Жертвенный алтарь
Алтарь жертвоприношений — церемониальный центр и археологический памятник доколумбовой (где они сливаются , цивилизации майя от слияния рек Пасион и Салинас образуя реку Усумасинта ), в современном департаменте Петен , расположенный недалеко , Гватемала . Наряду с Сейбалом и Дос-Пиласом , Алтарь Жертвоприношений является одним из наиболее известных и наиболее интенсивно раскапываемых мест в регионе, хотя само это место, похоже, не было главной политической силой в период поздней классики . [1]
Этимология
[ редактировать ]Это место было названо Теобертом Малером, который считал, что Стела 1 использовалась для жертвоприношений. [2] Хотя символ-эмблема этого места был идентифицирован, его фонетическое прочтение до сих пор ускользнуло от эпиграфов.
Расположение
[ редактировать ]Алтарь жертвоприношений расположен на гватемальской стороне международной границы с Мексикой , вдоль рек Салинас и Усумасинта. [3] Это в 80 километрах (50 миль) вверх по реке от важного города майя классического периода Яшчилан и в 60 километрах (37 миль) к западу от Сейбала. [4] Участок расположен на небольшом острове, расположенном среди сезонных болот вдоль южного берега реки Пасион, недалеко от места ее впадения в реку Салинас (также известную как река Чиксой). Размер этого острова составляет около 700 метров (2300 футов) с востока на запад, при этом церемониальная архитектура расположена на более высоком восточном конце, а жилые группы - на нижнем западном конце. [5]
История
[ редактировать ]Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
Археологические исследования раскрыли долгую историю оккупации этого места и показали, что это было одно из самых ранних поселений на низменностях майя, основанное до Тикаля и других городов в центральной части бассейна Петен , возможно, людьми Миксе-Соке, прибывшими с запада. . [6] Судя по всему, это произошло около 800 г. до н.э., в начале среднего доклассического периода. [7] Жители жили на первом этаже в домах из скоропортящихся материалов и еще не развили обширных торговых сетей. [8]
Это место начинает проявлять более четкие свидетельства использования в качестве церемониального центра между 600 и 300 годами до нашей эры, когда дома начали строить на террасах. [9]
Позже, в доклассическом периоде, это место было заселено народами майя . [6] Первая пирамида (Структура B-1) в традиции майя датируется периодом между 300 г. до н.э. и 150 г. н.э. Также на этом этапе в захоронениях появляются продаваемые товары из жадеита и обсидиана. [9] Похоже, это место доминировало на торговом пути Усумасинта около 450 г. до н.э. [6]
Алтарь жертвоприношений вступает в классический период между 150 и 550 годами нашей эры. В захоронениях появляются морские предметы, такие как шипы скатов и предметы из ракушек, а также товары из обсидиана, зеленого камня и жадеита. Большая пирамида Б-1 достигает своей окончательной формы. Возведены стелы с надписями, вырезаны алтари и, как и в других памятниках региона, предметы из Теотиуакана . также найдены [10]
Вторая половина VI века отмечена перерывом в надписях и перемещением фокуса строительства в группу А. В начале VII века это место, похоже, было восстановлено, и резная стела снова появилась с чертами поздней классики. Ко второй половине этого столетия город достиг своего пика. Новые и старые здания облицованы известняком, построена площадка для игры в мяч. Более высокий профессиональный уровень отражается в большом количестве воздвигнутых памятников. В погребениях обнаружены изысканные изделия - пиритовые зеркала, кремневые наконечники снарядов и жадеитовые бусы. К 9 веку, когда в Терминал Классик входят и другие объекты, качество строительства и товаров начинает снижаться. [11] К 8-му и 9-му векам нашей эры население Алтаря Жертвоприношений сокращалось. [12]
На последнем этапе оккупации (ок. 900–950 гг. н. э.) прежние стили заменила прекрасная паста, изображающая людей с другой внешностью. [13] Факты свидетельствуют о том, что во время Терминальной Классики это место было оккупировано иностранцами и процветало в то время, когда близлежащий Сейбал также переживал возрождение своего состояния, в обоих случаях связанное с распадом королевства Петексбатун , базирующегося в Дос-Пиласе. [14] Было высказано предположение, что прибытие посторонних в этот раз было связано с доминированием майя Чонтал на речном торговом пути Усумасинта в это время. [15]
Однако с крахом крупных городов в бассейне реки Усумасинта речная торговля резко сократилась, и пришельцы не смогли ее возобновить. [16] Altar de Sacrificios, вместе с немногими другими выжившими государствами на западе Петена, превратился в застойные, ориентированные на себя государства, несмотря на их контакты на более дальних расстояниях. [16] Анализ костей Terminal Classic показал, что здоровье населения в целом ухудшалось, наблюдалась повышенная детская смертность , снижение роста и распространение болезней, хотя элита оставалась здоровой. [17] В то же время сократившееся население отошло в защищенные места на территории объекта. [18] Существует мало свидетельств какой-либо оккупации после ок. 950 год нашей эры. [13]
