Jump to content

Цомпантли

Цомпантли . рукописи XVI века , проиллюстрированный в ацтекской , Кодексе Дурана

Цомпантли ( произношение на науатле: [t͡somˈpant͡ɬi] ) или стойка для черепов — это тип деревянной стойки или частокола, зарегистрированный в нескольких мезоамериканских цивилизациях, который использовался для публичного показа человеческих черепов , обычно черепов военнопленных или других жертвенных жертв . Это подобие лесов, конструкция из шестов, на которые помещали головы и черепа, предварительно проделав в них отверстия. [1] Многие из них были задокументированы по всей Мезоамерике и варьируются от эпиклассического периода ( ок. 600–900 гг. н.э. ) до раннего постклассического периода ( ок. 900–1250 гг. н.э. ). [2] В 2015 году археологи объявили об открытии Хьюи Цомпантли с более чем 650 черепами в археологической зоне Темпло Майор в Мехико . [3]

Этимология

[ редактировать ]

Название происходит от но классического языка ацтеков науатль, также часто применяется к аналогичным структурам, изображенным в других цивилизациях. Его точная этимология неясна, хотя его общая интерпретация - «стойка с черепами», «стена из черепов» или «знамя с черепами». [2] Скорее всего, это соединение слов на языке науатль цонтекоматль («череп»; от цонтли или цом — «волосы», «голова головы» и текоматль тыква » или «контейнер») и памитль («знамя»). приписывают объяснение изображений в нескольких кодексах, которые связывают их со знаменами, однако лингвист науатля Фрэнсис Карттунен предположила, что пантли означает просто «ряд» или «стена». [4]

Историческое распространение

[ редактировать ]

Общая информация

[ редактировать ]

Чаще всего он возводился в виде линейно расположенной серии вертикальных столбов, соединенных серией горизонтальных перекладин. Черепа протыкали или продевали сбоку вдоль этих горизонтальных кольев. Альтернативный вариант, более распространенный в регионах майя, заключался в том, что черепа насаживались друг на друга на вертикальных столбах. [5]

Цомпантли позднего постклассического периода (13-16 века) и после завоевания (середина 16-17 веков) известен главным образом своими изображениями в кодексах , современных отчетах о конкистадорах и некоторых других надписях. Тем не менее, структура, похожая на цомпантли , которая считается первым примером таких структур, была раскопана в протоклассической цивилизации сапотеков на территории Ла-Койотера , Оахака , и датируется примерно 2-м веком до н.э. - 3-м веком нашей эры . [6] Сапотеки называли это сооружение yàgabetoo , и на нем был изображен 61 череп. [7]

Цомпантли также отмечены в других мезоамериканских доколумбовых культурах, таких как тольтеки и микстеки . [8] [9]

В столице тольтеков Туле появились первые в Центральной Мексике признаки настоящего увлечения черепами и скелетами. Тула процветала с девятого по тринадцатый век. На этом месте находятся разрушенные останки цомпантли . Цомпантли в Туле демонстрировали несколько рядов вырезанных из камня черепов , украшающих стороны широкой платформы, на которой выставлялись настоящие черепа жертвенных жертв. Цомпантли . появились на заключительном этапе развития цивилизации в Туле, которая была разрушена около 1200 года [10]

Другие примеры указаны на объектах цивилизации майя , таких как Ушмаль и другие объекты региона Пуук на Юкатане , датируемые примерно концом 9-го века классической эпохи майя . Особенно прекрасный и неповрежденный образец надписи сохранился на обширном участке Чичен-Ица . [11]

Чичен-Ица ​​цомпантли

Человеческие жертвоприношения в больших масштабах были представлены майя тольтеками после появления цомпантли на площадках для игры в мяч в Чичен-Ице . Шесть рельефов площадки для игры в мяч в Чичен-Ице изображают обезглавливание игрока в мяч; кажется, что проигравшие будут обезглавлены, а их черепа положат на цомпантли . [12]

Цомпантли божеству изображен справа от изображения ацтекского храма, посвященного Уицилопочтли ; из рукописи Хуана де Товара 1587 года, также известной как Кодекс Товара .

Ацтекская эпоха

[ редактировать ]

Слово цомпантли на языке науатль использовалось ацтеками для обозначения подставок для черепов, найденных во многих ацтекских городах; Первым и наиболее ярким примером является Хуэйи Цомпантли (Большая стойка для черепов), расположенная в столице ацтеков Теночтитлане и описанная ранними конкистадорами. В Теночтитлане было еще как минимум пять стеллажей с черепами, но, судя по всему, они были намного меньше.

