Jump to content

Синдром истинного верующего

Синдром истинного верующего — это неформальный или риторический термин, придуманный М. Ламаром Кином в его книге 1976 года «Психическая мафия» . Он начал использовать этот термин для обозначения людей, которые продолжали верить в паранормальное явление или событие даже после того, как оно было успешно опровергнуто или было доказано, что оно было инсценировано. [1] [2] Кин считал это когнитивным расстройством . [3] [4] и считал это ключевым фактором успеха многих экстрасенсорных медиумов . [2]

Термин «истинно верующий» ранее использовался Эриком Хоффером в его книге 1951 года «Истинно верующий» для описания психологических корней фанатичных групп.

Синдром истинного верующего можно рассматривать как тип стойкой веры в паранормальные явления.

Психология

[ редактировать ]

В статье, опубликованной в журнале Skeptical Inquirer , психолог Мэтью Дж. Шарпс и его коллеги анализируют и анализируют психологию истинно верующих и их поведение после того, как предсказанный апокалипсис не случился. Используя пророчество майя об апокалипсисе 2012 года в качестве примера и цитируя несколько других подобных случаев, Шарпс выделяет четыре психологических фактора, которые заставляют этих людей продолжать свою веру (или даже более сильную веру), несмотря на противоречивую реальность. [5]

  • Субклинические диссоциативные тенденции тенденциями не страдают психическими заболеваниями, они . Несмотря на то, что люди с субклиническими диссоциативными имеют более высокую склонность испытывать оторванность от непосредственной физической реальности и склонность видеть весьма невероятные вещи с повышенной доверчивостью. Такая субклиническая диссоциация обычно связана с паранормальным мышлением. [5]
  • Когнитивный диссонанс : чем больше человек вкладывает в убеждение, тем больше он ценит это убеждение и, как следствие, становится более устойчивым к фактам, доказательствам или реальности, которые противоречат этому убеждению. Некоторые из истинно верующих в деле Кича в приведенном ниже примере оставили своих супругов, работу и оставили свое имущество, чтобы подготовиться к посадке на инопланетный космический корабль. Когда конец света не наступил, деятельность по уменьшению когнитивного диссонанса ( реакция на неподтверждение убеждений ) обеспечивала укрепление их убеждений и выход для тяжелых вложений и дискомфорта перед реальностью. [6] [5]
  • Гештальт-обработка . В континууме обработки информации человеком люди с гештальт-обработкой будут рассматривать концепцию без подробного анализа (в отличие от мышления, ориентированного на функции) и принимать идею в целом относительно некритически. Шарпс предполагает взаимосвязь между диссоциативными тенденциями и гештальт-обработкой. Люди, склонные верить в паранормальные явления, с большей вероятностью будут доверчиво относиться к древним пророчествам майя, о деталях которых большинство людей мало что знают. [5]
  • Эвристика доступности . Используя мысленный ярлык эвристики доступности, люди придают большее значение и больший вес убеждению, когда примеры, связанные с этой идеей, легче вспоминаются, чаще всего потому, что это свежая информация и последние новости. [7] Информация о пророчествах майя была широко доступна, особенно в средствах массовой информации, еще до ожидаемой апокалиптической даты. Суждения людей склонны склоняться в сторону этих последних новостей, особенно тех, кто имеет диссоциативную склонность к сверхъестественному и предпочитает гештальт-процессинг. [5]

М. Ламар Кин и «Рауль»

[ редактировать ]

В своей книге «Психическая мафия » Кин рассказал о своем партнере, экстрасенсе по имени «Рауль». Некоторые в их общине все еще верили, что Рауль был искренним, даже после того, как Кин открыто признал, что он был подделкой. Кин писал: «Я знал, как легко заставить людей поверить лжи, но я не ожидал, что те же самые люди, столкнувшись с ложью, предпочтут ее правде... Никакая логика не может сознательно разрушить веру. основано на лжи». [1] [8]

Хосе Альварес и «Карлос»

[ редактировать ]

Согласно «Словарю Скептика» , примером этого синдрома является событие 1988 года, когда фокусник Джеймс Рэнди по запросу австралийской новостной программы научил артиста сцены Хосе Альвареса притвориться, что он передает дух двухтысячелетней давности. старый дух по имени «Карлос». Даже после того, как выяснилось, что это вымышленный персонаж, созданный Рэнди и Альваресом, многие люди продолжали верить, что «Карлос» был реальным. [4] Рэнди прокомментировал: «Никакие доказательства, какими бы хорошими они ни были и сколько бы их ни было, никогда не смогут убедить истинно верующего в обратном». [9]

Мэриан Кич и «Кларион»

[ редактировать ]

В книге « Когда пророчество терпит неудачу » Фестингер и его коллеги наблюдали за маргинальной группой во главе с « Мэриан Кич исследователей » ( псевдоним ), которая считала, что мир будет разрушен 21 декабря 1954 года, а истинные верующие будут спасены инопланетянами. космический корабль на вымышленную планету Кларион. Когда ничего не произошло, группа поверила, что их преданность убедила Бога пощадить мир, и они стали еще более лихорадочно пропагандировать свою веру. Это один из первых случаев, которые привели Фестингера к формированию теории когнитивного диссонанса . [6]

Предсказание Гарольда Кемпинга на 2011 год о конце времен

[ редактировать ]

