Изабелла Брант (рисунок)
Портрет Изабеллы Брант. | |
---|---|
![]() | |
Художник | Питер Пауль Рубенс |
Год | в. 1621 г. |
Тип | рисунок ( три карандаша ) |
Размеры | 38,1 см × 29,4 см (15,0 × 11,6 дюйма) |
Расположение | Отдел гравюр и рисунков Британского музея , Лондон |
Изабеллы Брант Портрет был выполнен в Антверпене около 1621 года фламандским художником и дипломатом Питером Паулем Рубенсом (1577–1640). Брант (1591–1626) была первой женой Рубенса и моделировала некоторые из его портретов до своей безвременной смерти в 1626 году. Портрет нарисован черным и красным мелом с белыми усилениями на коричневой мочалке.
Этот рисунок отличается своей «непосредственностью и привлекательностью» и лег в основу трех картин маслом. Первая была написана в 1621 году учеником Рубенса Антонисом ван Дейком в подарок своему наставнику. Этот портрет сейчас висит в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Вторая, написанная Рубенсом между 1620 и 1625 годами, находится в Художественном музее Кливленда , а третья, также написанная Рубенсом в 1625 году, находится в галерее Уффици во Флоренции.
После смерти Рубена рисунок прошел через пять известных коллекционеров и в конечном итоге был приобретен Британским музеем в 1893 году.
Во время перемонтажа в 1964 году на обратной стороне портрета был обнаружен черновой эскиз. Предполагается, что эскиз, также выполненный красным и черным мелом, представляет собой автопортрет Рубенса и его второй жены Элен Фурман (1614–1673) с ребенком Рубенса.
История
[ редактировать ]Портрет Изабеллы Брант был нарисован Рубенсом около 1621 года, когда ей было около 30 лет и она была замужем за Рубенсом 12 лет. Рубенс использовал технику цветных карандашей aux trois , используя красный и черный мел с белыми акцентами на светлой серо-коричневой бумаге. [1] Голова портрета была детально прорисована, а глаза ретушированы пером и черной тушью. [2] Этот рисунок, единственный, набросок Изабеллы Брант в этом технике, на протяжении веков вызывал восхищение как прекрасный образец портретного рисунка Рубенса. [3]
Интимный рисунок Рубенса был призван передать нежность и жизнерадостность его первой жены. Голова натурщика показана с небольшим наклоном вниз — слегка повернутой влево и смотрящей прямо на наблюдателя. Она изображена в серьгах-капельках. Ее волосы и черты лица изображены тщательно, а одежда изображена схематично. Ее озорную улыбку еще больше усиливают ямочки на пухлых щеках, которые дополняют ее настороженный взгляд. [4]
Высокая детализация и оживленность портрета позволяют предположить, что Рубенс очень любил свою жену. Рисунок послужил основой для трех портретов маслом. Картина 1621 года с изображением Бранта возле портика семейного дома была написана учеником Рубенса Антонисом ван Дейком в качестве прощального подарка своему наставнику. Поразительное сходство между портретом и рисунком означало, что Ван Дейк имел доступ к эскизу этой работы. Кливлендский портрет Рубенса, написанный между 1620 и 1625 годами, демонстрирует такие сходства, как забранные назад волосы и насмешливая улыбка (хотя на картине она несколько натянута), однако натурщик наклонен больше влево. [5] Портрет Уффици (также Рубенса) был создан незадолго до смерти Бранта в июне 1626 года. Хотя поза похожа, лицо имеет отечность из-за ее болезни. [2] [6]
- Портрет Изабеллы Брант работы Антониса ван Дейка , ок. 1623–1626, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия.
- Портрет Изабеллы Брант, ок. 1620–1625, Художественный музей Кливленда.
Открытие эскиза
[ редактировать ]
В 1964 году рисунок был повторно установлен в рамках подготовки к его первому показу на выставке «Шедевры печатной комнаты» 1965 года в Британском музее. [7] При снятии крепления обнаружился грубый набросок красным и черным мелом бородатого мужчины в шляпе, стоящего рядом с женщиной и маленьким ребенком. Этот эскиз перевернут относительно лицевой стороны.
