Человеческие жертвоприношения в культуре майя

В доколумбовую эпоху человеческие жертвоприношения в культуре майя представляли собой ритуальное подношение пищи богам и богиням . Кровь рассматривалась как мощный источник питания для божеств майя, а принесение в жертву живого существа было мощным кровавым подношением . В более широком смысле, жертвоприношение человеческой жизни было высшим приношением крови богам, и наиболее важные ритуалы майя завершались человеческими жертвоприношениями . с высоким статусом Как правило, в жертву приносились только военнопленные , а пленников с более низким статусом использовали для работы. [1]
Человеческие жертвоприношения среди майя очевидны, по крайней мере, с классического периода (ок. 250–900 гг. Н.э.) вплоть до заключительных этапов испанского завоевания в 17 веке. Человеческие жертвоприношения изображены в классическом искусстве майя , упоминаются в текстах глифов классического периода и были подтверждены археологически путем анализа останков скелетов классического и постклассического (ок. 900–1524 гг. н. э.) периодов. Кроме того, человеческие жертвоприношения описаны в ряде поздних майя и ранних испанских колониальных текстов, включая Мадридский кодекс , Киче, эпос Пополь Вух , Титуло де Тотоникапан , язык Киче , Рабиналь Ачи , Анналы Какчикелей , Юкатекские песни. Дзитбалче и Диего де Ланды » «Relación de las cosas de Yucatán .
Методы
[ редактировать ]Обезглавливание
[ редактировать ]Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
Важные ритуалы, такие как посвящение крупных строительных проектов или возведение на престол нового правителя, требовали человеческих жертвоприношений. Жертвоприношение вражеского короля было самым ценным подношением, и такое жертвоприношение включало обезглавливание пленного правителя в ритуальной реконструкции обезглавливания бога кукурузы майя богами смерти майя . [1] В 738 году нашей эры вассальный король Кака Тилив Чан Йопаат из Киригуа захватил своего повелителя Уаксакладжууна Убаа Кавиила из Копана и несколько дней спустя ритуально обезглавил его; [2] такие царские жертвоприношения часто записывались письмом майя «событие топора» с глифом . Обезглавливание вражеского короля могло быть выполнено как часть ритуальной игры с мячом, воспроизводящей победу близнецов-героев майя над богами подземного мира . [1]
Жертвоприношение путем обезглавливания изображается в искусстве майя классического периода и иногда совершалось после того, как жертву пытали, избивали, снимали скальп , сжигали или выпотрошивали . [3] Жертвоприношение путем обезглавливания изображено на рельефах в Чичен-Ице на двух площадках для игры в мяч (Большая площадка для игры в мяч и площадка для игры в мяч Монхас). [4] Миф о близнецах-героях, изложенный в «Пополь Вух», повествует о том, как один из каждой пары близнецов (сами близнецы-герои, а также их отец и дядя) был обезглавлен своими противниками по игре в мяч. [5]
Удаление сердца
[ редактировать ]Извлечение сердца и жертвоприношение рассматривались как «высшее религиозное выражение древних майя». [6] Удаление еще бьющегося сердца , а иногда и самосожжение , [ объяснить ] считался большим подношением и едой для богов. Все началось с распыления крови, извлеченной либо [ объяснить ] изо рта, носа, ушей, пальцев или пениса, обычно с помощью острого инструмента, сделанного из кости животного, например позвоночника ската. [7] Затем жертву клали на каменный или деревянный алтарь, и доступ к сердцу достигался с помощью различных процедур и техник. Большинство этих методов были подтверждены исследованием посмертных повреждений костей, окружающих сердце, таких как грудина и ребра . Методы включают вертикальную аксиальную стернотомию , левую поперечную торакотомию , поперечную двустороннюю стерноторакотамию или трансдиафрагмальный доступ . Предпочтительным методом, скорее всего, был метод ниже диафрагмы, поскольку это обеспечивало легкий доступ и не вызывало значительной блокировки костей (на это указывают порезы, сегментация и переломы грудины и ребер). После этого сердце было подвергнуто извлечению. При доступе через грудину ребра раздвигаются, а при доступе через диафрагму ткань разрезается. Фактическое удаление сердца было достигнуто путем разрезания прикрепляющихся связок двусторонним инструментом. Наконец, подношение сердца происходило либо в специальном положении, либо посредством сожжения. В это время у жертвы также собирали кровь. Ритуал заканчивается увечьем тела, обычно путем расчленения или сожжения. Затем они избавлялись от тела или повторно использовали его для других целей. [8]
В постклассический период (ок. 900–1524 гг.) наиболее распространенной формой человеческого жертвоприношения было извлечение сердца, на которое повлиял метод, использовавшийся ацтеками в долине Мексики ; [1] обычно это происходило во дворе храма или на вершине храма -пирамиды . [9] Жертва была раздета и выкрашена в синий цвет, символ жертвоприношения, и ее заставляли носить остроконечный головной убор. [10]
Четыре окрашенных в синий цвет служителя, представляющие четырех Чааков сторон света, растягивали жертву над выпуклым камнем, который толкал грудь жертвы вверх; [10] Чиновник, которого называет наком в Ланда книге « Relación de las cosas de Yucatán», использовал жертвенный нож, сделанный из кремня, чтобы разрезать ребра чуть ниже левой груди жертвы и вытащить все еще бьющееся сердце. [11] Затем наком чилану передал сердце исполняющему обязанности священника, или , который испачкал кровью изображение храмового божества.
