Jump to content

Хрустальный череп

Хрустальный череп в Британском музее , по размерам похожий на более детализированный череп Митчелла-Хеджеса.

Хрустальные черепа - это человеческого черепа резные изделия из твердого камня , сделанные из прозрачного или молочно-белого кварца считали доколумбовыми мезоамериканскими (также называемого «горным хрусталем»), которые их предполагаемые искатели артефактами; однако эти утверждения были опровергнуты в отношении всех образцов, предоставленных для научных исследований. Результаты этих исследований показали, что исследованные изделия были изготовлены в середине XIX века или позже, почти наверняка в Европе, в то время, когда интерес к древней культуре был в изобилии. [1] [2] [3] Черепа, судя по всему, были изготовлены в Германии, вполне вероятно, в мастерских города Идар-Оберштайн был известен изготовлением предметов из импортированного бразильского кварца. , который в конце 19 века [2] [4]

Несмотря на некоторые утверждения, представленные в разнообразной популяризирующей литературе, легенды о хрустальных черепах, обладающих мистическими способностями, не фигурируют в подлинных мезоамериканских или других индейских мифологиях и духовных повествованиях. [5] часто заявляют, что черепа демонстрируют паранормальные Некоторые члены движения Нью-Эйдж явления , и часто изображаются таковыми в художественной литературе . Хрустальные черепа были популярным предметом, появляющимся в многочисленных научно-фантастических телесериалах , романах, фильмах и видеоиграх .

Коллекции

[ редактировать ]

Торговля поддельными доколумбовыми артефактами развивалась в конце 19 века до такой степени, что в 1886 году Смитсоновского археолог института Уильям Генри Холмс статью под названием «Торговля поддельными мексиканскими древностями» написал для журнала Science . [6] Хотя музеи приобретали черепа раньше, именно Эжен Бобан , торговец антиквариатом, открывший свой магазин в Париже в 1870 году, больше всего ассоциируется с музейными коллекциями хрустальных черепов XIX века. Большая часть коллекции Бобана, включая три хрустальных черепа, была продана этнографу Альфонсу Пинару , который передал коллекцию в дар музею Трокадеро , который позже стал Musée de l’Homme .

Исследовать

[ редактировать ]

Утверждается, что многие хрустальные черепа относятся к доколумбовому периоду и обычно относятся к цивилизациям ацтеков или майя . В мезоамериканском искусстве есть многочисленные изображения черепов, но ни один из черепов в музейных коллекциях не является результатом задокументированных раскопок. [7] Исследования, проведенные на нескольких хрустальных черепах в Британском музее в 1967, 1996 и 2004 годах, показывают, что изрезанные линии, обозначающие зубы (поскольку эти черепа не имели отдельной челюстной кости, в отличие от черепа Митчелла-Хеджеса ), были вырезаны с использованием ювелирного оборудования ( вращающихся инструментов ). разработан в 19 веке, что делает доколумбовое происхождение несостоятельным. [8]

Тип кристалла был определен путем исследования хлорита включений . [9] Он встречается только на Мадагаскаре и в Бразилии и поэтому недоступен или неизвестен в доколумбовой Мезоамерике. Исследование пришло к выводу, что черепа были изготовлены в 19 веке в Германии, вполне вероятно, в мастерских города Идар-Оберштайн , который в конце 19 века был известен изготовлением предметов из импортированного бразильского кварца. [4]

Установлено, что хрустальные черепа в Британском музее и парижском Музее человека [10] Первоначально они были проданы французским торговцем антиквариатом Эженом Бобаном, который работал в Мехико с 1860 по 1880 год. [11] Хрустальный череп Британского музея прошел через нью-йоркский Tiffany & Co. , а хрустальный череп Музея человека был подарен Альфонсом Пинаром , этнографом , который купил его у Бобана.

В 1992 году Смитсоновский институт исследовал хрустальный череп, предоставленный анонимным источником; источник утверждал, что купил его в Мехико в 1960 году и что он был ацтекского происхождения. Следствие пришло к выводу, что этот череп тоже был изготовлен недавно. По данным Смитсоновского института, Бобан приобрел свои хрустальные черепа из источников в Германии, что соответствует выводам, сделанным Британским музеем. [12]

