Jump to content

Семья Гонзага в поклонении Святой Троице

Семья Гонзага в поклонении Святой Троице
Художник Питер Пауль Рубенс
Год 1604–1605
Середина Холст, масло
Размеры 381 см × 477 см (150 × 188 дюймов)
Расположение Дворец дожей , Мантуя

Семья Гонзага в поклонении Святой Троице (также, «Троица, почитаемая семьей Гонзага» или «Троица Гонзага» ) — картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса , находящаяся во Дворце дожей в Мантуе , Италия. Работа была заказана герцогом Винченцо I Гонзагой для иезуитской церкви в Мантуе, а Рубенс был его придворным художником.

Работа представляет собой центральную часть триптиха , двумя боковыми панелями которого были Преображение и Крещение Христа . Во время французской оккупации северной Италии в XIX веке во время наполеоновских войн работа была разделена, а некоторые части были утеряны.

На полотне изображены Винченцо I и его жена Элеонора Медичи рядом с изображениями родителей герцога, Гульельмо Гонзаги и Элеоноры Австрийской . Также изображены несколько их детей с алебардистами , один из которых — автопортрет Рубенса.

Расположение цикла Рубенса в церкви Святой Троицы в Мантуе.

Картина была заказана герцогом Винченцо I Гонзагой как кульминационная работа большого цикла, включавшего два других больших полотна в главной часовне церкви Святой Троицы в Мантуе. [ 1 ] : 84  Две другие картины изображали «Крещение Христа» и «Преображение» и располагались на боковых стенах часовни, а « Троица Гонзаги» располагалась на средней стене как центр триптиха. Работа была выполнена между 1604 и 1605 годами и открыта по случаю праздника Троицы 1605 года. [ 2 ]

Церковь Святой Троицы была построена, чтобы приветствовать Общество Иисуса в Мантуе. Поселению иезуитов в герцогстве Гонзага способствовали, прежде всего, должности кардинала Эрколе Гонзага , но их великим благотворителем была также эрцгерцогиня Элеонора Австрийская , жена герцога Гульельмо Гонзага . Эрцгерцогиня была наиболее предана Обществу (ее личный духовник был иезуитом) и способствовала строительству мантуанской церкви Троицы, для которой был создан цикл Рубенса. [ 3 ] Эту же церковь Элеонора Австрийская выбрала местом своего захоронения: ее останки поместили под ее главным алтарем, прямо перед пресвитерской часовней, украшенной картинами Рубенса. [ 3 ]

Весь цикл Рубенса, в соответствии с посвящением церкви, в которой он находится, отсылает к католической божественной Троице . Это явно тема Троицы Гонзаги , но ее также напоминают боковые росписи триптиха. По мнению католицизма, и крещение Христа, и его преображение были моментами божественного проявления, в которых открылась божественная природа Христа как «Сына Божия», то есть как члена Троицы. Таким образом, иконография мантуанской часовни соответствует иконографии Церкви Иисуса в Риме — важной иезуитской церкви. Там центральный алтарь изображает Троицу в окружении крещения и преображения Христа. [ 4 ]

Три картины Рубенса оставались на своих первоначальных местах вплоть до наполеоновской оккупации Мантуи в 1797 году. [ 1 ] : 84  В период наполеоновских разграблений церковь Святой Троицы была разграблена, а фламандские картины вывез комиссар Этьен-Мари Сиов. [ 1 ] : 84  Боковые полотна были перевезены в Альпы, где их можно найти и сегодня ( «Крещение в Анверсе» и «Преображение в Нанси»).

Реконструкция семьи Гонзага в поклонении Святой Троице , выставленная в Палаццо Дукале в Мантуе.

Центральная картина, « Троица Гонзаги» , имела более неудачную судьбу. Солдаты разрезали его на несколько частей: части, в которых фигурировали сыновья Винченцо Гонзаги и Элеоноры Медичи вместе с несколькими придворными стражами, были разделены на различные фрагменты, в которых в основном содержались лица портрета, многие из которых утеряны. Центр композиции был разрезан пополам по горизонтали. Эти две части были, насколько это возможно, заново собраны и теперь находятся в Герцогском дворце Мантуи . Там же хранится несколько частичных фрагментов, которые невозможно интегрировать в остальную часть картины.

Описание и стиль

[ редактировать ]

На картине изображена сцена под открытым небом в галерее с двумя рядами витых колонн с богатой историей и балюстрадой в перспективе. В центре галереи слева — Винченцо Гонзага и его отец Гульельмо Гонзага позади него. Справа, на первом этаже, жена Винченцо Элеонора Медичи. За ней стоит мать герцога Элеонора Австрийская. К моменту создания картины Гульельмо Гонзага и его жена Элеонора уже были мертвы.

Насколько можно реконструировать композицию, по бокам (почти под колоннадой) были изображены дети герцогской четы. Слева дети мужского пола, а справа женского пола. Таким образом, слева были Франческо Гонзага Фердинандо Гонзага и Винченцо II Гонзага , а справа были изображены Маргарита и Элеонора Гонзага . По бокам картины всегда были изображены алебардисты швейцарской гвардии . Один из них – автопортрет Рубенса. [ 1 ] : 84 

Когда картину разрезали на части, боковые части удалили и разобрали на части, чтобы извлечь портреты детей как отдельные картины. Все эти портреты разделены (теперь они находятся в разных местах), за исключением Элеоноры Гонзага. Единственный фрагмент, относящийся к будущей императрице Элеоноре, — это собачка, которую ласкала девочка (о чем свидетельствуют старые описания произведения). Среди других идентифицированных фрагментов есть и один из алебардистов, хотя это не автопортрет Рубенса.

