Цомпантли

Цомпантли ( произношение на науатле: [t͡somˈpant͡ɬi] ) или стойка для черепов — это тип деревянной стойки или частокола, зарегистрированный в нескольких мезоамериканских цивилизациях, который использовался для публичного показа человеческих черепов , обычно черепов военнопленных или других жертвенных жертв . Это подобие лесов, конструкция из шестов, на которые помещали головы и черепа, предварительно проделав в них отверстия. [1] Многие из них были задокументированы по всей Мезоамерике и варьируются от эпиклассического периода ( ок. 600–900 гг. н.э. ) до раннего постклассического периода ( ок. 900–1250 гг. н.э. ). [2] В 2015 году археологи объявили об открытии Хьюи Цомпантли с более чем 650 черепами в археологической зоне Темпло Майор в Мехико . [3]
Этимология
[ редактировать ]Название происходит от но классического языка ацтеков науатль, также часто применяется к аналогичным структурам, изображенным в других цивилизациях. Его точная этимология неясна, хотя его общая интерпретация - «стойка с черепами», «стена из черепов» или «знамя с черепами». [2] Скорее всего, это соединение слов на языке науатль цонтекоматль («череп»; от цонтли или цом — «волосы», «голова головы» и текоматль (« тыква » или «контейнер») и памитль («знамя»). приписывают объяснение изображений в нескольких кодексах, которые связывают их со знаменами, однако лингвист науатля Фрэнсис Карттунен предположила, что пантли означает просто «ряд» или «стена». [4]
Историческое распространение
[ редактировать ]Общая информация
[ редактировать ]Чаще всего он возводился в виде линейно расположенной серии вертикальных столбов, соединенных серией горизонтальных перекладин. Черепа протыкали или продевали сбоку вдоль этих горизонтальных кольев. Альтернативный вариант, более распространенный в регионах майя, заключался в том, что черепа насаживались друг на друга на вертикальных столбах. [5]
Цомпантли позднего постклассического периода (13-16 века) и после завоевания (середина 16-17 веков) известен главным образом своими изображениями в кодексах , современных отчетах о конкистадорах и некоторых других надписях. Тем не менее, структура, похожая на цомпантли , которая считается первым примером таких структур, была раскопана в протоклассической цивилизации сапотеков на территории Ла-Койотера , Оахака , и датируется примерно 2-м веком до н.э. - 3-м веком нашей эры . [6] Сапотеки называли это сооружение yàgabetoo , и на нем был изображен 61 череп. [7]
Цомпантли также отмечены в других мезоамериканских доколумбовых культурах, таких как тольтеки и микстеки . [8] [9]
Толтек
[ редактировать ]В столице тольтеков Туле появились первые в Центральной Мексике признаки настоящего увлечения черепами и скелетами. Тула процветала с девятого по тринадцатый век. На этом месте находятся разрушенные останки цомпантли . Цомпантли в Туле демонстрировали несколько рядов вырезанных из камня черепов , украшающих стороны широкой платформы, на которой выставлялись настоящие черепа жертвенных жертв. Цомпантли . появились на заключительном этапе развития цивилизации в Туле, которая была разрушена около 1200 года [10]
Майя
[ редактировать ]Другие примеры указаны на объектах цивилизации майя , таких как Ушмаль и другие объекты региона Пуук на Юкатане , датируемые примерно концом 9-го века классической эпохи майя . Особенно прекрасный и неповрежденный образец надписи сохранился на обширном участке Чичен-Ица . [11]
Человеческие жертвоприношения в больших масштабах были представлены майя тольтеками после появления цомпантли на площадках для игры в мяч в Чичен-Ице . Шесть рельефов площадки для игры в мяч в Чичен-Ице изображают обезглавливание игрока в мяч; кажется, что проигравшие будут обезглавлены, а их черепа положат на цомпантли . [12]

Ацтекская эпоха
[ редактировать ]Слово цомпантли на языке науатль использовалось ацтеками для обозначения подставок для черепов, найденных во многих ацтекских городах; Первым и наиболее ярким примером является Хуэйи Цомпантли (Большая стойка для черепов), расположенная в столице ацтеков Теночтитлане и описанная ранними конкистадорами. В Теночтитлане было еще как минимум пять стеллажей с черепами, но, судя по всему, они были намного меньше.