Журнал археологической науки опубликовал подробное исследование Британского музея и Смитсоновского института в мае 2008 года. [13] Используя электронную микроскопию и рентгеновскую кристаллографию , группа британских и американских исследователей обнаружила, что череп Британского музея был обработан жестким абразивным веществом, таким как корунд или алмаз , и сформирован с помощью вращающегося дискового инструмента, изготовленного из подходящего металла. Смитсоновский образец был обработан другим абразивом, а именно карбидом кремния (карборундом), соединением кремния и углерода, которое представляет собой синтетическое вещество, производимое с использованием современных промышленных технологий. [14] Поскольку синтез карборунда датируется только 1890-ми годами, а его более широкая доступность - к 20-му веку, исследователи пришли к выводу, что «[это] предположение состоит в том, что он был сделан в 1950-х годах или позже». [15]

Отдельные черепа

[ редактировать ]

Череп Британского музея

[ редактировать ]

Хрустальный череп Британского музея впервые появился в 1881 году в магазине парижского антиквара Эжена Бобана . Его происхождение не было указано в его каталоге того времени. Говорят, что он пытался продать его национальному музею Мексики как ацтекский артефакт, но безуспешно. Позже Бобан перенес свой бизнес в Нью-Йорк, где череп был продан Джорджу Х. Сиссону . Он был выставлен на собрании Американской ассоциации содействия развитию науки в Нью-Йорке в 1887 году Джорджем Ф. Кунцем . [16] Он был продан на аукционе и куплен компанией Tiffany and Co. , которая позже продала его по себестоимости Британскому музею в 1897 году. [17] [2] Этот череп очень похож на череп Митчелла-Хеджеса, хотя он менее детализирован и не имеет подвижной нижней челюсти. [18]

черепа Британский музей каталогизирует происхождение как «вероятно европейское, 19 век нашей эры». [17] и описывает его как «не подлинный доколумбовый артефакт». [19] [20] Установлено, что этот череп изготовлен современными инструментами и не является подлинным. [21]

Череп Митчелла-Хеджеса

[ редактировать ]

Пожалуй, самый известный и загадочный череп якобы был обнаружен в 1924 году Анной Митчелл-Хеджес, приемной дочерью британского авантюриста и популярного писателя Ф.А. Митчелл-Хеджес . Это тема документального видеофильма « Хрустальный , снятого в 1990 году череп Лубаантуна» . [22] Он был исследован и описан исследователями Смитсоновского института как «почти точная копия черепа из Британского музея – почти точно такой же формы, но с более детальным моделированием глаз и зубов». [23]

Митчелл-Хеджес утверждала, что она нашла череп, похороненный под обрушившимся алтарем внутри храма в Лубаантуне , в Британском Гондурасе , ныне Белизе . [24] Насколько можно установить, сам Ф. А. Митчелл-Хеджес не упомянул о предполагаемом открытии ни в одном из своих сочинений о Лубаантуне. Другие, присутствовавшие во время раскопок, не зафиксировали ни открытия черепа, ни присутствия Анны на раскопках. [25] Недавно были обнаружены доказательства того, что Ф.А. Митчелл-Хеджес приобрел череп на аукционе Sotheby's в Лондоне 15 октября 1943 года у лондонского арт-дилера Сиднея Бёрни . [26] В декабре 1943 года Ф.А. Митчелл-Хеджес сообщил о покупке черепа в письме своему брату, прямо заявив, что он приобрел его у Бёрни. [26] [27]

Череп сделан из куска прозрачного кварца размером с небольшой человеческий череп: около 5 дюймов (13 см) в высоту, 7 дюймов (18 см) в длину и 5 дюймов (13 см) в ширину. Нижняя челюсть оторвана. В начале 1970-х годов он попал под временную опеку реставратора-фрилансера Фрэнка Дорланда, который после осмотра заявил, что он был «вырезан» с полным игнорированием естественной оси кристалла и без использования металлических инструментов. Дорланд сообщил, что не смог найти каких-либо характерных царапин, за исключением следов механического шлифования на зубах, и предположил, что сначала ему придали грубую форму, вероятно, с использованием алмазов, а более тонкая форма, шлифовка и полировка были достигнуты за счет использование песка в течение периода от 150 до 300 лет. Он сказал, что ему может быть до 12 000 лет. Хотя на протяжении многих лет делались различные заявления относительно физических свойств черепа, таких как предположительно постоянная температура 70 ° F (21 ° C), Дорланд сообщил, что не было никакой разницы в свойствах между ним и другими природными кристаллами кварца. [28]

