Цолькин
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2013 г. ) |
Цолькин [ 1 ] ( Произношение майя: [t͡sol ˈkʼin] , ранее и обычно tzolkin ) — 260-дневный мезоамериканский календарь , используемый цивилизацией майя в доколумбовой Мезоамерике . [ нужна ссылка ]
Цолькин, основной цикл календаря майя , является выдающимся компонентом общества и ритуалов древних и современных майя. Цолькин до сих пор используется несколькими общинами майя в горной местности Гватемалы . Хотя его использование распространяется в этом регионе, этой практике противостоят новообращенные христиане- евангелисты в некоторых общинах майя.
Слово цолькин , означающее «разделение дней», [ нужна ссылка ] — западная монета майя Юкатека . Современные группы майя, которые уже более 500 лет ведут непрерывный счет в цолькине, используют в своих языках другие термины. Например, киче используют термин Aj Ilabal Qʼij [aχ ilaɓal qʼiχ] или Raj Ilabal Qʼij [ɾaχ ilaɓal qʼiχ], «чувство дня» или «круг дней». [ нужна ссылка ] и Какчикель используют термин Чол Q'ij [t͡ʃol q'iχ], «организация времени». [ нужна ссылка ] Названия этого календаря среди доколумбовых майя не получили широкой известности. Соответствующий постклассический ацтекский назывался тональпоуалли календарь на языке науатль .
Названия двадцати дней
[ редактировать ]Календарь цолькин объединяет цикл из двадцати названных дней с другим циклом из тринадцати чисел ( трецена ), образуя 260 уникальных дней (20 × 13 = 260). [ 2 ] Каждый последующий названный день нумеруется от 1 до 13, а затем снова начинается с 1.
20 отдельных названных дней следующие:
Сек. Н . 1 |
День Имя 2 |
Надпись пример глифа 3 |
Кодекс пример глифа 4 |
16 век. Юкатек 5 |
Реконструированный Классическая Майя 6 |
Сопутствующие природные явления или значение 7 |
---|---|---|---|---|---|---|
01 | Имикс | ![]() |
![]() |
Имикс | Ха (?) | кувшинка , крокодил |
02 | Я' | ![]() |
![]() |
я | Я' | ветер, дыхание, жизненная сила |
03 | Акбал | ![]() |
![]() |
Акбал | Акаб (?) | темнота, ночь, ранний рассвет |
04 | Против | ![]() |
![]() |
Может | Ох (?) | Сеть, жертва |
05 | Курица | ![]() |
![]() |
Читян | (неизвестный) | Космологическая змея |
06 | Нравиться | ![]() |
![]() |
Чими | Чам (?) | смерть |
07 | Маник' | ![]() |
![]() |
Шарик | флаг (?) | олень |
08 | раскол | ![]() |
![]() |
раскол | Один / Ламахт (?) | Венера , звезда, спелость, кукурузы семена |
09 | Грандиозный | ![]() |
![]() |
Мулюк | (неизвестный) | нефрит , вода, подношение |
10 | Хорошо | ![]() |
![]() |
Ок | Также (?) | собака |
11 | Чувэнь | ![]() |
![]() |
Чуэн | (неизвестный) | обезьяна-ревун |
12 | Эб | ![]() |
![]() |
Эб | (неизвестный) | дождь |
13 | Бен | ![]() |
![]() |
Бен | (неизвестный) | зеленая/молодая кукуруза , семена |
14 | IX | ![]() |
![]() |
IX | Хикс (?) | ягуар |
15 | Мужчины | ![]() |
![]() |
Мужчины | Писать (?) | орел |
16 | Кыб | ![]() |
![]() |
Сиб | (неизвестный) | что-нибудь |
17 | Все | ![]() |
![]() |
Жаловаться | Линия/Линия (?) | земля |
18 | Эцнаб | ![]() |
![]() |
Эцнаб | (неизвестный) | кремень |
19 | Ребята | ![]() |
![]() |
Кауак | (неизвестный) | ливень |
20 | Ну давай же | ![]() |
![]() |
Мне | Ну давай же | господин , правитель, солнце |
ПРИМЕЧАНИЯ:
|
Цолькин не имеет общепризнанного начала и конца, хотя в книгах Чилам Балам есть конкретные ссылки на 1 Имикс как на начало дня.
