Использование нефрита в Мезоамерике
На использование нефрита в Мезоамерике для символических и идеологических ритуалов сильно повлияла его редкость и ценность среди доколумбовых мезоамериканских культур , таких как ольмеки , майя и различные группы в долине Мексики . Хотя нефритовые артефакты создавались и ценились многими народами Мезоамерики, долина реки Мотагуа в Гватемале ранее считалась единственным источником жадеита в регионе.
Эта чрезвычайная прочность делает мелкозернистый или волокнистый жадеит и нефрит очень полезными для мезоамериканских технологий. Его часто обрабатывали или вырезали как поделочные камни , служащие материалом для нанесения глифов. [1] были надписаны или превращены в статуэтки , оружие и другие предметы. Многие нефритовые артефакты, созданные более поздними мезоамериканскими цивилизациями, кажутся вырезанными из простых нефритовых топоров, а это означает, что самая ранняя торговля жадеитом была основана на утилитарных функциях.
Нефрит и жадеит
[ редактировать ]В общих чертах, нефрит относится к двум различным минералам: нефриту , кальцием и магнием , богатому -амфиболу минералу , и жадеиту , пироксену, богатому натрием и алюминием . Распространенное заблуждение состоит в том, что нефрит не существует в Мезоамерике в природе. Однако в районе долины реки Средний Мотагуа, где добывается жадеит, также добывается нефрит, хотя мезоамериканские ремесленники меньше интересовались обработкой нефрита. [2] В просторечии «нефритовые» предметы в Мезоамерике состоят из жадеита, но могут также относиться к другим похожим по виду, относительно твердым зеленым камням, таким как альбитит , омфацит , хризопраз и кварцит . [3]
Изменение цвета во многом связано с изменением состава микроэлементов . Другими словами, виды микроэлементов и их количество влияют на общий цвет материала. Нефрит «Ольмекский синий», характеризующийся ледяным оттенком бледно-голубого цвета, обязан своим уникальным цветом присутствию железа и титана , в то время как более типичный цвет зеленого нефрита обусловлен различным присутствием натрия, алюминия, железа и хрома . Прозрачность также может варьироваться: образцы варьируются от почти прозрачных до полностью непрозрачных .
Источники в Мезоамерике
[ редактировать ]Археологические поиски мезоамериканских источников нефрита, которые были в значительной степени утеряны во время коллапса майя , начались в 1799 году, когда Александр фон Гумбольдт начал свои геологические исследования в Новом Свете . Фон Гумбольдт стремился определить, имели ли неолитические жадеитовые кельты, раскопанные в европейских мегалитических археологических памятниках, таких как Стоунхендж и Карнак, общие источники с похожими на вид нефритовыми кельтами из Мезоамерики (они этого не делают). [ нужна ссылка ]
Первое открытие нефритовых карьеров было сделано археологом Мэри Лу Ридингер в 1974 году. [4] До этого открытия академический консенсус не был достигнут относительно истинного источника нефрита, используемого майя, и дебаты продолжались в течение некоторого времени после этого, хотя теперь это считается первым убедительным открытием источников нефрита, которые использовала культура майя. . Со времени первого открытия Ридингер также обнаружил множество ранее не встречавшихся разновидностей центральноамериканского жадеита, таких как сиреневый жадеит и разновидность жадеита с включениями пирита. [5]
С 1974 по 1996 год единственным документально подтвержденным источником жадеита в Мезоамерике была низменная долина реки Мотагуа . Исследования, проведенные в рамках проекта «Мезоамериканский нефрит» Гарвардского музея археологии и этнологии Пибоди в период с 1977 по 2000 год, привели к идентификации давно затерянных рудников «Ольмекская голубая» - открытие, опубликованное полевым директором мезоамериканского проекта по нефриту Расселом Зейтцем и его коллегами из Американский музей естественной истории древности в декабре 2001 года. Кроме того, они провели геохимическое датирование нескольких древних рудников майя и аллювиальных источников в горных районах по обе стороны Мотагуа. После проливных дождей, вызванных ураганом «Митч» в 1998 году, аллювиальные булыжники голубого нефрита были обнаружены вдоль южного притока Мотагуа, реки Рио-Тамбор, до массивных обнажений мелкозернистого полупрозрачного жадеита «Ольмекский синий» на высоте между 1200 и 3800 м над уровнем моря. футов в провинции Халапа, вдоль разлома, простирающегося от Каррисаль-Гранде до Ла-Сейбы. Геохимическое датирование показало, что южные месторождения, включая важный для археологии полупрозрачный синий нефрит, были примерно на 40 млн лет старше, чем крупнозернистый непрозрачный нефрит, добываемый для продажи туристам, или месторождения, находящиеся на возвышенностях вокруг северного притока Мотагуа, Рио-Бланко, где Обнажения жадеита встречаются на высоте до 6000 футов, а несколько древних мест добычи соединены между собой каменными тропами, уложенными сухим способом.
