Jump to content

Кровопускание

(Перенаправлено с Кровопускания )
Кровопускание
Кровопускание в 1860 году
МеШ D001815
Древнегреческая картина на вазе, изображающая врача ( ятроса ), истекающего кровью у пациента.

Кровопускание (или кровопускание ) — это забор крови у пациента для предотвращения или лечения болезней и недугов. Кровопускание, проводимое врачом или пиявками , было основано на древней медицинской системе , в которой кровь и другие телесные жидкости рассматривались как « соки », которые должны оставаться в правильном балансе для поддержания здоровья. Это наиболее распространенная медицинская практика, выполняемая хирургами с древности до конца 19 века, на протяжении более 2000 лет. [1] В Европе эта практика оставалась относительно распространенной до конца XIX века. [2] Современная медицина отказалась от этой практики для всех, за исключением нескольких очень специфических заболеваний . [3] В начале 19 века исследования начали доказывать вредное воздействие кровопускания. [4]

Сегодня термин флеботомия относится к взятию крови для лабораторного анализа или переливанию крови . [5] Терапевтическая флеботомия подразумевает взятие порции крови в определенных случаях, таких как гемохроматоз , истинная полицитемия , поздняя кожная порфирия и т. д., для уменьшения количества эритроцитов. [6] [7] Традиционная медицинская практика кровопускания сегодня считается лженаукой . [8]

В древнем мире

[ редактировать ]
Схема, показывающая части тела, из которых следует пустить кровь при различных заболеваниях, c. 13:10–13:20
Очки для кровопускания, Ганс фон Герсдорф , Полевая книга раневой медицины , 1517 г.

Отрывки из папируса Эберса могут указывать на то, что кровопускание путем скарификации было общепринятой практикой в ​​Древнем Египте . [9] [10] [11] Сообщается, что в египетских захоронениях находились инструменты для кровопускания. [12] По некоторым данным, египтяне основывали эту идею на своих наблюдениях за бегемотами . [13] путая свои красные выделения с кровью и полагая, что они почесались, чтобы облегчить страдания. [14] [15]

В Греции кровопускание использовалось в V веке до нашей эры при жизни Гиппократа , который упоминает эту практику, но в целом полагался на диетические методы . [16] Эрасистрат , однако, предположил, что многие болезни вызваны полнокровием или переизбытком крови, и посоветовал сначала лечить это полнокровие с помощью физических упражнений , потоотделения , снижения потребления пищи и рвоты. [17] Его ученик Герофил также выступал против кровопускания. Но современный греческий врач Архагат , один из первых, кто начал практиковать в Риме , верил в ценность кровопускания. [ нужна ссылка ]

«Кровотечение» пациентки для здоровья моделировалось по процессу менструации . Гиппократ считал, что менструация «очищает женщин от плохого настроения». Во времена Римской империи греческий врач Гален , подписавший учение Гиппократа, выступал за кровопускание по инициативе врача . [18]

Популярность кровопускания в классическом средиземноморском мире была подкреплена идеями Галена после того, как он обнаружил, что не только вены , но и артерии наполнены кровью, а не воздухом, как считалось в то время. [19] [20] В его системе кровопускания было две ключевые концепции. Во-первых, кровь создавалась, а затем расходовалась; он не циркулировал и поэтому мог «застаиваться» в конечностях. Второе заключалось в том, что гуморальный баланс является основой болезни или здоровья, причем четырьмя жидкостями являются кровь, слизь, черная желчь и желтая желчь, относящиеся к четырем классическим греческим элементам : воздуху, воде, земле и огню соответственно. Гален считал, что кровь является доминирующим юмором и больше всего нуждается в контроле. Чтобы сбалансировать настроение, врач либо удалял у пациента «лишнюю» кровь (полнокровие), либо давал ему рвотное средство , чтобы вызвать рвоту, или мочегонное средство , чтобы вызвать мочеиспускание.

