Jump to content

Человеческие жертвоприношения в культуре майя

Скульптура на Большой площадке для игры в мяч в Чичен-Ице, изображающая жертвоприношение путем обезглавливания. Фигура слева держит отрубленную голову фигуры справа, из шеи которой льется кровь в виде змей.

В доколумбовую эпоху человеческие жертвоприношения в культуре майя представляли собой ритуальное подношение пищи богам и богиням . Кровь рассматривалась как мощный источник питания для божеств майя, а принесение в жертву живого существа было мощным кровавым подношением . В более широком смысле, жертвоприношение человеческой жизни было высшим приношением крови богам, и наиболее важные ритуалы майя завершались человеческими жертвоприношениями . с высоким статусом Как правило, в жертву приносились только военнопленные , а пленников с более низким статусом использовали для работы. [1]

Человеческие жертвоприношения среди майя очевидны, по крайней мере, с классического периода (ок. 250–900 гг. Н.э.) вплоть до заключительных этапов испанского завоевания в 17 веке. Человеческие жертвоприношения изображены в классическом искусстве майя , упоминаются в текстах глифов классического периода и были подтверждены археологически путем анализа останков скелетов классического и постклассического (ок. 900–1524 гг. н. э.) периодов. Кроме того, человеческие жертвоприношения описаны в ряде поздних майя и ранних испанских колониальных текстов, включая Мадридский кодекс , Киче, эпос Пополь Вух , Титуло де Тотоникапан , язык Киче , Рабиналь Ачи , Анналы Какчикелей , Юкатекские песни. Дзитбалче и Диего де Ланды » «Relación de las cosas de Yucatán .

Обезглавливание

[ редактировать ]

Важные ритуалы, такие как посвящение крупных строительных проектов или возведение на престол нового правителя, требовали человеческих жертвоприношений. Жертвоприношение вражеского короля было самым ценным подношением, и такое жертвоприношение включало обезглавливание пленного правителя в ритуальной реконструкции обезглавливания бога кукурузы майя богами смерти майя . [1] В 738 году нашей эры вассальный король Кака Тилив Чан Йопаат из Киригуа захватил своего повелителя Уаксакладжууна Убаа Кавиила из Копана и несколько дней спустя ритуально обезглавил его; [2] такие царские жертвоприношения часто записывались письмом майя «событие топора» с глифом . Обезглавливание вражеского короля могло быть выполнено как часть ритуальной игры с мячом, воспроизводящей победу близнецов-героев майя над богами подземного мира . [1]

Жертвоприношение путем обезглавливания изображается в искусстве майя классического периода и иногда совершалось после того, как жертву пытали, избивали, снимали скальп , сжигали или выпотрошивали . [3] Жертвоприношение путем обезглавливания изображено на рельефах в Чичен-Ице на двух площадках для игры в мяч (Большая площадка для игры в мяч и площадка для игры в мяч Монхас). [4] Миф о близнецах-героях, изложенный в «Пополь Вух», повествует о том, как один из каждой пары близнецов (сами близнецы-герои, а также их отец и дядя) был обезглавлен своими противниками по игре в мяч. [5]

Удаление сердца

[ редактировать ]

