Маяпан
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2007 г. ) |
Храм Кукулькана в Маяпане | |
Расположение | Муниципалитет Теко , Юкатан , Мексика |
---|---|
Область | Полуостров Юкатан |
Координаты | 20 ° 37'46 "N 89 ° 27'38" W / 20,62944 ° N 89,46056 ° W |
История | |
Периоды | От среднего доклассического до позднего постклассического периода |
Культуры | цивилизация майя |
Маяпан ( Màayapáan в современных майя ; по -испански Mayapán ) — поселение доколумбовых майя в паре километров к югу от города Тельчакильо в муниципалитете Теко , примерно в 40 км к юго-востоку от Мериды и в 100 км к западу от Чичен-Ицы ; в штате Юкатан , Мексика . Маяпан был политической и культурной столицей майя на полуострове Юкатан в поздний постклассический период с 1220-х по 1440-е годы. [1] По оценкам, общая численность населения города составляет 15 000–17 000 человек, на территории расположено более 4 000 построек внутри городских стен и дополнительные жилища за пределами. [2]
Это место было профессионально обследовано и раскопано археологическими группами, начиная с 1939 года; пять лет работы были проведены командой в 1950-х годах, а дополнительные исследования были проведены в 1990-х годах. С 2000 года совместная группа Мексики и США проводит раскопки и восстановление на этом месте, которые продолжаются.
Макет
[ редактировать ]
Майяпан занимает площадь 4,2 квадратных километра (около 1,6 квадратных миль) и насчитывает более 4000 построек, большинство из которых являются жилыми домами, упакованными в этот комплекс внутри городских стен. Застроенные территории простираются на полкилометра за пределы городских стен во всех направлениях. Каменная стена по периметру имеет двенадцать ворот, в том числе семь главных со сводчатыми входами. Длина стены составляет 9,1 км (около 5,65 миль), она имеет примерно овальную форму с заостренным северо-восточным углом.
Церемониальный центр этого места расположен на квадрате Q городской сетки в центре более широкой западной половины обнесенной стеной ограды. Церемониальный центр представляет собой плотно упакованную группу храмов, залов с колоннами, ораториев, святилищ, святилищ, алтарей и платформ (для речей, танцев или демонстрации стел). А. Л. Смит, археолог из Института Карнеги , подсчитал, что в городе, обнесенном стеной, проживало 10–12 000 человек.

Согласно исследованию доктора Грегори Саймонса за пределами городских стен, было множество дополнительных жилищ, и он пересмотрел общую оценку населения до 15 000–17 000 человек. Результаты его опроса размещены на сайте www.mayapanperiphery.net . Люди, живущие за пределами городской стены, занимались сельским хозяйством, животноводством и специализированной деятельностью, такой как производство извести. Рассел также нашел зал с колоннадой за городской стеной, показывая, что еще многое предстоит открыть в отношении сложности этого городского ландшафта.
Храм Кукулькана , большая пирамида, также известная как Кастильо, является главным храмом Майяпана. Он расположен непосредственно к востоку от сенота Чен Мул, от которого расходятся пещеры. По форме Храм Кукулькана (Сооружение Q-162 на карте сайта) представляет собой радиальный четырехлестничный храм с девятью террасами; в целом он похож на храм Кукулькана на более раннем месте Чичен-Ицы . Однако храм Майяпана, по-видимому, представляет собой худшую имитацию храма в Чичен-Ице, и здания города в целом построены не так хорошо, как в других городах майя. Например, большинство или все сводчатые крыши в Маяпане обрушились, в то время как многие из более качественных зданий в Чичен-Ице остались нетронутыми. Другие крупные храмы в церемониальном центре включают три круглых храма, которые необычны для региона майя и также связаны с божеством Кукульканом/Кетцалькоатлем в его аспекте бога ветра (Эхекатля). В отличие от Чичен-Ицы, в Маяпане нет площадок для игры в мяч .
Обширные жилые зоны участка состоят из жилых домов и вспомогательных домашних построек, при этом те, что расположены вокруг церемониального района, крупнее и качественнее, а те, что расположены на окраинах, как правило, беднее. Дома часто располагаются небольшими группами патио, окружающих небольшие дворы. Дома строились бессистемно, без организованных улиц. Улицы вьются между жилыми домами и стенами. В жилых районах участка много сенотов, возможно, около 40. Наиболее густонаселенными были поселения в юго-западной части города, где сенотов больше.
