Jump to content

Гробница Гарпии

Координаты : 36 ° 21'24,5 "N 29 ° 19'4,7" E  /  36,356806 ° N 29,317972 ° E  / 36,356806; 29,317972
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

 WikiMiniAtlas
36 ° 21'24,5 "N 29 ° 19'4,7" E  /  36,356806 ° N 29,317972 ° E  / 36,356806; 29,317972

фото
Гарпия, гробница Ксантоса

Гробница Гарпии — это мраморная камера из гробницы с колонной , которая стоит в заброшенном городе Ксантос , столице древней Ликии , регионе юго-западной Анатолии на территории современной Турции. Построенный в Персидской империи Ахеменидов , [1] и датируемая примерно 480–470 гг. до н. э., камера венчала высокий столб и была украшена мраморными панелями с резным барельефом . Гробница была построена для иранского принца или правителя Ксанфа. [2] возможно, Кибернис .

Мраморная камера вырезана в стиле греческой архаики . Как и многие другие материалы в Ксанфе, он находится под сильным влиянием греческого искусства, но в резьбе есть также признаки негреческого влияния. Рельефы напоминают рельефы в Персеполе . [2] [1] Памятник получил свое название от четырех резных женских крылатых фигур, напоминающих гарпий . Личность резных фигур и значение изображенных сцен неясны, но сейчас общепринято, что крылатые существа не являются гарпиями. Ликийцы впитали большую часть греческой мифологии в свою культуру, и сцены могут изображать греческих божеств, но также возможно, что это неизвестные ликийские божества. Альтернативная интерпретация состоит в том, что они представляют собой сцены суда в загробной жизни и сцены мольбы ликийским правителям.

Резные изображения были извлечены из гробницы в 19 веке археологом Чарльзом Феллоузом и перевезены в Англию. Ученые посетили Ликию в 1838 году и сообщили об обнаружении остатков культуры, которая до этого была практически неизвестна европейцам. Получив разрешение турецких властей на вывоз каменных артефактов из региона, Феллоуз собрал большое количество материалов из Ксантоса по заказу Британского музея в Лондоне, где сейчас выставлены рельефы. По словам Мелани Михаилидис, хотя они и имели «греческий облик», Гробница Гарпии, Памятник Нереиде и Гробница Пайавы были построены в соответствии с основными зороастрийскими критериями, «будучи сложенными из толстого камня, поднятыми на постаменты над землей и имеющими одиночные окна без окон. палаты». [3]

Ликийская культура

[ редактировать ]
Расположение Ликии

Ликийская культура одно время рассматривалась учеными как ветвь греческой культуры, особенно начиная с классического периода , когда ликийская архитектура и скульптура во многом соответствовали классическому греческому стилю. Но у ликийцев была своя собственная культура, и их религиозные и погребальные обряды можно отличить от греческих. Ликийский язык , хотя и является индоевропейским , но родственен хеттскому и, скорее всего, напрямую произошел от родственного лувийского языка. Несколько групп, говорящих на родственных хеттских языках, продолжали существовать в Малой Азии в течение многих столетий после того, как Хеттская империя ушла в историю. [4] [5] [6]

Ликия занимала стратегическое положение между Европой и Ближним Востоком. Греческий и персидский миры встретились в Ликии, и ликийцы находились под сильным влиянием обоих. В один период доминировало персидское влияние, а в другой — греческое, в результате чего ликийская культура представляла собой смесь того и другого. [4] [7]

Греческое влияние обнаруживается в Ликии с давних времен. Ликийский алфавит произошел от родосского греческого языка с заимствованиями из других алфавитов, возможно, финикийских . [8] Страна была завоевана Гарпагом в 540 г. до н. э., действовавшим на стороне персов. На культуру Ликии повлияло ее присоединение к Персидской империи, а также ее соседи, ионические греки . Влияние греческой культуры возросло после того, как армия Ксеркса потерпела поражение в битве при Платеях от греческих войск в 479 г. до н.э. Кибернис , для которого, как полагают, была построена Гробница Гарпии, возможно, умер вследствие ран, полученных им при поражении Ксеркса либо при Платеях, либо в морском сражении при Саламине . Его сменил Купрлли, а затем Херига, который взял иранское имя и, по-видимому, был проперсидским. После завоевания страны Александром Македонским в Ликии произошла быстрая эллинизация, и ее культура стала частью греческой. [4] [9] [10] [11]

