Санта-Рита, Коросаль
![]() | |
Расположение в Мезоамерике | |
Расположение | Город Коросаль , округ Коросаль , Белиз |
---|---|
Область | Коросальский район |
Координаты | 18 ° 24'8 "с.ш. 88 ° 23'42" з.д. / 18,40222 ° с.ш. 88,39500 ° з.д. |
История | |
Периоды | От доклассики к постклассике |
Культуры | цивилизация майя |
Примечания к сайту | |
Археологи | Томас Ганн , Арлен Ф. Чейз и Дайан Зейно Чейз |
Санта-Рита — майя руины и археологический заповедник на окраине Коросаля , Белиз . [1] Исторические данные свидетельствуют о том, что это, вероятно, был древний и важный город майя, известный как Четумаль . [2] [3]
Ранняя история
[ редактировать ]Свидетельства, раскопанные в Санта-Рите, свидетельствуют о долгой истории проживания. [2] Обнаружение захоронения, содержащего очень раннюю керамику , датирует образование города периодом между 2000 и 1200 годами до нашей эры. [2] [3] Его значение достигло пика в постклассическую эпоху и продолжало оставаться оккупированным даже после прибытия испанцев . [2]
Из-за своего местоположения город Санта-Рита когда-то контролировал близлежащие торговые пути между побережьем и устьями двух крупных рек, Рио-Хондо и Рио-Нуэво . Эти реки служили основными торговыми артериями с такими внутренними центрами, как Ламанаи и Эль-Петен . [2] Из-за этого он стал доминирующим поселением в регионе Четумаль в ранний классический период . [2]
После непродолжительного упадка в период поздней классики Санта-Рита снова приобрела известность. После упадка классических памятников на севере Чактемаль (также известный в некоторых источниках как Четумаль ) стал столицей провинции Четумаль , одного из 19 государств майя, позже зарегистрированных вторгшимися испанцами. [2] Четумаль входил в состав конфедерации государств под властью Коком династии Майяпана . Он оставался под этим союзом до 1441 года, когда господство майяпанов было свергнуто восстанием. [1]
Доклассический период
[ редактировать ]Самые ранние сведения о жителях Санта-Рита-Коросаль относятся к доклассическому периоду (1200–900 гг. До н.э.). Они жили на высоком утесе на юго-западе, откуда открывается вид на залив Коросаль. Были обнаружены четыре захоронения с керамикой и украшениями из ракушек доклассического периода. В этот ранний доклассический период численность населения, по оценкам, составляла 150 человек. Согласно археологическим данным, в среднем доклассическом периоде численность населения не увеличивалась. Население, по-видимому, выросло в позднем доклассическом периоде. Двенадцать местонахождений были идентифицированы как памятники позднего доклассического периода. В этих двенадцати местах обнаружено тридцать четыре захоронения. В захоронения была включена керамика Сьерра-Ред, которую можно найти по всей низменности майя. Численность населения оценивалась примерно в 1000 человек. По оценкам археологов, в протоклассический период, который представляет собой временной период между поздним доклассическим и ранним классическим периодами, численность населения снова увеличилась. К этому периоду датированы четыре захоронения. [4]
Классический период
[ редактировать ]В ранний классический период насчитывалось 1500 жителей, которые жили в деревне, которая сильно отличалась от более ранних периодов. Были построены памятники и обнаружены предметы торговли, что указывает на рост торговли. Тринадцать захоронений, обнаруженных в этот период времени, указывают на существование обширной социальной иерархии. Три из этих тринадцати захоронений были найдены в Строении 7, в них были экстравагантные предметы, которых нет в других захоронениях. Строение 7 — самое высокое здание Санта-Рита-Коросаль. В одном из этих захоронений, датированном 450 годом нашей эры, находился человек, предположительно могущественный правитель Санта-Рита-Коросаль. Его похоронили с предметами, связанными с погребальными приношениями высокопоставленных граждан.
В этот раннеклассический период сложилась отчетливая социальная структура. Считается, что богатство, найденное в захоронениях, связано с торговлей вдоль рек, граничащих с Санта-Ритой-Коросаль, — Нью-Ривер и Рио-Хондо. Поздний классический период встречается на всей территории. Подсчитано, что к 750 году нашей эры на этом месте проживало около 2500 жителей. Артефакты, обнаруженные на территории, указывают на то, что значительная часть населения имела доступ к большинству предметов. Социальная иерархия раннего классического периода исчезла.