Исторический обзор
[ редактировать ]Этноисторические источники, такие как « Relacion de las Cosas de Yucatan» Диего де Ланды , составленные на основе местных источников в 16 веке, сообщают, что это место было основано Кукульканом (майское имя Кетцалькоатля , короля тольтеков , культурного героя и полубога). после падения Чичен-Ицы. Он созвал правителей региона, которые согласились основать новую столицу в Маяпане. Лорды разделили между собой города Юкатана и выбрали главу семьи Коком своим лидером.
Этноисторические источники повествуют множество различных историй взлета и падения Майяпана (Roys 1962). Эти истории часто запутаны, хронологически неправдоподобны и их трудно согласовать. Например, в некоторых источниках говорится, что майя восстали в 1221 году против майя-толтекских правителей Чичен-Ицы. После непродолжительной гражданской войны лорды различных могущественных городов и семей встретились, чтобы восстановить центральное правительство на Юкатане. Они решили построить новую столицу недалеко от города Тельчакильо, родного города Унака Сила , генерала, победившего правителей Чичен-Ицы. Новый город был построен внутри оборонительной стены и назван Маяпан , что означает «Стандарт народа майя».
Глава семьи Коком, богатого и древнего рода, принимавшего участие в восстании против Чичена, был избран королем, а все другие благородные семьи и региональные лорды должны были послать членов своих семей в Маяпан, чтобы они сыграли свою роль в восстании. правительство (и, возможно, выступать в качестве заложников хорошего поведения городов-подчинённых). Мексиканские наемники из Табаско также использовались для поддержания порядка и сохранения власти. Другая семья, Сю, возможно, жила в районе Маяпана до прибытия Коком; Сю утверждают, что являются частью линии Ушмаля . Эта договоренность просуществовала более 200 лет. (Альтернативная версия дается в хрониках майя колониальной эпохи, в которой утверждается, что Майяпан был современником Чичен-Ицы и Ушмаля и был союзником этих городов, но археологические данные показывают, что эта версия менее вероятна.)
Маяпан стал основным городом в группе союзников, в которую входила большая часть северного Юкатана, и торговых партнеров, которые простирались непосредственно до Гондураса , Белиза и карибского острова Косумель , а также косвенно до Мексики. Хотя Маяпаном управлял совет, в политической сфере доминировали Джалах виник и аджкин (высший правитель и первосвященник). Ниже двух главных должностных лиц было много других должностных лиц с различными обязанностями. Диапазон классов простирался от дворянства до рабов, с промежуточными классами между ними. Социальный климат Майяпана осложнялся антагонистическими отношениями между фракциями знати, которые часто были организованы по родству (Pugh 2009; Milbrath 2003). В 1441 году Ах Сю Сюпан из могущественной дворянской семьи Сю возмутился политическими махинациями правителей Кокома и организовал восстание. В результате все члены семьи Коком, за исключением одного, который находился в Гондурасе и занимался торговлей, были убиты, Маяпан был разграблен, сожжен и заброшен, все крупные города пришли в упадок, а Юкатан превратился в воюющие города-государства.
Археологические данные указывают на то, что по крайней мере церемониальный центр был сожжен в конце оккупации. В ходе раскопок были обнаружены обгоревшие балки крыш в нескольких крупных зданиях в центре объекта.
Раскопки и исследования
[ редактировать ]В 1841 году Джон Л. Стивенс был первым, кто задокументировал части памятника Майяпан с помощью двух важных иллюстраций. Первым был круглый храм К-152, а вторым — пирамида Кукулькана. Он был первым в длинной череде исследователей, нарисовавших руины Маяпана. Первые крупномасштабные археологические исследования не проводились до 1938 года Р. Т. Паттоном. Эти исследования составили карту главной группы площадей и городской стены и легли в основу более поздних карт (Рассел, 2008).
В 1950-х годах археологи Института Карнеги , в том числе А. Л. Смит , Роберт Смит, Татьяна Проскурякова , Эдвин Шук , Карл Рупперт и Дж. Эрик Томпсон, провели пять лет интенсивных археологических исследований в Маяпане. Их работа была опубликована в мимеографированной серии Current Reports . недавно «Текущие отчеты» были полностью переизданы издательством Университета Колорадо (John Weeks, 2009). Окончательный отчет был опубликован Институтом Карнеги под названием Маяпан, Юкатан, Мексика , Х.Э.Д. Поллоком , Ральфом Л. Ройсом , А.Л. Смитом и Татьяной Проскуряковой (1962, публикация 619). Роберт Смит опубликовал двухтомную монографию « Керамика Майяпана» в 1971 году (Документы Музея археологии и этнологии Пибоди 66, Гарвардский университет).
