Агуатека
Область | Департамент Петен , Гватемала |
---|
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
История |
Испанское завоевание майя |
Агуатека — поселение майя , расположенное в севере Гватемалы на бассейне Петексбатун , в департаменте Петен . Первые поселения в Агуатеке относятся к позднему доклассическому периоду (300 г. до н.э. - 350 г. н.э.). Центр был оккупирован примерно с 200 г. до н.э. примерно до 800 г. н.э., когда город подвергся нападению и разграблению. Поскольку население быстро покинуло город, собрания в стиле Помпеи остались разбросанными по этажам элитных резиденций. Горизонтальные раскопки этих жилищ выявили древние районы деятельности элиты и ремесленного производства домашнего уровня. [1] Агуатека расположена на вершине известнякового утеса высотой 90 метров (300 футов), что создает очень надежную оборонительную позицию. С этого крутого откоса открывается вид на лагуну Петексбатун в низменностях Юго-Западной Гватемалы. До него можно добраться на лодке. [2] Город окружает обширная система оборонительных стен длиной более 3 миль (4,8 км). [3] Его центр состоял из Дворцовой группы, которая, вероятно, была королевским жилым комплексом, и Главной площади. Эти монументальные комплексы были соединены дамбой, вдоль которой шел густонаселенный элитный жилой район. Во время правления Тан Те'Кинич город был захвачен и сожжен. Город был полностью заброшен около 830 года нашей эры. Храм высотой 6 метров (20 футов) на этом месте остался незавершенным, центр города был разрушен пожаром, ценности были разбросаны по элитным резиденциям, а керамика осталась на своем первоначальном месте, и все это демонстрирует внезапное оставление города. [2] [4] Руины Агуатека считаются одними из наиболее хорошо сохранившихся в Гватемале. [5]
Раннее развитие
[ редактировать ]Агуатека и близлежащий город Дос-Пилас были столицами-близнецами могущественной династии, происходившей от правителей Тикаля . [6] Похоже, что около 700 г. н.э. правители Дос Пилас 3 и 4 были ответственны за смещение фокуса династии с Дос Пиласа на Агуатеку, что можно определить по стелам и памятникам. [7] В 761 году нашей эры правители Дос-Пиласа, похоже, покинули свой город и переехали в Агуатека. Агуатека превратилась в большой густонаселенный город с более высокой плотностью застройки, чем в большинстве других равнинных поселений майя . Возможно, население Агуатека мигрировало из региона Пасион , но вполне вероятно, что там было и большое население из других регионов. Приток людей, вероятно, был результатом политического влияния династии. Развитие нового центра требует значительной рабочей силы для строительства храмов, дворцов и дамб. Для королевской семьи и элиты было важно обеспечить контролируемое население. [8] [9] [10]
Структуры и общество
[ редактировать ]Структурные комплексы этого древнего памятника майя предоставили археологам бесценную информацию о составе общества в Агуатеке. Сюда входят значение и роль различных социальных классов, их положение в обществе и их повседневная жизнь. В дополнение к этому, домохозяйства как самые основные социально-экономические единицы динамично взаимодействовали с более крупными социальными, экономическими и политическими институтами. Изучение этих аспектов в Агуатеке имеет решающее значение для понимания различных аспектов человеческого общества и поведения. [2]
Элитные домохозяйства и образ жизни
[ редактировать ]В большинстве традиционных обществ, таких как Агуатека, то, что мы называем частным и общественным, неразрывно сливаются, в отличие от современных обществ, в которых разделение между «домом» и «работой» является относительно распространенным явлением. [2] Дома в элитном жилом районе Агуатека обычно состоят из трех основных комнат и небольших пристроек. Среди них были многочисленные предметы домашнего обихода, в том числе сервировочные сосуды, точильные камни и разнообразные каменные орудия. Также были найдены обсидиановые лезвия, которые, вероятно, использовались для кровопускания , а также каменные ступки для восстановления пигмента. Центральные помещения, судя по всему, служили местами для приема посетителей, выполнения писцовой работы и хранения ритуальных предметов, а также еды. Наличие мано и метате в одном из главных помещений этих комплексов также указывает на то, что здесь происходило приготовление пищи. Кроме того, археологи обнаружили семь костяных игл и семь веретенообразных мутовок в одной из комнат . Это говорит о том, что производство текстиля происходило в этой комнате или перед ней, и, скорее всего, эту задачу выполняли женщины. Жители элитного строения явно выполняли широкий спектр повседневных дел, включая хранение, приготовление и потребление пищи. Как уже отмечалось, эти резиденции также были местами для политических