В зависимости от конкретного ритуала, иногда четверо Чааков бросали труп со ступенек пирамиды во двор внизу, где помощники жрецов снимали с него кожу, за исключением рук и ног. Затем чилань снимал свою ритуальную одежду и одевался в кожу жертвенной жертвы , прежде чем исполнять ритуальный танец, который символизировал возрождение жизни. Если в жертву приносился особо отважный воин, то труп разрезали на части, а части съедали присутствующие воины и другие прохожие. Руки и ноги отдавались чилану , который, если они принадлежали военнопленному, носил кости как трофей. [9] Археологические исследования показывают, что жертвоприношение сердца практиковалось еще в классический период. [12]
Жертва стрелы
[ редактировать ]Некоторые ритуалы включали убийство жертвы из лука и стрел. Жертву раздевали, красили в синий цвет и заставляли носить фуражку, аналогично подготовке к жертвоприношению сердца. Жертву привязывали к столбу во время ритуального танца, из гениталий брали кровь и размазывали изображение правящего божества. Над сердцем жертвы рисовался белый символ, который служил мишенью для лучников. Затем танцоры проходили перед жертвенной жертвой, по очереди стреляя в цель, пока весь сундук не был заполнен стрелами.
Жертвоприношение с использованием лука и стрел зафиксировано еще в классический период (ок. 250–900 гг.) и изображалось граффити на стенах Храма Тикаль II . [9] « Песни Дзитбалче» представляют собой сборник стихов юкатекских майя, написанных в середине 18 века; два стихотворения посвящены жертвоприношению стрел и, как полагают, являются копиями стихов, датируемых 15 веком, постклассическим периодом. [13] Первая, названная «Маленькая стрела» , — это песня, призывающая жертву быть храброй и утешаться. [14] Второй называется «Танец лучника» и представляет собой ритуал, посвященный восходящему солнцу; он включает инструкции для лучника; лучника инструктируют, как подготовить стрелы и трижды станцевать вокруг жертвы. Лучнику приказано не стрелять до второго круга и быть осторожным, чтобы жертва умирала медленно. На третьем круге, пока он еще танцует, лучнику приказывают выстрелить дважды. [15] Похожая сцена описана в « Анналах Какчикелей» , где важного пленника привязывают к эшафоту; Воины Какчикеля начинают ритуальный «танец крови» и стреляют в него стрелами. [16] В позднепостклассической на языке киче драме «Рабиналь Ачи » важный военный пленник привязан к столбу, изображающему мифологическое кукурузное дерево, и приносится в жертву, стреляя в него стрелами; текст сравнивает лучников с охотниками, а жертвоприношение — с дичью. [17]
Кровопускание
[ редактировать ]Кровь служила очень важной цели в культуре майя. Считалось, что он содержит «жизненную силу» или чу'лель , необходимую сверхъестественным силам. [18] Кровь приносилась богам или божествам путем саможертвенного кровопускания. Практикующие резали или протыкали себя различными инструментами, такими как костяные шила и иглы, обсидиановые лезвия или шипы магуи. Кровь можно было получить из таких областей, как уши, щеки, губы, ноздри, язык, руки, ноги и пенис. [19] Взятие крови из таких областей, как пенис, было символом воспроизводства и плодородия. После кровотечения кровь собирали на таких предметах, как бумага из коры, вата, перья животных, а затем сжигали, чтобы доставить ее богам. [20]
Принесение в жертву животных
[ редактировать ]Животные также часто приносились в жертву. Обычно использовались такие животные, как перепела, индейки, олени и собаки. У сапотеков перепела считались «чистыми и чистыми», поскольку они пили воду из капель росы, а не из источников «грязной воды». Используемые виды включают перепела Монтесумы (Cyrtonyx montezumae) и белого перепела (Colinus Virginianus). [21] Есть также свидетельства жертвоприношения ягуара в Копане и Теотиуакане . Их останки заставили исследователей предположить, что их использовали для погребальных обрядов великих лидеров или в других случаях. Их считали «альтер-эго» их могущественных королей-шаманов. [22]
Другие методы
