Львиная охота в Ашшурбанипале



Королевская охота на львов Ашшурбанипала изображена на знаменитой группе ассирийских дворцовых барельефов из Северного дворца Ниневии , которые сейчас выставлены в зале 10а Британского музея . Их широко считают «высшими шедеврами ассирийского искусства». [1]
Они показывают формализованный ритуал «охоты» царя Ашшурбанипала (годы правления 669–631 до н.э.) на арене, где пойманных азиатских львов выпускали из клеток, чтобы король зарезал их стрелами, копьями или своим мечом. [2] Они были построены примерно в 645–635 годах до нашей эры и первоначально образовывали различные последовательности, расположенные вокруг дворца. Вероятно, изначально они были раскрашены и составляли часть яркого общего декора. [3]
Плиты или ортостаты из Северного дворца были раскопаны Хормуздом Рассамом в 1852–1854 годах и Уильямом Лофтусом в 1854–1855 годах, и большинство из них было отправлено в Британский музей. [4] где они с тех пор пользуются любовью широкой публики и историков искусства. Реализм львов всегда хвалился, хотя пафос, который склонны чувствовать современные зрители, возможно, не был частью ассирийского ответа. Человеческие фигуры в основном изображены в формальных позах в профиль, особенно король в нескольких его появлениях, но львы находятся в самых разных позах: живые, умирающие и мертвые. [5]
Резные изображения относятся к концу периода около 250 лет, в течение которого создавались рельефы ассирийских дворцов, и демонстрируют стиль в его наиболее развитом и прекрасном виде. [6] до того, как наступил упадок. Ашшурбанипал был последним великим ассирийским царем, и после того, как его правление закончилось, Неоассирийская империя погрузилась в период плохо зарегистрированной гражданской войны между его потомками, генералами и восставшими частями империи. К 612 году, возможно, всего через 25 лет после их создания, империя распалась, а Ниневия была разграблена и сожжена. [7]
Ассирийский лев охотится
[ редактировать ]
Кажется, что за тысячелетие до появления этих рельефов убийство львов было предназначено в Месопотамии только для членов королевской семьи, и цари часто изображались в произведениях искусства, делающими это. Возможно, эта деятельность имела религиозный аспект. В сохранившемся письме на глиняной табличке записано, что, когда лев входил в дом в провинции, его нужно было поймать в ловушку и доставить на лодке к королю. Азиатский лев , сегодня сохранившийся лишь в небольшой популяции в Индии , обычно меньше африканского вида , и гораздо более поздние записи показывают, что их убийство с близкого расстояния, как изображено на рельефах, не было невозможным подвигом. Когда используется меч, вполне вероятно, что, как и в относительно недавние времена, настоящая техника заключалась в том, что «убийца львов обматывал свою левую руку огромным количеством пряжи из козьей шерсти или палаточной ткани» и соблазнял льва. чтобы атаковать это, в то время как меч в правой руке убил его. Эта мягкая защита никогда не изображается. [8] Чаще всего король пускает в льва стрелы; если им не удастся остановить его и он прыгнет, охотники, стоящие рядом с королем, используют свои копья. [9]
Более ранний царь, Ашурнасирпал II (годы правления 883-859), который около 200 лет назад воздвиг в своем дворце в Нимруде другие рельефы для охоты на львов , хвастался в надписях около 865 г. до н. э., что «боги Нинурта и Нергал , которые любят мое священство , дал мне диких животных равнин, приказав мне охотиться, 30 слонов я поймал и убил; 257 огромных диких быков я сбил своим оружием, напав на свою колесницу; 370 огромных львов я убил охотничьими копьями». [10] Ашурнасирпал показан стреляющим в львов из своей колесницы, так что, возможно, это была более традиционная охота на открытой местности или на арене. [11]
На более поздних рельефах пойманных львов выпускают в замкнутое пространство, образованное солдатами, сооружающими стену из щитов . Некоторых из них освобождает из деревянных ящиков служитель в ящике меньшего размера, сидящий наверху и поднимающий ворота. [9] Несмотря на охоту, месопотамские львы выживали в дикой местности до 1918 года. [12] [13]
Иногда львы могли выращиваться в неволе. Ашурнасирпал II в надписи, хвастающейся своим зоопарком, заявил: «С моим жестоким сердцем я поймал 15 львов из гор и лесов. Я забрал 50 львят. Я загнал их в Калху (Нимруд) и во дворцы моей земли в в клетках я выращивал их детенышей в большом количестве». [14]
Дворцовые рельефы
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
На зарегистрированных барельефах ассирийских дворцов имеется около двух десятков сцен охоты на львов. [15] большинство из них излагают эту тему гораздо более кратко, чем здесь. Неоассирийские дворцы были очень богато украшены такими рельефами, вырезанными в виде очень низкого рельефа на плитах, состоящих в основном из гипсового алебастра , которого было много в северном Ираке . Также была показана охота на других животных, а основным сюжетом повествовательных рельефов были военные походы короля, построившего дворец. На других рельефах изображены король, его двор, « крылатый джинн » и второстепенные божества-защитники ламассу .
