Гонсало Герреро
Гонсало Герреро | |
---|---|
Бронзовая скульптура Гонсало Герреро и семьи / 1974 г., безымянная работа Рауля Айялы Арельяно, установленная в январе 1975 года в Акумале, К. Роо, Мексика. / фотография 2005 г. | |
Рожденный | конец 15 века. Палос-де-ла-Фронтера, Испания |
Умер | в. 1536 Долина Сула, Гондурас |
Верность | |
Классифицировать | Исполнять |
Битвы/войны |
|
Мемориалы | чей |
Супруг (а) | Зазил Ха ( ок. 1510-е гг .) |
Дети | 3 безымянных |
Гонсало Герреро (также известный как Гонсало Маринеро , Гонсало де Арока и Гонсало де Ароса ) был моряком из Палоса , Испания, который потерпел кораблекрушение на полуострове Юкатан и был взят в рабство местными майя . Заслужив свободу, Герреро стал уважаемым воином под началом лорда майя и воспитал троих из первых детей -метисов в Мексике и одного из первых детей-метисов в Америке вместе с детьми Карамуру и Жоао Рамальо в Бразилии. О его молодости мало что известно.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мало что известно о ранней жизни Герреро. [ 1 ] [ 2 ] Предполагается, что он достиг Нового Света на борту испанской экспедиции в конце 15 или начале 16 века. [ 1 ] [ примечание 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Кораблекрушение и порабощение 1511 г.
[ редактировать ]В 1511 году Герреро и пятнадцать других моряков потерпели кораблекрушение на отмели Лас-Виборас у побережья Ямайки, будучи сбитыми с курса сильным тропическим штормом. [ 3 ] Не имея мореходного судна и провизии, выжившие соорудили импровизированный плот и тринадцать дней дрейфовали по открытому морю, пока не увидели полуостров Юкатан, хотя к этому моменту в живых остались только десять из выживших (включая Герреро). [ 3 ] [ примечание 2 ]
Герреро и девять его выживших товарищей по команде были немедленно задержаны ополченцами майя Вэймиля после их приземления. [ 4 ] [ 5 ] Некоторые из них были ритуально принесены в жертву, а оставшиеся в живых были отправлены в рабство под власть различных провинциальных аристократов. [ 4 ] [ 5 ] [ примечание 3 ]
Переезд в Четумаль 1514 г.
[ редактировать ]Примерно в 1514 году Герреро поступил на службу к Начану Кану, халаху уничу или губернатору Четумаля , в то время как Херонимо де Агилар , его товарищ по команде, остался рабом батаба или мэра Ксаманьи. [ 6 ] Считается, что находясь в Четумале, Герреро продемонстрировал превосходное военное мастерство, тем самым получив воинское звание накома или командира. [ 7 ] [ 8 ] Считается, что он служил Четумалю или их союзникам во время Эрнандеса де Кордовы в 1517 году и Хуана де Грихальвы вступлений в 1518 году . [ 7 ] Более того, во время своего пребывания в Четумале Герреро полностью ассимилировался с культурой майя, зашел так далеко, что принял многобожие майя и женился на женщине майя, которая, как полагают, была дочерью губернатора провинции. [ 9 ] Дети Герреро и его жены считаются одними из первых метисов в Новом Свете, наряду с детьми Карамуру в Баии и Жоао Рамальо в Сан-Паулу , которые родились между 1510 и 1520 годами в Бразилии. [ 10 ] [ 11 ] [ примечание 4 ]
Контакт с Кортесом 1519