[ редактировать ]Позднеклассические граффити из строения, захороненного под группой G в Тикале, изображают жертву, привязанную к столбу со связанными за головой руками; жертва была выпотрошена. [23] классического периода В городе Паленке двадцатилетняя женщина была погребена заживо, чтобы сопровождать умершего дворянина в качестве погребального подношения. [24]
В Священном сеноте в Чичен-Ице людей сбрасывали в сенот во время засухи, голода или болезней. Священный сенот представляет собой естественную воронку, образовавшуюся в результате эрозии местного известняка ; его ширина составляет примерно 50 метров (160 футов), а высота падения составляет 20 метров (66 футов) до поверхности воды, а глубина воды составляет еще 20 метров (66 футов). Стены сенота отвесные. Человеческие жертвоприношения практиковались вплоть до испанского завоевания Юкатана , то есть намного позже упадка города. [23]
Иногда жертвоприношения плотно связывали в шар и подбрасывали в ритуальной реконструкции игры с мячом. [24]
Некоторые другие практики, связанные с жертвоприношениями, включают сжигание жертв заживо, танцы в коже жертвы со снятой кожей, взятие головных трофеев, каннибализм , питье воды из ванны умершего родственника и окропление жертвенной кровью вокруг святилищ. [25]
История
[ редактировать ]
Классический период (250–900 гг.)
[ редактировать ]Человеческие жертвоприношения изображаются в произведениях искусства поздней классики и иногда сопровождаются пытками; жертвоприношение обычно совершалось путем обезглавливания. Иногда жертва была одета как олень. Предполагаемое жертвоприношение могло быть публично выставлено напоказ и выставлено напоказ перед самим актом жертвоприношения. Изображения человеческих жертвоприношений часто вырезались на ступенях архитектуры майя , и такие лестницы могли быть местом периодических жертвоприношений. [3] Ритуальное обезглавливание хорошо засвидетельствовано иероглифическими текстами майя классического периода. [26] Свидетельства массовых жертвоприношений в классический период археологически не обнаружены. [27] Археологические раскопки в ряде мест, включая Паленке , Калакмуль и Бекан , обнаружили скелеты со следами на позвонках и ребрах, которые соответствуют извлечению сердца в момент смерти с помощью кремневого ножа с длинным лезвием. [28] В классический период принесение в жертву товарищей для сопровождения захоронений высокопоставленных лиц, вероятно, было широко распространено и осуществлялось с использованием метода извлечения сердца, оставляя мало свидетельств на останках скелетов. Анализ останков, на которых имеются следы, напоминающие о жертвоприношении сердца, показывает, что в классический период майя использовали метод, включающий пересечение диафрагмы непосредственно под грудной клеткой и освобождение сердца. [29]
В период поздней классики (600-900 гг.) характерной чертой ритуальных практик, получившей распространение, были стойки для черепов, или цомпантли . Размещенные здесь черепа обычно принадлежали жертвенным ритуалам и жертвам. В Чичен-Ице была одна из самых больших и сложных подставок для черепов позднеклассического периода. Он был четырехуровневым и украшен репрезентативными черепами, высеченными в камне. Эти подставки для черепов были тесно связаны с играми с мячом и жертвенным обезглавливанием. [30] В Эль-Тахине наблюдается рост ритуалов, связанных с игрой в мяч. На этом месте были десятки площадок для игры в мяч, и многие из них были связаны с ритуальными обезглавливаниями из-за принадлежностей, используемых в ритуальных практиках. Эти большие площадки для игры в мяч были местом не только игры в мяч, но и ритуальных практик, связанных с плодородием. Многие религиозные и политические аспекты были включены в площадки для игры в мяч и игры, что делало их преследовавшими разные цели. Эти площадки для игры в мяч играли важную роль в драматических представлениях майя и использовались правителями, чтобы продемонстрировать силу и произвести впечатление на общество и последователей. [30]
Постклассический период (900–1524 гг.)
