Друзья
Статуя острова Пасхи | |
---|---|
Хоа Хакананайа в галерее Wellcome Британского музея | |
Материал | Поток лавы |
Размер | Высота: 2,42 метра (7,9 футов) |
Созданный | в. 1000-1600 гг. н. э. |
Текущее местоположение | Британский музей , Лондон, Галерея 24 |
Регистрация | 1869,1005.1 |
Хоа Хакананаиа — моаи , статуя с острова Пасхи . Он был вывезен из Оронго , остров Пасхи (Рапа-Нуи) в 1868 году экипажем британского корабля и сейчас находится в Британском музее в Лондоне.
Его описывали как «шедевр». [ 1 ] и среди лучших образцов скульптуры острова Пасхи. [ 2 ] Хотя он относительно небольшой, он считается типичной формой статуи острова. [ 3 ] [ 4 ] но отличается резьбой, добавленной на спине, связанной с островным культом человека-птицы . [ 5 ]
Этимология
[ редактировать ]Островитяне опознали статую как Хоа Хакананаиа, когда ее снесли; Британский экипаж сначала записал название в форме «Хоа-хака-нана-ия» или «Хоа-хака-нама-ия». [ 6 ] это слово переводилось по-разному С языка Рапа-Нуи и означает «прибойная волна». [ 7 ] 'серфинг', [ 6 ] 'парень, занимающийся серфингом', [ 8 ] [ 9 ] 'мастер волнолом', [ 10 ] 'потерянный или украденный друг', [ 11 ] «украденный друг», «скрытый друг» [ 12 ] или «друг грабит/издевается». [ 8 ]
Провенанс
[ редактировать ]В 1868 году Хоа Хакананайа стоял прямо, частично похороненный внутри церемониального «дома» из каменного камня в деревне Оронго на юго-западной оконечности острова. Он был обращен к кратеру потухшего вулкана, известному как Рано Кау , спиной к морю. [ 13 ] [ 14 ] Возможно, он был сделан для этого места или сначала установлен в другом месте, а затем перенесен туда, где был найден. [ 14 ] [ 15 ]
Считается, что статуя датируется 1000–1200 нашей годами эры. [ 16 ] Никакие статуи острова Пасхи не были датированы с научной точки зрения, но считается, что изготовление статуй в целом началось по крайней мере к 1000 году нашей эры. [ 17 ] и произошло в основном между 1300 и 1500 годами нашей эры. [ 18 ] Говорят, что производство прекратилось к 1600 году нашей эры, когда островитяне начали его свергать. [ 19 ] Буква Y на подбородке и ключицах редко встречается на статуях острова Пасхи и считается поздним нововведением. [ 20 ]
Физическое описание
[ редактировать ]

Типичный для моаи с острова Пасхи , Хоа Хакананайа имеет толстые брови, квадратное лицо с выступающим носом и выступающим подбородком, сосками, тонкими, слегка согнутыми руками по бокам и руками, тянущимися к животу, который находится у основания. У него приподнятая Y-образная форма в центре подбородка, впалые глаза, характерные для статуй, воздвигнутых в других местах острова на церемониальных аху платформах , и длинные прямоугольные стилизованные уши. Линия вокруг основания шеи интерпретируется как обозначение ключиц ; [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] имеется полукруглая впадина для надгрудинной вырезки .
