Ливан
![]() Основания храмовых платформ в Лубаантуне. | |
Расположение в Мезоамерике | |
Расположение | Сан-Педро-Колумбия , округ Толедо , Белиз |
---|---|
Область | Толедо Район |
Координаты | 16 ° 16'54 "с.ш. 88 ° 57'34" з.д. / 16,28165 ° с.ш. 88,95945 ° з.д. |
История | |
Основан | ок. 700 г. н.э. |
Заброшенный | ок. 900 г. н. э. |
Периоды | Классический |
Культуры | Майя |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1926–1927, 1970–1973 |
Археологи | Т.А. Джойс, Нормана Хаммонда Британский музей , Гарвардский университет , Кембриджский университет |
Лубаантун (произносится /lubaːnˈtun/; также Лубаантун в испанской орфографии ) — доколумбовый разрушенный город цивилизации майя на юге Белиза , Центральная Америка . Белиза Лубаантун находится в округе Толедо , примерно в 42 км (26 миль) к северо-западу от Пунта-Горда и примерно в 3,2 км (2 мили) от деревни Сан-Педро-Колумбия , на высоте 61 метр (200 футов) футов над средним уровнем моря. . Одной из наиболее отличительных особенностей Лубаантуна является большая коллекция миниатюрных керамических предметов, найденных на территории; Считается, что эти детальные конструкции были амулетами или аксессуарами, сопровождающими ритуалы.


Город датируется классической эпохой майя, процветал с 730-х по 890-е годы нашей эры и, похоже, вскоре был полностью заброшен. Архитектура несколько необычна по сравнению с типичными памятниками майя классической низменности. Постройки Лубаантуна в основном построены из больших каменных блоков, уложенных без применения раствора , в основном из черного сланца , а не из известняка, типичного для этого региона. Некоторые постройки имеют характерную «каменную кладку»; каждый ярус построен из теста, каждый второй ярус немного выступает за пределы нижнего яруса. Углы ступенчатых пирамид обычно закруглены, на вершине пирамид отсутствуют каменные конструкции; предположительно, в древние времена некоторые из них имели конструкции из скоропортящихся материалов.
Центр участка находится на большой искусственно приподнятой платформе между двумя речушками; часто отмечалось, что ситуация хорошо подходит для военной обороны. Древнее название этого места в настоящее время неизвестно; «Лубаантун» — современное имя майя, означающее «место упавших камней».
Археологические исследования
[ редактировать ]В начале 20 века жители различных деревень майя Кекчи и Мопан в этом районе рассказали жителям Пунта Горды о больших руинах. Доктор Томас Ганн приехал исследовать это место в 1903 году и опубликовал два отчета о руинах в 1905 году.
Следующую экспедицию в 1915 году возглавил Р.Э. Мервин из Гарвардского университета , Музея Пибоди который очистил территорию от растительности, составил более подробную карту, провел измерения и фотографии, а также провел небольшие раскопки. Примечательно, что Мервин обнаружил одну из трех площадок для игры в мезоамериканскую игру с мячом , на которой были каменные маркеры с иероглифическими текстами и изображениями игры с мячом.
В 1924 году Ганн вновь посетил руины, а затем привел искателя приключений Ф.А. Митчелл-Хеджеса к этому месту статью, . В своей типично сенсационной манере Митчелл-Хеджес опубликовал в Illustrated London News в которой утверждал, что «открыл» это место. Ганн сделал новую карту этого места. В следующем году Митчелл-Хеджес вернулся в Лубаантун в качестве репортера Illustrated London News в сопровождении своей спутницы леди Ричмонд Браун. Анна Митчелл-Хеджес, приемная дочь Ф. А. Митчелл-Хеджес, позже заявит, что она не только сопровождала своего отца в экспедиции, но и что именно она нашла там (печально) знаменитый хрустальный череп . Но нет никаких доказательств того, что Анна когда-либо была в Белизе, и если бы череп действительно был раскопан в Лубаантуне, было бы трудно объяснить, почему ни в одном из официальных отчетов о нем не упоминается, почему другие участники экспедиции отрицают, что он был найден там, и почему любитель публичности Митчелл-Хеджес не опубликовал ни одного упоминания о черепе до 1950-х годов. По словам Никелла, вокруг него множество загадок.хрустальный череп, предположительно найденный в Лубаантуне. Верующие Нью Эйдж утверждают, чтоесть тринадцать хрустальных черепов, которые, собранные вместе, объединят человечество и исцелят мир. Существует мало доказательств того, что черепа обладают какими-либо мистическими или экстрасенсорными свойствами, кроме неподтвержденных свидетельств, представленных Анной Митчелл-Хеджес. Она утверждала, что череп является секретом ее долголетия и что он способен убить любого, кто посмеет насмехаться над его силой. Более того, некоторые ученые полагают, что черепа могут быть ацтекскими, но утверждают, что они определенно не относятся к доколумбовому периоду или возрастом 3000 лет, как постулирует Ф.А. Митчелл-Хеджес. Кроме того, многие археологи утверждают, что большинство, если не все, черепов являются европейскими подделками. [1]