Извлечение сердца и жертвоприношение рассматривались как «высшее религиозное выражение древних майя». [6] Удаление еще бьющегося сердца , а иногда и самосожжение , [ объяснить ] считался большим подношением и едой для богов. Все началось с распыления крови, извлеченной либо [ объяснить ] изо рта, носа, ушей, пальцев или пениса, обычно с помощью острого инструмента, сделанного из кости животного, например позвоночника ската. [7] Затем жертву клали на каменный или деревянный алтарь, и доступ к сердцу достигался с помощью различных процедур и техник. Большинство этих методов были подтверждены исследованием посмертных повреждений костей, окружающих сердце, таких как грудина и ребра . Методы включают вертикальную аксиальную стернотомию , левую поперечную торакотомию , поперечную двустороннюю стерноторакотамию или трансдиафрагмальный доступ . Предпочтительным методом, скорее всего, был метод ниже диафрагмы, поскольку это обеспечивало легкий доступ и не вызывало значительной блокировки костей (на это указывают порезы, сегментация и переломы грудины и ребер). После этого сердце было подвергнуто извлечению. При доступе через грудину ребра раздвигаются, а при доступе через диафрагму ткань разрезается. Фактическое удаление сердца было достигнуто путем разрезания прикрепляющихся связок двусторонним инструментом. Наконец, подношение сердца происходило либо в специальном положении, либо посредством сожжения. В это время у жертвы также собирали кровь. Ритуал заканчивается увечьем тела, обычно путем расчленения или сожжения. Затем они избавлялись от тела или повторно использовали его для других целей. [8]

В постклассический период (ок. 900–1524 гг.) наиболее распространенной формой человеческого жертвоприношения было извлечение сердца, на которое повлиял метод, использовавшийся ацтеками в долине Мексики ; [1] обычно это происходило во дворе храма или на вершине храма -пирамиды . [9] Жертва была раздета и выкрашена в синий цвет, символ жертвоприношения, и ее заставляли носить остроконечный головной убор. [10]

Четыре окрашенных в синий цвет служителя, представляющие четырех Чааков сторон света, растягивали жертву над выпуклым камнем, который толкал грудь жертвы вверх; [10] Чиновник, которого называет наком в Ланда книге « Relación de las cosas de Yucatán», использовал жертвенный нож, сделанный из кремня, чтобы разрезать ребра чуть ниже левой груди жертвы и вытащить все еще бьющееся сердце. [11] Затем наком чилану передал сердце исполняющему обязанности священника, или , который испачкал кровью изображение храмового божества.

В зависимости от конкретного ритуала, иногда четверо Чааков бросали труп со ступенек пирамиды во двор внизу, где помощники жрецов снимали с него кожу, за исключением рук и ног. Затем чилань снимал свою ритуальную одежду и одевался в кожу жертвенной жертвы , прежде чем исполнять ритуальный танец, который символизировал возрождение жизни. Если в жертву приносился особо отважный воин, то труп разрезали на части, а части съедали присутствующие воины и другие прохожие. Руки и ноги отдавались чилану , который, если они принадлежали военнопленному, носил кости как трофей. [9] Археологические исследования показывают, что жертвоприношение сердца практиковалось еще в классический период. [12]

Жертва стрелы

[ редактировать ]

Некоторые ритуалы включали убийство жертвы из лука и стрел. Жертву раздевали, красили в синий цвет и заставляли носить фуражку, аналогично подготовке к жертвоприношению сердца. Жертву привязывали к столбу во время ритуального танца, из гениталий брали кровь и размазывали изображение правящего божества. Над сердцем жертвы рисовался белый символ, который служил мишенью для лучников. Затем танцоры проходили перед жертвенной жертвой, по очереди стреляя в цель, пока весь сундук не был заполнен стрелами.

Жертвоприношение с использованием лука и стрел зафиксировано еще в классический период (ок. 250–900 гг.) и изображалось граффити на стенах Храма Тикаль II . [9] « Песни Дзитбалче» представляют собой сборник стихов юкатекских майя, написанных в середине 18 века; два стихотворения посвящены жертвоприношению стрел и, как полагают, являются копиями стихов, датируемых 15 веком, постклассическим периодом. [13] Первая, названная «Маленькая стрела» , — это песня, призывающая жертву быть храброй и утешаться. [14] Второй называется «Танец лучника» и представляет собой ритуал, посвященный восходящему солнцу; он включает инструкции для лучника; лучника инструктируют, как подготовить стрелы и трижды станцевать вокруг жертвы. Лучнику приказано не стрелять до второго круга и быть осторожным, чтобы жертва умирала медленно. На третьем круге, пока он еще танцует, лучнику приказывают выстрелить дважды. [15] Похожая сцена описана в « Анналах Какчикелей» , где важного пленника привязывают к эшафоту; Воины Какчикеля начинают ритуальный «танец крови» и стреляют в него стрелами. [16] В позднепостклассической на языке киче драме «Рабиналь Ачи » важный военный пленник привязан к столбу, изображающему мифологическое кукурузное дерево, и приносится в жертву, стреляя в него стрелами; текст сравнивает лучников с охотниками, а жертвоприношение — с дичью. [17]