Мифология

[ редактировать ]

Ликия занимает важное место в греческой мифологии. Богиня титан - Лето бежала в Ликию после рождения или для того, чтобы родить Аполлона и Артемиду . [12] Ликийцы играют роль в «Илиаде» под предводительством Сарпедона как союзники Трои . [12] [13] Беллерофонт убил огнедышащее чудовище Химеру , опустошавшую Ликию. [14]

Эти истории вполне могли изначально не быть частью ликийской мифологии, а могли быть заимствованы из греческой. Например, греческую богиню Лето можно было приравнять к ликийской богине-матери. Включив Лето в свой пантеон, остальные греческие истории последовали естественным путем. [15] Конечно, храм Лето имел определенное значение в Ксанфе. Похоже, что ликийцы активно поощряли этот синтез, чтобы зарекомендовать себя как часть греческой семьи. [16]

Другая история из греческой мифологии касается происхождения названия страны. Согласно мифу, Ликия названа в честь Лика , сына Пандиона , царя Афин. До того, как Лик стал их лидером, ликийцы были известны как Термилы. Позже Ликус помог свергнуть узурпатора Метиона с афинского престола. [17] Однако реальное происхождение названия, по-видимому, является производным от Лукка , названия страны, встречающегося в хеттских записях. [18]

Ликийская скульптура

[ редактировать ]

Ликийская архитектура и скульптура изображают навыки, аналогичные греческим, но для греков ликийцы, наряду с другими негреческими народами юго-западной Анатолии, часто рассматривались как варвары. Из ок. 550 г. до н. э., греческая керамика в Ликии в большом количестве найдена ; Львиная гробница , Столп борцов и колонны в Исинде и Трисе выполнены в явно греческом стиле с небольшой восточной символикой. [4] [10]

Гробницы с колоннами — самая ранняя форма гробниц, найденная в Ликии, они датируются шестым веком до нашей эры и впервые появились ок. 540 г. до н.э. Гробницы с колоннами, судя по всему, предназначались для ведущих династий. Домашние гробницы и саркофаги появляются с середины V века до нашей эры. В Ксантосе 43 монументальные гробницы, из которых 17 украшены скульптурами, а 35 — гробницами с колоннами, обычно высокого качества. [19] [20]

Гробница Гарпии принадлежит позднеархаическому греческому стилю. Архаический стиль ввел элемент реализма, который был развит в полной мере в более позднем классическом стиле , но сохранил часть формализма более раннего геометрического стиля в своих правилах симметрии . [21] Среди многих гробниц Ксанфа гробница Гарпии уникальна по своему периоду и стилю. Другие известные скульптуры из Ксанфа включают более раннюю Гробницу Льва и более позднюю Гробницу Паявы и памятник Нереиде . [22]

Реконструкция гробницы гарпии, 1905 г.
фото
Замена копий рельефов на Гробнице Гарпии.

Гробница была построена в Ксантосе в Персидской империи Ахеменидов (современная провинция Анталия , Турция) для иранского принца или губернатора города. [1] [2] Гробница Гарпии находится в Акрополе Ксанфа к северу от того места, где сейчас стоит римский театр, и на его западной стороне. Первоначально он должен был стоять на краю рынка. Оригинальная колонна все еще на месте; Ребята забрали только скульптуры, которые были заменены цементными слепками оригиналов. [23] [24]

Эта гробница является единственной позднеархаической гробницей в Ксантосе, которая пережила обширную перестройку акрополя в римский период и осталась стоять как изолированный исторический артефакт. В Ксантосе сохранилось множество других ликийских гробниц, но других, относящихся к этому периоду, нет. [24]

Пространство внутри гробницы позже занял раннехристианский отшельник. Ученые отметили, что на оборотной стороне рельефов все еще сохранились остатки религиозных картин и монограмм отшельника. Феллоуз предполагает, что этот человек был учеником Симеона Столпника (390–459 гг. н.э.), одного из одноименных христианских подвижников, известных как столпники , который жил на вершине высоких колонн. [25]

Строительство

[ редактировать ]
Реконструкция мраморной палаты.

