Jump to content

Керамика майя

Расписная ваза классического периода из Сакула в Гватемале.

Керамика майя — это керамика, произведенная в доколумбовой майя культуре Мезоамерики . Сосуды были разных цветов, размеров и имели разное назначение. Сосуды для элиты могли быть расписаны очень подробными сценами, тогда как утилитарные сосуды были без украшений или были намного проще. Элитная керамика, обычно в виде прямоугольных мензурок, называемых «вазами», использовавшихся для питья, помещалась в погребения, что дало ряд сохранившихся в хорошем состоянии. Отдельные примеры включают вазу Принстона и вазу Фентона .

использовалась для множества повседневных дел, таких как хранение еды и напитков, Керамика а также служила памятным полотном. В быту использовалось три основных типа керамики: чаши, тарелки и цилиндры. Они часто были монохромными , то есть использовался только один тип минерального шликера. [1] Полихромная керамика имела более сложный характер и поэтому чаще использовалась элитой. Полихромная керамика использовалась не только в качестве украшения, но и как форма социальной валюты — физического проявления статуса и одобрения других. [2]

Со временем к керамике были добавлены различные функции, выходящие за рамки основных потребностей сосудов; Например, гранулы клали в миски большего размера, чтобы они не только служили чем-то для хранения еды, но и становились инструментами, используемыми на тех же пирах. [3]

Были найдены археологические свидетельства, свидетельствующие о том, что керамика использовалась в промышленных целях. Обнаружение очень однородных керамических цилиндров, а также инструментов, используемых при производстве соли, указывает на то, что керамика использовалась для массового производства соли из рассола. [4]

Исследования керамики майя составляют основную часть продолжающихся споров о степени политического контроля элиты над аспектами натурального хозяйства, степени экономической централизации и того, как она усиливает власть (обычная дискуссия в археологии сложных обществ). [5]

Типология

[ редактировать ]

По определению и использованию археологами Юго-Запада, посуда — это «большая группа типов керамики, которая не имеет большого временного или пространственного значения, но состоит из стилистически различных типов, схожих технологически и по методу изготовления», а «определённая посуда — это керамическая посуда». сборка, в которой все характеристики состава пасты (за исключением, возможно, закалки) и отделки поверхности остаются постоянными». [6] Обычно каждая классификация керамики и терминологическая система становятся весьма специфичными для конкретного археологического памятника и/или периода.

Система классификации может быть полезна с эпистемологической точки зрения: [7]

Что «означает» керамическая система? Совершенно очевидно, что это означает, что гончары Петена постклассического периода признавали и придерживались декоративного канона — набора правил — в отношении структуры дизайна, макета и цвета. Формы и пропорции сосудов менялись от изделия к товару и от поселения к поселению, но принципычетко соблюдались как минимум в трех группах производственных ресурсов (минимально определяемых составом пасты) на всей территории озер (примерно семьдесят пять километров с востока на запад) на протяжении триста лет. Кроме того, в конечном итоге нам удалось успешно предсказать декоративные типы, которые мы обнаружим (что в противном случае было бы процессом категоризации) в каждой керамической группе.

Критика системы классификации типов и разновидностей включает в себя то, что она оставляет неучтенными многие изменчивости, должна сопровождаться модальным анализом и имеет ограниченное применение для целых сосудов. [8]

Постклассическая система озер Петен

[ редактировать ]

«Постклассическая гладкая и декорированная керамика на участках в районе озер Петен была изготовлена ​​из трех различных изделий из пасты. Это указывает как минимум на три узла производства постклассической керамики Петен, по крайней мере, по одному для каждой пасты. ... Эти изделия из пасты использовались для изготовления три наиболее распространенные группы керамики с красными пластинами постклассического периода.... [П]оттерты в районе озер Петен имели довольно однородный и широко разделяемый набор идей о том, что представляет собой правильное керамическое украшение, независимо от их различных ресурсов глины и темпера». [9]

  • Витцил Оранжево-красная посуда : крупный красно-оранжевый карбонат; использовался для изготовления посуды Августина . [10]
  • Paste Ware с включениями улиток : от илистого серо-коричневого цвета с включениями улиток; используется для производства посуды Paxcamán . [11]
  • Посуда из крем-пасты «Клеменция» : мергель «белый» или кремовый; используется для производства посуды Topoxté . [12]

