Jump to content

Берберский календарь

Времена года в Северной Африке: Атласские горы в январе и апреле.

Берберский календарь ( берберские языки : ⵜⴰⵙⵡⴰⵙⵜ ⵜⴰⵎⴰⵣⵉⵖⵜ , латинизированный: taswast tamaziɣt ) — сельскохозяйственный календарь , традиционно используемый берберами ( амазиги , множественное число имазиген ). Календарь используется для регулирования сезонных сельскохозяйственных работ.

Исламский календарь , лунный календарь , не подходит для сельского хозяйства, поскольку не связан с сезонными циклами. [1] В других частях исламского мира календари , основанные на юлианском календаре использовались иранские солнечные календари, коптский календарь, календарь Руми или другие до введения григорианского календаря . [ нужна ссылка ]

Нынешний берберский календарь является наследием римской провинции Mauretania Caesariensis и римской провинции Африки , поскольку он является сохранившейся формой юлианского календаря . Последний календарь использовался в Европе до принятия григорианского календаря с названиями месяцев, заимствованными из латыни. Берберское население ранее использовало различные календари коренных народов, например, календари коренных гуанчей Канарских островов . Однако об этих древних календарных системах известно относительно мало.

Различия между календарями

[ редактировать ]

Сельскохозяйственный берберский календарь, который до сих пор используется, почти наверняка произошел от юлианского календаря, введенного в римской провинции Африки во времена римского владычества. Названия месяцев этого календаря происходят от соответствующих латинских названий и существуют следы римского календаря наименований календ, нонов и ид: Эль-Кабиси, исламский юрист Кайравана , живший в XI веке, осудил обычай празднования «языческие» фестивали и среди традиционных обычаев Северной Африки назвал январские каланды («календы») ( 1 января , т. е. день юлианского Нового года ). [2] Продолжительность года и отдельных месяцев такая же, как и в юлианском календаре: три года по 364 дня, за которыми следует високосный год из 365 дней без исключений, а также 30- и 31-дневные месяцы, за исключением второго, который имеет 28 дней. Единственное небольшое несоответствие заключается в том, что лишний день в високосные годы обычно добавляется не в конце февраля, а в конце года. Это означает, что начало года (первый день йеннайера ) соответствует 14-му дню января по григорианскому календарю, что совпадает с накопленным за столетия смещением между астрономическими датами и юлианским календарем.

Существуют стандартные формы названий амазигского (берберского) календаря. В таблице ниже также представлены формы, используемые в Марокко , Алжире , Ливии и Тунисе . [3]

Месяц Риффиан (север Марокко) Шилха (южное Марокко) Шавия (Алжир) Кабиль (Алжир) Мзаб (Алжир) Марокканский арабский Тунисский арабский Ливийский арабский
январь Йеннайер Иннайр Йеннар (ye)nnayer Йеннар ситуация yenna(ye)r Яннайер
февраль йебрайер Брайр пронзить пронзить пронзить февраль fura(ye)r февраль
Маршировать кобылы Маршировать 11 марта Мегрес Не волнуйтесь Марс Марс Марс
апрель йебрир ибрир шипр (ye)brir йебрир апрель апрель Ибриль
Может может Нет(ч) Может рост Может Может Может Может
Июнь Юнью Юнью (ч) Юнью Юнью Юнью Юнью Юнью Юнью
Июль yulyuz yulyuz yulyu yulyu(z) yulyuz yulyuz yulyu yulyu
Август август август август август Август август Авассу 11 августа
Сентябрь кутембир (c=sh) вырезать сентябрь сентябрь сентябрь Кутанбир октябрь сентябрь
Октябрь Ктубер Ктубр клубень (к) клубень клубень уктубы уктубы уктубы
ноябрь Нвамбир ноябрь число nu(ne)mber у тебя есть Нембир Нванбир ноябрь нювамбер
декабрь Дуджембир Дужамбир Дюжамбер бу- (ду-)джембер Угембир Дужанбир деджембер декабрь

Кроме того, некоторые названия месяцев на мальтийском языке имеют берберское происхождение, в частности, январь ( jannar ), февраль ( frar ), май ( mejju ) и август ( awwissu ), а остальные заимствованы из итальянского языка. Берберские и итальянские названия месяцев достаточно различны, поэтому можно легко определить исходный язык каждого мальтийского названия месяца.

Времена года и фестивали

[ редактировать ]

Помимо разделения по месяцам, в традиционном сельскохозяйственном календаре есть и другие подразделения: «времена года» или «сильные периоды», характеризующиеся определенными фестивалями и праздниками.