Согласно Берналя Диаса дель Кастильо рассказу очевидца , « Истории завоеваний Новой Испании» , написанной через несколько десятилетий после этого события, после того как экспедиция Эрнана Кортеса была вынуждена совершить первоначальное отступление из Теночтитлана, ацтеки воздвигли импровизированный цомпантли , на котором выставлены отрубленные головы людей и лошадей, захваченных у захватчиков. Этот цомпантли изображен в двенадцатой книге Флорентийского кодекса . [13] [14] Эта насмешка также изображена в ацтекском кодексе, в котором рассказывается эта история и последующие сражения, которые привели к конечному захвату города испанскими войсками и их союзниками. [15]

Во время пребывания экспедиции Кортеса в столице ацтеков Теночтитлане (первоначально в качестве гостей-пленников императора Моктесумы II , перед битвой, которая привела к завоеванию), они сообщили о деревянном алтаре цомпантли , украшенном черепами недавних жертвоприношений. [16] Внутри комплекса Темпло Майор на лепном эти жертвоприношения были изображены барельефе; остатки этого рельефа сохранились, и теперь их можно увидеть в руинах Сокало в современном Мехико .

Приготовление цомпантли

[ редактировать ]

Раскопки в Темпло Майор в столице ацтеков Теночтитлане обнаружили множество черепов, принадлежащих не только мужчинам, но и женщинам и детям, что демонстрирует разнообразие человеческих жертвоприношений в ацтекской культуре . [17] Хотя отрубленные головы были выставлены на обозрение, многие учёные пришли к выводу, что конечности ацтекских жертв были съедены . [18] Фрай Диего Дуран подтверждает это, заявляя, что черепа доставлялись в храмы после того, как «плоть была съедена». [19]

Дуран отмечает, что цомпантли периодически ремонтировались. По этому поводу Дуран заявляет: «Когда [черепа] старели и разрушались, они разваливались на куски. Однако когда частокол состарился, его отремонтировали, и при его удалении многие [черепа] сломались. Другие были удалены, чтобы освободить место. больше, чтобы было место для тех, кого потом убьют». [19]

Археолог Эдуардо Контрерас считает, что ткань, прикрепленная к черепам, была удалена до того, как шест цомпантли через боковую часть черепов был вставлен . Он основывает свои предположения на раскопках Пласа-де-лас-Трес-Культурас в Тлателолко , Мехико, между 1960 и 1965 годами. [19]

Хуэйи Цомпантли

[ редактировать ]

Хуэйи Цомпантли был центральным цомпантли, найденным в Теночтитлане. ацтеков Подставка для черепов здесь служила напоминанием о продолжающихся Цветочных войнах . [20] Важным аспектом войн ацтеков был захват вражеских воинов в качестве жертвоприношений, о чем свидетельствует количество воинов, принесенных в жертву вокруг ацтекских построек. [21] Одному конкистадору, Андресу де Тапиа , было поручено пересчитать черепа на цомпантли в Теночтитлане, и он подсчитал, что на нем было 136 000 черепов. [22] Однако, согласно цифрам, данным Тайпой и Фраем Диего Дураном , Бернард Ортис де Монтеллано [23] подсчитал, что на Хуэи Цомпантли в Теночтитлане насчитывалось не более 60 000 черепов. Хуэйи Цомпантли представлял собой массивную каменную платформу, состоящую из «тридцати длинных ступеней», длиной 60 метров и шириной 30 метров на вершине. На вершине вышеупомянутой платформы был возведен столь же грозный деревянный частокол и леса, состоящие из 60–70 массивных стоек или бревен, переплетенных вместе с впечатляющим созвездием горизонтальных поперечных балок, на которых были подвешены десятки тысяч обезглавленных человеческих голов, когда-то пронзенных ими. [24] По этому поводу Берналь Диас де Кастильо заявляет:

Я помню, что у них было на площади, где было несколько святынь, столько мест с мертвыми черепами, которые можно было сосчитать, согласно концерту, когда они были устроены, что, когда они появятся, их будет более ста тысяч; и я еще раз говорю о ста тысячах. А в другой части площади было столько же гребцов костей без мяса, костей мертвецов, которых невозможно было сосчитать; и во многих балках у них было много голов, свисавших с одной части на другую. А хранили эти кости и черепа три жреца, которые, как мы поняли, ими и управляли. О чем нам пришлось больше заботиться после того, как мы хорошо вошли в землю: во всех деревнях они были такими, в том числе и в Таскале. [25]