[ редактировать ]После высадки Эрнана Кортеса 6 марта 1519 года на Косумеле, во время испанского завоевания Империи ацтеков , конкистадор узнал о Герреро и его товарище по команде Агиларе и сразу же пригласил обоих присоединиться к энтраде в Теночтитлан . [ 12 ] [ 13 ] Герреро, однако, отклонил предложение Кортеса, отметив, что он обязан заботиться о своей семье в Четумале. [ 14 ] Кортес, узнав об этом, возобновил свое предложение, предоставив Герреро разрешение взять с собой свою семью. [ 14 ] И снова Герреро отказался, на этот раз отметив, что он также связан обязанностями перед губернатором провинции, рабом которого он был. [ 14 ]
Прибыв на Косумель с Кубы в 1519 году, Кортес отправил на материк письмо посланника майя, приглашая двух испанцев, о которых до него доходили слухи, присоединиться к нему. Агилар стал переводчиком вместе с Доньей Мариной , «Ла Малинче», во время Завоевания. Согласно рассказу Берналя Диаса, когда недавно освобожденный монах попытался убедить Герреро присоединиться к нему, Герреро ответил:
Русский : «Брат Агилар, я женат, у меня трое детей. У них я вождь и капитан, когда идут войны, мое лицо вырезано и уши проколоты. Что скажут обо мне эти испанцы, если увидят иду ли я так? Иди с благословением Божьим, раз ты видишь, что эти мои детки прекрасны, и дай мне за твою жизнь те зеленые бусы, которые ты принесешь, чтобы подарить их, и я скажу, что их прислали мои братья. ко мне из моей земли». [ 15 ]
Английский перевод : «Брат Агилар; я женат, у меня трое детей, и они смотрят на меня здесь как на касика (лорда) и капитана во время войны. У меня татуировка на лице и проколоты уши. Что бы сказали испанцы? обо мне, если бы они увидели меня таким? Идите, и да будет с вами благословение Божие, ибо вы видели, какие красивые мои дети, пожалуйста, дайте мне несколько тех бус, которые вы принесли, чтобы дать им, и я скажу им, что мои. братья прислали их из моей страны».
Диас описывает, как жена Гонсало, майя, Зазил Ха, прервала разговор и сердито обратилась к Агилару на ее родном языке:
Русский : «А еще индийская жена Гонсало заговорила с Агиларом на своем языке, очень разозлившись, и сказала ему: «Посмотри, что делает этот раб, чтобы позвонить моему мужу: уходи и больше не разговаривай». [ 15 ]
Английский перевод : «И индийская жена Гонсало очень сердито заговорила с Агиларом на своем родном языке и сказала ему: «Что это за раб, который пришел сюда поговорить с моим мужем? Уйди с тобой и не беспокой нас больше слов».
Затем Агилар снова заговорил с Герреро, напомнив ему о его христианской вере и предостерег от того, чтобы он не отдал свою вечную душу ради индийской женщины. Но он не убедил Гонсало.
По словам Роберта С. Чемберлена , Франсиско де Монтехо обнаружил, что Герреро был военным капитаном Чектумаля. Он попытался расположить его к себе, отправив ему длинное письмо, напоминая ему о его христианской вере, предлагая ему свою дружбу и полное прощение и прося его прийти к каравелле. Герреро ответил, написав на обратной стороне письма, что он не может покинуть своего господина, потому что тот был рабом, «хотя я женат, у меня есть жена и дети. Я помню Бога, и вы, сэр, и испанцы имеют хороший друг во мне». [ 16 ]
Герреро, похоже, сказал своим друзьям и семье майя, что испанцы будут страдать от смерти, как и другие люди. Он возглавлял кампании майя против Кортеса и его помощников, таких как Педро де Альварадо и панамского губернатора Педрариаса . Инструкции Альварадо в его кампании в Гондурасе включали приказ захватить Герреро.