Не все четыре времени года сохранили берберское наименование: слова, обозначающие весну и осень, используются почти повсюду, реже зима, а среди северных берберов берберское название осени сохранилось только в Джебель-Нафузе ( Ливия ).

  • Весенний тафсут (ар. er-rbiʿ ) - начинается 15 фурара (28 февраля).
  • Летний анебду (ар. es-sif ) – начинается 17 мая (30 мая).
  • Осенний амвал / aməwan [4] ( (Апрель ) – Начало 17 августа (30 августа)
  • Зимний тагрест (ар. эш-шита ) — начинается 16 числа (29 ноября).

Интересным элементом является существующее противостояние между двумя 40-дневными сроками, один из которых представляет предположительно самую холодную часть зимы («Ночи», llyali ), а другой — самый жаркий период лета (« Собачьи дни », ssmaym , awussu ). [5]

Страница тунисского календаря, на которой показано соответствие 1 Йеннайер-Аджми (красным цветом внизу) с 14 января по григорианскому календарю. Надпись внизу сигнализирует о том, что сегодня «Аджми» Новый год и что аль-ляли аль-суд («черные ночи»). начинаются

Самый холодный период состоит из 20 «белых ночей» (берберский: iḍan imellalen , арабский: al-lyali al-biḍ ), с 12 по 31 дужамбер (григорианские даты: 25 декабря — 13 января) и 20 «черных ночей». (берберский: idan tiberkanin/isṭṭafen , арабский al-lyali al-sud ), начиная с первого дня йеннайера , соответствующего 14 января по григорианскому календарю.

В разных частях Северной Африки первый день года отмечают по-разному. Широко распространенной традицией является еда из определенных продуктов, которые варьируются от региона к региону (например, кускус с семью овощами). В некоторых регионах он отмечается принесением в жертву животного (обычно курицы). В январе 2018 года Алжир объявил Йеннайер национальным праздником, что стало знаковой политикой, учитывая маргинализацию амазигов в Северной Африке. [6]

Характерной чертой этого праздника, который часто сливается с исламским Днем Ашура , является наличие во многих регионах ритуальных заклинаний с такими формулами, как беннаю , бабийяну , бу-ини и т. д. Подобные выражения, по мнению многих ученых, могут быть получено из древних пожеланий «бонус аннус» (с новым годом). [7]

Любопытный аспект празднования Йеннайера касается даты Нового года. Хотя однажды эта годовщина повсеместно приходилась на 14 января, [8] Из-за вероятной ошибки, допущенной некоторыми берберскими культурными ассоциациями, очень активными в восстановлении обычаев, находящихся на грани исчезновения, в настоящее время на значительной части Алжира распространено мнение, что датой «Берберского Нового года» является 12 января, а не 12 января. 14-е. Перед празднованием 12-го числа, за два дня до традиционного, о нем было четко объявлено в городе Оран . [9]

Эль-Азара ( араб . العزارة ) — период года, продолжающийся, согласно берберскому календарю, с 3 по 13 февраля и известный своим климатом, иногда жарким, иногда холодным.

Лхусум/Эмбаркен

[ редактировать ]

Прежде чем холода полностью закончатся и начнется полноценная весна, наступает период в году, которого очень боятся. Он состоит из десяти дней, охватывающих месяцы фурар и марс (последние пять первых и первые пять последних), и характеризуется сильными ветрами. Говорят, что в течение этого срока следует приостановить многие виды деятельности (сельскохозяйственную и ремесленную ), не следует вступать в брак и выходить из дома ночью, предоставляя вместо этого полную свободу действий таинственным силам, которые в этот период особенно активны и празднуют свои свадьбы. Из-за лингвистического табу на Джербе этих существ называют имбаркенами , то есть «благословенными», откуда этот период и получил свое название.