Согласно Берналя Диаса дель Кастильо рассказу очевидца , « Истории завоеваний Новой Испании» , написанной через несколько десятилетий после этого события, после того как экспедиция Эрнана Кортеса была вынуждена совершить первоначальное отступление из Теночтитлана, ацтеки воздвигли импровизированный цомпантли , на котором выставлены отрубленные головы людей и лошадей, захваченных у захватчиков. Этот цомпантли изображен в двенадцатой книге Флорентийского кодекса . [13] [14] Эта насмешка также изображена в ацтекском кодексе, в котором рассказывается эта история и последующие сражения, которые привели к конечному захвату города испанскими войсками и их союзниками. [15]
Во время пребывания экспедиции Кортеса в столице ацтеков Теночтитлане (первоначально в качестве гостей-пленников императора Моктесумы II , перед битвой, которая привела к завоеванию), они сообщили о деревянном алтаре цомпантли , украшенном черепами недавних жертвоприношений. [16] Внутри комплекса Темпло Майор на лепном эти жертвоприношения были изображены барельефе; остатки этого рельефа сохранились, и теперь их можно увидеть в руинах Сокало в современном Мехико .
Приготовление цомпантли
[ редактировать ]Раскопки в Темпло Майор в столице ацтеков Теночтитлане обнаружили множество черепов, принадлежащих не только мужчинам, но и женщинам и детям, что демонстрирует разнообразие человеческих жертвоприношений в ацтекской культуре . [17] Хотя отрубленные головы были выставлены на обозрение, многие учёные пришли к выводу, что конечности ацтекских жертв были съедены . [18] Фрай Диего Дуран подтверждает это, заявляя, что черепа доставлялись в храмы после того, как «плоть была съедена». [19]
Дуран отмечает, что цомпантли периодически ремонтировались. По этому поводу Дуран заявляет: «Когда [черепа] старели и разрушались, они разваливались на куски. Однако когда частокол состарился, его отремонтировали, и при его удалении многие [черепа] сломались. Другие были удалены, чтобы освободить место. больше, чтобы было место для тех, кого потом убьют». [19]
Археолог Эдуардо Контрерас считает, что ткань, прикрепленная к черепам, была удалена до того, как шест цомпантли через боковую часть черепов был вставлен . Он основывает свои предположения на раскопках Пласа-де-лас-Трес-Культурас в Тлателолко , Мехико, между 1960 и 1965 годами. [19]
Хуэйи Цомпантли
[ редактировать ]Хуэйи Цомпантли был центральным цомпантли, найденным в Теночтитлане. ацтеков Подставка для черепов здесь служила напоминанием о продолжающихся Цветочных войнах . [20] Важным аспектом войн ацтеков был захват вражеских воинов в качестве жертвоприношений, о чем свидетельствует количество воинов, принесенных в жертву вокруг ацтекских построек. [21] Одному конкистадору, Андресу де Тапиа , было поручено пересчитать черепа на цомпантли в Теночтитлане, и он подсчитал, что на нем было 136 000 черепов. [22] Однако, согласно цифрам, данным Тайпой и Фраем Диего Дураном , Бернард Ортис де Монтеллано [23] подсчитал, что на Хуэи Цомпантли в Теночтитлане насчитывалось не более 60 000 черепов. Хуэйи Цомпантли представлял собой массивную каменную платформу, состоящую из «тридцати длинных ступеней», длиной 60 метров и шириной 30 метров на вершине. На вершине вышеупомянутой платформы был возведен столь же грозный деревянный частокол и леса, состоящие из 60–70 массивных стоек или бревен, переплетенных вместе с впечатляющим созвездием горизонтальных поперечных балок, на которых были подвешены десятки тысяч обезглавленных человеческих голов, когда-то пронзенных ими. [24] По этому поводу Берналь Диас де Кастильо заявляет:
Я помню, что у них было на площади, где было несколько святынь, столько мест с мертвыми черепами, которые можно было сосчитать, согласно концерту, когда они были устроены, что, когда они появятся, их будет более ста тысяч; и я еще раз говорю о ста тысячах. А в другой части площади было столько же гребцов костей без мяса, костей мертвецов, которых невозможно было сосчитать; и во многих балках у них было много голов, свисавших с одной части на другую. А хранили эти кости и черепа три жреца, которые, как мы поняли, ими и управляли. О чем нам пришлось больше заботиться после того, как мы хорошо вошли в землю: во всех деревнях они были такими, в том числе и в Таскале. [25]
