Jump to content

Остров Джайна

Координаты : 20 ° 12'30 "N 90 ° 29'9" W  /  20,20833 ° N 90,48583 ° W  / 20,20833; -90,48583
Мужская фигурка ручной работы, 650–800 гг. н.э.

Остров Джайна  — это доколумбовой эпохи майя археологический памятник и искусственный остров. [1] [2] на территории современного мексиканского штата Кампече . Небольшой известняковый остров на полуострова Юкатан побережье Персидского залива , имеющий лишь приливную бухту, отделяющую его от материка. Джайна служила местом захоронения элитных майя и примечательна большим количеством там прекрасных керамических фигурок раскопанных . [3]

Термин «Джайна» переводится как «Храм в воде». [4]

Остров Джайна и другие крупные поселения майя классической эпохи.

И остров Джайна, и близлежащий остров Пьедрас (Исла Пьедрас) были местом расположения небольших городов и деревень. Джайна была заселена ок. 300 г. н. э. , [5] продолжавшийся до тех пор, пока он не был заброшен примерно в 1200 году нашей эры. Основное заселение произошло ближе к концу этого периода, в эпоху поздней классической и терминальной классики. [ нужна ссылка ] Современные руины состоят из двух небольших площадей и площадки для игры в мяч . [ нужна ссылка ]

Известность острова Джайна связана с его примерно 20 000 могилами, из которых более 1000 были раскопаны археологами. [5] В каждой могиле человеческие останки сопровождаются стеклянной, глиняной или глиняной посудой, а также одной или несколькими керамическими статуэтками, обычно лежащими на груди умершего или держащимися в руках. [ нужна ссылка ]

Название этого островного некрополя , вероятно, происходит от фразы майя Юкатана « hail na », что означает «водный дом». Его западное расположение могло быть связано с заходящим солнцем и, следовательно, со смертью. [5]

Источник погребенного населения пока неизвестен, но, скорее всего, он происходит из Эдзна и близлежащих регионов Ченес и Пуук . [6]

Фигурки в стиле джайна

[ редактировать ]
Мужская фигурка ручной работы.
Лепная женская фигурка.
Мужская фигурка ручной работы.

Из-за большого количества найденных здесь фигурок, эти фигурки стали известны как «фигурки в джайнском стиле», независимо от того, были ли они найдены на острове Джайна или нет. На самом деле, этих фигурок гораздо больше во внутренних местах майя, таких как дельта реки Усумасинта , чем на острове. [7]

Фигурки в раннем джайнском стиле натуралистичны, изящно детализированы и «обычно считаются лучшими фигурками, созданными на всей территории древней Америки». [8] Хотя были найдены как цельные, так и полые фигурки, последние преобладают и обычно снабжены свистком или глиняными шариками, издающими звук, похожий на погремушку. Как и сами фигурки, неизвестно, какую функцию выполняли свистки и погремушки.

Фигурки, сделанные из оранжевой глины и первоначально окрашенные, в основном в цвета охры и синего цвета, обычно имеют высоту 10–25 дюймов (25–65 см), редко больше. [9]

Эти фигуры также отражают практику скарификации майя и значение класса в обществе майя. Такие детали, как отметины на лице фигуры, а также одежда и украшения, могут использоваться для обозначения социального статуса фигуры. [4]

Все фигурки на острове Джайна, судя по всему, были изготовлены специально для погребального сопровождения. [10] По крайней мере из-за пространственных соображений, лишь немногие из этих фигурок могли быть изготовлены на самом острове. Многие из формованных фигурок были связаны с мастерскими в Йонуте , расположенном на некотором расстоянии к югу и западу. [11]

Фигурки, выполненные в реалистическом стиле, представляют собой этнографическую сокровищницу, позволяющую взглянуть на физические особенности, одежду и повседневную жизнь элиты позднего классического майя. Их изящные детали раскрывают признаки социального статуса, а фигурки часто изображаются с инструментами и другим снаряжением, предоставляя нам трехмерные снимки давно исчезнувших орудий труда.

Портретная живопись?

[ редактировать ]

Необычные детали, показанные на фигурках более раннего этапа, побудили одного исследователя заявить, что это «настоящие эссе в портретной живописи». [12] другой добавляет, что фигурки «точно описывают возраст, статус и выражение лица». [9] Какими бы выразительными и индивидуальными они ни были, до сих пор оказалось сложно определить тематику этих фигурок.

Например, невозможно соотнести фигурки с соответствующим захоронением. В частности, пол фигурок лишь случайным образом совпадает с полом захоронения: женские фигурки могут сопровождать мужские захоронения и наоборот, тогда как детские захоронения часто сопровождаются фигурками взрослых.

