Jump to content

Алтун Ха

Координаты : 17 ° 45'50,22 дюйма с.ш. 88 ° 20'49,42 дюйма з.д.  /  17,7639500 ° с.ш. 88,3470611 ° з.д.  / 17,7639500; -88.3470611
Алтун Ха
Храм каменных алтарей
Алтун Ха расположен в Белизе.
Алтун Ха
Показано в Белизе
Расположение Рокстоун Пруд ,  Белиз
Область Белизский округ
Координаты 17 ° 45'50,22 дюйма с.ш. 88 ° 20'49,42 дюйма з.д.  /  17,7639500 ° с.ш. 88,3470611 ° з.д.  / 17,7639500; -88.3470611
История
Основан 900 г. до н.э.
Культуры майя
Примечания к сайту
Даты раскопок 1961

Алтун Ха / ɑː l ˈ t n h ɑː / [1] — это название руин древнего города майя в Белизе , расположенного в округе Белиз примерно в 50 километрах (31 миле) к северу от города Белиз и примерно в 10 километрах (6,2 мили) к западу от берега Карибского моря . Участок занимает площадь около 8 квадратных километров (3,1 квадратных миль).

Камни из руин древних построек в наше время повторно использовались для жилищного строительства сельскохозяйственной деревни Рокстоун Понд , но древнее место не привлекало внимания археологов до 1963 года. Старое Северное шоссе соединяет Алтун Ха с Северным шоссе Белиза. , и сайт доступен для туризма . Самая большая из храмовых пирамид Алтун Ха, «Храм каменных алтарей», имеет высоту 16 метров (52 фута). Изображение этой структуры является логотипом ведущей марки пива Белиза « Беликин ».

Этимология

[ редактировать ]

По данным Института археологии Белиза, название этого места означает «Каменная вода» и является юкатекским майяским приближением названия близлежащей деревни Рокстоун-Понд . [2] На юкатекском языке майя халтун — это каменное хранилище или цистерна с водой, а ха означает вода. [3] Был обнаружен древний символ-эмблема этого места, но его фонетическое прочтение в настоящее время неизвестно. [4]

Археологические исследования и повторные открытия

[ редактировать ]

В 1961 году У. Р. Буллард провел раскопки под руководством Королевского музея Онтарио в Бэйкинг-Пот и Сан-Эстеване , и хотя никаких раскопок не проводилось, первоначально это место называлось «Рокстоун-пруд». В 1963 году местные жители в ходе карьерных работ привели к обнаружению большого нефритового кулона с искусной резьбой. Нынешний комиссар археологии Гамильтон Андерсон уведомил Дэвида М. Пендергаста , и в 1963 году была совершена разведывательная поездка. Начиная с 1964 года археологическая группа под руководством доктора Дэвида Пендергаста из Королевского музея Онтарио начала обширные раскопки и реставрацию этого места. которые продолжались до 1970 года. Всего раскопки длились 40 месяцев, включая полевой сезон 1971 года для керамических и лабораторных анализов. [5]

Параметр

[ редактировать ]

Алтун-Ха расположен на северо-центральной прибрежной равнине Белиза, в сухой тропической зоне. Во время доколумбовой оккупации это место было очень заболоченным, с очень небольшим количеством узнаваемых источников воды. В настоящее время единственным узнаваемым природным источником воды является ручей за северной границей нанесенной на карту территории. Источниками воды, использовавшимися во время оккупации, были пруд Гордон, который является основным водохранилищем, и лагерь Агуада, расположенный в центре объекта. Возможно, на этом месте находились два чултуна, но происхождение утеряно, поскольку они используются и в наше время. [5]