Находясь на попечении Дорланда, череп привлек внимание писателя Ричарда Гарвина, который в то время работал в рекламном агентстве, где он курировал Hewlett-Packard рекламный аккаунт . Гарвин организовал исследование черепа в кристаллических лабораториях Hewlett-Packard в Санта-Кларе, Калифорния, где он подвергся нескольким испытаниям. Лаборатории установили только, что это был не композит, как предполагал Дорланд, а то, что он был изготовлен из монокристалла кварца. [29] Лабораторное исследование также установило, что нижняя челюсть была сделана из того же левостороннего растущего кристалла, что и остальная часть черепа. [30] Hewlett-Packard не провела никакого расследования относительно метода производства или датировки. [31]

А также следы механической шлифовки на зубах, отмеченные Дорландом, [32] Археолог майя Норман Хаммонд сообщил, что отверстия (предположительно предназначавшиеся для опорных колышков) имели признаки того, что они были сделаны путем сверления металла. [33] Анна Митчелл-Хеджес отклонила последующие просьбы предоставить череп для дальнейших научных исследований. [34]

Самое раннее опубликованное упоминание о черепе содержится в июльском номере британского антропологического журнала Man за 1936 год , где описывается, что он принадлежал Сидни Берни, лондонскому арт-дилеру, который, как утверждается, владел им с 1933 года. [35] и у кого, по имеющимся данным, его купил Ф.А. Митчелл-Хеджес. [26]

Ф.А. Митчелл-Хеджес лишь кратко упомянул череп в первом издании своей автобиографии « Опасно, мой союзник» (1954), не уточнив, где и кем он был найден. [36] Он просто утверждал, что «ему по меньшей мере 3600 лет, и согласно легенде, его использовал верховный жрец майя, когда он совершал эзотерические обряды. Говорят, что когда он желал смерти с помощью черепа, смерть неизменно последовало». [37] Во всех последующих изданиях Danger My Ally череп полностью опущен. [34]

Эжен Бобан, главный французский торговец доколумбовыми артефактами во второй половине XIX века и вероятный источник многих известных черепов.

В письме 1970 года Анна также заявила, что «несколько оставшихся майя сказали ей, что череп использовался первосвященником, чтобы завещать смерть». [38] По этой причине артефакт иногда называют «Черепом Рока». Анна Митчелл-Хеджес гастролировала с черепом 1967 года, демонстрируя его с оплатой за просмотр. [39] Где-то между 1988 и 1990 годами она гастролировала с черепом. Она продолжала давать интервью об артефакте до самой смерти.

Последние восемь лет жизни Анна Митчелл-Хеджес жила в Честертоне, штат Индиана , с Биллом Хоманном, за которого вышла замуж в 2002 году. Она умерла 11 апреля 2007 года. С этого времени Череп Митчелл-Хеджес принадлежит Хоманну. Он продолжает верить в его мистические свойства. [40]

В ноябре 2007 года Хоманн отнес череп в кабинет антрополога Джейн Макларен Уолш в Смитсоновском национальном музее естественной истории для исследования. [41] Уолш провел детальное исследование черепа с помощью ультрафиолетового света, мощного светового микроскопа и компьютерной томографии . Хоманн снова отнес череп в музей в 2008 году, чтобы его можно было снять для документального фильма Smithsonian Networks « Легенда о хрустальном черепе», и в этом случае Уолш смог взять два набора силиконовых форм со следами инструментов на поверхности для сканирующего электронного микроскопа. (SEM) анализ. Микрофотографии СЭМ показали, что кристалл был обработан высокоскоростным вращающимся инструментом из твердого металла, покрытым твердым абразивом, например алмазом. Обширные исследования Уолша артефактов из Мексики и Центральной Америки показали, что до контакта ремесленники вырезали камень, шлифовая поверхность каменными или деревянными инструментами, а в более поздние доколумбовые времена - медными инструментами в сочетании с различными абразивными песками или измельченным камнем. . Эти исследования привели Уолша к выводу, что череп, вероятно, был вырезан в 1930-х годах и, скорее всего, основан на черепе из Британского музея, который довольно постоянно выставлялся с 1898 года. [41]

В документальном фильме канала National Geographic «Правда, скрывающийся за хрустальными черепами» судмедэксперт Глория Нусс провела судебно-медицинскую реконструкцию лица по копии черепа. По мнению Нуссе, получившееся лицо имело женские и европейские черты. Поскольку была выдвинута гипотеза, что Хрустальный череп был точной копией настоящего человеческого черепа, был сделан вывод, что он не мог быть создан древними американцами. [42]

Парижский череп

[ редактировать ]
Хрустальный череп в Музее на набережной Бранли, Париж.

