Персидская колонна

Персидские колонны или персеполитанские колонны — это отличительная форма колонн, разработанная в ахеменидской архитектуре древней Персии, вероятно, начавшаяся незадолго до 500 г. до н.э. В основном они известны из Персеполя , где массивные главные колонны имеют основание, рифленый стержень и капитель с двумя животными , большинство из которых украшены быками. [1] Дворцы Ахеменидов имели огромные гипостильные залы, называемые ападана , которые внутри поддерживались несколькими рядами колонн. Тронный зал или «Зал ста колонн» в Персеполе размером 70×70 метров был построен ахеменидским царём Артаксерксом I. Зал ападана еще больше. Они часто включали в себя трон короля и использовались для великих церемониальных собраний; самый большой в Персеполе и Сузах мог вместить одновременно десять тысяч человек. [2]
У Ахеменидов было мало опыта в каменной архитектуре, но они смогли импортировать художников и мастеров со всей своей империи, чтобы разработать гибридный имперский стиль, опирающийся на влияние Месопотамии, Египта и Лидии в Анатолии , а также Элама в самой Персии. Этот стиль, вероятно, был разработан во дворце Дария в Сузах , но наиболее многочисленные и полные сохранились в Персеполе, где сохранилось несколько колонн. [3] Имперское строительство в этом стиле резко прекратилось после вторжения Александра Великого в 330 году до нашей эры, когда Персеполь был сожжен.
Описание
[ редактировать ]
Формы колонн и капителей несколько различаются в разных зданиях. Обычно на капителях вырезаны два богато украшенных животных, стоящих спиной к спине, выступающих из колонны. Они функционируют как кронштейны для поддержки архитрава или балок крыши, в то время как плоские спины животных поддерживают бревна, идущие под прямым углом (см. реконструкцию в Лувре ниже). Поскольку они проектируют животных, их можно назвать протомами . Бык — самое распространенное животное, но встречаются и львы, быки с головой человека в стиле ассирийского ламассу , [4] и грифоны с головами орлов и телами львов. [5]
Быки и львы могут отражать символику Навруза , персидского Нового года в день весеннего равноденствия , вечно сражающегося быка, олицетворяющего луну , и льва, олицетворяющего Солнце . Это был день, когда страны-данники приносили царю свою ежегодную дань, как это изображено на рельефах лестниц в Персеполе, и было высказано предположение, что Персеполь был построен специально для празднования Науруза. [6]
Капитель намного длиннее, чем в большинстве других стилей колонн. В то время как некоторые колонны меньшего размера быстро перемещаются от животных к простому валу внизу, самые большие и грандиозные экземпляры имеют длинную промежуточную секцию с двойными завитками вверху и, перевернутым, внизу длинной рифленой квадратной зоны, хотя вал колонны столбик круглый. В верхней части круглого рифленого стержня находятся две секции со свободным растительным дизайном: верхняя представляет собой форму «пальмовой капители», расширяющейся по мере подъема, а нижняя предполагает, что листья опускаются вниз. В других капителях есть животные и два нижних растительных элемента, но нет промежуточной части с завитками; пример Чикаго именно такого типа. Между различными элементами имеются различные небольшие молдинги, отражающие греческий стиль. Рога и уши животных часто представляют собой отдельные детали, вставленные в голову квадратными заглушками. Колонны были отполированы и, по крайней мере, окрашены капители, в случае деревянных - по штукатурному покрытию. Стиль отражает влияние многих культур, завоеванных Персидской империей, в том числе Египет , Вавилон и Лидия , а также Греция , где персы добились лишь временного успеха; конечный результат явно персидский. [7]

Вал и основание
[ редактировать ]Считается, что сохранившимся каменным колоннам предшествовали деревянные версии, и они продолжали использоваться. [5] Переход к камню, возможно, произошел тогда, когда стало трудно или невозможно добыть достаточно большие деревья для самых больших зданий. Высота колонн может достигать 20 метров. Основание каменное, даже для деревянных колонн, и иногда на нем имеется надпись, указывающая, какой король построил здание. Большинство из них круглые, но ранний квадратный тип имеет две ступени. [5]
В величественных декорациях колонны обычно имеют рифленую поверхность . Флейты неглубокие, с выступами , как у греческого дорического ордера , но они более многочисленные, а потому более узкие. Большие колонны в Персеполе имеют до 40 или 48 каннелюр, а колонны меньшего размера в других местах — 32; ширина канавки остается практически постоянной, поэтому количество канавок увеличивается с обхватом колонны, в отличие от греческой практики сохранения количества каннелюр на колонне постоянным и изменения ширины каннелюры. [8] В ранних дорических храмах, похоже, использовался аналогичный принцип до того, как общепринятым стало 20 флейт. [9]
Каннелюры также встречаются и в других частях классической персидской колонны. Основания часто рифленые, а «колокольная» часть капители имеет стилизованный растительный орнамент, близкий к рифлению. Над ним обычно находится высокая секция с четырьмя плоскими рифлеными завитками .
