Замена атрибута
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
Подмена атрибутов — это психологический процесс, который, как полагают, лежит в основе ряда когнитивных предубеждений и иллюзий восприятия . Это происходит, когда человеку приходится выносить суждение (о целевом атрибуте ), которое является сложным в вычислительном отношении, и вместо этого заменяет более легко вычисляемый эвристический атрибут . [1] Считается, что эта замена происходит в системе автоматического интуитивного суждения, а не в более самосознательной рефлексивной системе. Следовательно, когда кто-то пытается ответить на сложный вопрос, он может на самом деле ответить на родственный, но другой вопрос, не осознавая, что произошла подмена. Это объясняет, почему люди могут не осознавать своих собственных предубеждений и почему предубеждения сохраняются, даже когда субъект о них знает. Это также объясняет, почему человеческие суждения часто не демонстрируют регресса к среднему значению . [2]
Теория подмены атрибутов объединяет ряд отдельных объяснений ошибок рассуждения с точки зрения когнитивной эвристики . [1] В свою очередь, эта теория включает в себя концепцию сокращения усилий, предложенную Ануджем К. Шахом и Дэниелом М. Оппенгеймером , которая утверждает, что люди используют различные методы для уменьшения усилий при принятии решений. [3]
История [ править ]

В статье 1974 года психологи Амос Тверски и Дэниел Канеман утверждали, что широкий спектр предубеждений (систематических ошибок в суждениях и решениях) можно объяснить с точки зрения нескольких эвристик (сокращённых методов обработки информации), включая доступность и репрезентативность .
В 1975 году психолог Стэнли Смит Стивенс предположил, что сила стимула (например, яркость света, тяжесть преступления) кодируется нейронами независимо от модальности . [ нужна ссылка ] Канеман и Фредерик основывались на этой идее, утверждая, что целевой атрибут и эвристический атрибут могут быть не связаны между собой. [2]
В пересмотренной теории в 2002 году Канеман и Шейн Фредерик предложили замену атрибутов как процесс, лежащий в основе этих и других эффектов. [2]
Условия [ править ]
[Люди] не привыкли усердно думать и часто довольствуются тем, что доверяют правдоподобному суждению, которое приходит на ум.
Дэниел Канеман , American Economic Review 93 (5), декабрь 2003 г., стр. 1450
Канеман и Фредерик предлагают три условия замены атрибутов: [2]
- Целевой атрибут относительно недоступен. Предполагается, что замена не будет происходить при ответах на фактические вопросы, которые можно извлечь непосредственно из памяти («Когда у вас день рождения?») или о текущем опыте («Чувствуете ли вы сейчас жажду?»).
- Связанный атрибут имеет высокую степень доступности. Это может быть связано с тем, что оно оценивается автоматически при нормальном восприятии или потому, что оно было предварительно настроено . Например, человек, который думал о своей личной жизни, и которого затем спрашивают об его счастье, может заменить то, насколько он счастлив своей личной жизнью, вместо того, чтобы ответить на заданный вопрос.
- Подмена не обнаруживается и не корректируется отражающей системой. Например, на вопрос: «Бита и мяч вместе стоят 1,10 доллара. Бита стоит на 1 доллар дороже, чем мяч. Сколько стоит мяч?» многие испытуемые неправильно отвечают на 0,10 доллара. [4] Объяснение с точки зрения замены атрибутов заключается в том, что вместо того, чтобы вычислить сумму, испытуемые разлагают сумму в 1,10 доллара на большую и маленькую суммы, что легко сделать. Почувствуют ли они, что это правильный ответ, будет зависеть от того, проверят ли они расчет с помощью своей рефлексивной системы.
Примеры [ править ]

Оптические иллюзии [ править ]
Подстановка атрибутов объясняет устойчивость некоторых иллюзий. Например, когда испытуемые оценивают размер двух фигур на перспективном изображении, их видимые размеры могут быть искажены трехмерным контекстом, создавая убедительную оптическую иллюзию. Теория утверждает, что трехмерный размер рисунка (который доступен, поскольку автоматически вычисляется зрительной системой) заменяет его двухмерный размер на странице. Опытные художники и фотографы менее подвержены этой иллюзии, поскольку двухмерный размер более доступен их восприятию. [4]
Оценка страховки [ править ]
Канеман приводит пример, когда некоторым американцам была предложена страховка от их собственной смерти в результате террористической атаки во время поездки в Европу, в то время как другой группе была предложена страховка, которая покрыла бы смерть любого рода во время поездки. Первая группа была готова платить больше, даже несмотря на то, что «смерть любого рода» включает в себя «смерть в результате террористической атаки», Канеман предполагает, что признак страха заменяется расчетом общего риска путешествия. [5] Страх терроризма у этих испытуемых был сильнее, чем общий страх умереть в зарубежной поездке.