Каждый из двадцати дней имеет свою особую основную ассоциацию, связанную со значением названия дня. [ 4 ]
- Imix : «Крокодил» — тело рептилии планеты Земля или мира.
- Ик : «Ветер» – дыхание, жизнь. Также насилие.
- Акбал : «Ночной дом» – тьма, подземный мир, царство ночного ягуара-солнца.
- Кан : «Маис» – знак молодого господина кукурузы, приносящего изобилие и спелость. Также ящерица, сеть.
- Читян : «Змея» — небесный змей.
- Чими : «Смерть»
- Маник : «Олень» — знак Хозяина Охоты.
- Ламат : «Кролик» — знак того, что также известно как планета Венера, закат. Глиф может изображать четыре зерна кукурузы. Вызывается Шкиком женским именем «Ишканил » .
- Мулук : «Вода» — символизируется нефритом, аспектом водных божеств; рыба. женским именем «Икстой» Вызывается Xquic .
- Oc : «Собака» — которая ведет ночное солнце через подземный мир.
- Чуен : «Обезьяна» – великий мастер, покровитель искусств и знаний. Также нить.
- Eb : «Трава» или «Точка» – ассоциируется с дождем и штормом.
- Бен : «Рид» – который способствует росту кукурузы, тростника и человека.
- Ix : «Ягуар» – ночное солнце. Также кукуруза. Связан с богиней Икшель .
- Мужчины : «Орел» – мудрый, птица, луна.
- Cib : «Сова/Стервятник» — птицы-смерти ночи и дня. Также воск, душа, насекомое.
- Кабан : «Землетрясение» – грозная сила. Тоже сезон, подумал.
- Эцнаб : «Нож» — обсидиановый жертвенный клинок.
- Кауак : «Дождь» или «Шторм» — небесные змеи-драконы и чаки, боги грома и молнии.
- Ахау : «Господь» – сияющий бог солнца. Также ассоциируется с героями-близнецами майя .
Приведенные ниже варианты названий и ассоциаций являются общими для трех горных календарей Гватемалы после завоевания. Их интерпретации основаны главным образом на рукописи Эрнандеса Спины 1854 года . [ 5 ]
- Имокс — плохой день, связанный с безумием, в который жрецы солнца молятся, чтобы их врагам был причинен вред через злых духов.
- Iq — плохой день, символизирующий разрушительные силы природы; эта сила локализована в каменных идолах, которых почитают благовониями, розами, свечами, сосновыми иголками и aguardiente . Влиянию этого дня объясняются опухоли и болезненные отеки.
- Акабаль — плохой день, в который жрецы солнца идут в святилища, чтобы помолиться против своих врагов. Этот день символизирует зло вообще и клеветников в частности.
- Кат — плохой день в том же смысле, что и Акабаль, символ зла в целом.
- Кан – плохой день. Он приносит болезни и символизирует произвольную жестокость природы.
- Каме описан как плохой день одним источником 19-го века и как хороший день одним источником 20-го века, Рут Лией Бунцель . Это символ окончательного растворения посредством смерти всего доброго и всего злого. Это хороший день, чтобы признаться в своих злых поступках и попросить прощения.
- Кидж – хороший день для загадывания желаний. Это хороший день, чтобы попросить об одолжении и почтить память предков.
- Каниль — хороший день, посвященный богам плодородия, связанный с питанием человека, ростом урожая, циклом смерти и возрождения и милпой . После сбора урожая в Канил совершается благодарение.
- Тодж — плохой день, символизируемый болезнью, и любой, кто родился в него, будет развратным. Это хороший день, чтобы желать болезни врагу.
- Ци – плохой день, символизируемый сексуальной развращенностью. В этот день нельзя проводить никаких церемоний.
- Бац – плохой день, символизируемый параличом. По мнению некоторых, это добрый день, символизирующий предков.
- E — хороший день, символизируемый судьбой, удачей и основными характеристиками личности. Это день, когда можно заключать браки и приносить жертвы милостивым божествам.
- Адж — хороший день, посвященный богам плодородия, пастухам и домашним животным. Этот день символизирует судьбу человека, воплощенную в нагвале .
