Данаке
Данаке данаке или δανάκη ( греч . ) — небольшая серебряная монета Персидской империи ( древнеперсидский данаке ), эквивалентная греческому оболу и ходившая среди восточных греков . Позже его использовали греки для изготовления других металлов. [1] Грамматик II века нашей эры Юлий Поллукс дает название данике , или данаке , или даникон , и говорит, что это была персидская монета. [2] но ко времени Поллукса это стало анахронизмом . [3]
Термин, используемый археологами, расплывчат в отношении номинала . Единственную монету, захороненную вместе с мертвыми и сделанную из серебра или золота, часто называют данаке и предположительно представляют собой разновидность обола Харона . Нумизматы также сочли данаке неуловимой монетой для идентификации, предполагая, что греки широко использовали этот термин для обозначения демонетизированной монеты иностранного происхождения. [4]
В Персии данаке изначально была единицей веса серебра и составляла одну восьмую шекеля ( 1,05 грамма). [5] Такое использование слова устарело. В эллинистический период и позднее он обозначал серебряный аттический обол, первоначально представлявший шестую часть драхмы ; на новоперсидском языке dâng означает «одна шестая». [3]
Обычное использование
[ редактировать ]Данаке — одна из монет , служивших так называемым оболом Харона, который клали на рот умершего или в него в качестве платы перевозчику, перевозившему души через реку, отделявшую мир живых от мира мертвых. . [6] Обол Харона иногда называют наулумом ( греч. ναῦλον , «плата за проезд на лодке»). [7] христианской эпохи Лексикограф Исихий называет «обол мертвых» одним из значений δανάκη , [8] Суда как монету , определяют данаке которую традиционно хоронили вместе с умершими за оплату перевозчику за переправу через Ахерон . [9] В литературных источниках малость деноминации воспринималась как напоминание о том, что смерть – это уравниватель богатых и бедных. [10]
Хотя обол Харона обычно считают эллинским , археология указывает на то, что обряд помещения монеты в рот умершего практиковался также в парфянские и даже сасанидские времена в регионе, который является современным Ираном . Однако монета обычно представляла собой драхму. [11] В своей записи о δανάκη Исихий подразумевает, что монета была упомянута Гераклидом Кимским в его утраченном труде «Персика» около 350 г. до н. э., относя ее использование (возможно, ошибочно) к периоду Ахеменидов . [12]
Похоронный контекст
[ редактировать ]Золотых данаков часто находят в могилах. В фессалийском захоронении IV века до нашей эры золотая данаке была помещена в губы женщины, которая, судя по ее религиозным атрибутам, предположительно была посвященной в орфические или дионисийские мистерии . На монете была отчеканена голова Горгоны . [13]
В археологических исследованиях Греции, начиная с середины 1990-х годов, данаке, как правило, находили на кладбищах. В некрополе Гефестеи на Лемносе , исследование которого началось в 1995 году, среди множества находок в неразграбленных могилах была золотая данаке . [14] В конце 1990-х годов на кладбище на северо-западе Греции были обнаружены предметы, датируемые серединой IV — началом III веков до нашей эры, в том числе ойнохоай , унгуэнтария , венок с тонкими золотыми листьями (иногда связанный с орфической религией ), золотая данаке и серебряный обол с крылатым Пегасом . [15] Золотой данаке Геты , датируемый 199–200 годами нашей эры, был среди предметов, в том числе черепков, костей и ракушек животных, а также бронзовых монет, извлеченных из колодца в центре кладбища в центральной Македонии . Колодец был окружен мощеным полом и окружен каменным сооружением. Считается, что это произошло после погребальных трапез и подношений умершим. [16]
В ходе расследований, проведенных в 2004–2005 годах, один золотой данаке был найден вместе с бронзовыми монетами и стеклянной посудой на ахейском кладбище, где как взрослые, так и дети были похоронены в деревянных гробах. [17] В могилах Эвбеи были найдены глиняная и стеклянная посуда , небольшие костяные орудия, железные стригилы , золотые украшения и данаки . [18] В Эпире в могилах и погребальных сундуках были найдены золотые данаки вместе с кантароями , светильники , пиксиды , статуэтки, золотые кольца, золотые дубовые листья, железные стригилы , костяная флейта , фрагменты погребальных стел и мраморная голова юноши. Предметы датируются IV-II веками до нашей эры. При раскопках эллинистического кладбища в том же районе были обнаружены пять золотых данаков и семнадцать флаконов для духов. [19] двадцать шесть сосудов , бронзовый стригил , железный наконечник копья , терракотовые статуэтки и погребальная пелика с горгонией у основания ручек. [20]
Позднее использование
[ редактировать ]Слово « данаке » продолжало использоваться в средние века как арабский данек , персидский перевод. фас – перев. dangh или trmmdaneh и постклассический санскрит \tanka . [21] Название было связано с серебряной танкой Индии, имевшей такой же вес. [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альберт Р. Фрей, Словарь нумизматических названий (Нью-Йорк, 1917), стр. 60; ADH Бивар, « Ахеменидские монеты, веса и меры», в Кембриджской истории Ирана (Cambridge University Press, 1993), том. 2, с. 635.