Некоторые фигурки и стили фигурок были идентифицированы как божества. Другие намекают на мифы или легенды. [9] Также было высказано предположение, что фигурки символизируют предков, далеких или ближайших. Вопрос о портретной живописи может быть решен только тогда, когда будет решена сама функция этого погребального инвентаря.

Хронологические фазы

[ редактировать ]

В статье 1975 года Кристофер Корсон выделил три этапа, основанные на мастерстве изготовления и методе производства фигурок:

Фаза I 600–800 гг. н.э.
Фаза II 800–1000 гг. н.э.
Фаза Кампече 1000–1200 гг. н.э.

Хотя предлагаемые даты значительно различаются от исследователя к исследователю, [13] такое деление полезно для анализа изменений в методах производства и, возможно, стоящих за ними культурных изменений.

Почти все фигурки Фазы I созданы вручную, с использованием пигмента, нанесенного после высыхания глины, и демонстрируют высочайшую степень мастерства. Хотя можно выделить некоторые повторяющиеся предметы и стили, фигурки этого этапа обладают широко распространенной уникальностью.

II этап ознаменован созданием фигурок из форм. Часто эти формованные фигурки улучшали за счет надрезов или добавления тонких глиняных полосок и украшений. Хотя литье увеличивает производительность (что, без сомнения, частично объясняет его принятие), оно уменьшает художественные возможности, и поэтому фигурки Фазы II, как правило, менее инновационны, менее детализированы и менее своеобразны, чем фигурки Фазы I.

Фаза Кампече была отмечена почти полным распространением формованных фигурок, часто побеленных, преимущественно с изображением стоящей женщины с поднятыми руками. Этот предмет, по-разному отождествляемый с богинями Шочикецаль или, по ошибке, с Икс Чел , настолько распространен на этом этапе, что превосходит по численности все остальные предметы вместе взятые, что позволяет предположить, что погребальная практика попала под влияние новой, возможно, импортированной идеологии. [14] (См. примеры фазовой фигурки Йонуты Кампече и фазовой фигурки Джайны Кампече ).

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кэри, Лидия (30 сентября 2022 г.). «Продолжаются работы по сохранению доиспанского искусственного острова» . Мексиканские новости ежедневно . Проверено 22 мая 2023 г.
  2. ^ Фишер, Андреа (9 сентября 2022 г.). «Это «Джайна», впечатляющий искусственный остров майя, который был найден на втором участке поезда майя» . National Geographic en Español (на испанском языке) . Проверено 22 мая 2023 г.
  3. ^ Коу.
  4. ^ Перейти обратно: а б Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: путеводитель по коллекции . [Бирмингем, Алабама]: Художественный музей Бирмингема. п. 85. ИСБН  978-1-904832-77-5 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Стены.
  6. ^ Болл, с. 438.
  7. ^ Скотт, стр. 269.
  8. ^ Болл, стр.438.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Кублер, с. 266.
  10. ^ Болл, с. 438
  11. ^ Скотт, с. 269.
  12. ^ Корсон.
  13. ^ Например, даты Кюблера на 200 лет раньше, чем даты Корсона.
  14. ^ Корсон, с. 67.
  • Болл, Джозеф В.; (2001) «Низменности майя: Север» в книге «Археология Древней Мексики и Центральной Америки: энциклопедия» , Эванс, Сьюзан Тоби; Вебстер, Дэвид Л., ред.; Garland Publishing, Inc., Нью-Йорк, стр. 433–441.
  • Коу, Майкл Д. (1999). Майя (Шестое изд.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 143–144. ISBN  0-500-28066-5 .
  • Корсон, Кристофер (1975) «Стилистическая эволюция фигурок джайнов», в «Истории доколумбового искусства: избранные материалы» , Алана Корди-Коллинз, Джин Стерн, ред., Peek Publications, Пало-Альто, Калифорния, стр. 63-69.
  • Инуррета, Армандо (2004) « Исла-Пьедрас: морской порт на северном побережье Кампече как часть регионального государства », Фонд развития мезоамериканских исследований .
  • Кублер, Джордж (1984) Искусство и архитектура древней Америки: мексиканские, майя и андские народы , издательство Йельского университета.
  • Мюрен, Глэдис « Стоящая леди Джайны », Музей изящных искусств Юты, по состоянию на апрель 2007 г.
  • Скотт, Сью (2001) «Статуэтки из терракоты», в книге «Археология Древней Мексики и Центральной Америки: энциклопедия» , Эванс, Сьюзан Тоби; Вебстер, Дэвид Л., ред.; Garland Publishing, Inc., Нью-Йорк.
[ редактировать ]

20 ° 12'30 "N 90 ° 29'9" W  /  20,20833 ° N 90,48583 ° W  / 20,20833; -90,48583

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7706837cf508e05928e1f654b4156246__1714782600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/46/7706837cf508e05928e1f654b4156246.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jaina Island - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)