В начале 1990-х годов Клиффорд Т. Браун из Тулейнского университета проводил раскопки в жилых зонах Майяпана в рамках исследования своей докторской диссертации. Несколько лет спустя Национальный институт антропологии и истории (INAH) Мексики начал обширные архитектурные раскопки и консолидацию под руководством археолога Карлоса Пераса Лопе . Эта работа продолжается и по настоящее время. Это привело к открытию многих важных артефактов, фресок, лепнины и архитектурных элементов.
С 2001 по 2009 год дальнейшие исследования на этом месте были начаты группой под руководством доктора Мэрилин Массон из Государственного университета Нью-Йорка в Олбани , Карлоса Пераса Лопе из INAH и Тимоти С. Хэйра из Государственного университета Морхеда . В рамках проекта «Экономические основы Майяпана» (PEMY) выполнялось картирование, обследование и сбор поверхности, пробные ямы и горизонтальные раскопки по всему городу. Основные результаты этого проекта включают выявление разнообразной профессиональной специализации среди простых жителей города, которые работали ремесленниками, военнослужащими по призыву, фермерами и домашней прислугой. В настоящее время отмечаются большие различия в видах работы, выполняемой простыми людьми из разных домохозяйств, и в степени их достатка. В рамках этого проекта также была определена вероятная крупная рыночная площадь на площади К (между центром объекта и главными северными воротами D); Ричард Терри, Брюс Далин и Дэниел Бэйр проанализировали образцы почвы из этого места, чтобы проверить функционирование этого места. В 2008 и 2009 годах проект PEMY сосредоточил раскопки на отдаленной церемониальной группе у дальневосточных городских ворот (Ворота H), известной как Ицмаль Чен в рамках исследования экономических и социальных связей между правящей элитой и отдаленными районами города.
Хронология
[ редактировать ]До Маяпана
[ редактировать ]- Некоторые данные свидетельствуют о частичном заселении этой территории разными культурами. Шук в 1954 году сказал, что где-то недалеко от Маяпана мог существовать «город» Пуук до его постклассического поселения. В пользу этого может свидетельствовать смесь черепков горшков Пуук в нижних частях участков Майяпана, но это очень небольшой процент материала (2% в большинстве случаев и не более 4% в других).
Хронология памятника по керамике
[ редактировать ]- По словам Роберта Смита, керамиста из Института Карнеги, в Майяпане существовало две керамические фазы: хокаба, которая, по его словам, началась около 1200 года нашей эры и, возможно, включала типы под названием Mama Red и Navula Unslipped, которые чаще всего ассоциируются с южными равнинными поселениями. (Милбрат и Переса утверждают, что фаза Хокаба начинается в 1100 году нашей эры, что лучше соответствует хронологии южных равнинных территорий.) Вторая фаза - Тасес , типология которой в некоторой степени пересекается с фазой Хокаба .
Хронология места на основе радиоуглеродных дат.
[ редактировать ]Средняя доклассическая дата
[ редактировать ]- В переулке между Templo Redondo и прилегающим залом было найдено немного древесного угля, что позволило датировать его калиброванной датой 540–820 гг. До н. э. Но большая часть керамики в этом заполнении была постклассической. Исследователи полагают, что этот образец представляет собой старый древесный уголь, появившийся еще до того места, в котором он был найден.
Терминальные классические даты
[ редактировать ]- Захоронение обнаружено на скале на дачном участке [ проверьте орфографию ] почвы постклассического соляра, датированные периодом между 600 и 780 годами нашей эры. Захоронение оказалось вторичным погребением, и его нельзя было полностью раскопать, поскольку оно врезалось в стену. При погребении не было керамики; Образцы навоза в этом районе предполагают, что они были заселены до строительства постклассических домов.
- Древесный уголь был найден на верхнем этаже одного из храмов, датируемого 770-1020 годами нашей эры. Исследователи полагают, что этот образец не связан с контекстом, в котором он был найден. Строительная засыпка, как и верхние этажи, были построены в постклассическом возрасте.