«Независимо от того, окрашены ли они или вырезаны, украшения появляются в виде полос по окружности на внутренних стенках блюд-треножников (Rice 1983, 1985, 1989). Полосы определяются сверху и снизу несколькими линиями и делятся на две или четыре панели вертикальными линиями или размещением простые мотивы, которые также могут появляться внутри панелей (см. Райс и Сесил, 2009). Эта декоративная согласованность структурирует классификационную согласованность типов и разновидностей в группах керамической плитки трех изделий из пасты: монохромной, окрашенной в черный цвет, окрашенной в красный цвет и окрашенной в красный цвет. и надрезан». [9] [ чрезмерная цитата ]

Стиль шлейфа

[ редактировать ]
На обеих сторонах этого сосуда вырезан светлячок, одно из самых распространенных насекомых в искусстве майя. В тексте на ободе упоминается молодой человек, что позволяет предположить, что этот сосуд участвовал в церемонии посвящения.

Северный Юкатан; поскольку они не были получены непосредственно из раскопок, их часто «маркируют как «непроисходящие» и, следовательно, «непригодные для использования». ... В 1973 году название Чочола ​​было впервые присвоено восковым, шоколадным чашам и цилиндрам, которые из-за их уникального резные поверхности выделяются среди большинства древней керамики майя ... Коу назвал этот стиль в честь небольшой деревни в 30 километрах к юго-западу от Мериды, недалеко от более крупного поселения Макскану, из которого, как ему сказали, возникла керамика». [13]

«На значительном количестве горшков Чочола ​​декоративная информация ограничивается иероглифами: либо диагональной полосой, описанной выше, либо более сложной комбинацией диагональных полос с глифами, текстами по краям или одной большой круглой календарной датой». Первичные стандартные последовательности — это текст, который обычно встречается в виде текста по окружности на многих керамических сосудах со всех частей низменностей майя. PSS — это глифическая формула, которая относится к назначению сосуда, методу его украшения, классу сосуда, его использованию и содержимому (какао-напитки и кукурузная каша), а иногда и владельцу или ремесленнику. [14]

Типология Монте-Альбана

[ редактировать ]

Классификация керамики по цвету и текстуре пасты, впервые определенная Caso et al. 1967 год Обычно используется : гри (серый, сокращенно «G»), крема (кремовый, сокращенно «C»), кафе (коричневый, сокращенно «K») и амарилло (желтый или оранжевый, сокращенно «A»). «Большинство типов керамики, произведенных после основания Монте-Альбана, обозначаются буквенно-цифровым кодом, указывающим их изделие и номер типа (например, G.12, C.11, K.17, A.9). Напротив, типы керамики, датируемые Фазы до Монте-Альбана обычно имеют описательные названия (например, Socorro Fine Grey, Atoyac Yellow-White). Хотя археологи Оахаки формально не относят эти типы к четырем категориям посуды, определенным Caso et al (1967), аналогичные серые, коричневые. , а пасты/кремовые пасты использовались более ранними гончарами (среднего формационного периода), и несколько типов до Монте-Альбана явно были «предками» определенных типов в последовательности Монте-Альбан (например, Drennan, 1976: 22; также Flannery и Marcus, 2005: 473; 2015: 115–116).» [15]

Кремовая посуда (крем)

[ редактировать ]
Сосуд для крема с изображением курящего ксула, майя, регион Альта-Верапас, Гватемала, поздний классический период, Королевский музей Онтарио.

После обжига рисунки можно было вырезать или вырезать. «На этапе Росарио и в начале МА I производственные предприятия обычно производили как «дорогие», так и утилитарные сосуды. К концу МА I в производстве дорогостоящих сосудов преобладали гончары из местности Какаотепек-Ацомпа к северо-западу от Монте-Альбана, которые специализировались на гончарах. производство изысканных сосудов для крема (крема), в то время как другие общины производили в основном (хотя и не исключительно) утилитарные сосуды. Мы подозреваем, что эти образцы отражают усилия правителей Монте-Альбана по контролю над производством и распространением элитной керамики, особенно сосудов для крема. ." [16] «Многие другие места, где была найдена керамика из кремовой посуды, были интерпретированы как имеющие тесную связь с Монте-Альбаном , поскольку эта керамика производилась только из глиняных источников, расположенных недалеко от древнего города». [17] Распространение кремовой посуды в сочетании с другими археологическими находками предполагает «попытки лидеров Монте-Альбана контролировать, возможно, из-за торговли, долины, лежащие между долиной Оахаки и побережьем». [18]