Кровопускание

[ редактировать ]

Кровь служила очень важной цели в культуре майя. Считалось, что он содержит «жизненную силу» или чу'лель , необходимую сверхъестественным силам. [18] Кровь приносилась богам или божествам путем саможертвенного кровопускания. Практикующие резали или протыкали себя различными инструментами, такими как костяные шила и иглы, обсидиановые лезвия или шипы магуи. Кровь можно было получить из таких областей, как уши, щеки, губы, ноздри, язык, руки, ноги и пенис. [19] Взятие крови из таких областей, как пенис, было символом воспроизводства и плодородия. После кровотечения кровь собирали на таких предметах, как бумага из коры, вата, перья животных, а затем сжигали, чтобы доставить ее богам. [20]

Принесение в жертву животных

[ редактировать ]

Животные также часто приносились в жертву. Обычно использовались такие животные, как перепела, индейки, олени и собаки. У сапотеков перепела считались «чистыми и чистыми», поскольку они пили воду из капель росы, а не из источников «грязной воды». Используемые виды включают перепела Монтесумы (Cyrtonyx montezumae) и белого перепела (Colinus Virginianus). [21] Есть также свидетельства жертвоприношения ягуара в Копане и Теотиуакане . Их останки заставили исследователей предположить, что их использовали для погребальных обрядов великих лидеров или в других случаях. Их считали «альтер-эго» их могущественных королей-шаманов. [22]

Другие методы

[ редактировать ]

Позднеклассические граффити из строения, захороненного под группой G в Тикале, изображают жертву, привязанную к столбу со связанными за головой руками; жертва была выпотрошена. [23] классического периода В городе Паленке двадцатилетняя женщина была погребена заживо, чтобы сопровождать умершего дворянина в качестве погребального подношения. [24]

В Священном сеноте в Чичен-Ице людей сбрасывали в сенот во время засухи, голода или болезней. Священный сенот представляет собой естественную воронку, образовавшуюся в результате эрозии местного известняка ; его ширина составляет примерно 50 метров (160 футов), а высота падения составляет 20 метров (66 футов) до поверхности воды, а глубина воды составляет еще 20 метров (66 футов). Стены сенота отвесные. Человеческие жертвоприношения практиковались вплоть до испанского завоевания Юкатана , то есть намного позже упадка города. [23]

Иногда жертвоприношения плотно связывали в шар и подбрасывали в ритуальной реконструкции игры с мячом. [24]

Некоторые другие практики, связанные с жертвоприношениями, включают сжигание жертв заживо, танцы в коже жертвы со снятой кожей, взятие головных трофеев, каннибализм , питье воды из ванны умершего родственника и окропление жертвенной кровью вокруг святилищ. [25]

Сосуд майя классического периода со сценой человеческого жертвоприношения.

Классический период (250–900 гг.)