Гален создал сложную систему определения количества крови, которое следует удалить, в зависимости от возраста пациента, конституции, времени года, погоды и места. Для этих систем были разработаны инструкции по прокачке «сделай сам». [21] Считалось, что симптомы полнокровия включают лихорадку, апоплексию и головную боль. Кровь, которую нужно было пускать, имела специфическую природу, определяемую заболеванием: артериальную или венозную , отдаленную или близкую к пораженному участку тела. Он связал разные кровеносные сосуды с разными органами в соответствии с их предполагаемым дренажем. Например, вена на правой руке будет пущена при проблемах с печенью , а вена на левой руке — при проблемах с селезенкой . Чем тяжелее болезнь, тем больше крови будет пропущено. Лихорадка требовала обильного кровопускания.

Межкультурное кровопускание

[ редактировать ]

О терапевтическом использовании кровопускания сообщалось в 60 различных культурах/этнических группах в базе данных HRAF , присутствующих на всех населенных континентах. Кровопускание также было зарегистрировано в 15 из 60 культур в списке файлов вероятностных образцов (PSF) . [22] PSF представляет собой подмножество данных eHRAF , которое включает только одну культуру из каждой из 60 макрокультурных областей по всему миру. Распространенность кровопускания в PSF контролирует псевдорепликацию, связанную с общим происхождением, что позволяет предположить, что кровопускание возникало независимо много раз. Практика кровопускания различается в разных культурах, например, в культуре коренных народов Аляски кровопускание практиковалось по разным показаниям, с использованием разных инструментов, на разных участках тела, разными людьми, и это объяснялось разными медицинскими теориями. [23]

По данным Хелены Митон и др. [22] Анализ базы данных HRAF и других источников показал, что в кровопускании существует несколько межкультурных закономерностей.

  • Кровопускание не проводится самостоятельно. В 14 культурах, в которых упоминался практикующий кровопускание, практикующий всегда был третьей стороной. В 13/14 культурах были практикующие врачи, чья роль была связана с медициной, а в одной культуре был практикующий врач, роль которого не была связана с медициной.
  • Идея кровопускания, удаляющая «плохую кровь», которую необходимо удалить, была распространена и была явно упомянута в 10 из 14 исследованных культур с подробными описаниями кровопускания.
  • Кровопускание не считается эффективным средством против болезней, вызванных людьми сверхъестественным образом (например, колдовством). Это удивительно, ведь в большинстве культур в возникновении недугов можно обвинить колдовство и колдовство. [24] Но из 14 культур с подробными описаниями кровопускания не было никаких свидетельств того, что кровопускание использовалось для лечения недугов, связанных с колдовством, в то время как кровопускание считалось средством лечения недугов другого происхождения. В культуре азанде зафиксировано убеждение, что кровопускание не помогает излечить колдовские недуги, связанные с человеком. [25]
  • Кровопускание обычно проводят непосредственно в пораженный участок, например, если у пациента болит голова, на лбу делают надрез. Из 14 культур, имевших информацию о локализации кровопускания, 11 хотя бы иногда удаляли кровь из пораженного участка, а 3 специально удаляли кровь из участка, отличного от места боли. Европа — единственный континент, где случаев неколокализованного кровопускания больше, чем колокализованного.

В эксперименте по цепочке передачи, проведенном на людях, живущих в США, через Amazon Mechanical Turk , истории о кровопускании в незатронутом районе с гораздо большей вероятностью переходили в истории о кровопускании, проводимом рядом с местом боли, чем наоборот. [22] Это говорит о том, что колокализованное кровопускание может быть культурным аттрактором и с большей вероятностью будет передаваться в культурном отношении даже среди людей в США, которые, вероятно, более знакомы с неколокализованным кровопусканием.