Стереотипы [ править ]
Стереотипы могут быть источником эвристических атрибутов. [2] В разговоре лицом к лицу с незнакомцем оценить его интеллект сложнее в вычислительном отношении, чем оценить цвет его кожи. Таким образом, если у субъекта есть стереотип об относительном интеллекте белых, черных и азиатов, этот расовый атрибут может заменить более нематериальный атрибут интеллекта. Предсознательный, интуитивный характер замены атрибутов объясняет, как субъекты могут находиться под влиянием стереотипа, думая, что они дали честную и непредвзятую оценку интеллекта другого человека.
Мораль и справедливость [ править ]
Санстейн утверждал, что замена атрибутов широко распространена, когда люди рассуждают о моральных , политических или юридических вопросах. [6] Учитывая сложную, новую проблему в этих областях, люди ищут более знакомую, связанную проблему («прототипический случай») и применяют ее решение как решение более сложной проблемы. По мнению Санстейна, мнения доверенных политических или религиозных авторитетов могут служить эвристическим атрибутом, когда людей спрашивают их собственное мнение по какому-либо вопросу. Другим источником эвристических атрибутов являются эмоции : моральные мнения людей по таким деликатным темам, как сексуальность и клонирование человека, могут быть обусловлены такими реакциями, как отвращение , а не обоснованными принципами. [7] Критики потребовали от Санстейна дополнительных доказательств. [3]
Эффект «красиво-знакомо» [ править ]
Монин сообщает о серии экспериментов, в которых испытуемые, глядя на фотографии лиц, должны были решить, видели ли они эти лица раньше. Неоднократно было обнаружено, что привлекательные лица чаще ошибочно принимаются за знакомые. [8] Монин интерпретирует этот результат с точки зрения замены атрибутов. Эвристическим атрибутом в данном случае является «теплое свечение»; положительное чувство по отношению к кому-либо, которое может быть связано либо с тем, что он знаком, либо с тем, что он привлекателен. Эта интерпретация подверглась критике, поскольку не все различия в данных о знакомстве объясняются привлекательностью. [3]
Доказательства [ править ]
Самым прямым доказательством, по мнению Канемана, является [4] — это эксперимент 1973 года, в котором использовался психологический портрет Тома В., вымышленного аспиранта. [9] Тома Одна группа испытуемых должна была оценить сходство с типичным студентом в каждой из девяти академических областей (право, инженерное дело, библиотечное дело и т. д.). Другая группа должна была оценить, насколько вероятно , что Том специализировался в каждой области. Если эти рейтинги правдоподобия определяются вероятностью , то они должны напоминать базовые показатели , т. е. долю студентов в каждом из девяти направлений (которая оценивалась отдельно третьей группой). Вероятностное суждение показало бы, что Том, скорее всего, будет студентом-гуманитарием, а не библиотечным факультетом, потому что гораздо больше студентов изучают гуманитарные науки, а дополнительная информация в профиле расплывчата и недостоверна. Вместо этого рейтинги вероятности почти идеально совпадали с рейтингами сходства как в этом исследовании, так и в аналогичном, где испытуемые оценивали вероятность того, что вымышленная женщина выберет другую карьеру. Это говорит о том, что вместо оценки вероятности с использованием базовых показателей испытуемые заменили их более доступным признаком сходства.