Большинство статуй на острове Пасхи сделаны из красноватого туфа . [ 24 ] [ 25 ] но Хоа Хакананайа сделан из глыбы темно-серо-коричневого потока лавы . [ 26 ] Хотя его обычно называют базальтом , добытым недалеко от места, где была найдена статуя, [ 25 ] нет никаких записей петрологического анализа, подтверждающих это. [ 27 ] [ 28 ] Его высота 2,42 метра (7,9 фута), ширина 96 см (3,15 фута) и вес 4,2 тонны. [ 11 ]
Основание статуи, ныне скрытое в современном постаменте, возможно, изначально было плоским, а затем суженным, или с самого начала было грубым и сужающимся. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

Считается, что в своей первоначальной форме спина была простой, за исключением маро , пояса или пояса, который состоит из трех выпуклых линий и круга вверху, а также буквы М на вертикальной линии внизу. У основания имеются небольшие намеки на ягодицы. [ 23 ]
Верхняя часть головы гладкая и плоская, [ 28 ] и первоначально мог поддерживать пукао , цилиндрическую каменную «шляпу». Такой шляпой мог быть плоский круглый камень, найденный недалеко от места статуи. [ 29 ] или, если основание было плоским, — плита, на которой когда-то стояла статуя. [ 30 ] Было высказано предположение, что изначально статуя была установлена так, чтобы макушка головы располагалась горизонтально. [ 31 ]
Резьба
[ редактировать ]Задняя часть статуи, между маро и макушкой, покрыта рельефной резьбой, добавленной в неизвестное время после изготовления статуи. [ 5 ] [ 32 ] [ 33 ] По стилю они похожи на петроглифы на местной скале в районе деревни Оронго, где они встречаются чаще, чем где-либо еще на острове. [ 34 ] [ 35 ]
По обе стороны и над кольцом на маро изображены два человека-птицы ( тангата ману ), стилизованные человеческие фигуры с клювовидными головами, которые, как говорят, представляют птиц-фрегатов . Над ними, в центре головы статуи, изображена птица поменьше, которую называют черной крачкой ( манутара ). По обе стороны от него находится церемониальное танцевальное весло ( ао ), символ мужской власти и престижа. По краю левого уха находится третье весло, из-за его меньшего размера, возможно, рапа , а не ао , а на правом ухе ряд из четырех символов вульвы ( комари ). Y-образные линии ниспадают с макушки головы. [ 36 ] [ 37 ]
Когда европейцы впервые увидели резные изображения, они были окрашены в красный цвет на белом фоне. Краска была полностью или почти смыта, когда статую переправляли на корабль HMS Topaze . [ 38 ] [ 39 ]
Точное прочтение этих рисунков варьируется. Людей-птиц обычно интерпретируют как Макемаке , бога плодородия и главного бога культа людей-птиц. [ 40 ] Этот культ, который, как говорят, заменил старый культ статуй, был зафиксирован первыми европейскими посетителями. [ 41 ]
Это включало ежегодное соревнование по поиску первого яйца, отложенного мигрирующими серыми крачками. Соревнование проводилось в Оронго, и победитель стал представителем Макемаке на следующий год. [ 42 ] [ 43 ] Считается, что последняя церемония состоялась в 1866 или 1867 году. [ 44 ]
Новые исследования
[ редактировать ]
После самого интенсивного на сегодняшний день исследования статуи была предложена более подробная интерпретация резных фигурок. [ 45 ] Новое исследование, последовавшее за еще неопубликованным исследованием с помощью лазерного сканирования , [ 46 ] включает в себя комбинацию фотограмметрии и визуализации с преобразованием отражения , используемую для создания цифровых изображений высокого разрешения в «двух с половиной» и трех измерениях. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
Это позволило уточнить некоторые детали. Y-образные линии наверху головы — это остатки двух больших комари , частично удаленные другими резьбами, добавленными позднее. У маленькой птички закрытый клюв, а не открытый, как часто описывали, а на ступне левого птичника пять пальцев, а не шесть. Под левым ухом есть небольшая неглубокая резьба, которая может быть комари или головой ао . Клюв правого человека-птицы имеет короткий закругленный конец, а не длинный заостренный кончик; последнее прочтение цифровых моделей было подкреплено новой интерпретацией фотографии статуи, сделанной в 1868 году. [ 39 ]
Короткий клюв оспаривается, [ 50 ] [ 51 ] и, в свою очередь, оригинальное исследование было защищено. [ 52 ] В других исследованиях было высказано предположение, что существующие резные изображения на спине почти скрывают четыре более ранние фигурки людей-птиц: [ 53 ] и что выгравированный человек-птица заполняет область спереди между сосками и руками. [ 54 ] Последний был отклонен, [ 55 ] и защитил. [ 56 ] Ничего этого нельзя увидеть в новых цифровых моделях. [ 57 ]

Археологи, стоящие за новым цифровым исследованием, также предложили новый способ прочтения основной композиции. Было высказано предположение, что элементы работали вместе, чтобы изобразить церемонию человека-птицы: левая фигура человека-птицы - мужчина, правая женщина (два из четырех «яичных богов») и птица над ними - их только что вылупившийся птенец. «Тем временем вся статуя превратилась в Макемаке, ее лицо выкрашено в белый цвет… в манере человека-птицы». [ 58 ] Одна группа критиков охарактеризовала эту интерпретацию как «интересную, заставляющую задуматься и даже в некоторой степени поэтичную», но, будучи «очень впечатлена работой», отклонила эти предложения. [ 51 ]
Археологи, стоящие за новым цифровым исследованием, опубликовали в Интернете захваченную фотограмметрическую модель вместе с наборами данных визуализации преобразования отражения. [ 59 ] Последние представляют собой переднюю часть , нижнюю часть спины , среднюю часть спины , верхнюю часть спины и затылок . Эти зрители позволяют распространять результаты и стимулировать обсуждение.