Самый большой из трех черепов, проданных Эженом Бобаном Альфонсу Пинару (иногда называемый Парижским черепом), высотой около 10 см (4 дюйма), имеет отверстие, просверленное вертикально в центре. [43] Он является частью коллекции, хранящейся в Музее на набережной Бранли , и был подвергнут научным испытаниям, проведенным в 2007–2008 годах Национальным центром исследований и реставрации музеев Франции (Центр исследований и реставрации музеев Франции). или C2RMF). После серии анализов, проведенных в течение трех месяцев, инженеры C2RMF пришли к выводу, что он «определенно не доколумбовый, на нем видны следы полировки и истирания современными инструментами». [44] [ нужна полная цитата ] Испытания ускорителя частиц также выявили следы скрытой воды, датированные 19 веком, а набережная Бранли опубликовала заявление о том, что испытания «похоже, указывают на то, что это было сделано в конце 19 века». [45] [ нужна полная цитата ]

В 2009 году исследователи C2RMF опубликовали результаты дальнейших исследований, призванных установить, когда был вырезан череп Париса. Анализ сканирующей электронной микроскопии (СЭМ) показал использование гранильных станков при его резьбе. Результаты нового метода датирования, известного как датирование гидратацией кварца (QHD), продемонстрировали, что парижский череп был вырезан позже, чем эталонный образец кварцевого артефакта, который, как известно, был огранен в 1740 году. Исследователи приходят к выводу, что результаты SEM и QHD в сочетании с Известное происхождение черепа указывает на то, что он был вырезан в 18 или 19 веке. [46]

Смитсоновский институт череп

[ редактировать ]

«Смитсоновский череп», каталожный номер A562841-0, находящийся в коллекции Отдела антропологии Национального музея естественной истории , был анонимно отправлен по почте в Смитсоновский институт объявил его ацтекским в 1992 году, и его даритель предметом и был предположительно из коллекции Порфирио Диаса . Это самый крупный из черепов: его вес составляет 31 фунт (14 кг), а высота — 15 дюймов (38 см). Он был вырезан с использованием карборунда, современного абразива. Он был выставлен как современная подделка в Национальном музее естественной истории. [47]

Паранормальные утверждения и духовные ассоциации

[ редактировать ]

Некоторые люди верят в паранормальные утверждения о том, что хрустальные черепа могут творить множество чудес. Анна Митчелл-Хеджес утверждала, что череп, который она якобы обнаружила, мог вызывать видения и лечить рак , что однажды она использовала его магические свойства, чтобы убить человека, и что в другом случае она увидела в нем предчувствие убийства Джона Ф. Кеннеди . [48]

В пьесе Атласная туфелька « Поля Клоделя » 1931 года король Испании Филипп II использует «голову смерти, сделанную из цельного куска горного хрусталя», освещенную «лучами заходящего солнца», чтобы увидеть поражение испанской армады. в его нападении на Королевство Англии . [49]

Утверждения о целебных и сверхъестественных способностях хрустальных черепов не нашли поддержки в научном сообществе, которое не обнаружило ни свидетельств каких-либо необычных явлений, связанных с черепами, ни каких-либо оснований для дальнейшего исследования, кроме подтверждения их происхождения и метода изготовления. . [50]

Еще одно новое и исторически необоснованное предположение связано с легендой о хрустальных черепах с завершением предыдущего майя календарного цикла бактунов 21 декабря 2012 года, в котором утверждается, что воссоединение тринадцати мистических черепов предотвратит катастрофу. предсказанный или подразумеваемый окончанием этого календаря (см. феномен 2012 года ). Это утверждение появилось (среди множества других) в «Тайне хрустальных черепов» . [51] программа 2008 года, созданная для канала Sci Fi Channel в мае и показанная на канале Discovery Channel Canada в июне. Среди опрошенных были Ричард Хогланд , который пытался связать черепа и майя с жизнью на Марсе, и Дэвид Хэтчер Чилдресс , сторонник утраченных цивилизаций Атлантиды и заявлений об антигравитации.

Хрустальные черепа также упоминаются автором Друнвало Мелхиседеком в его книге «Змей Света» . [52] Он пишет, что встретил потомков коренных народов майя, обладавших хрустальными черепами на церемониях в храмах Юкатана, которые, как он пишет, содержали души древних майя, которые вошли в черепа, чтобы дождаться того времени, когда их древние знания снова потребуются.