Большинство дворцовых рельефов занимали стены больших залов, состоящих последовательно из нескольких комнат. Но сцены охоты на львов в Северном дворце взяты из более чем одного места; в основном из относительно узких проходов, ведущих в большие комнаты. Они не являются полными. Некоторые из них изначально находились на верхнем этаже, хотя к моменту раскопок они упали ниже уровня земли. [4] Их первоначальная обстановка по размерам не сильно отличалась от того, как они представлены сегодня, хотя потолок должен был быть выше. Тот же дворец имеет гораздо менее обычный рельеф: лев-самец и самка отдыхают в пышном дворцовом саду, львица дремлет - «тенистая идиллия», которая, возможно, представляет собой дворцовых домашних животных, которыми, как мы знаем, иногда были львы. [16]
Сцены
[ редактировать ]
Некоторые рельефы охоты на львов занимают всю высоту плиты; Как и большинство сюжетных ассирийских рельефов, сцены военных походов из одного и того же дворца большей частью разделены на два горизонтальных ряда. [4] Рельефы верхнего этажа содержат сцены на трех регистрах. [1] Линии земли четко обозначены, что не всегда так, и действительно, некоторым львам даются отдельные линии земли, когда они составляют часть более крупной сцены. Как и животные, изображенные с «чрезвычайной тонкостью наблюдательности», [9] особенно хороша резьба деталей костюма короля. [4] На позднем этапе исполнения хвосты почти всех львов на однорегистровых рельефах были укорочены. [17]
Сцены с одним регистром показывают три большие сцены с одной стороны коридора. Показана арена из щитов, на которой толпа людей либо поднимается на лесистый холм ради хорошего обзора, либо уходит от этого опасного занятия. На вершине холма находится небольшое здание, в котором изображена сцена охоты короля-льва. Король готовит свою колесницу, лошадей держат конюхи. Охотники с большими мастифами и копьями поджидают на арене любого льва, который подойдет слишком близко к стене из щитов. В большой сцене с царем, охотящимся на своей колеснице, показано в общей сложности 18 львов, в основном мертвых или раненых. На другой стороне коридора дважды были показаны аналогичные сцены с царской колесницей в действии. [18]
Еще одна группа рельефов, некоторые из которых первоначально располагались на верхнем этаже, а некоторые - в небольшой «частной надвратной камере». [19] расположены в трех регистрах с простой полосой между ними, цифры значительно меньше. Некоторые сцены между двумя группами повторяются, но не совсем. Отсюда львы, выпущенные из клеток, нападающие на короля пешком, а также король, выливающий возлияние на собранные тела мертвых львов. Некоторые из этой группы находятся в Париже, а другие были зафиксированы на рисунках, но утеряны. К ним относятся сцены, показывающие, как король охотится на львов и других животных в дикой природе; газели бьются в сторону короля, спрятавшегося в яме с луком и стрелами. [20] В одной из сцен один и тот же лев показан трижды близко друг к другу: выходит из клетки, бросается к королю и прыгает на него, что-то вроде современного мультфильма . [21]
- Ашурбанипал II охотится на льва. Барельеф из его северного дворца в Ниневии, Ирак. 7 век до нашей эры. Пергамский музей .
