Jump to content

Сан-Бартоло (сайт майя)

Король (изображающий героя Хун-Ахпу) протыкает свой пенис копьем, чтобы пролить жертвенную кровь. Фрагмент западной фрески, Сан-Бартоло.

Сан-Бартоло — небольшой доколумбовой эпохи майя, археологический памятник расположенный в департаменте Петен на севере Гватемалы , к северо-востоку от Тикаля и примерно в пятидесяти милях от ближайшего поселения. [1] Слава Сан-Бартоло проистекает из его великолепных фресок позднего доклассического периода, все еще находящихся под сильным влиянием ольмекской традиции, а также из примеров раннего и пока еще не поддающегося расшифровке письма майя .

Сайт майя включает в себя 85-футовую пирамиду под названием «Лас Вентанас» («Окна»); Храм ; «Лас-Пинтурас» (Картины) ранняя царская гробница в «Комплексе Тигрилло» (Комплекс Оцелота); и (в группе «Джабали» [Дикий Кабан] примерно в 500 метрах к востоку от центральной площади) триадный комплекс, подобный группе H в Уахактуне и Тикаля Акрополе Северном . [ нужна ссылка ] Пирамида была построена примерно в 300 г. до н.э. (цокольные помещения) и завершена примерно в 50 г. н.э. [ нужна ссылка ]

Сан-Бартоло часто изучают наряду с близкородственным городом Ксултун . [2]

Открытие и реконструкция

[ редактировать ]

В 2001 году в основании пирамиды группа под руководством Уильяма Сатурно (исследователя Музея археологии и этнологии Пибоди ) [1] обнаружил комнату с фресками, которые были датированы 100 г. до н.э., что делает их самыми старыми на сегодняшний день. Раскопки начались в марте 2003 года. [3] Фрески были стабилизированы, а для фотографической фиксации картин использовалась специальная техника. Упавшие фрагменты были собраны воедино и также сфотографированы. Подробные чертежи реконструкции были сделаны Хизер Херст. Иконография фресковых сцен впоследствии была проанализирована и интерпретирована иконографом проекта Карлом Таубе . [4] Помимо фресок, самая старая известная королевская гробница майя была обнаружена в Сан-Бартоло археологом Моникой Пеллесер Алесио .

Миф о близнецах (Пополь Вух) и миф о кукурузе

[ редактировать ]

Как утверждали Сатурно, Стюарт и Таубе, фрески на северной и западной стенах камеры у основания храмовой пирамиды («Пинтурас Суб-1») изображают элементы мифологии сотворения майя, напоминающие Пополь Вух, а также Юкатекские космологические традиции.

Северная настенная роспись [5] состоит из двух сцен. Одна сцена расположена перед горной пещерой (принадлежащей Цветочной горе ); несколько человек идут и стоят на коленях на большой змее. Бог кукурузы майя изображен среди группы мужчин и женщин, получая (или, возможно, завещая) виноградный калабас. Другая сцена показывает четырех младенцев с все еще прикрепленными пуповинами, окружающих калебас, который теперь раскололся и из которого выходит пятый, полностью одетый мужчина. За этой сценой наблюдает большая фигура божества.

Западная настенная роспись [6] имеет гораздо большее количество сцен. Одна часть фрески состоит из четырех последовательных изображений деревьев с птицами, царей с отметками героя-близнеца майя Хунахпу и жертвоприношений (состоящих из рыбы, оленей, индейки и ароматных цветов), к которым добавлено пятое дерево. Пять деревьев сравнимы с деревьями направлений из Кодекса Борджиа и с деревьями, упомянутыми в Книге Чилам Балам из Чумаэля; связанные птицы представляют Главное Птичье Божество . Жертвоприношения сопоставимы с жертвами, описанными в разделе «Несущий год» Дрезденского кодекса . Первые четыре короля изображены прокалывающими свои пенисы (см. рисунок), проливающими жертвенную кровь, а затем приносящими жертву. Пятая фигура, связанная с пятым деревом, принадлежащим центру – самим деревом жизни – является богом кукурузы майя. Направленное представление в целом может относиться к первоначальному устройству мира.

Другая часть западной фрески изображает три сцены из жизни бога кукурузы и коронацию короля, демонстрируя божественное право на правление, исходящее от богов, и доказывая, что у майя были полноценные монархии на несколько столетий раньше, чем считалось ранее. В трех сценах бога кукурузы изображены (1) кукурузный ребенок, которого держит мужчина, стоящий на коленях в воде; (2) бог кукурузы в черепашьей пещере, танцующий перед двумя водными божествами, восседающими на тронах; и (3) бог кукурузы, летающий по небу или, возможно, падающий с неба в воду. Было предложено, чтобы сцена 3 изображала смерть кукурузного божества. [7] Альтернативно, это может относиться к роли бога кукурузы как приносящего дождь. [8]

Другие мифологические параллели

[ редактировать ]

Для объяснения многих сцен на фресках «Пополь Вух» почти не дает подсказок, и ученые начали искать в других направлениях. Например, три сцены бога кукурузы на западной фреске, как предполагается, относятся к современным мифам побережья Мексиканского залива о боге кукурузы, подчиняющем богов грома и молнии и создающем условия для сельского хозяйства. [9] С другой стороны, сцена из калебаса на северной фреске может представлять собой (как предположил Ван Аккерен) [10] иллюстрация мифа Пипиля о группе мальчиков (божеств дождя), рожденных вместе со своим «младшим братом» ( Нанауацин ) от тыквенного дерева. В этом мифе Нанауацин — это тот, кто открывает Кукурузную гору и вводит сельское хозяйство. В то же время автор интерпретирует калебас — ныне принимаемый за виноградную тыкву (Майя цу[у] ) — вместе с четырьмя окружающими ее младенцами как символ места происхождения, часто упоминаемого в источниках горных майя, Суйва или Цуйва , [11] быть расположен где-то в районе побережья Мексиканского залива. [12]