Джамрат эль-Ма ( араб . جمرة الماء ), «морские угли», 27 февраля ознаменуется повышением температуры моря. [10]

Джамрат эль-Траб ( араб . جمرة التراب ), «угольки» на английском языке, представляет собой период с 6 по 10 марта, который, как известно, характеризуется сочетанием сильного дождя и солнечной погоды. Термин джамрат (буквально «уголь») относится к теплому состоянию Земли в этот период. [11]

Как и сильные зимние холода, Собачьи дни тоже длятся 40 дней: с 12 юлюза (25 июля) до 20 гушта (2 сентября). Вершинным моментом периода является первый гушт «август» (также название awussu , распространенное в Тунисе и Ливии , по-видимому, восходит к латинскому августу ). В этот день совершаются особые обряды, явно восходящие к доисламским и даже дохристианским традициям. Они состоят, в частности, из костров (которые во многих местах происходят во время летнего солнцестояния: обычай, уже осужденный святым Августином как языческий ) или водных ритуалов, подобных тем, которые распространены в прибрежных городах Туниса и Триполитании , которые обеспечить погружение в морскую воду на три ночи, чтобы сохранить здоровье. Во время этих церемоний в воду заходили целые семьи, приводя с собой даже своих домашних питомцев. Хотя обряд был пересмотрен в исламских рамках (в те ночи вода из колодца Замзам в Мекке разливалась, а в море были благотворные волны сладкой воды), многие называют этот праздник «ночами ошибка». На самом деле было обычным явлением, что для достижения плодородия и процветания мужчины и женщины совокуплялись среди волн. [ нужна ссылка ]

Мне жаль

[ редактировать ]

Другим важным периодом сельскохозяйственного календаря является период пахоты . В этом контексте фундаментальной датой считается 17-е число (к)клубня , когда можно начинать вспахивать свои поля. По-арабски этот период называется Хертадем , что означает « пахота Адама », поскольку считается, что в этот день общий предок человечества начал свои сельскохозяйственные работы.

Влияния исламского календаря

[ редактировать ]

После многовековых контактов с арабо-исламской культурой праздники, связанные с юлианским календарем, иногда интегрировались в исламский календарь, что приводило к подавлению некоторых традиционных праздников или созданию их дубликатов.

Наиболее очевидным примером являются празднования Нового года, которые во многих случаях переносятся на первый исламский месяц, то есть Мухаррам , а точнее на Ашуру , которая приходится на 10-й день этого месяца. Этот праздник имеет важное скорбное значение в шиитском исламе он существенно игнорируется , но у суннитов . Многие исследования показали связь между радостным празднованием этого праздника в Северной Африке и древними празднованиями Нового года.

Арабские и берберские названия исламских месяцев

 Арабское имя Берберское имя
1 Мухаррам  бабиянну (Уаргла)
 Ашура (Джерба)
2 Безопасный отсрочка ашура
3 Раби аль-авваль Эльмилюд
4 Раби аль-Тани деффер эльмилюд
5 Джумада аль-Авваль Мельгес (Джерба)
6 Джумада аль-Тани asgenfu n twessarin «отдых (ожидание) старух» (Уаргла)
ш-шахер н Фадма (Джерба)
7 Раджаб твессарин "старухи"
8 Шаабан asgenfu n remdan «остаток (ожидание) Рамадана» (Уаргла)
9 Рамадан ш-шахер н узум «месяц поста» (Джерба)
10 Шавваль тфаска тамешкунт «маленький праздник» (Джерба)
11 Зу аль-Каида u jar-asneth "то, что между двумя (праздниками)" (Джерба)
12 Зу аль-Хиджа тфаска тамеккарт «большой праздник» (Джерба)

Старые календари

[ редактировать ]
Берберские месяцы [12]
Имя Значение
Тайюрет Тезварет Первая маленькая луна
Тайюрет Тегг В это было Последняя маленькая луна
yardut ?
платить ?
Первая сцена Первое стадо
Тасра Тегг В это было Последнее стадо
предыдущее заявление Первые детеныши антилоп
аудайегет сделал В были Последние детёныши антилоп
авзимет езварен Первые детеныши газели
авзимет йегг В были Последние детеныши газелей
айси / айси ?
nim ?

О разделении времени у древних берберов известно немного. Некоторые элементы доисламского и почти наверняка доримского календаря взяты из некоторых средневековых сочинений, проанализированных Нико ван ден Бугертом. Некоторые соответствия традиционному календарю туарегов позволяют предположить, что в древности существовала, с некоторой степенью распространения, берберская система исчисления времени, организованная на местных основах.

Недостаточно элементов для полной реконструкции этого календаря, но известные характеристики включают в себя появление многих названий месяцев парами (в мире туарегов даже тройками), что предполагает разделение времени, отличное от нынешнего, состоящее из месяцев примерно 30 дней.