[ редактировать ]Постклассическое массовое захоронение в Чампотоне в Кампече , Мексика, включало скелеты со следами сильных ударов по грудине, которые были интерпретированы как свидетельство принесения в жертву сердца. [31] Мадридский кодекс , постклассическая иероглифическая книга майя, содержит иллюстрацию жертвоприношения путем извлечения сердца, когда жертва растягивается над арочным камнем. [32]
У киче в высокогорной Гватемале человеческие жертвоприношения приносились богам киче. В конце 17 века Франсиско Хименес описал традицию, согласно которой в храме Тохиля человеческие жертвоприношения привязывались перед изображением божества, где священник открывал грудь жертвы и вырезал ее сердце. [33] После жертвоприношения тело жертвы, вероятно, было сброшено с парадной лестницы храма, где ему отрубили голову и поместили на подставку для черепов , расположенную перед храмом. [34] В эпосе Кичех « Пополь Вух » бог Тохил требует своего права кормить грудью своего народа, как младенец своей матери, но Тохил вскармливал человеческую кровь из груди жертвенной жертвы. [35] В «Пополь Вух» также описывается, как герой-близнец Хунахпу был принесён в жертву, удалив ему сердце и голову. [5] Человеческие жертвоприношения, вероятно, также приносились горному богу Кичеш Якавицу . [36] Человеческие жертвоприношения также упоминаются в документе Киче, Título de Totonicapán («Титул Тотоникапана»). Длинный отрывок, описывающий человеческое жертвоприношение, трудно интерпретировать, но он включает в себя жертвоприношение сердца и стрел, снятие кожи с жертвы и ношение ее кожи в манере, аналогичной ацтекским ритуалам, связанным с их богом Шипе Тотеком , а также упоминание о жертвенном ноже Тохиля. . [37]

Какчикель - майя, соседи киче, также практиковали человеческие жертвоприношения. было раскопано множество свидетельств человеческих жертвоприношений В Ихимче , их столице, . Свидетельством человеческих жертвоприношений на этом месте является алтарь на Структуре 2, типичный для жертвоприношений сердца, а также цилиндрический тайник с черепами, взятыми у обезглавленных жертв, в сопровождении обсидиановых ножей. [38] Пентатоническая была найдена в одном из храмов и также является ребенка, флейта, сделанная из бедренной кости символом человеческого жертвоприношения. [39] В Строении 3 также был обнаружен жертвенный кремневый нож. [38] использовали для так называемых « гладиаторских жертвоприношений », и, возможно, он служил этой цели. а круглый алтарь на этом месте очень похож на те, которые ацтеки [40] В « Анналах Какчикелей» зафиксировано, что около 1491 года правители Ихимче захватили в плен правителей Киче, а также изображение Тохиля. Пленный король и его соправитель были принесены в жертву вместе с сыном и внуком короля, другими дворянами и высокопоставленными воинами. [41] В том же тексте описывается, как Какчикель схватил могущественного господина по имени Толком, которого привязали к эшафоту и застрелили стрелами во время ритуального танца. [16]
Человеческие жертвоприношения во время испанского завоевания (1511–1697 гг.)
[ редактировать ]В 1511 году испанская каравелла Санта-Мария-де-ла-Барка отправилась вдоль побережья Центральной Америки в Санто-Доминго из Дариена под командованием Педро де Вальдивия . [42] Корабль потерпел крушение на рифе где-то у Ямайки . [42] После крушения выжило всего двадцать человек, включая капитана Вальдивию, Херонимо де Агилара и Гонсало Герреро . [43] Выжившие оказались в одной из шлюпок корабля с плохими веслами и без паруса; через тринадцать дней, в течение которых половина выживших погибла, они вышли на берег Юкатана. [42] Там их схватил владыка майя Халах Уйник. [номер 1] Капитана Вальдивию вместе с четырьмя его товарищами принесли в жертву, а их мясо подали на пир. Остальные заключенные были откормлены для убийства, хотя Агилару и Герреро удалось сбежать. [44]
