Jump to content

Хтампак

Координаты : 19 ° 46'17 "с.ш. 89 ° 35'53" з.д.  /  19,7713 ° с.ш. 89,5981 ° з.д.  / 19,7713; -89,5981
Хтампак
Xtampak расположен в Мезоамерике.
Хтампак
Расположение внутри
Расположение Якше Акал, Кампече , Мексика
Область Кампече
Координаты 19 ° 46'17 "с.ш. 89 ° 35'53" з.д.  /  19,7713 ° с.ш. 89,5981 ° з.д.  / 19,7713; -89,5981
История
Основан 400 г. до н.э.
Заброшенный 1000
Периоды От поздней доклассики до терминальной классики
Культуры Майя
Архитектура
Архитектурные стили Архитектура Ченеса

Кстампак известный как Санта-Роза-Хтампак ) — майя археологический памятник в мексиканском штате Кампече ( также . Крупный город в регионе Ченес , он процветал в эпоху поздней классики .

Название Xtampak происходит от языка майя, что означает «старые/древние стены». Это очень старый сайт. Возникновение города датируется 400 г. до н.э. Вершина холма выровнена и окружена ниспадающими террасами, предназначенными для возделывания земли. Город вырос на 850 лет, достигнув своего пика развития между 550 и 950 годами. Он был спланирован и красиво украшен, что способствовало этому, несомненно, специфическому местоположению города: он находился в месте, где взаимодействовали архитектурные стили Ченес и Пуук. Благодаря Санта-Розе-Штампак можно найти великолепные памятники, демонстрирующие типичные черты каждого из этих стилей. Хтампак был исторической столицей народа Чене Майя . [1] Город построен на естественном возвышении с уплощенной и разделенной вершиной, его площадь составляет около 9 квадратных километров. В Хтампаке было более десяти взаимосвязанных церемониальных площадей. В период своего золотого века в городе проживало 10 000 человек. Здания имеют ярко выраженный стиль Ченес, хотя есть некоторые постройки с влиянием Пуука . [2]

Памятники

[ редактировать ]

Самым большим сооружением в Штампаке является Hill Stars, большая платформа с лестницей. Здание состоит как минимум из десяти зданий. Здесь археологи нашли восемь стел, гладких и рельефных. Хтампак был одним из немногих городов, построенных ченами, в которых были воздвигнуты стелы. [3]

2 звезды
Памятник Майя Дата Григорианская дата
5 звезд 9.10.19.2.3 2 декабря 651 г.
7 звезд 9.15.19.17.14 3 мая 751 г.
Замковый камень хранилища 3 9.18.1.0.0 6 октября 791 г.
8 звезд 10.0.0.0.0 15 марта 830 г.
Замковый камень хранилища 1 10.2.1.0.0 12 августа 870 г.
3 звезды 10.2.2.0.0 7 августа 871 г.
1 звезды 10.3.0.0.0 4 мая 889 г.
6 звезд 10.3.0.0.0 4 мая 889 г.
4 звезды 10.4.2.0.0 10 января 911 г.
Замковый камень хранилища 2 10.6.0.0.0 24 июня 948 г.
2 звезды ? ?
Фасад дворца

Большое трехэтажное здание, известное как Дворец, является самым необычным сооружением, сохранившимся до сих пор в Штампаке. На первом этаже 27 номеров; 12 на втором уровне, включая два однокомнатных здания в юго-восточном и юго-западном углах; и пять на третьем уровне, всего 44 комнаты. Широкая лестница на восточной стороне ведет с уровня площади к дверному проему в отдельно стоящей стене наверху лестницы, открывая доступ к открытому двору и комнатам позади. Нет никаких указаний на то, что эта лестница позволит получить доступ на второй уровень, а также нет никаких реальных указаний на второстепенные лестницы на западной стороне, ведущие на второй уровень.

Внутренние лестницы, начинающиеся в комнатах 6 и 10 на первом этаже, проходят через все три уровня, обеспечивая единственный видимый способ добраться до второго уровня. На втором и третьем уровнях эти лестницы выходят прямо на улицу, в отличие от первого этажа, где необходимо пройти через прихожие, прежде чем попасть на лестницу. Организация помещений первого этажа необычна: все помещения, за исключением трёх центральных комнат западной стороны, состоят из «люксы» из двух, трех и четырех смежных комнат. В шести комнатах (комнаты 3, 15, 17, 18, 24, 26) есть кровати, и все они являются внутренними комнатами.

План этажа дворца

Четырехкомнатные апартаменты на северном и южном концах были выделены для особого внимания, поскольку в крайних комнатах, похожих на галереи (комнаты 16 и 25), между дверными проемами в задние комнаты расположены скульптурные панели, а на них расположены группы из трех встроенных колоннет. западная и восточная стороны этих дверных проемов. Центральная колоннета обеих групп покрыта рельефной резьбой. Дверные косяки внешних помещений, а также, предположительно, центральные опоры, похожие на опоры, имеют утопленные панели и капители с профилями, напоминающими Пуук.

Задняя часть дворца

Комнаты второго уровня, наименее доступные, просторные. В шести из восьми комнат есть несколько дверных проемов, что, по-видимому, противоречит уровень конфиденциальности, обеспечиваемый системой ограниченного доступа. Отдельно стоящие помещения в юго-восточном и юго-западном углах кажутся почти символическими, поскольку пространство перед дверными проемами слишком узкое, чтобы в него можно было войти с прилегающих террас. Башенные здания на втором уровне с их лепными украшениями вполне могли иметь большие зооморфные маски на своих восточных фасадах, а перед ними располагались нефункциональные лестницы, теперь обрушенные или заваленные обломками, создающие видоизмененную Рио-Би. символические храмы-пирамиды, похожие на варианты форм Ченеса, которые можно увидеть в Хохобе, Табаскено и Дзибильнокаке.