Самые ранние надписи майя

[ редактировать ]

Самые ранние надписи, явно принадлежащие майя, были найдены в Сан-Бартоло; они датируются III веком до нашей эры. [13] [14] В частности, был найден важный текст на каменных блоках, датируемый примерно 300 годом до нашей эры. Утверждалось, что этот текст прославляет предстоящее празднование окончания периода времени. Предполагалось, что этот период времени закончится где-то между 7.3.0.0.0 и 7.5.0.0.0 — 295 и 256 годами до нашей эры соответственно. [15] Помимо того, что это самый ранний иероглифический текст майя, обнаруженный до сих пор, он, возможно, является самым ранним существующим глифическим свидетельством месоамериканской календарной записи с длинным счетом в Мезоамерике.

В 2022 году ученые, работающие над региональным археологическим проектом Сан-Бартоло-Ксултун, представили доказательства существования самой ранней известной календарной записи в регионе майя, 260-дневной ритуальной календарной даты «7 оленей», из фрагментов фресок в Сан-Бартоло. [16] [17] Эти фрагменты датируются периодом между 300 и 200 годами до нашей эры. [16] [17]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Harvard Gazette: старейшая фреска майя, найденная исследователем Пибоди
  2. ^ «Сан-Бартоло-Ксултун (SBX)» . Сан-Бартоло-Ксултун (SBX) . Проверено 22 июня 2022 г.
  3. ^ Сатурн 2003
  4. ^ Сатурно, Таубе, Стюарт 2005; Таубе, Сатурно, Стюарт, Херст 2010 г.
  5. ^ Сатурн, Таубе, Стюарт 2005 г.
  6. ^ Сатурн, Таубе, Стюарт 2004 г.
  7. ^ Сатурно, Таубе, Стюарт 2004: 9; Таубе и др. 2010: 81-83
  8. ^ Браахейс 2014: 6
  9. ^ Браахейс 2014
  10. ^ Аккерен 2006: 48-51.
  11. ^ Аккерен 2006: 36–40, 53–55.
  12. ^ Аккерен 2006: 55-62.
  13. ^ Сатурно, Уильям А.; Дэвид Стюарт; Борис Бельтран (3 марта 2006 г.). «Ранняя письменность майя в Сан-Бартоло, Гватемала» . Наука . 311 (5765): 1281–1283. дои : 10.1126/science.1121745 . ПМИД   16400112 . S2CID   46351994 .
  14. ^ Джоэл Скидмор, Свидетельства древнейшей письменности майя mesoweb.com
  15. ^ Хирон-Абрего, Марио (2012). «Ранний пример логотипограммы TZUTZ в Сан-Бартоло» (PDF) . Заметки Вайеба . Вайеб . Проверено 13 мая 2015 г.
  16. ^ Jump up to: а б Стюарт, Дэвид; Херст, Хизер; Бельтран, Борис; Сатурно, Уильям (15 апреля 2022 г.). «Запись календаря раннего майя из Сан-Бартоло, Гватемала» . Достижения науки . 8 (15): eabl9290. дои : 10.1126/sciadv.abl9290 . ISSN   2375-2548 . ПМЦ   9007507 . ПМИД   35417231 .
  17. ^ Jump up to: а б Лаура Геггель (14 апреля 2022 г.). «Самые ранние свидетельства гадательного календаря майя обнаружены в древнем храме» . www.livscience.com . Проверено 22 июня 2022 г.
  • Аккерен, Рууд ван, «Цуйва: Место тыквы». Древняя Америка , 9 (2006).
  • Браахейс, HEM, «Вызов молниям: настенная роспись на западе Сан-Бартоло и миф о герое кукурузы». Заметки Вайеба № 46 (2014 г.). http://www.wayeb.org/notes/wayeb_notes0046.pdf
  • Сатурно, Уильям (2003), «Сикстинская капелла ранних майя», National Geographic 204 (6): 72–76.
  • Сатурн, Уильям; Дэвид Стюарт и Карл Таубе (2004), «Идентификация фигур западной стены в Пинтурас Суб-1, Сан-Бартоло, Петен», в ред. Хуана Педро де ла Порте, Барбары Арройо и Эктора Э. Мехиа: XVIII Симпозиум археологических исследований в Гватемале . Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии. http://www.famsi.org/reports/03101/60saturno_stuart_taube/60saturno_stuart_taube.pdf
  • Сатурно, Уильям А., Карл А. Таубе и Дэвид Стюарт, «Фрески Сан-Бартоло, Эль-Петен, Гватемала. Часть 1: Северная стена». Древняя Америка , 7 (февраль 2005 г.).
  • Таубе, Карл; Дэвид Стюарт, Уильям Сатурно и Хизер Херст, «Фрески Сан-Бартоло, Эль-Петен, Гватемала, Часть 2: Западная стена». Древняя Америка , 10 (2010).
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0acc81cb3be481a5ab038a9b4354dba__1711878180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/ba/c0acc81cb3be481a5ab038a9b4354dba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
San Bartolo (Maya site) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)