Сам участок состоит из центрального участка, состоящего из групп A и B. Группы A и B, а также зоны C, D и E состоят из зародышевой территории, а зоны G, J, K, M, N составляют часть пригородной территории. . На этом месте нет стел, что позволяет предположить, что стелы не были частью церемониальных процедур. Есть две зарегистрированные дамбы: одна в зоне C и одна, соединяющая зону E и зону F. Дорога зоны C не соединяется ни с какими сооружениями, но, вероятно, связана со структурой C13 и, возможно, использовалась в церемониальных целях. Другая дамба соединяла две зоны, где располагались источники воды, и была построена по топографическим причинам, специально для пересечения участков болотистой местности; возможно, он был бы непроходим без приподнятых переходов. [5]

Профессиональная история

[ редактировать ]

Алтун Ха был оккупирован на протяжении многих столетий, примерно с 900 г. до н.э. по 1000 г. н.э. Большая часть информации об Алтун-Ха относится к классическому периоду, примерно с 400 г. по 900 г. н.э., когда город был самым большим.

Доклассический

[ редактировать ]

Самые ранние постройки, обнаруженные в Алтун-Ха в зоне C, представляют собой две круглые платформы, датируемые примерно 900–800 годами до нашей эры, структуры C13 и C17. В строении С13 имеются остатки столбовых ям и несколько захоронений, а в строении С17 имеются следы горения или пожара. Строение C13 было ранним религиозным зданием, жители Зоны C имели относительно высокий статус. [6] В позднем доклассическом периоде наблюдался рост населения и были построены крупные общественные постройки. Первой из них была структура F8 в 200 году нашей эры. Хотя эта структура была построена в конце доклассического периода, большинство археологических свидетельств относится к раннему классическому периоду. Эта конструкция имеет двухэлементную лестницу, состоящую из небольших ступенек с лестничными выступами, которые, возможно, были посвящены инновациям. F8 также имел трехступенчатую разработку.

Ранняя классика

[ редактировать ]

Одна из наиболее важных находок ранней классики происходит из строения F8, а именно из гробницы F8/1. Гробница была помещена здесь примерно через пятьдесят лет после постройки сооружения. В нем находились останки взрослого мужчины, похороненного с ожерельем из нефрита и ракушек, парой нефритовых ушей-вспышек, двумя дисками из ракушек, парой жемчуга, пятью глиняными сосудами и пятьдесят девятью створками раковин Spondylus . Бусины-нагрудники в колье связаны с южной Мезоамерикой. Керамика по большей части отражает узор, сложившийся в других погребениях Алтун Ха. Однако крыша над захоронением свидетельствовала о связи с большим мексиканским городом Теотиуакан . Захоронение было покрыто более чем 8000 кусками кремнистого дебитата и 163 формальными кремневыми орудиями. Ритуальное подношение, или тайник, также содержало нефритовые бусы, створки спондилуса , зубы пумы и собаки, сланцевые пластинки и большое разнообразие артефактов из ракушек. Однако явная связь с Теотиуаканом возникает из 248 предметов из зеленого обсидиана Пачука и 23 керамических кувшинов, мисок и блюд. [7] Обсидиан относится к фазе Микаотли или Ранней Тламимилолпы, что позволяет предположить, что этот символизм все еще был важен и доминировал в Теотиуакане. Это подношение может иметь важное значение для Теотиуакана из-за ассоциаций правителя захоронения с центральной Мексикой или ассоциации всей общины Алтун Ха с Теотиуаканом. [8]

Есть также свидетельства контактов и торговли с другой стороной Мезоамерики в промежуточной зоне . Подношение в центральном церемониальном помещении содержало неукрашенный известняковый сосуд с крышкой с предметами из жадеита, две жемчужины, пластинки кристаллического гематита, бусины из раковин спондилуса и бусину из золото-медного сплава тумбага , изображающую коготь ягуара. Это месторождение датируется примерно 500 годом. Традиционно не считалось, что у майя было золото в классический период; золото было ограничено постклассическим периодом. Частично это связано с тем, что многие считали, что золото не встречается в природе в районе майя, но недавние исследования показали, что россыпное золото можно найти в ручьях нагорной зоны западного Белиза. Майя, скорее всего, не использовали металлургию из-за отсутствия технологий, что, возможно, было связано с тем, что желтый цвет в идеологии майя символизирует умирание растений и неурожай. Этот артефакт также идентичен другим артефактам Кокле в центральной Панаме. К 500 году в Кокле было достаточно металлообрабатывающих предприятий, и он, несомненно, сыграл роль в торговых отношениях за пределами Панамы. Это открытие также показывает, что важные торговые сети были созданы гораздо раньше, чем считалось ранее. [9]

