Хун Хун-Ахпу
Хун Хунахпу «Один Хунахпу» (произносится [hunhunaxˈpu] ) — персонаж позднепостклассической мифологии майя , чье имя связывает его с XX-м днем отсчета дней, Хунахпу (соответствует классическому Ахау «Господь»). Его рассказ является частью раннеколониальной рукописи « Пополь Вух ». [1] Согласно этому источнику, Хун Хун-Ахпу является отцом близнецов-героев майя , Хун-Ахпу и Шбаланке. Он также является отцом сводных братьев-близнецов, покровителей ремесленников и писателей, Хун-Човена и Хун-Баца . Хун Хунахпу работает в паре со своим братом Вукуб-Хунахпу «Семь Хунахпу». Эти два брата из поколения, предшествовавшего поколению героев-близнецов, были обманом заманены в Темный Дом лордами Подземного мира ( Шибальба ) и принесены в жертву. Голову Хун Хун-Акпу повесили на трофейном дереве и превратили в калабас . Его слюна (то есть сок тыквы) оплодотворила Шкик , дочь одного из лордов Шибальбы. Она сбежала из Подземного мира и зачала близнецов. После победы над лордами подземного мира близнецы вернули останки своего отца и брата отца, но не смогли их реанимировать.
Хун Хун-Акпу и божество кукурузы
[ редактировать ].
Утверждалось, что в отличие от майя Киче позднего постклассического периода, майя классического периода считали, что отцовская фигура переродилась в кукурузу . [2] Согласно этой теории, Постриженный Бог Кукурузы, черепахи поднимающийся из панциря («могилы» земли), представляет собой воскресшего Хун Хун-Ахпу, в то время как боковые герои-близнецы рассматриваются как его сыновья, а не как его ровесники. Поэтому Хун Хун-Ахпу часто называют «кукурузным божеством», а кукурузное божество — «Первоотцом». [3] В поддержку теории кукурузного божества часто ссылаются на гончарную сцену, изображающую дерево какао с головой бога кукурузы (а также какао), подвешенной на одной из ветвей вместо одного из стручков. Предполагается, что эта голова является трофейной головой Хун Хун-Ахпу. [4] Хотя отождествление Хун Хун-Акпу с классическим кукурузным божеством майя стало популярным, возражения остаются. Таким образом, иероглифическое имя Постриженного Бога Маиса отличается от портретного глифа (Хун-)Хун-Ахпу, а дерево с подвешенной трофейной головой представляет собой персонифицированное дерево какао, а не калебас. Столь непохожие фрукты вряд ли вызывали у майя одинаковые ассоциации.
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Фрейдель, Шеле, Паркер, Майя Космос. Нью-Йорк: Уильям Морроу 1993.
- Деннис Тедлок, Пополь Вух. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1996 [1-е изд., 1985 г.].
- Карл Таубе, Мифы ацтеков и майя. Британский музей / Техасский университет Press, 1997.
- Таубе, Карл (1985). «Классический кукурузный бог майя: переоценка» ( PDF ) . В Вирджинии М. Филдс (изд. тома) (ред.). Пятый круглый стол в Паленке, 1983 год . Мерл Грин Робертсон (общий редактор) (Интернет-публикация: ред., ноябрь 2003 г.). Монтерей, Калифорния: Институт исследований доколумбового искусства . Проверено 11 января 2007 г.