Остров Джайна

Остров Джайна — это доколумбовой эпохи майя археологический памятник и искусственный остров. [1] [2] на территории современного мексиканского штата Кампече . Небольшой известняковый остров на полуострова Юкатан побережье Персидского залива , имеющий лишь приливную бухту, отделяющую его от материка. Джайна служила местом захоронения элитных майя и примечательна большим количеством там прекрасных керамических фигурок раскопанных . [3]
Термин «Джайна» переводится как «Храм в воде». [4]
Сайт
[ редактировать ]
И остров Джайна, и близлежащий остров Пьедрас (Исла Пьедрас) были местом расположения небольших городов и деревень. Джайна была заселена ок. 300 г. н. э. , [5] продолжавшийся до тех пор, пока он не был заброшен примерно в 1200 году нашей эры. Основное заселение произошло ближе к концу этого периода, в эпоху поздней классической и терминальной классики. [ нужна ссылка ] Современные руины состоят из двух небольших площадей и площадки для игры в мяч . [ нужна ссылка ]
Известность острова Джайна связана с его примерно 20 000 могилами, из которых более 1000 были раскопаны археологами. [5] В каждой могиле человеческие останки сопровождаются стеклянной, глиняной или глиняной посудой, а также одной или несколькими керамическими статуэтками, обычно лежащими на груди умершего или держащимися в руках. [ нужна ссылка ]
Название этого островного некрополя , вероятно, происходит от фразы майя Юкатана « hail na », что означает «водный дом». Его западное расположение могло быть связано с заходящим солнцем и, следовательно, со смертью. [5]
Источник погребенного населения пока неизвестен, но, скорее всего, он происходит из Эдзна и близлежащих регионов Ченес и Пуук . [6]
Фигурки в стиле джайна
[ редактировать ]


Из-за большого количества найденных здесь фигурок, эти фигурки стали известны как «фигурки в джайнском стиле», независимо от того, были ли они найдены на острове Джайна или нет. На самом деле, этих фигурок гораздо больше во внутренних местах майя, таких как дельта реки Усумасинта , чем на острове. [7]
Фигурки в раннем джайнском стиле натуралистичны, изящно детализированы и «обычно считаются лучшими фигурками, созданными на всей территории древней Америки». [8] Хотя были найдены как цельные, так и полые фигурки, последние преобладают и обычно снабжены свистком или глиняными шариками, издающими звук, похожий на погремушку. Как и сами фигурки, неизвестно, какую функцию выполняли свистки и погремушки.
Фигурки, сделанные из оранжевой глины и первоначально окрашенные, в основном в цвета охры и синего цвета, обычно имеют высоту 10–25 дюймов (25–65 см), редко больше. [9]
Эти фигуры также отражают практику скарификации майя и значение класса в обществе майя. Такие детали, как отметины на лице фигуры, а также одежда и украшения, могут использоваться для обозначения социального статуса фигуры. [4]
Все фигурки на острове Джайна, судя по всему, были изготовлены специально для погребального сопровождения. [10] По крайней мере из-за пространственных соображений, лишь немногие из этих фигурок могли быть изготовлены на самом острове. Многие из формованных фигурок были связаны с мастерскими в Йонуте , расположенном на некотором расстоянии к югу и западу. [11]
Фигурки, выполненные в реалистическом стиле, представляют собой этнографическую сокровищницу, позволяющую взглянуть на физические особенности, одежду и повседневную жизнь элиты позднего классического майя. Их изящные детали раскрывают признаки социального статуса, а фигурки часто изображаются с инструментами и другим снаряжением, предоставляя нам трехмерные снимки давно исчезнувших орудий труда.
Портретная живопись?
[ редактировать ]Необычные детали, показанные на фигурках более раннего этапа, побудили одного исследователя заявить, что это «настоящие эссе в портретной живописи». [12] другой добавляет, что фигурки «точно описывают возраст, статус и выражение лица». [9] Какими бы выразительными и индивидуальными они ни были, до сих пор оказалось сложно определить тематику этих фигурок.
Например, невозможно соотнести фигурки с соответствующим захоронением. В частности, пол фигурок лишь случайным образом совпадает с полом захоронения: женские фигурки могут сопровождать мужские захоронения и наоборот, тогда как детские захоронения часто сопровождаются фигурками взрослых.
Некоторые фигурки и стили фигурок были идентифицированы как божества. Другие намекают на мифы или легенды. [9] Также было высказано предположение, что фигурки символизируют предков, далеких или ближайших. Вопрос о портретной живописи может быть решен только тогда, когда будет решена сама функция этого погребального инвентаря.
