Курхские монолиты
37 ° 49'30 "N 40 ° 32'24" E / 37,825 ° N 40,54 ° E
Курхские монолиты | |
---|---|
Материал | Известняк |
Размер | 2,2 м и 1,93 м |
Письмо | Аккадская клинопись |
Созданный | в. 852 г. до н.э. и 879 г. до н.э. |
Обнаруженный | Курган Учтепе , 1861 г. |
Текущее местоположение | Британский музей |
Идентификация | МЕ 118883 и МЕ 118884 |
Курхские монолиты представляют собой две ассирийские стелы ок . 852 г. до н. э. и 879 г. до н. э., которые содержат описание правления Ашурнасирпала II и его сына Салманасара III . Монолиты были обнаружены в 1861 году британским археологом Джоном Джорджем Тейлором , который был британским генеральным консулом, находившимся в Османском эялете Курдистана , на месте под названием Курх, которое сейчас известно как Учтепе-Хойюк , в районе Бисмил , в провинция Диярбакыр в Турции. Обе стелы были подарены Тейлором Британскому музею в 1863 году. [1]
Монолит Салманасара III содержит описание битвы при Каркаре в конце . Это описание содержит имя «А-ха-аб-бу Сир-ила-аа», которое, как принято считать, относится к Ахаву , царю Израиля ; [2] [3] хотя это единственное упоминание термина «Израиль» в ассирийских и вавилонских записях, которые обычно называют Северное царство «Домом Омри» в отношении его правящей династии – факт, на который указывают некоторые ученые, оспаривающие предложенное перевод. [4] [5] Это также одна из четырех известных современных надписей, содержащих имя Израиля, остальные — это стела Мернептаха , стела Тель-Дан и стела Меша . [6] [7] [8] Это описание также является старейшим документом, в котором упоминаются арабы . [9]
Согласно надписи, Ахав направил в коалицию против Ассирии отряд из 2000 колесниц и 10 000 пехотинцев. [10]
Открытие
[ редактировать ]Место находки в городе под названием «Курх» описывалось как
примерно в 14 милях от Диярбакыра ... расположен на восточном конце возвышенной платформы... на правом берегу Тигра , недалеко от угла, образованного слиянием Гюк-Су с первым, куда также впадают воды Амбар Су , на левом берегу напротив,
затем в Османском эялете Курдистана в Аль-Джазире . [11] Это место также было известно как Керх или Керх-и Дикле, а теперь известно как Учтепе (по-курдски: Керх/Керх или Керха Кикан). [12] ), в округе Бисмил , в провинции Диярбакыр Турции. [13] [14] : 117
Курх первоначально был идентифицирован Генри Роулинсоном как древний город Тушхан . [11] Эта идентификация была оспорена Карлхайнцем Кесслером в 1980 году, который предложил древний Тиду. [15] [16]
Тейлор описал свою находку следующим образом:
Мне посчастливилось обнаружить каменную плиту с изображением ассирийского царя, покрытую с обеих сторон длинными клинописными надписями, на расстоянии до двух футов от ее основания, которую намеренно оставили обнаженной, чтобы признать ее существование. врыт в землю в качестве трофея в память о его взятии королем и, вероятно, в том месте, где его легионы насильственно вошли в город. Чуть ниже, на склоне кургана, почти полностью скрытый обломками, я эксгумировал еще одну прекрасную реликвию того же описания. [11]
Описание
[ редактировать ]Стела с изображением Салманасара III сделана из известняка с круглым верхом. Его высота 221 сантиметр (87 дюймов), ширина 87 сантиметров (34 дюйма) и глубина 23 сантиметра (9,1 дюйма). [17]
Британский музей описывает изображение следующим образом:
Царь Салманасар III стоит перед четырьмя божественными эмблемами: (1) крылатым диском, символом бога Ашура или, как некоторые считают, Шамаша; (2) шестиконечная звезда Иштар, богини утренней и вечерней звезды; (3) корона бога неба Ану, в данном случае с тремя рогами, в профиль; (4) диск и полумесяц бога Сина как новая и полная луна. На своем воротнике король носит в качестве амулета (1) вилку, символ бога погоды Адада; (2) сегмент круга неопределенного значения; (3) восьмиконечная звезда в диске, здесь, вероятно, символ Шамаша, бога Солнца; (4) крылатый диск, опять-таки бога Ашура. Жест правой руки много обсуждался и по-разному интерпретировался: либо как завершение поцелуя как акта поклонения, либо как результат щелчка большим пальцем руки как ритуальный акт, приписываемый ассирийцам более поздними греческими авторами, или как просто жест власти, подходящий царю, без ссылки на конкретное религиозное значение. Кажется совершенно очевидным, что этот жест описан фразой «убан дамикти тарасу», «протянуть благоприятный палец», благословение, которое соответствует обратному действию, при котором указательный палец не вытягивается. На лицевой стороне, основании и по бокам стелы написана клинописная надпись. [17]
Надпись «описывает военные кампании его (Салманасара III) правления вплоть до 853 г. до н.э.». [18]
Стела с изображением Ашурнасирпала II сделана из известняка с круглым верхом. Его высота 193 сантиметра (76 дюймов), ширина 93 сантиметра (37 дюймов) и глубина 27 сантиметров (11 дюймов). По данным Британского музея, стела «изображает Ашурнасирпала II в поклонении, подняв правую руку к символам богов», а ее надпись «описывает кампанию 879 года, когда ассирийцы напали на земли верхнего Тигра, в Диябакыре. область." [19]
Надпись на стеле Салманасара III
[ редактировать ]Надпись на стеле Салманасара III посвящена походам Салманасара в западную Месопотамию и Сирию , в ходе которого он активно сражался со странами Бит-Адини и Кархемиша . В конце «Монолита» приводится описание битвы при Каркаре , где союз двенадцати царей сражался против Салманассара у сирийского города Каркар . Этот союз, включавший одиннадцать царей, возглавляли Ирулени из Емафа и Хададезер из Дамаска , что также представляло собой большую силу. [20] предводительством царя Ахава израильского под .
Английский перевод конца монолита Салманасара III выглядит следующим образом:
Год 6 (колл. II, 78-I02)
610. В год Дайан-Ассура, в месяце Айру , в четырнадцатый день, я вышел из Ниневии, пересек Тигр и приблизился к городам Гиамму, (около) реки Балих (?). От страха моего владычества, от ужаса моего ужасного оружия они испугались; его дворяне убили Джамму своим собственным оружием. Я вошел в Китлалу и Тил-ша-мар-ахи. Я приказал привести своих богов в его дворцы. В его дворцах я устроил пир. Свою сокровищницу я открыл. Я видел его богатство. Его товары, его имущество я унес и привез в свой город Ассур. Из Китлалы я уехал. К Кар-Салманасару я приблизился. В лодках из (козлиных) шкур я переправился через Евфрат во второй раз, во время его разлива. Дань царей по ту сторону Евфрата: Сангары из Кархемиша, Кундашпи из Кумуху (Коммагены), Араме, сына Гузи, Лалли Милидийца, Хайани, сына Гахари, Калпароды из Хаттины, Кальпаруда из Гургума, - серебро, золото, свинец, медь, сосуды медные, в Ина-Ассур-уттир-асбате, по ту сторону Евфрата, на реке Сагур, которую народ Хатти называет Питру, там я получил (это). От Евфрата я вышел и приблизился к Халману (Алеппо). Они боялись драться со мной, хватали меня за ноги. Серебро, золото, как их дань я получил. Я приносил жертвы богу Ададу из Халмана. Из Халмана я уехал. К городам Ирхулени, Хаматитянам, приблизился я. Города Аденну, Барга, Аргана, его царские города, я захватил. Его добычу, его имущество, добро из его дворцов я вывез. Я поджег его дворцы. Из Арганы я ушел. К Каркару я приблизился.