различные научные интерпретации космологического значения положения Хуэи Цомпантли Появились . Эдуардо Матос Моктесума утверждает, что центральный цомпантли был расположен к северу от Темпло Майор. Моктесума отмечает, что на юге соответствующего святилища обнаружено не было. Моктесума также отмечает, что взгляды мексиканцев на вселенную, разделяющие вселенную на горизонтальную и вертикальную плоскости, утверждают, что северный сектор горизонтальной плоскости соответствует Миктлампе, или стране мертвых. [26] С другой стороны, Рубен Г. Мендоса утверждает, что Хуэйи Цомпантли был расположен на оси восток-запад между Темпло Майор и основной площадкой для игры в мяч. Хуэйи Цомпантли должен был быть совмещен с маркером внутри Templo Mayor, разделяющим одну половину на Тлалока, а другую половину на Уицилопочтли . Мендоса утверждает, что, путешествуя по небу, солнце поднялось бы в «небесный свод», представленный Хуэи Цомпантли . [27]
Современные археологические данные показали, что этот большой частокол был окружен двумя круглыми башнями, сделанными из черепов и раствора. [28]
Исторические изображения
[ редактировать ]
Есть многочисленные изображения цомпантли в ацтекских кодексах , датируемых примерно временем или вскоре после испанского завоевания Империи ацтеков , таких как Кодекс Дурана , Кодекс Рамиреса и Кодекс Борджиа . Кодекс Мендосы содержит несколько изображений цомпантли . На фронтисписе Кодекса Мендоса изображен цомпантли, держащий единственный череп рядом с орлом, сидящим на кактусе. Подобное изображение цомпантли используется для обозначения города Цомпанко в Кодексе Мендосы . [29] На листе 45v Кодекса Борджиа изображена платформа, украшенная черепами. [30]
Недавние раскопки
[ редактировать ]Археологи Национального института антропологии и истории, начиная с 2015 года, приняли участие в серии раскопок, в результате которых были обнаружены цомпантли . Эти раскопки проходили недалеко от столичного собора Мехико и включали в себя обнаружение одной цомпантли башни . Эти раскопки показали, что в жертву приносились женщины и дети, хотя 75% жертвоприношений составляли мужчины. [28]
Ассоциация и значение
[ редактировать ]Помимо использования для демонстрации черепов ритуально казненных военнопленных, цомпантли часто встречаются на мезоамериканских площадках для игры в мяч , которые были широко распространены во всех цивилизациях и местах региона. Игра велась «на сохранение», и в конце концов проигравшая команда была принесена в жертву. Капитану победившей команды было поручено отвезти голову капитана проигравшей команды и выставить ее на цомпантли . [12] В этом контексте оказывается, что цомпантли использовался для демонстрации голов проигравших в этой зачастую весьма ритуальной игре. Однако не все игры заканчивались таким исходом, и в тех случаях, когда это происходило, предполагается, что эти участники часто были известными пленниками. Альтернативная теория состоит в том, что голову потерял капитан победившей команды, но доказательств того, что это было так, мало. [31] Тем не менее, общепризнано, что в мезоамериканской культуре принесение в жертву означало почитание кормления богов. [32] Тула , бывшая столица тольтеков , имеет хорошо сохранившуюся надпись цомпантли на площадке для игры в мяч.
Ассоциация с площадками для игры в мяч также отражена в « Пополь Вух» , знаменитом религиозном, историческом и культурном описании майя киче . Когда Хун Хун-Акпу , отец близнецов-героев майя , был убит лордами подземного мира ( Шибальба ), его голова была повешена на тыквенном дереве рядом с площадкой для игры в мяч. [33] Тыквенное дерево является четким изображением цомпантли , а изображение черепов на деревьях, как если бы они были фруктами, также является распространенным индикатором цомпантли и ассоциаций с некоторыми метафорическими интерпретациями игры. [34]
Галерея
[ редактировать ]- Деталь цомпантли в Чичен-Ице
- Цомпантли найден у четвертого памятника Каликстлауаки.