Предполагаемые ассоциации и происхождение мифологии хрустального черепа в духовных знаниях коренных американцев, выдвинутые такими неошаманскими писателями, как Джейми Сэмс, также не учитываются. [53] Вместо этого, как отмечает Филип Дженкинс , мифология хрустального черепа может быть прослежена до «легенд в стиле барокко», первоначально распространявшихся Ф. А. Митчелл-Хеджесом, а затем впоследствии подхваченных:

К 1970-м годам хрустальные черепа вошли в мифологию Нью-Эйдж как могущественные реликвии древней Атлантиды и даже приобрели каноническое количество: черепов было ровно тринадцать.

Ничто из этого не имело бы никакого отношения к делам североамериканских индейцев, если бы черепа не привлекли внимание некоторых из наиболее активных писателей Нью-Эйдж. [54]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Хрустальные черепа» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 8 ноября 2010 года . Проверено 1 октября 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Британский музей (nd-b) .
  3. ^ Дженкинс (2004, стр. 217), Сакс и др. (2008), Смит (2005), Уолш (1997; 2008).
  4. ^ Jump up to: а б Крэддок (2009, стр. 415).
  5. ^ Альдред (2000, пасс. ); Дженкинс (2004, стр. 218–219). В этой последней работе Филип Дженкинс , бывший заслуженный профессор истории и религиоведения, а затем заслуженный профессор гуманитарных наук в ПГУ , пишет, что хрустальные черепа являются одними из наиболее очевидных примеров, когда ассоциация с духовностью коренных народов является «исторически недавним» и « «искусственный» синтез. Это «продукты поколения творческих духовных предпринимателей», которые «не представляют собой практику какого-либо исторического сообщества».
  6. ^ Холмс (1886)
  7. ^ Уолш (2008)
  8. ^ Крэддок (2009, стр. 415)
  9. ^ «Эти включения хлорита железа, обнаруженные в поддельном черепе Британского музея, встречаются только в кварце из Бразилии или Мадагаскара, но не в Мексике;
    из Google (подделки хрустальных черепов) результат 1"
    .
  10. Экземпляр в Музее человека имеет половину размера.
  11. ^ См. «Тайна хрустального черепа Британского музея раскрыта. Это подделка» в The Independent (Коннор, 2005). См. также публичное заявление музея о хрустальном черепе (Британский музей (nd-c).
  12. ^ См. отчет антрополога Смитсоновского института Джейн Уолш о ее совместных исследованиях с ученым-материаловедом Британского музея Маргарет Сакс, которые установили, что образцы хрустального черепа являются подделками XIX века, в Смите (2005). См. также Уолш (1997).
  13. ^ Сакс и др. (2008)
  14. ^ Карборунд встречается в природе только в незначительных количествах в чрезвычайно редком минерале муассаните , впервые обнаруженном в метеорите в 1893 году. См. краткое изложение открытия и истории карбида кремния в Келли (nd)
  15. ^ См. репортаж об исследовании в Rincon (2008) и само исследование в Sax et al. (2008).
  16. ^ «Великая трудовая проблема. Она привлекает внимание ученых. Они также уделяют внимание красивому теслу и загадочному хрустальному черепу» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . № 13 августа 1887 года . Проверено 17 июля 2008 г.
  17. ^ Jump up to: а б Британский музей (н-д) .
  18. ^ Дигби (1936)
  19. ^ Британский музей (nd-c) .
  20. См. также статьи о расследованиях, которые установили, что это фальшивка, у Коннора (2005), Джури (2005), Смита (2005) и Уолша (1997, 2008).
  21. ^ Ринкон (2008), Сакс и др. (2008)
  22. ^ «Хрустальный череп Лабаантуна (1990)» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2008. Архивировано из оригинала 9 декабря 2008 г. Проверено 20 июля 2008 г.
  23. ^ Уолш (2008). См. также дебаты 1936 года о его сходстве с черепом из Британского музея у Дигби (1936) и Моранта (1936), passim.
  24. ^ См. Гарвин (1973, подпись к фотографии 25); также Никелл (2007, стр. 67).
  25. ^ Никелл (2007, стр. 68–69)
  26. ^ Jump up to: а б с Уолш, Джейн Макларен (27 мая 2010 г.). «Череп Судьбы» . Журнал археологии . Проверено 20 октября 2018 г.
