Каппадокийский календарь

Каппадокийский календарь — солнечный календарь, произошедший от персидского зороастрийского календаря . Он назван в честь исторического региона Каппадокия на территории современной Турции, где он использовался. Календарь, имевший 12 месяцев по 30 дней каждый и пять эпагоменальных дней , возник между 550 и 330 годами до нашей эры, когда Каппадокия входила в состав Персидской империи Ахеменидов . Каппадокийский календарь был идентичен зороастрийскому календарю; это видно по его строению, по авестийским названиям и порядку месяцев. Каппадокийский календарь отражает иранское культурное влияние в регионе. Сохранившиеся свидетельства существования календаря восходят к поздней античности благодаря отчетам греческих астрономов, к тому времени он уже был адаптирован к юлианскому календарю .
Контекст
[ редактировать ]Каппадокийский календарь, очевидно, был разработан в то время, когда Каппадокия , историческая область на территории современной Турции, была провинцией (сатрапией) империи Ахеменидов . [1] Календарь назван в честь региона, в котором он использовался, и нет единого мнения о точной дате его начала. По словам историка Йозефа Марквара , календарь начался в 490 году до нашей эры, тогда как, по мнению филолога Жака Дюшен-Гиймена , он начался между 490 и 480 годами до нашей эры. [2] Это солнечный календарь , в котором 360 дней разделены на 12 месяцев, за которыми следуют пять эпагоменальных дней . [3]
Календарь фактически был имитацией зороастрийского ; [4] потому что персы были доминирующей политической группой в Каппадокии в то время. Затем он стал основным календарем региона и сохранился как таковой в Королевстве Каппадокия . [5] Хотя с течением времени и различиями в местных диалектах произошли незначительные различия в написании, названия месяцев каппадокийского календаря почти идентичны названиям месяцев зороастрийского (авестийского) календаря. [6] Персы в Каппадокии говорили на западно-иранском языке ; следовательно, каппадокийские названия месяцев в некоторых аспектах лингвистически ближе к среднеперсидскому (пехлеви) написанию, чем к авестийскому написанию. [7] Однако каппадокийские формы более архаичны и в этом отношении ближе к авестийским. [8]
Каппадокийский календарь является свидетельством длительного иранского культурного и религиозного влияния на Каппадокию. [9] По мнению иранолога Мэри Бойс , каппадокийский календарь вместе со среднеперсидским, парфянским, согдийским, хорезмийским, бактрийским и древнеармянским календарями произошли от ахеменидского государственного календаря, который персы ввели в ранний ахеменидский период, чтобы установить «признанные средства отсчета времени для всех их зороастрийских подданных». [10] Со временем изменения на местном языке привели к появлению разных местных версий. [11] В остальном эти календари практически идентичны. [12] Каппадокийский календарь пережил тексты греческих астрономов поздней античности и был известен еще в IV веке нашей эры. [13]
Названия месяцев
[ редактировать ]Месяцы [14] | Каппадокийский | Молодой авестийец | Ранний среднеперсидский | Собственно среднеперсидский (Пехлеви) | Новый персидский |
---|---|---|---|---|---|
1 | [Ар]артана [а] | Для Фравашина | Фравартин | Фравардин | Фарвардин |
2 | Артегесте (Artēye<s>tē) | Ашахе Вахиштахе | Артвахишт | Ардвахист | Ордибехешт |
3 | пахота | Хаурватато | Пахать | Хордад | Хордад |
4 | Тейри | Тиштрия | Тир | Тир | Тир |
5 | Амарата | Амəрəтато | Амортизировать | Амурдад | Мордод |
6 | Сатриоре (Ксатриоре) | Кшатрахе вайрьехе | Шахревар | Шахревар | Шахривар |
7 | Митра (Мифпе) | Митрахе | михр | михр | Более |
8 | *Апоменапа | Апам | Апан | Абан | Абан |
9 | Атра | Учитель | Набор | Адур | Адар |
10 | Датуса (Датуса) | Датушо | Дадв | День | Дей |
11 | Осман [б] | Ваньхэуш манахо | Вахуман | Вахман | Бахман |
12 | Зондирование (Зондирование<мат?>) | Спэнтая арматойш | Шпендармат | Пролет вооружен | Эсфанд |
По мнению Бойса и историка Франца Гренета, «точность в основных соответствиях между календарями» показывает, что использование, принятое зороастрийцами в Каппадокии, было «в значительной степени единообразным». [17] Они добавляют, что единственные расхождения заключаются в замене авестийского Тиштря на Тейри (Тейрей) , изменении, как сообщается, широко распространенном во многих зороастрийских общинах, и «посвящении восьми месяцев» Апаму Напату («сыну вод»), а не Апаму («водам»), здесь речь идет о Варуне. [18] Бойс и Грене писали, что это «посвящение месяца», по-видимому, было уникальным для каппадокийского календаря, а это означает, что среди зороастрийцев в Каппадокии могли возникнуть разногласия относительно возвышения Анахиты над Варуной. [19] Бойс и Грене добавили, что этот феномен показывает, что даже при сильном государственном устройстве, созданном Ахеменидами в регионе, известном своим сильным персидским религиозным влиянием, местные персидские священники, по-видимому, сохраняли некоторую незначительную священническую автономию. [20]