Посуда Gris (серая)

[ редактировать ]

Посуда для кафе (коричневая)

[ редактировать ]

Посуда Амарилло (желтая или оранжевая)

[ редактировать ]

Сланцевая посуда

[ редактировать ]

характеризуется восковой и блестящей поверхностью, от поздней классики до раннего постциаса на северо-западе полуострова Юкатан. одна из самых изысканных керамических традиций Северного Юкатана, включающая в себя множество элитных изделий. [19]

Цветотипы: красная посуда, оранжевая посуда, полихромная.

[ редактировать ]

Гралиса посуда

[ редактировать ]

«Особенная керамика с вырезанной и окрашенной в графитовый цвет красной керамикой, известная только в Бахос-де-Чила и четырех других местах на центральном побережье Оахаки». [20] Их большое изобилие и разнообразие в Бахос-де-Чила и нагорьях Гватемалы позволяют предположить, что торговля и влияние майя могли быть более широкими, но раскопки на побережье Оахаки были ограничены. [21]

Шоколадные горшочки

[ редактировать ]

Сосуды с фонтанами среднего доклассического периода (1000–400 гг. До н.э.) и позднего доклассического периода (400 г. до н.э. – 250 г. н.э.) майя традиционно называют «шоколадными горшками», но до недавнего времени не было прямых доказательств того, что они использовались вместе с какао . [22]

Уникальные стили

[ редактировать ]

Штампованная или отлитая в форму керамика, как правило, редко встречается среди керамики майя. [23]

Украшение

[ редактировать ]

Утилитарная посуда простых людей обычно имела простое украшение, отражающее ее использование. Сосуды во дворце были более тщательно украшены резными формами или высококвалифицированными полихромными росписями с иероглифами, обозначавшими их функцию, покровителя и, реже, подпись художника. Например, на цилиндрических чашах, используемых для какао-напитков, часто изображался вид растения Q. guatemalteca , потому что этот цветок использовался для усиления вкуса какао-напитка. [1] Проекты часто включали ритуалы, сверхъестественные фигуры или повседневные практики. [24] Правителей часто изображали рядом с божествами и показывали равными или почти равными им по силе и статусу. Другие горшки функционировали скорее как средства повествования, с глифами из письменности майя , которые, вероятно, служили руководством для песен или других ритуальных текстов. [2]

Для многих гончаров украшение и образность были важнее строения каждого сосуда. [3] Цилиндрические вазы и тарелки были популярны, потому что они максимально увеличивали площадь поверхности для повествования посредством изображений на каждом изделии. Изобразительные изображения эволюционировали больше, чем формы. По мере увеличения сложности росписи формы сосудов оставались довольно простыми. [2] В разных регионах Мезоамерики также использовались разные цветовые схемы. В Холмуле цветовая гамма заключалась в красных и оранжевых тонах на белом фоне. [25] Черный фон часто указывает на сверхъестественные силы, представленные в сцене пластинки, или на изображение подземного мира из-за использованного темного цвета. [24] В разных регионах на керамике также были изображены различные региональные символы. В Тикале Тикальский Танцор представляет молодого Бога Маиса , часто изображаемого с раскинутыми руками и согнутой ногой, и его можно увидеть на восьмидесяти двух составленных пластинах. [26] [27] [28] Бог кукурузы был невероятно важен для культуры майя, потому что он символизировал не только главный ресурс майя, но и возрождение. В Пополь Вух Бог кукурузы представлен в циклической природе, чтобы майя могли понять жизненный цикл человека. [29] Размещение важной фигуры в культуре майя на керамических изделиях повышает важность самой керамики и ее назначения. Холмульский танцор, хотя и похож на Тикальского танцора по положению, изображает танцующего мужчину с маленькой фигуркой карлика или горбуна в стороне и был замечен на сорока пяти составленных сосудах. [26] [30] Хотя украшение имело более важное значение, структура все же принималась во внимание. Отдельные детали часто имели другие характеристики, такие как погремушки, полые цилиндры, расположенные в нижней части пластины, которые удерживают шарик внутри. Ножки-гремушки часто использовались в ритуальных целях в виде музыки, поскольку при встряхивании тарелка дребезжит. [24] [3] Изделия диаметром более 0,3 м часто использовались для торжественных пиршеств, а изделия меньшего диаметра, часто включая кувшины, использовались для хранения. [31]

