Могила Паявы
Расположение | Первоначально Ксанф , Ликия , Персидская империя (современный Кынык, Каш , Турция ; ныне Британский музей , комната 20) . |
---|---|
Тип | Саркофаг с цилиндрическим сводом |
Материал | Камень |
Высота | 3,5 метра (11 футов), первоначально 7,85 метра (25,8 футов) [1] |
Дата завершения | 375-360 гг. до н. э. |
Гробница Паявы — это ликийский высокий прямоугольный отдельно стоящий каменный саркофаг с цилиндрическим сводом и одна из самых известных гробниц Ксанфа . Он был построен в Персидской империи Ахеменидов . [2] для Паявы, который, вероятно, был правителем Ксанфа , Ликии (современный Кынык, Каш , Турция ) в то время, примерно в 360 году до нашей эры. Гробница была обнаружена в 1838 году и привезена в Англию в 1844 году исследователем сэром Чарльзом Феллоузом . Он описал это как «гробницу лошади в готическом стиле». [3] По словам Мелани Михаилидис, хотя они и имели «греческий облик», гробница Паявы, гробница гарпии и памятник Нереиде были построены в соответствии с основными зороастрийскими критериями, «будучи сложенными из толстого камня, поднятыми на постаменты над землей и имеющими одиночные камеры без окон». [4]
Могила
[ редактировать ]Паява, имя которого упоминается в надписях, известен только по этой гробнице. Могила является особенно прекрасным примером [5] обычного ликийского стиля, высеченная из камня, но точно изображающая деревянное строение. [6]
Три из четырех ярусов гробницы в настоящее время хранятся в Британском музее , где они доминируют в центре зала 20, самый нижний ярус остался в Турции и находится в плохом состоянии. [7] Вместе с гробницей выставлены и другие греческие и ликийские предметы, датируемые 400–325 гг. до н.э.
- Чертеж реконструкции гробницы Паявы работы Виолле-ле-Дюка .
- Оригинальное основание саркофага Паявы (вид спереди). [8]
- Оригинальное основание саркофага Паявы (вид сзади). [9]
- Вид на гробницу сбоку.
- Вырезанный в скале эквивалент из Ликии.
- Аналогичная ликийская гробница в Каше .
Рельефы
[ редактировать ]Рельефы содержат иллюстрации различных событий из жизни Паявы. [10] Резные фризы на гробнице и ее крыше содержат греческие и персидские черты, что свидетельствует о смешении влияний, существовавших в Ксанфе того времени. [11] и покажи:
- Двое длинноволосых и бородатых мужчин, одетых в кирасы и плащи, одним из которых может быть Паява (Южная сторона). — Ликийская надпись гласит: «Паява, сын Эда[...], приобрел [эту могилу] в священном [захоронении] акрополя (?) А[рттумбы]ра (ликийского правителя), когда Ликия видел(?) С[увы](??) [как губернатор(?)]. Эту гробницу я [= Паява] построил в течение 10 лет ити (проект?) с помощью Ксанфийской ахамы ». [12]
- Спортсмен и спутник, одетый в греческом стиле (северная сторона).
- Сидящая фигура в мидийском пальто, принимающая делегацию. Возможно, сатрап Автофрадат принимает Паяву (западная сторона). [1] — В ликийской надписи говорится: «Эту хрувату [чашу?] дал ему Автофрадат ( Ватапрдата ), персидский сатрап, на (?) акрополе (?) он получил ликийскую (и) ма [ накси (?)]»
- Битва кавалерии и пехоты (Восточная сторона и Верхний фриз). — Ликийская надпись гласит: «Паява манакси построил это здание».
- Охота на медведя (Верхний фриз).
- Львы (Крыша).
- Сфинксы (Фронтоны).
- Четыре лошади тянут греческую колесницу (Крыша). Та же надпись, что и на восточной стороне: «Паява манакси построил это здание».
- Персидская пара ( заканчивает Гейбл ).
- Гробница Паявы, рельеф крыши
- Гробница Паявы, восточная сторона
- Гробница Паявы, южная сторона
- Гробница Паявы, западная сторона
- Гробница Паявы, южный конец
- Гробница Паявы, северная сторона фриза
- Гробница Паявы, северный конец
- Гробница Паявы, восточная сторона. Пельтасты сражаются с Паявой на его коне.
