Памятник Нереиде
(Гробница Арбинаса)
Памятник Нереиде — скульптурная гробница из Ксанфа в Ликии (тогда часть Персидской империи Ахеменидов ), недалеко от современного Фетхие в провинции Мугла , Турция . Он принял форму греческого храма на вершине основания, украшенного скульптурными фризами, и, как полагают, был построен в начале четвертого века до нашей эры (около 390 г. до н.э.) как гробница Арбинаса ( ликийского : Эрббина или Эрбинна ), Ксанфская династия, правившая западной Ликией в рамках империи Ахеменидов . [1]
Считается, что гробница простояла до византийской эпохи , прежде чем разрушиться. Руины были заново открыты британским путешественником Чарльзом Феллоузом в начале 1840-х годов. Ребята отправили их в Британский музей , где некоторые из них были реконструированы, чтобы показать, как мог бы выглядеть восточный фасад памятника.
имели «греческий облик», По словам Мелани Михаилидис, хотя памятник Нереиде, гробница Гарпии и гробница Пайавы они были построены в соответствии с основными зороастрийскими критериями, «будучи сложенными из толстого камня, поднятыми на постаменты над землей и имеющими одиночные камеры без окон». [2] Памятник Нереиде послужил главным источником вдохновения для знаменитого мавзолея в Галикарнасе . [3]
Гробницы в Ксантосе
[ редактировать ]
Ксантос , также называемый Ксанфом, был главным городом-государством ликийцев , коренного народа юго-западной Анатолии (современная Турция ). [4] Многие из гробниц в Ксанфе представляют собой гробницы с колоннами , состоящие из каменной погребальной камеры на вершине большого каменного столба. Тело будет помещено на вершину каменного сооружения, возвышая его над ландшафтом. Гробницы предназначены для мужчин, которые правили ликийской династией с середины VI до середины IV века до нашей эры, и помогают продемонстрировать преемственность их власти в регионе. [5] Гробницы не только служат формой монументализации, чтобы сохранить память о правителях, но также свидетельствуют о принятии (?) греческого стиля украшения. Ксантос был главным городом-государством, управляемым царем, находившимся под властью губернатора империи Ахеменидов . Преемственность династического правления в Ксантосе была продемонстрирована в традиции строительства гробниц с колоннами. [4] Когда были построены эти гробницы, преобладающие позднеклассические греческие идеи искусства пронизывали ликийские образы. [4] Столбы были раскопаны сэром Чарльзом Феллоузом , англичанином, проводившим раскопки в Леванте и Малой Азии. [6] и были перевезены в Британский музей в 1848 году н.э. [7]
Арбин
[ редактировать ]

Ликия была завоевана Гарпагом для Персидской империи Ахеменидов примерно в 540 году до нашей эры, и его завоевание Ксанфа описано как Геродотом , так и Аппианом . На протяжении большей части V века до нашей эры Афины доминировали на землях, граничащих с Эгейским морем , и многие из них, включая Ликию, платили деньги за защиту в казну Афинской морской империи, Делосского союза , а также земельный налог персам. Есть свидетельства пожара, уничтожившего деревянные гробницы и храмы Ксанфа примерно в 470 году до нашей эры. Этот пожар, вероятно, был вызван Кимоном Афинским, когда он напал на священную цитадель в отместку за разрушение Афин Ахеменидами персами и их союзниками, включая ликийцев, в 480 году до нашей эры. [8] Ксанфийцы при своем династии Куприлли перестроили здания в камне. [9]
Около 440 г. до н. э. его преемником стал Херига , внук Куприлли, а брат Хериги, Херей , как полагают, стал его преемником примерно в 410 г. до н. э. Арбинас был сыном Хериги, но ему пришлось захватить Ксанф и другие ликийские города силой оружия примерно в 390 г. до н. э., чтобы вернуть себе право первородства. Затем Арбинас правил Западной Ликией из Ксанфа и построил памятник Нереиде в качестве своей гробницы. Он умер примерно в 370 году до нашей эры. [10]
Описание
[ редактировать ]
Хотя Арбинас правил Ликией в составе Персидской империи , памятник построен в греческом стиле под влиянием ионических храмов Афинского Акрополя. [11] Богатые повествовательные скульптуры на памятнике изображают Арбинаса по-разному, сочетая греческие и персидские аспекты. [12]
Гробница, похожая на храм, имела четыре колонны на восточной и западной сторонах и шесть на северной и южной. Он возвышался на солидном подиуме, украшенном двумя фризами: более мелким верхним фризом над более глубоким нижним фризом. В реконструкции Британского музея подиум состоит просто из двух фризов над одним слоем блоков, тогда как на эскизе памятника, сделанном Феллоузом, показана гораздо более высокая конструкция с двумя существенными рядами блоков под нижним фризом и еще двумя рядами, разделяющими нижний из верхнего фриза. [13] Рельефы имеются также на архитраве , стенах целлы и фронтоне. [14]
было много больших отдельно стоящих скульптур, в том числе скульптур нереид . Между каждой парой главных колонн [15]
Фризы
[ редактировать ]

Большой фриз подиума