собраний и художественного творчества. Житель мужского пола мог использовать центральную комнату для встреч и одну из боковых комнат для писцов и художественных работ, тогда как другая комната, скорее всего, была связана с женщиной. [2] Каждая резиденция была многофункциональной, и не было обнаружено никаких построек, предназначенных исключительно для хранения продуктов питания в элитных жилых группах или королевском дворце. Это указывает на то, что хранение продуктов питания не было централизованным и контролируемым. По этой причине различия в емкости хранения продуктов питания и способах их обработки могут отражать различия в размере домохозяйств или даже различия в экономическом статусе и доступе к источникам. [11] Элитный мужчина майя мог заниматься различными видами деятельности, такими как скалывание камня, резьба по дереву, ракушкам или кости, а также выполнять административные, дипломатические и ритуальные обязанности внутри и за пределами резиденции. Элитная женщина майя могла заниматься различными видами художественного творчества и ремесленного производства в дополнение к другой домашней деятельности. Классические элитные мужчины и женщины обладали множеством социальных идентичностей и ролей. [12]
Главная площадь и представление
[ редактировать ]Классические майя сильно подчеркивали театральные представления и видимость правителей. Большая площадь в Агуатеке, как и другие центры классических майя, была спроектирована так, чтобы вместить большое количество людей. На этих площадях собиралось большинство членов общины во время торжественных мероприятий. Жители приложили значительные усилия для обеспечения мест для массовых зрелищ, создав площади за пределами основных территорий и построив большие дамбы. На площадях также размещались выдающиеся изображения правителей на каменных памятниках. Театральные мероприятия, вероятно, объединяли сообщество майя вокруг правителя и королевского двора. Наличие площадей разного размера предполагает, что театральные мероприятия также разделяли сообщество, отделяя тех, кому было разрешено участвовать в эксклюзивных представлениях, от менее привилегированных. [13]
Дворцовая группа и королевская семья
[ редактировать ]Общая планировка территории, архитектурные конфигурации, хранение объектов и обработка после заброшенности — все это указывает на уникальные качества Palace Group как королевского дворцового комплекса. Эти здания также выполняли административные функции, а центральные помещения использовались как место для королевских аудиенций и других политических встреч. Конфигурация этого королевского дворцового комплекса предполагает, что правитель сохранял определенный уровень видимости. Например, встречи, проходившие в одной из построек Дворцовой группы, были видны тем, кому не разрешалось войти. Выдающееся положение сцен встреч на керамических росписях майя предполагает, что определенные собрания в королевских дворцах предназначались для свидетелей. Похоже, что перед тем, как произошло последнее нападение на Агуатеку, королевская семья очистила комнаты дворца и покинула центр. [14]
Строительство храмов и простолюдины
[ редактировать ]Одна из обнаруженных построек была идентифицирована как незавершенный храм. Считается, что он все еще находился в процессе строительства, когда в начале 9 века на него напали и бросили. Его открытие предоставило ценную информацию о методах и процессах строительства майя, а также о вероятности специализации. Вполне возможно, что строительный труд был организован в различные группы, например, рабочие, доставляющие камни на площадку, каменотесы, добывающие блоки для тесаного камня, каменщики или штукатуры, устанавливающие камни раствором, и скульпторы по камню, вырезающие памятники. Все эти люди работали бок о бок, а элитные архитекторы или супервайзеры, скорее всего, координировали задачи разных рабочих. [8] [15]
Материальная культура
[ редактировать ]Элитные ремесленники
[ редактировать ]Значительная часть элиты майя, как мужчины, так и женщины, занималась художественным творчеством и ремесленным производством в Агуатеке, часто занимаясь независимым и прикрепленным производством. Художественное и ремесленное производство, по-видимому, было обычным занятием среди классической элиты майя в Агуатеке, включая придворных самого высокого ранга и даже членов королевской семьи. Они производили не только предметы роскоши и оружие, но и утилитарные предметы для потребления как внутри домашнего хозяйства, так и вне его. Произведенная продукция включала резьбу по дереву, а также изделия из кожи или кожи. Из-за этого в различных хозяйствах пересекались несколько видов ремесленного производства. В то же время отдельные домохозяйства и отдельные лица уделяли особое внимание специфическому художественному творчеству и ремесленной деятельности.