Монтехо запись 1527
[ редактировать ]Считается, что Герреро сыграл решающую роль в провале энтрады Франсиско де Монтехо в 1527–1528 годах против Четумаля и других провинций восточного Юкатана. [ 17 ] Завершив северную часть кампании, Монтехо с восемью-десятью людьми на борту «Ла-Гаварры » бросил якорь в гавани Четумаля в первом или втором квартале 1528 года. [ 18 ] Монтехо, как до него Кортес, сразу пригласил Герреро присоединиться к его кампании, пообещав высокие военные почести. [ 17 ] [ 19 ] Герреро снова отказался, сославшись на свое состояние порабощения, хотя и «предложил» Монтехо свою дружбу. [ 17 ] [ 20 ] Четумаль, зная, что Монтехо ждал подкрепления пехоты, чтобы взять город, успешно сговорился, чтобы не допустить их прибытия с помощью различных обманов, замаскированных под дружескую помощь. [ 21 ] Подкрепление было отклонено от курса «дружественными» разведчиками, а Монтехо мягко уговорили думать, что его пехотинцы встретили плохой конец, что побудило его уйти во второй четверти 1528 года, не вступив в бой. [ 22 ] [ 21 ] [ примечание 5 ]
Давила запись 1531
[ редактировать ]Считается также, что Герреро вел расширенную кампанию против энтрады Алонсо де Авилы 1531–1533 годов , которой удалось захватить столицу провинции, но в конечном итоге также потерпел неудачу. [ 23 ] [ 24 ] [ примечание 6 ]
Альварадо запись 1536
[ редактировать ]В конце мая или начале июня 1536 года Педро де Альварадо , решивший нанести смертельный удар местному сопротивлению в долине Сула, возглавил успешную интраду против укрепленного лагеря Чикумбы на берегу реки Улуа. Герреро, который, как полагают, возглавлял или был в составе отряда Четумаля, усиливавшего войска Чикумбы, погиб в бою от выстрела из аркебузы. [ 25 ] [ 26 ] [ примечание 7 ]
Овьедо сообщает, что Герреро умер к 1532 году, когда лейтенанты Монтехо Авила и Лухон снова прибыли в Чектумаль. Андрес де Сереседа в письме испанскому королю от 14 августа 1536 года пишет о битве, произошедшей в конце июня 1536 года между Педро де Альварадо и местным гондурасским касиком по имени Чичумба. Обнаженное и татуированное тело испанца было найдено мертвым в городе Тикамайя Чичумбы после битвы. По словам Сереседы, этот испанец прибыл с 50 военными каноэ из Четумаля в начале 1536 года, чтобы помочь Чичумбе бороться с испанцами, пытавшимися колонизировать его земли. Испанец был убит в бою выстрелом из аркебузы . Хотя Сереседа говорит, что испанца звали Гонсало Арока, Р. Чемберлен и другие историки, писавшие об этом событии, идентифицируют этого человека как Гонсало Герреро. Герреро, вероятно, было 66 лет, когда он умер. [ 27 ]
Наследие
[ редактировать ]Знание о существовании Герреро
[ редактировать ]Никаких проверенных свидетельств из первых рук, написанных Герреро, не сохранилось. Первичные сообщения других людей, писавших о нем, являются нашим единственным источником информации о нем. Во-первых, есть Джеронимо де Агилар, который говорит, что Герреро был захвачен майя в то же время, что и он сам. Кортес обменивался письмами с Герреро, но не встречался с ним лично. Берналь Диас де Кастильо писал о тех же событиях, что и Кортес. Сереседа нашла его мертвым на поле боя в Гондурасе, но так и не связалась с ним. Первые испанские попытки вести хронику завоевания, предпринятые в конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков (Овьедо, Эррера), упоминают его, но считаются менее точными, чем отчеты того времени.
Недавние аккаунты
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2023 г. ) |
Хотя Герреро появляется в различных исторических хрониках завоевания Мексики и в средствах массовой информации, и его существование исторически засвидетельствовано, некоторые сведения о нем противоречивы. Это, в сочетании с часто отсутствующими фактами и исторической ложью, на протяжении веков привело к постоянному переопределению персонажа. Этот процесс начался с летописцев 16-го века и завершился в 20-м веке мексиканским коренным народом , каждый из которых имел свою собственную мотивацию и интерпретацию. [ 28 ]
Литературный критик Роуз-Анна М. Мюллер в эссе под названием « От культа к комиксам: представление Гонсало Герреро как культурного героя в мексиканской популярной культуре » исследует многочисленные изображения Герреро, от фигуры, которую оскорбляли испанские захватчики шестнадцатого века, до основателя. современной Мексики. Однако, как и в случае со многими символами, реальность этого мифа остается весьма сомнительной.
Мюллер заключает: «Хотя первичные и вторичные источники обрисовали историю Герреро в колониальный период, сегодня он стал политической и литературной иконой и превратился в национальный миф... Если летописцы и критиковали его, то Герреро был оправдан. своего рода, поскольку он стал образцом, который удовлетворяет потребность в объединении колонизаторов из Европы и коренных жителей Америки во внутреннем контексте».
Пожалуй, самым известным литературным произведением, прославляющим Герреро как отца метисов в Мексике, остается «Гонсало Герреро: историческая новелла» Эухенио Агирре, опубликованная в 1980 году в Мексике. Роман стал национальным бестселлером и в 1981 году получил серебряную медаль Парижской международной академии. Еще одна популярная книга, опубликованная в Мексике в 1999 году, «Герреро и кровь сердца» Алана Кларка, рассказывает о внутренней жизни и истории Герреро и Агилара. Герреро и Агилар - центральные фигуры исторического романа майя « Повелитель Джона Коу Роббинса », который был опубликован в США в 2011 году. «Исповедь Гонсало Герреро» Джона Райзингера была опубликована в 2015 году и представляет собой исторический роман, написанный на основе романа Герреро. точки зрения, исследуя его мотивы и конфликты, а также его отношения с женой майя.
