Мальчик с шипом
Мальчик с шипом , также называемый Феделе ( Феделино ) или Спинарио , представляет собой греко-римскую эллинистическую бронзовую скульптуру мальчика, вынимающего шип из подошвы ноги, сейчас находится в Палаццо деи Консерватори в Риме . Существует римская мраморная версия этого предмета из коллекции Медичи в коридоре Уффици галереи во Флоренции . [1]
Скульптура была одной из немногих римских бронзовых изделий, которые никогда не терялись из виду. [ нужны разъяснения ] Работа стояла возле Латеранского дворца , когда наваррский раввин Беньямин Туделинский увидел ее в 1160-х годах и опознал в ней Авессалома , который «был без порока от подошвы ноги до макушки головы». [2] Около 1200 года его заметил английский посетитель, магистр Грегориус, который отметил в своем « De mirabilibus urbis Romae» , что по нелепости считалось, что это был Приап . [3] Должно быть, это была одна из скульптур, перенесенных во Дворец консерваторов папой Сикстом IV в 1470-х годах, хотя записи о ней появились там только в 1499–1500 годах. [4]
В эпоху Раннего Возрождения он прославился как одна из первых копируемых римских скульптур. Есть бронзовые редукции Северо да Равенны и Якопо Буонакколси (названного «Л'Антико» за его изысканные классические фигуры). Буонаккольси сделал копию для Изабеллы д'Эсте около 1501 года, которая сейчас находится в Галерее Эстенсе в Модене. [5] Он последовал за этой работой с необработанным кулоном , который, возможно, изменил позу. В 1500 году Антонелло Гаджини сделал полноразмерный вариант фонтана в Мессине , который, вероятно, представляет собой бронзовую версию, которая сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

В шестнадцатом веке бронзовые копии служили великолепными посольскими подарками королю Франции и королю Испании. Франциску I Французскому дали версию Ипполито II д'Эсте . Изготовлением этой копии руководили Джованни Фанчелли и Якопо Сансовино , а сделку осуществил учтивый Бенвенуто Челлини . Сейчас он хранится в Музее Лувра . Филипп II Испанский получил копию от кардинала Джованни Риччи . В следующем столетии у английского короля Карла I был бронзовый Спинарио, изготовленный Юбером Ле Сюером . [7]
Небольшие бронзовые редукции подходили для менее грандиозных. Натюрморт со «Спинарио» Питера Класа , 1628 год, хранится в Рейксмузеуме , и среди богатств, символизирующих хорошую жизнь, представлена небольшая гипсовая модель Спинарио . [8] Более поздние ремейки, один из таких примеров можно увидеть в особняке Оливера в Саут-Бенде, штат Индиана.
Были и мраморные копии. Римский мрамор Медичи, по-видимому, входил в коллекцию древностей, собранных в садах Сан-Марко во Флоренции, которые были курортом. [ нужны разъяснения ] гуманистов из круга Лоренцо Великолепного , открывшего свою коллекцию молодым художникам для обучения. Молодой Микеланджело извлек выгоду из этого раннего знакомства с античной скульптурой. [ нужны разъяснения ] и обсуждалось, находился ли Мазаччо под влиянием Медичи Спинарио или бронзы, которую он видел в Риме в 1420-х годах. [9] Однако Филиппо Брунеллески более определенно адаптировал позу Спинарио для левого служителя в 1401 году для своей бронзовой панели «Жертвоприношение Исаака» , которая была его пробной деталью для конкурса на дизайн дверей баптистерия Сан-Джованни . [ нужны разъяснения ] [10]
Копия находится в вестибюле Школы медицинских наук Университета Ньюкасла.
Ранее популярное название Il Fedele («Верный мальчик») произошло от анекдота, придуманного для того, чтобы придать этому интимному и натуралистическому исследованию более героический гражданский контекст: верный посланник, простой мальчик-пастушок, первым доставил свое послание римскому сенату, только тогда остановился, чтобы удалить болезненную занозу из ноги: римский сенат отметил это событие. Подобная история уже была опровергнута в «Ракколте античной и современной статуи» Паоло Алессандро Маффеи 1704 года. [11]
Принимая во внимание обнаруженные эллинистические варианты мрамора, из которых лучшим является « Выдергиватель шипов» из коллекции Кастеллани, хранящийся сейчас в Британском музее . [12] ни один из которых не обладает архаичными качествами бронзового Спинарио , недавние исследователи склонны считать это римской бронзой первого века нашей эры с головой, адаптированной из архаичного прототипа. [13]
В популярной культуре
[ редактировать ]В Томаса Манна новелле «Смерть в Венеции » 1912 года Густав фон Ашенбах сравнивает красоту Тадзио со Спинарио.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Филлис П. Бобер и Р. Рубинштейн, Художники эпохи Возрождения и античная скульптура: Справочник источников, (Лондон и Оксфорд), 1986, стр. 235, нет. 203.
- ^ Пол Борхардт, «Скульптура перед Латераном, описанная Беджамином Тудельским и магистром Грегориусом », Журнал римских исследований , 26 (1936), стр. 68–70, отмечено в Haskell and Penny 1981:308, примечание 20.
- ^ Цитируется Роберто Вайсом, Открытие классической античности в эпоху Возрождения , 1969:7f.
- ^ Хаскелл и Пенни 1981: 308.
- ^ Паолуччи, А. Гонзага и древний путь герцогского дворца в Мантуе (Рим, 1988), с. 40, рис. 27.
- ^ Сайт Компаса Британского музея : GR 1880.8-7.1 ( Скульптура 1755 г.)
- ^ Хаскелл и Пенни 1981: 308.
- ^ Иллюстрация веб-сайта Рейксмузеума. Архивировано 15 февраля 2008 г. в Wayback Machine ; это также проиллюстрировано в книге Гарднера «Искусство сквозь века» , II, гл. 24 рис. 55.
- ^ Ричард Кок, «Мазаччо и Спинарио, Пьеро и Потос: наблюдения о восприятии антиквариата в живописи эпохи Возрождения», Журнал истории искусств , 43.1 (1980), стр. 21–32.
- ↑ В итоге Лоренцо Гиберти . для дверей были выбраны панели
- ^ Хаскелл и Пенни 1981: 308, примечание 22.
- ^ Британский музей: Основные моменты коллекции
- ^ Хельбиг, отмечено Хаскеллом и Пенни 1981: 308, примечание 33.
Ссылки
[ редактировать ]- Фрэнсис Хаскелл и Николас Пенни, 1981. Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры, 1500–1900. (Издательство Йельского университета) Каталожный номер 78, стр. 308–10.
- Вольфганг Хельбиг, Путеводитель по публичным коллекциям классических древностей в Риме, 4-е изд., Тюбинген, 1963–72, том II, стр. 266–68.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с The Spinario, на Викискладе?
- Художественный путеводитель по Флоренции: древние скульптуры иллюстрируют римский мраморный Спинарио в Уффици
- Йоханнес Рёлль, Раздел «Перепись античных произведений искусства и архитектуры, известных в эпоху Возрождения» на Спинарио (« Дорнауззихер »).
- Генрих фон Клейст «Мальчик с шипом» на австрийском языке жестов из «Театра марионеток» , постановка АРБОС - Компания музыки и театра