Одна семья могла вырезать стелы для правителя, в то время как другая могла делать упор на предметы из ракушек и костей, имеющие высокую символическую ценность. Вероятно, в этих видах производства активно участвовали элитные женщины, занимаясь резьбой по камню в сотрудничестве со знатными мужчинами. Художественное творчество, а также сбор идеологических, религиозных и эзотерических производственных знаний сыграли важную роль в тактике исключения и элитной идентичности. [12] [1] Некоторые из этих элитных произведений искусства были найдены сожженными после того, как Агуатека была заброшена, а произведения, представляющие того, что археологи называют «Богом-Шутом», были найдены в одной из элитных резиденций, что свидетельствует о важности художественного творчества среди элиты. [16]
Обсидиан
[ редактировать ]Обсидиан был очень ценным материалом в обществе классических майя, и обладание им свидетельствовало о высоком статусе. Правители Агуатека контролировали основной доступ к обсидиану в городе, в то время как закупка и распространение обсидиана, возможно, находились в ведении королевского двора династии Агуатека как часть его политической экономии. И правители Агуатека, и элитные писцы/художники имели большее количество более сильных и прочных клинков, изготовленных из обсидиана, чем те, кто жил в меньших резиденциях. Присутствие обсидиана также указывает на то, что классические майя в Агуатеке не были изолированы от других регионов, а участвовали в торговле на большие расстояния для получения материала. [17]
Животные
[ редактировать ]Производство товаров из продуктов животного происхождения для общества и правителей, по-видимому, было обычным явлением. Все члены общины были вовлечены в ремесленное производство, связанное с животными, но некоторые аспекты этого ремесла осуществлялись только в определенных домохозяйствах. Деятельность включала производство мяса/кожи и первоначальное производство костяных орудий. [1] Некоторые животные использовались как предметы роскоши и продукты питания, доступ к которым был различен в зависимости от социального ранга или авторитета. Высший класс имел больший доступ к источникам животного происхождения, которые считались более ритуальными или экзотическими. К таким видам относились морские раковины (для украшения) и дикие кошки, такие как ягуары , марги и оцелоты (используемые для изготовления шкур, зубов и когтей). Неэкзотические животные также были доступны в качестве еды и инструментов. Доминирующими видами, потребляемыми в Агуатеке, являются белохвостый олень , речные черепахи , собаки, агути , пака , пекари , а также крупные птицы и речная рыба. [18]
Театр
[ редактировать ]Главная площадь Агуатека содержала множество каменных памятников и обеспечивала подходящую среду для театральных представлений. [17] Театральные представления не только передают ранее существовавшие идеи, но и определяют политическую реальность в том виде, в котором ее переживают участники. Театральные мероприятия представляют собой важнейший процесс интеграции и конфликта и оказывают особенно существенное влияние на поддержание и трансформацию общества. Выступления правителей, изображенные на каменных памятниках, привлекали большую аудиторию. Это делает главную площадь Агуатека очень значимой, поскольку ее использование в качестве театрального пространства было главной задачей при проектировании города. Эти события придали сообществу физическую реальность и противодействовали тенденциям неэлитного населения переезжать из центра города. Элита, возможно, воспользовалась этими выступлениями для продвижения своих политических программ, но в то же время они находились под постоянной оценкой зрителей. Театральные мероприятия создают основу для создания и навязывания властных отношений и связанных с ними идеологий, а также сопротивления им и их подрыва. [13]
Инструменты
[ редактировать ]Чтобы иметь возможность производить товары и материалы, которые они производили, сообществу Агуатека пришлось создать инструменты, которые они использовали для производства. Некоторые из этих инструментов включали манос и метатес , инструменты, используемые для измельчения, причем манос обычно использовался для приготовления кукурузы, а метаты использовались для измельчения других материалов в меньшие количества. [19] Некоторые продукты животного происхождения также использовались в качестве инструментов, например, кости оленей помогали в изготовлении каменных инструментов и полировке. [19] Жители Агуатека смогли создать эти инструменты, которые они использовали для создания многих других артефактов, найденных на археологических раскопках, и дать ответы на вопросы о том, как производство материалов и товаров было организовано и осуществлялось в их обществе.