611. Каркар, его царский город, я разрушил, я опустошил, я сжег огнем. 1200 колесниц, 1200 всадников, 20000 воинов из Хадад-Езера , из Арама (? Дамаска); 700 колесниц, 700 всадников, 10 000* воинов Ирхулени из Емафа, 2 000 колесниц, 10 000 воинов Ахава-израильтянина, 500 воинов гвеев, 1000 воинов мусульман, 10 колесниц, 10 000 воинов ирканатеев, 200 воинов Матинубы 'ил, арвадит, 200 воинов усанатцев, 30 колесниц, [ ], 000 воинов Адун-баила, шианеянина, 1000 верблюдов Гиндибу , араба, [ ], 000 воинов [] Баса , сын Рухуви Аммонитянина, — этих двенадцати царей он привел себе на поддержку; чтобы предложить битву и бой, они выступили против меня. (Веря) в возвышенную мощь, которую дал (мне) Ассур, владыка, в могучее оружие, которое Нергал, идущий передо мной, подарил (мне), я сражался с ними. От Каркара до города Гильзау я разгромил их. 14 000 их воинов я убил мечом. Подобно Ададу, я обрушил на них разрушение. Я разбросал их трупы повсюду,(и)накрыл( горит. ., заполнили) лицо пустынной равнины своими раскинувшимися армиями. С помощью (своего) оружия я заставил их кровь течь по долинам (?) земли. Равнина была слишком мала, чтобы позволить их телам упасть, и для их захоронения была использована широкая местность. Их телами я перекинул Аранту ), как мостом(?). В той битве я отобрал у них их колесницы, их конницу, их лошадей, сломанных в ярме. (*Возможно 20 000). [21]
«Ахав Израилев»
[ редактировать ]Впервые было предложено отождествление «А-ха-аб-бу Сир-ила-аа» с «Ахавом Израилевым». [22] Юлиус Опперт в его «Истории империй Халдеи и Ассирии» 1865 года . [23]
Эберхард Шрейдер рассмотрел части надписи на монолите Салманасара III в 1872 году в своей книге Die Keilinschriften und das Alte Prophet («Клинописные надписи и Ветхий Завет»). [24] Первый полный перевод Монолита Салмансара III был предоставлен Джеймсом Александром Крейгом в 1887 году. [25]
Шредер писал, что имя «Израиль» («Сир-ила-аа») было уникальным среди ассирийских надписей, поскольку обычными ассирийскими терминами для Северного царства Израиля были «Земля Омри» или Самария. Этот факт был отмечен некоторыми учеными, оспаривающими предлагаемый перевод. [4] [26] По мнению Сигэо Ямады, обозначение государства двумя альтернативными названиями не является чем-то необычным в надписи Салманасара.
Шрейдер также отметил, что, хотя ассириологи, такие как Фриц Хоммель [27] спорил, было ли это имя «Израиль» или «Изреель», [24] [28] потому что первый символ - это фонетическое «сэр» и определяющее место «мат». Шрейдер описал обоснование чтения «Израиль», которое стало научным консенсусом, следующим образом:
«тот факт, что здесь Ахав Сирлит и Венадад Дамаскин того же царя [Салмансара] появляются рядом друг с другом, и что в надписи на обелиске Нимруда появляется Ииуй, сын Омри, и увековечивается память потомка Азаила из Дамаска , не оставляет сомнений в том, что этот Ахав Сирлит является библейским Ахавом Израиля. Тот факт, что Ахав появляется в сговоре с Дамаском, вполне соответствует библейским рассказам, которые Ахав заключил после битвы при Афеке союз с Венададом против их наследственности. враг Ассирии». [24]
Идентификация была оспорена другими современными учеными, такими как Джордж Смит и Дэниел Генри Хей . [22]
Идентификация как Ахава Израиля в последние годы была оспорена Вернером Гуглером и Адамом ван дер Вуде, которые считают, что «Ахава из надписи на монолите следует истолковывать как царя Северо-Западной Сирии». [29]
Согласно надписи, Ахав направил отряд из 10 000 пехотинцев и 2 000 колесниц в состав военной коалиции, возглавляемой ассирийцами. Размер вклада Ахава указывает на то, что Израильское Королевство было крупной военной державой в Леванте в первой половине 9 века до нашей эры. [30] Из-за размера армии Ахава, которая представлялась чрезвычайно большой для древних времен, перевод вызвал полемику среди ученых. Надав Нааман предположил ошибку писца относительно размера армии Ахава и предположил, что армия состояла из 200 колесниц вместо 2000.
