Питер Лели
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2018 г. ) |
Питер Лели | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Питер ван дер Фаес 14 сентября 1618 г. |
Умер | 7 декабря 1680 г. Ковент-Гарден , Англия | (62 года)
Национальность | Голландский – Английский |
Известный | Рисование |
Подпись | |
![]() |
Сэр Питер Лели (14 сентября 1618 - 7 декабря 1680) [1] [2] был художником голландского происхождения, чья карьера почти полностью прошла в Англии, где он стал ведущим придворным портретистом. Он стал натурализованным британским подданным и был посвящен в рыцари в 1679 году.
Жизнь
[ редактировать ]Лели родился Питером ван дер Фаесом в семье голландцев в Зосте в Вестфалии . [3] где его отец был офицером, служившим в вооруженных силах курфюрста Бранденбурга . Лели изучал живопись в Харлеме , где он, возможно, был учеником Питера де Греббера . Он стал мастером Гильдии Святого Луки в Харлеме в 1637 году. Считается, что он взял фамилию «Лели» (также иногда пишется как Лилли ) от геральдической лилии на фронтоне дома, где родился его отец в Гааге. .
Он прибыл в Лондон около 1643 года. [4] Его ранние английские картины, в основном мифологические или религиозные сцены или портреты, изображающие пасторальный пейзаж, демонстрируют влияние Антониса ван Дейка и голландского барокко .Портреты Лели были хорошо приняты, и он сменил Антониса ван Дейка (умершего в 1641 году) как самого модного художника-портретиста в Англии. Он стал почетным членом Компании художников-красителей в 1647 году и был художником-портретистом I. Карла Его талант гарантировал, что его карьера не была прервана казнью Чарльза, и он служил Оливеру Кромвелю , которого нарисовал «бородавки и все такое», и Ричарду Кромвелю . Примерно в 1650 году поэт сэр Ричард Лавлейс написал о Лели два стихотворения – «Пейнтюр» и «Видишь, какое затуманенное величие…»

После Реставрации Англии в 1660 году Лели был назначен Карла II в главным художником 1661 году со стипендией в размере 200 фунтов стерлингов в год, как Ван Дейк получал во время предыдущего правления Стюартов. [5] Лели стал натурализованным английским подданным в 1662 году. Молодой Роберт Гук приехал в Лондон, чтобы пройти обучение у Лели, прежде чем Ричард Басби дал ему место школе в Вестминстерской .

Спрос был высоким, а Лели и его большая мастерская процветали.
После того, как Лели рисовал голову натурщика, ученики Лели часто завершали портрет в одной из серии пронумерованных поз. В результате Лели стал первым английским художником, оставившим «огромную массу работ», хотя качество студийных работ варьируется. Как Брайан Сьюэлл сказал :
Этих портретов вполне могут быть тысячи, начиная от редких оригиналов, часто весьма удивительного качества, до грубых мастерских копий, созданных ассистентами, обученными имитировать манеру Лели с модным лицом и повторять стандартные образцы платья, пейзажей, цветов, музыкальных инструментов. и другие важные украшения портретной живописи. После смерти Лели в 1680 году его душеприказчики наняли дюжину таких рабов, чтобы завершить выставление на продажу множество незаконченных холстов, сложенных в его мастерской. Именно эти половинчатые и совсем не похожие на Лели выстроились вдоль коридоров бедной аристократии, чьи дома теперь находятся в ведении Национального фонда, и нет более эстетичного и интеллектуально отупляющего зрелища, если только это не коридор Кнеллеров . . [7]
Среди его самых известных картин — серия из 10 портретов дам королевского двора, известных как « Виндзорские красавицы» , ранее находившихся в Виндзорском замке , а теперь во дворце Хэмптон-Корт ; аналогичная серия для Олторпа ; серия из 12 адмиралов и капитанов, сражавшихся во Второй англо-голландской войне , известная как « Флагманы Лоустофта », сейчас в основном принадлежит Национальному морскому музею в Гринвиче ; и его «Сюзанна и старейшины в Берли-Хаусе» .
Его самая известная непортретная работа, вероятно, — «Нимфы у фонтана в картинной галерее Далвича» .
Лели сыграл значительную роль в распространении меццо-тинта в Британии, поскольку он осознал его возможности для рекламы своих портретов. Он призвал голландских меццо-тинто приехать в Великобританию, чтобы скопировать его работы, заложив основы английской традиции меццо-тинта.
Лели жил примерно с 1651 по 1680 год на Большой площади № 10–11 в Ковент-Гардене . Он был посвящен в рыцари в 1679 году. [2] Вскоре после этого Лели умер за своим мольбертом в Ковент-Гардене, когда писал портрет герцогини Сомерсетской. Сэр Питер был похоронен в церкви Святого Павла в Ковент-Гардене .