Открытие было впервые опубликовано Майклом Яффе в журнале The Burlington Magazine в 1965 году. Он датировал эскиз примерно 1630-ми годами в технике импрессионизма. Далее он идентифицировал людей на эскизе как Рубенса со своей второй женой Элен Фурман и их ребенком. [8] Он предположил, что эскиз не обязательно использовался в качестве основы для портретов, содержащих подобные семейные группы, такие как Рубенс и Элен Фурман в их саду в Мюнхене или Рубенс и Элен Фурман и их сын Питер Пауль в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Йорк. [9] Мнения также разошлись относительно даты создания рисунка, возраста и пола ребенка. Анн-Мари Логан основывала свой анализ на нью-йоркской картине и предположила, что ребенком будет либо их первенец, Клара Джоанна (1632 г.р.), либо Питер Пол (1637 г.р.), таким образом датируя эскиз примерно 1638 годом. [10] Это мнение не разделял Ганс Влиге, который сравнил сходство позы Фурмана с портретами Рубенса, Элен Фурман и Николааса Рубенса ( «Прогулка в саду »). Влиге поддержал позицию Дотери о том, что ребенком мог быть Николаас Рубенс, судя по садовому портрету. [11]
- Рубенс и Элен Фурман и их сын Питер Пауль ок. 1639, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- «Прогулка в саду» с изображением Питера Пауля Рубенса, его второй жены Элен Фурман и Николааса Рубенса ок. 1640, Старая пинакотека , Мюнхен
На основании этих выводов предполагалось, что Рубенс хранил рисунок Бранта и другие рисунки своей семьи в своей мастерской, чтобы использовать их при написании портретов членов своей семьи. Эти личные картины остались бы во владении семьи и с гордостью выставлялись бы дома. [10]
Провенанс
[ редактировать ]
До того, как его приобрел Британский музей, этот рисунок принадлежал различным коллекционерам, пятеро из которых известны. Их личности раскрываются по коллекционным знакам, найденным на лицевой (лицевой) и оборотной (задней) сторонах портрета. Коллекционные знаки идентифицируются номерами Лугта — системой каталогизации, созданной Фрицем Лугтом (1884–1970). [12]
На лицевой стороне портрета в правом нижнем углу портрета есть три отметки. Они были связаны с тремя коллекционерами: Проспером Генри Ланкринк , Джонатаном Ричардсоном- старшим и Джорджем Джоном Спенсером , 2-м графом Спенсером.
На оборотной стороне имеется по одной отметке в правом верхнем и нижнем углах. Верхняя отметка связана с Робертом Стейнером Холфордом , а нижняя — штампом о приобретении Британского музея.
Проспер Генри Ланкринк
[ редактировать ]
Коллекционный знак Проспера Генри Ланкринка (1628–1692) обозначен как «PHL» (Lugt. 2090) с соединенными буквами H и L. [13]
Ланкринк был художником, который обучался в Нидерландах, прежде чем переехать в Англию. Он работал ассистентом у Питера Лели (Питер Ван дер Фаес) (1618–1680), ведущего портретиста при дворе Карла II . На Ланкринка повлияла великолепная коллекция рисунков, картин и гравюр Лели. После смерти Лели в 1680 году Ланкринк имел возможность приобрести часть своей коллекции произведений искусства, включая фламандские рисунки Рубенса и Ван Дейка, на распродаже активов в 1682 и 1688 годах. Ланкринк был популярен при дворе и в высшем обществе. Его все более развратный образ жизни стал причиной растущего долга. Когда Ланкринк умер в 1692 году, его активы были проданы, чтобы расплатиться с кредиторами. О продаже активов Ланкринка было объявлено в 1693 году:
Продажа самой любопытной и обширной коллекции рисунков и гравюр Ланкринка начнется 8 мая, в 3 часа дня, в Доме покойных, в Золотом треугольнике на площади Ковент-Гарден.