Обобщая научные труды на эту тему, Келле предполагает, что имеющиеся данные «позволяют говорить, что надпись содержит первое обозначение Северного царства. Более того, обозначение «Израиль», по-видимому, представляло собой образование, включавшее в себя несколько вассальных государств». В число последних могли входить Моав, Эдом и Иуда. [31]
Ошибки переписчика и споры
[ редактировать ]Существует ряд проблем, связанных с письменными словами, содержащимися в Монолите, в основном касающимися текста битвы при Каркаре. Например, писец перечисляет один город как Гу-аа , что, по мнению некоторых ученых, относится к Цюэ . Однако Х. Тадмор считает, что на самом деле это ошибка, поскольку Гу-аа — неправильное написание Гу-бал-аа , то есть Библос. Другие ученые также отметили, что было бы более логично, если бы Салманесар сражался с Библом, а не с Цеем, потому что это имело бы лучший географический смысл - поскольку другие цари этой области являются государствами к югу и западу от Ассирии, можно было бы ожидать, что другой город-государство в этом районе — Библос — будет сражаться при Каркаре, а не при Куэ, который находится в Киликии .
Еще одна проблема, связанная с написанием, — это термин «мусри» , что по-аккадски означает «марш». Тадмор говорит, что настоящий народ Мусри был завоеван ассирийцами в 11 веке до нашей эры, и поэтому полагает, что под Мусри следует понимать « Египет », хотя некоторые ученые это оспаривают.
Другая серьезная ошибка в тексте — утверждение, что Ассирия сражалась с «двенадцатью царями». Случайные читатели заметят, что на самом деле в «Монолите» перечислено одиннадцать человек, но некоторые ученые пытались объяснить, что действительно существует пропавший царь, исходя из описания «Басы, человека из Бит-Рухуби, Аммонитянина». Один ученый предлагает разделить эти два образования на «Бит-Рухуби» Бет-Рехов , государство на юге Сирии , и « Аммон », государство в Трансиордании .
См. также
[ редактировать ]- Черный обелиск Салмансара III
- Библия
- Книги королей
- Список артефактов, имеющих значение для Библии
- Ветхий Завет
- Стела Ашурнасирпала II
Библиография
[ редактировать ]- Келле, Брэд (2002), «Что в имени? Неоассирийские обозначения Северного царства и их значение для истории Израиля и библейской интерпретации», Journal of Biblical Literature , 121 (4): 639–666, doi : 10.2307/ 3268575 , JSTOR 3268575
- Тейлор, Джон Джордж (1865 г.), «Путешествие по Курдистану с уведомлениями об источниках Восточного и Западного Тигра и древних руинах в их окрестностях» , Журнал Лондонского королевского географического общества .
- Шредер, Эберхард (1872), Клинописные надписи и Ветхий Завет ( издание Princeps )
- Хоммель, Фриц (1885), История Вавилонии и Ассирии , Берлин, Гроте, с. 609
- Бекинг, Боб; Корпель, Марджо Кристина Аннетт (1999), Кризис израильской религии: трансформация религиозной традиции во времена изгнания и после изгнания , BRILL, ISBN 9789004114968
- Гуглер, Вернер, Иегу и его революция , Кампен, 1996, страницы 67–80.
- А.С. ван дер Вауде , Захария , Г.Ф. Калленбах, Проповедь Ветхого Завета, 325 страниц, 9026607407
- Лемче, Нильс Петер (1998). Израильтяне в истории и традициях . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227272 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коллекция Британского музея
- ^ Еврейская Библия: новые идеи и исследования под редакцией Фредерика Э. Гринспана, NYU Press, 2008, стр.11.