Считается, что кровопускание как концепция является культурным аттрактором или концепцией, по своей сути привлекательной / передаваемой в культурном отношении. Это могло бы объяснить независимое межкультурное появление кровопускания и общие межкультурные черты. [22]

Средний возраст

[ редактировать ]

Талмуд в трактате о рекомендует определенный день недели и дни месяца для кровопускания Шабате . [26] и подобные правила, хотя и менее систематизированные, можно найти в христианских писаниях, в которых говорится, дни каких святых были благоприятны для кровопролития. [ нужна ссылка ] В средние века карты кровотечений были обычным явлением, показывая конкретные места кровотечения на теле в соответствии с планетами и зодиаками. [21] Авторы исламской медицины также рекомендовали кровопускание, особенно при лихорадке. Это практиковалось в зависимости от времени года и определенных фаз Луны в лунном календаре . была передана греками при переводе древних текстов на арабский язык и отличается от кровопускания путем купирования, упомянутого в традициях Мухаммеда Эта практика, вероятно , . Когда мусульманские теории стали известны в латиноязычных странах Европы , кровопускание получило более широкое распространение. Вместе с прижиганием он занимал центральное место в арабской хирургии; Ключевые тексты «Китаб аль-Канун» и особенно «Ат-Тасриф ли-ман 'аджаза ан ат-та'лиф» рекомендовали это. Он был также известен в аюрведической медицине, описан в «Сушрута Самхите» .

Использование в 19 веке

[ редактировать ]
Йоханнес Скультет [ де ] Armamentarium Chirurgicum , 1693 г. - схематичное переливание собачьей крови.
Набор для кровопускания цирюльника -хирурга , начало XIX века, Märkisches Museum Berlin.

Кровопускание стало основным методом героической медицины — травматического и разрушительного комплекса медицинских практик, возникшего в XVIII веке. [27]

Даже после того, как гуморальная система вышла из употребления, эту практику продолжали хирурги и парикмахеры-хирурги . Хотя кровопускание часто рекомендовали врачи, его проводили цирюльники. Это привело к различию между врачами и хирургами. Столб -белыми полосами парикмахерской с красно , который используется до сих пор, произошел от этой практики: красный символизирует кровь, а белый — бинты. Кровопускание использовалось для «лечения» широкого спектра заболеваний, став стандартным методом лечения почти каждого недуга, и практиковалось как в профилактических , так и в терапевтических целях.

Скарификатор
Механизм скарификатора
Скарификатор с полосой регулировки глубины
Схема скарификатора с указанием регулировки глубины

Было использовано множество различных методов. Наиболее распространенной была флеботомия или венесекция (часто называемая «дыхание вены»), при которой кровь брали из одной или нескольких более крупных внешних вен, например, на предплечье или шее. При артериотомии была проколота артерия, хотя, как правило, только в висках. При скарификации (не путать со скарификацией , методом модификации тела) «поверхностные» сосуды подвергались воздействию, часто с использованием шприца, подпружиненного ланцета или стеклянной чашки, содержащей нагретый воздух, создавая внутри вакуум ( см. купирование огня ). Существовал также специальный инструмент для кровопускания, называемый скарификатором , который использовался в основном в медицине 19 века. Он имеет подпружиненный механизм с шестернями, который круговыми движениями выдвигает лезвия через прорези в передней крышке и обратно внутрь. Корпус отлит из латуни, а механизм и лезвия стальные. На одной шестерне ножевого бруса проскальзывают зубья, в результате чего лезвия поворачиваются в другом направлении, чем на других брусьях. На последней фотографии и схеме показаны планки регулировки глубины сзади и по бокам.

пиявок Также можно использовать . Отвод такого количества крови, чтобы вызвать обморок (обморок), считался полезным, и многие сеансы заканчивались только тогда, когда пациент начинал терять сознание.

Уильям Гарвей опроверг основу этой практики в 1628 году. [2] а внедрение научной медицины , la méthode numerique , позволило Пьеру Шарлю Александру Луи продемонстрировать, что кровопускание совершенно неэффективно при лечении пневмонии и различных лихорадок в 1830-х годах. Тем не менее, в 1838 году преподаватель Королевского колледжа врачей все же заявлял, что «кровопускание - это лекарство, которое при разумном применении вряд ли можно оценить слишком высоко». [28] а Людовика преследовал кровожадный Бруссе , который мог порекомендовать пиявок по пятьдесят за раз. Некоторые врачи сопротивлялись работе Луи, потому что они «не были готовы отказаться от методов лечения, «подтвержденных как традицией, так и их собственным опытом, из-за чужих цифр». [29]