[ редактировать ]

Человеческие жертвоприношения изображаются в произведениях искусства поздней классики и иногда сопровождаются пытками; жертвоприношение обычно совершалось путем обезглавливания. Иногда жертва была одета как олень. Предполагаемое жертвоприношение могло быть публично выставлено напоказ и выставлено напоказ перед самим актом жертвоприношения. Изображения человеческих жертвоприношений часто вырезались на ступенях архитектуры майя , и такие лестницы могли быть местом периодических жертвоприношений. [3] Ритуальное обезглавливание хорошо засвидетельствовано иероглифическими текстами майя классического периода. [26] Свидетельства массовых жертвоприношений в классический период археологически не обнаружены. [27] Археологические раскопки в ряде мест, включая Паленке , Калакмуль и Бекан , обнаружили скелеты со следами на позвонках и ребрах, которые соответствуют извлечению сердца в момент смерти с помощью кремневого ножа с длинным лезвием. [28] В классический период принесение в жертву товарищей для сопровождения захоронений высокопоставленных лиц, вероятно, было широко распространено и осуществлялось с использованием метода извлечения сердца, оставляя мало свидетельств на останках скелетов. Анализ останков, на которых имеются следы, напоминающие о жертвоприношении сердца, показывает, что в классический период майя использовали метод, включающий пересечение диафрагмы непосредственно под грудной клеткой и освобождение сердца. [29]

В период поздней классики (600-900 гг.) характерной чертой ритуальных практик, получившей распространение, были стойки для черепов, или цомпантли . Размещенные здесь черепа обычно принадлежали жертвенным ритуалам и жертвам. В Чичен-Ице была одна из самых больших и сложных подставок для черепов позднеклассического периода. Он был четырехуровневым и украшен репрезентативными черепами, высеченными в камне. Эти подставки для черепов были тесно связаны с играми с мячом и жертвенным обезглавливанием. [30] В Эль-Тахине наблюдается рост ритуалов, связанных с игрой в мяч. На этом месте были десятки площадок для игры в мяч, и многие из них были связаны с ритуальными обезглавливаниями из-за принадлежностей, используемых в ритуальных практиках. Эти большие площадки для игры в мяч были местом не только игры в мяч, но и ритуальных практик, связанных с плодородием. Многие религиозные и политические аспекты были включены в площадки для игры в мяч и игры, что делало их преследовавшими разные цели. Эти площадки для игры в мяч играли важную роль в драматических представлениях майя и использовались правителями, чтобы продемонстрировать силу и произвести впечатление на общество и последователей. [30]

Постклассический период (900–1524 гг.)

[ редактировать ]

Постклассическое массовое захоронение в Чампотоне в Кампече , Мексика, включало скелеты со следами сильных ударов по грудине, которые были интерпретированы как свидетельство принесения в жертву сердца. [31] Мадридский кодекс , постклассическая иероглифическая книга майя, содержит иллюстрацию жертвоприношения путем извлечения сердца, когда жертва растягивается над арочным камнем. [32]

У киче в высокогорной Гватемале человеческие жертвоприношения приносились богам киче. В конце 17 века Франсиско Хименес описал традицию, согласно которой в храме Тохиля человеческие жертвоприношения привязывались перед изображением божества, где священник открывал грудь жертвы и вырезал ее сердце. [33] После жертвоприношения тело жертвы, вероятно, было сброшено с парадной лестницы храма, где ему отрубили голову и поместили на подставку для черепов , расположенную перед храмом. [34] В эпосе Кичех « Пополь Вух » бог Тохил требует своего права кормить грудью своего народа, как младенец своей матери, но Тохил вскармливал человеческую кровь из груди жертвенной жертвы. [35] В «Пополь Вух» также описывается, как герой-близнец Хунахпу был принесён в жертву, удалив ему сердце и голову. [5] Человеческие жертвоприношения, вероятно, также приносились горному богу Кичеш Якавицу . [36] Человеческие жертвоприношения также упоминаются в документе Киче, Título de Totonicapán («Титул Тотоникапана»). Длинный отрывок, описывающий человеческое жертвоприношение, трудно интерпретировать, но он включает в себя жертвоприношение сердца и стрел, снятие кожи с жертвы и ношение ее кожи в манере, аналогичной ацтекским ритуалам, связанным с их богом Шипе Тотеком , а также упоминание о жертвенном ноже Тохиля. . [37]

Фрагмент страницы 76 Мадридского кодекса, изображающий жертвоприношение путем извлечения сердца.