Ранняя оккупация Майяпана
[ редактировать ]- Три отдельных образца составляют основу раннего заселения Майяпана. Эти даты относятся к 990–1170 годам нашей эры. Однако две из этих дат взяты из неточных источников. Один был обожженным копалом, найденным в неизвестном сооружении (вероятно, этикетка содралась со строения); исследователи пришли к выводу, что это был Q-95. Ранняя дата предполагает, что этот храм был построен и использовался в ранней истории Майяпана.
- Радиоуглеродное датирование ям ниже того, что, как предполагалось, было Q-97 (метка снова стерлась), датировано 990–1180 годами нашей эры.
- Древесный уголь, найденный на раннем этапе строительства главной пирамиды, датируется 1020–1170 годами нашей эры. Этот образец был найден в надежном контексте и, по-видимому, является наиболее точным. Это важно для предположения, что постклассическая фаза в Маяпане началась раньше, чем 1200 г. н.э.
Поздняя оккупация Майяпана
[ редактировать ]- Схема расселения Маяпана со временем распространилась на его окраины; многие из более поздних дат взяты из материалов, находящихся за пределами основной группы руин. Падение города ориентировочно датируется примерно 1461 годом нашей эры, поскольку после этой даты алтари и погребальные ящики не строились. (Лопе и др., 2006). По словам Диего де Ланда Кальдерона (1524–1579), город был покинут после порабощения страны неким вождём юкатеканской нации (в сговоре с гарнизоном индейцев Мексики ), и эти злоупотребления в конечном итоге привели к междоусобной войне, кульминацией которой стала упадок города примерно в 1441 году. [3] [4] [5] [6]
Сельское хозяйство и животные
[ редактировать ]Милпа , или смешанные поля, возможно, возделывались, когда Майяпан был заселен. Есть свидетельства того, что территория вокруг Маяпана регулярно использовалась для подсечно-огневого земледелия. Сеноты и подземные известняковые каналы служат единственным источником пресной воды в этом районе, что делает их необходимыми для поддержки сельского хозяйства. Исследователи предположили, что Майяпан был центром импорта/экспорта и что они часто обменивали предметы роскоши, такие как хлопок, соль и мед, на изделия из обсидиана и металла, которые они выковывали. (Париж, 2008 г.) (Мельбрат и Пераса 2003:29). Сегодня фермеры используют смешанные поля, называемые полями милпа, для выращивания кукурузы, фасоли, тыквы, арбузов, манго, папайи и других культур. Кроме того, цитрусовые, такие как апельсины и лаймы, часто выращиваются в домашних хозяйствах местных жителей (Рассел 2008:16).
Останки фауны указывают на то, что местное население использовало различные методы добычи животных. В исследовании, проведенном М. А. Массоном и К. Пераса Лопе в 2008 году, были изучены останки фауны из двух разных кучи, одна из которых расположена в центре монумента рядом с несколькими домами, а другая - на жилой территории за пределами монументального комплекса. Самые крупные образцы опознанных останков в монументальном центре были от белохвостого оленя (23%), собаки (4,4%), индейки (12,9%) и игуаны (10,2%). Совокупный вклад рыбы составляет около 1,2% образцов. Эти проценты, а также те проценты, которые последуют за зоной расселения, основаны на признанных останках. Первичные животные, возможно, составляли большую часть рациона, но их останки слишком трудно распознать.
В зоне расселения исследователи обнаружили: белохвостого оленя (8,4 %), собаку (1,4 %), индейку (5,3 %), игуану (14,5 %) и рыбу (3,6 %). На обоих участках были обнаружены останки как черепах, так и кроликов, но они потреблялись в небольших количествах (менее 1,5%). Во время раскопок исследователи заметили много рыбьих скелетов, но мало рыбьих голов. Они пришли к выводу, что рыбу продавали в Майяпан, а не собирали возле этого места. Если бы рыбу готовили на месте, головы были бы обычным мусором. В церемониальном центре среди останков были обнаружены многочисленные головы и зубы оленей (М.А. Массон, К. Пераса Лопе, 2008).
Торговля
[ редактировать ]
Майяпан был крупной столицей Юкатана, и существуют обширные свидетельства того, что у него были обширные торговые пути, о чем свидетельствует архитектура и артефакты других поселений в регионе. Продавались самые разные товары, включая кукурузу, мед, соль, рыбу, дичь, ткань и птиц.
