Йопаат
Йопаат был важным майя богом бури в южной области майя , которая включала города Копан в и Киригуа, классический период мезоамериканской хронологии (ок. 250–900 гг. Н.э.). Йопаат был тесно связан с Чааком майя , богом дождя . [1] Йопаат изображен с кремневым оружием, изображающим молнию . [2] Йопаат был признан ответственным за особенно сильные грозы с молниями, которые, как считалось, вызывали землетрясения. Его часто изображали со змеей вместо одной ноги, демонстрируя тесную связь с Кавиилом , другим божеством майя с аналогичными атрибутами. [3]
Божество было наиболее важным в период поздней классики (ок. 600–900 гг. Н.э.). [1] Хотя его поклонение было сосредоточено в долине Мотагуа , глифические надписи с этим именем встречаются даже в Паленке , Яшчилане и Тонине . [4] Расшифровка иероглифического текста, найденного в Паленке, привела к предположению, что Йопаат был связан с туманом, который образуется перед дождем. [5] Имя божества часто использовалось как часть имен королей династии Киригуа. [1] и вполне вероятно, что Йопаат был богом-покровителем города, который подвергался обильным дождям и частым наводнениям. [6]
Этимология
[ редактировать ]Имя Йопаат образовано из двух элементов — йоп и аат , буквально лист-пенис . [7] Это имя было предварительно связано с мифическими изображениями в Сан-Бартоло , Петене и других божествах в Мезоамерике , у которых на животе свисал огромный лист. [8]
Иконография
[ редактировать ]В искусстве майя Йопаат изображен использующим свое оружие-молнию, чтобы расколоть панцирь мифической черепахи, действие, которое приводит к воскрешению бога кукурузы . [9] Изображения Йопаата почти идентичны изображениям Чаака, за исключением его оружия и изогнутых точечных элементов на голове. Эти пунктирные элементы могут обозначать облака или туман. [7] или это могут быть искры. [2] На его теле также есть каменные отметины. [3]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гутьеррес Гонсалес 2012, с. 1061.
- ^ Jump up to: а б Бэсси-Свит и Хопкинс 2015, с. 127.
- ^ Jump up to: а б Паллан Гайол 2008, с. 26.
- ^ Гутьеррес Гонсалес 2012, стр. 1062.
- ^ Гутьеррес Гонсалес 2012, стр. 1063.
- ^ Гутьеррес Гонсалес 2012, стр. 1066.
- ^ Jump up to: а б Стюарт, 6 марта 2013 г.
- ^ Паллан Гайол 2008, с. 27.
- ^ Лупер 2003, стр. 4–5.
Ссылки
[ редактировать ]- Бэсси-Свит, Карен; и Николас А. Хопкинс (2015) « Древние молнии и метеорные божества » в К. Бэсси-Свит, изд. Майя Чол из Чьяпаса (Норман, Оклахома, США: University of Oklahoma Press). 123–144. ISBN 9780806149264 . ОСЛК 907238631
- Гутьеррес Гонсалес, Мария Евгения (2012) Б. Арройо, Л. Паис и Х. Мехия, ред. « Йопаат, бог бури майя в Киригуа. Архивировано 23 сентября 2015 г. в Wayback Machine ». [Йопаат, бог бури майя в Киригуа] Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке) (Гватемала-Сити, Гватемала: Министерство культуры и спорта, Институт антропологии и истории и Ассоциация Тикаль). XXV (2011): 1061–1073. ISBN 9789929400375 . ОСЛК 806091034
- Лупер, Мэтью (2003) Воин молнии: искусство майя и королевская власть в Киригуа (Остин, Техас, США: University of Texas Press). ISBN 0292705565 .
- Паллан Гайол, Карлос (2008) « Многоликий Чаак: исследование роли сложной и изменчивой сущности в мифе, религии и политике » Academia.edu.
- Стюарт, Дэвид (6 марта 2013 г.) Глифы листьев: написание букв yo и YOP . Расшифровка майя: идеи о письменности и иконографии древних майя (decipherment.wordpress.com). Остин, Техас, США: Техасский университет. Проверено 18 марта 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернал Ромеро, Гильермо (2008) « Уши Кинича Джанаб Пакаля: комментарии к забытой надписи из Паленке ] Исследования культуры майя (на испанском языке) (Мехико), Мексика: Национальный автономный университет Мексики, Институт филологических исследований). 31 . ISSN 0185-2574