Гробница представляет собой большой квадрат из резных мраморных панелей. Каждая сторона имеет длину 7 футов (2,1 м) и высоту 3 фута 3 дюйма (1,0 м). Первоначально он был установлен на большом продолговатом каменном постаменте высотой 17 футов (5,2 м), что делало его примером гробницы с колонной . В верхней части колонны есть выдолбленная камера, образующая пространство внутри гробницы высотой 7 футов 6 дюймов (2,3 м) от дна впадины до верха рельефов. Все четыре стороны украшены одинаковыми рельефными панелями, одна из которых (южная сторона) [n 1] ) — небольшое отверстие, через которое можно поместить тело в гробницу. Это отверстие, возможно, первоначально было закрыто стелой . Гробница покрыта тремя большими плитами, расположенными одна над другой. Фактически, замковый камень представляет собой цельный кусок весом от 15 до 20 тонн, вырезанный так, что создается впечатление, что он состоит из трех слоев. Каждая ложная плита перекрывает расположенные ниже, образуя антаблемент . Все части, кроме скульптурных рельефов, выполнены из местного серо-голубого известняка. [24] [25] [26] [27] [28] [29]

Гробница, как и многие другие артефакты из Ликии того периода, выполнена в стиле греческой архаики . Если датировка точна (480–470 гг. до н. э.) [n 2] Архаический стиль сохранялся в Ликии некоторое время после того, как стал немодно в Греции. Скульптуры, возможно, были вырезаны ионийскими греческими мастерами, если не они находились под их сильным влиянием. Есть некоторые особенности резьбы, которые определенно позволяют предположить негреческое происхождение. Женские лица имеют полные губы и большие глаза, типично ликийские. [10] [26] [27] [30]

фотография
Рельефы гробницы гарпии в Британском музее

На рельефах изображены сидящие фигуры, получающие подарки от стоящих. По левому и правому краям с северной и южной сторон [n 1] — крылатые существа женского пола с птичьими телами («Гарпии»). Крылатые существа уносят маленькие детские фигурки. [27]

Между крылатыми существами на северной стороне находится сидящая фигура, получающая шлем от стоящего воина; под стулом медведь. Под крылатым существом справа находится коленопреклоненная просительница. Между крылатыми существами на южной стороне находится сидящая фигура неопределенного пола, принимающая голубя от стоящей самки. Сидящая фигура держит гранат в левой руке и неопознанный предмет (возможно, фрукт или яйцо) в правой руке. [26]

На западной стороне изображены две женщины, сидящие на тронах лицом друг к другу. Грудь у них большая, соски и ареолы видны сквозь тонкую одежду. Та, что справа, держит в правой руке цветок, а в левой — гранат. Та, что слева, держит в правой руке фиал . Отверстие для вставки тела находится перед этой фигурой. Над отверстием изображена корова, кормящая теленка. Этот рисунок также можно увидеть на монетах времен правления Спндазы (475–469 гг. До н.э.). Справа от проема три женские фигуры приближаются к сидящим. Вторая приближающаяся самка держит в правой руке фрукт, а в левой — цветок граната. Третья держит в поднятой правой руке какой-то предмет, возможно, яйцо. [26] [27] [31]

На восточной стороне изображена мужская фигура, сидящая на троне и держащая в правой руке цветок граната, а предлагает ему петуха стоящая фигура поменьше . Позади небольшой стоящей фигурки стоит мужчина, держащий в левой руке посох и приближающийся с собакой. Позади сидящей фигуры две приближающиеся женщины, первая держит в левой руке гранат. [26]

Считается, что резьба на памятнике изначально была ярко раскрашена. На момент открытия памятника Феллоузом на заднем плане рельефов были обнаружены остатки синей краски. Следы красной краски были обнаружены и на других частях. [28]

фотофотофотофотофото

Слева направо: западная сторона, южная сторона, восточная сторона (левая деталь), восточная сторона (центральная деталь), северная сторона.