Основные ритуалы Бездны
[ редактировать ]Главная пропасть представляет собой образовавшийся естественным путем глубокий разлом известнякового карста, проходящий с северо-востока на юго-запад через середину участка Агуатека. Его длина составляет около 850 м, глубина 10–70 м и ширина 1,5–15 м. [20] Воплощая концепцию майя о горе-пещере, [21] у него есть убедительные доказательства существования множества ритуальных практик. Это говорит о том, что пропасти, как и пещеры, представляют собой мощные космологические и религиозные места, куда можно добраться до духов предков и сверхъестественных духов. Особенности и природные явления, наблюдаемые в Главной пропасти в Агуатеке, открывают окно в сложное манипулирование преобразующими свойствами элементов и их значением. В Агуатеке, в недрах земли, где ветер гонит облака на холм из глубины пропасти, играли на духовых инструментах и жгли костры. Возможно, в этих кострах содержались копаловые благовония, которые образовывали черный дым, напоминающий дождевые облака, в надежде вызвать дождь. Примечательно, что, согласно верованиям майя, два элемента — воздух (ветер) и вода (дождь) — неразрывно связаны между собой. Вода, как неизменный элемент жизни, материализовалась в форме церемоний дождя, наполненных значениями, которые варьировались от достаточного количества осадков до династического процветания и власти. [22] Топонимический символ Агуатека представляет собой пропасть. [23]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Среда существования в Агуатеке, как и в других поселениях классических майя, была ограничена неглубокими, наклонными почвами и непредсказуемыми погодными условиями вплоть до их разрушения . Основываясь на изменениях в соотношении стабильных изотопов углерода в почве, мы можем определить древнее присутствие C4 растений и кукурузы . Древние майя Агуатека, вероятно, адаптировались к окружающей среде, используя идеальные территории для сельского хозяйства. В результате вполне вероятно, что кукуруза выращивалась на сезонных заболоченных территориях, прилегающих к участку. Естественные « рейоллада карстовые особенности », почвы « скольжения » и сезонно затопленные водно-болотные угодья были важными почвенными ресурсами для древних майя, потому что почвы там были глубокими и плодородными. Ступенчатые склоны рехоллада, возможно, служили естественными террасами. Вероятно, это также было местом частого выращивания кукурузы и, возможно, имело политическое значение. [24]
Война и оружие
[ редактировать ]И королевская семья, и элитные писцы/художники Агуатека использовали копья и дротики для «межгрупповых человеческих конфликтов», а также для художественного и ремесленного производства под угрозой врага. Правитель и элита также были воинами, и владение этим оружием и участие в войне установили и увековечили свое превосходство. Наконечники копья и дротиков были более важны, чем лук и стрелы, но насечки на этих наконечниках указывают на то, что лук и стрелы использовались. Конфликт между долинами, возможно, был решающим фактором, который привел к развитию сложных обществ классических майя, таких как Агуатека. Эта война оказала фундаментальное влияние на общество и в конечном итоге привела к упадку Агуатека. [25]
Разрушение и заброшенность