Индийские архитектурные параллели
[ редактировать ]Сходство гробницы Паявы и, в более общем смысле, ликийских гробниц с цилиндрическими сводами IV века до н. э. с индийским архитектурным дизайном Чайтья (начиная примерно с 250 г. до н. э. с пещерами Ломас Риши в группе пещер Барабар ) также было отмечено на . Джеймс Фергюссон в своем «Иллюстрированном справочнике по архитектуре» , описывая очень прогрессивную эволюцию от деревянной архитектуры к каменной в различных древних цивилизациях, заметил, что «В Индии форма и конструкция старых буддийских храмов так необычно напоминают эти примеры. в Ликии». [13] Ананда Кумарасвами и другие также отметили, что «лидийские раскопанные монолитные гробницы в Пинаре и Ксантосе на южном побережье Малой Азии представляют некоторую аналогию с раннеиндийскими высеченными в скалах залами чайтья», одним из многих общих элементов между раннеиндийскими и западноазиатскими гробницами. искусство. [14] [15] [16] Дизайн ликийских гробниц, высеченных в скалах, был довольно продвинутым с раннего периода, и вполне вероятно, что они попали в Индию по торговым путям. [17] или что обе традиции произошли от общего предкового источника. [18]
Ликийские гробницы, датируемые IV веком до нашей эры, представляют собой либо отдельно стоящие, либо высеченные в скале саркофаги с цилиндрическим сводом, расположенные на высоком основании, с архитектурными элементами, вырезанными в камне для имитации деревянных конструкций. Существует множество высеченных в скале эквивалентов отдельно стоящих построек. В рельефах, вырезанных на саркофаге, можно увидеть как греческое, так и персидское влияние. [19] Структурные сходства, вплоть до многих архитектурных деталей, с конструкциями индийских буддийских храмов типа Чайтья , такие как «такая же заостренная форма крыши с гребнем», получили дальнейшее развитие в «Пещерных храмах Индии » . [20] Далее Фергюссон предположил «индийскую связь» и некоторую форму культурного трансфера через Империю Ахеменидов . [21] В целом, древний перенос ликийских рисунков для высеченных в скалах памятников в Индию считается «вполне вероятным». [17]
Известные индийские проекты Чайтьи начинаются примерно с 250 г. до н.э. с пещер Ломас Риши в группе пещер Барабар и, следовательно, датируются гробницами Ксанфа с цилиндрическими сводами как минимум на одно столетие позже. [22] Ахемениды оккупировали северо-западные части Индии примерно с 515 г. по 323 г. до н.э. после завоевания Ахеменидами долины Инда , прежде чем они были заменены индийской кампанией Александра Великого и последующим эллинистическим влиянием в регионе .
Антрополог Дэвид Нэпьер также предположил обратную связь, утверждая, что гробница Паява была потомком древнего южноазиатского стиля и что Паява, возможно, на самом деле была греко-индейцем по имени «Паллава». [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дженкинс, Ян (2006). Греческая архитектура и ее скульптура . Издательство Гарвардского университета. стр. 179–181 . ISBN 0-674-02388-9 .
- ^ Дусинберре 2013 , с. 196.
- ^ «Гробница Паявы, ликийского аристократа» . Британский музей. Архивировано из оригинала 11 мая 2016 года . Проверено 10 января 2016 г.
- ^ Михаилидис 2009 , с. 253.
- ^ Йона Лендеринг (21 апреля 2010 г.). «Ликийские гробницы» . ЛИВИЙ, Статьи по древней истории . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Уильям Белл Динсмур; Уильям Джеймс Андерсон (1973). Архитектура древней Греции: отчет о ее историческом развитии . Библо и Таннен. стр. 67–68. ISBN 0-8196-0283-3 .
- ^ «Ликия::Ксантос» . exploreTurkey.com . СтамбулНет . Проверено 6 июня 2010 г.
- ^ Кызгут, Иса (30 июня 2018 г.). «Паява Лахти» . Кедрус (6): 66-67 Рис.1. дои : 10.13113/CEDRUS/201802 . S2CID 240432232 .
- ^ Кызгут, Иса (30 июня 2018 г.). «Паява Лахти» . Кедрус (6): 66-67 Рис.1. дои : 10.13113/CEDRUS/201802 . S2CID 240432232 .