- Лондонская газета [13]
Среди каталогизированных предметов один из трех предметов (№ 220 и 223), описанных как «Голова Рубенса » и (№ 316) «Голова женщины Рубенса », мог быть рисунком Изабеллы Брант. [14]
сэр Джеймс Торнхилл
[ редактировать ]не обнаружено коллекционного знака сэра Джеймса Торнхилла На рисунке (1675 или 1676–1734).Джеймс Торнхилл — художник итальянского барокко. Его опознали по написанному тексту на прикрепленном листе бумаги (ныне утерянном из-за повторной установки в 1964 году) на оборотной стороне рисунка.
№ 27. Мне подарил сэр Джа: Торнхилл. Октябрь 1724 г. младший
— Джонатан Ричард Старший [10]
Инициалы JR были ошибочно прочитаны как JC и ошибочно отнесены к коллекции произведений искусства Роберта Клайва , 1-го барона Клайва. [15] [16] И только после тщательного изучения в 1988 году надпись была приписана Джонатану Ричардсону- старшему. [10]
Джонатан Ричардсон
[ редактировать ]
Коллекционный знак Джонатана Ричардсона- старшего (1665–1745) представляет собой монограмму «JR» (Lugt. 2184). [17]
Джонатан Ричардсон-старший получил этот рисунок от Торнхилла и пополнил свою коллекцию произведений искусства (каталог № 83). Ричардсон был коллекционером произведений искусства 17-го века, особенно эпохи Лели. Описывая рисунок первой жены Рубена, он не дополнял ничего:
[Ее] лицо — одно из самых неприятных, которые я когда-либо видел, и я уверен, что это больше, чем необходимо для сходства, какой бы уродливой она ни была на самом деле.
— Джонатан Ричардсон [10]
К моменту смерти Ричардсона он накопил большую коллекцию, насчитывавшую не менее 4947 рисунков, часть из которых была продана его сыном Джонатаном Ричардсоном Младшим (1694–1771) в январе 1747 года (по старому стилю, 1746 год). [17]
Достопочтенный Джон Спенсер
[ редактировать ]
Коллекционный знак с инициалами J внутри буквы S и звездочкой в форме буквы Х над ним (Lugt. 1531) принадлежал достопочтенному Джону Спенсеру (1708–1746), отцу Джона Спенсера, 1-го графа Спенсера (1734–1783). Его внук Джордж Джон Спенсер, 2-й граф Спенсер (1758–1834), был связан с маркой после унаследования коллекции.
Спенсеры были семьей политиков и коллекционеров произведений искусства. Достопочтенный Джон Спенсер был основателем коллекции, унаследовав и пополнив коллекцию своей бабушки по материнской линии Сары Черчилль, герцогини Мальборо (1660–1744). Джордж Джон Спенсер был хорошо известен как библиофил благодаря своей заботе о библиотеке в Олторпе и ее пополнению . Он также был коллекционером ранних гравюр.
Коллекция рисунков была продана 10 июня 1811 года на семидневной распродаже. В продаже было:
Великолепный кабинет рисунков, вся коллекция дворянина, сформированная с утонченным вкусом и суждением о середине прошлого века.
В продажу также вошли рисунки Рубенса и Ван Дейка. [18]
Роберт Стейнер Холфорд
[ редактировать ]
Коллекционным знаком Роберта Стейнера Холфорда (1808–1892) являются инициалы RSH, заключенные в треугольник (Lugt. 2243).