[ редактировать ]Хотя межгрупповые конфликты, изменения климата и деградация окружающей среды начали вызывать социальные потрясения к концу правления Агуатека, окончательное разрушение центра стало результатом войны. [7] [15] Около 800 г. н. э. Агуатека, по-видимому, подверглась нападению врагов. Ряд оборонительных стен, которые были поспешно построены в конце позднеклассического периода, вероятно, были ответом на эскалацию военных действий в регионе. Элитный жилой район возле королевского дворца был сожжен, а жители бежали или были увезены, оставив большую часть своего имущества. Атакующая армия не осталась в центре, и вскоре весь город был заброшен. Искусно построенные сооружения, такие как Дворцовая группа, содержали очень ценные товары, такие как бусы из зеленого камня , резной алебастр и украшения из ракушек. Это еще раз подтверждает вывод о том, что город быстро был заброшен. Раскопки в Дворцовой группе позволяют предположить, что королевская семья покинула центр перед нападением и собиралась вернуться, но, похоже, члены элиты остались. Территории за пределами центра заброшены постепенно, вероятно, сразу после разрушения города. Жители этих районов унесли большую часть своего имущества в следующие места жительства. Из-за характера разрушений и заброшенности вполне вероятно, что правящая элита Агуатека была основным объектом битвы. Враги стремились уничтожить Агуатеку как политическую и экономическую державу, и им это удалось. [26] Резкое падение Агуатека очень похоже на ситуацию в Помпеях , что сегодня предоставляет нам множество свидетельств. Моменты классической жизни майя застыли в богатых собраниях предметов, оставленных в сгоревших постройках. Здесь содержится информация о домашней деятельности, организации домашнего хозяйства и политических взаимодействиях классических майя в Агуатеке. [8] [2] [15] [27]
Известные правители
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Эмери, Китти Ф.; Аояма, Кадзуо (2007). «Кости, ракушки и каменные свидетельства ремесел в элитных домах майя в Агуатеке, Гватемала» . Древняя Мезоамерика . 18 (1): 69–89. дои : 10.1017/S0956536107000089 . JSTOR 26309322 . S2CID 163044977 . ПроКвест 196680392 .
- Иномата, Такеши; Триадан, Даниэла; Пончано, Эрик; Пинто, Эстела; Терри, Ричард Э.; Эберл, Маркус (2002). «Внутренняя и политическая жизнь классической элиты майя: раскопки быстро заброшенных построек в Агуатеке, Гватемала». Латиноамериканская древность . 13 (3): 305–330. дои : 10.2307/972113 . JSTOR 972113 . S2CID 155520148 . Гейл A92448195 .
- Мартин и Грубе 2000, с. 65
- Миллер (1999), с. 35.
- Калберт, Т. Патрик (1991). Классическая политическая история майя: иероглифические и археологические свидетельства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-39210-5 .
- Лозе, Джон С.; Вальдес, Фред (2010). Древние простолюдины майя . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-77814-6 .
- Маркус, Джойс (1976). Эмблема и государство в классических низменностях майя: эпиграфический подход к территориальной организации . Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-066-0 .
- Нильсен, Аксель Э. и Уильям Х. Уокер. Война в культурном контексте: практика, агентность и археология насилия. Тусон: Университет Аризоны, 2009. Печать.
- Иномата, Такеши; Триадан, Даниэла; Пончано, Эрик; Пинто, Эстела; Терри, Ричард Э.; Эберл, Маркус (2002). «Внутренняя и политическая жизнь классической элиты майя: раскопки быстро заброшенных построек в Агуатеке, Гватемала». Латиноамериканская древность . 13 (3): 305–330. дои : 10.2307/972113 . JSTOR 972113 . S2CID 155520148 . Гейл A92448195 .
- Триадан, Даниэла (2000). «Элитное домашнее хозяйство в Агуатеке, Гватемала» . Маяб (13): 46–56.
- Аояма, Кадзуо (2007). «Элитные художники и производители ремесел в классическом обществе майя: каменные свидетельства из Агуатека, Гватемала» . Латиноамериканская древность . 18 (1): 3–26. дои : 10.2307/25063083 . JSTOR 25063083 . S2CID 161149243 . Гейл А162184238 .