я обманываю
[ редактировать ]Закпетен на озере Салпетен. Найденные здесь курильницы почти идентичны тем, что были найдены в Маяпане. Храмовые комплексы в Закпетене очень похожи на храмы в Маяпане. Топоксте на озере Якша, Петен также имеет сходство в архитектуре и артефактах в виде чучел кадильниц. Архитектурные руины Топоксте демонстрируют стиль резьбы по камню, аналогичный Майяпану. Кроме того, крошечные «карликовые» святыни, найденные на этом месте, были очень похожи на святыни, найденные в Маяпане. Судя по всему, эти два объекта были заброшены примерно в одно и то же время; что может указывать на связь между их правительствами.
Хайленд Гватемала
[ редактировать ]Архитектурные связи и артефакты наблюдаются между Майяпаном и Утатланом в высокогорной Гватемале. Примерами могут служить подобные храмовые комплексы, наличие изображений черепов и сидящих на корточках фигур, обширное и щедрое использование лепнины в сочетании с грубой каменной кладкой, а также чучела курильниц.
Восточное побережье Юкатана
[ редактировать ]Этот регион также демонстрирует очевидное влияние Майяпана в похожих храмовых комплексах, сходстве в архитектуре, чучелах-курильницах в некоторых местах и параллелях между архитектурным декором в Маяпане и некоторых местах восточного побережья. Территории восточного побережья экспортировали с Юкатана такие продукты, как хлопок, соль и мед. Предприятия в Гватемале обменивали какао обратно. Эль-Чаял в Гватемале был единственным источником обсидиана, найденным в Маяпане.
Ацтеки, Центральная Мексика и побережье Кампече
[ редактировать ]Присутствие керамики Matillas Fine Orange в Майяпане предполагает торговлю с Табаско. Эта область могла быть посредником в торговле между Маяпаном и остальной частью Центральной Мексики. Скульптуры и фрески в Маяпане предполагают, что между Маяпаном и растущей империей ацтеков существовал контакт. На некоторых фигурках Майяпана изображены детали ацтекской одежды, а на алтаре Майяпана вырезано нечто, похожее на ацтекское божество.
Эти данные свидетельствуют о существовании «торгового маршрута, проходящего около Юкатекана, который связывал Маяпан с Петеном, северным Белизом и территориями восточного побережья в позднепостклассический период». (Мелбрат и Пераса Лопе 2003: 24–31)
Символизм
[ редактировать ]- Символика, присутствующая в Майяпане, особенно важна, отчасти потому, что центр этого места в основном используется в ритуальных целях. Есть много общего между фресками Майяпана и искусством и иконографией регионов ацтеков и Микстека-Пуэбла. Общие символы включают в себя:
- солнечный диск (существуют разные интерпретации того, что он собой представляет)
- Может представлять бога Солнца
- Однако ныряющая поза фигуры на диске является распространенным мотивом, используемым для изображения мертвого воина, а поскольку фигура изображена связанной и с удаленным сердцем, она была интерпретирована как изображение воина, принесенного в жертву богу Солнца.
- изображения Кетцалькоатля
- фрески в структуре Q.80 демонстрируют иконографию рептилий, которая была интерпретирована как участие в традициях Микстека-Пуэбла. Зубной ряд рептилий указывает на то, что они змеи. Подобные изображения найдены в Кобе и на некоторых керамических изделиях в Чолуле, датированные примерно 1350–1550 годами нашей эры.
(Милбрат, Сьюзен, Карлос Пераса Лопе, Мигель Дельгадо Ку. 2010)
- Змеиная иконография очень распространена в Маяпане, резьба по змеиной балюстраде распространена по всему ритуальному центру в комплексах, связанных с линией Коком, таких как Кастильо (Милбрат, Сьюзан., Карлос Пераса Лопе, Мигель Дельгадо Ку 2010). Напротив, изображения бога дождя Чаака распространены в храмах, относящихся к линии Сю. (Милбрат 2009:583) Есть также изображения бога-обезьяны.
- Большая часть иконографии Майяпана встречается либо в фресках на стенах храмов, либо в резьбе по камню, либо в резном камне, покрытом штукатуркой.