Помещения на третьем уровне, куда можно попасть как по внутренней лестнице с западной стороны, так и по монументальной лестнице с восточной стороны, по-видимому, представляют собой парадную часть здания. И двор, и комната позади кажутся идеально подходящими для официальных ритуалов, в которых процессии поднимаются по лестнице и входят в священное место, в то время как обычные люди наблюдают за происходящим с площади внизу. Центральная часть восточного фасада могла быть задумана как символический храм-пирамида, в котором монументальная восточная лестница со ступенчатыми пандусами представляет собой пирамиду, а отдельно стоящая стена на третьем уровне с порталом, окруженным гигантским зооморфная маска, изображающая храм. Объединенная лестница и символический храм имеют ту же форму башни с крутыми сторонами, что и типичные формы башен Рио-Би.

Монументальная лестница на восточной стороне, ведущая к порталу в отдельно стоящей стене с открытым двором позади, сразу же напоминает Структуру IV в Бекане, которая демонстрирует очень похожую организацию. Дворец также имеет отдаленное сходство с трехэтажным дворцом в Саиле , хотя последний больше и не имеет открытого двора на третьем уровне у начала главной лестницы.

Возможно, самым необычным аспектом дворца в Штампаке является то, что он, похоже, изначально задумывался как многоэтажное строение, в отличие от многоуровневых зданий в других местах, в которых различные уровни с течением времени увеличивались. Особенно это заметно во дворце в Саиле, где архитектурные и декоративные особенности фасадов разных уровней существенно различаются. Напротив, архитектурные и декоративные особенности на всех трех уровнях Дворца в Санта-Розе практически идентичны, и есть лишь незначительные различия в деталях цоколя, медиальной лепнины и карниза. Система внутренних лестниц также указывает на первоначальную трехэтажную концепцию, поскольку трудно представить, как эти лестницы могли быть добавлены позже. В это здание было включено несколько архитектурных особенностей, которые, кажется, предвосхищают определенные элементы классических архитектурных стилей Пуука. К ним относятся колоннообразные опоры, образующие множество дверных проемов в несколько внешних комнат на всех трех уровнях.

К другим необычным архитектурным особенностям относятся многочисленные утопленные стеновые панели, которые особенно заметны на западной стороне комнат третьего уровня. Из-за роскошного внешнего вида здания возникает соблазн сразу принять это обозначение, но в плане достоверных данных, которые имеют какое-либо отношение к функциям различных помещений, мало что можно сделать.

Однако система циркуляции устанавливает довольно четкую иерархию с точки зрения степени конфиденциальности или сложности входа в помещения на нескольких уровнях. Помещения на втором уровне являются наиболее труднодоступными, и доступ легко контролируется с помощью внутренней лестничной системы. В комнаты на третьем уровне можно попасть как по внутренней, так и по внешней лестнице, но и здесь на входе предусмотрены контрольно-пропускные пункты. Крайние комнаты на первом этаже выходят прямо на площадь, поэтому до них легче всего добраться, и они наименее приватны. Однако внутренние помещения хорошо защищены и подходят для более приватной деятельности.

Ничто из вышеперечисленного не говорит нам много о конкретных функциях комнат на разных уровнях, но очевидные преимущества, предоставляемые системой ограниченного доступа, можно использовать различными способами. Тем не менее невозможно представить дворец как что-то иное, кроме элитного жило-церемониально-административного сооружения, где господствовали высшие представители правящего класса Хтампака. [4]

Портал змеиной пасти

[ редактировать ]
Змеиный портал

Портал змеиной пасти украшает фасад небольшой комнаты, расположенной сбоку в длинном ряду комнат. Пространство выскакивает из ряда пространств впереди более чем на полметра и тем самым создает типичное для стиля Ченес впечатление от отдельных зданий. Фактический вход необычно узок и находится на высоте трех ступенек над землей. Чаще всего встречающаяся площадка перед входом, выдвигающая вперед нижнюю челюсть, здесь отсутствует.

За змеиным порталом

После завершения строительства сзади была установлена ​​лестница, ведущая на крышу помещения. Там, вероятно, была построена или, по крайней мере, запланирована небольшая комната. Чтобы стабилизировать крышу и сохранить это дополнительное пространство, задняя стена была усилена почти до половины свода каменным сердечником, который спереди был покрыт штукатуркой. С задней стороны реконструированная в нижней части лестница ведет в верхнее помещение. Лестница имеет в центре центральный стрингер, выполненный в виде хвоста или брюшка рептилии, а поворот заканчивается небольшим змеиным горлом.

  1. ^ «Руины майя Санта-Роза-Штампак — в Кампече» .
  2. ^ «Санта-Роза Штампак :: Официальный веб-сайт Кампече» . Архивировано из оригинала 13 августа 2014 года . Проверено 13 августа 2014 г.
  3. ^ «До Колумба: Города майя: Санта-Роза-Штампак (штат Кампече, Мексика)» . 2012.
  4. ^ "CHENES AND CHENES-POUC ARCHITECTURE" (TXT) . Проверено 6 сентября 2023 г.

19 ° 46'17 "с.ш. 89 ° 35'53" з.д.  /  19,7713 ° с.ш. 89,5981 ° з.д.  / 19,7713; -89,5981

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22f2210a22ac4c9a8e9afd85d41230de__1694013780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/de/22f2210a22ac4c9a8e9afd85d41230de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xtampak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)