Керамика в обществе

[ редактировать ]

Керамика майя изготавливается из двух основных типов материалов, связанных с их социальной структурой: известняка и вулканического пепла. Большая часть земель вокруг майя была покрыта известняком, из которого добывается кальцит . В основном их делали в качестве подарков и передавали для заключения местных союзов, и эти суда можно найти в более локализованном районе. В то время как те, что сделаны из вулканического пепла, более распространены, потому что считалось, что их дарили высшие классы для заключения очень крупных союзов через торговые системы майя. [32]

Хотя майя хорошо известны созданием множества произведений искусства, они, пожалуй, наиболее известны своей керамикой. Майя использовали эту глиняную посуду для совершения своих ритуалов жертвоприношения с мелодичными тонами. Поскольку эти ритуалы были способом молиться о дожде, кровь, пролитая жертвой (часто военнопленным), была формой просьбы у своих богов о дожде и щедрости в сельском хозяйстве. Поскольку эти два компонента связаны с дождем, майя росли вместе со своим сельским хозяйством.

Керамика играла большую роль в обществе в классический период майя , когда элита майя использовала керамику не только для подарков иностранным сановникам, но также использовалась на праздниках в классический период. Для могил дворян изготавливалась специализированная керамика. Никто не мог изготовить эту керамику, поскольку было очень важно знать историю, мифологию и многое другое майя. На этой керамике изображались замысловатые сцены, показывающие дворцовую жизнь знати. Декоративные сцены должны были изображать элиту, потому что они были основными покупателями и хотели, чтобы произведения искусства выделялись сами собой. [3] На каждом керамическом изделии возле края было указано его содержимое: тип напитка для вазы или еда для тарелки, а затем писалось, кому оно принадлежало. На ободе также могут быть этикетки с головами ящеров, которые могут указывать на конкретное место, где было изготовлено изделие или где происходила сцена на изделии. [24] Поскольку эту керамику продавали и дарили, многие из них попадают в разные среды. В Теотиуакане было найдено много керамики из Тикаля, которая была продана путешествующими торговцами между разными городами Мезоамерики. [33] Специалисты в основном обращают внимание на письменность, рисунки и иероглифы, поскольку у разных народов и культур они были разными. [34] Что касается повседневного использования, то изготавливалась более простая посуда, обычно только одного цвета, и производилась в больших количествах для общего пользования. [35] Керамика майя лишь слабо коррелирует с социально-экономическим уровнем общества майя из-за ценности, которую культура придавала керамике. Ритуалы были местом регистрации статуса майя, а не гончарным делом. [36]

Экономика

[ редактировать ]

В постклассической Оахаке есть свидетельства того, что существовало значительное местное производство и торговля керамикой независимо от рынков в имперской столице региона Тутутепеке. [37]

Технологии производства

[ редактировать ]
Ваза майя с изображением дворянина в костюме; погребальное приношение. Поздний классический период (600-900 гг. н.э.). Копан , Гондурас .

У майя были особые методы создания, надписей, росписи и дизайна керамики . Чтобы начать создавать керамический сосуд, майя должны были найти подходящие ресурсы для глины и закалки . Современные коренные народы майя, проживающие в настоящее время в Гватемале , Белизе и на юге Мексики, до сих пор создают замечательную керамику. [ редакция ] . Пруденс М. Райс рассказывает о том, что нынешние гватемальские майя сегодня используют в качестве глины. Хайленд Гватемалы имеет богатую геологическую историю, состоящую в основном из вулканического прошлого. Метаморфические . и магматические породы, а также песок и зола из пемзовых участков обеспечивают множество типов закалки В этом районе есть множество глин, которые при обжиге создают разные цвета и крепость. Сегодняшние майя находят свои глины в открытых речных системах высокогорных долин. Предполагается, что древние люди получали глину тем же методом, что и современные майя. Глины расположены в обнаженных речных системах высокогорных долин. Скорее всего, из-за сходства климата на протяжении последних тысячелетий вполне вероятно, что эти же месторождения или подобные им могли использоваться и в ранние времена.