- ^ Древний Ханаан и Израиль: новые перспективы Джонатан Майкл Голден, ABC-CLIO , 2004, стр.275
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Израиль в переходном периоде 2: От поздней бронзы II к железу IIA, под редакцией Лестера Л. Граббе , стр. 56, цитата: «Единственный случай, когда упоминается «Израиль», - это рассказ Салманасара о его битве с коалицией в Каркаре»
- ^ Келле 2002 , с. 642: "Вопрос о личности а-ха-аб-бу связан с тем, что другие ассирийские надписи за 853-852 годы не упоминают этого человека как лидера или участника коалиции. В них упоминаются только Адад-идри и Ирхулени. (см. «Надпись Быка» и «Черный обелиск»). Отсутствие каких-либо дальнейших упоминаний заставляет некоторых авторов утверждать, что не следует приравнивать упоминание о Монолитной надписи к Ахаву Израильскому. Например, В. Гуглер поддерживает тезис А. С. ван дер Вуда о том, что плитка. надпись просто относится к неизвестному правителю северо-западной Сирии. [Сноска:] W. Gugler, Jehu und seine Revolution (Kampen: Kok Pharos, 1996), 70-77. Западная Азия [под ред. Х. Роулинсона; 5 томов: Лондон: Британский музей, 1861-1909], 3:6. Однако это больше не рассматривается, и в большинстве недавних исследований это не упоминается (например, Грейсон, Ассирийские правители, 11–24).»
- ^ Lemche 1998 , стр. 46, 62: «Ни одна другая надпись из Палестины или Трансиордании в железном веке до сих пор не содержала каких-либо конкретных упоминаний об Израиле. ... Название Израиля было найдено лишь в очень ограниченном количестве. надписей, одна из Египта, другая отделена по крайней мере на 250 лет от первой, в Трансиордании. Третье упоминание находится на стеле из Тель-Дана — вопрос, подлинный ли он, еще не решен. однажды упомянул царя Израиля Ахава в ложном переводе имени».
- ^ Маейр, Арен. «Маейр, AM 2013. Израиль и Иуда. Стр. 3523–27 в Энциклопедии древней истории. Нью-Йорк: Блэквелл» .
Самое раннее достоверное упоминание этнонима Израиль встречается в победной надписи египетского царя МЕРЕНПТАХа, его знаменитой «Стеле Израиля» (ок. 1210 г. до н.э.); недавно возможная более ранняя ссылка была обнаружена в тексте времен правления Рамсеса II (см. РАМЕСЕС I – XI). После этого никаких упоминаний ни об Иудее, ни об Израиле не появляется до девятого века. Фараон Шешонк I (библейский Шишак; см. ШЕШОНК I–VI) не упоминает ни одного существа по имени в надписи, записывающей его кампанию в южном Леванте в конце десятого века. В девятом веке израильские цари и, возможно, иудейский царь упоминаются в нескольких источниках: арамейской стеле из Тель-Дана, надписях Салманасара III в Ассирии и стеле Меши Моава. С начала восьмого века и далее царства Израиля и Иуды довольно регулярно упоминаются в ассирийских, а затем и вавилонских источниках, и с этого момента наблюдается относительно хорошее соответствие между библейскими рассказами, с одной стороны, и археологическими свидетельствами, а также дополнительными данными. библейские тексты с другой.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ ФЛЕМИНГ, ДЭНИЭЛ Э. (1 января 1998 г.). «Мари и возможности библейской памяти». Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 92 (1): 41–78. JSTOR 23282083 .
Ассирийские царские анналы, наряду с надписями Меша и Дан, показывают процветающее северное государство под названием Израиль в середине IX века, а непрерывность расселения вплоть до раннего железного века предполагает, что установление оседлой идентичности должно быть связано с это население, независимо от его происхождения. В письмах из Амарны середины XIV века не упоминается ни Израиль, ни какое-либо из библейских племен, тогда как на стеле Мернептаха некто по имени Израиль помещается в гористой Палестине в конце позднего бронзового века. Язык и материальная культура зарождающегося Израиля демонстрируют сильную местную преемственность, в отличие от явно иностранного характера ранней филистимской материальной культуры.
