Авиликс

Авиликс ( /äwiˈliʃ/ ) (также пишется как Ахуиликс , Ауиликс и Авиликс ) была богиней (или, возможно, богом ) постклассических майя киче - , у которых было большое королевство в горной местности Гватемалы . [1] Она была божеством-покровителем благородного рода Ниджаибов в столице Киче, Кумаркадже , с большим храмом в городе. Авиликс была богиней Луны и богиней ночи. [2] хотя в некоторых исследованиях божество упоминается как мужское. [3] Авиликс, вероятно, произошел от классического периода богини луны равнинных майя или от Кабавила Ix , богини луны майя Чонтал . [4]
Этимология и символика
[ редактировать ]Авиликс была богиней луны , царицей ночи. [5] Она была связана с подземным миром , болезнями и смертью и была покровительницей мезоамериканской игры в мяч . [6] Ее календарным днем, вероятно, был ik (луна) в 20-дневном цикле календаря майя . [7]
Орел был тотемным животным ниджаиба, и предполагается, что птица ассоциировалась с лунным аспектом богини, а ягуар — с ее ночным аспектом. [8] Авиликс был одним из трех главных божеств киче, наряду с Тохилем и Якавицем , и троицу богов иногда вместе называли Тохилом, самым важным из трех. [9] Было предложено альтернативное происхождение имени богини: было высказано предположение, что «авиликс» происходит от слова «квиликс» или «виликс» на языке майя Кекчи , что означает « ласточка » (птица). Было также высказано предположение, что ниджаиб мигрировали из района вокруг горы Пико-де-Орисаба в центральной Мексике . Эта область раньше была известна как Авилизапан на языке науатль ацтеков , и вполне возможно, что ниджаиб получили имя своей богини от места своего происхождения. [10]
Авиликс упоминается в эпосе Киче « Попул Вух» , а также упоминается в важном документе Киче, известном как « Титул лордов Тотоникапана». [11] Ишбаланке, один из героев-близнецов майя Попул Вух, был воплощением Авиликса. [12]
Храмы Авиликса
[ редактировать ]
В Кумаркадже храм Авиликса располагался напротив храма Тохиля на небольшой площади. Это было на восточной стороне площади, с лестницей, ведущей с запада. [13] Исследования в храме показали, что преобладали изображения орлов. [14] Первосвященник Авиликса был выбран из рода Ниджаиб и назывался Аджав Авиликс . [15]
Согласно рисунку, сделанному Риверой-и-Маэстре в начале XIX века, храм Авиликса был не таким высоким, как храм Тохила. [16] Это сооружение, по-видимому, было вторым по важности храмом в Кумаркадже. [17] Первоначально этот храм представлял собой большую прямоугольную платформу, поддерживающую меньшую платформу, и храмовую конструкцию на восточной стороне. [18] Широкая лестница поднималась на западную сторону храма, на нижнем уровне ее обрамляли две большие панели талуд-таблеро . [19] Внешняя каменная кладка здания полностью разрушена. [20] храм неоднократно ремонтировался Строительство проходило в четыре основных этапа, и есть свидетельства того, что до испанского завоевания . [21] Пол под третьей очередью постройки был выкрашен в темно-зеленый цвет. [22] Археологические исследования обнаружили под первым этапом строительства фрагменты курильниц. [23]
По форме храм похож на храмовый курган на западной стороне первой площади в Ихимче , постклассической столице майя Какчикель . [24]
Структура 4 в Закулеу , столице Мам Майя, представляет собой комбинацию храма и дворца, расположенную на юго-восточной стороне одной из главных площадей и, вероятно, была храмом Авиликса. [25] Этот храм-дворец выполнен в стиле киче и был отождествлен с линией Ниджаиб киче, поскольку он очень похож на храм Авиликса в Кумаркадже. [26] Структура состоит из центрального пирамидального основания, окруженного двумя прикрепленными структурами хребта. Основание пирамиды увенчано святыней, состоящей из трех комнат, последняя из трех комнат имеет круглую форму. Храм имеет три крутые лестницы, окруженные балюстрадами . Главная лестница поднимается прямо с площади, лестницы по обе стороны перпендикулярны главной лестнице. Балюстрада каждой лестницы заканчивается наверху вертикальной панелью. Фасад храма находится в хорошем состоянии, хотя крыша храма отсутствует. Структуры диапазона неравны по размеру, и каждое содержит одну длинную комнату на низкой платформе. Фасад каждой из этих комнат когда-то имел ряд колонн, но на месте остались только пни. [27]
Современное поклонение
[ редактировать ]Современные потомки Ниджаиба в Момостенанго почитают конкурирующие синкретизированные формы богини, которые, как говорят, являются любовниками покровителя города Сантьяго ( Св. Иакова ). [28]
В популярной культуре
[ редактировать ]Авиликс показан как убийца пантеона майя в Smite . Она одна из двух богинь майя в игре.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кармак 2001a, стр. 362-363.