См. также [ править ]
- Ограниченная рациональность
- Невнимательная слепота
- Теория маркировки
- Список когнитивных предубеждений
- Пренебрежение вероятностью
- Самообман
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ньюэлл, Бенджамин Р.; Лагнадо, Дэвид А.; Шанкс, Дэвид Р. (2007). Прямой выбор: психология принятия решений . Рутледж. стр. 71–74. ISBN 978-1-84169-588-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Канеман, Дэниел; Фредерик, Шейн (2002). «Возвращение к репрезентативности: замена атрибутов в интуитивном суждении». У Томаса Гиловича; Дейл Гриффин; Дэниел Канеман (ред.). Эвристика и предубеждения: психология интуитивного суждения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 49–81 . ISBN 978-0-521-79679-8 . OCLC 47364085 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шах, Анудж К.; Оппенгеймер, Дэниел М. (март 2008 г.). «Эвристика стала проще: система сокращения усилий». Психологический вестник . 134 (2): 207–222. дои : 10.1037/0033-2909.134.2.207 . ISSN 1939-1455 . ПМИД 18298269 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Канеман, Дэниел (декабрь 2003 г.). «Карты ограниченной рациональности: психология для поведенческой экономики». Американский экономический обзор . 93 (5): 1449–1475. CiteSeerX 10.1.1.194.6554 . дои : 10.1257/000282803322655392 . ISSN 0002-8282 .
- ^ Канеман, Дэниел (2007). «Краткий курс размышлений о мышлении» . Edge.org . Фонд Края . Проверено 3 июня 2009 г.
- ^ Санстейн, Касс Р. (2005). «Моральная эвристика». Поведенческие и мозговые науки . 28 (4): 531–542. дои : 10.1017/S0140525X05000099 . ISSN 0140-525X . ПМИД 16209802 . S2CID 231738548 .
- ^ Санстейн, Касс Р. (2009). «Некоторые последствия морального негодования на право» (PDF) . Обзор закона штата Вермонт . 33 (3). Юридическая школа Вермонта: 405–434. Архивировано из оригинала 10 июня 2011 г. Проверено 15 сентября 2009 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Монен, Бенуа; Оппенгеймер, Дэниел М. (2005). «Коррелированные средние значения против усредненных корреляций: демонстрация эвристики теплого свечения за пределами агрегации» (PDF) . Социальное познание . 23 (3): 257–278. дои : 10.1521/soco.2005.23.3.257 . ISSN 0278-016X . Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2016 г. Проверено 1 июня 2009 г.
- ^ Канеман, Дэниел; Тверски, Амос (июль 1973 г.). «О психологии прогнозирования». Психологический обзор . 80 (4): 237–51. дои : 10.1037/h0034747 . ISSN 0033-295X .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Канеман, Дэниел; Фредерик, Шейн (2004). «Замена атрибутов в интуитивном суждении». В Ми Ожье; Джеймс Дж. Марч (ред.). Модели мужчины: очерки памяти Герберта А. Саймона . МТИ Пресс. стр. 411–432 . ISBN 978-0-262-01208-9 . OCLC 52257877 .
- Канеман, Дэниел; Фредерик, Шейн (2005). «Модель эвристического суждения» (PDF) . В Ките Джеймсе Холиоке; Роберт Г. Моррисон (ред.). Кембриджский справочник по мышлению и рассуждению . Издательство Кембриджского университета. стр. 267–294. ISBN 978-0-521-82417-0 . OCLC 56011371 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2018 г.
- Канеман, Дэниел (8 декабря 2002 г.). «Карты ограниченной рациональности: взгляд на интуитивные суждения и выбор (лекция Нобелевской премии)» . NobelPrize.org . Нобелевский фонд . Проверено 13 июня 2009 г.
- Канеман, Дэниел (22 июля 2007 г.). «Краткий курс размышления о мышлении» . Edge.org . Фонд Края . Проверено 13 июня 2009 г.
- Синнотт-Армстронг, Уолтер; Янг, Лиана; Кушман, Огненный (2010). «Моральные интуиции» . В Дж. Дорис; Г. Харман; С. Николс; Дж. Принц; У. Синнотт-Армстронг; С. Стич (ред.). Оксфордский справочник по моральной психологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 246–272. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199582143.003.0008 . ISBN 9780199582143 .
- Де Нейс, Вим; Росси, Сандрин; Уде, Оливье (2013). «Летучие мыши, мячи и чувствительность к замене: когнитивные скупцы не счастливые дураки» . Психономический бюллетень и обзор . 20 (2): 269–273. дои : 10.3758/s13423-013-0384-5 . ПМИД 23417270 .
- Фредерик, Шейн (2005). «Когнитивная рефлексия и принятие решений» . Журнал экономических перспектив . 19 (4): 25–42. дои : 10.1257/089533005775196732 .