Новейшая история
[ редактировать ]
Хоа Хакананайа была найдена в ноябре 1868 года офицерами и командой британского Королевского флота корабля HMS Topaze . [ 60 ] Когда его впервые увидели, оно было закопано примерно на половину своего роста или даже больше. [ 29 ] [ 61 ] [ 62 ] Его выкопали, стащили на санях из Рано-Кау и сплавили на корабль. [ 63 ]
Его сфотографировали, когда Топаз стоял в порту Вальпараисо , Чили, со спины. [ 39 ] и передний. [ 64 ] В то время коммодор Ричард Эшмор Пауэлл [ 11 ] Капитан «Топаза » написал в Британское Адмиралтейство , предложив статую вместе со вторым, меньшим моаи, известным как Хава. [ 65 ]
HMS Topaze прибыл в Плимут , Англия, 16 августа 1869 года. Адмиралтейство подарило статую королеве Виктории , которая предложила передать ее Британскому музею. [ 65 ] Он был установлен на постаменте и выставлен у главного входа в музей, под портиком. музея Во время Второй мировой войны его вынесли внутрь, где он в основном оставался до 1966 года. В том же году он был перенесен в тогдашний отдел этнографии , имевший отдельные помещения в Берлингтон-Гарденс . Он вернулся на основную площадку Британского музея в 2000 году, когда был выставлен на новом, более высоком постаменте в Большом дворе , а затем переехал на свое нынешнее место в галерее Wellcome Trust (зал 24: Жизнь и смерть). [ 66 ] [ 67 ]
Хоа Хакананайа был выбран директором Британского музея Нилом МакГрегором за его «Историю мира в 100 предметах» . [ 68 ] [ 69 ]
В 2010 году он стал объектом протеста против BP действий в связи с разливом нефти Deepwater Horizon в Мексиканском заливе. [ 70 ]
Репатриация
[ редактировать ]Жители Рапа-Нуи считают, что моаи были взяты без разрешения. В ноябре 2018 года губернатор острова Пасхи Лаура Аларкон Рапу обратилась к Британскому музею с просьбой вернуть статую. Музей согласился обсудить возможность предоставления статуи в аренду с представителями народа. [ 71 ] Хранитель отдела Африки, Океании и Америки Британского музея Лиссант Болтон посетил остров Пасхи в июне 2019 года. [ 72 ] Леонардо Пакарати снял документальный фильм Te Kuhane o te tupuna или «Дух предков», в котором Хоа Хакананаиа — символ, украденный с Рапа-Нуи, чей дух или мана необходимо вернуть, чтобы восстановить благосостояние острова. [ 73 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Хоа Хаканайа вдохновляла художников, в том числе Анри Годье-Бжеску. [ 74 ] и Генри Мур , которого засняли говорящим о статуе в 1958 году. [ 75 ] Мур прокомментировал ее «огромное присутствие» и то, что ее создатели «инстинктивно знали, что скульптура, созданная для открытого воздуха, должна быть большой». [ 76 ] Рон Мьюек выставил свою Маску II перед Хоа Хакананайа в 2008/09 году. [ 77 ]
- Роберт Фрост написал об этом стихотворение под названием «Плохой остров – Пасха». [ 78 ]
- Английский художник Рональд Лэмпитт использовал его в качестве модели для иллюстрации острова Пасхи для журнала Look and Learn . [ 79 ]
- На наборе из шести почтовых марок, выпущенных Королевской почтой в 2003 году в ознаменование 250-летия Британского музея, Хоа Хакананайа был изображен наряду с другими музейными предметами, такими как шлем Саттон-Ху и маска Шиутекутли . [ 80 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Метро, А (1940). Этнология острова Пасхи . Гонолулу: Музей Бернис П. Бишоп. п. 298.