- ^ СМИТ, АХ (1900). КАТАЛОГ СКУЛЬПТУРЫ ОТДЕЛА ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ . Британский музей. стр. 46-56 .
- ^ Джон Кертис; Найджел Таллис; Беатрис Андре-Сальвини (2005). Джон Кертис, Найджел Таллис (ред.). Забытая империя: мир древней Персии . Издательство Калифорнийского университета. п. 46 . ISBN 0-520-24731-0 .
- ^ Шюрр, Дитер. «Ликийский династ Арттумбара и его последователи» . Издательство Академии . Проверено 7 апреля 2021 г. = Клио 94/1 (2012) 18-44.
- ^ Джеймс Фергюссон «Иллюстрированный справочник по архитектуре, представляющий собой краткое и популярное описание различных стилей архитектуры, преобладающих во все времена и во всех странах» . Дж. Мюррей. 1859. с. 212 .
- ^ Кумарасвами, Ананда К. (1927). История индийского и индонезийского искусства . п. 12 .
- ^ Бомбей, Азиатское общество (1974). Журнал Азиатского общества Бомбея . Азиатское общество Бомбея. п. 61.
- ^ «Лидийские гробницы в Пинаре и Ксантосе, на южном побережье Малой Азии, были раскопаны, как ранний индийский высеченный в скале зал чайтья» в Жово-Дюбрей, Габриэль (1976). Ведические древности . Акшара. п. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чинг, Фрэнсис Д.К.; Ярзомбек, Марк М.; Пракаш, Викрамадитья (2017). Глобальная история архитектуры (3-е изд.). Джон Уайли и сыновья. п. 189. ИСБН 9781118981603 .
- ^ Фергюссон, Джеймс (1849). Историческое исследование истинных принципов красоты в искусстве, особенно в архитектуре . Лондон, Лонгманс, Браун, Грин и Лонгманс. стр. 316–320 .
- ^ М. Кейгилл, Британский музей AZ compani (Лондон, The British Museum Press, 1999) Э. Слэттер, Ксантус: путешествия и открытия (Лондон, Rubicon Press, 1994) А. Х. Смит, Каталог скульптур в -1, том. 2 (Лондон, Британский музей, 1900 г.)
- ^ Фергюссон, Джеймс; Берджесс, Джеймс (1880). Пещерные храмы Индии . Лондон: Аллен. п. 120 .
- ^ Фергюссон, Джеймс (1849). Историческое исследование истинных принципов красоты в искусстве, особенно в архитектуре . Лондон, Лонгманс, Браун, Грин и Лонгманс. стр. 316–320 .
- ^ Чинг, Фрэнсис Д.К.; Ярзомбек, Марк М.; Пракаш, Викрамадитья (2010). Глобальная история архитектуры . Джон Уайли и сыновья. п. 164. ИСБН 9781118007396 .
- ^ По словам Дэвида Нэпьера, автора книги « Маски, трансформация и парадокс» , «В Британском музее мы находим ликийское здание, крыша которого явно является потомком древнего южноазиатского стиля». «Ибо это так- называли «Гробницу Паявы» греко-индийской Паллавой, если она когда-либо существовала». в «Маски и метафизика в древнем мире: антропологический взгляд» в Малик, Субхаш Чандра; Искусство, Национальный центр Индиры Ганди (2001). Разум, человек и маска . Национальный центр искусств Индиры Ганди. п. 10. ISBN 9788173051920 . . Биография Дэвида Нэпьера здесь и здесь
Источники
[ редактировать ]- Дусинберр, Элспет Р.М. (2013). Империя, власть и автономия в Ахеменидской Анатолии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107018266 .
- Михаилидис, Мелани (2009). «Пустые могилы: башни-гробницы Северного Ирана». В Гацеке, Томаш; Пструсинская, Ядвига (ред.). Материалы девятой конференции Европейского общества исследований Центральной Азии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1443815024 .
- Информационное табло Британского музея в зале 20.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Л. Аллен, Персидская империя: История (Лондон, British Museum Press, 2005).
- М. Кейгилл, компаньон Британского музея от Аризоны (Лондон, The British Museum Press, 1999)
- Э. Слэттер, Ксантус: Путешествия открытий в Турции (Лондон, Rubicon Press, 1994)
- А. Х. Смит, Каталог скульптур в Отделе греческих и римских древностей, Британский музей, Том. 2 (Лондон, Британский музей, 1900 г.)