После катастрофического нападения испанцев на Успантан в 1529 году пленники, захваченные успантеками , были принесены в жертву Эксбаламкену, одному из героев-близнецов. [45] В 1555 году акала и их союзники- лакандоны убили испанского монаха Доминго де Вико . [46] Де Вико, основавший небольшую миссионерскую церковь в Сан-Маркосе (в Альта-Верапасе , Гватемала), оскорбил местного правителя майя; [47] вождь коренных народов выстрелил монаху в горло; затем разгневанные туземцы принесли его в жертву, разрезав ему грудь и вырвав сердце. Затем его труп был обезглавлен; [48] туземцы унесли его голову в качестве трофея, который испанцы так и не вернули. [49] В начале 1620-х годов испанская группа получила разрешение посетить все еще независимую Ицы столицу Нойпетен во главе с монахом Диего Дельгадо, которого сопровождали 13 испанских солдат и 80 христианизированных гидов майя из Типу , ныне находящегося в Белизе . Группа была схвачена, когда они прибыли в Нойпетен, и принесена в жертву с вырезанием сердец. Затем их обезглавили, а их головы выставили на кольях по всему городу; Дельгадо был расчленен. [50] Основная испанская партия попала в засаду в Сакалуме в январе 1624 года и была убита. Испанский капитан Франсиско де Миронес и священник-францисканец были принесены в жертву методом извлечения сердца после того, как были привязаны к раздвоенным столбам церкви. [51] Остальная часть испанской группы также была принесена в жертву, а их тела насажены на колышки у входа в деревню. [52]
В 1684 году три монаха- францисканца были убиты, вероятно, путем принесения в жертву сердца, в поселении Манш Чол в Палиаке на карибском побережье Белиза. Среди них были Франсиско Кустодио, Маркос де Мурос и неназванный брат-мирянин. [53]
Еще несколько испанских миссионеров были принесены в жертву в Нойпетене. В феврале 1696 года монах-францисканец Хуан де Сан-Буэнавентура и его неуказанный спутник-францисканец были доставлены в Нойпетен во время стычки между юкатекскими испанцами и Ицей на западном берегу озера Петен-Ица. Первосвященник Ицы АйКин Кан Эк позже рассказал, что он приказал связать францисканцев в виде крестов, а затем вырезал их сердца. [54] Примерно через месяц гватемальско-испанская экспедиция попала в засаду и была убита; Монахов- доминиканцев Кристобаля де Прада и Хасинто де Варгаса перевезли на остров Нойпетен и аналогичным образом привязали к Х-образным крестам, а затем вырезали им сердца. [55]
Доказательство
[ редактировать ]Кодексы
[ редактировать ]Большая часть свидетельств жертвенных ритуалов майя взята из изображений в их кодексах . Кодекс — это древняя рукопись, выполненная на листах бумаги или материалах, похожих на бумагу. Эти записи обычно содержат информацию, относящуюся к той эпохе и людям, и подробно описывают многие культурные и ритуальные аспекты жизни. Большая часть того, что известно о культуре майя, собрано из этих книг. Кодексы майя содержат глифоподобные изображения, связанные с божествами, жертвоприношениями, ритуалами, фазами луны, движениями планет и календарями. [56] Три кодекса, которые считаются легитимными, — это Дрезденский , Мадридский и Парижский кодексы. Все эти кодексы содержат описания человеческих жертвенных ритуалов, таких как извлечение сердца и обезглавливание.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Халах Уйник на самом деле — это титул, а не личное имя, означающее «настоящий мужчина» и относящееся к правителю провинции. Клендиннен 2003, с. 25.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Миллер 1999, стр. 134–35. Лупер 2003, стр.76.
- ^ Jump up to: а б Миллер и Таубе 1993, 2003, с. 96.
- ^ Гиллеспи 1991, стр. 321–322.
- ^ Jump up to: а б Гиллеспи 1991, стр. 322–323.
- ^ Тислер, Вера; Кучина, Андреа (20 января 2017 г.). «Процедуры извлечения человеческого сердца и ритуальное значение: тафономическая оценка антропогенных знаков на классических скелетах майя». Латиноамериканская древность . 17 (4): 493–510. дои : 10.2307/25063069 . JSTOR 25063069 . S2CID 163730170 .
- ^ Мозер, Кристофер Л. (1973). «Обезглавливание человека в древней Мезоамерике» . Исследования доколумбового искусства и археологии (11): 1–72 . JSTOR 41263421 .
- ^ Блос, Вера Тислер; Куччина, Андреа (2007). «Человеческое жертвоприношение путем извлечения сердца: остеотафономическая оценка ритуального насилия среди классических майя» . Исследования культуры майя . 30 (1): 57–78. ISSN 2448-5179 .
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 752. Дикий 2008, с. 46.
- ^ Тислер и Кучина 2006, с. 493.
- ^ Эдмонсон 1982, с. 173.
- ^ Эдмонсон 1982, стр. 201–202.
- ^ Эдмонсон 1982, стр. 205–206.