- ^ Метро, А (1957). Остров Пасхи: Тихоокеанская цивилизация каменного века . Лондон: Андре Дойч. п. 162.
- ^ Рутледж, К. (1919). Тайна острова Пасхи . Лондон: Sifton, Praed & Co., с. 166.
- ^ Ван Тилбург 2004 , стр. 45–47.
- ^ Jump up to: а б Ван Тилбург 1992 , стр. 56–59.
- ^ Jump up to: а б Ван Тилбург 1992 , с. 41.
- ^ Рутледж, К. (1919). Тайна острова Пасхи . Лондон: Sifton, Praed & Co., с. 257.
- ^ Jump up to: а б Давлетшин 2012а , с. 62–63.
- ^ Давлетшин, А (2012). «Изображения, которых не видели, и украденные друзья, которые воруют: ответ Ван Тилбургу и Аревало Пакарати». Журнал Рапа-Нуи . 26 (1): 68.
- ^ «Язык рапануи — перевод буквы Н» . Остров Пасхи . Архивировано из оригинала 9 июля 2012 года . Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Хоа Хакананаиа («потерянный или украденный друг») / Моаи (фигура предка)» . Британский музей . Архивировано из оригинала 6 июня 2017 года . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ Ван Тилбург 1992 , стр. 41–42.
- ^ Рутледж, К. (1920). «Обследование деревни и резных скал Оронго, остров Пасхи, экспедицией Мана» . Журнал Королевского антропологического института . 50 : 425–45. дои : 10.2307/2843492 . JSTOR 2843492 . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Ван Тилбург 1992 , с. 47.
- ^ Питтс и др. 2014 , стр. 7–10.
- ↑ Эпизод 70 BBC Radio 4 серии 2010 г. «История мира в 100 объектах».
- ^ Ван Тилбург 2004 , с. 39.
- ^ Фишер, С. (2005). Остров на краю света . Лондон: Книги реакции. п. 33.
- ^ «Статуя Хоа Хакананайа на острове Пасхи» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 27 октября 2019 года . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Ван Тилбург 2004 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Ван Тилбург 1992 , стр. 48–50.
- ^ Jump up to: а б Ван Тилбург 2006 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с Питтс и др. 2014 , стр. 6–7.
- ^ Ван Тилбург, Дж (1994). Остров Пасхи: археология, экология и культура . Лондон: Британский музей.
- ^ Jump up to: а б Ван Тилбург 2004 , с. 45.
- ^ Питтс и др. 2014 , с. 3.
- ^ Ван Тилбург, Дж; Пакарати, К. (2012). «Хоа Хакананайа в деталях: комментарий к неубедительному утверждению А. Давлетшина о «забытом изображении» на вентральной стороне «статуи Оронго, ныне находящейся в Британском музее». Журнал Рапа-Нуи . 26:64 .
- ^ Jump up to: а б Питтс и др. 2014 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Питтс и др. 2014 , с. 23.
- ^ Рутледж, К. (1920). «Обследование деревни и резных скал Оронго, остров Пасхи, экспедицией Мана» . Журнал Королевского антропологического института . 50 : 436. дои : 10.2307/2843492 . JSTOR 2843492 . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ Питтс и др. 2014 , стр. 10–11.
- ^ Ван Тилбург 2006 , с. 38–40.
- ^ Питтс и др. 2014 , стр. 11–19.
- ^ Ли, Дж. (1992). Наскальные рисунки острова Пасхи: символы силы, молитвы богам . Лос-Анджелес: Институт археологии Калифорнийского университета.
- ^ Хорли, П; Ли, Дж. (2009). «Расписные и резные украшения дома в деревне Оронго, остров Пасхи». Журнал Рапа-Нуи . 23 (2): 106–24.
- ^ Ван Тилбург 2004 , стр. 50–51.
- ^ Ван Тилбург 2006 , с. 38.
- ^ Хорли, П; Ли, Дж. (2008). «Наскальное искусство священного участка Мата Нгарау, Оронго». Журнал Рапа-Нуи . 22 (2): 112–14.