Какчикель - майя, соседи киче, также практиковали человеческие жертвоприношения. было раскопано множество свидетельств человеческих жертвоприношений В Ихимче , их столице, . Свидетельством человеческих жертвоприношений на этом месте является алтарь на Структуре 2, типичный для жертвоприношений сердца, а также цилиндрический тайник с черепами, взятыми у обезглавленных жертв, в сопровождении обсидиановых ножей. [38] Пентатоническая была найдена в одном из храмов и также является ребенка, флейта, сделанная из бедренной кости символом человеческого жертвоприношения. [39] В Строении 3 также был обнаружен жертвенный кремневый нож. [38] использовали для так называемых « гладиаторских жертвоприношений », и, возможно, он служил этой цели. а круглый алтарь на этом месте очень похож на те, которые ацтеки [40] В « Анналах Какчикелей» зафиксировано, что около 1491 года правители Ихимче захватили в плен правителей Киче, а также изображение Тохиля. Пленный король и его соправитель были принесены в жертву вместе с сыном и внуком короля, другими дворянами и высокопоставленными воинами. [41] В том же тексте описывается, как Какчикель схватил могущественного господина по имени Толком, которого привязали к эшафоту и застрелили стрелами во время ритуального танца. [16]

Человеческие жертвоприношения во время испанского завоевания (1511–1697 гг.)

[ редактировать ]

В 1511 году испанская каравелла Санта-Мария-де-ла-Барка отправилась вдоль побережья Центральной Америки в Санто-Доминго из Дариена под командованием Педро де Вальдивия . [42] Корабль потерпел крушение на рифе где-то у Ямайки . [42] После крушения выжило всего двадцать человек, включая капитана Вальдивию, Херонимо де Агилара и Гонсало Герреро . [43] Выжившие оказались в одной из шлюпок корабля с плохими веслами и без паруса; через тринадцать дней, в течение которых половина выживших погибла, они вышли на берег Юкатана. [42] Там их схватил владыка майя Халах Уйник. [номер 1] Капитана Вальдивию вместе с четырьмя его товарищами принесли в жертву, а их мясо подали на пир. Остальные заключенные были откормлены для убийства, хотя Агилару и Герреро удалось сбежать. [44]

После катастрофического нападения испанцев на Успантан в 1529 году пленники, захваченные успантеками , были принесены в жертву Эксбаламкену, одному из героев-близнецов. [45] В 1555 году акала и их союзники- лакандоны убили испанского монаха Доминго де Вико . [46] Де Вико, основавший небольшую миссионерскую церковь в Сан-Маркосе (в Альта-Верапасе , Гватемала), оскорбил местного правителя майя; [47] вождь коренных народов выстрелил монаху в горло; затем разгневанные туземцы принесли его в жертву, разрезав ему грудь и вырвав сердце. Затем его труп был обезглавлен; [48] туземцы унесли его голову в качестве трофея, который испанцы так и не вернули. [49] В начале 1620-х годов испанская группа получила разрешение посетить все еще независимую Ицы столицу Нойпетен во главе с монахом Диего Дельгадо, которого сопровождали 13 испанских солдат и 80 христианизированных гидов майя из Типу , ныне находящегося в Белизе . Группа была схвачена, когда они прибыли в Нойпетен, и принесена в жертву с вырезанием сердец. Затем их обезглавили, а их головы выставили на кольях по всему городу; Дельгадо был расчленен. [50] Основная испанская партия попала в засаду в Сакалуме в январе 1624 года и была убита. Испанский капитан Франсиско де Миронес и священник-францисканец были принесены в жертву методом извлечения сердца после того, как были привязаны к раздвоенным столбам церкви. [51] Остальная часть испанской группы также была принесена в жертву, а их тела насажены на колышки у входа в деревню. [52]