- Двенадцатая книга Флорентийского кодекса показывает головы пленных испанских солдат и их лошадей, выставленные на цомпантли перед храмом Уицилопочтли .
- Раскопанные цомпантли из Темпло Майор в современном Мехико.
- Реплика цомпантли в Национальном музее истории в Мехико.
- Темпло Музей Майор
- Цомпантли , изображенный в Кодексе Борджиа
- Цомпантли в Codex Vaticanus 3778, факсимиле Кодекса Риос.
- Упрощенный цомпантли представляет город Цомпанко в Кодексе Мендосы.
Современное использование
[ редактировать ]Цомпантли был предметом множества произведений искусства, созданных в двадцатом веке. Хосе Чавес Морадо изобразил цомпантли на картине 1961 года. [35] Джордж О. Джексон в рамках своего проекта «Сущность Мексики» сфотографировал различные изображения черепов, которые он называет калаверами ( по -испански «черепа»); Джексон называет группы этих фотографий цомпантли . [36] Цомпантли также стали предметом фресок, созданных художественным коллективом Nueve Arte Urbano для фестиваля Mextonia, прославляющего мексиканскую культуру и проходящего в Эстонии. [37] В Музее искусств Керетаро прошла выставка под названием «Цомпантли» , на которой были представлены работы различных художников, изображающие черепа. [38]
См. также
[ редактировать ]
- Часовня костей
- Охота за головами
- Санта-Мария-делла-Кончеционе капуцинов.
- Склеп Садлера
- Часовня Черепа, Чермна
- Череп Башня
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зарплата 2000, стр. 152.
- ^ Jump up to: а б Мендоса 2007, с. 397.
- ^ «Башня человеческих черепов в Мексике проливает новый свет на ацтеков» . Рейтер . 3 июля 2017 года . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ Карттунен, Фрэнсис (5 января 2005 г.). «Re: Перевод Цомпантли» . Сервер списка лингвистов . Архивировано из оригинала 25 октября 2007 года . Проверено 25 сентября 2005 г.
- ^ Нельсон и др. 1992, с. 308.
- ^ Спенсер 1982, стр. 236–239.
- ^ Фланнери 2003.
- ^ Коу 2011, с. 196.
- ^ Мендоса 2007, с. 396.
- ^ Брандес 2009, с. 51.
- ^ Миллер и Таубе 1993, с. 176.
- ^ Jump up to: а б Coe 2011, стр. 195–196 (или 210 в издании 2015 года).
- ^ «Всеобщая история вещей Новой Испании Фрая Бернардино де Саагуна: Флорентийский кодекс — Просмотр — Всемирная цифровая библиотека» . www.wdl.org . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ фамси. «FAMSI - Мезоамерика Джона Пола - Исторические записи завоевания» . www.famsi.org . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ Диас дель Кастильо 1963.
- ^ Леви 2009, с. 65.
- ^ Сотрудники BBC (2 июля 2017 г.). «Ацтекская башня из человеческих черепов, обнаруженная в Мехико» . Британская радиовещательная компания . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ Майкл Харнер 1977, с. 120.
- ^ Jump up to: а б с Дуран, Диего. Книга богов и обрядов и древнего календаря . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1971. Печать.
- ^ Коу и Кунц 2008, с. 194.
- ^ Коу и Кунц 2008, с. 110.
- ^ Харнер 1977, с. 122.
- ^ Ортис де Монтеллано 1983.
- ^ Рубен Мендоса 2007, стр. 407–408.
- ^ Диас дель Кастильо, Берналь. Подлинная история завоевания Новой Испании (PDF) . п. 188.
- ^ Том. 53, № 4, собрание, посвященное 75-летию Американской академии религии (декабрь 1985 г.), стр. 797–813.