- ^ Jump up to: а б с Питтс 2014a , стр. 39–48.
- ^ Ван Тилбург 2004 , с. 22.
- ^ Рутледж, К. (1917). «Птичий культ острова Пасхи». Фольклор . 28 (4): 335–55. дои : 10.1080/0015587X.1917.9719006 .
- ^ Фленли, Дж; Бан, П. (2003). Загадки острова Пасхи . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 175–77.
- ^ Ван Тилбург 2004 , с. 23–25.
- ^ Рутледж, К. (1919). Тайна острова Пасхи . Лондон: Sifton, Praed & Co., стр. 265–66.
- ^ Питтс и др. 2014 , стр. 1–31.
- ^ Ван Тилбург, Дж. «Проект лазерного сканирования Хоа Хакананай» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2014 года . Проверено 7 марта 2011 г.
- ^ Майлз и др. 2014 , стр. 596–605.
- ^ Питтс, М; Майлз, Дж; Паги, Х; Эрл, Дж. (2013). «В полете: история Хоа Хакананаиа». Британская археология . 130 : 24–31.
- ^ Питтс, М. «Вчера вечером в галерее Wellcome» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ Ван Тилбург, Дж (2014). «Комментарий к «Хоа Хакананаиа» М. Питтса, статуе острова Пасхи, которая сейчас находится в Британском музее и сфотографирована в 1868 году ». Журнал Рапа-Нуи . 28 : 49–52.
- ^ Jump up to: а б Ли, Дж; Хорли, П; Бан, П. (2014). «Комментарии к историческим изображениям моаи Хоа Хакананаиа». Журнал Рапа-Нуи . 28 : 53–59.
- ^ Майлз, Дж. «Новая информация о статуе Хоа Хакананаиа» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ Хорли, П; Ли, Дж. (2008). «Наскальное искусство священного участка Мата Нгарау, Оронго». Журнал Рапа-Нуи . 22 (2): 112–13.
- ^ Давлетшин 2012а , с. 57–63.
- ^ Ван Тилбург, Дж; Пакарати, К. (2012). «Хоа Хакананайа в деталях: комментарий к неубедительному утверждению А. Давлетшина о «забытом изображении» на вентральной стороне «статуи Оронго, ныне находящейся в Британском музее». Журнал Рапа-Нуи . 26 : 64–66.
- ^ Давлетшин, А (2012). «Изображения, которых не видели, и украденные друзья, которые воруют: ответ Ван Тилбургу и Аревало Пакарати». Журнал Рапа-Нуи . 26 (1): 67–68.
- ^ Питтс и др. 2014 , с. 11.
- ^ Питтс и др. 2014 , стр. 26–28.
- ^ «Обновленная фотограмметрическая модель Хоа Хакананайа — 3D-модель Джеймса Майлза (@jm1706) [9e7c7d1]» . Архивировано из оригинала 9 октября 2018 года . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Ван Тилбург 2006 , стр. 26–37.
- ^ Ли, Дж; Хорли, П; Бан, П. (2014). «Комментарии к историческим изображениям моаи Хоа Хакананаиа». Журнал Рапа-Нуи . 28 : 54–55.
- ^ Хорли, П; Ли, Дж. (2008). «Наскальное искусство священного участка Мата Нгарау, Оронго». Журнал Рапа-Нуи . 22 (2): 113–14.
- ^ Ван Тилбург 2006 , с. 37.
- ^ Ли, Дж; Хорли, П; Бан, П. (2014). «Комментарии к историческим изображениям моаи Хоа Хакананаиа». Журнал Рапа-Нуи . 28 : 56–57.
- ^ Jump up to: а б Ван Тилбург 2006 , с. 3.
- ^ Уилсон, Д. (2002). Британский музей: История . Лондон: Британский музей.
- ^ Ван Тилбург 1992 , с. 4–5.
- ^ МакГрегор, Н. (2010). История мира в 100 объектах . Лондон: Аллен Лейн. стр. 449–55.