Примечательно, что самый богатый источник «ольмекского голубого» находится далеко не в «долине Мотагуа», а находится примерно в 50 км к юго-западу от Копана . Поскольку Мотагуа становится границей Гватемалы с Гондурасом, в Гондурасе также может находиться аллювиальный нефрит. Вновь открытый «ольмекский» нефрит имеет качество, продаваемое по всей формирующейся Мезоамерике, достигая таких отдаленных районов, как Мексиканская долина и Коста-Рика . Пул отмечает, что «в течение многих лет высказывалось предположение, что в долине реки Бальсас может быть еще один источник». [ нужна ссылка ] , ни один такой мексиканский источник не был обнаружен; Однако недавние исследования показали, что метаморфические породы высокого давления и низкой температуры (фация голубых сланцев), содержащие месторождения нефрита в Гватемале, также выходят на поверхность в виде жадеитовых валунов, содержащих отложения серпентинового меланжа, в нескольких местах на Кубе и Эспаньоле, где этот материал добывался племенами таино и Карибские культуры. Нефритовые артефакты, в основном остроконечные кельты, очевидно происходящие из этих антильских источников, были раскопаны на востоке, вплоть до Антигуа, на Наветренных островах. Учитывая масштабы и продолжительность региональных тектонических процессов, которые создали и эксгумировали эти месторождения нефрита, они вполне могут распространиться и на Чьяпас.
Тем не менее, один из пяти островов в цепи, известный как Исла-де-Баиас, также известный как Острова залива, не только богат зеленым жадеитом, но и синим, но также есть пляж, метко названный Нефритовый пляж, со стенами примерно пятидесяти футов из жадеита. . Барбаретта зажата между Гуанахой на востоке и Моратом, Роатаном и Утилой на западе. Пляж покрыт хорошо отполированными камнями. [ нужна ссылка ]
Использование
[ редактировать ]Искусство
[ редактировать ]Нефриту придавали форму множеству предметов, включая, помимо прочего, статуэтки, кельты , катушки для ушей (круглые серьги с большим отверстием в центре) и для зубов вставки (небольшие декоративные детали, вставленные в резцы ). Кусочки мозаики разных размеров использовались для украшения поясов и нательных покрытий.
Хорошим примером жадеитовой одежды является Лейденская мемориальная доска майя. Мемориальная доска была известна скорее как переносная стелла, на лицевой стороне которой были написаны иероглифы и повествования. На маркировке изображена сцена, где лорд майя стоит одной ногой на пленнике. [1]
Нефритовая скульптура часто изображала божеств , людей, шаманские превращения, животных и растения, а также различные абстрактные формы. Скульптуры различались по размеру: от одиночных бус , используемых для украшений и других украшений, до крупных резных фигурок, таких как весом 4,42 килограмма голова майя бога солнца , найденная в Алтун-Ха . Зоны мастерских по изготовлению нефрита были зарегистрированы на двух стоянках классических майя в Гватемале : Канкуэн и Гуайтан . Археологическое исследование этих мастерских позволило исследователям узнать , как обрабатывали жадеит в древней Мезоамерике.