В 1684 году три монаха- францисканца были убиты, вероятно, путем принесения в жертву сердца, в поселении Манш Чол в Палиаке на карибском побережье Белиза. Среди них были Франсиско Кустодио, Маркос де Мурос и неназванный брат-мирянин. [53]

Еще несколько испанских миссионеров были принесены в жертву в Нойпетене. В феврале 1696 года монах-францисканец Хуан де Сан-Буэнавентура и его неуказанный спутник-францисканец были доставлены в Нойпетен во время стычки между юкатекскими испанцами и Ицей на западном берегу озера Петен-Ица. Первосвященник Ицы АйКин Кан Эк позже рассказал, что он приказал связать францисканцев в виде крестов, а затем вырезал их сердца. [54] Примерно через месяц гватемальско-испанская экспедиция попала в засаду и была убита; Монахов- доминиканцев Кристобаля де Прада и Хасинто де Варгаса перевезли на остров Нойпетен и аналогичным образом привязали к Х-образным крестам, а затем вырезали им сердца. [55]

Доказательство

[ редактировать ]

Большая часть свидетельств жертвенных ритуалов майя взята из изображений в их кодексах . Кодекс — это древняя рукопись, выполненная на листах бумаги или материалах, похожих на бумагу. Эти записи обычно содержат информацию, относящуюся к той эпохе и людям, и подробно описывают многие культурные и ритуальные аспекты жизни. Большая часть того, что известно о культуре майя, собрано из этих книг. Кодексы майя содержат глифоподобные изображения, связанные с божествами, жертвоприношениями, ритуалами, фазами луны, движениями планет и календарями. [56] Три кодекса, которые считаются легитимными, — это Дрезденский , Мадридский и Парижский кодексы. Все эти кодексы содержат описания человеческих жертвенных ритуалов, таких как извлечение сердца и обезглавливание.