Американский писатель Дэвид Стэктон описал жизнь и подвиги Герреро в своем романе «Сигнал победы» (1960). Эта работа, недавно переизданная издательством Faber & Faber , представляет собой «восьмой роман Дэвида Стэктона и первый в том, что он задумал как «Американский триптих»... [Он] рисует яркую картину влияния двух великих цивилизаций друг на друга [ и] истории Герреро – истории человека, который нашел свою истинную преданность и преследовал ее до неизбежного конца».
Археолог Джозеф Гиннесс, персонаж романа Дугласа Гранта Майна «Апрель и садовник» 2022 года , уже давно одержим Гонсало Герреро. Второе из двух длительных путешествий профессора Корнеллского университета в Центральную Америку конца 20-го века – регион, раздираемый политической борьбой, в которую Гиннесс оказывается опасно вовлеченным, – позволяет ему открыть с помощью пожилого гватемальского ученого до сих пор невообразимую сторону вождь-раб, ставший воином. [ 29 ]
В историографическом эссе социальный психолог Иоахим И. Крюгер переосмысливает историю Гонсало Герреро как радикальную трансформацию идентичности, которая поднимает вопросы о человеческой природе: «Возможно, Гонсало сможет побудить нас по-новому взглянуть на то, где мы находимся и кто мы есть. какие силы формируют нас, и как мы отреагируем, когда шторм выбросит нас на незнакомый берег?» [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]
- цивилизация майя
- Испанское завоевание
- Испанское завоевание Гондураса # Оставление Буэна-Эсперанса, 1536 г.
- Альвар Нуньес Кабеса де Вака
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Пояснительные сноски
[ редактировать ]- ↑ Было высказано предположение, что Герреро родился, вырос и прошел подготовку в качестве моряка в Палосе и что он достиг Нового Света примерно в 1509 году, когда ему было чуть больше двадцати ( Calder 2017 , стр. 23, 39).
- ^ Каравелла Герреро была частью флота, следовавшего из Панамы в Санто-Доминго и принадлежавшего Диего де Никуэсе, губернатору колониальной Панамы ( Гонсалес Эрнандес 2018 , параграф 3). Чемберлен 1948 , с. 15 называет риф причиной кораблекрушения судна. Колдер 2017 , стр. 64–65 датирует кораблекрушение и высадку Герреро 1512 годом.
- ↑ Считается, что моряки, которые изначально не были принесены в жертву, содержались в клетках, после чего некоторым удалось сбежать, но, тем не менее, они были вскоре повторно схвачены ополчением Вэймиля ( Диас дель Кастильо 1963 , стр. 60–65).
- ↑ Считается , что к первому кварталу 1519 года из десяти моряков, высадившихся на Юкатане и не принесённых в ритуальное жертвоприношение в 1511 году, в живых остались только Герреро и Агилар ( Чемберлен 1948 , стр. 15, Гонсалес Эрнандес 2018 , абз. 4).
- ↑ Монтехо и военные или ополченцы Четумаля участвовали в незначительных морских стычках после немедленного прибытия Монтехо, но они были быстро прерваны, поскольку оказались неэффективными ( Чемберлен 1948 , стр. 63).
- ↑ Во второй половине 1531 года, во время успешного удара по войскам Четумаля, расположившимся лагерем в Чикитакиле, примерно в четырех лигах к северу от оккупированной испанцами столицы провинции, пленники сообщили Давиле, что Герреро умер, хотя теперь историки считают, что это были ложные сведения. ( Чемберлен 1948 , стр. 100, 104).
- ↑ Считается, что в последнем квартале 1535 года Герреро возглавил флот из пятидесяти каноэ через Гондурасский залив, чтобы помочь в осаде под руководством Чикумбы Буэна Эсперанса, молодой испанской виллы в нижней части долины Сула ( Чемберлен 1953 , стр. 32, 37, 53–54). Однако контингент Четумаля не участвовал в боевых действиях, поскольку план Чикумбы был сорван виллой до прибытия флота ( Чемберлен, 1953 , стр. 53–54).
