Гробницы в Ксантосе
Ксантос , также называемый Ксанфом, был главным городом-государством ликийцев , коренного народа юго-западной Анатолии (современная Турция ). [1] Многие из гробниц в Ксанфе представляют собой гробницы с колоннами , состоящие из каменной погребальной камеры на вершине большого каменного столба. Тело будет помещено на вершину каменного сооружения, возвышая его над ландшафтом. Гробницы предназначены для мужчин, которые правили ликийской династией с середины VI до середины IV века до нашей эры, и помогают продемонстрировать преемственность их власти в регионе. [2] Гробницы не только служат формой монументализации, чтобы сохранить память о правителях, но также свидетельствуют о принятии греческого стиля украшения.
Ксантос был главным городом-государством, управляемым царем, находившимся под властью губернатора империи Ахеменидов . Преемственность династического правления в Ксантосе была продемонстрирована в традиции строительства гробниц с колоннами. [1] Когда были построены эти гробницы, преобладающие позднеклассические греческие идеи искусства пронизывали ликийские образы. [1] Гробницы отошли от местной традиции и начали отображать фасады греческих храмов с колоннами после возрождения греческого влияния в этом районе, начиная со 2-й четверти 4-го века до нашей эры (375–350 до н.э.). [3]
Несколько гробниц были раскопаны сэром Чарльзом Феллоузом , англичанином, проводившим раскопки в Леванте и Малой Азии. [4] и были перевезены в Британский музей в 1848 году нашей эры. [5]
Монументальные гробницы с колоннами
[ редактировать ]Львиный столб
[ редактировать ]
Львиный столб, названный в честь большого льва на горельефе, был расположен к востоку от Акрополя Ксанфа и имеет высоту около 3 метров (9,8 футов). Каменный сундук из белого известняка вырезан по размеру тела. Было высказано предположение, что эта гробница была создана между началом и серединой VI века до нашей эры . Контраст создается между горельефом на концах и барельефом в центре сундука. [5] Детали фризов указывают на то, что мастера были греками, о чем свидетельствуют изображения человеческой формы на западной стороне сундука. Льва держит мужчина, тело которого просто очерчено: обнаженное и с небольшим количеством определяющих изгибов. Его архаичная улыбка и ниспадающие прядями волосы свидетельствуют о сильном архаическом греческом стиле. [5] [6]
На южной стороне передней части сундука изображена горельефная фигура лежащего льва. Лев смотрит влево, его тело находится в конце блока. Маленькая голова быка, прижатого львом, покоится между его лапами. Ниже быка находилась табличка, надпись на которой потускнела. На северной стороне памятника больше изображены львы, ухаживающие за детенышами, когда лев общается со своими детенышами. Техника резьбы, использованная в этом рельефе, аналогична той, что использована на южной стороне фриза, при этом детали и очертания формы очерчены линией. Лев на восточной стороне выглядит тоньше. [5]
На восточной стороне памятника композиция разбита на регистры, нижняя половина остается неукрашенной, а верхняя, скорее всего, содержит низкий рельефный фриз . Однако полная длина верхнего фриза неизвестна, поскольку часть его откололась, что ограничивает информацию, которую можно получить из изображений. В левой части восточной стороны памятника милитаристские сцены в барельефе изображают воинов со щитом, коринфским шлемом и оружием. На правой стороне фриза изображен всадник, одетый в короткий плащ и шлем, в сопровождении слуги в хитоне (тунике греческого образца) и с копьем в руках. [5]
Уникальная иконография, использованная в памятнике, привлекла большое внимание ученых. Это должно было выразить легитимность владельца гробницы, а также его связь с Ахеменидами . Сама архаическая гробница с колонной, которая является старейшим примером архитектурного стиля, уникального для Ликии, намекает на его ликийское происхождение. Сейер заключает, что владельцем, вероятно, был ликийец, вступивший в должность первого местного правителя при Ахеменидах. [7]
Гробница Гарпии
[ редактировать ]Гробница Гарпии , расположенная на Акрополе, вероятно, была построена в ок. 480–470 гг . до н.э. Декорации выполнены в греческом архаическом стиле.