См. также

[ редактировать ]
  1. Халах Уйник на самом деле — это титул, а не личное имя, означающее «настоящий мужчина» и относящееся к правителю провинции. Клендиннен 2003, с. 25.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Шерер и Трэкслер 2006, с. 751.
  2. ^ Миллер 1999, стр. 134–35. Лупер 2003, стр.76.
  3. ^ Jump up to: а б Миллер и Таубе 1993, 2003, с. 96.
  4. ^ Гиллеспи 1991, стр. 321–322.
  5. ^ Jump up to: а б Гиллеспи 1991, стр. 322–323.
  6. ^ Тислер, Вера; Кучина, Андреа (20 января 2017 г.). «Процедуры извлечения человеческого сердца и ритуальное значение: тафономическая оценка антропогенных знаков на классических скелетах майя». Латиноамериканская древность . 17 (4): 493–510. дои : 10.2307/25063069 . JSTOR   25063069 . S2CID   163730170 .
  7. ^ Мозер, Кристофер Л. (1973). «Обезглавливание человека в древней Мезоамерике» . Исследования доколумбового искусства и археологии (11): 1–72 . JSTOR   41263421 .
  8. ^ Блос, Вера Тислер; Куччина, Андреа (2007). «Человеческое жертвоприношение путем извлечения сердца: остеотафономическая оценка ритуального насилия среди классических майя» . Исследования культуры майя . 30 (1): 57–78. ISSN   2448-5179 .
  9. ^ Jump up to: а б с Шерер и Трэкслер 2006, с. 752.
  10. ^ Jump up to: а б Шерер и Трэкслер 2006, с. 752. Рид и Гонсалес 2000, с. 139.
  11. ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 752. Дикий 2008, с. 46.
  12. ^ Тислер и Кучина 2006, с. 493.
  13. ^ Эдмонсон 1982, с. 173.
  14. ^ Эдмонсон 1982, стр. 201–202.
  15. ^ Эдмонсон 1982, стр. 205–206.
  16. ^ Jump up to: а б ван Аккерен 1999, с. 283.
  17. ^ ван Аккерен 1999, с. 281.
  18. ^ Хьюстон, Стивен; Стюарт, Дэвид (2 января 2015 г.). «О богах, символах и королях: божественность и правление среди классических майя». Античность . 70 (268): 289–312. дои : 10.1017/S0003598X00083289 . S2CID   162561423 .
  19. ^ Шестой круглый стол в Паленке, 1986 г. (1-е изд.). Университет Оклахомы Пресс. 1991. ISBN  0806122773 .
  20. ^ Стемп, В. Джеймс (октябрь 2016 г.). «Покручивай и кричи: эксперименты древних майя по кровопусканию путем прокалывания обсидиановыми лезвиями и осколками». Журнал археологической науки: отчеты . 9 : 134–142. дои : 10.1016/j.jasrep.2016.07.015 .
  21. ^ Ренфрю, Колин; Зубров, Эзра Б.В., ред. (1994). Древний разум . дои : 10.1017/CBO9780511598388 . ISBN  9780521456203 . [ нужна страница ]
  22. ^ Эванс, Сьюзен (2013). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры . Темза и Гудзон. [ нужна страница ]
  23. ^ Jump up to: а б Шерер и Трэкслер 2006, с. 753.
  24. ^ Jump up to: а б Миллер и Таубе 1993, 2003, с. 97.
  25. ^ Эванс, Сьюзен Тоби (2013). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры (Третье изд.). ISBN  978-0500290651 .
  26. ^ Шеле и Фрейдель 1991, стр. 311–312n6.
  27. ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр. 96–97.
  28. ^ Тислер и Кучина 2006, стр. 493, 501, 503.
  29. ^ Тислер и Кучина 2006, с. 506.
  30. ^ Jump up to: а б Эванс, Сара (2013). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры (Третье изд.). ISBN  978-0500290651 .
  31. ^ Тислер и Кучина 2006, с. 495.
  32. ^ Вейл и др. Декабрь 2003 г., с. С108.
  33. ^ Кармак 2001, стр. 356-357.
  34. ^ Кармак 2001, стр.360.
  35. ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, с. 170.
  36. ^ Кармак 2001, стр. 369–370.
  37. ^ ван Аккерен 1999, стр. 284–285.
  38. ^ Jump up to: а б Гиймен 1965, с. 30.
  39. ^ Гийемин 1965, стр.31.
  40. ^ Гийемин 1965, с. 32.
  41. ^ Шеле и Мэтьюз 1998, 1999, стр. 295, 297.
  42. ^ Jump up to: а б с де Диос Гонсалес 2008, с. 25. Гомес Мартин, июнь 2013 г., с. 56.
  43. ^ де Диос Гонсалес 2008, стр. 25–26.
  44. ^ де Диос Гонсалес 2008, с. 26.
  45. ^ Ловелл 2005, с. 65.
  46. ^ Дело Барреры и Алифата, 2007 г., с. 53.
  47. ^ Салазар 1620 2000, стр. 38, 52. ITMB 1998.
  48. ^ Салазар 1620, 2000, стр.39.
  49. ^ Салазар 1620, 2000, стр.35.
  50. ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 774. Средства 1917, стр. 79-81. Джонс 1998, стр. 47–48.
  51. ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 774. Джонс 1998, с. 48. Томпсон 1977, 2014, лок. 857.
  52. ^ Томпсон 1977, 2014, лок. 857.
  53. ^ Томпсон 1988, с. 35. Бракамонте и Соса 2001, с. 368.
  54. ^ Джонс 1998, стр. 227–228, 303.
  55. ^ Джонс 1998, стр. 233, 479n59.
  56. ^ «Кодексы майя — журнал археологии» . www.archaeology.org .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aeb0e8d4178080fbb887cbb928e439a3__1720296600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/a3/aeb0e8d4178080fbb887cbb928e439a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Human sacrifice in Maya culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)