становится ясно Что еще более важно, из расследований Джо Никелла и Нормана Хаммонда , что череп вообще не был найден в Лубаантуне, а фактически был куплен Митчелл-Хеджесом на аукционе Sotheby's в 1943 году. [2] Череп ранее принадлежал коллекционеру Сидни Берни , а его фотографии были опубликованы в журнале Man еще в 1936 году. [3]
Джеффри Лоуз вместе с Т. А. Джойсом и Митчелл-Хеджесом обследовали место Лубаантуна. Он отметил, что этот участок расположен на линии, разделяющей эти две географические единицы, недалеко от деревни Сан-Педро, Колумбия, в начале пути каноэ по реке Колумбия. Руины расположены на территории, образованной слиянием двух небольших притоков этой реки. Его отчеты, как и отчеты других ученых, последовательны в своих утверждениях о том, что майя Лубаантун строго использовали водный транспорт. Более того, Лоуз отметил, что климат теплый и влажный. В его отчете также отмечается отсутствие какого-либо «коренного населения» в его обзоре 1928 года; согласуется с другими полевыми исследованиями того времени. [4]

Британский музей спонсировал исследования и раскопки в Лубаантуне под руководством Т. А. Джойса в 1926 и 1927 годах, установив хронологию этого места от середины до позднего классического периода. По словам Джойса, комплекс в Лубаантуне имел длину 900 футов и ширину на севере 600 футов. В ходе раскопок археолог обнаружил фрагменты керамики, обработанной и расписанной, а также каменные изделия и украшения из ракушек. Он считал, что большая часть материальной культуры на этом месте указывает начто это было место раннего классического периода, но с тех пор это утверждение было отвергнуто археологическим сообществом. Примечательно, что он считал, что это место должно было находиться под строгим централизованным контролем, поскольку обнаруженные архитектурные стили потребовали бы большого количества физического труда. Он также выделяет четыре «класса» каменной кладки: мегалитические вырезанные блоки, меньшие перпендикулярные блоки, конструкции «внутри и снаружи», в которых отсутствует штукатурка, а также плохо построенные блоки, которые позволяют предположить, что майя не смогли построить еще один стиль строительства «внутри и снаружи». Кроме того, он подробно описывает две великие пирамиды, которые он раскопал, выполненные в стиле «внутри и снаружи» и имеющие высоту около 40 футов. Более того, Джойс задокументировал наличие больших мегалитических террас, которые, по его мнению, напоминали перуанские стили. Он отметил отсутствие «орнаментальной» резьбы по камню, зафиксированной и другими учеными. Это приводит к большим трудностям в определении точных дат Лубаантуна. [5]
Более того, несмотря на отсутствие иероглифов и стел, Джойс обнаружил множество керамических фигурок свистков с двумя отверстиями для пальцев, позволяющими издавать три ноты. Он упомянул, что нашел расписную керамику, но она, похоже, по форме похожа на расписные изделия, найденные в Пусилье, что указывает на то, что последний был ответственным за расписные работы, а Лубаантун производил формованные фигурки. На свистках часто изображаются важные космологические фигуры и чиновники в церемониальных одеждах. Он выделил два физических типа фигурок: одни он называет «пухлыми», а другой — «классическими». К классическим чертам относятся люди, изображающие черепные модификации, вспышки на ушах и украшения на носу. У пухлых фигур большой лоб и щеки, отсутствуют украшения на лице. Многие из отлитых фигурок украшены масками. Джойс также проводил различия между мужскими и женскими фигурками, которые он наблюдал. Мужчин часто изображали в поясах, накидках и длинных юбках, а женщины стали ассоциироваться с сомбреро. Джойс отмечает, что пояса могут указывать на классовое различие воинов. Мужчины несут мешки с «провиантом», копья и погремушки, подчеркивая их связь с полевыми работами/охотой, в то время как женщины изображены несущими кувшины с водой или корзины с сельскохозяйственной продукцией. Производство метата дополнительно упоминается на многих из них.фигурки. Он также обнаружил в Лубаантуне веера и «специальную» серию фигурок, на которых изображены гербы, плотно прилегающие шлемы, перчатка, которую носят в правой руке, и весьма драматизированные набедренные суставы. Он считал, что это может указывать на то, что на фигурках изображена одежда игроков в мяч. [6]