различные научные интерпретации космологического значения положения Хуэи Цомпантли Появились . Эдуардо Матос Моктесума утверждает, что центральный цомпантли был расположен к северу от Темпло Майор. Моктесума отмечает, что на юге соответствующего святилища обнаружено не было. Моктесума также отмечает, что взгляды мексиканцев на вселенную, разделяющие вселенную на горизонтальную и вертикальную плоскости, утверждают, что северный сектор горизонтальной плоскости соответствует Миктлампе, или стране мертвых. [26] С другой стороны, Рубен Г. Мендоса утверждает, что Хуэйи Цомпантли был расположен на оси восток-запад между Темпло Майор и основной площадкой для игры в мяч. Хуэйи Цомпантли должен был быть совмещен с маркером внутри Templo Mayor, разделяющим одну половину на Тлалока, а другую половину на Уицилопочтли . Мендоса утверждает, что, путешествуя по небу, солнце поднялось бы в «небесный свод», представленный Хуэи Цомпантли . [27]

Современные археологические данные показали, что этот большой частокол был окружен двумя круглыми башнями, сделанными из черепов и раствора. [28]

Исторические изображения

[ редактировать ]
Фронтиспис Кодекса Мендосы

Есть многочисленные изображения цомпантли в ацтекских кодексах , датируемых примерно временем или вскоре после испанского завоевания Империи ацтеков , таких как Кодекс Дурана , Кодекс Рамиреса и Кодекс Борджиа . Кодекс Мендосы содержит несколько изображений цомпантли . На фронтисписе Кодекса Мендоса изображен цомпантли, держащий единственный череп рядом с орлом, сидящим на кактусе. Подобное изображение цомпантли используется для обозначения города Цомпанко в Кодексе Мендосы . [29] На листе 45v Кодекса Борджиа изображена платформа, украшенная черепами. [30]

Недавние раскопки

[ редактировать ]

Археологи Национального института антропологии и истории, начиная с 2015 года, приняли участие в серии раскопок, в результате которых были обнаружены цомпантли . Эти раскопки проходили недалеко от столичного собора Мехико и включали в себя обнаружение одной цомпантли башни . Эти раскопки показали, что в жертву приносились женщины и дети, хотя 75% жертвоприношений составляли мужчины. [28]

Ассоциация и значение

[ редактировать ]

Помимо использования для демонстрации черепов ритуально казненных военнопленных, цомпантли часто встречаются на мезоамериканских площадках для игры в мяч , которые были широко распространены во всех цивилизациях и местах региона. Игра велась «на сохранение», и в конце концов проигравшая команда была принесена в жертву. Капитану победившей команды было поручено отвезти голову капитана проигравшей команды и выставить ее на цомпантли . [12] В этом контексте оказывается, что цомпантли использовался для демонстрации голов проигравших в этой зачастую весьма ритуальной игре. Однако не все игры заканчивались таким исходом, и в тех случаях, когда это происходило, предполагается, что эти участники часто были известными пленниками. Альтернативная теория состоит в том, что голову потерял капитан победившей команды, но доказательств того, что это было так, мало. [31] Тем не менее, общепризнано, что в мезоамериканской культуре принесение в жертву означало почитание кормления богов. [32] Тула , бывшая столица тольтеков , имеет хорошо сохранившуюся надпись цомпантли на площадке для игры в мяч.

Ассоциация с площадками для игры в мяч также отражена в « Пополь Вух» , знаменитом религиозном, историческом и культурном описании майя киче . Когда Хун Хун-Акпу , отец близнецов-героев майя , был убит лордами подземного мира ( Шибальба ), его голова была повешена на тыквенном дереве рядом с площадкой для игры в мяч. [33] Тыквенное дерево является четким изображением цомпантли , а изображение черепов на деревьях, как если бы они были фруктами, также является распространенным индикатором цомпантли и ассоциаций с некоторыми метафорическими интерпретациями игры. [34]

Современное использование

[ редактировать ]