Как только глина и закалка были собраны, началось изготовление керамики. Мастер брал глину и смешивал ее с темпером (кусками камня, золой или песком). Закалка служила упрочняющим средством для гончарного дела. После достижения нужной консистенции была создана форма изделия.

гончарный круг При создании этой керамики не использовался . Вместо этого они использовали методы катушки и плиты. Метод змеевика, скорее всего, заключался в формировании из глины длинных скрученных кусков, которые наматывались в сосуд. Затем катушки были сглажены вместе, чтобы создать стены. В методе плит использовались квадратные глиняные плиты для создания коробок или дополнительных приспособлений, таких как ножки или крышки для сосудов. После того, как горшок приобрел форму, его нужно было сушить до тех пор, пока он не стал твердым. Затем горшок красили, надписывали или скользили. Последним шагом стал обжиг судна. Для обжига сосудов использовались печи, и их обычно находили снаружи, под открытым небом. В отличие от многих современных печей, в них топили дровами, углем или даже травой.

Подобно древним грекам , майя создавали глиняные накладки из смеси глин и минералов . Глиняные пластинки затем использовались для украшения керамики. К четвертому веку производился широкий спектр цветов, включая желтый, фиолетовый, красный и оранжевый. Однако некоторые художники майя воздерживались от использования многих цветов и использовали только черный, красный и иногда кремовый. Эта серия керамики называется « Стиль Кодекса », поскольку она похожа на стиль доколумбовых книг .

Начиная с V века, лепнина после обжига была заимствована из Теотиуакана . Приготовляя негашеную известь , майя добавляли минеральные пигменты, которые растворялись и создавали насыщенные синие и зеленые цвета, что добавляло их художественной культуре. Первоначально синий цвет майя , который так хорошо известен, использовался в ритуальных целях в доколумбовые времена путем объединения индиго , копала и палыгорскита для сжигания в качестве благовоний, что оставило синий оттенок, который использовался во многих других видах искусства позже в истории майя. . [38] Эту технику послепожарной лепнины неоднократно смешивали с росписью и резьбой. Надрезание — это глубокая или легкая резьба по частично высохшей глине для создания мелких детализированных рисунков. Эта техника была наиболее популярна в ранний классический период. [38]

Хронология развития

[ редактировать ]
Курильница с лицевой и боковыми фланцами, классический майя , высокогорная Гватемала , Музей США .

Майя были разнообразным народом, чья культура развивалась на протяжении веков. По мере их развития развивалась и их керамика. Археологи обнаружили этапы общности между типами керамики, и эти этапы совпадают с временной шкалой майя.

Средний доклассический период (900/800-250 гг. до н. э.) Поздний доклассический период (250 г. до н. э. – 250 г. н. э.) Керамика раннего майя возникла из прошлого, которое началось задолго до того, как майя стали группой. Первоначально ранние майя использовали тыквы, нарезанные нужными формами, для создания сосудов для хранения жидкостей и продуктов питания. Из этих портативных и прочных тыкв можно сделать отличные контейнеры. Первая керамика очень напоминала тыквы, многие из них были украшены штампами и простыми накладками. В течение позднего доклассического периода многие керамики имели придатки четвероногих млекообразных опор. Эти опоры представляли собой четыре ножки под горшком, удерживающие его. Четвероногие относительно редки на низменностях майя, даже в Петене, где они были впервые описаны. Характерные кремово-красные полосы окрасили эти уникальные сосуды.