Поздняя классика

[ редактировать ]

В целом элитные погребения Алтун-Ха эпохи поздней классики характеризуются большим количеством нефрита. На месте обнаружено более 800 кусков нефрита. Вырезано более 60 таких изделий. В начале поздней классики в Алтун Ха было одно из самых интересных захоронений в низменностях майя. В строении B-4 есть гробницы со множеством нефритовых артефактов, в том числе большая нефритовая мемориальная доска с серией из двадцати глифов на шестом уровне строительства. В полевой сезон 1968 года, после раскопок множества гробниц в Строении Б-4, также называемом Храмом каменных алтарей, на седьмом этапе строительства была обнаружена самая сложная гробница на этом месте, получившая прозвище «Гробница Бога Солнца».

Могила Бога Солнца

[ редактировать ]

Гробница Бога Солнца находится в Строении B-4, также называемом Храмом Каменных Алтарей. Строение B-4 относится к группе B, которая является частью центрального участка Алтун Ха, и имеет высоту 16 метров. Фаза VII, уровень, на котором находится эта гробница, датируется примерно 600–650 гг., то есть началом позднеклассического периода. Гробница является седьмой и самой ранней в Б-4, что заставило археологов обозначить это захоронение как Могилу Б-4/7. [10]

В гробнице Б-4/7 находился скелет взрослого мужчины со множеством подношений. Тело было полностью вытянуто сверху, череп обращен на юго-юго-запад. Рост человека составлял 170–171 см, обнаруженный скелетный материал состоял из фрагмента черепа, нижней челюсти, длинных костей, пяти зубов, двух позвонков, пяти костей запястья, надколенников и различных пястных костей, плюсневых костей и костей. фаланги. [10]

Основная часть интерпретаций, исследований и интереса к этой гробнице, несомненно, была связана с артефактами, содержавшимися в этом конкретном захоронении. В первоначальном исследовании Пендергаст классифицирует эти артефакты на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

В число скоропортящихся артефактов, находящихся в захоронении, которые исследователям удалось распознать, входят деревянная платформа, на которую было помещено тело, шкуры кошек, ткань, циновки, веревки, стержни, лепные предметы, красный пигмент и серая глина. Не все скоропортящиеся предметы были интерпретированы с точки зрения их первоначального использования в захоронении, но некоторые имеют четкие ассоциации. Вся гробница была покрыта тканью, на керамике были отмечены отпечатки текстиля. Красный пигмент был распространен повсюду, и его наличие было обнаружено на большей части нефрита.

Исследователи задокументировали 43 непортящихся артефакта. К ним относятся керамические миски; бусины-ракушки; жадеитовые браслеты, браслеты и бусы; жемчуг; изделия из пирита и гематита; и, самое выдающееся из всех, резная нефритовая голова Бога Солнца Кинич Ахау . Голова имеет высоту 14,9 см, окружность 45,9 см и вес 4,42 кг. Его поместили в таз тела, лицевой стороной нефритового валуна к черепу. [10]

Гробница Бога Солнца стала отправной точкой строительства гробницы в Строении B-4 в период поздней классики. Необычная форма этой гробницы демонстрирует отличительные культурные аспекты Алтун-Ха и Карибской зоны по сравнению с внутренними памятниками классического майя. Пендергаст предполагает, что, поскольку на этом месте найдено так много нефрита, нефритовая голова, возможно, была вырезана на этом месте из импортного нефрита. Гигантская нефритовая голова также предполагает, что это небольшое место имело сильный статус торгового или церемониального центра. На основе этого артефакта Пендергаст предполагает, что в этой гробнице находился жрец, который был связан с Богом Солнца, и что Структура B-4 была посвящена этому божеству.