Постклассический период
[ редактировать ]Раскопки, которые привели к открытию доклассических и классических материалов и захоронений, изначально были направлены на поиск информации о постклассическом материале. Открытие Томасом Ганном постклассических фресок и раскопки в Санта-Рита-Коросаль в конечном итоге привели исследователей к Санта-Рите-Коросаль в поисках постклассических майя. В 1979 году был разработан исследовательский проект, призванный лучше понять постклассические майя. Он был направлен на то, чтобы определить археологическую историю Санта-Рита-Коросаль, понять истоки и конец постклассического периода, а также понять ритуальные, социальные и политические аспекты позднего постклассического периода. Во времена своего зарождения постклассические майя рассматривались как пришедшее в упадок общество, отказавшееся от своих ритуалов и городов и представлявшее собой тень своего былого великолепия. Санта-Рита-Коросаль не канула в безвестность, произошло как раз наоборот. Крупных зданий не возводилось, а строились невысокие здания. К позднему постклассическому периоду в Санта-Рите-Коросале проживало наибольшее количество жителей. Население в 1300–1539 годах н.э. оценивалось в 6900 жителей.Раскопки проводились в 1985 году в южно-центральном районе Санта-Рита-Коросаль. Было обнаружено девять зданий, построенных в постклассический период. Большинство из них были построены на месте более ранних построек. Артефакты, обнаруженные в двух структурах, Структурах 183 и 213, содержали артефакты-фигуры. Конструкция 213 содержала 25 фигур, которые были помещены в землю до ее строительства. Девять фигурок были помещены в керамическую урну, а остальные шестнадцать фигурок окружили ее. Строение 183 содержало 28 фигурок, помещенных в керамическую урну перед алтарем. [5]

Раскопки
[ редактировать ]Современный город Коросаль был основан в 1848 году беженцами от кастовой войны в соседнем Юкатане и постепенно расширялся, что сделало его основной этнической группой в стране того времени. Руины Санта-Риты стали целью для строительства ресурсов; насыпи на этом месте служили удобной насыпью для дорог, а камни использовались для фундамента сооружений. Из-за этого точные границы древнего города майя, возможно, никогда не будут известны. [2]
В начале 1900-х годов археолог-любитель Томас Ганн посетил это место и обнаружил миштеков , выполненную под влиянием фреску ; они не сохранились, но сохранились копии, сделанные Ганном. [3] Никаких существенных исследований за этим не последовало, пока проект Corozal Postclassic Project, возглавляемый Арленом Ф. Чейзом и Дайаной Зайно Чейз , не провел серию раскопок в период с 1979 по 1985 год. [1] [3]
От постклассической эпохи осталось мало структурных свидетельств. Единственное существующее строение на руинах относится к классической эпохе. [2] Центр этого здания был описан как церемониальная камера со сложной серией взаимосвязанных проходов, ведущих в другие комнаты, включая две погребальные камеры . В одном находились останки пожилой женщины, окруженные драгоценностями и керамикой; другой принадлежал военачальнику , о чем свидетельствуют артефакты, найденные вместе с ним: церемониальный кремень, символизирующий лидерство, и позвоночник ската, наиболее часто используемый в ритуалах кровопускания . [1] [2] Оба захоронения датируются примерно 500 годом нашей эры. [1]
По данным правительственного гида Белиза, находившегося на этом месте в декабре 2016 года, Томас Ганн в первую очередь искал там золото. Он использовал взрывчатку, чтобы взорвать вершину пирамиды, оставив чахлую версию видимой сегодня.
Найденные артефакты, относящиеся к постклассической эпохе, показывают, что религиозные ритуалы, такие как кровопускание, которые были очень важны в классическую эпоху, продолжали играть важную роль. [2] Присутствие предметов ацтекского происхождения, также датируемых постклассическим периодом, свидетельствует о сохраняющемся торговом значении Санта-Риты через несколько сотен лет после упадка основных церемониальных центров внутренних районов. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Институт археологии. «Археология Санта-Риты» . Правительство Белиза, Национальный институт культуры и истории . Проверено 14 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Совет по туризму Белиза. «Санта Рита» . Виртуальный гид по Белизу . Naturalight Productions Ltd. Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 года . Проверено 14 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ассоциация археологии Белиза (1989). Фостер, Байрон (ред.). Военачальники и кукурузники: путеводитель по местам обитания майя в Белизе . Кубола Продакшнс. ISBN 978-968-6233-06-3 .
- ^ Чейз, Дайан З. и Чейз, Арлен Ф. (2004) «Санта-Рита Коросаль: двадцать лет спустя» в отчетах об исследованиях в области археологии Белиза . 1 : 243-255.
- ^ Чейз, Дайан З. Чейз, Арлен Ф. (1986) «Подношения богам: археология майя в Санта-Рите-Коросаль», Университет Центральной Флориды, Орландо.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Демарест, Артур (2004). «Древние Майя». Издательство Кембриджского университета.
- Шарер, Роберт Дж.; Тракслер, Лоа П. (2006) «Древние майя». Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.