Керамика ранней классической эпохи майя датируется 250–550 годами нашей эры. Вскоре майя начали использовать полихромную шликерную краску, то есть для украшения горшков они использовали много разных цветов. Этот метод украшения стал почти однородным для гончаров майя, что ознаменовало начало классического периода. В классический период керамика майя мало чем отличается друг от друга. [39] Полихромная керамика была предметом роскоши, недоступным широкому населению. Большая часть ранней классической керамики была монохромной. Фигурные полихромии были прерогативой элиты, вероятно, производились другими элитами и для них. [3] Классический период майя подарил прекрасную керамику во многих формах. Чаша с базальным фланцем с крышкой была новым стилем гончарного дела, который можно было добавить к уже растущему репертуару. Сосуд этого типа обычно имел наверху набалдашник в виде головы животного или человека, а по поверхности горшка растекалось нарисованное тело животного или человека. Многие из этих горшков также имели маммиобразные опоры или ножки. Эти уникальные сосуды обычно находятся в отличном состоянии, что свидетельствует о их ритуальной функции. [3] [24] Причина, по которой многие из них находятся в хорошем состоянии, заключается в их частом использовании в качестве погребального инвентаря. [28] По этой причине они часто становятся мишенью грабителей, которые прорывают глубокие траншеи во многих зданиях майя в поисках товарного судна.

Примерные сроки

[ редактировать ]
Сосуд в стиле Чама.
Тренога с изображением лорда, восседающего на троне. Фондасьон Ла Рута Майя, классический период (250–900 гг.).

Для керамики майя не существует «стандартного» графика. Между сайтами существуют значительные различия во времени и содержании. В первой таблице ниже перечислены керамические комплексы Уахактуна (1955 г., изменено, 2000 г.) и не могут быть применимы к каким-либо другим памятникам.

Период [40] Керамическая сфера Приблизительная дата
Терминал Классический Фивы III 850 г. н.э.-?
Поздняя классика Тепеу II 700-850 гг. н.э.
Поздняя классика Тебу I 550-700 гг. н. э.
Ранняя классика Цаколь 250-550 гг. н.э.
Поздний доклассический период Чиканель 350 г. до н.э. - 250 г. н.э.
Средний доклассический период Маммона 600-350 гг. до н. э.

Версия керамического расписания майя, адаптированная из туристического буклета по Чичен-Ице , 1984 год, основанная на работе Валлианта 1927 года и модифицированная на основе работы Смита 1955 года в Уахактуне. Это сочетание этапов, типов и технологий, поэтому оно не имеет ориентировочной ценности.

Период [41] Керамический тип Приблизительная дата
Красная керамика Период мексиканского

Поглощение

1200-1540 гг. н. э.
Майя-Тольтек или

Мексиканский период

Прекрасный апельсин 975-1200 гг. н. э.
Междуцарствие или

Переходный

Пламбат 925–975 гг. н.э.
Классический Цаколь и

Тебу

Крах

800-925 гг. н.э.

Цветение

625-800 гг. н.э.

Рано

325–625 гг. н.э.

Классический

325–925 гг. н. э.