Американский христианский радиоведущий Гарольд Кемпинг заявил, что Восхищение и Судный день состоятся 21 мая 2011 года. [10] [11] и что конец света произойдет через пять месяцев, 21 октября 2011 года, если добавить 153 рыбы из 20-й главы Иоанна к 21 мая. [12] [13] Кемпинг, который в то время был президентом христианской сети «Семейное радио» , назвал Библию своим источником и заявил, что 21 мая станет датой Восхищения и судным днем ​​«вне тени сомнения». [14] Кемпинг предположил, что это произойдет в 18:00 по местному времени, когда Восторг будет охватывать часовой пояс земного шара за часовым поясом. [15] [16] в то время как некоторые из его сторонников утверждали, что около 200 миллионов человек (примерно 3% населения мира) будут «вознесены». [17] Кемпинг ранее утверждал, что Вознесение произойдет в сентябре 1994 года. После того, как предсказание не оправдалось, внимание средств массовой информации переключилось на реакцию Кемпинга и его последователей. 23 мая Кемпинг внес поправку, что 21 мая было «духовным» судным днем ​​и что физическое Восхищение произойдет 21 октября 2011 года, одновременно с разрушением Вселенной Богом. [18] [19] Однако 16 октября Кемпинг признался интервьюеру, что не знает, когда наступит конец. [20]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Кин, Ламар М. (1976). Психическая мафия . Пресса Святого Мартина; Нью-Йорк
  2. ^ Jump up to: а б Кин и Спрагетт, стр.151.
  3. ^ Дэвис, В. Шумер (2003). Просто дым и зеркала: религия, страх и суеверия в нашем современном мире . стр. 11–12. ISBN  978-0-595-26523-7 .
  4. ^ Jump up to: а б «синдром истинно верующего» . Словарь скептика . Проверено 19 августа 2007 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Шарпс, Мэтью; Ляо, Шайлер; Эррера, Меган (2014). «Воспоминание о прошлом апокалипсисе» . Скептический исследователь . 38 (6): 54–58.
  6. ^ Jump up to: а б Фестингер, Леон ; Генри В. Рикен ; Стэнли Шахтер (1956). Когда пророчество терпит неудачу: социальное и психологическое исследование современной группы, предсказавшей разрушение мира . Университет Миннесоты Пресс. ISBN  978-1-59147-727-3 .
  7. ^ Тверски, Амос; Канеман, Дэниел (1973). «Доступность: эвристика для оценки частоты и вероятности». Когнитивная психология . 5 (2): 207–232. дои : 10.1016/0010-0285(73)90033-9 . ISSN   0010-0285 .
  8. ^ Кин и бог, стр. 141–151.
  9. ^ ABC News (1998-10-06) «Сила веры: как наши убеждения могут повлиять на наше сознание», ABC News (2007-06-04)
  10. ^ «Разговор с Гарольдом Кемпингом, предсказателем Судного дня» . Журнал Нью-Йорк . 11 мая 2011 года . Проверено 13 октября 2011 г.
  11. ^ Гоффар, Кристофер (21 мая 2011 г.). «Гарольд Кемпинг находится в самом сердце медиаапокалипсиса» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 13 октября 2011 г.
  12. ^ «Журнал «Христос в пророчествах: Гарольд Кэмпинг: сценарий последнего времени»» . Ламблион.us. 08.03.2011 . Проверено 15 июля 2019 г.
  13. ^ «21 мая 2011 г. – Судный день!; 21 октября 2011 г. – Конец света» . Ebiblefellowship.com. 21 мая 1988 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2010 года . Проверено 29 ноября 2010 г.
  14. ^ «Конец дней в мае? Верующие выходят на последний этап» . Об этом сообщает Associated Press со ссылкой на NBC News . 23 января 2011 года . Проверено 9 мая 2011 г.
  15. ^ Амира, Дэн (11 мая 2011 г.). «Разговор с Гарольдом Кемпингом, предсказателем Судного дня» . Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 18 мая 2011 года . Проверено 21 мая 2011 г.
  16. ^ «Скокка: Обратный отсчет до Армагеддона: может быть, миру придет конец в пятницу вечером (или в воскресенье утром)» . Архивировано из оригинала 2 июня 2011 г. Проверено 2 июля 2018 г.
  17. ^ «Судный день» . Семейное радио . Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 16 мая 2011 г.
  18. Радиоведущий сообщает, что Rapture действительно выйдет в октябре. Архивировано 29 мая 2011 г. в Wayback Machine Globe and Mail . 23 мая 2011 г. Проверено 23 мая 2011 г.
  19. ^ «Восторг: Гарольд Кемпинг называет новую дату апокалипсиса» . Новости Би-би-си . 24 мая 2011 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
  20. ^ «Эксклюзив Гарольда Кемпинга: основатель семейного радио уходит на пенсию; «Пророк Судного дня» больше не может работать» . Христианская почта . 24 октября 2011. Архивировано из оригинала 26 октября 2011 года . Проверено 25 октября 2011 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Кин, М. Ламар и Спрэггетт, Аллен (1997) Психическая мафия , Книги Прометея, ISBN   1-57392-161-0

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Холл, Харриет А. (2006). «Обучение свиней пению: эксперимент по распространению критического мышления в массы», Skeptical Inquirer , том 30, № 3, май/июнь 2006 г., стр. 36–39.
  • Лалич, Джаня. Ограниченный выбор: истинно верующие и харизматические культы . Калифорнийский университет Press , 2004. ISBN   0-520-23194-5
  • Раймо, Чет . Скептики и истинно верующие: волнующая связь между наукой и религией . Уокер Паблишинг, 1998. ISBN   0-8027-1338-6
  • Сингер, Барри и Бенасси, Виктор А. (1980). «Все время обманывать некоторых людей», Skeptical Inquirer , том 5, № 2, зима 1980/81 г., стр. 17–24.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8967a7181afbc905b86b068231586e7__1718787480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/e7/e8967a7181afbc905b86b068231586e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
True-believer syndrome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)