- IX – хороший день, посвященный горным и лесным духам. В этот день можно искать защиты от волков и диких хищников, в пользу стад и животных. Этот день символизирует творческую силу в целом и саму Землю.
- Цикин – самый прекрасный день на свете. Двойные подношения совершаются в святилищах, в лесах и пещерах. Это день, когда можно загадывать желания, просить прощения и решать важные дела.
- Аджмак также является очень хорошим днем, священным для духов, отвечающих за хорошее здоровье.
- Нодж — благоприятный день, в который можно молиться за благоразумие. Этот день символизирует как аморальные, так и моральные качества человечества.
- Тихакс – хороший день. Это день словесных споров и хороший день для исповедания грехов.
- Кавок считается безразличным или плохим днем. Это символ злобы мертвых.
- Джунапу или Аджпу – равнодушный день, ни плохой, ни хороший предзнаменование, в который сила предков олицетворяется самим домом.
Использование
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
Цолькин широко использовался в надписях и кодексах майя. Символика, связанная с цолькином, также наблюдается в « Пополь Вух» (который, хотя и написан в ранний период после завоевания, вероятно, основан на более древних текстах). Например, когда Шмукане поставил перед Шкиком невыполнимую задачу — собрать сеть кукурузы с одного стебля, и Шкуик успешно выполнил ее, она оставляет отпечаток своей сети в земле, и день «сеть» — это открытие Венеры. цикл , который следует за «ахау» («аджпу» на языке киче), так же, как ее ребенок является наследником Хун Хунаджпу. [ 6 ]
Использование календаря древними майя неизвестно, тем не менее, современные сообщества майя используют календарь следующим образом:
- Для выращивания кукурузы . ( Дни транзита в зените, возможно, имели большое значение для сельского хозяйства вдоль южного побережья Гватемалы , поскольку 30 апреля приходится как раз перед сезоном дождей. Современные майя сажают кукурузу в конце апреля или начале мая. 13 августа В зенит транзита майя начинают свою нынешнюю эру в этот день» , что приближает сбор урожая сушеной кукурузы.
- Современные горцы Гватемалы тратят 260 дней на обучение Aj K'ij , или «прорицателю календаря». Через девять месяцев после начала обучения гаданию новичок «возрождается» и получает посвящение в должность. Цолькин в принципе объясним как календарь акушерок, поскольку он отсчитывает 260 дней от 20-дневного периода зачатия, с момента начала биения сердца плода, до рождения.
- Для ритуалов, проводимых каждые 260 дней. Самым известным из них является празднование «Посвящения» 8 Чувена, Ваксакиб Батац , в Киче городе Санта-Крус-дель-Киче .
- На дни, подходящие для определенных действий. Например, Акабаал или Бэн с небольшим числом будет хорошим днем для свадьбы, тогда как Кан будет хорошим днем для строительства или обслуживания дома.
- Для гадания, основанного на жребии и отсчете вперед по календарю от текущего «носителя года», чтобы получить день, который затем интерпретируется. Это не чистая клеромантия , поскольку соматические подергивания «кровавых молний» могут либо специально консультироваться, либо возникать спонтанно во время процесса.
- Традиционные имена майя, основанные на календарных днях, часто — дни рождения. Как и в других системах астрологии , с днями рождения связаны личные характеристики.