Интерпретация иконографии гробницы со временем развивалась. Первоначально считалось, что крылатые женщины на фризе отсылают к мифу о насилии над ликийской царской семьей. Затем было высказано предположение, что, поскольку гробница была изготовлена греческими ремесленниками и рабочими, изображения отсылали к сцене подземного мира, а иконография использовалась, чтобы подчеркнуть погребальное использование сооружения. Гробницы на материковой Греции, созданные в это время, не содержали фигур богов, как изображено, поэтому была разработана третья теория. Третья теория заключается в том, что несколько поколений фигур, изображенных вокруг изображения, являются признаком поклонения героям, сосредоточенного вокруг людей, похороненных в гробнице. [8]
Начертанный столб
[ редактировать ]
Расписанный столб Ксанфа, также известный как Ксанфский обелиск , был изготовлен ок. 400 г. до н.э. [9] Как и другие гробницы с колоннами в Ксанфе, столб с надписью поддерживал возвышение с камерой-гробницей, украшенной снаружи фризами. Наверху была установлена статуя оккупанта, ксанфийского царя. [10] На фризах изображались сцены из жизни короля, в том числе сцены охоты и сражения. [10] Сейсмическая активность в древности, вероятно, стала причиной обрушения камеры-гробницы. [11]
Ученые размышляли о создателях надписей, написанных на греческом и двух разных типах ликийского языка. [10] Греческая надпись посвящена памятнику, вероятно, 12 греческим богам , и является старейшей греческой надписью, известной в Ликии. [10] Надписи на ликийском языке B надписи на ликийском языке A , последние, начертанные на столбе. до сих пор полностью не расшифрованы, но переведены [10] Создатель Столпа с надписью неизвестен, поскольку в ликийской надписи отсутствуют несколько букв, составляющих имя человека. [9]
Другие памятники
[ редактировать ]Памятник Нереиде
[ редактировать ]Греческий памятник Нереиде — это гробница, названная в честь трех женщин между колоннами спереди. Он построен в ионическом ордере и по форме напоминает ионический храм. [12] Построен ок. 380 г. до н. э. , [13] погребальная архитектура параллельна религиозной архитектуре, которая развивалась в поздней классической Греции. Памятник напрямую повлиял на региональную архитектуру, в том числе на Мавзолей в Галикарнасе , одно из семи чудес древнего мира. [14]
Здание и подиум, на котором оно стояло, покрыты рельефной скульптурой. Изображенные женщины были идентифицированы либо как нереиды, какими они могли казаться грекам, либо как водные нимфы, которые были частью местного ликийского культа. Присутствующая в памятнике «гибридная иконография» допускает множественные интерпретации. [12] Выражение власти является основной темой памятника, несмотря на то, что он является могилой. Величественные размеры и расположение гробниц с колоннами в династической традиции помогают выразить источники власти правителя, короля Эрбинны из Ксанфийской династии, который был погребен внутри. Памятник имеет множество упоминаний о его власти, поскольку на фризах изображены как придворные, так и батальные сцены. Иконография на подиуме смешанная: на двух нижних фризах используется греческая иконография, а также иконография VIII-VII веков до нашей эры. Ассирийская иконография власти на двух верхних рельефах. [12] Каждый набор фризов на подиуме, архитраве и в интерьере изображает сцены политической жизни и отдыха, а также гражданские и религиозные обязанности. [13]
Дополнительные гробницы
[ редактировать ]Другие гробницы были в Ксанфе. К ним относятся «Столп борцов», «Театральный столб», «Столп Акрополя» и « Гробница Паявы ».
Стилистические влияния
[ редактировать ]
Гробницы в Ксанфе получили свою форму и украшение из самых разных источников. [6] Форма гробницы с колоннами была характерна для ликийского архитектурного типа. [6] но в рельефной скульптуре очевидны ликийский, греческий и персидский стили и иконографии. [6] Ликийцы преимущественно использовали позднеклассические греческие темы в своей рельефной скульптуре. [1]
Гробницы свидетельствуют о греческом влиянии в Анатолии в позднеклассический период, когда использовался так называемый «восточно-греческий» стиль. [6] Примеры включают рельефную скульптуру на памятнике Нереиде и изображения охотников и львов в греческом архаическом стиле на Львиной гробнице. [6] Архаический стиль проявился в сеточных, пропорциональных, но статичных изображениях форм. [15]
- Финикия
Форма ликийской стрельчатой гробницы была принята для «ликийского» саркофага Сидона , гробницы царя Финикии (современный Ливан ), построенной ионийскими мастерами около 430–420 гг. до н.э. [16] [17] [18]
Индийские архитектурные параллели
[ редактировать ]сходство гробницы Паявы и других ликийских цилиндрических гробниц с архитектурным замыслом индийского Чайтья (начиная с 250 г. до н. э. с пещерами Ломас Риши в группе пещер Барабар Отмечено ). Джеймс Фергюссон отметил, что «в Индии форма и конструкция старых буддийских храмов так необычно напоминают примеры в Ликии». [19]
Ликийские гробницы, построенные в IV веке до нашей эры, представляют собой отдельно стоящие или высеченные в скале саркофаги с цилиндрическим сводом, расположенные на высоком основании, с архитектурными элементами, вырезанными в камне для имитации деревянных конструкций. В рельефах, вырезанных на саркофагах, можно увидеть как греческое, так и персидское влияние. [20] Сходства с конструкциями индийских буддийских храмов типа Чайтья, такие как «такая же заостренная форма крыши с гребнем», получили дальнейшее развитие в индийских пещерных храмах. [21] Фергюссон предложил некоторую форму культурного трансфера по всей империи Ахеменидов. [22] Известные индийские образцы чайтьев начинаются с ок. 250 г. до н.э. и датируют гробницы Ксанфа как минимум на столетие позже. [23]
Историк искусства Дэвид Нэпьер предложил обратную связь, утверждая, что гробница Паява была потомком древнего южноазиатского стиля и что Паява, возможно, на самом деле был греко-индейцем по имени Паллава. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Нир, Ричард (2012). Греческое искусство и археология . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 341. ИСБН 978-0500288771 .