Рельефы на гробнице изображают «греко-ликийскую версию публики, изображенной в Персеполе ». [2]

Лео Радица в «Кембриджской истории Ирана» добавляет:

Вместо миниатюрного чиновника перед Великим царем, как в Персеполе, мальчик предлагает петуха и ритон восседающему на троне правителю общий для греков, ликийцев и персов вина. Этот ритуальный жест подношения, , имел для каждого из них разное значение. Все видели одно и то же и понимали это по-разному – но не настолько по-разному, чтобы не осознавать, что существуют и другие способы понять то, что они видят. Для грека эта сцена могла бы изображать поклонение герою; для перса аудиенция перед персидским правителем Ксанфа, отдаленно напоминающая аудиенции перед Великим царем в Персеполе. Эти изображения Персии в небольшом масштабе отражают в их физическом характере духовную идею соблюдения обещаний повиновения начальству; каждый ожидал от тех, кто ниже его, того же, что давали те, кто выше его. Греческие мастера, судя по всему, проделали всю эту работу для персидских покровителей – за исключением предметов, найденных в могилах, и перстней с печатями (отпечатки многих из которых были найдены в Dascylion ), которые персидского производства. [2]

Интерпретации

[ редактировать ]
Вероятное изображение ликийского правителя Киберниса (520-480 гг. до н.э.), Гробница Гарпии.

Считается, что сидящие фигуры являются ликийскими богами или обожествленными предками. Среди возможных личностей сидящих фигур на северной и южной сторонах — Гарпаг , мидийский полководец, ставший основателем ликийской династии, и Кибернис , более поздний царь Ликии. Кибернис предлагается как возможная личность обитателя гробницы. Другая точка зрения состоит в том, что это обобщенные сцены суда в Аиде, а не земные правители. Этой точке зрения соответствует и интерпретация южной фигуры как Персефоны , царицы подземного мира . Фигуры слева и справа от отверстия могут быть богинями Деметрой и Персефоной соответственно. [26] [27] [32] [n 3]

Многократное использование граната в символике не случайно. Не только в Ликии, но и во всей Малой Азии, во всем греческом мире и в Палестине гранат был широко известен как символ плодоношения и деторождения. И наоборот, это также символ перемен и смерти. Эта символика может быть полезна при идентификации божеств на рельефах. Гранат — подходящий подарок для богини сексуальности, такой как Афродита , которая сама посадила оригинальный гранат на Кипре. Это неподходящий подарок для такой интеллектуальной богини, как Афина . Гранат может иметь откровенно сексуальное значение; Деметра жалуется, что ее дочь Персофону «заставили съесть зерно граната» в подземном мире, из чего следует, что она была изнасилована. [33]

Крылатые существа, скорее всего, не являются гарпиями, но это ошибочное определение закрепилось в названии памятника. Лучшее совпадение с Сиренами , но многие источники сомневаются ни в одном из этих утверждений. [n 4] Маленькие фигурки, которые они уносят, возможно, представляют собой души умерших. Еще одно предположение относительно маленьких фигурок заключается в том, что они являются дочерьми героя Пандарея , которые были унесены, чтобы стать Фуриями . [26] [27]

Удаление скульптур

[ редактировать ]
фото
Вид на римский театр в Ксанфе с лежащим за ним Акрополем. Могилу Гарпии можно увидеть на заднем плане справа от театра. Он примыкает к более поздней гробнице с ликийским столбом, расположенной ближе к центру изображения, и к северу от нее. Сооружение на переднем плане перед гробницей Гарпии представляет собой ликийскую домашнюю гробницу.

Скульптурные рельефы были доставлены в Англию Чарльзом Феллоузом , которому Британский музей поручил привезти артефакты после того, как они узнали о его исследовании региона в 1838 году. [34] До этого Ликийская культура была практически неизвестна в Западной Европе. Гробница находилась (и до сих пор находится, за исключением рельефов) в Акрополе Ксанфа. [26] [27]

В октябре 1841 года стипендиаты получили разрешение от османского султана на вывоз каменных артефактов из региона. Кораблю Королевского флота . HMS Beacon под командованием капитана Грейвса было поручено найти и транспортировать предметы, идентифицированные Товарищами [35] Судно отплыло с Мальты 30 октября, но прибыло на место только 26 декабря, во многом из-за непредвиденных и затяжных переговоров с турецкими властями. Документы стипендиатов не давали ему тех разрешений, которые, как он думал, они давали (он не просил их перевести), а некоторые запросы британского правительства были сочтены необоснованными, например, удаление камней со стен действующих военных крепостей. [36]