Холфорд считался одним из лучших коллекционеров произведений искусства и гравюр своего времени. Он приобрел свою коллекцию гравюр в середине 19 века и получил выгоду от рассеяния коллекции Эйлсфорда. [19]
После смерти Холфорда в 1892 году его коллекция произведений искусства, включая рисунок (лот 668), была выставлена на продажу на аукционе Christie's с 11 по 18 июля 1893 года. Рисунок был куплен для Британского музея через дилеров Desprez & Gutekunst и прибыл в отдел гравюр и рисунков 31 июля 1893 года. [2]
Британский музей
[ редактировать ]
Коллекционный знак Британского музея (Lugt. 302) принадлежит отделу гравюр и рисунков. Он имеет овальную форму с надписью «Британский музей» по краю. Цифры в овале обозначают дату приобретения (по часовой стрелке слева; месяц, год, день) и номер товара (внизу). [20]
Выставки
[ редактировать ]Дата | Расположение | Музей | Название выставки | Каталожный номер. | Ссылка. |
---|---|---|---|---|---|
1965 | Лондон | Британский музей | Шедевры печатной мастерской | (без кота.) | |
Июль – декабрь 1974 г. | Лондон | Британский музей | Портретные Рисунки | 88 | |
1977 | Лондон | Британский музей | Рубенс рисунки и эскизы | 154 | [21] |
1984 | Лондон | Британский музей | Мастер-рисунки и акварель | 87 | |
Сентябрь – декабрь 2004 г. | Вена | Альбертина | Питер Пауль Рубенс (1577–1640): Рисунки | 81 | [22] |
Январь – апрель 2005 г. | Нью-Йорк | Метрополитен-музей | Питер Пауль Рубенс (1577–1640): Рисунки | 82 | [23] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уайт, стр. 61.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Логан (2005), стр. 239.
- ^ Хинд, стр. 29.
- ^ Влиге, стр. 56.
- ^ Влиге, стр. 56.
- ^ Роулендс, стр. 114.
- ↑ в Британский музей 1 июля 2010 г. Дата доступа
- ^ Состоялось, стр. 127.
- ^ Майкл Яффе (июль 1965 г.). «Рубенс как рисовальщик». Журнал Берлингтон . 107 (748): 381. JSTOR 874664 . (пункт 135)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Логан (2005), стр. 240
- ^ Влиге, стр. 168.
- ↑ Дата обращения Фрица Лугта : 15 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б http://marquesdecollections.fr/detail.cfm/marque/8905/total/1 дата Проверено 1 июля 2010 г.
- ^ неизвестно (февраль 1947 г.). «Коллекция П. Х. Ланкринка». Журнал Burlington для ценителей . 86 (503): 28–32+34. JSTOR 869012 .
- ^ Влиге, стр. 55.
- ^ Состоялось, стр. 126,
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б дата ссылки Получено 1 июля 2010 г.
- ^ дата ссылки Получено 1 июля 2010 г.
- ^ дата ссылки Получено 1 июля 2010 г.
- ^ дата ссылки Получено 1 июля 2010 г.
- ^ Роулендс
- ^ Логан (2004)
- ^ Логан (2005)
Ссылки
[ редактировать ]- Хинд, Артур (1923). Каталог рисунков голландских и фламандских художников, хранящихся в Отделе гравюр и рисунков Британского музея, том 2 . Лондон: Лонгманс и Ко; и др.; Отпечатано по заказу попечителей. АСИН B000IZ0GG0 .
- Роулендс, Джон (1977). Рубенс: Рисунки и эскизы. Каталог выставки Отдела гравюры и графики Британского музея . Лондон: Британский музей. ASIN B002ADJ9I4 .
- Хелд, Юлиус (1986). Рубенс – Избранные рисунки (2-е изд.). Phaidon Press Ltd. Лондон: ISBN 978-0-7148-2426-0 .
- Влиге, Ганс (1987). Бурхард, Людвиг (ред.). Портреты опознанных натурщиков, написанные в Антверпене . Корпус Рубениум. Том. XIX. Альбертина, Вена: Издательство Харви Миллера. ISBN 978-0-905203-57-7 .
- Уайт, Кристофер (1987). Питер Пауль Рубенс – Человек и Художник . Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-03778-4 .
- Логан, Энн Мари (2004). Шредер, Клаус Альбрехт; Видауэр, Хайнц (ред.). Питер Пауль Рубенс Том 2004 Часть 3 . Вена: Остфильдерн-Руит: Канц. ISBN 978-3-7757-1514-0 .
- Логан, Энн-Мари (2005). Питер Пауль Рубенс: Рисунки (Серия Метрополитен-музея) . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0-300-10494-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хименес Берк; Джоанна Бэнхэм (2001). Словарь моделей художников . Тейлор и Фрэнсис. стр. 80–82. ISBN 978-1-57958-233-3 .