- ^ Jump up to: а б ван Аккерен 1999, с. 283.
- ^ ван Аккерен 1999, с. 281.
- ^ Хьюстон, Стивен; Стюарт, Дэвид (2 января 2015 г.). «О богах, символах и королях: божественность и правление среди классических майя». Античность . 70 (268): 289–312. дои : 10.1017/S0003598X00083289 . S2CID 162561423 .
- ^ Шестой круглый стол в Паленке, 1986 г. (1-е изд.). Университет Оклахомы Пресс. 1991. ISBN 0806122773 .
- ^ Стемп, В. Джеймс (октябрь 2016 г.). «Покручивай и кричи: эксперименты древних майя по кровопусканию путем прокалывания обсидиановыми лезвиями и осколками». Журнал археологической науки: отчеты . 9 : 134–142. дои : 10.1016/j.jasrep.2016.07.015 .
- ^ Ренфрю, Колин; Зубров, Эзра Б.В., ред. (1994). Древний разум . дои : 10.1017/CBO9780511598388 . ISBN 9780521456203 . [ нужна страница ]
- ^ Эванс, Сьюзен (2013). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры . Темза и Гудзон. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Миллер и Таубе 1993, 2003, с. 97.
- ^ Эванс, Сьюзен Тоби (2013). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры (Третье изд.). ISBN 978-0500290651 .
- ^ Шеле и Фрейдель 1991, стр. 311–312n6.
- ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр. 96–97.
- ^ Тислер и Кучина 2006, стр. 493, 501, 503.
- ^ Тислер и Кучина 2006, с. 506.
- ^ Jump up to: а б Эванс, Сара (2013). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры (Третье изд.). ISBN 978-0500290651 .
- ^ Тислер и Кучина 2006, с. 495.
- ^ Вейл и др. Декабрь 2003 г., с. С108.
- ^ Кармак 2001, стр. 356-357.
- ^ Кармак 2001, стр.360.
- ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, с. 170.
- ^ Кармак 2001, стр. 369–370.
- ^ ван Аккерен 1999, стр. 284–285.
- ^ Jump up to: а б Гиймен 1965, с. 30.
- ^ Гийемин 1965, стр.31.
- ^ Гийемин 1965, с. 32.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1998, 1999, стр. 295, 297.
- ^ Jump up to: а б с де Диос Гонсалес 2008, с. 25. Гомес Мартин, июнь 2013 г., с. 56.
- ^ де Диос Гонсалес 2008, стр. 25–26.
- ^ де Диос Гонсалес 2008, с. 26.
- ^ Ловелл 2005, с. 65.
- ^ Дело Барреры и Алифата, 2007 г., с. 53.
- ^ Салазар 1620 2000, стр. 38, 52. ITMB 1998.
- ^ Салазар 1620, 2000, стр.39.
- ^ Салазар 1620, 2000, стр.35.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 774. Средства 1917, стр. 79-81. Джонс 1998, стр. 47–48.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 774. Джонс 1998, с. 48. Томпсон 1977, 2014, лок. 857.
- ^ Томпсон 1977, 2014, лок. 857.
- ^ Томпсон 1988, с. 35. Бракамонте и Соса 2001, с. 368.
- ^ Джонс 1998, стр. 227–228, 303.
- ^ Джонс 1998, стр. 233, 479n59.
- ^ «Кодексы майя — журнал археологии» . www.archaeology.org .
Ссылки
[ редактировать ]- ван Аккерен, Рууд (июль 1999 г.). «Жертвоприношение на кукурузном дереве: Рабинал Ачи в его историческом и символическом контексте». Древняя Мезоамерика . 10 (2). Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета: 281–295. дои : 10.1017/s0956536199102104 . ISSN 0956-5361 . OCLC 364022517 . S2CID 162123502 .
- Бракамонте и Соса, Педро (2001). Незавершенное завоевание Юкатана: горные майя, 1560–1680 гг. (на испанском языке). Мехико, Мексика: Центр исследований и высших исследований в области социальной антропологии, Университет Кинтана-Роо. ISBN 970-701-159-9 . OCLC 49519206 .
- Кармак, Роберт М. (2001). Kik'ulmatajem le K'iche'aab': Evolución del Reino K'iche' [ Эволюция Королевства Киче' ' (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN 99922-56-22-2 . ОСЛК 253481949 .