Доказательства неравенства
[ редактировать ]Направленность, возможно, сыграла роль в представлении неравенства среди могущественных фракций Майяпана. Восток и запад имели первостепенное значение, поскольку они представляли путь солнца по небу. Восток ассоциировался с: жизнью, мужчинами и теплом; тогда как запад ассоциировался со смертью, женщинами и холодом. Это заставило многие источники полагать, что Ица и Сиу могли быть связаны с востоком и западом. Свидетельств очевидного разделения проживания между классами было очень мало. В основном это связано с тем, что жилой центр Маяпана расположен вокруг скопления заполненных водой сенотов. Большинство жилых домов представляют собой тандемные конструкции, состоящие из нескольких зданий внутри разделительной стены. Многие из этих тандемных построек включают в себя несколько жилых домов; размеры этих жилых построек относительно друг друга позволяют предположить, что некоторые из них предназначались для рабов. Интеграция классов распространяется на внешние окраины жилых районов, вероятно, из-за удобства близости к сельскохозяйственным полям. Некоторые источники указывают, что анализ ораторий или домов богов (больших храмов, похожих на дома) показывает границы, которые были известны жителям Майяпана. Это показано на примере анализа бытовых ораторий и ораторий, ориентированных на церемониальный центр Маяпана. К сожалению, из-за состава почвы в этом регионе обнаружено очень мало скелетных свидетельств. Товары, обнаруженные в разных жилищных структурах, действительно предполагают разные уровни социального статуса, главным образом в отношении специализации жилищных структур. В Маяпане есть как минимум два примера обсидиановых мастерских. Самым убедительным доказательством неравенства в Майяпане является наличие глубоких шахт, полных жертвенных жертв; это говорит о том, что у знатного класса было достаточно власти, чтобы приговорить некоторых людей к смерти.
Отказ
[ редактировать ]Место Маяпана было заброшено где-то в 15 веке. Были некоторые споры по поводу того, когда произошло фактическое оставление. Однако в письменных источниках говорится, что это место было заброшено в 1441 году нашей эры. По-видимому, запустению Маяпана способствовало несколько факторов. Примерно в 1420 году нашей эры Ксиусы подняли бунт против Коком, кульминацией которого стала гибель почти всех (если не всех) представителей рода Коком. [ нужна ссылка ] Мор, возможно, был причастен к последующему покиданию этого места оставшимися жителями Сю. Было несколько источников доказательств, подтверждающих эту интерпретацию. Следы сгоревшего дерева были обнаружены внутри строения Y-45a, а также сгоревшего кровельного материала на многих других постройках, которые были датированы примерно временем обрушения в Катуне 8 Ахау (примерно 1441–1461 гг. Н.э.). Братская могила на главной площади и тела в могильной шахте, покрытые пеплом, были датированы периодом обрушения и имели признаки насилия. У некоторых тел все еще были большие кремневые ножи в груди или тазу, что наводит на мысль о ритуальном жертвоприношении. Разбитые сосуды разбросаны по этажам комплекса Y-45a, датируемого примерно 1270–1400 годами нашей эры, до документально подтвержденного крушения Маяпана. На полу этого комплекса был найден сосуд с глифом К'атун 8 Ахау. Исходя из этого, они пришли к выводу, что комплекс был окончательно заброшен после падения города (Лопе 2006; Милбрат 2003). После 1461 года нашей эры имеется мало свидетельств того, что алтари и погребальные ящики были построены после 1461 года, что позволяет предположить, что к этому моменту это место было заброшено (Lope 2006). Было обнаружено очень мало доказательств, подтверждающих более позднее использование майяпана. Копал из алтаря был найден на территории комплекса Темпло Редондо, что может указывать на более поздние паломничества в Кастильо де Кукулькан. Однако эти образцы относятся к индустриальной эпохе и могут оказаться недействительными, поэтому любые предположения, основанные на этих доказательствах, также будут недействительны (Lope 2006:168).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Все об археологических раскопках Майяпан | Полуостров Майя» (на мексиканском испанском языке). 30 мая 2019 г. Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ «Маяпан | древний город, Мексика | Британика» . www.britanica.com . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Диего де Ланда Кальдерон, Юкатан до и после завоевания , 1937 г. (переиздано в 2008 г.) См.: Сокращенная история Юкатана , стр. 38-41.
- ^ Юкатан до и после завоевания , Диего де Ланда.
- ^ Маяпан Юкатан, Мексика , ХЭД Поллок, Ральф Л. Ройс, Т. Проскурякофф и А. Ледьярд Смит, Публикация 619: Вашингтонский институт Карнеги, Вашингтон, округ Колумбия, 1962, (Введение) с. 8
- ^ Царство Кукулькана: Городская жизнь в древнем Майяпане , Мэрилин Массон и Карлос Пераса Лопе, Университетское издательство Колорадо, 2014, глава 8: Милитаризм, нищета и крах ISBN 978-1-60732-319-8
- Баррера Рубио, Альфредо и Карлос Пераса Лопе. (2001) «Настенная живопись Майяпана», В доиспанской настенной живописи в Мексике: Область майя, под редакцией Летисии Стейнс Цицерон, Беатрис де ла Фуэнтес, руководитель проекта, стр. 419–446. Институт эстетических исследований, Автономный университет Мексики, Мексика, ДФ
- Браун, Клиффорд Т. (1999) Общество майяпан и социальная организация древних майя . доктор философии диссертация, кафедра антропологии Тулейнского университета.