В ту эпоху кровопускание использовалось для лечения почти всех болезней. В одном британском медицинском документе рекомендуется кровопускание при угрях, астме, раке, холере, коме, судорогах, диабете, эпилепсии, гангрене, подагре, герпесе, расстройстве желудка, безумии, желтухе, проказе, офтальмии, чуме, пневмонии, цинге, оспе, инсульте, столбняке. , туберкулез и еще около сотни других заболеваний. Кровопускание даже использовалось для лечения большинства форм кровотечений, таких как носовое кровотечение, чрезмерная менструация или геморроидальное кровотечение. Перед операцией или в начале родов кровь удаляли, чтобы предотвратить воспаление. Перед ампутацией было принято удалять количество крови, равное количеству, циркулирующему в конечности, которую нужно было удалить. [30]

Существовали также теории, что кровопускание излечит «душевную тоску» и «горе». Французский врач Жак Ферран в 1623 году написал книгу о применении кровопускания для лечения разбитого сердца. Он рекомендовал кровопускание до сердечной недостаточности (в буквальном смысле). [31]

Пиявки стали особенно популярны в начале 19 века. В 1830-х годах французы импортировали около 40 миллионов пиявок в год для медицинских целей, а в следующее десятилетие Англия импортировала 6 миллионов пиявок в год только из Франции. В первые десятилетия века врачи по всей Европе использовали сотни миллионов пиявок. [32]

Один типичный курс лечения начался утром 13 июля 1824 года. Французский сержант получил ножевое ранение в грудь во время единоборства; через несколько минут он потерял сознание от потери крови. По прибытии в местную больницу ему сразу же взяли кровь на двадцать унций (570 мл) «для предотвращения воспаления». За ночь у него пролили еще 24 унции (680 мл). Рано утром следующего дня главный хирург взял у пациента еще 10 унций (285 мл); в течение следующих 14 часов ему пустили кровь еще пять раз. Таким образом, медицинские работники намеренно удалили более половины нормального кровоснабжения пациента - в дополнение к первоначальной кровопотере, из-за которой сержант потерял сознание. Кровотечение продолжалось в течение следующих нескольких дней. К 29 июля рана воспалилась. Врач приложил к самому чувствительному участку раны 32 пиявки. В течение следующих трех дней кровотечений было еще больше, и в общей сложности было установлено еще 40 пиявок. Сержант выздоровел и был демобилизован 3 октября. Его врач писал, что «из-за большой потери крови, составляющей 170 унций [почти одиннадцать пинт] (4,8 литра), помимо крови, полученной при применении пиявок [возможно, еще две пинты] (1,1 литра), продолжительность жизни пациент был сохранен». По стандартам девятнадцатого века тринадцать пинт крови, взятых за месяц, были большим, но не исключительным количеством. Медицинская литература того периода содержит множество подобных сообщений – некоторые успешные, некоторые нет. [33]

Кровопускание было также популярно в молодых Соединенных Штатах Америки, где Бенджамин Раш (подписавший Декларацию независимости ) считал состояние артерий ключом к болезни, рекомендуя уровни кровопускания, которые были высокими даже для того времени. Джордж Вашингтон попросил пустить ему обильную кровь после того, как в результате воздействия погодных условий у него развилась инфекция горла. В течение десяти часов общей сложности 124–126 унций (3,75 литра) крови. перед его смертью от инфекции горла в 1799 году было взято в [34]

Кровавые палочки для использования при обескровливании животных.

Одной из причин продолжающейся популярности кровопускания (и очищения) было то, что, хотя анатомические знания, хирургические и диагностические навыки в Европе значительно возросли с 17-го века, ключ к лечению болезней оставался неуловимым, и в основе этого лежало убеждение, что лучше дать какое-либо лечение, чем вообще ничего. Психологическая польза от кровопускания для пациента ( эффект плацебо ) иногда могла перевешивать вызванные им физиологические проблемы. Кровопускание постепенно теряло популярность в 19 веке, после того как французский врач доктор Пьер Луи провел эксперимент, в котором изучал влияние кровопускания на пациентов с пневмонией. [35] В качестве плацебо был доступен ряд других неэффективных или вредных методов лечения — месмеризм , различные процессы, включающие новую технологию электричества, множество зелий, тоников и эликсиров. Тем не менее, кровопускание сохранялось в XIX веке отчасти потому, что оно было легко доступно людям любого социально-экономического статуса. [36]