Краткие цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гонсалес Эрнандес 2018 , п. 2.
- ^ Колдер 2017 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Гонсалес Эрнандес 2018 , п. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Диас дель Кастильо 1963 , стр. 60–65.
- ^ Перейти обратно: а б Гонсалес Эрнандес 2018 , п. 4.
- ^ Гонсалес Эрнандес 2018 , пп. 4–5.
- ^ Перейти обратно: а б Гонсалес Эрнандес 2018 г. , п. 5.
- ^ Чемберлен 1948 , стр. 15, 62.
- ^ Гонсалес Эрнандес 2018 , пп. 5–6.
- ^ Гонсалес Эрнандес 2018 , пара. 6.
- ^ Колдер 2017 , стр. 20–21.
- ^ Гонсалес Эрнандес 2018 , пара. 7.
- ^ Чемберлен 1948 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с Гонсалес Эрнандес 2018 , пункт. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Диас дель Кастильо 1800 , глава 11.
- ^ Чемберлен 1953 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с Гонсалес Эрнандес 2018 , п. 11.
- ^ Чемберлен 1948 , стр. 59–61.
- ^ Чемберлен 1948 , с. 62.
- ^ Чемберлен 1948 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Чемберлен 1948 , стр. 63–64.
- ^ Гонсалес Эрнандес 2018 , пп. 12–13.
- ^ Гонсалес Эрнандес 2018 , пара. 14.
- ^ Чемберлен 1948 , стр. 101, 104, 171.
- ^ Чемберлен 1953 , стр. 54–55, 57.
- ^ Чемберлен 1948 , стр. 171–172.
- ^ Агирре 1986 , с. ???.
- ^ Менна 2017 , с. ???.
- ^ Мой 2022 , с.
- ^ Крюгер 2021 , с.
Ссылки
[ редактировать ]- Адорно, Ролена (1992). «Статуя Гонсало Герреро в Акумале: культурные символы и реактуализация колониального прошлого» . Иберо-американский журнал . 62 (176): 905–923. дои : 10.5195/REVIBEROAMER.1996.6267 .
- Адорно, Ролена (2014) [Впервые опубликовано в 2008 году в Севилье издательством Renacimiento]. От Гуанкане до Макондо: исследования латиноамериканской литературы . Иллюминирование 38. Севилья: Возрождение.
- Агирре, Эухенио (1986) [Впервые опубликовано в 1980 году Национальным автономным университетом Мексики в Мексике, Германия]. Гонсало Герреро . Мексиканские чтения. Мехико: Министерство народного образования. ISBN 9789682910609 . OCLC 18247640 .
- Берг, Мэри Г.; Гюрко, Ланин А., ред. (2005). Этюды в честь Дены Лидер Потомак, Мэриленд: Гуманистические сценарии. hdl : 2027/mdp.39015061867712 . ISBN 1882528433 . OCLC 57710350 .
- Брахам, Персефона (2006). «Счастливое пленение Гонсало Герреро» . Испаноязычный обзор . 74 (1): 1–17. дои : 10.1353/hir.2006.0009 . S2CID 163000088 .
- Колдер, Роберт (2017). Герой Америки: легенда о Гонсало Герреро . Регина, Саскачеван: Университет Реджины Пресс. ISBN 9780889775091 . OCLC 978286075 .
- Чемберлен, Роберт Стоунер (1948). Завоевание и колонизация Юкатана, 1517-1550 гг . Публикация 582 Вашингтонского института Карнеги. Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский Институт Карнеги. hdl : 2027/txu.059173008409431 .
- Чемберлен, Роберт Стоунер (1953). Завоевание и колонизация Гондураса, 1502–1550 гг . Публикация 598 Вашингтонского института Карнеги. Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский Институт Карнеги. hdl : 2027/txu.059173002179226 .
- Диас дель Кастильо, Берналь (1632 г.). Подлинная история завоевания Новой Испании, написанная капиталом Берналем Диасом дель Кастильо, одним из ее завоевателей . Мадрид: Импрента дель Рейно. OCLC 872147430 .