Использование и влияние
[ редактировать ]
Полная форма персидской колонны, похоже, использовалась только в нескольких местах за пределами Персии по всей империи в период Ахеменидов, в Армении и даже в левантийских колониях в Иберии . [10] Колонны оказали влияние на Столпы Ашоки, воздвигнутые в Индии примерно через 80 лет после того, как Александр Великий разрушил Персидскую империю , и другие императорские здания в архитектуре Империи Маурьев . [11]
Гораздо меньшая львиная столица Матхуры I века н.э. демонстрирует явное влияние. Их можно увидеть в рельефных украшениях вокруг буддийских ступ в Гандхаре во 2 или 3 веке нашей эры. [12] и персидские колонны украшают пещеры Карла. [13] и пещеры Насик . [14] Этот стиль не получил развития в самой Персии, но его элементы продолжали появляться при более поздних династиях, до прихода ислама. [10]
Современное возрождение
[ редактировать ]
В XIX веке полная персеполитанская форма колонны была возрождена, сначала парсами в Индии. [16] и архитекторов-эклектиков в Европе, и только позже использовался в общественных зданиях в Иране при династии Пехлеви (с 1925 г.), [17] хотя бывший королевский дворец в саду Афиф-Абад 1863 года предварительно использует некоторые элементы капителей.
Реза-шах , первый Пехлеви- шах Ирана , различными способами поощрял интерес к Ахеменидам, чтобы способствовать развитию иранского национализма и поддерживать легитимность своего режима. [18] Значительные здания в Тегеране контролировались на предмет подлинности их стиля европейскими археологами, особенно Андре Годаром , Максимом Сиру (оба также архитекторами) и Эрнстом Герцфельдом , которых привезли в Иран для раскопок, курирования и обучения студентов. К ним относятся штаб-квартира полиции и штаб-квартира Bank Melli Иран . [17]
Хотя Исламская Республика Иран предпочитает здания, относящиеся к исламской архитектуре , миниатюрные персидские колонны поддерживают Павильон ученых, подаренный Отделению Организации Объединенных Наций в Вене в 2009 году. [19]
Галерея
[ редактировать ]- Столица Грифона в Персеполе. Вероятно, балки крыши заполняли плоскую боковую поверхность.
- Руины Персеполя
- Руины Персеполя
- Еще одна столица Ахеменидов из Персеполя.
- Бычья капитель из Ападаны дворца Дария в Сузах , ныне Лувр.
- Львиная столица в Персеполе
- Фрагмент льва и основание колонны в Персеполе
- Основание из Суз, с надписью
- Сломанная человеко-бычья столица из Персеполя
- XIX века Реконструкция Персеполя Фландена и Косте.
- Статуя пл. Мешхеда
- Возрождение: современное министерство иностранных дел Ирана , 1939 год. [17]
- Колонны, увешанные огнями, Дариуш Гранд Отель , 1999 год, остров Киш
- Павильон ученых в Вене, 2009 г.
- Хома Уотч, Мешхед
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кертис, 52–54; Бордман, 13–14 лет.
- ^ Шмитт
- ^ Кертис, 52–54; Бордман, 13–14 лет.
- ^ Примеры находятся в Чикаго и Тегеране (ссылки на изображения).
- ^ Jump up to: а б с Кертис, 51 год
- ^ Мусави, Али, Персеполь: открытие и загробная жизнь чуда света , с. 53, 2012, Вальтер де Грюйтер, ISBN 1614510334 , 9781614510338, книги Google ; Шмитт
- ^ Кертис, 51 год; Шмитт
- ^ Семпер, 810 г.
- ^ Семпер, 814 г.
- ^ Jump up to: а б Бордман, 15 лет
- ^ Бордман, 14–20.
- ^ Элемент обрамления барабана ступы Британского музея, содержащий персеполитанскую колонну.
- ^ Фотография пещер Карла, Пуна, Махараштра.
- ^ 010 Пещера 3, Внешний вид
- ^ Григор, 63–64 (называемый «Сетт Адриан»)
- ^ Григор, Таллинн, Политика идентичности в Иране - современная индийская архитектура , краткое содержание книги, а также ее статья о покровительстве парсов здесь ; см. Категорию: Современная архитектура Ахеменидов на сайте Commons, где много примеров.
- ^ Jump up to: а б с д Уилбер
- ^ Аманат, Аббас, Иран: современная история , 438–439, 2017, издательство Йельского университета, ISBN 0300112548 , 9780300112542, книги Google ; Григор, 65, 68, примечание 35
- ^ «Памятник будет открыт в Венском международном центре» . ЮНИС . Проверено 29 ноября 2016 г.
- ^ Grigor, 64
Ссылки
[ редактировать ]
- «Кертис»: Кертис, Джон и Таллис, Найджел (редакторы), « Забытая империя: мир древней Персии» , 2005, University of California Press, ISBN 0520247310 , 9780520247314, Google Книги . См. также стр. 60–64 для записей каталога о частях и фрагментах колонн.
- Бордман, Джон (1998), «Истоки индийской каменной архитектуры», Бюллетень Азиатского института , 1998, новая серия, Vol. 12, ( Наследие Александра на Востоке: исследования в честь Поля Бернара ), стр.13-22, JSTOR
- Семпер, Готфрид , Стиль в техническом и тектоническом искусстве, или Практическая эстетика , перевод 2004 г. книги «Стиль в техническом и тектоническом искусстве» (1860–62), Научно-исследовательский институт Гетти, ISBN 9780892365975, книги Google
- Григор, Таллинн, «Покровительство парсов над урхейматом » , Getty Research Journal , выпуск 2 под редакцией Томаса В. Гетгенса , Кати Зеллиадт, 2010, Getty Publications, ISBN 1606060171 , 9781606060179
- Р. Шмитт; Д. Стронак (15 декабря 1986 г.). «Ападана» , Энциклопедия Ираника , дата обращения 14 апреля 2018 г.
- Д. Н. Уилбер, «Архитектура VII. Пехлеви перед Второй мировой войной» , Энциклопедия Ираника , 1986/2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Григор, Таллинн, Встречи персо-парсов и создание неоахеменидской архитектуры в Каджаре, Иране и британском владычестве (Часть 1 из 2) , видеолекции.