- Браун, Клиффорд Т. (2006) «Источники воды в Маяпане, Юкатан, Мексика», в книге « Доколумбовое управление водными ресурсами: идеология, ритуалы и власть » под редакцией Лизы Лусеро и Барбары Фэш, стр. 171–188. Тусон: Издательство Университета Аризоны.
- Браун, Клиффорд Т. (2005) «Пещеры, карст и поселение в Маяпане, Юкатан», в книге « В пасти земного монстра: мезоамериканское ритуальное использование пещер », под редакцией Джеймса Э. Брэди и Кейта М. Пруфера, стр. 373 –402. Остин: Техасский университет Press (серия Линды Шеле по майя и доколумбовым исследованиям).
- Буллард, Уильям Р. младший (1952) «Стены жилой недвижимости в Маяпане», в текущих отчетах № 3: 36–44. Вашингтонский институт Карнеги, факультет археологии, Вашингтон, округ Колумбия
- Буллард, Уильям Р. младший (1954) Пограничные стены и участки домов в Маяпане. Текущие отчеты № 13: 234–253. Вашингтонский институт Карнеги, факультет археологии, Вашингтон, округ Колумбия
- Дельгадо Ку, Мигель Анхель, (2009) Фреска Маяпана, Юкатан: иконографическая интерпретация , профессиональная диссертация, факультет антропологических наук, Автономный университет Юкатана, Мерида, Юкатан, Мексика.
- Дельгадо Ку, Педро К. (2004) Исследование общественной архитектуры главного ядра Майяпана, Юкатан , Профессиональная диссертация, Факультет антропологических наук, Автономный университет Юкатана, Мерида, Юкатан, Мексика.
- Ланда, Диего де. (1941) Relaciones de las Cosas de Yucatán , перевод Альфреда Тоззера. Документы Музея археологии и этнологии Пибоди 18, издательство Гарвардского университета, Кембридж.
- Лопе, Карлос Пераса, Мэрилин А. Массон, Тимоти С. Хэйр, Питер Кэндлстик Тин Кво (2006). «Хронология Майяпана: новые радиоуглеродные данные», в Ancient Mesoamerica 17 (2): 153–175.
- Массон, Мэрилин А. (2009) «Приложение: инвентаризация и описания лотов» Текущие отчеты Института Карнеги о Майяпане . В «Карнеги Майя II: Текущие отчеты Вашингтонского института Карнеги, 1952–1957», под редакцией Джона Уикса, стр. 553–609. Университет Колорадо Пресс, Боулдер.
- Мэрилин А. Массон, Тимоти С. Хэйр и Карлос Пераса Лопе (2006). «Постклассическое общество майя возродилось в Майяпане», в книге « После краха: возрождение сложных обществ» под редакцией Гленна М. Шварца и Джона Дж. Николса, стр. 188–207. Университет Аризоны Пресс, Тусон.
- Массон, Мэрилин А. и Карлос Пераса Лопе, 2007 г. Мифология храмов с погребальными шахтами в Маяпане. Мексиканец 29:77–85.
- Массон, Мэрилин А. и Карлос Пераса Лопе (2005). «Новые исследования в трех жилых домах за пределами монументального района Маяпан», в книге « Исследователи культуры майя», том II, стр. 411–424. Автономный университет Кампече. Кампече, Мексика.
- Массон, Мэрилин А. и Карлос Пераса Лопе (2008). «Использование животных в Маяпане», Quaternary International , 191:170–183.
- Массон, Мэрилин А. и Карлос Пераса Лопе (2010). «Свидетельства взаимодействия майя и мексиканцев в археологических записях Майяпана», в книге « Астрономы, писцы и священники: интеллектуальный обмен между низменностями северных майя и горной Мексикой в поздний постклассический период», под редакцией Габриэль Вейл и Кристин Эрнандес, стр. 77. –114. Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия
- Милбрат, Сьюзен; Лопе, Чарльз Пераса (2003). «Возвращение к Майяпану: последняя столица майя в Мексике » Древняя Мезоамерика . 14 : 1–47. дои : 10.1017/S0956536103132178 . S2CID 154673143 .