- ^ Древние арабы: кочевники на границах Плодородного полумесяца, 9–5 века до н.э. , с. 75
- ^ Ассирийские рельефы из дворца Ашурнасирпала II: Культурная биография под редакцией Ады Коэн, Стивена Э. Кангаса P: 126
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тейлор 1865 г.
- ^ Список деревень в Бисмиле. Доступ к сайту: 8.12.2020.
- ^ Древние места Тиду? Доступ к сайту Курх осуществлен 5 июля 2014 г.
- ^ Айнур Озфират. «Район Учтепе и Диярбакыра в период раннего-среднего бронзового века» , страницы 117–126 в Семинаре «Взгляд на север: социально-экономическая динамика северных месопотамских и анатолийских регионов в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры». 6-й Международный конгресс по археологии Древнего Ближнего Востока (Рим, 5–10 мая 2008 г.), ред. Н. Ланери, П. Пфальцнер и С. Валентини, 117–126, Висбаден, 2012: Harrassowitz Verlag, Studien zur Urbanisierung Nordmesopotamiens Supplementa.
- ^ Карлхайнц Кесслер, Исследования исторической топографии Северной Месопотамии, 1980, стр. 117-120.
- ^ Надав Нааман, Древний Израиль и его соседи: взаимодействие и противодействие: Сборник очерков , Eisenbrauns, 2005. с. 2 ISBN 1575061082
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Британский музей. Курхская стела: Салманасар III , доступ 5 июля 2014 г.
- ^ Британский музей. Стела Салманасара III, доступ 5 июля 2014 г.
- ^ Британский музей. Курхская стела: Ашурнасирпал II , доступ 5 июля 2014 г.
- ^ Хаффмон, Герберт Б. «Иезавель - «едкая» королева» в книге Джойс Рилетт Вуд, Джона Э. Харви, Марка Лейхтера, ред. От Вавилона до Вавилона: очерки библейской истории и литературы в честь Брайана Пекхэма , T&T Clark, 2006, ISBN 978-0-567-02892-1 стр. 276
- ^ Дэниел Дэвид ЛакенбиллДревние записи Ассирии и Вавилонии (Чикаго, 1926 г.). Всю книгу можно найти в Интернете и скачать здесь . Цитируемый текст начинается здесь . Это английский перевод стелы Салмансара III, цитируемый на веб-странице Британского музея здесь .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Канон ассирийских эпонимов , Джордж Смит , 1875, стр. 188-189: «Первого зовут Ахав из Зирхалы; и профессор Опперт, открывший это имя, читает Ахава Израильтянина; но по поводу имени Зирхала было сделано несколько остроумных замечаний. преподобный Д.Х. Хайг, который отметил, что «Зир» — это не обычное прочтение первого символа и что имя должно быть Сухала, и он предполагает, что географическое название Самхала, или Савхала, королевства недалеко от Дамаска, подразумевается в; это место, а не Израильское царство. конечно, иногда используется для слога зир. Даже если придется отказаться от точки зрения преподобного Д. Х. Хайга и принять прочтение «Ахав Израильтянин», вполне возможно, что это не был Ахав Священного Писания. . Время, когда произошла эта битва, 854 г. до н. э., согласно предлагаемой здесь хронологии, приходилось на период правления Иоахаза, царя Израиля, с 857 по 840 г. до н. э.; вполне возможно, что в части страны, находящейся под властью Дамаска, мог царствовать правитель по имени Ахав, и что он мог помогал Венададу своими войсками против ассирийцев. Маловероятно, чтобы библейский Ахав, который был врагом царя Дамаска, посылал ему на помощь какие-либо войска, по крайней мере, на такое обстоятельство ни разу не намекается в Библии и противоречит описанию его поведения. и царствовать. При этих обстоятельствах я отказался отождествлять Ахава, который помогал Венададу в битве при Каркаре в 854 г. до н. э., с Ахавом, царем Израиля, который умер, как я полагаю, сорок пятью годами ранее, в 899 г. до н. э. "