Однако более поздние исследования показали, что эта интерпретация может быть неверной: она предполагает, что эта гигантская нефритовая голова является богом-шутом. При изображении этой фигуры, развернутой на плоскости, фигура на этой резьбе больше напоминает птичье божество с маисовой иконографией, а не Кинич Ахау . [11] Бог-Шут является ранним символом правления майя, иконографически его обычно можно увидеть в голове или, в данном случае, в нефритовой голове.

Учитывая такое количество артефактов, связанных с этой гробницей, становится ясно, что похороненный здесь мужчина имел большое значение. [12] Аргумент Шута-Бога лучше соответствует тому, что представлял этот человек, что также коррелирует с тем, что это первая гробница, построенная в Структуре B-4.

Оштукатуренное лицо Бога-шута на Структуре B4, похожее на лицо на Нефритовой голове.

Терминал Классический

[ редактировать ]

К 700 году модификации Центрального участка стали реже, а на площади B регулярно модифицировались только конструкции B4 и B6, в то время как площадь A все еще подвергалась значительным изменениям. К 850 году сооружения B5 и A8 были полностью заброшены. Постепенное заселение этого объекта началось в 800 году, за исключением зоны E, которая фактически достигла своего пика использования и занятости между 700 и 800 годами. [13]

Строение D2 расположено на окраине центрального участка памятника и датируется классическим периодом позднего терминала. В частности, из этой структуры был найден двусторонний клинок на ножке из зеленого обсидиана Пачука, который был поднесен после заброшенности. Форма, размеры и характеристики изготовления очень похожи на F8. Два возможных объяснения контекста этого артефакта заключаются в том, что клинок мог быть изготовлен намного позже упадка Теотиуакана или повторно использован из более раннего периода времени.

Постклассика

[ редактировать ]

В «Постклассике» структуры A1 и A5 использовались исключительно для захоронения мертвых. К началу одиннадцатого века городище Алтун Ха было полностью заброшено. Однако в период позднего постклассического периода после 1225 года в Алтун-Ха возобновилась ограниченная оккупация, которая продолжалась, вероятно, до пятнадцатого века. Ламанаи . На вершине B-4 были раскопаны церемониальные сосуды постклассического периода, связанные с [5]

Диета в Алтун Ха

[ редактировать ]

Диета в Алтун Ха состояла из кукурузы (C-4), но в их рационе также присутствовал большой морской компонент по сравнению с другими местами в районе майя. Морские/рифовые ресурсы здесь имели большее значение, чем в других регионах. Между доклассическим и ранним классическим периодами произошло резкое увеличение потребления кукурузы, что, по мнению исследователей, является показателем роста интенсивного земледелия кукурузы в начале ранней классической эпохи. Лица с самым высоким признанным статусом в этот период времени также потребляли наибольшее количество кукурузы. В эпоху поздней классики в центральной зоне потреблялось больше кукурузы, чем во внешних зонах, а зона C имела более высокую степень рифовых ресурсов, чем в других районах. В постклассический период потреблялась большая часть наземных животных, возможно, оленей или собак. [14]

Тайники в Алтун Ха

[ редактировать ]

Тайники в Алтун Ха встречаются двух категорий. Самый большой класс приходится на общинно построенные постройки, посвященные общественным ритуалам, второй встречается на жилых постройках, обычно ориентированных на одну семью. Основная ось была основным фактором, определяющим положение тайника в общинно построенных структурах. Первичная ось функционировала как главный путь общения с божествами. В других общественных и бытовых контекстах существуют предложения, отклоняющиеся от основной оси, и это основано на принципе исключения. Тайники позднего доклассического периода в Алтун Ха можно определить по круглой платформе. Нефритовые предметы стали играть значительную роль в подношениях к 450–300 гг. до н.э. Практика кэширования классического периода в Алтун Ха состояла из отдельных, весьма разнообразных предложений в контексте структурных модификаций. Тайники того времени имели высокую церемониальную ценность и убедительно подчеркивали известность этого места. [15]