- Баррера Кейс, Лаура; Марио Алифат (2007). «Отношения Верапаза и низменностей центральных майя в 17 веке» (PDF) . XX симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2006 г. (под редакцией Дж. П. Лапорта, Б. Арройо и Х. Мехиа) (на испанском языке). Гватемала-Сити, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии : 48–58. Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2013 г. Проверено 24 апреля 2013 г.
- Клендиннен, Инга (2003) [1988]. Амбивалентные завоевания: майя и испанцы на Юкатане, 1517–1570 гг. (2-е изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-52731-7 . OCLC 50868309 .
- де Диос Гонсалес, Хуан (2008). Гонсало Герреро, первый мексиканец по собственному желанию (PDF) . Inventio: Генезис университетской культуры в Морелосе (на испанском языке) (4). Куэрнавака, Морелос, Мексика: Автономный университет штата Морелос: 23–26. OCLC 613144193 . Проверено 17 декабря 2013 г.
- Эдмонсон, Манро С. (1982). «Песни Дзитбалче: Литературный комментарий» (PDF) . Тлалокан . 9 : 173–208. ISSN 0185-0989 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2014 г. Проверено 31 марта 2013 г.
- Гиллеспи, Сьюзен Д. (1991). «Игры с мячом и границы» . В Верноне Скарборо; Дэвид Р. Уилкокс (ред.). Мезоамериканская игра в мяч . Тусон, Аризона, США: Издательство Университета Аризоны . стр. 317–345 . ISBN 0-8165-1360-0 . OCLC 51873028 .
- Гомес Мартин, Хорхе Анхель (июнь 2013 г.). «Открытие Юкатана» (PDF) . Журнал колумбийских исследований (на испанском языке) (9). Тордесильяс, Вальядолид, Испания: Иберо-американский семинар по открытиям и картографии: 53–60. ISSN 1699-3926 . OCLC 436472699 . Проверено 17 декабря 2013 г.
- Гийемин, Хорхе Ф. (1965). Ишимче: столица древнего королевства Какчикель [ Иксимче: столица бывшего королевства Какчикель ] (на испанском языке). Гватемала: Национальная типография Гватемалы.
- Гватемала (Карта) (3-е изд.). 1:500000. Карты международных путешествий. ITMB Publishing Ltd. 1998. ISBN. 0-921463-64-2 . OCLC 421536238 .
- Джонс, Грант Д. (1998). Завоевание последнего королевства майя . Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804735223 .
- Лупер, Мэтью Г. (2003). Воин-молния: искусство майя и королевская власть в Киригуа . Серия Линды Шеле о майя и доколумбовых исследованиях. Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-70556-5 . OCLC 52208614 .
- Ловелл, В. Джордж (2005). Завоевание и выживание в колониальной Гватемале: историческая география нагорья Кучуматан, 1500–1821 гг. (3-е изд.). Монреаль, Канада: Издательство Университета Макгилла-Куина . ISBN 0-7735-2741-9 . OCLC 58051691 .
- Минс, Филип Эйнсворт (1917). . Документы Музея американской археологии и этнологии Пибоди Гарвардского университета. Том. VII. Кембридж, Массачусетс, США: Музей археологии и этнологии Пибоди. OCLC 681599 .
- Миллер, Мэри Эллен (1999). Искусство и архитектура майя . Лондон, Великобритания и Нью-Йорк, США: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20327-Х . OCLC 41659173 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (2003) [1993]. Иллюстрированный словарь богов и символов Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-27928-4 . ОСЛК 28801551 .
- Прочтите, Кей Алмере; Джейсон Гонсалес (2000). Справочник по мезоамериканской мифологии . Оксфорд, Великобритания: ABC-CLIO . ISBN 1-85109-340-0 . OCLC 43879188 .
- Салазар, Габриэль (2000) [1620]. «География низменностей: Габриэль Салазар, 1620 г.». В Лоуренсе Х. Фельдмане (ред.). Затерянные берега, забытые народы: испанские исследования юго-восточной низменности майя . Дарем, Северная Каролина, США: Издательство Университета Дьюка . стр. 21–54. ISBN 0-8223-2624-8 . OCLC 254438823 .
- Шеле, Линда ; Дэвид Фрейдель (1991). «Дворы творения: площадки для игры в мяч, игры с мячом и порталы в потусторонний мир майя» . В Верноне Скарборо; Дэвид Р. Уилкокс (ред.). Мезоамериканская игра в мяч . Тусон, Аризона, США: Издательство Университета Аризоны . стр. 289–315 . ISBN 0-8165-1360-0 . OCLC 51873028 .