Дальнейшая задержка была вызвана разногласиями с Грейвсом. Выяснилось, что на корабле не было подходящего снаряжения для подъема более тяжелых предметов. Товарищи хотели, чтобы Грейвс немедленно вернулся на Мальту за необходимым оборудованием, но Грейвс перед этим запросил дополнительные приказы у своего начальства, что потребовало некоторого времени. Маяк . наконец вернулся только в марте 1842 года [25]

Чтобы убрать скульптуры из гробницы Гарпии, пришлось снять замковый камень, который, возможно, весил около двадцати тонн и опирался на скульптурные стороны, в результате чего стены гробницы упали. моряки, решившие эту задачу по-своему, отметили, что «но скульптурные части не получили больше повреждений, чем они, вероятно, получили бы в результате более научной операции». Скульптуры другого памятника в Ксантосе, Лошадиной гробницы . [n 5] были оставлены на месте, потому что они были настолько большими, что обращаться с ними можно было, только если сначала распилить их на куски. Товарищи так и сделали бы, но камнерезы прибыли с Мальты вместе с Грейвсом так поздно в сезоне, что сразу же заболели малярией, и задание было прекращено. Тем не менее на борт было погружено 80 тонн материала. [25] [37]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стороны света даны в соответствии с ориентацией гробницы в ее первоначальном месте, а не в том, как она ориентирована сейчас.
  2. Датировка не совсем точна, ранее предполагалось, что это было полвека назад. Это постоянно пересматривалось на более поздние даты. Бонд (стр. 12), пишущий вскоре после открытия, указывает дату за пределами 500 г. до н. э., за ним следует Мюррей (стр. 121). У Кина (1998, стр. 90) — 480–470 гг. до н. э., а у Дженкинса (2006, стр. 160) — 485–480 гг. до н. э. Дата в статье взята с веб-страницы Британского музея, посвященной этому объекту.
  3. ^ Draycott 2007, ссылки на многие интерпретации.
  4. ^ Кин (стр. 205), например, не убежден; Дрейкотт 2008 утверждает, что похищение девочек — это действие, которое чаще ассоциируется с гарпиями, чем с сиренами.
  5. Товарищи в своем первоначальном описании экспедиции называют этот памятник « Могилой лошади» , за чем следуют некоторые авторы того времени. Позже, однако, он называет ее Могилой Крылатой Колесницы (Fellows, 1852, стр. 498). Сейчас она более известна как Могила Паявы.
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вайскопф 1987 , стр. 757–764.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Raditsa 1983 , p. 104.
  3. ^ Михаилидис 2009 , с. 253.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кин, стр.1.
  5. ^ Кин, стр.26.
  6. ^ Дженкинс, стр.151.
  7. ^ Кин, стр.vii.
  8. ^ Кин, стр.67.
  9. ^ Кин, p.xi.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кин, стр.66.
  11. ^ Фрид, стр.150.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кин, стр. 1–2.
  13. ^ Грант и Хейзел, стр. 296–297.
  14. ^ Грант и Хейзел, стр. 64, 83.
  15. ^ Грюн, стр.126.
  16. ^ Грюн, стр.127.
  17. ^ Грант и Хейзел, стр. 207, 256.
  18. ^ Дженкинс стр.151.
  19. ^ Кин, стр. 36, 58–59, 182.
  20. ^ Фрид стр.148.
  21. ^ Хаузер и Харрис, стр. 60–63.
  22. ^ Дженкинс, стр. 160–161.
  23. ^ Эйлифф, стр.485.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дженкинс, стр.163.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Товарищи (1843), стр.21.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Бонд, стр.12.
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г «Рельефная панель», веб-страница Британского музея.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мюррей, стр.121.
  29. ^ Кин, стр.59.
  30. ^ Мюррей, стр.114.
  31. ^ Дженкинс, стр.164.
  32. ^ Мюррей, стр. 119–120.
  33. ^ Хен, стр.180-182.
  34. ^ Товарищи (1839).
  35. ^ Товарищи (1843), стр.5.
  36. ^ Товарищи (1843), стр.14.
  37. ^ Товарищи (1843), стр.42.