Некоторую дополнительную информацию, хотя ее трудно уточнить и соотнести с ситуацией в остальной части Северной Африки, можно получить из того, что известно об исчислении времени у гуанчей на Канарских островах . Согласно рукописи Томаса Марина де Кубаса 17 века, они

вычислили свой год, названный Акано , по лунным дням в 29 дней (солнц), начиная с новолуния . Началось оно летом, когда Солнце входит в Рак , 21 июня: при первом соединении (в первое новолуние после Летнего солнцестояния ) отмечали девять праздничных дней урожая. [13]

В той же рукописи сообщается (хотя и несколько неясно), что графически-изобразительные записи таких календарных событий ( тара ) производились на разных подставках, и на этом основании некоторые современные учёные выявили предполагаемые описания астрономических в серии геометрических картин событий, связанных с годовыми циклами. в некоторых пещерах острова Гран-Канария , но результаты этих исследований пока весьма спекулятивны. [14] [15]

Название только одного месяца известно на родном языке и передается как Беньесмет . Кажется, это был второй месяц года, соответствующий августу. Такое название, если оно составлено из чего-то вроде * wen «тот из» + (e)smet (или (e)zmet ?), может соответствовать в списке средневековых берберских названий месяцев девятому и десятому числам месяцев. месяцы, awzimet (собственно aw «ребенок» + zimet «газель»). Но данных слишком мало, чтобы углубить эту гипотезу. [12]

Исчисление лет

[ редактировать ]

Традиционный берберский календарь не был привязан к эпохе , по которой отсчитывались годы. Там, где сохранились традиционные способы исчисления лет (цивилизация туарегов), годы не выражаются числами, но каждый из них имеет характеризующее его название.

Однако, начиная с 1960-х годов, по инициативе Парижской Берберской академии , некоторые берберы начали отсчитывать годы, начиная с 950 г. до н.э., приблизительной даты прихода к власти первого ливийского фараона в Египте, Шошенка I , которого они идентифицирован как первый выдающийся бербер в истории (записано, что он был ливийцем по происхождению). [16] Например, 2024 год по григорианскому календарю соответствует 2974 году берберского календаря.

Это нововведение было с убеждением воспринято многими сторонниками берберской культуры и теперь является частью культурного наследия этого народа, полностью интегрированного в систему традиционных обычаев, связанных с североафриканским календарем. [ нужна ссылка ]