- Милбрат, Сьюзен и Карлос Пераса Лопе, 2003b Писец Майяпана: связь с классическими художниками майя. Мексиканский XXV: 120–123.
- Милбрат, Сьюзан, Карлос Пераса Лопе 2009. Выживание и возрождение традиций терминальной классики в постклассической древности Майяпана в Латинской Америке: журнал Общества американской археологии 20 (4): 581–606.
- Милбрат, Сьюзен, Карлос Пераса Лопе и Мигель Дельгадо Ку, 2010 г. Религиозные образы на фресках Маяпана. Журнал PARI X: 1–10.
- Морли, Сильванус Грисволд. Древние майя (4-е изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1983.
- Пэрис, Элизабет Х. 2008 Металлургия, Майяпан и постклассическая мировая система. Древняя Мезоамерика 19:43–66.
- Пераса Лопе, Карлос 1998 Маяпан: столица постклассики. Мексиканская археология: 48-53.
- Поллок, Ральф Л. Ройс, Татьяна Проскурякова и А. Ледьярд Смит, стр. 165–320. Периодическая публикация 619. Институт Карнеги в Вашингтоне.
- Проскуряков, Татьяна (1962) Гражданские и религиозные структуры в Маяпане, Во «Введении», в Маяпане, Юкатан, Мексика , Гарри Э.Д. Поллок, Ральф Л. Ройс, Татьяна Проскурякова и А.Л. Смит, стр. 87–164. Вашингтон, округ Колумбия: Публикация Вашингтонского института Карнеги № 619.
- Проскуряков, Татьяна и Чарльз Темпл (1955) Жилой четырехугольник - строения от R-85 до R-90. Текущие отчеты 29: 289–362. Вашингтонский институт Карнеги, факультет археологии, Вашингтон, округ Колумбия
- Пью, Тимоти, 2001 г. Рептилии Потопа, Змеиные храмы и четырехсторонняя Вселенная: Imajo Mundi позднего постклассического майяпана. Древняя Мезоамерика 12:247-258.
- Пью, Тимоти В. 2003 Кластерный и пространственный анализ церемониальной архитектуры в позднем постклассическом периоде Майяпана, Журнал археологической науки 30 (8): 941-953.
- Ресталл, Мэтью 2001. Люди патио: этноисторические свидетельства королевских дворов майя Юкатека. В «Королевских дворах майя», том II, под редакцией Такеши Иномата и Стивена Д. Хьюстона, стр. 335–390. Westview Press, Боулдер.
- Ринг, Труди, изд. «Майяпан» в Международном словаре исторических мест, том I: Америка. Нью-Йорк: Рутледж, 1996.
- Рингл, Уильям М. и Джордж Дж. Бей III, 2001 г. Постклассические и терминальные классические суды низменностей северных майя. Королевские дворы майя, Том второй: данные и тематические исследования, под редакцией Такеши Иномата и Стивена Д. Хьюстона, стр. 266–307. Westview Press, Боулдер.
- Ройс, Ральф Л. (1962). «Литературные источники по истории Майяпана», Маяпан, Юкатан, Мексика . Публикация № 619 Вашингтонского института Карнеги, Гарри Э.Д. Поллок, Ральф Л. Ройс, Татьяна Проскурякова и А.Л. Смит, стр. 25–86. Вашингтон, округ Колумбия
- Рассел, Брэдли В. и Брюс Х. Далин (2007). «Традиционное производство жженой извести в Маяпане, Мексика», Журнал полевой археологии 32: 407-423.
- Рассел, Брэдли В. (2008) Постклассическое поселение майя на сельской окраине города Маяпан, Юкатан, Мексика , доктор философии. Диссертация, факультет антропологии, Университет Олбани-SUNY.
- Серафин, Стэнли. (2010) Биоархеологическое исследование насилия в Маяпане , доктор философии. диссертация, факультет антропологии Тулейнского университета.
- Смит, А. Ледьярд (1962) «Жилые и сопутствующие постройки в Маяпане», в Маяпане, Юкатан, Мексика , под редакцией HED.
- Смит, Роберт Э. (1971) Керамика Майяпана . Документы Музея археологии и этнологии Пибоди 66. Гарвардский университет, Кембридж.
Внешние ссылки
[ редактировать ]