Религия
[ редактировать ]Ценность нефрита превосходила его материальную ценность. Возможно, из-за своего цвета, отражающего цвет воды и растительности, он символически ассоциировался с жизнью и смертью и поэтому имел большое религиозное и духовное значение.
Майя клали нефритовые бусы в рот умершего. Майкл Д. Коу предположил, что эта практика связана с погребальным ритуалом шестнадцатого века, совершавшимся в честь смерти правителей Поком Майя: «Когда выяснилось, что какой-то лорд умирает, у них был наготове драгоценный камень, который они положили ему в рот, когда он казался истекающим, при этом они полагают, что взяли дух, и, умирая, очень легко натерли им лицо. Оно забирает дыхание, душу или дух».
Епископ Ланда связал помещение нефритовых бус в рот умерших с символическим посадкой и возрождением бога кукурузы . [6] Драгоценные подношения с изображением кукурузы были найдены в Священном сеноте , что соответствует погребению самого Бога кукурузы, входящего в подземный мир. Многие найденные предметы считались уникально красивыми и были изысканно изготовлены, прежде чем их приносили в жертву. [7]
Майя также ассоциировали нефрит с солнцем. [8] и ветер. [ нужна ссылка ] Было обнаружено множество нефритовых скульптур и фигурок бога ветра майя, а также многие другие, отображающие символы дыхания и ветра . Кроме того, считается, что найденные тайники с четырьмя нефритовыми предметами, расположенными вокруг центрального элемента, символизируют не только стороны света , но и направления ветра.
Элитные майя носили нефритовые подвески, изображавшие «зеркальных богов», связанных с правлением в Мезоамерике. [9] Зеркальное гадание было частью духовной практики в культуре майя, а бог солнца майя Кинич Ахау часто изображался из нефрита и других материалов с зеркалом на лбу. Отражающие свойства полированного нефрита соединялись с другими зеркальными объектами, повышая его духовную значимость и эстетическую ценность для майя. [9]
Эстетическое и религиозное значение различных цветов остается источником споров и спекуляций. Ярко-зеленые сорта могли быть отождествлены с молодым богом кукурузы. Ольмеки были очарованы уникальным голубым нефритом Гватемалы, и он играл важную роль в их ритуалах с использованием водных источников. Ольмеки использовали синий нефрит, потому что он олицетворял воду, ольмекская иконография олицетворяла Подземный мир. Синий также представлял собой синий цвет, который меняют змеи перед тем, как сбросить кожу; следовательно, синий символизирует водное и змеиное омоложение.
Рабочий нефрит
[ редактировать ]После наждака нефрит был самым твердым минералом, известным в древней Мезоамерике. [10] При отсутствии металлических инструментов древние мастера использовали сами инструменты из нефрита, кожаные ремни , струнные пилы для резки и вырезания нефрита, а также тростник или другие твердые материалы для сверления отверстий. Обработка необработанного камня до готового изделия была очень трудоемким процессом, часто требующим повторных физических движений для придания формы нефриту. [11] Чтобы создать хотя бы одну нефритовую бусину, потребовалось бы много часов работы. [12]
Мастера использовали такие методы гранильной обработки, как выкалывание, ударная обработка, шлифовка, распиловка, сверление и надрез, для придания формы и украшения нефрита. Считалось, что некоторые из этих техник придают изделиям религиозное или символическое значение. Например, считалось, что сверление отверстий в нефрите придаёт изделию «жизнь» или оживляет резьбу. [11]
Помимо того, что минералы высокого давления, из которых состоят эти полупрозрачные камни, являются элитным товаром, имеющим весьма символическое значение для проведения идеологических ритуалов , они намного прочнее и устойчивее к повреждениям, чем немного более твердые, но гораздо более хрупкие материалы, такие как кремень.