- ^ А. Каннингем, «Реликвии Древней Персии в золоте, серебре и меди», Журнал Азиатского общества Бенгалии 50 (1881), стр. 167.
- ^ Jump up to: а б ADH Бивар, «Ахеменидские монеты, веса и меры», в Кембриджской истории Ирана (Cambridge University Press, 1985), том. 2, с. 622.
- ^ Эрнест Бабелон , запись о «Данаке», Трактат о греческих и римских монетах , том. 1 (Париж: Леру, 1901), стр. 514–518 полный текст онлайн.
- ^ ADH Бивар, «Ахеменидские монеты, веса и меры», в Кембриджской истории Ирана (Cambridge University Press, 1985), том. 2, с. 622, ссылаясь на свидетельства персепольских табличек .
- ^ Альберт Р. Фрей, Словарь нумизматических названий (Нью-Йорк, 1917), стр. 60.
- ^ Аристофан , Лягушки 270; Ювенал 8,97; Апулей , Метаморфозы 6.18; Альберт Р. Фрей, Словарь нумизматических названий (Нью-Йорк, 1917), стр. 158.
- ^ Исихий, статья о δανάκη , Лексикон , под редакцией М. Шмидта (Йена 1858–68), I 549, цитируется Грегори Грабкой, «Христианский виатикум: исследование его культурного фона», Traditio 9 (1953), стр. 8.
- ^ Статья о δανάκη , Suidae Lexicon , под редакцией А. Адлера (Лейпциг, 1931) II 5f., цитируется Грегори Грабкой, «Christian Viaticum», Traditio 9 (1953), стр. 8.
- ^ Сьюзан Т. Стивенс, «Обол Харона и другие монеты в древней погребальной практике», Phoenix 45 (1991), стр. 217, 219–220.
- ^ ADH Бивар, «Ахеменидские монеты, веса и меры», в Кембриджской истории Ирана (Cambridge University Press, 1985), том. 2, стр. 622–623, со ссылками на археологические свидетельства в примечании 5.
- ^ ADH Бивар, «Ахеменидские монеты, веса и меры», в Кембриджской истории Ирана (Cambridge University Press, 1985), том. 2, с. 622. Бивар называет «предположением книжника», что «данаке» было правильным названием для платы за проезд на лодке, и винит в этом неправильное понимание строки у Каллимаха.
- ^ К. Таснцаноглу и Джордж М. Парассоглу, «Две золотые ламели из Фессалии», Hellenica 38 (1987) 3–16. Подробнее об этом конкретном захоронении читайте в статье Totenpass .
- ^ Дэвид Блэкман, «Археология в Греции 2001–2002», Archaeological Reports 48 (2001–2002), стр. 91.
- ^ Дэвид Блэкман, «Археология в Греции 1999–2000», Archaeological Reports 46 (1999–2000), стр. 67.
- ^ Дэвид Блэкман, Археологические отчеты 45 (1998–1999), стр. 78, с фотографией монеты рис. 93.
- ^ Джеймс Уитли, «Археология в Греции 2004–2005», Archaeological Reports 46 (2004–2005), стр. 37.
- ^ Джеймс Уитли, «Археология в Греции 2004–2005», Archaeological Reports 46 (2004–2005), стр. 49.
- ^ Типичными формами ваз для хранения парфюмерных масел являются лекитос и алебастр ; но см. также « Unguentarium ».
- ^ Джеймс Уитли, «Археология в Греции 2004–2005», Archaeological Reports 46 (2004–2005), стр. 64.
- ^ Альберт Р. Фрей, Словарь нумизматических названий (Нью-Йорк, 1917), стр. 60.
- ^ А. Каннингем, «Реликвии Древней Персии в золоте, серебре и меди», Журнал Азиатского общества Бенгалии 50 (1881), стр. 168.