Наследие
[ редактировать ]
При жизни Лели слыл искусным ценителем искусства. [2] Его коллекция старых мастеров , в том числе Веронезе , Тициана , Клода Лоррена и Рубенса , а также великолепная коллекция рисунков была разбита и продана после его смерти, собрав огромную сумму в 26 000 фунтов стерлингов. [8] Некоторые предметы из него, которые были приобретены Лели в результате рассредоточения Содружеством коллекций произведений искусства Карла I, такие как Lely Venus , были повторно приобретены Королевской коллекцией.
На посту придворного портретиста его заменили Джон Райли и сэр Годфри Неллер , также голландец немецкого происхождения, чей стиль основывался на стиле Лели, но отражал более поздние континентальные тенденции.
В его честь также была названа лошадь, занявшая четвертое место на турнире Grand National 1996 года .
Стиль
[ редактировать ]Лели был прежде всего портретистом . Он рисовал как мужчин, так и женщин, но с большей склонностью к последним, чье декольте часто подчеркивалось, иногда до такой степени, что одна грудь была полностью обнажена (как, например, на Маргарет Хьюз , показанном ниже). более раннем портрете [ нужна ссылка ]
Сообщалось о потере в 1929 году «семейного портрета сэра Питера Лели» в результате пожара в Пит-хаусе, Фарли-Хит, Олбери. [9]
Галерея
[ редактировать ]- Работы Питера Лели
- Граф и графиня Оксфорд
- Сэр Роберт Уорсли, третий баронет
- Леди Мэри Фейн, сэр Питер Лели
- Королева Мария II
- Портрет мужчины, предположительно Джорджа Бута, лорда Деламера, 1660 г.
- Портрет леди Элизабет Стрикленд, урожденной Пайл
- Екатерина Браганса , королева Англии, 1665 г.
- Портрет дамы с синей драпировкой, около 1660 г.
- Авраам Коули, ок. 1665–66
- Две дамы из семьи Лейк, 1650 год.
- Диана Кирк, позже графиня Оксфордская, 1665 г.
- Мальчик как пастырь
- Карл II Англии, ок. 1675 г.
- Дадли, дочь старшего Генри Норта, Барта, жена сэра Томаса Каллума
- Сэр Томас Фэншоу из Дженкинса и его жена Маргарет
- Мадонна с Младенцем, сэр Питер Лели
- сэр Уильям Эшбернхэм
- Портрет Маргарет Хьюз ок. 1670.
- Портрет Шарлотты Ли, графини Личфилд 1674 г.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Информация об исполнителе» . nga.gov . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Сэр Питер Лели, голландский художник» . Британская энциклопедия . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ Эллис Уотерхаус, Живопись в Великобритании, 1530–1790 , 1953, Penguin Books (ныне серия Йельской истории искусства)
- ^ Британика 2018 . Детлофф 2009
- ^ Сэйнти, Джей Си; Бухольц, Р.О. (1997). Чиновники королевского двора, 1660–1837 гг.: Департамент лорда-камергера и связанные с ним офисы . Должностные лица в современной Британии. Лондонский университет, Институт исторических исследований. п. 51. ИСБН 978-1-871348-40-8 . Проверено 1 мая 2019 г.
В 1660 году Лели был назначен «Лимнером и рисовальщиком картин», а в 1681 году его сменил Райли на посту «Художника и рисовальщика картин».
- ^ Гамильтон, Адриан (16 апреля 2012 г.). «Продолжайте, ваше величество: Карл II и его придворные дамы» . Независимый . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ Новости истории искусства , цитируя его обзор Evening Standard о выставке Lely 2012 года: «Маленький, но идеальной формы».
- ^ Каст 1893 , с. 21.
- ^ «Пит Хаус» (PDF) . Историческое общество Олбери – здания – Пит-хаус . Историческое общество Олбери . Проверено 13 июня 2022 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Каст, Лайонел Генри (1893). Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 33. Лондон: Smith, Elder & Co., стр. 19–21. . В
- Детлофф, Диана (21 мая 2009 г.). «Лели, сэр Питер (1618–1680)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/16419 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- «Сэр Питер Лели» . Britannica.com . 11 сентября 2018 г.
- Миллар, Оливер (2002) [1996]. «Лели, сэр Питер». Словарь искусства Гроува . Том. 19. Лондон. стр. 119–125.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ). Запись включает библиографию. - Миллар, Оливер (1978). Сэр Питер Лели 1618–1680 гг . Лондон: Национальная портретная галерея.
- Россетти, Уильям Майкл (1911). . Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). п. 408.
- Уотерхаус, Эллис (1978). Живопись в Великобритании с 1530 по 1790 год (Четвертое изд.). Нью-Йорк: Викинг Пингвин.
- Уинни, Маргарет; Миллар, Оливер (1957). Английское искусство 1625–1714 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Архив Оливера Миллара ; исследовательские работы Оливера Миллара , британского историка искусства и ведущего специалиста по Питеру Лели
- 612 работ Питера Лели или после него на Art UK сайте
- Автопортрет из Национальной портретной галереи.
- Биография из музея Дж. Пола Гетти.
- Биография из Национального морского музея , Гринвич.
- Биография из Интернет-галереи искусств.
- Сэр Питер Лели на WikiGallery.org
- Коллекция History Frits Lugt от брендов коллекции рисунков и принтов
- Нимфы у фонтана из Далвичской картинной галереи
- Гравюра Генри Томаса Райалла .
Эдвард, первый граф Сэндвич . для альбома для вырезок в гостиной Фишера, 1837 год, с поэтической иллюстрацией Летиции Элизабет Лэндон , относящейся к 4-му графу.
- 1618 рождений
- 1680 смертей
- Люди из Зоста, Германия
- Английские художники 17 века.
- Английские художники-мужчины
- Рыцари Бакалавр
- Британские художники эпохи барокко
- Главные художники в обычном стиле
- Голландские художники Золотого века
- Голландские художники-мужчины
- Художники из Харлема
- Немецкие эмигранты в Голландской Республике
- Голландские эмигранты в Англии
- Натурализованные граждане Соединенного Королевства