Вид на место со стороны Храма каменных алтарей

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Индира Крейг (ведущая) (17 апреля 2013 г.). «Вестник новостей» . 7 Новости Белиза . Событие происходит в 45:23. Тропикал Вижн Лимитед . Канал 7 . Проверено 16 мая 2013 г.
  2. ^ Белиз. Национальный институт культуры и истории, Институт археологии. «Археология Алтун Ха» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2013 года . Проверено 15 мая 2013 г.
  3. ^ Боллес, Дэвид (2001). «Комбинированный словарь-согласование юкатекского языка майя» . Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. (FAMSI) . Проверено 16 мая 2013 г.
  4. ^ Биро, Петер (2012). «Политика в регионе Западных майя (II): символы эмблем». Исследования культуры майя . XXXIX . Мексика, Мексика: Национальный автономный университет Мексики , Институт филологических исследований: 57. ISSN   0185-2574 . OCLC   1568280 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Пендергаст, Дэвид М.1979. Раскопки в Алтун-Ха, Белиз, 1964–1970, Том 1. Королевский музей Онтарио.
  6. ^ Пендергаст, Дэвид М.1982. Раскопки в Алтун-Ха, Белиз, 1964–1970, Том 2. Королевский музей Онтарио.
  7. ^ Пендергаст, Дэвид М.1971 г. Свидетельства раннего контакта Теотиуакана и равнинных майя в Алтун-Ха. Американская древность 36 (4): стр. 455-460.
  8. ^ Пендергаст, Дэвид М. 2003 Теотиуакан в Алтун-Ха: имело ли это значение? в «Майя и Теотиуакан: переосмысление раннего классического взаимодействия» под редакцией Джеффри Э. Брасвелла, 1-е изд. стр. 235-247 Издательство Техасского университета, Остин.
  9. ^ Пендергаст, DM1970 г. Предмет Тумбага раннего классического периода, найденный в Алтун-Ха, Британский Гондурас (Белиз). Наука 168(3927):стр. 116-118.
  10. ^ Jump up to: а б с Пендергаст, Дэвид М. 1969 Алтун Ха, Британский Гондурас (Белиз): могила Бога Солнца [автор] Дэвид М. Пендергаст. Королевский музей Онтарио, Торонто.
  11. ^ Таубе, Карл 1998 Нефритовый очаг: центральность, правление и классический храм майя. В книге «Функция и значение в классической архитектуре майя» под редакцией Стивена Д. Хьюстона, стр. 427–478. Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия
  12. ^ Филдс, Вирджиния М. 1991 Иконографическое наследие бога-шута майя. В Шестом круглом столе Паленке, 1986 г., под редакцией Мерла Грина Робертсона и Вирджинии М. Филдс. Электронная версия. Норман: Университет Оклахомы Пресс.
  13. ^ Ермаханова, Ольга А., 2005 Царство, структуры и схемы доступа на Королевской площади в древнем городе майя Алтун Ха, Белиз: Строительство ГИС майя. Неопубликованная магистерская диссертация, факультет географии и антропологии Университета штата Луизиана.
  14. ^ Уайт, Кристин Д., Дэвид М. Пендергаст, Фред Дж. Лонгстафф и Кимберли Р. Лоу.2001 Социальная сложность и продовольственные системы в Алтун-Ха, Белиз: изотопные данные. Латиноамериканская древность 12 (4): стр. 371-393.
  15. ^ Пендергаст, Дэвид М., Заступничество перед богами: тайники и их значение в Алтун-Ха и Ламанаи, Белиз, 1998, в книге «Посев и рассвет: прекращение, посвящение и трансформация в археологических и этнографических записях Мезоамерики», под редакцией Ширли Ботелер. Макет, 1-е изд. Университет Нью-Мексико Пресс, Альбукерке.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 088d1af113fc28d5fb9d2181b26eaa0b__1717679280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/0b/088d1af113fc28d5fb9d2181b26eaa0b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Altun Ha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)