- Шеле, Линда ; Питер Мэтьюз (1999). Кодекс королей: язык семи храмов и гробниц майя . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-684-85209-6 . OCLC 41423034 .
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Томпсон, сэр Эрик (2014) [1977]. «Предложение о создании культурной и лингвистической подгруппы майя в Петене и прилегающих регионах» . В Гранте Д. Джонсе (ред.). Антропология и история Юкатана (Kindle). Техасский панамериканский сериал. Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета. дои : 10.7560/703148 . ISBN 978-0-292-76678-5 . ОСЛК 2202479 .
- Томпсон, Дж. Эрик С. (1988). Майя Белиза: исторические главы со времен Колумба . Бенке Вьехо дель Кармен, Белиз: Cubola Productions. ISBN 968-6233-03-2 . OCLC 19255525 .
- Тислер, Вера; Андреа Кучина (декабрь 2006 г.). «Процедуры извлечения человеческого сердца и ритуальное значение: тафономическая оценка антропогенных знаков на классических скелетах майя». Латиноамериканская древность . 17 (4). Общество американской археологии: 493–510. дои : 10.2307/25063069 . JSTOR 25063069 . S2CID 163730170 . (требуется подписка)
- Вейл, Габриэль Вейл; Виктория Р. Брикер; Энтони Ф. Авени; Харви М. Брикер; Джон Ф. Чучиак; Кристин Л. Эрнандес; Брайан Р. Джаст; Марта Дж. Макри; Меридет Пакстон (декабрь 2003 г.). «Новые взгляды на Мадридский кодекс». Современная антропология . 44 (дополнение) (Специальный выпуск S5 «Множественные методологии в антропологических исследованиях»). Чикаго, Иллинойс, США: Издательство Чикагского университета: S105–S111. дои : 10.1086/379270 . JSTOR 10.1086/379270 . OCLC 820604805 . S2CID 160017024 . (требуется подписка)
- Уайлд, Пол Х. (зима 2008 г.). «Уильям С. Берроуз и боги смерти майя: использование археологии». Колледжская литература . 35 (1). Вест-Честер, Пенсильвания, США: Университет Вест-Честера : 38–57. дои : 10.1353/лит.2008.0009 . ISSN 0093-3139 . JSTOR 25115477 . OCLC 4638208566 . S2CID 170486522 . (требуется подписка)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дункан, Уильям Н. (декабрь 2011 г.). «Биоархеологический анализ жертвоприношений из постклассического храма майя из Ишлу, Эль-Петен, Гватемала». Латиноамериканская древность . 22 (4). Общество американской археологии: 549–572. дои : 10.7183/1045-6635.22.4.549 . JSTOR 23072574 . S2CID 163860789 .
- Граулич, Мишель. «Человеческие жертвоприношения в Мезоамерике» . Мексиканская археология (на испанском языке). XI (63). Мехико, Мексика: Редакционные статьи: 16–21. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 . Архивировано из оригинала 14 марта 2010 г.
- Лопес Лухан, Леонардо; Гильем Оливье; Альфонсо де Мария и Кампос; Алисия Майер (2010). Человеческие жертвоприношения в мезоамериканской религиозной традиции [ Человеческие жертвоприношения в мезоамериканской религиозной традиции ] (на испанском языке). Мехико, Мексика: Национальный институт антропологии и истории (INAH) и Национальный автономный университет Мексики (UNAM), Институт исторических исследований. ISBN 978-607-484-076-6 . OCLC 667990552 .
- Мозер, Кристофер Л. (1973). Обезглавливание человека в Древней Мезоамерике . Исследования доколумбового искусства и археологии. Том. 11. Думбартон-Оукс: попечители Гарвардского университета. стр. 1–72. JSTOR 41263421 . OCLC 940436 . (требуется подписка)
- Тислер, Вера; Андреа Кучина (2007). Новые взгляды на человеческие жертвоприношения и ритуальные процедуры по уходу за телом в древнем обществе майя ( Kindle ). Междисциплинарный вклад в археологию. Нью-Йорк, США: Спрингер. дои : 10.1007/978-0-387-48871-4 . ISBN 978-0-387-09524-0 . ISSN 1568-2722 . OCLC 755866469 .
- Вейл, Габриель; Кристин Эрнандес (2007). «Человеческие жертвоприношения в поздней постклассической иконографии и текстах майя» . В Вере Тислер и Андреа Кучина (ред.). Новые взгляды на человеческие жертвоприношения и ритуальное обращение с телом в древнем обществе майя . Спрингер. стр. 120–164. ISBN 9780387488714 .