Барбара Эренрайх и Дейдра Инглиш пишут, что популярность кровопускания и героической медицины в целом возникла из-за необходимости оправдать выставление медицинских счетов. Традиционные методы лечения в основном практиковались женщинами в некоммерческих семьях или деревнях. Поскольку врачи-мужчины подавляли эти методы, им было трудно количественно оценить различные «объемы» лечения, за которые нужно взимать плату, и трудно убедить пациентов платить за него. Поскольку кровопускание казалось активным и драматичным, оно помогало убедить пациентов, что у доктора есть что-то реальное, что можно продать. [27]

Споры и использование в 20 веке

[ редактировать ]

В течение XIX века популярность кровопускания постепенно падала, став довольно редкостью в большинстве мест, прежде чем его обоснованность стала тщательно обсуждаться. В медицинском сообществе Эдинбурга от кровопускания отказались на практике еще до того, как оно было оспорено в теории, противоречие, подчеркнутое врачом-физиологом Джоном Хьюзом Беннеттом . [37] Такие авторитеты, как Остин Флинт I , Хирам Корсон и Уильям Ослер , стали видными сторонниками кровопускания в 1880-х годах и позже, оспаривая предположение Беннета о том, что кровопускание вышло из употребления, потому что оно не работало. Эти сторонники считали кровопускание ортодоксальной медицинской практикой, которую следует использовать, несмотря на ее общую непопулярность. [38] Некоторые врачи считали кровопускание полезным для более ограниченного круга целей, например, для «очистки» инфицированной или ослабленной крови или ее способности «вызывать прекращение кровотечений », о чем свидетельствует призыв к «справедливому судебному разбирательству кровопускания как такового». лекарство» в 1871 году. [39]

Некоторые исследователи использовали статистические методы для оценки эффективности лечения, чтобы предотвратить кровопускание. [35] Но в то же время публикации Филипа Пай-Смита и других защищали кровопускание на научных основаниях. [38]

Кровопускание сохранялось и в 20 веке и было рекомендовано в издании 1923 года учебника «Принципы и практика медицины» . [40] Первоначально учебник был написан сэром Уильямом Ослером и продолжал публиковаться в новых изданиях под новыми авторами после смерти Ослера в 1919 году. [41]

Лечебная флеботомия

[ редактировать ]

Лечебная флеботомия сегодня используется при лечении ряда заболеваний, в том числе гемохроматоза и полицитемии . [42] Ее практикуют специально обученные врачи в больницах с использованием современных методов и также называют терапевтической флеботомией . В большинстве случаев флеботомия теперь подразумевает удаление небольшого количества крови в диагностических целях . Однако в случае гемохроматоза кровопускание (путем венепункции ) стало основным вариантом лечения. [43] [44] В США, согласно научной статье, опубликованной в « Журнале инфузионного ухода» с данными, опубликованными в 2010 году, флеботомия в основном использовалась для взятия крови, которая однажды будет реинфузирована обратно человеку. [45]

В альтернативной медицине

[ редактировать ]