Правители
[ редактировать ]На памятниках Алтаря Жертвоприношений записано как минимум десять правителей, а возможно, их было больше. В период с 455 по 524 годы нашей эры правили три правителя, затем был шестидесятилетний перерыв. В 589 году к власти пришел новый, молодой правитель, который правил до 633 года нашей эры. В период с 633 по 662 год правили еще четыре правителя, сравнительно быстро сменявшие друг друга. За ними, вероятно, последовали еще как минимум два правителя, хотя более поздние памятники представляют собой наименее хорошо сохранившиеся. [19]
Современная история
[ редактировать ]Это место было впервые обнаружено в 1895 году Теоберто Малером . [20] Сильванус Морли описал иероглифические надписи Алтаря Жертвоприношений в своей работе 1938 года «Надписи Петена» . [7] В 1928 году его также посетил Франс Блом . [21] Это место исследовали археологи А. Ледьярд Смит и Гордон Уилли из Музея археологии и этнологии Пибоди с 1958 по 1963 год. [6] С 2016 года международная группа под руководством колледжа Лайкоминг продолжает картографировать и раскапывать Алтарь Жертвоприношений и его окрестности. [22]
Описание сайта
[ редактировать ]Существует три основных комплекса зданий, известных как группы A, B и C. Группа A организована вокруг двух площадей, известных как Северная площадь и Южная площадь. [23] [24] Он занимает площадь примерно 400 на 400 метров (1300 на 1300 футов). Ядро расположено на более высоком восточном конце небольшого острова, поддерживающего территорию, а жилые группы занимают западную часть. [25]
На этом месте находится 29 памятников с надписями, большинство из которых настолько сильно разрушены, что их невозможно прочитать. [26] Те датированные памятники, которые все еще читабельны, относятся к периоду с 455 по 849 годы нашей эры. [6]
В группу А входят дворцовые комплексы. [25] Две его площади окружены 25 зданиями. [23] Всего в этой группе было найдено 11 стел с надписями, 9 из них в зданиях вокруг Северной площади или на них . [24] Среди найденных на площади стела 2 с последней датой, вписанной на этом месте (30 ноября 849 г. н. э.). [27]
- структуре AI На было 3 стелы, в том числе Стела 1 , в честь которой было названо это место. [28]
- На Строении А-II были размещены 3 стелы , а также один алтарь с надписью и три скульптурные панели. [28]
- Погребение 96 — это захоронение женщины, которая умерла в возрасте двадцати лет и была помещена в гробницу в Строении A-III, некоторое время спустя, чем Погребение 128 в том же здании. Оно было проще последнего и сопровождалось подношением полихромного керамического сосуда. [29]
- Погребение 128 — элитная гробница, встроенная в Строение А-III. Это каменное здание с деревянным потолком, в котором на соломенной циновке лежали останки женщины лет сорока. Подношения включали керамику и ряд артефактов из нефрита , пирита , кости и ракушек. [29]
- На Стеле 8 Алтаря жертвоприношений указана дата, эквивалентная февралю 628 года, и это самый ранний известный памятник с символом эмблемы . [26] Он был найден на Южной площади рядом с Алтарем 2. [30]
- Площадка для игры в мяч или структура AV отделяет северную и южную площади группы А. [24] Это площадки открытого типа, похожие на площадки для игры в мяч поздней классики в других городах западной части низменностей майя. Размеры игровой площадки 8,65 на 28,8 метра (28,4 на 94,5 фута). [31]
Группа B находится к западу от группы A, которой она предшествует. [32] Здесь находится главная пирамида. [25]
- Храм BI представляет собой ступенчатую пирамиду, относящуюся к периоду ранней классики. [33] Его размеры составляют 36 м (118 футов) в основании и 13 м (43 фута) в высоту. О его важности можно судить по шести стелам с надписями, найденным на нем. Здесь была найдена стела 10 с самой ранней датой на этом месте (28 августа 455 г. н.э.). [34]
Группа C — небольшая группа, также расположенная к западу от группы A, но к югу от группы B. Никаких памятников с надписями в ней обнаружено не было. [24] [32]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хьюстон (1993), стр.14.
- ^ Нельсон 1998, с. 16
- ^ ИТМБ 2005.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 435, 520.
- ^ Мэтьюз и Уилли 1991, 1996, стр.41.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шерер и Трэкслер, 2006, стр. 407.
- ^ Перейти обратно: а б Вальдес 1996, стр. 48.
- ^ Нельсон 1998, стр. 9-10.
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон 1998, стр.10.
- ^ Нельсон 1998, стр.11.
- ^ Нельсон 1998, стр. 12-13.
- ^ Демарест 2005, стр.123.
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон 1998, стр. 14.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 407, 409, 520.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр.529.
- ^ Перейти обратно: а б Демарест и Фасен 2003, стр.172.
- ^ Дрю 1999, стр.346.
- ^ Демарест 2006, стр.160.
- ^ Мэтьюз и Уилли 1991, 1996, стр.42.
- ^ Дрю 1999, стр.95.
- ^ Нельсон 1998, стр.16.