- ^ Кин, Энтони (1992). «Династические гробницы Ксанфа: кто где был похоронен?». Анатолийские исследования . 42 : 53–63. дои : 10.2307/3642950 . JSTOR 3642950 .
- ^ Борза, Евгений Н. (1992). В тени Олимпа: Возникновение Македонии . Издательство Принстонского университета. п. 273. ИСБН 978-0691008806 .
- ^ «Сэр Чарльз Феллоуз (Биографические подробности)» . Британский музей .
- ^ Jump up to: а б с д и «погребальный сундук» . Британский музей .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мецгер, Анри; Оппер, Торстен. «Ксантос» . Оксфордское искусство онлайн . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Сейер, Мартин. «Гробницы с колоннами и правление Ахеменидов в Ликии» . А. Дален (HRSG), Ахеменидская Анатолия: персидское присутствие и влияние в западных сатрапиях 546–330 гг. До н.э. Материалы международного симпозиума в Шведском исследовательском институте в Стамбуле, 7–8 сентября 2017 г., Борей. Упсальские исследования древних цивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока .
- ^ «могила» . Британский музей . 26 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Чайлдс, Уильям (1979). «Авторство написанного Ксанфского столба». Анатолийские исследования . 29 : 97–102. дои : 10.2307/3642733 . JSTOR 3642733 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гайгакс, Марк Доминго (2005). «« Тот, Кто из всего человечества поднес Зевсу самые многочисленные трофеи: новый взгляд на начертанный столб Ксанфа» . Анатолийские исследования . 55 : 89–96. дои : 10.1017/s0066154600000661 . JSTOR 20065536 .
- ^ Товарищи, Чарльз (1840). Отчет об открытии в Ликии, это журнал, который велся во время второго изгнания в Малой Азии . Лондон: Дж. Мюррей. п. 170.
- ^ Jump up to: а б с Нир, Ричард (2012). Греческое искусство и археология . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 342. ИСБН 978-0500288771 .
- ^ Jump up to: а б «Памятник Нереиде в Ксанфе» . Центр исследований классического искусства и Архив Бизли . 26 октября 2012 г.
- ^ «Ксантос-Леотун» . ЮНЕСКО . 25 октября 2017 г.
- ^ Нир, Ричард (2012). Греческое искусство и археология . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 151.
- ^ Роуз, Чарльз Брайан (2014). Археология греческой и римской Трои . Издательство Кембриджского университета. п. 312. ИСБН 978-0521762076 .
- ^ Палагия, Ольга (2017). Региональные школы эллинистической скульптуры . Книги Оксбоу. п. 285. ИСБН 978-1785705489 .
- ^ Свободно, Джон; Глин, Энтони (2000). Путеводитель по Стамбулу и вокруг Мраморного моря . Сопутствующие гиды. п. 71. ИСБН 978-1900639316 .
- ^ Джеймс Фергюссон «Иллюстрированный справочник по архитектуре, представляющий собой краткое и популярное описание различных стилей архитектуры, преобладающих во все времена и во всех странах» . Дж. Мюррей. 1859. с. 212 .
- ^ М. Кейгилл, Британский музей A – Z compani (Лондон, The British Museum Press, 1999) Э. Слэттер, Ксантус: путешествия и открытия (Лондон, Rubicon Press, 1994) А. Х. Смит, Каталог скульптур в −1, том. 2 (Лондон, Британский музей, 1900 г.)
- ^ Фергюссон, Джеймс; Берджесс, Джеймс (1880). Пещерные храмы Индии . Лондон: Аллен. п. 120 .
- ^ Фергюссон, Джеймс (1849). Историческое исследование истинных принципов красоты в искусстве, особенно в архитектуре . Лондон, Лонгманс, Браун, Грин и Лонгманс. стр. 316–320 .
- ^ Чинг, Фрэнсис Д.К.; Ярзомбек, Марк М.; Пракаш, Викрамадитья (2010). Глобальная история архитектуры . Джон Уайли и сыновья. п. 164. ИСБН 978-1118007396 .
- ^ По словам Дэвида Нэпьера, автора книги « Маски, трансформация и парадокс» , «В Британском музее мы находим ликийское здание, крыша которого явно является потомком древнего южноазиатского стиля». «Ибо это так- называли «Гробницу Паявы» греко-индийской Паллавой, если она когда-либо существовала». в «Маски и метафизика в древнем мире: антропологический взгляд» в Малик, Субхаш Чандра; Искусство, Национальный центр искусств Индиры Ганди (2001). Разум, человек и маска . Национальный центр искусств Индиры Ганди. п. 10. ISBN 978-8173051920 .