Происхождение
[ редактировать ]260-дневный календарь распространился по всему мезоамериканскому культурному региону и считается старейшей и наиболее важной из календарных систем, возникший еще до его первого появления в надписях майя. [ 7 ] Самым ранним свидетельством существования этого календаря является возможный знак дня с точечным цифровым коэффициентом в ольмекской надписи в пещере Октотитлан, датируемой 800-500 гг. до н.э. [ 8 ] Некоторые из следующих старейших календарных надписей происходят из ранних слоев сапотеков в высокогорье Оахакана в таких местах, как Монте-Альбан , и датируются серединой 1-го тысячелетия до нашей эры. Несколько более ранних надписей и артефактов имеют что-то похожее на календарные глифы, например, в Сан-Хосе-Моготе и в Ольмека регионе побережья Мексиканского залива . Однако ученые оспаривают либо метод датировки, либо календарную природу глифов. [ 9 ] Самым ранним однозначным письменным упоминанием является знак 7 дней оленей, найденный на фресках на центральном равнинном участке майя Сан-Бартоло, Гватемала, датированный III веком до нашей эры. [ 10 ] но теперь очевидно, что происхождение 260 дней гораздо раньше. Археоастрономическое исследование показало, что ряд архитектурных комплексов, построенных в конце второго и начале первого тысячелетия до нашей эры в районе южного побережья Мексиканского залива в Мексике, ориентированы по положениям Солнца на горизонте в определенные даты, разделенные интервалами, кратными 13 и 20 дней. Поскольку это были элементарные периоды 260-дневного цикла, ориентации, обозначающие эти интервалы, можно объяснить только в связи с этим календарем. Датировка самых ранних построек указывает на то, что они использовались к 1100 году до нашей эры. [ 11 ]
Первоначальная цель такого календаря, не имеющая очевидной связи с каким-либо астрономическим или геофизическим циклом, точно не известна, но существует несколько теорий. Одна из теорий состоит в том, что календарь возник в результате математических операций, основанных на числах тринадцать и двадцать, которые были важными числами для майя (Томпсон 1950: Иероглифическое письмо майя: Введение). Число двадцать было основой системы счета майя, взятой из общего количества человеческих цифр. (См. цифры майя ). Тринадцать символизировали количество уровней в Верхнем мире, где жили боги, и современные хранители дня также называют это количество «суставов» в человеческом теле (лодыжки, колени, бедра, плечи, локти, запястья и шея). Перемноженные числа равны 260.
Барбара Тедлок изучала эту систему в современной общине киче-майя муниципалитета Момостенанго в высокогорной Гватемале. Она прошла формальное обучение календарному гаданию у местного адепта и получила посвящение в прорицателя в 1976 году. Она говорит: «Момостеканский календарь охватывает как 260-дневный цикл, так и 365-дневный солнечный год с четырьмя классическими годами майя. -носители, или Мам, систематически связывающие эти два цикла. 260-дневный цикл считается прочно связанным с мирскими или земными делами, отражая «нет». астрономический период, а скорее период человеческой беременности. Прошлые этнографические отчеты об этом цикле содержат различные противоречивые мнения относительно того, каков его первый день, но сравнение нынешних результатов и результатов предыдущих исследований показывает, что фиксированного первого дня не существует». [ 12 ]
Энтони Авени утверждает: «Однажды гений майя, возможно, осознал, что где-то глубоко внутри календарной системы лежит чудесный союз, волшебная точка пересечения множества временных циклов: 9 лун, 13 раз по 20, цикл рождения, цикл посадки, цикл Венеры, цикл Солнца, цикл затмений. Число 260 было создано специально для майя». [ 13 ] Другие заметили, что «Таблица Венеры» в Дрезденском кодексе представляет собой точные эфемериды для предсказания положения Венеры. [ 14 ] Другие также наблюдали основу для 260-дневного цикла в сельскохозяйственном цикле высокогорной Гватемалы , который также составляет около 260 дней. Авени отмечает, что «средняя продолжительность между последовательными половинами сезона затмений, составляющая 173 ½ дня, укладывается в цолькин в соотношении 3 к 2». [ 15 ] Это может показаться надуманным, но майя действительно использовали цолькин для предсказания положения Венеры и затмений. [ нужна ссылка ]
Другая теория состоит в том, что 260-дневный период — это продолжительность человеческой беременности . Это близко к среднему количеству дней между первой пропущенной менструацией и родами, в отличие от правила Негеле , которое составляет 40 недель (280 дней) между последней менструацией и родами. Предполагается, что акушерки , чтобы предсказывать ожидаемые даты рождения младенцев. изначально календарь разработали [ 16 ]
Винсент Мальмстрем [ 17 ] выявляет корреляцию между 260-дневным циклом и 260-дневным разрывом между зенитными проходами Солнца . Согласно этой гипотезе, 260-дневный цикл зародился в узкой широтной полосе (от 14 ° 42' с.ш. до 15 ° с.ш.), в которой солнце находится вертикально над головой примерно 12–13 августа и снова 260 дней спустя, примерно с 30 апреля по 1 мая. (Мальмстрём считает протоклассическую культуру Исапана одним из подходящих кандидатов на этой широте). Этот период мог быть использован для графика посева кукурузы . Однако другие возражают против этой концепции, отмечая, что, хотя 260-дневный календарь работает непрерывно, интервал между положениями осени-весны и весны-осени чередуется между 260 и 105 днями и что самые ранние известные календарные надписи происходят значительно дальше к северу от эта зона. [ 18 ] Следовательно, эта теория не получила широкой поддержки.