Цомпантли был предметом множества произведений искусства, созданных в двадцатом веке. Хосе Чавес Морадо изобразил цомпантли на картине 1961 года. [35] Джордж О. Джексон в рамках своего проекта «Сущность Мексики» сфотографировал различные изображения черепов, которые он называет калаверами ( по -испански «черепа»); Джексон называет группы этих фотографий цомпантли . [36] Цомпантли также стали предметом фресок, созданных художественным коллективом Nueve Arte Urbano для фестиваля Mextonia, прославляющего мексиканскую культуру и проходящего в Эстонии. [37] В Музее искусств Керетаро прошла выставка под названием «Цомпантли» , на которой были представлены работы различных художников, изображающие черепа. [38]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Зарплата 2000, стр. 152.
  2. ^ Jump up to: а б Мендоса 2007, с. 397.
  3. ^ «Башня человеческих черепов в Мексике проливает новый свет на ацтеков» . Рейтер . 3 июля 2017 года . Проверено 5 июля 2017 г.
  4. ^ Карттунен, Фрэнсис (5 января 2005 г.). «Re: Перевод Цомпантли» . Сервер списка лингвистов . Архивировано из оригинала 25 октября 2007 года . Проверено 25 сентября 2005 г.
  5. ^ Нельсон и др. 1992, с. 308.
  6. ^ Спенсер 1982, стр. 236–239.
  7. ^ Фланнери 2003.
  8. ^ Коу 2011, с. 196.
  9. ^ Мендоса 2007, с. 396.
  10. ^ Брандес 2009, с. 51.
  11. ^ Миллер и Таубе 1993, с. 176.
  12. ^ Jump up to: а б Coe 2011, стр. 195–196 (или 210 в издании 2015 года).
  13. ^ «Всеобщая история вещей Новой Испании Фрая Бернардино де Саагуна: Флорентийский кодекс — Просмотр — Всемирная цифровая библиотека» . www.wdl.org . Проверено 3 ноября 2018 г.
  14. ^ фамси. «FAMSI - Мезоамерика Джона Пола - Исторические записи завоевания» . www.famsi.org . Проверено 4 ноября 2018 г.
  15. ^ Диас дель Кастильо 1963.
  16. ^ Леви 2009, с. 65.
  17. ^ Сотрудники BBC (2 июля 2017 г.). «Ацтекская башня из человеческих черепов, обнаруженная в Мехико» . Британская радиовещательная компания . Проверено 3 июля 2017 г.
  18. ^ Майкл Харнер 1977, с. 120.
  19. ^ Jump up to: а б с Дуран, Диего. Книга богов и обрядов и древнего календаря . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1971. Печать.
  20. ^ Коу и Кунц 2008, с. 194.
  21. ^ Коу и Кунц 2008, с. 110.
  22. ^ Харнер 1977, с. 122.
  23. ^ Ортис де Монтеллано 1983.
  24. ^ Рубен Мендоса 2007, стр. 407–408.
  25. ^ Диас дель Кастильо, Берналь. Подлинная история завоевания Новой Испании (PDF) . п. 188.
  26. ^ Том. 53, № 4, собрание, посвященное 75-летию Американской академии религии (декабрь 1985 г.), стр. 797–813.
  27. ^ Мендоса, Рубен Г. (2007). «Божественное тыквенное дерево» (PDF) . Изъятие и демонстрация индейцами частей человеческого тела в качестве трофеев . Междисциплинарный вклад в археологию. Спрингер. стр. 400–443. дои : 10.1007/978-0-387-48303-0_16 . ISBN  978-0-387-48303-0 .
  28. ^ Jump up to: а б «Кормление богов: сотни черепов свидетельствуют о огромных масштабах человеческих жертвоприношений в столице ацтеков» . Наука . 20 июня 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
  29. ^ «Кодекс Мендосы (1542 г.)» . Обзор общественного достояния . 14 мая 2012 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  30. ^ «Кодекс Борджиа (Луба 1898 г.)» . ФАМСИ . Университетская библиотека Ростока . Проверено 9 ноября 2018 г.
  31. ^ Кэмпбелл 1988, с. 108.
  32. ^ Коу и Кунц 2008, стр. 204–205.
  33. ^ Коу 2011, с. 67.
  34. ^ Мендоса 2007, с. 418.
  35. ^ «Коллекция современного искусства» (PDF) . Музей современного искусства Монтеррея .
  36. ^ «КАЛАВЕРАС» . Джордж О. Джексон де Льяно . Проверено 9 ноября 2018 г.
  37. ^ «Нуэве Арте Урбано получает международную награду за фреску Цомпантли» . Керетаро (на испанском языке). 6 декабря 2017 года . Проверено 10 ноября 2018 г.
  38. ^ «Современный Цомпантли» . Керетаро (на испанском языке). 1 ноября 2014 года . Проверено 10 ноября 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51f5ff95a1158d0dc464312e40db9b3b__1720266300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/3b/51f5ff95a1158d0dc464312e40db9b3b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tzompantli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)