Адаптация к юлианскому календарю
[ редактировать ]Хотя каппадокийский календарь возник в период Ахеменидов, дошедшие до нас свидетельства относятся только к поздней античности, когда он уже был адаптирован к юлианскому календарю . [21] Историк Саша Стерн заявил, что каппадокийский календарь, возможно, был адаптирован к юлианскому календарю в 44 г. до н.э. [22] Вероятно, это был первый календарь на Римском Востоке, ставший «юлианизированным». [с] еще до египетского календаря . [24] Однако даже после «юлианизации» календаря в римский период дата Каппадокийского Нового года все еще была «примерно совместима с первоначально персидским зороастрийским календарем», и его структура все еще основывалась на исходном персидском календаре из 12 месяцев. с 30 днями в каждом месяце, за которыми следуют пять эпагоменальных дней. [25]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Каппадокийский термин, относящийся к « фраваши ашаванов » , то есть Фравашинам (Младший Авестийский), Фраварин (Ранний среднеперсидский), Фравардин (собственно среднеперсидский, Пехлеви) и Фарвардин (новоперсидский). [15]
- ^ Каппадокийский перевод Воху Манах , то есть Vaŋhə̄uš manaŋhō (Младший Авестийский), Вахуман (ранний среднеперсидский), Вахман (собственно среднеперсидский, Пехлеви) и Бахман (новый персидский). [16]
- ^ Для каппадокийского календаря это включало добавление дополнительного эпагоменального дня в юлианские високосные годы. [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бойс 2009 ; де Йонг 1997 , стр. 144; Стерн 2012 , стр. 181–182, 269; Скьярво 2018 , стр. 594.
- ^ Панайно, Абдоллахи и Балланд 1990 , стр. 658–677.
- ^ Стерн 2012 , стр. 181–182, 269; де Йонг 1997 , с. 144; Панайно, Абдоллахи и Балланд 1990 , стр. 658–677.
- ^ Панайно, Абдоллахи и Балланд 1990 , стр. 658–677; де Йонг 1997 , с. 144; Стерн 2012 , стр. 181–182, 269.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 279.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 279.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 279.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 279.
- ^ де Йонг 1997 , с. 144.
- ^ Бойс 2009 .
- ^ Бойс 2009 .
- ^ Бойс 2009 .
- ^ Панайно, Абдоллахи и Балланд 1990 , стр. 658–677; Бойс и Гренет 1991 , с. 279; де Йонг 1997 , с. 144.
- ^ Панайно, Абдуллахи и Балланд 1990 , стр. 107-1. 658–677; Бойс и Гренет 1991 , стр. 101-1. 279–280.
- ^ Роуз 2011 , с. 36.
- ^ де Йонг 1997 , с. 266.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 280.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 280.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 280.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , стр. 280–281; Вайскопф 1990 , стр. 780–786; Бойс 2001 , с. 85.
- ^ де Йонг 1997 , стр. 144; Стерн 2012 , стр. 181–182, 269–271.
- ^ Стерн 2012 , стр. 181–182, 269–271.
- ^ Стерн 2012 , с. 269.
- ^ Стерн 2012 , с. 269.
- ^ Стерн 2012 , с. 182.
Источники
[ редактировать ]- Бойс, Мэри ; Грене, Франц (1991). Бек, Роджер (ред.). История зороастризма, зороастризм под македонским и римским правлением . Брилл. ISBN 978-9004293915 .
- Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. ISBN 978-0415239028 .
- Бойс, Мэри (2009). «НОВРУЗ i. В доисламский период» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- де Йонг, Альберт (1997). Традиции волхвов: зороастризм в греческой и латинской литературе . Брилл. ISBN 978-9004108448 .
- Панайно, Энтони; Абдоллахи, Молитва; Балланд, Дэниел (1990). «КАЛЕНДАРЬ » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IV: Байджу – Ковры XIV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 658–677. ISBN 978-0-71009-132-1 .
- Скьярво, Prods Oktor (2018). «Праздники и календари персидские и зороастрийские» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Роуз, Дженни (2011). Зороастризм: Введение . ИБТаурис. ISBN 978-0857719713 .
- Стерн, Саша (2012). Календари в древности: империи, государства и общества . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199589449 .
- Вайскопф, Майкл (1990). «КАППАДОКИЯ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IV: Байджу – Ковры XIV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 780–786. ISBN 978-0-71009-132-1 .