Памятники Блау
Памятники Блау | |
---|---|
![]() ![]() Памятники Блау, Британский музей | |
Материал | Гипс |
Размер | 96,5 см в длину |
Созданный | 3100-2700 до н.э. |
Текущее местоположение | Британский музей , Лондон |
Регистрация | 1928,0714.1 |
Памятники Блау — это пара каменных предметов с надписями из Месопотамии, которые сейчас находятся в Британском музее. [1] Обычно их считают формой древнего кудурру . [2]
История
[ редактировать ]Памятники были приобретены А. Блау в 1886 году недалеко от города Урук (современный Ирак ). В конечном итоге они были приобретены Британским музеем. [3] Они были вырезаны из ярко-синего камня, который обычно считают темным сланцем или разновидностью сланца. [2] Некоторое время считалось, что это подделка. [4] [5] раскопки в Уруке спасли их, обнаружив стилистические параллели в базальтовой стеле и знаменитой вазе Варка . Некоторые ассириологи признали подлинность памятников еще в 1901 году, хотя это не было универсальным убеждением. [6] [7] Несмотря на широкое признание сегодня, некоторые авторы, тем не менее, внимательно изучают статус памятников в истории Месопотамии .
Встречаться
[ редактировать ]Памятники Блау датируются периодом от Урука III/Джемдет Насра до периода ранней династии I. Некоторые авторы датируют эту пару уже 3100 г. до н. э. на основе протоклинописи , в то время как другие датируют их периодом ED I около 2700 г. до н. э. из-за других стилистически похожих записей о продаже земли с определенной датой периода ED I. Обе даты одинаково представлены в научных трудах; большинство работ, указывающих на самую раннюю дату, обычно в свою очередь ссылаются на Гельба. [6] [4] [5] [2] [8] [9]
Образы
[ редактировать ]
Иконография памятников является предметом споров, в которых даже современные ученые не могут полностью прийти к единому мнению. На протяжении всей своей истории неизменно считалось, что памятники представляют собой некую форму сделки, обычно в форме подарка храма его мастерам. [4] [5] [10] Совсем недавно изображения были использованы для изображения церемониального пира, устроенного новым землевладельцем после покупки земли. [2]
Обелиск (BM 86261)
[ редактировать ]
Обелиск (18 × 4,3 × 1,3 см) изображает мужские формы в двух отдельных регистрах. Нижняя фигура представляет собой обнаженного мужчину, стоящего на коленях с пестиком и ступкой, что может означать работу ремесленника или приготовление пищи. У него есть параллели с вазой Варка , где обнаженные мужчины несут корзины с едой в религиозных целях. [11]
В верхнем регистре стоящий мужчина с бородой, сетчатой юбкой с каймой и повязкой на голове держит в руках четвероногое животное (обычно обозначаемое как овца или коза). Эта фигура — очень распространенный способ изображения мужчины, обладающего силой, в месопотамском искусстве. Обычно это считается изображением «Царя-священника». [11]
Табличка (BM 86260)
[ редактировать ]На аверсе мемориальной доски (15,9 см × 7,2 см × 1,5 см) изображена аналогичная иерархическая сцена. Самая левая фигура — еще один бородатый мужчина в юбке. Он держит длинный предмет обеими руками. Этот объект был интерпретирован как пестик или конус для продажи земли; по сравнению с рабочими других памятников, работающими пестиками, первая идентификация кажется маловероятной. Обычно это считается еще одним изображением «Царя-священника». [11] «Царь-жрец» появляется на многочисленных произведениях искусства того периода и даже на доисторическом египетском ноже Гебель эль-Арак , что наводит на мысль об отношениях Египта и Месопотамии того времени. [11]
В большинстве текстов правильная фигура идентифицируется как женщина на основании идентификации Гельба, но если это так, то «ей» не хватает характерного платья, которое присутствует на других женщинах того же периода, например, на Ушумгальской стеле. На реверсе изображены четверо мужчин. Двое — обнаженные рабочие, стоящие на коленях с пестиками и ступками. Между ними стоит лысый мужчина в сетчатой юбке. Он держит руки вверх, как меньшая фигура на аверсе. Оставшаяся фигура находится справа и выглядит почти идентично рабочим, только немного крупнее. Здесь, очевидно, изображен процесс приготовления еды к празднику. [2] [11]