- Диас дель Кастильо, Берналь (1800 г.) [Впервые опубликовано в 1632 г. издательством Imp. Королевства в Мадриде]. Подлинная история завоевания Мексики капитаном Берналем Диасом дель Кастильо, одним из завоевателей . Правдивая история завоевания Новой Испании. Перевод Китинга, Мориса. Лондон: Отпечатано Джоном Дином для Дж. Райта, Пикадилли, Хай-стрит, Конглтон. hdl : 2027/gri.ark:/13960/t1zc94736 .
- Диас дель Кастильо, Берналь (1961) [Впервые опубликовано в 1632 году Имп. дель Рейно в Мадриде]. «Правдивая история завоевания Новой Испании» . Мехико: Фернандес Эдирес. ОСЛК 29372081 .
- Диас из замка, Берналь (1963) [Впервые опубликовано в 1632 году издательством Imp. Королевства в Мадриде] Завоевание Новой Испании Пингвинская классика. Перевод Джона Майкла. Лондон: Книги Пингвина. ISBN 0140441239 . OCLC 526355 .
- Гарсиа Крузадо, Эдуардо, изд. (2019). Конференции XI, XII, XIII и XIV (2015, 2016, 2017 и 2018 гг.) . Протоколы исторической конференции по открытию Америки. Том IV. Севилья и Палос-де-ла-Фронтера: Международный университет Андалусии и его превосходительство. Городской совет Палос-де-ла-Фронтера. ISBN 9788479933463 . OCLC 698165875 .
- Гонсалес Эрнандес, Кристина (2018). «Гонсало Герреро» . Электронный биографический словарь . Королевская академия истории . Проверено 4 октября 2022 г.
- Хореги, Карлос А. (2020). Призраки и заговоры: осады колониального вопроса . Parecos y australes: Очерки культуры Колонии 25. Мадрид: Iberoamericana Editorial Vervuert. ISBN 9788491920519 . OCLC 1147702931 .
- Крюгер, Иоахим И. (2021). «Гонсало Герреро и психология идентичности» . Журнал текущих исследований социальных и гуманитарных наук . 4 (2): 122–132. дои : 10.12944/CRJSSH.4.2.02 . S2CID 245432493 .
- Мой, Дуглас Грант (2022). Эйприл и садовник . Сложенные каменные книги. ISBN 9780578364414 .
- Пеллисер Доминго, Роза (2007). «Плененный пленник: Гонсало Герреро в мексиканском романе XX века» . Безымянная Америка (9–10): 157–166. дои : 10.14198/AMESN2007.9-10.21 . hdl : 10045/5661 .
- Рико, Хосе (2000). «Гонсало Герреро: граница воображаемого Испании» . Латиноамериканское литературное обозрение . 28 (55): 87–109. ПроКвест 1750797928.
- Роландо, Массачусетс (ноябрь 2016 г.). «Белиз — колыбель латиноамериканской этнической группы метисов — Гонсало Герреро» . Белиз.com . Бельмопан, Кайо: ITM.
- Ромеро, Роландо Дж. (1992). «Тексты, предтексты, контексты: Гонсало Герреро в хрониках Индии» . Журнал латиноамериканских исследований . 26 (3): 345–367. ПроКвест 1300122538.
- Уэйт, Ларри (8 сентября 2022 г.). «Гонсало Герреро – первый европеец, сделавший Белиз своим домом» . Белиз Хаб . Сан-Игнасио, Кайо. Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гонсало Фернандес де Овьедо, Общая и естественная история Индии, книга XXXII, глава VI, 1851 г., Мадрид.
- Архив истории Юкатана, Кампече и Табаско. 3 тома, изд. Х. Игнасио Рубио Манье (Мексика, 1942).
- Моррис, Уолтер Ф. (1990). Живая Майя . Гарри Н. Абрамс. ISBN 0810927454 .
- Сантьяго, Хуан-Наварро; Теодор Роберт Янг (январь 2001 г.). Дважды рассказанная история: новое открытие встречи в иберийской/иберийско-американской литературе и кино . Университет Делавэра Пресс. ISBN 0874137330 .
- Менна, Стефано (2017). Гонсало Герреро и граница идентичности . Жуванс. ISBN 9788878015579 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Между двумя мирами — История Гонсало Герреро , лит. Между двумя мирами — История Гонсало Герреро , документальный фильм 2012 года, снятый Фернандо Гонсалесом Ситжесом и продюсером TV UNAM .