- ^ История империй Халдеи и Ассирии , Юлий Опперт , 1865, стр. 140, «Огромное значение этого текста заключается в цитировании царя, известного своим нечестием, и имени Израиля. Мы помним, что царь Ассирийский справедливо цитирует на обелиске среди своих данников Ииуя, одного из преемников Ахава и современника Азаила, который впервые появляется в 18-й кампании, тогда как в 14-й мы еще читаем имя его предшественника Венадада. "
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эберхард Шредер, Клинописные надписи и Ветхий Завет, 1872 г. Цитаты на немецком языке:
p58-59 «Само имя «Израиль» встречается в надписях только один раз, а именно как название «Империи Израиля», а именно на недавно обнаруженном камне Салманасара II, где Ахав Израилев как Сир-'-лай di как «Израиль» (см. отрывок в толковании к 1 Конс. 16, 29). Однако сейчас среди ассириологов ведется спор о том, действительно ли это имя означает еврейское ישראל, а не скорее יזרעאל di «Изреель». следует идентифицировать, это потому, что первый знак в противном случае имеет фонетическое значение «сэр», тогда как перед прилагательным стоит определитель земли («мат»), но Изреель был не «страной», а скорее «страной». город». Поэтому от последнего предположения необходимо отказаться. В случае сложных слогов, начинающихся с шипящих, не делается такого строгого разграничения между различными шипящими звуками, как в случае с Бар-зи-па в надписях меняется, хотя в противном случае последнему глотку символа обычно не назначается другой «глоток».
стр.99-100 «Тот факт, что здесь Ахав Сирилянин и Венадад Дамаскин появляются рядом друг с другом, и что этот же царь помнит Ииуя, сына Омри, и, с другой стороны, Азаила Дамасского в позднейшей отредактированной надписи Нимрудобелиск, не оставляет сомнений в том, что этот Ахав, Сирлитянин, означает библейского Ахава Израиля. Но тот факт, что Ахав появляется в союзе с Дамаском, полностью соответствует библейскому повествованию, заключившему союз, конечно, против наследственности; враг Дамаска против Ассирии». - ^ Монолитная надпись Салманасара II (1 июля 1887 г.), Джеймс А. Крейг, Гебраика, том: 3
- ^ Келле 2002 , с. 642 а.
- ^ Гоммель 1885 , с. 609: «[или] Изреель как его резиденция» («или Изреель как его резиденция»)
- ^ Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету , стр. 278-279.
- ^ Бекинг и Корпель 1999 , с. 11: «В течение нескольких столетий, вплоть до времен Салманасара III (9 век), который ссылался на «Ахава Израилева», не было никаких четких доказательств. Это отождествление было широко принято, но недавно оно было оспорено. Аргументы против отождествления с Ахавом Израилевым. библейский Ахав хорошо представлен и понятен, но разумно ли, что в середине 9-го века в Сирии жил «Ахав» из страны, имя которой было очень похоже на «Израиль», но он не имел никакой связи с Ахавом Библия всегда возможна, но здравый смысл говорит, что это маловероятно. 1984, 167, как автор тезиса о том, что Ахав из монолитной надписи следует истолковывать как царя Северо-Западной Сирии».
- ^ Рельефы из дворца Ашурнасирпал II: Культурная биография под редакцией Ады Коэн, Стивена Э. Кангаса P: 127
- ^ Чей 2002 год .
- Стелы 9 века до нашей эры
- Археологические открытия 1861 г.
- Битвы с участием Ассирии
- Аккадские надписи
- Древний Израиль и Иудея
- Войны древнего Израиля
- Ассирийская стела
- Древние ближневосточные стелы
- Ближневосточные скульптуры в Британском музее
- Королевство Израиль (Самария)
- Арам-Дамаск
- Находки в Турции за пределами Турции