Формирующий или

Доклассический

Мамочка и

Чиканель

500 г. до н.э. – 326 г. н.э.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Зидар, Чарльз; Элисенс, Уэйн (июнь 2009 г.). «Священные гиганты: изображение Bombacoideae на керамике майя в Мексике, Гватемале и Белизе». Экономическая ботаника . 63 (2): 119–129. дои : 10.1007/s12231-009-9079-2 . S2CID   8037030 .
  2. ^ Jump up to: а б с Reents-Budet 1994
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Дойл, Джеймс (апрель 2017 г.) [2000–]. «Расписная керамика древних майя» . metmuseum.org . Метрополитен-музей . Проверено 25 октября 2019 г.
  4. ^ Робинсон, Марк; Маккиллоп, Хизер (весна 2014 г.). «Подпитка соляной промышленности древних майя». Экономическая ботаника . 68 (1): 96–108. дои : 10.1007/s12231-014-9263-x . S2CID   255556021 .
  5. ^ См., например, введение Мориарти, Эллен Спенсли (2012). Классическая керамическая технология майя и политическая динамика в центральном районе Петен-Лейкс, Гватемала (доктор философии). Бостонский университет . Проверено 13 августа 2022 г.
  6. ^ Аймерс 2013 , с. 19, цитируется (1-я цитата) WGW 1958, стр. 34–35, где цитируются Hargrave and Colton 1935, стр. 49–51, Colton and Hargrave 1937, стр. 1–2; цитируя (2-я цитата) Саблофф и Смит, 1969, с. 278.
  7. ^ Аймерс 2013 , с. 23, в тематическом исследовании Петена.
  8. ^ Аймерс 2013 , с. 24
  9. ^ Jump up to: а б Аймерс 2013 , с. 21
  10. ^ Аймерс 2013 , с. 21, со ссылкой на А. Чейза, 1983 г.
  11. ^ Аймерс 2013 , с. 21, со ссылкой на Каугилла, 1963 г.
  12. ^ Аймерс 2013 , с. 21, со ссылкой на Райс, 1979 г.
  13. ^ Ардрен 1996 , с. 1 цитирование Коу, Майкл Д. (1973). Писец майя и его мир . п. 114.
  14. ^ Грубе, Николай (1990). «Первичная стандартная последовательность в керамике стиля Чочола» (PDF) . В Керр, Дж. (ред.). Книга-ваза майя . Том. 2. Нью-Йорк: Kerr Associates. стр. 320–330 . Проверено 13 августа 2022 г.
  15. ^ Шерман и др. 2019 , с. 9
  16. ^ CITEREFSherman_et_al.2019
  17. ^ Мехака, 2015, стр. 37–38, со ссылкой на Элсон, Кристина М.; Шерман, Р. Джейсон (2007). «Посуда Crema и элитная власть в Монте-Альбане: производство керамики и иконография в долине Оахака, Мексика». Журнал полевой археологии . 32 (3): 265–282. дои : 10.1179/009346907791071548 . S2CID   129444807 .
  18. ^ Мехака, 2015, стр. 37-38.
  19. ^ Ардрен 1996 , с. 2
  20. Barber & Pierce 2018 , 2: строка 170.
  21. ^ Менчака, Виктория Линн (лето 2015 г.). История поселений и взаимодействие в бассейне Маниалтепек на центральном побережье Оахаки (PDF) (Массачусетс). Университет Центральной Флориды, факультет антропологии. п. 42 . Проверено 13 августа 2022 г. , со ссылкой на Хьюстон, Маргарет С. (1974). Группа Gralisa Ceramic: керамика, окрашенная в графитовый и красный цвет, с побережья Оахаки (Массачусетс). Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл, факультет антропологии.
  22. ^ Поуис, Терри Г.; Вальдес, Фред младший; Хестер, Томас Р.; Херст, В. Джеффри; Тарка, Стэнли М. младший (март 2002 г.). «Извергающиеся сосуды и использование какао у доклассических майя». Латиноамериканская древность . 13 (1): 85–106. дои : 10.2307/971742 . JSTOR   971742 . S2CID   163554946 .
  23. ^ МБ (апрель 1935 г.). «Гончарная ваза майя» . Вестник музея . В (6). Филадельфия: Музей Пенсильвании: 78–79 . Проверено 13 августа 2022 г.
  24. ^ Jump up to: а б с д и Тарелка с подставками-погремушками (Фаянс; декор накладки розового, черного и оранжевого цвета; 38,1 см × 38,1 см × 12,4 см ). Бостон: Музей изящных искусств . Проверено 14 августа 2022 г.
  25. ^ Reents-Budet 1994 , pp. 294–299
  26. ^ Jump up to: а б Лупер, Мэтью Г. (2010). Быть похожими на богов: танец в древней цивилизации майя . Издательство Техасского университета. п. 125. ИСБН  978-0292778184 .
  27. ^ Бут, Эрик (2003). «Аннотированный обзор тарелок «Тикаль Танцор»» (PDF) . Месовеб . Проверено 30 октября 2019 г.