  27. ^ Национальное географическое общество, «Правда: Хрустальные черепа» (2011), трансляция, которая включает интервью с доктором Джейн Уолш, Смитсоновский институт: «Он был продан на аукционе Сотбис Фредерику Митчеллу-Хеджесу, поэтому он не получил его в Лубаантуне, он не выкопал его».
  28. ^ Дорланд, в письме Джо Никеллу в мае 1983 года, цитируется по Nickell (2007, стр. 70).
  29. ^ См. Гарвин (1973, стр. 75–76), а также Hewlett-Packard (1971, стр. 9). Тест заключался в погружении черепа в жидкость ( бензиловый спирт ) с тем же коэффициентом дифракции и просмотре его в поляризованном свете .
  30. ^ Гарвин (1973, стр. 75–76); Хьюлетт-Паккард (1971, стр. 9).
  31. ^ Hewlett-Packard (1971, стр. 10).
  32. ^ Гарвин (1973, стр. 84); также цитируется в Nickell (2007, стр. 70).
  33. Хаммонд, в письме Никеллу в мае 1983 г., цитируется по Nickell (2007, стр. 70). См. также рассказ Хаммонда о своей встрече с Анной Митчелл-Хеджес и черепе в статье, написанной для The Times , в Hammond (2008).
  34. ^ Jump up to: а б Никелл (2007, стр. 69)
  35. ^ См. Морант (1936, стр. 105) и комментарии Дигби (1936). См. также обсуждение предыдущего владения в деле Nickell (2007, стр. 69).
  36. ^ См. Митчелл-Хеджес (1954, стр. 240–243); также описание того же самого в главе «Загадка хрустальных черепов» в Nickell (2007, стр. 67–73).
  37. ^ Цитата Митчелл-Хеджеса, воспроизведенная Никеллом (2007, стр. 67).
  38. ^ Гарвин (1973, стр. 93)
  39. ^ Хаммонд (2008)
  40. ^ Штельцер, компакт-диск (12 июня 2008 г.). «Царство хрустального черепа» . Иллинойс Таймс. Архивировано из оригинала 3 января 2013 г. Проверено 8 февраля 2009 г.
  41. ^ Jump up to: а б Уолш, Джейн Макларен (27 мая 2010 г.). «Череп судьбы: Под микроскопом» . Журнал археологии . Археологический институт Америки . Проверено 17 февраля 2013 г.
  42. ^ Правда о хрустальных черепах (документальный фильм). Канал National Geographic: правда . 2013. Канал National Geographic . Архивировано из оригинала 4 ноября 2011 года.
  43. ^ Кунц (1890, стр. 285–286), см. описание в «Гл. XIV: Мексика и Центральная Америка».
  44. Цитата предоставлена ​​Agence France-Presse, см. Rosemberg (2008).
  45. Цитата предоставлена ​​Agence France-Presse, см. Rosemberg (2008). См. также Уолш (2008).
  46. ^ Каллигаро и др. (2009, аннотация )
  47. ^ Эдвардс, Оуэн (30 мая 2008 г.). «Хрустальный череп Смитсоновского института» . Смитсоновский музей. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 года . Проверено 24 апреля 2012 г.
  48. ^ Разные авторы. » «Хрустальные черепа» «Скептик Журнал . Том. 14, № 2. 2008. Задача. 89.
  49. ^ Клодель, Пол. Атласные тапочки . Перевел Джона О'Коннора и Пола Клоделя. Лондон: Шид и Уорд, 1931, стр. 243–244. Первоначально опубликовано как Le Soulier de Satin (Париж: Nouvelle Revue Française).
  50. ^ См. Никелл (2007, стр. 67–73); Смит (2005); Уолш (1997; 2008).
  51. ^ Джон Шрибер (исполнительный продюсер). Кевин Хаффман, Эрин МакГарри, Эндрю Ротштейн и Андреа Скиппер (продюсеры). Джейми Рой (оператор). Лестер Холт (ведущий) (май 2008 г.). Тайна хрустальных черепов (телепрограмма). Нью-Йорк: Peacock Productions (NBC) совместно с Sci Fi Channel . Архивировано из оригинала 4 июня 2008 г. Проверено 6 июня 2008 г.
  52. ^ Змей Света – После 2012 года , ISBN   1578634016
  53. См. обсуждение различных утверждений, выдвинутых Сэмсом, Кеннетом Медоузом, Харли Свифт Дир Рейганом и другими относительно хрустальных черепов, инопланетян и преданий коренных американцев, в Jenkins (2004, стр. 215–218).
  54. ^ Цитата Дженкинса (2004, стр. 217–218).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c7dfcbe256141b34b425196a3e74488__1720653060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/88/1c7dfcbe256141b34b425196a3e74488.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Crystal skull - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)