Хотя кровопускание как общая оздоровительная мера было признано лженаукой, оно по-прежнему широко показано при широком спектре заболеваний в аюрведической , унани и традиционной китайской системах альтернативной медицины . [46] [47] [48] [49] [50] [51] Унани основана на форме юморизма, поэтому в этой системе кровопускание используется для исправления предполагаемого гуморального дисбаланса.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Кровопускание» . Британский музей науки. 2009. Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года . Проверено 12 июля 2009 г.
  2. ^ Jump up to: а б Б.) Андерсон, Джули, Эмм Барнс и Энна Шеклтон. «Искусство медицины: более 2000 лет изображений и воображения [Твёрдый переплет]». Искусство медицины: более 2000 лет образов и воображения: Джули Андерсон, Эмм Барнс, Эмма Шеклтон: ISBN   978-0226749365 : The Ilex Press Limited, 2013.
  3. ^ Местел, Рози (6 августа 2001 г.). «Современное кровопускание и пиявки» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 12 июля 2009 г.
  4. ^ «Зачем нужны честные тесты» . jameslindlibrary.org . 2009. Архивировано из оригинала 2 января 2007 года . Проверено 8 января 2017 г.
  5. ^ Кровопускание (книга) . Бонни К. Дэвис. 2001. ISBN  978-0-7668-2518-5 . Проверено 12 июля 2009 г.
  6. ^ «Основы терапевтической флеботомии» . Джеймс С. Бартон, доктор медицины, 2009 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2011 г. . Проверено 12 июля 2009 г.
  7. ^ «Лечебная флеботомия» . Больница общего профиля Картерет. 2009. Архивировано из оригинала 7 июля 2009 года . Проверено 12 июля 2009 г.
  8. ^ Уильямс, Уильям Ф. (2013). Энциклопедия лженауки: от похищений инопланетянами до зональной терапии . Рутледж. ISBN  978-1135955298 .
  9. ^ Папаврамиду, Ники; Томаидис, Василиос; Фиска, Алики (декабрь 2011 г.). «Древний хирургический кровопускательный метод артериотомии» . Журнал сосудистой хирургии . 54 (6): 1842–44. дои : 10.1016/j.jvs.2011.05.100 . ПМИД   21908152 .
  10. ^ Парапия, Лиакат Али (сентябрь 2008 г.). «История кровопускания путем кровопускания» . Британский журнал гематологии . 143 (4): 490–95. дои : 10.1111/j.1365-2141.2008.07361.x . ПМИД   18783398 . S2CID   9589933 .
  11. ^ Шнеберг, Н.Г. (декабрь 2002 г.). «Взгляд XXI века на древнее искусство кровопускания». Труды и исследования Колледжа врачей Филадельфии . 24 : 157–85. ПМИД   12800324 .
  12. ^ Штерн, Генрих (1915). Теория и практика кровопускания . Нью-Йорк: Компания Ребмана. п. 9 . Проверено 20 августа 2018 г.
  13. ^ Дэвис, Одри; Аппель, Тоби (1979). Инструменты для кровопускания в Национальном музее истории и техники . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. п. 1 . hdl : 10088/2440 .
  14. ^ Кин, Сэм (2018). «Потоотделение кровью» . Дистилляции . 4 (2): 5 . Проверено 20 августа 2018 г.
  15. ^ Михаил, Алан (2014). Животное в Османском Египте . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 169. ИСБН  978-0190655228 . Проверено 20 августа 2018 г.
  16. ^ «Дегенерация медицины и ужасное искусство разрубания распростертых рук» . Би-би-си. 29 ноября 2002 года . Проверено 12 июля 2009 г.
  17. ^ Энциклопедия Древней Греции . Найджел Гай Уилсон. 2006. ISBN  978-0-415-97334-2 . Проверено 12 июля 2009 г.
  18. ^ Коутиньо, Элсимар М. (1999). Менструация устарела? . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-513021-9 .