Фотография сделана 31 декабря 2007 года недалеко от Тафраута (Марокко), с надписями aseggas ameggaz («хороший год») на тифинагском языке и bonne année 2959 («хороший 2959 год») на французском языке. Обратите внимание на ошибку в 1 год, поскольку 2959 год соответствует 2009 году по григорианскому календарю.
  1. ^ Гаст, М.; Делёр, Дж.; ЭБ (апрель 1991 г.). Календарь (на французском языке). Открытое издание. стр. 1713–1720. ISBN  9782857445814 . Проверено 5 июля 2018 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  2. ^ Идрис, 1954 г.
  3. ^ «Происхождение берберского календаря» . Утро Алжира .
  4. ^ амвал — форма, встречающаяся в Джебель-Нафуса ( Джаду ); aməwan — соответствующее слово на языке туарегов. СП. В. Бругнателли, «Заметки о жербской и мозабитской ономастике», в книге К. Найт-Зеррад, Р. Фоссен, Д. Ибризимов (ред.), Новые берберские исследования. Глагол и другие артикли. Материалы «2. Байройт-Франкфуртерский коллоквиум zur Berberologie 2002» , Кёльн, Р. Кёппе Верлаг, 2004, стр. 29-39, в частности с. 33.
  5. ^ Об этой теме см., например, главу «Лляли и Ссмайм» в Женеве (1975, стр. 21–22).
  6. ^ «С 2968 годом! Берберский Новый год становится праздником в Алжире» . Национальный . 12 января 2018 г.
  7. ^ Этимология, предложенная для bu-ini Aures из Masqueray (1886: 164), была одобрена и распространена на другие подобные термины, связанные с празднованиями начала года, несколькими авторами, включая Дутте (1909: 550), Лауста (1920: 195), Делёр (1988: 156). Друэн (2000: 115) определяет эти этимологические исследования как «неубедительные».
  8. ^ Фактически, как заметил Женевуа (1975: 11), «сельскохозяйственный календарь (древний юлианский календарь) поэтому в настоящее время имеет 13-дневную задержку».
  9. ^ «В Оране вечеринки Эннайера проводятся 11 и 12 января по григорианскому календарю , то есть на два дня раньше обычного сельскохозяйственного календаря ...» Мохамед Бенхаджи Серрадж, Fêtes d'Ennâyer aux Beni snus (фольклор tlemcénien) в IBLA, том. 1950, стр. 247–258.
  10. ^ аль Хадж Али, Наджи. «Что означают эти популярные термины?: «Аль-Азара»… «Каррат Аль-Анз»… и «Ночи»!! . Турес . Проверено 6 июля 2018 г.
  11. ^ «Сегодня отмечается сошествие земного уголька «جمرة التراب», что это?» . Журнал ВЕПОСТ . Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Проверено 6 июля 2018 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ван ден Бугерт, Нико (2002). «Названия месяцев в средневековом берберском языке». В Найт-Зеррад, К. (ред.). Статьи берберского языкознания. Мемориал Вычичль . Хорошо. стр. 137–152. ISBN  978-2-7475-2706-4 .
  13. ^ Барриос Гарсия, Хосе (2004). «Исследования по математике и астрономии гуанчей. Часть III. Календарь». В Моралесе Падроне, Франциско (ред.). XVI коллоквиум по канарско-американской истории . Издания Выдающегося совета острова Гран-Канария. стр. 329–344. ISBN  978-84-8103-407-3 .
  14. ^ Барриос Гарсия, Хосе (1999). «Тара: Исследование канарских астрономических изображений. Часть I. К интерпретации Раскрашенной пещеры Гальдар». Ин Станеску, Ф. (ред.). Древние времена, современные методы: Материалы III конференции SEAC, Сибиу (Румыния), 1–3 сентября 1995 г. Университет Лучиана Блага. ISBN  978-973-651-033-5 .
  15. ^ Барриос Гарсия, C (2004). «Тара: Исследование канарских астрономических изображений. Часть II. Шахматная доска акано». В Яшеке; Атрио Баранделас, форвард (ред.). Материалы IV заседания SEAC «Астрономия и культура . Университет Саламанки. С. 47–54. ISBN  978-84-605-6954-1 .
  16. ^ Бенбрагим, Малха. «Праздник Йеннайера: обычаи и приметы» (на французском языке). Tamazight.fr . Проверено 4 сентября 2007 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • «Календарь свободных людей», Африка , Эпицентр (Феррара), год V, вып. 16 (январь/февраль 2000 г.), стр. 30–33 (в приложении: берберский календарь на 2000 г.)
  • Ахав, Рамдан (1996). Берберская лексическая неология: 1945-1995 гг . М.С. — Уссунские амазигы (на французском языке). Полет. 9. Париж – Лувен: Издательство Peeters. ISBN  978-9068318104 .
  • Саид Бутерфа, Яннайер - Табурт у сгас, или символ Януса , Алжир, Эль-Маск, 2002 г. – ISBN   9961-928-04-0
  • Джоя Кьяуцци, Календарные циклы в Магрибе , 2 тома, Неаполь (Институт Восточного университета), 1988 г.
  • Жаннин Друэн, «Берберские календари», в: С. Чакер и А. Заборски (ред.), Берберские и шамито-семитские исследования. Смеси, предложенные К.-Г. Прасс , Париж-Лувен, Петерс, 2000 г., ISBN   90-429-0826-2 , стр. 113–128.
  • Анри Женевуа, Аграрный календарь и его состав , «Досье журнала», вып. 125, 1975 г.
  • Анри Женевуа, Аграрный ритуал , «Досье журнала» 127, 1975, стр. 1–48
  • Моханд Акли Хаддаду, Берберский альманах - Assegwes Imazighen , Алжир (Inas Editions), 2002 г. - ISBN   9961-762-05-3
  • Х. Р. Идрис, «Христианские праздники, отмечаемые в Ифрикии в период Зиридов», в Revue Africaine 98 (1954), стр. 261–276
  • Эмиль Лауст, Берберские слова и вещи , Париж, 1920 г.
  • Умберто Парадизи, «Три дня Авуссу в Зуаре (Триполитания)», AION ns 14 (1964), стр. 415–9
  • Серра, Луиджи (1990). "Хаос". Берберская энциклопедия (на французском языке). Полет. 8. Экс-ан-Прованс: Editions Edisud. стр. 1198–1200. ISBN  9782857444619 .
  • Жан Сервье, Двери года. Обряды и символы. Алжир в средиземноморской традиции , Париж, Р. Лаффон, 1962 г. (новое издание: Монако, Ле Роше, 1985 г.) ISBN   2268003698 )
  • Нух-Мефнун, Ахмед; Абдессалам, Брахим (2011). Мозабитско-французский словарь (на французском языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30f652d7c62c43a4e3fc6821d7254fba__1718718540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/ba/30f652d7c62c43a4e3fc6821d7254fba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Berber calendar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)