- ^ «Крупный грант на археологию стимулирует набеги Лайкоминг-колледжа в Мезоамерику» . Новости колледжа Лайкоминг . 3 мая 2017 г. Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон, 1998, стр.3.
- ^ Перейти обратно: а б с д Золотой, 2002, с.426.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтьюз и Уилли 1991, 1996, стр. 41–42.
- ^ Перейти обратно: а б Хьюстон (без даты), стр.2.
- ^ Нельсон, 1998, стр.7,50.
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон, 1998, стр.5.
- ^ Перейти обратно: а б Хэвиленд 1971, стр.103.
- ^ Нельсон 1998, стр.8.
- ^ Таладуар и Колсене 1991, стр. 167, 169.
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон 1998, стр. 4.
- ^ Вальдес 1996, стр.49.
- ^ Нельсон, 1998, стр. 4,6,33.
Ссылки
[ редактировать ]- Демарест, Артур А. (2005). «После водоворота: крах классических королевств майя и терминальная классика в Западном Петене». У Артура А. Демареста; Пруденс М. Райс; Дон С. Райс (ред.). Терминальная классика в низменностях майя: коллапс, переход и трансформация . Боулдер: Университетское издательство Колорадо . стр. 102–124 . ISBN 0-87081-822-8 . OCLC 61719499 .
- Демарест, Артур А. (2006). Региональный археологический проект Петехбатуна: междисциплинарное исследование краха майя . Серия Института мезоамериканской археологии Вандербильта. Том. 1. Нэшвилл, Теннесси, США.: Издательство Университета Вандербильта . ISBN 0-8265-1443-Х . OCLC 63178772 .
- Демарест, Артур; Фасен, Федерико (2003). «Новые данные и интерпретации западных королевств поздней классики: на пути к синтетическому видению истории Пасиона/Усумасинты» (PDF) . XVI симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2002 г. (под редакцией Дж. П. Лапорта, Б. Арройо, Х. Эскобедо и Х. Мехиа) (на испанском языке). Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 160–176. Архивировано из оригинала (цифровая версия) 4 сентября 2011 года . Проверено 14 февраля 2009 г.
- Дрю, Дэвид (1999). Утерянные хроники королей майя . Лондон: Вайденфельд и Николсон . ISBN 0-297-81699-3 . ОСЛК 43401096 .
- Голден, Чарльз В. (2002). «8» (PDF) . Преодоление разрыва между археологической и хронологией коренных народов: исследование разделения на раннюю классику и позднюю классику в Пьедрас-Неграс, Гватемала (доктор философии). Пенсильванский университет . Проверено 15 мая 2013 г.
- Хэвиленд, Уильям А. (январь 1971 г.). «Погребение, власть и нисхождение на Алтарь жертвоприношений, Гватемала». Американская древность . 36 (1). Менаша, Висконсин, США: Общество американской археологии : 102–105. дои : 10.2307/278027 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 278027 . OCLC 482264559 . S2CID 163235849 .
- Хьюстон, Стивен Д. (1993). Иероглифы и история в Дос-Пиласе: династическая политика классических майя . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-73855-2 .
- Хьюстон, Стивен Д. «Проблемные символы эмблем: примеры из Алтаря жертвоприношений, Эль Чорро, Рио Асула и Культуна» ( онлайн-публикация в формате PDF ) . Статьи Mesoweb . Mesoweb: исследование мезоамериканских культур . Проверено 14 февраля 2010 г.
- Гватемала (Карта) (5-е изд.). 1:470000. Карты международных путешествий. Издательство ИТМБ. 2005. ISBN 1-55341-230-3 .
- Мэтьюз, Питер; Гордон Р. Уилли (1996) [1991]. «Доисторические государства региона Пасион: иероглифические тексты и их археологические раскопки». В Т. Патрике Калберте (ред.). Классическая политическая история майя: иероглифические и археологические свидетельства . Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк, США и Мельбурн, Австралия: Издательство Кембриджского университета . стр. 30–71. ISBN 0-521-56445-Х . OCLC 35225896 .
- Нельсон, Закари Натан (1998). Возвращение к алтарю жертвоприношений: современный перевод древних писаний (тезис). Университет Бригама Янга.
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Таладуар, Эрик; Бенуа Кольсене (1991). « Буа Тон Санг, Бомануар»: политические и конфликтные аспекты игры с мячом в районе Северного Чьяпаса» . В Верноне Скарборо; Дэвид Р. Уилкокс (ред.). Мезоамериканская игра в мяч . Тусон: Издательство Университета Аризоны . стр. 161–174 . ISBN 0-8165-1360-0 . OCLC 51873028 .
- Вальдес, Хуан Антонио (ноябрь – декабрь 1996 г.). «Археология района реки Ла-Пасион, Гватемала». Мексиканская археология (на испанском языке). IV (22). Мехико, Мексика.: Editorial Raíces: 46–53. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]16 ° 28'01 ″ с.ш. 90 ° 31'59 ″ з.д. / 16,467 ° с.ш. 90,533 ° з.д.