Двуглавый змей
Двуглавый змей | |
---|---|
![]() | |
Материал | Дерево, бирюза , сосновая смола, ракушка и др. |
Размер | 20,5 на 43,3 см. |
Созданный | 15/16 века |
Место | Сделано в Мексике |
Текущее местоположение | Комната 27, Британский музей , Лондон |
— Двуглавая змея скульптура ацтеков . Это змея с двумя головами, состоящая преимущественно из кусочков бирюзы, нанесенных на деревянную основу. Он пришел из ацтекской Мексики, и его, возможно, носили или демонстрировали на религиозных церемониях. [1] Мозаика выполнена из кусочков бирюзы, раковины колючей устрицы и раковины. [2] Скульптура находится в Британском музее . Древние ацтеки также называли это существо «Манси», что переводится как «Голос сердца».
Описание
[ редактировать ]
Скульптура представляет собой волнистую змею с головами по бокам. Цельный брусок кедра ( Cedrela odorata ) [3] составляет основу скульптуры. Задняя сторона выдолблена, возможно, для облегчения скульптуры. Спина, когда-то позолоченная, теперь гладкая, и только головы украшены с обеих сторон. Внешнее тело двуглавой змеи покрыто мозаикой бирюзового цвета, подчеркнутой красной колючей устрицей. Камни бирюзы были разбиты на мелкие плоские мозаики и приклеены к деревянному корпусу сосновой смолой. Используя 2000 [4] мелкие кусочки, плоские куски камня создают впечатление граненой, криволинейной поверхности. Бирюза была огранена и отшлифована с помощью каменных инструментов. [5] Часть бирюзы была импортирована в Мезоамерику примерно с 1600 км к северо-западу, из региона Четырех Углов Оазисамерики , где предки народа пуэбло добывали этот камень. [4]
В головах змей есть отверстия для глаз, а оставшиеся следы пчелиного воска и смолы, возможно, когда-то содержали предметы, изображающие глаза, возможно, сферы из железного пирита («Золото дураков»). Яркий контраст красных и белых деталей на голове был создан из раковины устрицы и раковины соответственно. [6] Умело, клей, используемый для прикрепления принцепса спондилуса. [3] Раковина окрашена красным оксидом железа ( гематитом ) для завершения дизайна. Белая оболочка, используемая для зубов, происходит из раковин съедобной королевы-раковины . [2] [6]
Провенанс
[ редактировать ]Неизвестно, как эта скульптура покинула Мексику, но считается возможным, что она была среди товаров, полученных конкистадором Эрнаном Кортесом , когда он захватил внутренние районы Мексики для испанской короны. Кортес прибыл на побережье нынешней Мексики в 1519 году и после сражений вошел в столицу 8 ноября 1519 года и был встречен с уважением, если не благосклонностью, со стороны ацтекского правителя Моктесумы II (Монтесумы). Некоторые источники сообщают, что Моктесума считал Кортеса богом- пернатым змеем Кетцалькоатлем и относился к нему соответственно. [7] Однако такие ученые, как Мэтью Ресталл, утверждают, что эта идея была испанским изобретением, использованным в качестве пропаганды. [8]
Так или иначе, Кортесу подарили ряд ценных подарков, в том числе бирюзовые скульптуры и, возможно, эту змею. Несмотря на подарки и мирный прием, Моктесума был взят в плен Кортесом, и его войска к 1521 году взяли столицу Моктесумы, Теночтитлан . Затем они стали жертвами оспы и других болезней Старого Света, занесенных в Мексику Кортесом и его войсками. [1]
Древности Кортеса прибыли в Европу в 1520-х годах и вызвали большой интерес; однако говорят, что другие бирюзовые мозаики закончили свои дни в ювелирных магазинах Флоренции, где их разобрали для изготовления более современных предметов. Нил Макгрегор приписывает Генри Кристи сбор подобных артефактов для Британского музея. [9] Скульптура находится в Британском музее и куплена Фондом Кристи, местонахождение неизвестно.
Значение
[ редактировать ]Эта скульптура — одна из девяти мексиканских бирюзовых мозаик в Британском музее. Считается, что в Европе этого периода сохранилось всего 25 мексиканских мозаик из бирюзы. [10]
Многие теории предполагают символическое значение изображений змей. Было высказано предположение, что змея была символом возрождения из-за ее способности сбрасывать старую кожу и выглядеть как возрожденная змея. Возможно, это было изображение земли и подземного мира, где каждая голова представляла одну. Змея часто встречается среди богов, которым поклонялись люди. Пернатый змей-бог Кецалькоатль , покровитель жрецов и символ смерти и воскресения, был важен для микстеков . религии [1] но другие боги также имели змеиные характеристики. И зеленый цвет, и змеи означали плодородие, а обеспечение плодородия земли было основой большинства ацтекских церемоний. Бирюза ассоциировалась с новыми растениями, водой и перьями птицы Кецаль , которые священники носили во время церемоний. Ярко-бирюзовая кожа и открытые челюсти должны были одновременно впечатлять и пугать смотрящего.
Однако самыми известными мастерами бирюзовой мозаики были не ацтеки, а миштеки. В период расцвета империи ацтеков многие города-миштеки попали под власть ацтеков и должны были платить дань императору, включая дары из золота и бирюзы. Эта змея могла бы стать ценным предметом дани — примером грозных ацтеков. [11]
История мира
[ редактировать ]Эта скульптура была представлена в «История мира в 100 объектах» серии радиопрограмм , которая стартовала в 2010 году в результате сотрудничества BBC и Британского музея. Он также был представлен в Historium, коллекции древних предметов со всего мира. [12]
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Двуглавый змей , Британский музей.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Двуглавый змей , Мировая история в 100 объектах , BBC. по состоянию на 27 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Двуглавый змей , Британский музей , по состоянию на сентябрь 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Бирюзовая мозаика» . Британский музей . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нил, Макгрегор. «Двуглавый змей» . История мира в 100 объектах . Би-би-си . Проверено 22 сентября 2010 г.
- ↑ Вопрос , Карл Таубе, Mexicolore.co.uk, июнь 2006 г., по состоянию на август 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бирюзовые мозаики из Мексики , Колин Макьюэн, стр.32-3, 2003 г., Британский музей, по состоянию на 29 августа 2010 г.
- ↑ Эрнан Кортес , Латинская библиотека, по состоянию на август 2010 г.
- ^ Рестолл, Мэтью, 1964- (2021). Семь мифов об испанском завоевании . ISBN 978-0-19-753730-5 . OCLC 1290946287 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бирюзовые мозаики из Мексики , Колин Макьюэн, Введение Нила МакГрегора, стр.3, 2003 г., Британский музей, по состоянию на 28 августа 2010 г.
- ↑ Мексиканские бирюзовые мозаики , Британский музей, по состоянию на 28 августа 2010 г.
- ^ Нельсон, Джо (2015). Историум . Биг Пикчерс Пресс. стр. 30, 31.
- ^ «Радио BBC 4 - История мира в 100 объектах, Первая глобальная экономика (1450–1600 гг. Н.э.), Двуглавый змей» . Би-би-си . Проверено 2 декабря 2022 г.