Вся семейная группа стоит на коленях в молитве, а над ними появляется Святой Дух. Изображение герцогской семьи в композиции похоже на скульптурные группы Леоне и Помпео Леони в Эль-Эскориале , которые представляют семью Карла V и Филиппа II Испанских . Рубенс мог видеть эти скульптуры во время своей дипломатической поездки в Испанию в 1603 году для Винченцо Гонзаги. [ 2 ]

Выбор этого сходства не случаен, а является явной данью уважения испанской короне, чтобы подтвердить верность Гонзага Габсбургской монархии. Семья также носит одежду в испанском стиле, например, воротник Ордена Золотого Руна, который носит герцог — важная честь, оказанная Габсбургами как наследниками герцогов Бургундских. Присутствие швейцарской гвардии также в конечном итоге является отсылкой к прогабсбургской позиции Гонзага. [ 2 ]

Семья Вендрамин, почитание реликвии Животворящего Креста , Тициан и мастерская, начало 1540-х годов.

Однако в стилистическом плане картины Рубенс опирается на венецианские традиции XVI века. Незадолго до начала цикла строительства иезуитской церкви Рубенс фактически совершил ознакомительную поездку в Венецию. Его композиция напоминает, в частности, множество групповых портретов молящихся аристократических венецианских семей. Хорошим примером является семейство Вендрамин Тициана . В живописи Рубенса также видно влияние Паоло Веронезе и Тинторетто . Хроматические диапазоны, эффекты света, открытая атмосфера и анатомия лица — все это отсылает к своим прецедентам. [ 2 ]

Исцеление хромого , Рафаэль, 1515 г.

В картине также нет отсылок к Рафаэлю : действительно, образовательные поездки в Рим были одним из основных шагов молодого Рубенса. Витые колонны галереи явно являются примером рисунка Рафаэля хромого » Исцеление « . Их извилистый дизайн напоминает легендарный Храм Соломона, который, согласно древним поверьям, был привезен в Рим и использован для строительства базилики Святого Петра . [ 1 ] : 85  Воспроизведение этих колонн на картине может намекать на то, что пришествие Христа является улучшением и подтверждением Ветхого Завета (поскольку они символизируют Соломоновы колонны). [ 2 ]

В верхней части композиции группа ангелов разворачивает золотой гобелен, на котором изображена Святая Троица. Этот композиционный выбор имеет единственную причину: это размышление в соответствии с суровыми требованиями Тридентского Собора к религиозным изображениям. По их мнению, прямое явление божества мирянам было бы неуместно. Тем не менее, Христос на гобелене указывает рукой на отца, и герцог явно реагирует на этот жест. Таким образом, раскрывается самопрославление произведения, поскольку оно божественно узаконивает роль Гонзаги как правителя. [ 5 ]

Наконец, сразу за балюстрадой видна ветвь плюща, которая, кажется, почти касается Элеоноры Австрийской. Ветка является данью уважения матери герцога и связана с предполагаемым местом написания картины: плющ появляется в замысле эрцгерцогини Габсбургов как символ супружеской преданности (поскольку это растение не может жить если он отделен от дерева, к которому прикреплен). Дань уважения покойной матери герцога, возможно, добавляет мысли о том, что ее женские добродетели являются примером для всех женщин семейства Гонзага, объединенных в обожании.

Подготовительные чертежи

[ редактировать ]

Известны три подготовительных рисунка к «Семье Гонзага в Поклонении Святой Троице» . Два этюда Фердинанда и Франческо Гонзага хранятся вместе в Национальном музее Стокгольма, а один этюд алебардщика находится в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе.

Для декоративного плана капеллы церкви Святой Троицы есть еще прекрасный рисунок «Крещение» в Лувре. Этюды Рубенса по мантуанскому циклу являются одними из самых старых из известных, и их датировка относительно определена.

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Хьюмер, Фрэнсис (март 1966 г.). «Некоторые наблюдения над Мантуанским алтарем Рубенса» . Художественный вестник . 48 (1): 84–85. дои : 10.1080/00043079.1966.10790214 . Проверено 8 февраля 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Хьюмер, Фрэнсис (1977). «Портреты, написанные в зарубежных странах». Corpus Rubenianum Людвиг Бурхард . стр. 26–33.
  3. ^ Перейти обратно: а б Грендлер, Пол Ф. (2009). Университет Мантуи, Гонзага и иезуиты, 1584–1581 гг. стр. 100-1 24–53.
  4. ^ Бертелли, Паоло (2017). «Sparsa animae фрагмента recolligam. Портреты алтаря Троицы Рубенса и судьба их иконографических моделей». Реконструкция Рубенса. Семья Гонзага поклоняется Троице . Мантуя. п. 13. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Замперини, Алессандра. «Прогабсбургские модели, династические торжества и «Gonzaga pietas» в алтаре Троицы. Вопросы пола и власти». Реконструкция Рубенса. Семья Гонзага поклоняется Троице . стр. 29–37.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b0b4d09682228ab254ad5685ea9c9ec6__1715572320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/c6/b0b4d09682228ab254ad5685ea9c9ec6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Gonzaga Family in Adoration of the Holy Trinity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)