[ редактировать ]Большой и нижний фриз подиума состоял из 22 блоков, семь из которых, не считая фрагментов, утеряны. Сохранившиеся панели представляют собой героические батальные сцены без видимого общего повествования, в основном с участием солдат-мужчин, одетых в греческие костюмы и доспехи. В отличие от многих фризов того же периода, они не направлены против амазонок, кентавров или явных иностранцев. [16]
Верхний фриз подиума
[ редактировать ]Верхний, более мелкий фриз на подиуме также состоял из 22 блоков, три из которых утеряны. Каждая из четырех сторон этого фриза представляет собой осаду города. Города изображены характерными ликийскими зубцами , а фриз, как полагают, символизирует завоевание Арбинасом ликийских городов, чтобы обеспечить его преемственность на посту лидера. [17]
Арбинас изображается по-разному, в том числе сидящим в персидском стиле, в тени зонтика, с ногами, поддерживаемыми над землей скамеечкой для ног. [18] Солдаты также разнообразны, в том числе тяжеловооруженные гоплиты и лучники, есть пленные, которых уводят, и осаждающие, взбирающиеся по городским стенам с помощью лестниц. [19]
Архитравный фриз
[ редактировать ]Фриз на архитраве над колоннами выполнен в более простом и наивном стиле, чем фризы подиума. На нем снова изображены сцены боя, а также охота на кабана, фигуры, несущие подношения, и приготовления к банкету. [14] [20]
Целла фриз
[ редактировать ]Фриз в верхней части внешней стены целлы был бы наименее заметен, поскольку его закрывали колонны. Он содержит сцены жертвоприношений и пиршеств. На банкете присутствуют две фигуры, которые обедают на собственных диванах. Предполагается, что один из них — Арбинас, и он крупнее всех других пиршествующих фигур, а другой может быть его сыном. Здесь Арбинас изображен с волосами и бородой, как у царей Персии или Ассирии, и держит персидский рог для питья. [13] [21] [22]
Фронтоны
[ редактировать ]Каждый из двух фронтонов (концов фронтона) памятника был украшен рельефом, а не полностью закругленными скульптурами, встречающимися на фронтонах большинства зданий того периода в Греции. Рельеф на восточном фронтоне изображает сидящих Арбинаса и его жену, и Ян Дженкинс предполагает, что это было вдохновлено изображением Зевса и Геры на восточном фризе Парфенона . Считается, что фигурки меньшего размера представляют детей и собаку правящей семьи. Из двух панелей, составлявших рельеф западного фронтона, сохранилась только одна. В отличие от статичной семейной сцены на восточной стороне, здесь показаны солдаты, движущиеся в бою. [23]
Нереиды
[ редактировать ]
Памятник теперь назван в честь женских фигур в натуральную величину в развевающихся драпировках. [24] Выжили одиннадцать, чего было бы достаточно, чтобы заполнить пространство между колоннами на восточной и западной сторонах, а также три на севере. Дженкинс предполагает, что на южной стороне, возможно, никогда не было фигур. Их идентифицируют как морских нимф, потому что под ногами семи из них были найдены различные скульптуры морских существ, в том числе дельфинов, каракатиц и птиц, которые могут быть чайками. Их обычно называли нереидами , хотя Терстан Робинсон утверждает, что это навязывает греческий взгляд на ликийские скульптуры и что их скорее следует рассматривать как элийана , ликийских водных нимф, связанных с источниками пресной воды и упоминаемых в трехъязычной надписи Летоона. который был обнаружен в нескольких километрах к югу от памятника. [25]
Другие цифры
[ редактировать ]Помимо нереид, здесь были скульптуры различных других фигур, в том числе несколько, служивших акротериями , венчающими углы и вершину фронтона. В каждом из двух основных сохранившихся акротерий изображены молодой мужчина и молодая женщина, и они по-разному интерпретируются как изображение изнасилования дочерей Левкиппа близнецами Кастором и Поллуксом , или как Нереида Фетида , унесенная Пелеем , или как подвиги Геракла. [26]
Повторное открытие и реконструкция
[ редактировать ]Считается, что памятник простоял до византийской эпохи, а затем был разрушен местными христианами из-за камней и металлов. [27]

Руины и скульптуры были вновь открыты в начале 1840-х годов экспедицией под руководством британского археолога Чарльза Феллоуза, в которую также входил Джордж Шарф . Феллоуз сразу же пришел к выводу, что памятник принадлежал Гарпагу, главной фигуре в ликийской истории, записанной Геродотом, и отнес его к VI веку до нашей эры. [13] Хотя вскоре стало понятно, что стиль архитектуры и скульптуры означает, что она должна быть датирована как минимум столетием позже, только в конце 20 века был достигнут консенсус о том, что гробница должна датироваться примерно 390–380 годами до нашей эры. и, вероятно, это была могила Арбинаса. [1] [27]
Стипендиаты организовали доставку останков в Британский музей. Без подробных записей о том, где был найден каждый предмет, музею приходилось полагаться на экспедиционные рисунки, отметки на камнях, а также на композицию и стиль скульптуры, чтобы оценить, как блоки и скульптуры сочетаются друг с другом. Нынешняя реконструкция восточного фасада музея датируется 1969 годом. Он находится в 17-м зале музея, где также находятся многие другие части памятника. [28]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Осетр 2000, с. 59
- ^ Михаилидис 2009 , с. 253.
