Эффект прожектора
Эффект прожектора — это психологический феномен, при котором люди склонны полагать, что их замечают больше, чем они есть на самом деле. Поскольку человек постоянно находится в центре своего мира , точная оценка того, насколько он замечен другими, является редкостью. Причиной эффекта прожектора является врожденная склонность забывать, что, хотя человек и является центром своего собственного мира, он не является центром мира всех остальных. Эта тенденция особенно заметна, когда кто-то делает что-то нетипичное . [1]
Исследования эмпирически показали, что такая резкая переоценка своего влияния на других широко распространена. Многие специалисты в области социальной психологии призывают людей осознавать эффект всеобщего внимания и позволять этому явлению смягчать степень, в которой человек считает, что он находится в центре внимания общества. [2]
История
[ редактировать ]Термин «эффект прожектора» был придуман Томасом Гиловичем , Викторией Хустед Медвек и Кеннетом Савицки. [3] Этот феномен впервые появился в мире психологии в журнале « Современные направления в психологической науке» в 1999 году. Хотя это был первый раз, когда эффект был назван, это был не первый раз, когда он был описан. До 1999 года были проведены и другие исследования, изучавшие явления, подобные эффекту прожектора, который описали Гилович, Хустед Медвек и Савицкий. Томас Гилович изучал этот феномен в течение многих лет и написал другие исследовательские работы за годы, предшествовавшие работе с Савицким. В своем исследовании вместе с Хустедом Медвецом и Савицким он объединил различные эффекты, которые он наблюдал ранее, для описания прожектора. [3] Гилович был не единственным, кто заметил возникновение эффекта прожектора. Дэвид Кенни и Белла ДеПауло провели исследование, в ходе которого выясняли, знают ли люди, как на них смотрят другие. Кенни и ДеПауло считали, что люди будут основывать то, что о них думают другие, на основе собственного самовосприятия, а не других отзывов, полученных им. Исследование показало, что взгляды людей на то, что о них думают другие, различаются по сравнению с тем, что о них на самом деле думают. [4]
Связи с другими психологическими концепциями
[ редактировать ]Эффект прожектора является продолжением нескольких психологических феноменов. Среди них есть феномен, известный как якорь и приспособление , который предполагает, что люди будут использовать свои собственные внутренние чувства тревоги и сопровождающую их саморепрезентацию в качестве якоря, но при этом недостаточно корректировать тот факт, что другие менее посвящены в эти чувства, чем они. сами себя. Следовательно, они переоценивают степень, в которой их тревога очевидна для наблюдателей. Фактически, Кларк и Уэллс (1995) предполагают, что социофобные люди входят в социальные ситуации в состоянии повышенной эгоцентричности, а именно, с повышенным эмоциональным якорем. Из-за этого состояния эгоцентричности людям трудно отказаться от публичного и частного самопознания, чтобы сосредоточиться на задаче. [5]
Другое связанное с этим явление называется эффектом ложного консенсуса . Эффект ложного консенсуса возникает, когда люди переоценивают степень, в которой другие люди разделяют их мнения, отношения и поведение. Это приводит к ложному выводу, который повысит чью-то самооценку. Эффект ложного консенсуса — это теория, противоположная эффекту ложной уникальности , который представляет собой тенденцию недооценивать степень, в которой другие разделяют такие же позитивные установки и поведение. Любой из этих эффектов можно применить к эффекту прожектора. [5]
Предвзятое отношение к себе как к цели — еще одно явление, тесно связанное с эффектом прожектора. Эта концепция описывает ситуацию, когда кто-то считает, что события непропорционально направлены против него самого. Например, если у ученика было задание, которое нужно было выполнить в классе, и он не подготовился так хорошо, как следовало бы, ученик может начать паниковать и думать, что просто потому, что он плохо подготовился, учитель узнает об этом и обратится к нему за ответами. . [6]
К эффекту прожектора также имеет отношение иллюзия прозрачности (иногда называемая иллюзией прозрачности наблюдателя) , которая представляет собой склонность людей переоценивать степень, в которой их личное психическое состояние известно другим. Еще одним проявлением иллюзии прозрачности является склонность людей переоценивать то, насколько хорошо они понимают личное психическое состояние других. Это когнитивное предубеждение похоже на иллюзию асимметричного понимания , при которой люди считают, что их знания о других превосходят знания других людей о себе. [5]
Другими родственными концепциями являются эгоцентрическая предвзятость , самореферентное кодирование , эффект самореференции и идеи референции и бред референции .