- Иномата, Такеши (2006). «Площади, исполнители и зрители: политические театры классических майя». Современная антропология . 47 (5): 805–842. дои : 10.1086/506279 . JSTOR 10.1086/506279 . S2CID 150054455 .
- Иномата, Такеши; Триадан, Даниэла; Пончано, Эрик; Терри, Ричард; Бобьен, Харриет Ф. (январь 2001 г.). «Во дворце падшего короля: Королевский жилой комплекс в Агуатеке, Гватемала». Журнал полевой археологии . 28 (3–4): 287–306. дои : 10.1179/jfa.2001.28.3-4.287 . JSTOR 3181436 . S2CID 162187707 .
- Иномата, Такеши; Пончано, Эрик; Шиншилла, Освальд; Роман, Отто; Брей-Мартинес, Вероника; Сантос, Оскар (декабрь 2004 г.). «Незаконченный храм Агуатека, Гватемала» Античность 78 (302): 798–811. дои : 10.1017/S0003598X00113456 . S2CID 163577976 . Гейл А127538851 .
- Аояма, Кадзуо (1 июня 2006 г.). «Политические и социально-экономические последствия каменных артефактов классических майя с главной площади Агуатека, Гватемала» . Журнал общества американцев . 92 (1–2): 7–40. дои : 10.4000/jsa.3078 . JSTOR 24606344 .
- Эмери, Китти (январь 2003 г.). «Благородный зверь: статус и дифференцированный доступ к животным в мире майя». Мировая археология . 34 (3): 498–515. дои : 10.1080/0043824021000026477 . JSTOR 3560200 . S2CID 143828798 .
- Исихара 2009, с. 1.
- Исихара 2009, с. 367.
- Исихара, Рэйко (июнь 2008 г.). «Поднимающиеся облака, дующий ветер: позднеклассические дождевые ритуалы майя в Главной пропасти, Агуатека, Гватемала». Мировая археология . 40 (2): 169–189. дои : 10.1080/00438240802030001 . JSTOR 40388205 . S2CID 154536421 .
- Исихара 2009, с. 2.
- Джонсон, Кристофер Д.; Райт, Дэвид Р.; Терри, Ричард Э. (март 2007 г.). «Применение изотопного анализа углерода в древнем сельском хозяйстве кукурузы в регионе Петексбатун в Гватемале». Геоархеология . 22 (3): 313–336. дои : 10.1002/gea.20155 . S2CID 129265248 .
- Аояма, Кадзуо (2005). «Классическая война и оружие майя; копья, дротики и наконечники стрел Агуатека и Копана» . Древняя Мезоамерика . 16 (2): 291–304. дои : 10.1017/S0956536105050248 . JSTOR 26309185 . S2CID 162394344 . ПроКвест 196684099 .
- Иномата, Такеши; Уэбб, Рональд В. (2003). «Война, разрушение и заброшенность: падение центра классических майя Агуатека, Гватемала». Археология заброшенных поселений в Средней Америке . Университет Юты Пресс. стр. 43–60. ISBN 978-0-87480-752-3 .
- Райт, Лори Э. (2006). Диета, здоровье и статус среди пасион майя: переоценка краха . Издательство Университета Вандербильта. ISBN 978-0-8265-1418-9 .
- Шерер и Трэкслер 2006, с. 409.
- Триадан, Даниэла; Иномата, Такеши (2014). Жизнь и политика при королевском дворе Агуатека: артефакты, аналитические данные и синтез . Университет Юты Пресс. ISBN 978-1-60781-319-4 . проекта MUSE Книга 41408 .