  28. ^ Jump up to: а б Зралка, Ярослав; Кошкул, Веслав; Мартин, Саймон; Гермес, Бернар (сентябрь 2011 г.). «На пути Бога кукурузы: королевская гробница в Накуме, Петен, Гватемала» . Античность . 85 (329): 890+. дои : 10.1017/S0003598X00068381 . S2CID   161127947 . Получено 30 октября 2019 г. - через Gale In Context: World History.
  29. ^ Кристиенсон, Аллен (2000). «Пополь Вух» (PDF) . Исследования УБЯ . Проверено 20 ноября 2019 г.
  30. ^ Реенц-Буде, Дори (1991). «Тема «Танцор Холмул» в искусстве майя». В Филдсе, Вирджиния М. (ред.). Шестой круглый стол в Паленке, 1986 год . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 217.
  31. ^ Цукамото, Кенитиро (2017). «Почтивое оставление: ритуал прекращения в древнем государстве майя Эль-Пальмар» . Античность . 91 (360): 1630–1646. дои : 10.15184/aqy.2017.143 . S2CID   55873493 . Получено 30 октября 2019 г. - через Gale In Context: World History.
  32. ^ Тинг, Кармен; Мартинон-Торрес, Маркос; Грэм, Элизабет; Хельмке, Кристоф (октябрь 2015 г.). «Производство и обмен формованно-резной керамикой и «Коллапс майя» » (PDF) . Журнал археологической науки . 62 : 15–26. Бибкод : 2015JArSc..62...15T . дои : 10.1016/j.jas.2015.06.013 . S2CID   16912779 .
  33. ^ Клейтон, Сара К. (1 декабря 2005 г.). «Межрегиональные отношения в Мезоамерике: интерпретация керамики майя в Теотиуакане» . Латиноамериканская древность . 16 (4): 427–448. дои : 10.2307/30042508 . JSTOR   30042508 . S2CID   164112743 . Проверено 25 октября 2019 г.
  34. ^ Реенц-Буде, Дори; Епископ, Рональд (март – апрель 2003 г.). «Чему мы можем научиться у вазы майя?» . Археология . 56 (2). Археологический институт Америки.
  35. ^ Райс, Пруденс (1987). «Экономические изменения в позднеклассическом периоде равнинных майя» . В Брамфиле, Элизабет М.; Эрл, Тимоти К. (ред.). Специализация, обмен и комплексные общества . Издательство Кембриджского университета. стр. 78–80. ISBN  978-0-521-32118-1 – через Google Книги.
  36. ^ Шотт, Майкл Дж. (1999). «Этноархеология керамики в горах Центральных Майя» . Античность . 73 (282): 967. дои : 10.1017/S0003598X0006590X . S2CID   246046654 . Получено 24 октября 2019 г. - через Gale In Context: World History.
  37. ^ Barber & Pierce 2018 , 5,2 стр. 36-39.
  38. ^ Jump up to: а б Арнольд, Дин Э.; Бранден, Джейсон Р.; Уильямс, Патрик Райан; Фейнман, Гэри М.; Браун, JP (01 марта 2008 г.). «Первое прямое свидетельство производства Maya Blue: повторное открытие технологии» . Античность . 82 (315): 151+. дои : 10.1017/S0003598X00096514 . S2CID   59425601 . Получено 20 ноября 2019 г. - через Gale In Context: World History.
  39. ^ Массон, Мэрилин А.; Розенсвиг, Роберт М. (2005). «Производственные характеристики постклассической керамики майя с острова Кайе-Коко, северный Белиз» . Латиноамериканская древность . 16 (4): 355+. дои : 10.2307/30042505 . JSTOR   30042505 . S2CID   163725189 . Получено 20 ноября 2019 г. - через Gale In Context: World History.
  40. ^ Косаковский, Лаура Дж. (2000). Предварительный отчет о керамике из Холмула, Гватемала: сезон 2000 года (отчет). FAMSI: Франсиско Эстрада-Белли (Бостонский университет, ныне Университет Вандербильта). Архивировано из оригинала 2 декабря 2007 г. Проверено 29 марта 2007 г. «стандартные керамические комплексные периоды времени и названия керамических сфер» Смита, 1955.
  41. ^ Элизабет Варела Г. (1984 г.) [Куплена новой в качестве туристического сувенира, Чичен-Ица, Юкатан, Мексика, 29 декабря 1989 г.]. «Керамика». Чичен-Ица . фотография Ксавье Алдусина . Мар Тиррено 96 полковник. Попотла, Мексика, DF 11400: Ediciones Alducin . стр. 13–14. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3fa26e13739c8f11628e97796a23d295__1717220580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/95/3fa26e13739c8f11628e97796a23d295.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maya ceramics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)