- ^ Кармак 2001a, стр. 362-363. Фокс 1987, 2008, стр. 205.
- ^ Кристенсон 2003, 2007.
- ^ Орельяна 1981, стр.160. Фокс 1987, 2008, стр.56.
- ^ Кармак 2001a, стр.275.
- ^ Кармак 2001a, стр.275.
- ^ Кармак 2001a, стр.275.
- ^ Кармак 2001a, стр.363. Фокс 1987, 2008, стр. 205.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.61.n.65, стр.228.n.646.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.198.n.552.
- ^ Ресинос 1998, стр. 173, 175, 179.
- ^ Фокс и Кук 1996, стр.813.
- ^ Кристенсон 2003, 2007, стр.269.n.822.
- ^ Лусеро 2007, стр.410.
- ^ Орельяна 1981, стр.163.
- ^ Кармак 2001a, стр.362.
- ^ Кармак 2001a, стр.362.
- ^ Келли 1996, стр.200. Кармак 2001а, стр.361.
- ^ Келли 1996, стр.200. Кармак 2001а, стр.361.
- ^ Кармак 2001a, стр.361.
- ^ Кармак 2001a, стр. 361-362.
- ^ Кармак 2001a, стр.362.
- ^ Кармак 2001a, стр.362.
- ^ Кармак 2001a, стр.361.
- ^ Родригес Руане и др. 1992, стр. 16-17. Келли 1996, стр.204. Фокс 1987, 2008, стр. 183–184.
- ^ Фокс 1987, 2008, стр. 183-184.
- ^ Келли 1996, стр. 204-205. Фокс 1987, 2008, стр. 183–184.
- ^ Фокс и Кук 1996, стр.814.
Ссылки
[ редактировать ]- Кармак, Роберт М. (2001a). Kik'ulmatajem le K'iche'aab': Evolución del Reino K'iche' (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN 99922-56-22-2 . ОСЛК 253481949 .
- Кристенсон, Аллен Дж. (2007) [2003]. «Попул Вух: Священная книга народа киче майя» ( интернет-публикация в формате PDF ) . Статьи Mesoweb . Mesoweb: Исследование мезоамериканских культур . Проверено 17 февраля 2010 г.
- Фокс, Джон В. (2008) [1987]. Формирование постклассического государства майя . Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-10195-0 . OCLC 297146853 .
- Фокс, Джон В.; Гарретт В. Кук (декабрь 1996 г.). «Построение сообществ майя: этнография для археологии» ( интернет-публикация в формате PDF ) . Современная антропология . 37 (5). Издательство Чикагского университета: 811–830. дои : 10.1086/204565 . S2CID 144182849 . Проверено 18 февраля 2010 г.
- Келли, Джойс (1996). Археологический путеводитель по Северной Центральной Америке: Белиз, Гватемала, Гондурас и Сальвадор . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2858-5 . OCLC 34658843 .
- Лусеро, Лиза Дж. (декабрь 2007 г.). «Классические храмы майя, политика и голос народа». Латиноамериканская древность . 18 (4). Общество американской археологии : 407–427. дои : 10.2307/25478195 . ISSN 1045-6635 . JSTOR 25478195 . OCLC 191056992 . S2CID 153625700 .
- Орельяна, Сандра Л. (весна 1981 г.). «Идолы и идолопоклонство в Хайленде Гватемале». Этноистория . 28 (2). Издательство Университета Дьюка : 157–177. дои : 10.2307/481116 . JSTOR 481116 .
- Ресинос, Адриан (1998). Мемориал Солалы, Аналес-де-лос-Какчикелес; Титул лордов Тотоникапана (на испанском языке). Гватемала: Святой камень. ISBN 84-8377-006-7 . ОСЛК 25476196 .
- Родригес Руане, Франциско; Фернандо Сейхас; Херардо Таунсон Ринкон (1992). Уэуэтенанго . Коллекция монографий Гватемалы (на испанском языке). Гватемала: Banco Granai & Townson, SA OCLC 31405975 .