Перейти обратно: а б Грендлер, Пол Ф. (2009). Университет Мантуи, Гонзага и иезуиты, 1584–1581 гг. стр. 100-1 24–53.
- ^ Бертелли, Паоло (2017). «Sparsa animae фрагмента recolligam. Портреты алтаря Троицы Рубенса и судьба их иконографических моделей». Реконструкция Рубенса. Семья Гонзага поклоняется Троице . Мантуя. п. 13.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Замперини, Алессандра. «Прогабсбургские модели, династические торжества и «Gonzaga pietas» в алтаре Троицы. Вопросы пола и власти». Реконструкция Рубенса. Семья Гонзага поклоняется Троице . стр. 29–37.
Внешние ссылки
[ редактировать ]