- ^ «Статуя Хоа Хакананайа на острове Пасхи» . Архивировано из оригинала 27 октября 2019 года . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Би-би-си. « Протест «нефтяного пятна» против BP в Британском музее» . Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ «Губернатор острова Пасхи умоляет Британский музей вернуть Моаи: «У вас есть наша душа» » . Хранитель . 20 ноября 2018 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2020 года . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ Бартлетт, Джон (4 июня 2019 г.). «Жители острова Пасхи требуют вернуть статую из Британского музея» . Хранитель . Архивировано из оригинала 7 марта 2020 года . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ «Моаи Хоа Хакананаиа, украденный друг Рапа Нуи» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Уилсон, Д. (2002). Британский музей: История . Лондон: Британский музей. п. 226.
- ^ Вайвер, Дж. (2013). «Потерянная встреча» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ Мур, Х; Финн, Д. (1981). Генри Мур в Британском музее . Лондон: Британский музей.
- ^ «Рон Мюек» . Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ Фэган, Д. (2007). Критический компаньон Роберта Фроста . Нью-Йорк: факты в архиве. стр. 37–38.
- ^ «Архив Рональда Лэмпитта» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ Собирайте GBStamps .
Библиография
[ редактировать ]- «250-летие Британского музея» . Собирайте GBStamps . Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.
- Давлетшин, Альберт (май 2012а). «Незамеченное изображение каменной статуи Хоа-хака-нания с острова Пасхи в Британском музее» (PDF) . Журнал Рапа-Нуи . 26 (1). Фонд острова Пасхи: 57–63. Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2017 года . Проверено 20 августа 2017 г.
- Ли, Джорджия; Хорли, Пол и Бан, Пол (май 2014 г.). «Комментарии к историческим изображениям моаи Хоа Хакананайа» (PDF) . Журнал Рапа-Нуи . 28 (1). Фонд острова Пасхи: 53–59. Архивировано из оригинала (PDF) 16 сентября 2016 года . Проверено 20 августа 2017 г.
- Майлз, Джеймс; Питтс, Майк ; Паги, Хембо и Эрл, Грэм (июнь 2014 г.). «Новые применения фотограмметрии и преобразования отражательной способности в изображении статуи на острове Пасхи». Античность . 88 (340): 596–605. дои : 10.1017/S0003598X00101206 .
- Питтс, Майк (май 2014 г.). «Хоа Хакананайа, статуя острова Пасхи, которая сейчас находится в Британском музее, сфотографирована в 1868 году» (PDF) . Журнал Рапа-Нуи . 28 (1). Фонд острова Пасхи: 39–48. Архивировано из оригинала (PDF) 16 сентября 2016 года . Проверено 20 августа 2017 г.
- Питтс, Майк (октябрь 2014b). «Подробнее о Хоа Хакананайа: краски, петроглифы и сани, а также независимая ценность археологических и исторических свидетельств» (PDF) . Журнал Рапа-Нуи . 28 (2). Фонд острова Пасхи: 49–54. Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2017 года . Проверено 20 августа 2017 г.
- Питтс М., Майлз Дж., Паги Х. и Эрл Г. (2013). «В полете: история Хоа Хакананаиа». Британская археология 130: 24–31.
- Питтс, Майк ; Майлз, Джейсон; Паги, Хембо и Эрл, Грэм (сентябрь 2014 г.). «Хоа Хакананайа: новое исследование статуи острова Пасхи в Британском музее». Журнал антикваров . 94 : 291–321. дои : 10.1017/S0003581514000201 .
- Ван Тилбург, Джо Энн (1992). HMS Topaze на острове Пасхи: Хоа Хакананайа и пять других музейных скульптур в археологическом контексте . Случайные статьи. Том. 73. Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0861590735 .
- Ван Тилбург, Джо Энн (2004). Хоа Хакананайа . Объекты в фокусе. Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0714150246 .
- Ван Тилбург, Джо Энн (2006). Удаленные возможности: Hoa Hakananai'a и HMS Topaze на Рапа-Нуи . Исследования Британского музея. Том. 158. Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0861591589 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Скульптуры второго тысячелетия
- 1868 год в Океании
- Археологические открытия 1868 г.
- 1869 год в Англии
- Артефакты из Африки, Океании и Америки в Британском музее
- Океанская скульптура
- Этнографические объекты в Британском музее
- Полинезийская культура
- История острова Пасхи
- Скульптуры в Британском музее
- Отношения Чили и Великобритании
- Хороший