- Иномата, Такеши (март 2013 г.). «9 Переговоры о неотчуждаемости и значениях в Центре классических майя в Агуатеке, Гватемала». Археологические документы Американской антропологической ассоциации . 23 (1): 128–141. дои : 10.1111/apaa.12020 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Эмери, Китти Ф.; Аояма, Кадзуо (2007). «Кости, ракушки и каменные свидетельства ремесел в элитных домах майя в Агуатеке, Гватемала» . Древняя Мезоамерика . 18 (1): 69–89. дои : 10.1017/S0956536107000089 . JSTOR 26309322 . S2CID 163044977 . ПроКвест 196680392 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Иномата, Такеши; Триадан, Даниэла; Пончано, Эрик; Пинто, Эстела; Терри, Ричард Э.; Эберл, Маркус (2002). «Внутренняя и политическая жизнь классической элиты майя: раскопки быстро заброшенных построек в Агуатеке, Гватемала». Латиноамериканская древность . 13 (3): 305–330. дои : 10.2307/972113 . JSTOR 972113 . S2CID 155520148 . Гейл A92448195 .
- ^ Мартин и Грубе (2000). п. 65
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 65
- ^ «Агуатека - Профиль» . Проверено 29 ноября 2010 г.
- ^ Миллер (1999), с. 35.
- ^ Jump up to: а б Калберт, Т. Патрик (1991). Классическая политическая история майя: иероглифические и археологические свидетельства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-39210-5 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с Лозе, Джон С.; Вальдес, Фред (2010). Древние простолюдины майя . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-77814-6 . [ нужна страница ]
- ^ Маркус, Джойс (1976). Эмблема и государство в классических низменностях майя: эпиграфический подход к территориальной организации . Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-066-0 . [ нужна страница ]
- ^ Нильсен, Аксель Э.; Уокер, Уильям Х. (2009). Война в культурном контексте: практика, агентность и археология насилия . Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-4398-4 . [ нужна страница ]
- ^ Триадан, Даниэла (2000). «Элитное домашнее хозяйство в Агуатеке, Гватемала» . Маяб (13): 46–56.
- ^ Jump up to: а б Аояма, Кадзуо (2007). «Элитные художники и производители ремесел в классическом обществе майя: каменные свидетельства из Агуатека, Гватемала» . Латиноамериканская древность . 18 (1): 3–26. дои : 10.2307/25063083 . JSTOR 25063083 . S2CID 161149243 . Гейл А162184238 .
- ^ Jump up to: а б Иномата, Такеши (2006). «Площади, исполнители и зрители: политические театры классических майя». Современная антропология . 47 (5): 805–842. дои : 10.1086/506279 . JSTOR 10.1086/506279 . S2CID 150054455 .
- ^ Иномата, Такеши; Триадан, Даниэла; Пончано, Эрик; Терри, Ричард; Бобьен, Харриет Ф. (январь 2001 г.). «Во дворце падшего короля: Королевский жилой комплекс в Агуатеке, Гватемала». Журнал полевой археологии . 28 (3–4): 287–306. дои : 10.1179/jfa.2001.28.3-4.287 . JSTOR 3181436 . S2CID 162187707 .
- ^ Jump up to: а б с Иномата, Такеши; Пончано, Эрик; Шиншилла, Освальд; Роман, Отто; Брей-Мартинес, Вероника; Сантос, Оскар (декабрь 2004 г.). «Незаконченный храм Агуатека, Гватемала» Античность 78 (302): 798–811. дои : 10.1017/S0003598X00113456 . S2CID 163577976 . Гейл А127538851 .
- ^ Иномата, Такеши (март 2013 г.). «9 Переговоры о неотчуждаемости и значениях в Центре классических майя в Агуатеке, Гватемала». Археологические документы Американской антропологической ассоциации . 23 (1): 128–141. дои : 10.1111/apaa.12020 .
- ^ Jump up to: а б Аояма, Кадзуо (1 июня 2006 г.). «Политические и социально-экономические последствия каменных артефактов классических майя с главной площади Агуатека, Гватемала» . Журнал общества американцев . 92 (1–2): 7–40. дои : 10.4000/jsa.3078 . JSTOR 24606344 .
- ^ Эмери, Китти (январь 2003 г.). «Благородный зверь: статус и дифференцированный доступ к животным в мире майя». Мировая археология . 34 (3): 498–515. дои : 10.1080/0043824021000026477 . JSTOR 3560200 . S2CID 143828798 .