- Ашурбанипал на коне вонзает копье в голову льва.
- Служитель выпускает льва из клетки.
- Раненый лев
- Раненая львица
- Мертвый лев
- Львы за королевской колесницей
- Охотники уносят мертвых львов
- Колесницы лошадей
- Лесистый холм со стеной щитов справа.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рид, 73 года
- ^ Хонор и Флеминг, 76–77; Рид, 72–79, 73; Франкфорт, 186–192; Ховинг, 40–41.
- ^ Хонор и Флеминг, 77 лет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Роща
- ^ Хонор и Флеминг, 76–77; Рид, 73 года
- ^ Франкфурт, 189
- ^ Рид, 90–91.
- ^ Рид, 72–73, 76–77; Франкфурт, 187, цитируемо. Рид подчеркивает, что львы, добравшиеся до короля, вероятно, уже были тяжело ранены. Франкфорт предполагает, что подлокотники действительно использовались, но на изображениях они не показаны.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Франкфурт, 187
- ^ Рид, 39
- ^ Франкфорт, 189, Рид, 39
- ^ Рид, 79
- ^ Хатт, RT (1959). Млекопитающие Ирака . Анн-Арбор: Зоологический музей Мичиганского университета.
- ^ Оутс, 34 года.
- ^ Ховинг, 40 лет.
- ^ Франкфорт, 186, Рид, 72
- ^ Рид, 73–74.
- ^ Рид, 74–75.
- ^ Рид, 74–75, 74 цитируется.
- ^ Рид, 75–79.
- ^ Франкфорт, 187; Рид, 76 лет; Хонор и Флеминг, 76–77.
Ссылки
[ редактировать ]
- Франкфорт, Анри , Искусство и архитектура Древнего Востока , История искусства Пеликана, 4-е изд. 1970 г., Пингвин (ныне Йельский университет истории искусств), ISBN 0-14-056107-2
- «Роща»: Рассел, Джон М., Раздел 6. «ок. 1000–539 до н.э., (i) неоассирийцы». у Доминика Коллона и др. «Месопотамия, §III: Скульптура». Grove Art Online, Oxford Art Online , Oxford University Press, по состоянию на 19 ноября 2016 г., требуется подписка.
- Хью Хонор и Джон Флеминг, Всемирная история искусства , 1-е изд. 1982 (многие более поздние издания), Macmillan, Лондон, ссылки на страницы Macmillan 1984, 1-е изд. мягкая обложка. ISBN 0-333-37185-2
- Ховинг, Томас . Величайшие произведения западной цивилизации , 1997, Артизан, Нью-Йорк, ISBN 978-1-885183-53-8
- Оутс, Д. и Дж. Оутс, Нимруд, Обнаружен ассирийский имперский город , 2001, Лондон: Британская школа археологии в Ираке, полный PDF-файл (332 страницы) ISBN 978-0-903472-25-8
- Рид, Джулиан, Ассирийская скульптура , 1998 (2-е изд.), The British Museum Press, ISBN 978-0-7141-2141-3
- Уилсон, Дэвид М .; Британский музей; История , 2002, British Museum Press, ISBN 0-7141-2764-7
- Скульптуры VII века до н.э.
- 7 век до н.э. в Ассирии.
- 1852 археологические открытия
- Культурные изображения Ашшурбанипала
- Ассирийское искусство и архитектура
- Охота в искусстве
- Ближневосточные скульптуры в Британском музее
- Львы в искусстве
- Случаи жестокого обращения с животными
- Пантера Лев Лев
- Ниневия
- Археологические открытия в Ираке