Хронологические фазы
[ редактировать ]В статье 1975 года Кристофер Корсон выделил три этапа, основанные на мастерстве изготовления и методе производства фигурок:
- Фаза I 600–800 гг. н.э.
- Фаза II 800–1000 гг. н.э.
- Фаза Кампече 1000–1200 гг. н.э.
Хотя предлагаемые даты значительно различаются от исследователя к исследователю, [13] такое деление полезно для анализа изменений в методах производства и, возможно, стоящих за ними культурных изменений.
Почти все фигурки Фазы I созданы вручную, с использованием пигмента, нанесенного после высыхания глины, и демонстрируют высочайшую степень мастерства. Хотя можно выделить некоторые повторяющиеся предметы и стили, фигурки этого этапа обладают широко распространенной уникальностью.
II этап ознаменован созданием фигурок из форм. Часто эти формованные фигурки улучшали за счет надрезов или добавления тонких глиняных полосок и украшений. Хотя литье увеличивает производительность (что, без сомнения, частично объясняет его принятие), оно уменьшает художественные возможности, и поэтому фигурки Фазы II, как правило, менее инновационны, менее детализированы и менее своеобразны, чем фигурки Фазы I.
Фаза Кампече была отмечена почти полным распространением формованных фигурок, часто побеленных, преимущественно с изображением стоящей женщины с поднятыми руками. Этот предмет, по-разному отождествляемый с богинями Шочикецаль или, по ошибке, с Икс Чел , настолько распространен на этом этапе, что превосходит по численности все остальные предметы вместе взятые, что позволяет предположить, что погребальная практика попала под влияние новой, возможно, импортированной идеологии. [14] (См. примеры фазовой фигурки Йонуты Кампече и фазовой фигурки Джайны Кампече ).
Галерея
[ редактировать ]- Керамическая флейта. Обратите внимание на миниатюрную голову.
- Пьяница, 400–800 гг. н.э.
- Коромысло и наколенники идентифицируют эту формованную керамическую статуэтку как игрока в мяч. Как и многие другие, он также выполняет функцию свистка. 600–900 гг. н.э.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кэри, Лидия (30 сентября 2022 г.). «Продолжаются работы по сохранению доиспанского искусственного острова» . Мексиканские новости ежедневно . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Фишер, Андреа (9 сентября 2022 г.). «Это «Джайна», впечатляющий искусственный остров майя, который был найден на втором участке поезда майя» . National Geographic en Español (на испанском языке) . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Коу.
- ^ Перейти обратно: а б Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: путеводитель по коллекции . [Бирмингем, Алабама]: Художественный музей Бирмингема. п. 85. ИСБН 978-1-904832-77-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Стены.
- ^ Болл, с. 438.
- ^ Скотт, стр. 269.
- ^ Болл, стр.438.
- ^ Перейти обратно: а б с Кублер, с. 266.
- ^ Болл, с. 438
- ^ Скотт, с. 269.
- ^ Корсон.
- ^ Например, даты Кюблера на 200 лет раньше, чем даты Корсона.
- ^ Корсон, с. 67.
Ссылки
[ редактировать ]- Болл, Джозеф В.; (2001) «Низменности майя: Север» в книге «Археология Древней Мексики и Центральной Америки: энциклопедия» , Эванс, Сьюзан Тоби; Вебстер, Дэвид Л., ред.; Garland Publishing, Inc., Нью-Йорк, стр. 433–441.
- Коу, Майкл Д. (1999). Майя (Шестое изд.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 143–144. ISBN 0-500-28066-5 .
- Корсон, Кристофер (1975) «Стилистическая эволюция фигурок джайнов», в «Истории доколумбового искусства: избранные материалы» , Алана Корди-Коллинз, Джин Стерн, ред., Peek Publications, Пало-Альто, Калифорния, стр. 63-69.
- Инуррета, Армандо (2004) « Исла-Пьедрас: морской порт на северном побережье Кампече как часть регионального государства », Фонд развития мезоамериканских исследований .
- Кублер, Джордж (1984) Искусство и архитектура древней Америки: мексиканские, майя и андские народы , издательство Йельского университета.
- Мюрен, Глэдис « Стоящая леди Джайны », Музей изящных искусств Юты, по состоянию на апрель 2007 г.
- Скотт, Сью (2001) «Статуэтки из терракоты», в книге «Археология Древней Мексики и Центральной Америки: энциклопедия» , Эванс, Сьюзан Тоби; Вебстер, Дэвид Л., ред.; Garland Publishing, Inc., Нью-Йорк.
Внешние ссылки
[ редактировать ]