  19. ^ Западная медицинская мысль от античности до средневековья . Мирко Д. Грмек, Бернардино Фантини, Энтони Шугаар. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. 1998. ISBN  0-674-40355-Х . OCLC   39257545 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  20. ^ Западная медицинская традиция: 800 г. до н.э. – 1800 г. н.э. Лоуренс И. Конрад, Институт истории медицины Велкома. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. 1995. ISBN  0-521-38135-5 . ОСЛК   31077045 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  21. ^ Jump up to: а б Конрад, Лоуренс И. (1995). Западная медицинская традиция: 800 г. до н.э. – 1800 г. н.э. Кембридж, Англия: Cambridge UP. ISBN  0-521-38135-5 .
  22. ^ Jump up to: а б с д Митон, Елена; Клэдьер, Николя; Мерсье, Хьюго (август 2015 г.). «Универсальные когнитивные механизмы объясняют культурный успех кровопускания» . Эволюция и поведение человека . 36 (4): 303–312. doi : 10.1016/j.evolhumbehav.2015.01.003 .
  23. ^ Фортьюин, Р. (1985). «Каменные ланцеты: традиционные методы хирургии у аборигенов Аляски» . Арктическая антропология . 22 (1): 23–45. ISSN   0066-6939 . ПМИД   11616622 .
  24. ^ Мердок, Джордж П.; Уилсон, Сюзанна Ф.; Фредерик, Виолетта (октябрь 1978 г.). «Мировое распространение теорий болезней» . Этнология . 17 (4): 449. дои : 10.2307/3773194 . ISSN   0014-1828 . JSTOR   3773194 .
  25. ^ Шмитт, Рюдигер (2019), «Эдвард Эван Эванс-Притчард: колдовство, оракулы и магия среди азанде (1937)» , Ключевые работы по социологии религии , Висбаден: Springer Fachmedien Wiesbaden, стр. 167–171, doi : 10.1007 /978-3-658-15250-5_20 , ISBN  978-3-658-15249-9 , S2CID   201473885 , получено 17 июля 2023 г.
  26. ^ Талмуд , б. Шаббат 129б
  27. ^ Jump up to: а б Эренрайх, Барбара ; Английский, Дейдре (2005). Для ее же блага . Якорные книги. стр. 49–52. ISBN  1400078008 .
  28. ^ Клаттербак, Генри (1838). Лекции доктора Клаттербака о кровопускании: Лекция 1 . Лондонский медицинский вестник.
  29. ^ Рангачари, ПК (1997). «Доказательная медицина: старое французское вино с новой канадской этикеткой?» . JR Soc Med . 90 (5): 280–84. дои : 10.1177/014107689709000516 . ПМК   1296268 . ПМИД   9204029 .
  30. ^ Картер (2005) с. 6
  31. ^ Лидия Канг, доктор медицинских наук и Нейт Педерсон, Шарлатанство: Краткая история наихудших способов вылечить все «Пусть к блаженству истекает кровью» (Workman Publishing Company; 2017)
  32. ^ Картер (2005) с. 7
  33. Во время желтой лихорадки эту практику также использовал доктор Раш. Прочтите книгу «Лихорадка 1793 года», чтобы получить дополнительную информацию о желтой лихорадке или докторе Бене Раше. Дельпеч, М (1825). «Случай ранения правой сонной артерии». Ланцет . 6 (73): 210–13. дои : 10.1016/S0140-6736(02)83521-8 . цитируется у Картера (2005): 7–8.
  34. ^ The Permanente Journal, том 8, № 2: Удушающая и обескровливающая смерть президента Джорджа Вашингтона. Архивировано 22 октября 2017 года в Wayback Machine , стр. 79, весна 2004 г., получено 11 ноября 2012 г.
  35. ^ Jump up to: а б Гринстоун, Джерри (январь – февраль 2010 г.). «История кровопускания» . Медицинский журнал Британской Колумбии . 52 (1) . Проверено 17 февраля 2017 г.
  36. ^ Апшоу, Джон (2000). «Медицинская пиявка: прошлое и настоящее». Американский хирург . 66 (3): 313–14. дои : 10.1177/000313480006600318 . ПМИД   10759207 . S2CID   2028394 .
  37. ^ Уорнер, Джон Харли (июль 1980 г.). «Терапевтическое объяснение и полемика по поводу кровопускания в Эдинбурге: две точки зрения на медицинское значение науки в середине девятнадцатого века» . Медицинская история . 24 (3): 241–58. дои : 10.1017/s0025727300040308 . ПМЦ   1082653 . ПМИД   6997652 .