Надписи
[ редактировать ]
Как и Стела Ушумгала и другие произведения того же периода времени, текст памятников Блау не до конца понятен. Некоторые признаки легко идентифицировать, тогда как другие не имеют известной идентификации. Надпись на обелиске явно указывает на «5 бур» земли (около 30 гектаров), а также на храмовое хозяйство и профессию «энгар». Этот титул относится к высокопоставленному чиновнику в сельскохозяйственной сфере, что предполагает наличие человека, способного совершить такую сделку. В тексте мемориальной доски перечислены самые разные товары, а также несколько других названий и дополнительная нерасшифрованная информация. Таким образом, предполагается, что эти предметы были обменены на землю на обелиске. [12]
Споры
[ редактировать ]Из-за еще нерасшифрованного текста и некоторых странностей в иконографии любая попытка окончательно определить цель памятников, естественно, неубедительна. Эти памятники являются двумя из пяти «древних кудуррусов», перечисленных Гельбом (классификация в настоящее время оспаривается). [13] Следовательно, они не поддаются классификации, и этой задаче, конечно, не способствует отсутствие точной информации об их использовании.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Основные моменты Британского музея
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и И. Дж. Гелб, П. Стейнкеллер и Р. М. Уайтинг-младший, «OIP 104. Самые ранние системы землевладения на Ближнем Востоке: древний Кудуррус», публикации Восточного института 104, Чикаго: Восточный институт, 1989, 1991. ISBN 978-0-91-898656-6 Текстовые таблички
- ^ Рид, Джулиан Э. (2000), «Ранние резные фигурки из коллекций Мокатты, Блау и Херцфельда», в: Nouvelles Assyriologique Brèves et Utilitaires 2000/71, 81–8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маллоуэн, Макс Э.Л. (1961a). Ранняя Месопотамия и Иран. Лондон: Темза и Гудзон
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с 1961б). Рождение письменной истории. В: На заре цивилизации. Эд. Стюарт Пигготт.Лондон: Темза и Гудзон, 65–96.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартон, Джордж А. «Некоторые заметки о памятниках Блау». Журнал Американского восточного общества, том. 22, 1901, стр. 118–25.
- ^ Бартон, Джордж А. «Новая подборка памятников Блау». Журнал Американского восточного общества, том. 24, 1903, стр. 388–89.
- ^ Миллард, А. 1998 «Книги позднего бронзового века в Леванте» в журнале «Израильские востоковедения», том 18 (Anson F. Rainey festschrift), 171–181.
- ^ Постгейт, JN (1992). Ранняя Месопотамия: общество и экономика на заре истории. Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-11032-7
- ^ Британский музей. Отдел западноазиатских древностей; Ричард Дэвид Барнетт; Дональд Джон Уайзман (1969). Пятьдесят шедевров древнего ближневосточного искусства в Отделе западноазиатских древностей Британского музея. Британский музей. п. 41. ISBN 9780714110691
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Коллон, Доминик (1995). Древнее искусство Ближнего Востока . Издательство Калифорнийского университета. стр. 51–53. ISBN 9780520203075 .
- ^ [1] Креберник, Манфред. «К расшифровке «памятников Блау»: некоторые новые прочтения и перспективы». Культура и познание: 35., В: Юрген Ренн и Маттиас Шеммель (ред.): Культура и познание: Почетные эссе.Питера Дамероу, глава 4, 2019 г. ISBN 978-3-945561-35-5
- ^ Кэтрин Э. Слански, «Вавилонское право нарус (кудуррус): исследование их формы и функций», Бостон: Американские школы восточных исследований, 2003 г. ISBN 089757060X
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Балке, Томас Э., «Взаимодействие материала, текста и иконографии в некоторых из старейших «юридических» документов». Существенность письменности в ранней Месопотамии, под редакцией Томаса Э. Балке и Кристины Цупаропулу, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 73–94, 2016 г.
- Бозе, Йоханнес, «Blau'sche Steine и принц-священник в сетчатой юбке», в: Altorian-talische Forschungsen 37, стр. 208–22, 2010 г.
- Тюро-Данжен, Ф., «Исследование происхождения клинописи. Часть 1, Архаические формы и их современные эквиваленты», Париж: Леру, 1898 г.