Также возможно, что число 260 имеет несколько источников.
Цолькин и движение Нью Эйдж
[ редактировать ]Цолькин является основой современного », созданного в стиле Нью Эйдж изобретения календаря « Дримспелл , разработанного эзотерическим автором Хосе Аргуэльесом . Календарь Дримспелл иногда ошибочно принимают за подлинную интерпретацию или расширение оригинального календаря майя, хотя сам Аргуэльес признает, что календарь Дримспелл — это новое синкретическое творение, вдохновленное элементами из мезоамериканских и немезоамериканских источников.
В 1987 году, еще до выхода « Гармонической конвергенции », вдохновленный одним абзацем из книги Аргуэльеса «Фактор Майя» (где он называет каждый день «тоном»), певец, автор песен и звуковой целитель Алирас (он же Мирай) перевел гармонические ценности цолькина в звук под руководством Барбары Хиро. Избегая расширений цолькин, Алирас предпочел строгое математическое следование фундаментальной структуре и последовательностям цолькин, чтобы представить действительно подлинное звуковое выражение его внутренней работы. [ 19 ]
В 1995 году Мария фон Бойсе перевела математическую матрицу цолькин в музыкальные ноты и положила их на музыку. Окончательная версия работы была разработана в сотрудничестве с Хубертом Богнермайром в Electronic Försterhaus в Линце , Австрия . [ 20 ]
В 1998 году композитор Майкл Джон Уайли счетом цолькин обнаружил математические и эстетические корреляции между десятиричным и естественным рядом обертонов , встречающихся в музыке, в результате чего возникла композиция «Цолькин до мажор» , премьера которой состоялась Токийским филармоническим оркестром в Японии в 2002 году. , получивший 3-е место на престижной премии Тору Такемицу в области композиции , и впоследствии превратившийся в « Культурную медитацию Цолькин» — аудиовизуальную презентацию 260-дневный календарь и матрица времени.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ из переработанной Гватемальской Академии языков майя орфографии , которую предпочитают лингвисты Летнего института лингвистики.
- ^ Уильямс, Роберт Ллойд (25 октября 2021 г.). Приложение III. Даты обратного дня Кодекса Зуш-Наттолл на страницах 46a–48a для 5-го года Рида (1095 г. н.э.) и кампании Лорда Восьмого Оленя в качестве лорда Тутутепека . Издательство Техасского университета. стр. 190–198. дои : 10.7560/721210-020 . ISBN 978-0-292-79334-7 . S2CID 240084661 .
- ^ Современная орфография и реконструированные имена классических майя в таблице соответствуют резюме, представленному Кеттуненом и Хельмке (2020). Ассоциации основаны на Миллере и Таубе (1993), стр. 49.
- ^ Конкретные ассоциации, приведенные ниже, основаны на работах Райта (1989).
- ^ Полные три календаря и информация, полученная из Spina, предоставлены Weeks et al. (2009).
- ^ Деннис Тедлок (переводчик и редактор), Пополь Вух: Полное издание книги майя на заре жизни , 1996
- ^ Миллер и Таубе (1993), стр. 48–50.
- ^ Дэвид К. Гроув, «Ольмекские рисунки в пещере Октотитлан, Герреро, Мексика» (Вашингтон, округ Колумбия, Думбартон-Оукс, 1970) 20.
- ^ См. резюме Ло в «Мезомерских системах письма» (nd).
- ^ Дэвид Стюарт и др., «Запись календаря ранних майя из Сан-Бартоло, Гватемала», Science Advances 8 (15), 2022, eabl9290
- ^ Иван Шпрайц, Такеши Иномата и Энтони Ф. Авени, «Происхождение мезоамериканской астрономии и календаря: данные из регионов ольмеков и майя», Science Advances 9 (1), 2023, eabq7675. DOI: 10.1126/sciadv.abq7675. https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.abq7675
- ^ Тедлок (1982, стр. 174–177).