  38. ^ Jump up to: а б Андерс, Эли Остервейл (2016). « Призыв к ланцету: кровопускание, терапевтическая эпистемология и профессиональная идентичность в американской медицине конца девятнадцатого века». Социальная история медицины . 29 (4): 781–801. дои : 10.1093/shm/hkw026 . Утверждая, что врач обязан проявлять активность и вмешиваться в случае необходимости, сторонники кровопускания явно противопоставляли себя сторонникам выжидательного лечения, которых они изображали пассивными, робкими и не желающими делать то, что необходимо для спасения своих пациентов.
  39. ^ «Кровопускание» . Британский медицинский журнал . 1 (533): 283–91. 18 марта 1871 г. doi : 10.1136/bmj.1.533.283 . ПМК   2260507 .
  40. ^ «Кровопускание» . Библиотека Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: история биомедицинской библиотеки и специальные коллекции для науки . 12 января 2012 года. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 5 января 2012 г.
  41. ^ Райан, Теренс Дж (2015). «Ослер и его учение: актуально сегодня». Последипломный медицинский журнал . 91 (1080): 540–41. doi : 10.1136/postgradmedj-2015-133677 . ПМИД   26404786 . S2CID   41284621 .
  42. ^ Таттл, Келли (2012). «Пусть кровоточит» . Журнал истории науки . 30 (2): 17 . Проверено 20 августа 2018 г.
  43. ^ Мерривезер-Кларк, Элисон Т.; Уорвуд, Марк; Паркинсон, Лиза; Мэтток, Крис; Пойнтон, Дженнифер Дж.; Ширман, Джереми Д.; Робсон, Кэтрин Дж. Х. (май 1998 г.). «Влияние мутаций HFE на сывороточный ферритин и насыщение трансферрина в популяции Джерси». Британский журнал гематологии . 101 (2): 369–73. дои : 10.1046/j.1365-2141.1998.00736.x . ПМИД   9609537 . S2CID   19683918 .
  44. ^ Пауэлл, Лори В.; Секингтон, Ребекка С; Денье, Ив (2016). «Гемохроматоз». Ланцет . 388 (10045): 706–16. дои : 10.1016/s0140-6736(15)01315-x . ПМИД   26975792 . S2CID   208791894 .
  45. ^ Кук, Линда С. (2010). «Лечебная флеботомия». Журнал инфузионного ухода . 33 (2): 81–88. дои : 10.1097/nan.0b013e3181d00010 . ПМИД   20228645 .
  46. ^ Одинокий АХ; Ахмад Т; Анвар М; Хабиб С; Софи Джи; Имам Х (2011). «Лечение пиявками – целостный подход к лечению в унани (греко-арабской) медицине» . Научная жизнь . 31 (1): 31–35. ПМЦ   3377041 . ПМИД   22736888 .
  47. ^ Аюрведа - Панчакарма. Архивировано 30 марта 2013 г. на Wayback Machine , holistic-online.com.
  48. ^ Аюрведа. Архивировано 22 февраля 2014 г. на Wayback Machine , Cancer.org.
  49. ^ Кровоточащие периферические точки: техника иглоукалывания
  50. ^ Лечение опоясывающего герпеса (опоясывающего лишая) с помощью кровопускательной терапии: иглоукалывание и китайская медицина. Архивировано 4 июня 2013 г. в Wayback Machine.
  51. ^ Чен П.Д., Чен Г.З., Сюй Ю.С. (2011). «Изучение стратегии кровопускания при лечении острых повреждений мягких тканей». Чжун Си И Цзе Хэ Сюэ Бао . 9 (3): 237–41. дои : 10.3736/jcim20110302 . ПМИД   21419074 .

Цитируемые книги

[ редактировать ]
  • Картер, К. Коделл; Барбара Р. Картер (2005). Родильная лихорадка. Научная биография Игнаца Земмельвейса . Издатели транзакций. ISBN  978-1-4128-0467-7 .
  • Картер, К. Коделл (2012). Упадок лечебного кровопускания и крах традиционной медицины . Нью-Брансуик и Лондон: Издатели транзакций. ISBN   978-1-4128-4604-2 .
  • Канг, Лидия; Нейт Педерсон (2017). Шарлатанство: Краткая история наихудших способов вылечить все . Издательская компания Уоркман. [ ISBN отсутствует ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • МакГрю, Родерик. Энциклопедия истории медицины (1985), краткая история, стр. 32–34. [ ISBN отсутствует ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b86fae74f06ea4c2200c8f3188753153__1721150100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/53/b86fae74f06ea4c2200c8f3188753153.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bloodletting - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)