- ^ Мендоса, Рубен Г. (2007). «Божественное тыквенное дерево» (PDF) . Изъятие и демонстрация индейцами частей человеческого тела в качестве трофеев . Междисциплинарный вклад в археологию. Спрингер. стр. 400–443. дои : 10.1007/978-0-387-48303-0_16 . ISBN 978-0-387-48303-0 .
- ^ Jump up to: а б «Кормление богов: сотни черепов свидетельствуют о огромных масштабах человеческих жертвоприношений в столице ацтеков» . Наука . 20 июня 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Кодекс Мендосы (1542 г.)» . Обзор общественного достояния . 14 мая 2012 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «Кодекс Борджиа (Луба 1898 г.)» . ФАМСИ . Университетская библиотека Ростока . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Кэмпбелл 1988, с. 108.
- ^ Коу и Кунц 2008, стр. 204–205.
- ^ Коу 2011, с. 67.
- ^ Мендоса 2007, с. 418.
- ^ «Коллекция современного искусства» (PDF) . Музей современного искусства Монтеррея .
- ^ «КАЛАВЕРАС» . Джордж О. Джексон де Льяно . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «Нуэве Арте Урбано получает международную награду за фреску Цомпантли» . Керетаро (на испанском языке). 6 декабря 2017 года . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ «Современный Цомпантли» . Керетаро (на испанском языке). 1 ноября 2014 года . Проверено 10 ноября 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Брандес, Стэнли (2009). Черепа живым, хлеб мертвым: День мертвых в Мексике и за ее пределами . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781405178709 .
- Кэмпбелл, Джозеф (1988). Сила мифа . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 978-0385418867 .
- Коу, Майкл Д .; Кунц, Рекс (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28755-2 .
- Коу, Майкл Д. (2011). Майя . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28902-0 .
- Диас дель Кастильо, Берналь (1963). Правдивая история завоевания Новой Испании [ The Conquest of New Spain ]. Перевод Дж. М. Коэна. Нью-Йорк: Группа Пингвин. ISBN 978-0140441239 .
- Фланнери, Кент В.; Маркус, Джойс (июль 2003 г.). «Происхождение войны: новый 14C восходит к древней Мексике» . ПНАС . 100 (20): 11801–11805. Бибкод : 2003PNAS..10011801F . дои : 10.1073/pnas.1934526100 . ПМК 208841 . ПМИД 14500785 .
- Харнер, Майкл (февраль 1977 г.). «Экологическая основа жертвоприношений ацтеков» . Американский этнолог . 4 (1): 117–135. дои : 10.1525/ae.1977.4.1.02a00070 . JSTOR 643526 .
- Леви, Бадди (2009). Конкистадор: Эрнан Кортес, король Монтесума и последняя битва ацтеков . Нью-Йорк: ООО «Рэндом Хаус». ISBN 9780553384710 .
- Мендоса, Рубен Г. (2007). «Божественное тыквенное дерево» . В Чаконе, Ричард Дж.; Дай, Дэвид Х. (ред.). Изъятие и демонстрация индейцами частей человеческого тела в качестве трофеев . Междисциплинарный вклад в археологию. Нью-Йорк: Спрингер Пресс. стр. 400–443 . дои : 10.1007/978-0-387-48303-0_16 . ISBN 978-0-387-48300-9 .
- Миллер, Мэри ; Таубе, Карл (1993). Боги и символы Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05068-2 .
- Нельсон, Бен А.; Дарлинг, Дж. Эндрю; Кайс, Дэвид А. (декабрь 1992 г.). «Практика морга и социальный порядок в Ла Кемаде, Сакатекас, Мексика». Латиноамериканская древность . 3 (4): 298–315. дои : 10.2307/971951 . JSTOR 971951 . S2CID 163819183 .
- Ортис де Монтеллано, Бернар Р. (1983). «Подсчет черепов: комментарий к теории ацтекского каннибализма Харнера-Харриса». Американский антрополог . 85 (2): 403–406. дои : 10.1525/aa.1983.85.2.02a00130 .
- Палка, Джоэл В. (2007). Исторический словарь Мезоамерики . Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 978-0810837157 .
- Спенсер, CS (1982). Куикатлан-Каньяда и Монте-Альбан: исследование формирования первичного государства . Нью-Йорк: Академическая пресса. ISBN 978-0-12-656680-2 .