Многие артефакты этой экспедиции можно найти в коллекции Британского музея. После этого Лубаантун оставался без внимания археологов (хотя он и пострадал от некоторых разграблений со стороны охотников за сокровищами) до 1970 года, когда был начат совместный проект Британского музея, Гарварда и Кембриджского университета под руководством археолога Нормана Хаммонда . Норман Хаммонд, Кейт Претти и Фрэнк П. Сол провели раскопки на этом месте в 1970-х годах. Их исследовательская группа, как и Шарер и Трэкслер, считала, что это место было основано в период поздней классики, а не в период ранней классики, предложенный Джойсом. Кроме того, они предположили, что это место не было повторно заселено постклассическим периодом, и считали его заброшенным до более позднего открытия. Они также обсуждают, как Лубаантун подвергался различным грабежам. Их раскопки в основном касались одной семейной гробницы майя. С их раскопками были связаны различные проблемы, включая повреждение водой и обрушение каменных стен. В отличие от предыдущих исследований, их команда обнаружила керамические сосуды, которые, возможно, когда-то были окрашены, но с тех пор их декоративное покрытие поблекло. Команда Хаммонда также нашла останки скелетов, которые также были сильно повреждены водой, но сохранность зубов осталась относительно хорошей. Расположение черепов и костей соответствует склонности майя перепрофилировать гробницы и хоронить несколько останков в одном месте. Саул сообщил, что в гробнице находились 15 взрослых мужчин и женщин разного возраста: молодого и среднего. У всех людей был кариес, за исключением одного человека, и практически все останки указывают на то, что недоедание произошло в раннем детстве.
Кроме того, керамические сосуды в основном представлены в стиле Тепеу 2 с некоторыми указаниями на Тепеу 3 в хронологии Уахактуна. Керамические данные позволяют предположить, что гробница долгое время не использовалась; не более века. Они также нашли отшлифованные и полированные каменные пластинки из обсидиана, затычки для ушей и носа и стилизованный цветок. Они утверждают, что сайт уникален, поскольку это 1 из 26 сайтов (из 115), на которых указано, что существовалимножественные захоронения. [7]
Шерер и Трэкслер также считают, что это место является центром поздней классики. Они отмечают, что Норманд Хаммонд предоставил новую карту этого места в 1970 году. Их работа предполагает, что Лубаантун был оккупирован «ненадолго» с 700 по 870 годы нашей эры. Есть также свидетельства того, что это место было основным центром производства какао и что Лубаантуун был местный капитал в этой конкретной области. На этом месте были найдены керамические и каменные изображения со стручками какао. Кроме того, обнаружены акрополь, одна площадка для игры в мяч и архитектура в стиле Киригуа в виде больших каменных террас. Однако на сайте отсутствуют два основных компонента, которые указывали бы на то, что Лубаантуун был эпохой поздней классики.сайт; здесь нет сводчатых зданий или резных скульптурных памятников. Также обсуждается площадь и место построек на участке. Лубаантун, будучи небольшим поселением майя, имеет различимые открытые общественные и закрытые частные пространства. [8]
До сих пор мало что известно о том, как майя Лубаантун торговали с другими государствами и их отношениях с соседними общинами. В то время как работа Шерера и Трэкслера в основном связана с торговлей какао, работа Хизер МакКиллоп в лагуне Стингрей раскрывает важность производства и торговли солью в доколумбовом царстве майя. Наличие отлитых в форму фигурок свистков в стиле Лубаантун, товаров из внутренних районов лагуны Стингрей и керамики с единичными штампами служат подтверждающим доказательствомпроизводство соли и для внутреннего транспорта. [9]
Современные археологические данные свидетельствуют о том, что Лубаантун по-прежнему широко интерпретируется. Тем не менее, раскопки показывают, что это место известно множеством керамических фигурок свистков, маносов и метатес, изготовленных в форме, а также своей лестничной архитектурой. Новое исследование показывает, что на этом месте есть три площадки для игры в мяч, расположенные к востоку, западу и югу от основных зданий группы E. Ученые также подсчитали, что население Лубаантуна могло составлять 600 человек на квадратный километр. Кроме того, предполагается, что Лубаантун и Ним Ли Пунит были политически созданы из более ранних центров Пусилья или Ушбенка. Археологические данные свидетельствуют о том, что Лубаантун был построен в стратегическом пространстве, чтобы сохранить доступ к природным экологическим ресурсам и воспользоваться преимуществами ранее существовавших торговых сетей. Другие исследования показывают, что язык, на котором говорили в Лубаантуне, скорее всего, был диалектом чолана, одного из многих диалектов, на которых говорили в сердце классических майя. Кроме того, текущие проекты в Лубаантуне все еще реализуются. В 1998 году Программа развития археологических памятников майя совместно с Европейским Союзом и Правительством БелизаДепартамент археологии предпринял успешные попытки реставрации и строительства на этом месте интерпретативного центра для посетителей. [10]
Лубаантун теперь доступен для посетителей на автомобиле, и здесь есть небольшой центр для посетителей. С 2001 года с посетителей взималась плата за вход в размере 10 BZD.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Никелл, Джо (2006). «Загадка хрустальных черепов». Скептический исследователь .