- ^ Jump up to: а б Триадан, Даниэла; Иномата, Такеши (2014). Жизнь и политика при королевском дворе Агуатека: артефакты, аналитические данные и синтез . Университет Юты Пресс. ISBN 978-1-60781-319-4 . проекта MUSE Книга 41408 . [ нужна страница ]
- ^ Исихара 2009 , с. 1.
- ^ Исихара 2009 , с. 367.
- ^ Исихара, Рэйко (июнь 2008 г.). «Поднимающиеся облака, дующий ветер: позднеклассические дождевые ритуалы майя в Главной пропасти, Агуатека, Гватемала». Мировая археология . 40 (2): 169–189. дои : 10.1080/00438240802030001 . JSTOR 40388205 . S2CID 154536421 .
- ^ Исихара 2009 , с. 2.
- ^ Джонсон, Кристофер Д.; Райт, Дэвид Р.; Терри, Ричард Э. (март 2007 г.). «Применение изотопного анализа углерода в древнем сельском хозяйстве кукурузы в регионе Петексбатун в Гватемале». Геоархеология . 22 (3): 313–336. дои : 10.1002/gea.20155 . S2CID 129265248 .
- ^ Аояма, Кадзуо (2005). «Классическая война и оружие майя; копья, дротики и наконечники стрел Агуатека и Копана» . Древняя Мезоамерика . 16 (2): 291–304. дои : 10.1017/S0956536105050248 . JSTOR 26309185 . S2CID 162394344 . ПроКвест 196684099 .
- ^ Иномата, Такеши; Уэбб, Рональд В. (2003). «Война, разрушение и заброшенность: падение центра классических майя Агуатека, Гватемала». Археология заброшенных поселений в Средней Америке . Университет Юты Пресс. стр. 43–60. ISBN 978-0-87480-752-3 .
- ^ Райт, Лори Э. (2006). Диета, здоровье и статус среди пасион майя: переоценка краха . Издательство Университета Вандербильта. ISBN 978-0-8265-1418-9 . [ нужна страница ]
- Исихара, Рэйко (2009). Преодоление пропасти между религией и политикой: археологические исследования гриет (пропастей) на месте позднеклассического майя в Агуатеке, Петен, Гватемала . Издательство ВДМ. ISBN 978-3-639-06674-6 .
- Мартин, Саймон ; Грубе, Николай (2000). Хроники королей и королев майя: расшифровка династий древних майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05103-0 . OCLC 47358325 .
- Миллер, Мэри Эллен (1999). Искусство и архитектура майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-20327-9 . OCLC 41659173 .
- Шерер, Роберт Дж .; Тракслер, Лоа П. (2006). Древние майя (6-е изд.). Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кадзуо Аояма (2009). Элитные ремесленные производители, художники и воины в Агуатеке: каменный анализ . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. ISBN 978-0-87480-959-6 .
- Такеши Иномата (2008). Война и падение укрепленного центра: археологические исследования в Агуатеке . Нэшвилл: Издательство Университета Вандербильта. ISBN 978-0-8265-1419-6 .
- Такеши Иномата (2010). Сгоревшие дворцы и элитные резиденции Агуатека: раскопки и керамика . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. ISBN 978-1-60781-001-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Агуатека Викискладе есть
- Официальный сайт Агуатека (архивная версия)
- Археологический парк Агуатека с галереей
- Описание и галерея
- Иномата, Такеши; Пончано, Эрик; Шиншилла, Освальд; Роман, Отто; Брей-Мартинес, Вероника; Сантос, Оскар (декабрь 2004 г.). «Незаконченный храм Агуатека, Гватемала» Античность 78 (302): 798–811. дои : 10.1017/S0003598X00113456 . S2CID 163577976 . Гейл А127538851 .
16 ° 23'41,92 дюйма с.ш. 90 ° 12'15,49 дюйма з.д. / 16,3949778 ° с.ш. 90,2043028 ° з.д.