- ^ Андре-Сальвини, Беатрис (2005). Забытая Империя: Мир Древней Персии . Издательство Калифорнийского университета. п. 46. ИСБН 9780520247314 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нир, Ричард (2012). Греческое искусство и археология . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 341. ИСБН 978-0-500-28877-1 .
- ^ Кин, Энтони (1992). «Династические гробницы Ксанфа: кто где был похоронен?». Анатолийские исследования . 42 : 53–63. дои : 10.2307/3642950 . JSTOR 3642950 . S2CID 161228800 .
- ^ «Сэр Чарльз Феллоуз (Биографические подробности)» . Британский музей .
- ^ «погребальный сундук» . Британский музей .
- ^ Дженкинс 2006, с. 155
- ^ Дженкинс 2006, с. 23
- ^ Дженкинс 2006, стр. 155–158; Монеты Куприлли, Хериги и Эрббины (Арбинаса) на www.AsiaMinorCoins.com
- ^ Британский музей. «Ликия: Памятник Нереиде (зал 17)» . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ Дженкинс 2006, с. 187
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Товарищи, Чарльз (1848 г.), Отчет об ионическом трофейном памятнике, раскопанном в Ксанфе , Джон Мюррей , OCLC 15240315
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Осетр 2000, с. 60
- ^ Дженкинс 2006, с. 188
- ^ Дженкинс 2006, стр. 190-192.
- ^ Дженкинс 2006, стр. 192-195.
- ^ Мраморная плита фриза со страницы Памятника Нереиде Британского музея, ссылка GR 1848.10-20.62 (Скульптура 879)
- ^ Дженкинс 2006, с. 194
- ^ Дженкинс 2006, с. 195
- ^ Дженкинс 2006, с. 196
- ↑ Сцена банкета из фриза целлы. Архивировано 18 октября 2015 г. на странице британского музея Wayback Machine , ссылка GR 1848.10-20.97 (скульптура 903).
- ^ Дженкинс 2006, с. 199
- ^ Одна из нереид . Архивировано 17 октября 2015 г. на странице Британского музея Wayback Machine , ссылка GR 1848.10-20.81 (скульптура 909).
- ^ Робинсон, Терстан (1995), «Памятник Нереиде в Ксантосе или Элияне в Арнне?», Oxford Journal of Archeology , 14 (3): 355–359, doi : 10.1111/j.1468-0092.1995.tb00069.x
- ^ Дженкинс 2006, с. 198
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дженкинс 2006, с. 186
- ^ Дженкинс 2006, стр. 186-188.
Источники
[ редактировать ]- Михаилидис, Мелани (2009). «Пустые могилы: башни-гробницы Северного Ирана». В Гацеке, Томаш; Пструсинская, Ядвига (ред.). Материалы девятой конференции Европейского общества исследований Центральной Азии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1443815024 .
- Стерджен, Мэри С. (2000), «От Пергама до Иераполиса: от театрального «алтаря» к религиозному театру», де Граммонд, Нэнси Томсон ; Риджуэй, Брунильде Сисмондо (ред.), От Пергама до Сперлонги: скульптура и контекст , University of California Press, ISBN 978-0-520-22327-1
- Дженкинс, Ян (2006), греческая архитектура и ее скульптура , издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-02388-8
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берн, Лусилла (1991), Книга греческого и римского искусства Британского музея , Темза и Гудзон, ISBN 978-0-500-27657-0
- Бордман, Джон (1995), Греческая скульптура: поздний классический период и скульптура в колониях и за рубежом, справочник , Мир искусства, Темза и Гудзон, ISBN 978-0-500-20285-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Здания и сооружения, построенные в IV веке до нашей эры.
- Ликия
- Древнегреческие и римские скульптуры в Британском музее
- Находки в Турции за пределами Турции
- Археологические открытия 1840-х годов
- Археология империи Ахеменидов
- 1840-е годы в Османской империи
- Зороастризм
- Ахеменидская Анатолия
- Мавзолей в Галикарнасе