- ^ Хаммонд 2008; Никелл 2007:69
- ^ Дигби 1936, Морант 1936:105
- ^ Лоус, Джеффри (1928). «Обследование района Лубаантун в Британском Гондурасе» Географический журнал .
- ^ Джойс, Т. А. (1926). «Раскопки в Лубаантуне». Ежеквартальный журнал Британского музея .
- ^ Джойс, Т. А. (1933). «Послание президента. Керамические свистки-фигурки Лубаантуна». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии .
- ^ Хаммонд; и др. (1975). «Классическая семейная гробница майя». Мировая археология . дои : 10.1080/00438243.1975.9979621 .
- ^ Traxler LP, Sharer RJ (2006). Древние Майя . Издательство Стэнфордского университета. стр. 493–495, 684–685.
- ^ МакКиллоп, Хизер (1996). «Древние торговые порты майя и интеграция междугородной и региональной экономики: Уайлд-Кейн-Кей в южном побережье Белиза». Древняя Мезоамерика . 7 : 49–62. дои : 10.1017/s0956536100001280 .
- ^ «Археология Лубаантуна» . Национальный институт культуры и истории.
Библиография
[ редактировать ]- Лоус, Джеффри (1928). «Обследование района Лубаантун в Британском Гондурасе» Географический журнал (71): 224–234.
- Дигби, Адриан (июль 1936 г.). «Комментарии к морфологическому сравнению двух хрустальных черепов». Мужчина . 36 . Лондон: Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии : 107–109. дои : 10.2307/2789342 . ISSN 0025-1496 . JSTOR 2789342 . OCLC 42646610 .
- Хаммонд, Норман (28 апреля 2008 г.). «Тайны хрустальных черепов теряются в тумане подделок» . Таймс . Лондон: Новости Интернешнл . Проверено 24 августа 2008 г.
- Хоган, К. Майкл (2007). «Лубаантун» . Мегалитический портал .
- Морант, генеральный директор (июль 1936 г.). «Морфологическое сравнение двух хрустальных черепов». Мужчина . 36 . Лондон: Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии : 105–107. дои : 10.2307/2789341 . ISSN 0025-1496 . JSTOR 2789341 . OCLC 42646610 .
- Никелл, Джо (2007). Приключения в расследовании паранормальных явлений . Лексингтон: Университетское издательство Кентукки . ISBN 978-0-8131-2467-4 . OCLC 137305722 .
- Хаммонд, Норман; Красотка, Кейт; Сол, Фрэнк (1975). «Классическая семейная гробница майя». Мировая археология . 7 (1): 57–78. дои : 10.1080/00438243.1975.9979621 .
- «Археология Лубаантуна» . Национальный институт культуры и истории.
- МакКиллоп, Хизер (1996). «Древние торговые порты майя и интеграция междугородной и региональной экономики: Уайлд-Кейн-Кей в южном побережье Белиза». Древняя Мезоамерика . 7 : 49–62. дои : 10.1017/s0956536100001280 .
- Никелл, Джо (2006). «Загадка хрустальных черепов». Скептический исследователь . 30 (4): 15–17.
- Трэкслер, LP; Шарер, Р.Дж. (2006). Древние майя (6-е изд.). Издательство Стэнфордского университета. стр. 494–495, 684–685.
- Джойс, Т. А. (1933). «Послание президента. Керамические свистки-фигурки Лубаантуна». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 63 : 15–25.
- Джойс, Т. А. (1926). «Раскопки в Лубаантуне». Ежеквартальный журнал Британского музея . 1 (3): 61–65. дои : 10.2307/4420762 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]