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джон Б. Карлсон, «Нефритовое зеркало: ольмекская вогнутая нефритовая подвеска», в книге «Доколумбовый нефрит: новые геологические и культурные интерпретации», изд. Фредерик В. Ланге (Солт-Лейк-Сити: Университет Юты Press, 1993). «Источники нефрита в Средней Америке» (PDF) .
- Ховард, Ким Бе (nd). «Жадеит» (PDF) . Геммология Канады . Ванкувер: Канадский институт геммологии. ISSN 0846-3611 . ОСЛК 25590010 . Архивировано из оригинала ( PDF перепечатано в Интернете) 9 апреля 2008 г. Проверено 12 февраля 2008 г.
- Миддлтон, Эндрю (2006). «Нефрит – геология и минералогия». В Майкле О'Донохью (ред.). Драгоценные камни: их источники, описания и идентификация (6-е изд.). Оксфорд: Баттерворт-Хайнеманн . стр. 332–354. ISBN 978-0-7506-5856-0 . OCLC 62088437 .
- Миллер, Мэри Эллен (1999). Искусство и архитектура майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20327-Х . OCLC 41659173 .
- Пул, Кристофер А. (2007). Ольмекская археология и ранняя Мезоамерика . Кембриджская мировая археология. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-78882-3 . OCLC 68965709 .
- Зейтц, Р.; Дж. Е. Харлоу; В.Б. Сиссон; К.А. Таубе (декабрь 2001 г.). « Ольмекский синий» и формирующие источники нефрита: новые открытия в Гватемале» ( формате PDF онлайн-факсимиле в ) . Античность . 75 (290). Кембридж, Англия: Публикации древности: 687–688. CiteSeerX 10.1.1.424.750 . дои : 10.1017/S0003598X00089171 . ISSN 0003-598X . OCLC 93889951 . S2CID 161433095 .
- Вагнер, Элизабет (2006). «Нефрит – зеленое золото майя». У Николая Грубе (ред.). Майя: Божественные короли тропического леса . Ева Эггебрехт и Маттиас Зайдель (помощник редактора). Кельн, Германия: Könemann Press. стр. 66–69. ISBN 978-3-8331-1957-6 . OCLC 71165439 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эллен., Миллер, Мэри (2012). Искусство Мезоамерики: от ольмеков до ацтеков (Пятое изд.). Лондон. ISBN 978-0500204146 . OCLC 792747355 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Древнее искусство майя в Думбартон-Оксе . Пиллсбери, Джоан., Думбартон-Оукс. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. 2012. ISBN 978-0884023753 . OCLC 731372976 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Пул (2007, стр.150).
- ^ Никс, Кристал (24 января 1988 г.). «Прошлое майя, латинское настоящее в Гватемале» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Археолог рассказывает историю затерянных нефритовых рудников» . 19 октября 1999 г.
- ^ Миллер, Мэри (весна 1998 г.). «Где может расти кукуруза: Джейд, Чакмулы и Бог кукурузы». RES: Антропология и эстетика . 33 (33): 58. doi : 10.1086/RESv33n1ms20167001 . JSTOR 20167001 . S2CID 164460764 .
- ^ Миллер, Мэри (1998). «Где может расти кукуруза: Джейд, Чакмулы и Бог кукурузы». RES: Антропология и эстетика . 33 : 56. doi : 10.1086/RESv33n1ms20167001 . S2CID 164460764 .
- ^ Миллер (1999, стр.74).
- ^ Перейти обратно: а б Джон Б. Карлсон, «Нефритовое зеркало: ольмекский вогнутый нефритовый кулон», в книге «Доколумбовый нефрит: новые геологические и культурные интерпретации», изд. Фредерик В. Ланге (Солт-Лейк-Сити: Университет Юты Press, 1993), 242–50.
- ^ Миллер (1999, стр.73).
- ^ Перейти обратно: а б Древнее искусство майя в Думбартон-Оксе . Пиллсбери, Джоан., Думбартон-Оукс. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. 2012. ISBN 9780884023753 . OCLC 731372976 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Пул, с. 151.