Библиография

[ редактировать ]
  • «Мраморные рельефы из гробницы гарпии» , Британский музей, архивировано 26 июня 2010 года.
  • «Рельеф из гробницы гарпии» , Британский музей, архивировано 26 июня 2010 года.
  • Эйлифф, Рози, The Rough Guide to Turkey , Лондон: Rough Guides, 2003. ISBN   1-84353-071-6 .
  • Бонд, Эдвард Огастес, Путеводитель по выставочным галереям Британского музея, Блумсбери , BiblioBazaar, LLC, 2009 г. (факсимиле 1837 г., Лондон) ISBN   1-103-31927-2 .
  • Дрейкотт, КМ, 2007: «Династические определения. Дифференциация заявлений о статусе в рельефах архаических колонных гробниц Ликии», в «Анатолийский железный век 6: материалы шестого анатолийского симпозиума по железному веку, состоявшегося в Эскишехире, Турция, 16–19 августа 2004 г.», под ред. А. Сагона и А. Чилингирлоглу, «Исследования древнего Ближнего Востока». 20, Лувен: Peeters Press, 103–134.
  • Дрейкотт, КМ, 2008: «Женщины-птицы на памятнике гарпиям из Ксанфа, Ликия: сирены или гарпии?» в «Очерках классической археологии» Элени Хацивасилиу 1977–2007, изд. Д. Курц, совместно с К. Мейером, Д. Сондерсом, А. Цингаридой и Н. Харрисом, Архив Бизли и Archaeopress как исследования классической археологии, том. IV / Международная серия BAR 1796. Оксфорд: Archaeopress, 145–153 [1]
  • Товарищи, Чарльз, Журнал, написанный во время экскурсии по Малой Азии , Лондон: Джон Мюррей, 1839 г. OCLC   3444145 .
  • Товарищи, Чарльз, Отчет об открытиях в Ликии, журнал, вевшийся во время второй экскурсии по Малой Азии, 1840 г. , Лондон: Джон Мюррей, 1841 г. ОСЛК   1956989 .
  • Товарищи, Чарльз, Ксанфийский мрамор; Их приобретение и передача в Англию , Лондон: Джон Мюррей, 1843 г. ОСЛК   9793226 .
  • Товарищи, Чарльз, Путешествия и исследования в Малой Азии: особенно в провинции Ликия , Лондон: Мюррей, 1852 г. OCLC   457874299 .
  • Фрид, Лисбет С., Священник и великий король: отношения храма и дворца в Персидской империи , озеро Вайнона, Индиана: Eisenbrauns, 2004. ISBN   1-57506-090-6 .
  • Грант, Майкл; Хейзел, Джон, «Кто есть кто в классической мифологии» , Лондон: Routledge, 1994. ISBN   0-415-11937-5 .
  • Грюн, Эрих С., Культурные заимствования и этнические присвоения в древности , Франц Штайнер Верлаг, 2005 г. ISBN   3-515-08735-4 .
  • Хаузер, Арнольд; Харрис, Джонатан, Социальная история искусства, Том 1 , Хобокен: Routledge, 1999 ISBN   0-415-19945-X .
  • Хен, Виктор. Культурные растения и домашние животные в их миграции из Азии в Европу , Амстердам: Издательство John Benjamins Publishing Company, 1976. ISBN   90-272-0871-9 .
  • Дженкинс, Ян , греческая архитектура и ее скульптура , Нью-Йорк: издательство Гарвардского университета, 2006 г. ISBN   0-674-02388-9 .
  • Кин, Энтони Г., Династическая Ликия: политическая история ликийцев и их отношений с иностранными державами, ок. 545–362 до н.э. , Лейден, Бостон: Брилл, 1998. ISBN   90-04-10956-0 .
  • Михаилидис, Мелани (2009). «Пустые могилы: башни-гробницы Северного Ирана». В Гацеке, Томаш; Пструсинская, Ядвига (ред.). Материалы девятой конференции Европейского общества исследований Центральной Азии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN  978-1443815024 .
  • Мюррей, Александр С., История греческой скульптуры , Уайтфиш, Монт.: Kessinger Publishing, 2004. ISBN   1-4179-1227-8 .
  • Радица, Лев (1983). «Иранцы в Малой Азии». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, Том. 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1139054942 .
  • Вайскопф, Майкл (1987). «МАЛАЯ АЗИЯ». Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 7 . стр. 757–764.
Эта статья о предмете, хранящемся в Британском музее . Код объекта — ГР 1848.1020.1, скульптура В287 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a6ba93fe3e0027dd08c12e58556323f__1714820760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/3f/9a6ba93fe3e0027dd08c12e58556323f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harpy Tomb - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)