- ^ Авени (2000, стр.202).
- ^ «О кодексе Дрездена» . Всемирная цифровая библиотека . 1200–1250 . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ Авени (2000, стр.201).
- ^ См., например, Миллер и Таубе (1993, стр. 46, 48).
- ^ Мальмстрем (1973), Зелия Натталл (1928) и Ола Апенес (1936).
- ↑ См., например, отдельные обзорные комментарии к статье Мальмстрема 1973 года, написанные Джоном Хендерсоном и Артуром Фитчеттом, и связанные с ними цитаты, появившиеся в выпуске журнала Science от 9 августа 1974 года ( перепечатано (PDF). Архивировано 30 мая 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ См . «Вознесение: Серия Цолькин» и «Сияющий Цолькин» для аудио- и аудиовизуальных выражений цолькин соответственно.
- ^ "ЦОЛКИН - священный календарь майя (Часть I. Толтека)" [ постоянная мертвая ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- Авени, Энтони Ф. (2000). Империи времени: календари, часы и культуры (переиздание оригинального издания 1990 года). Лондон: Таурис Парк . ISBN 978-1-86064-602-7 . OCLC 45144264 .
- Кеттунен, Харри; Кристоф Хельмке (2020). Введение в иероглифы майя (PDF) . Вайеб . Проверено 5 мая 2020 г.
- Ло, Лоуренс (nd). «Мезоамериканские системы письма» . Древние сценарии . Ancientscripts.com. Архивировано из оригинала 16 ноября 2006 г. Проверено 15 ноября 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - Мальмстрем, Винсент Х. (1973). «Происхождение мезоамериканского 260-дневного календаря» (PDF) . Наука . 181 (4103): 939–941. Бибкод : 1973Sci...181..939M . CiteSeerX 10.1.1.693.2640 . дои : 10.1126/science.181.4103.939 . ПМИД 17835843 . S2CID 41562003 . Архивировано из оригинала ( перепечатано в формате PDF ) 28 мая 2008 г. Проверено 15 ноября 2006 г.
- Милбрат, Сьюзен (1999). Звездные боги майя: астрономия в искусстве, фольклоре и календарях . Серия Линды Шеле о майя и доколумбовых исследованиях. Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-75225-2 . OCLC 40848420 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05068-2 . ОСЛК 27667317 .
- Шпрайц, Иван, Такеши Иномата и Энтони Ф. Авени. (2023). «Происхождение мезоамериканской астрономии и календаря: данные из регионов ольмеков и майя» . Достижения науки . 9 (1): eabq7675. Бибкод : 2023SciA....9.7675S . дои : 10.1126/sciadv.abq7675 . ПМЦ 9821873 . ПМИД 36608125 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Тедлок, Барбара (1982). Время и горные майя . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико . ISBN 978-0-8263-0577-0 . OCLC 7653289 .
- Томас, Сайрус (1897). «Дневные символы года майя» . В Дж. У. Пауэлле (ред.). Шестнадцатый ежегодный отчет Бюро американской этнологии секретарю Смитсоновского института, 1894–1895 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро американской этнологии , Смитсоновский институт ; Типография правительства США . стр. 199–266. OCLC 14963920 — через Project Gutenberg . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Восс, Александр В. (2006). «Астрономия и математика». У Николая Грубе ; Ева Эггебрехт; Маттиас Зайдель (ред.). Майя: Божественные короли тропического леса . Кельн, Германия: Кенеманн . стр. 130–143. ISBN 978-3-8331-1957-6 . OCLC 71165439 .
- Уикс, Джон М., Фрауке Саксе, Кристиан М. Прагер (2009). Уборка дня Майи. Три календаря из Хайленда Гватемалы . Боулдер: Университетское издательство Колорадо .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Райт, Рональд (1989). Время среди майя: путешествия по Белизу, Гватемале и Мексике . Лондон: Абакус . ISBN 978-0-349-10892-6 . OCLC 154511110 .