Исследовать
[ редактировать ]Эффект прожектора играет важную роль во многих различных аспектах психологии и общества. Первоначально исследования этого явления были инициированы четырьмя людьми: Томасом Гиловичем, Кеннетом Савицки, Викторией Медвец и Томасом Крюгером. Основное внимание в их исследованиях уделяется социальным суждениям, значимости индивидуального вклада, действиям людей и тому, как люди считают, что их воспринимают другие.
Социальное суждение и заметность
[ редактировать ]В социальном суждении смущение играет значительную роль в степени проявления эффекта всеобщего внимания. Исследования Гиловича, Медвеца и Савицкого показали, что определенные ситуации, в которых воспринимаемые смущающие предметы являются факторами, такие как смущающая футболка, увеличивают степень, в которой человек испытывает эффект прожектора. Время разоблачения во время явно неловкой ситуации также играет роль в тяжести эффекта прожектора. Если воздействие происходит немедленно, эффект внимания значительно возрастает в сценариях принятия решений. Однако отсроченная экспозиция снижает интенсивность эффекта прожектора. [3]
Выраженность идей и важный вклад внутри группы — это дополнительные аспекты социального суждения, на которые влияет эффект внимания. Люди склонны переоценивать степень влияния своего вклада на окружающих. В группе этот вклад рассматривается человеком как более значимый, чем вклад членов его группы, и что другие члены считают то же самое в отношении вклада этого человека. [3]
Действия и восприятия
[ редактировать ]Действия отдельных лиц и то, как, по их мнению, другие воспринимают их действия, также играют важную роль в исследовании эффекта внимания. Гилович, Медвец и Савицкий продолжили исследование этой идеи. В ситуациях, в которых участвуют большие взаимодействующие группы, общая деталь определяет причину, по которой внимание других сосредоточено не только на конкретном человеке. В таких ситуациях, как классная лекция или спортивное соревнование, внимание распределяется между акцентом на отдельном человеке и на действиях группы. Неспособность выявить расщепление внимания приводит к тому, что люди переоценивают вероятность того, что сверстники будут воспринимать их плохо. [7]
Аналогичным образом, Гилович, Медвец и Савицкий продолжили свое исследование и пришли к выводу, что в ситуациях с участием члена аудитории, единственной целью которого является наблюдение, серьезность эффекта прожектора не переоценивается, поскольку фокус внимания аудитории сосредоточен на человеке. выступая. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дентон-Мендоса, Р. (5 июня 2012 г.). «Эффект прожектора» . Психология сегодня . Проверено 15 января 2020 г.
- ^ Гордон, AM (21 ноября 2013 г.). «Вы стали жертвой «эффекта прожектора?» » . Психология сегодня . Проверено 15 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гилович, Т.; Медвец, В.Х.; Савицкий, К. (2000). «Эффект прожектора в социальных суждениях: эгоцентрическая предвзятость в оценках значимости собственных действий и внешнего вида» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 78 (2): 211–222. дои : 10.1037/0022-3514.78.2.211 . ПМИД 10707330 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2013 г.
- ^ Кенни, окружной прокурор; Депауло, Б.М. (1993). «Знают ли люди, как на них смотрят другие? Эмпирический и теоретический отчет». Психологический вестник . 114 (1): 145–161. дои : 10.1037/0033-2909.114.1.145 . PMID 8346325 . S2CID 19247864 .
- ^ Jump up to: а б с Сандерсон, Кэтрин А. (2010). Социальная психология . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9780470595213 .
- ^ МакКоннелл, А. (25 июня 2009 г.). «Все видели, как я это сделал?» . Психология сегодня . Проверено 15 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гилович, Томас; Крюгер, Джастин; Медвец, Виктория Хустед (2002). «Возвращение к эффекту прожектора: переоценка явной изменчивости наших действий и внешнего вида» (PDF) . Журнал экспериментальной социальной психологии . 38 : 93–99. дои : 10.1006/jesp.2001.1490 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 сентября 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гилович, Томас; Савицкий, Кеннет (1999). «Эффект прожектора и иллюзия прозрачности: эгоцентрические оценки того, как нас видят другие». Современные направления психологической науки . 8 (6): 165–168. дои : 10.1111/1467-8721.00039 . JSTOR 20182597 . S2CID 146512226 .
- Браун, Массачусетс; Стопа, Л. (2007). «Эффект прожектора и иллюзия прозрачности социальной тревоги» (PDF) . Журнал тревожных расстройств . 21 (6): 804–819. дои : 10.1016/j.janxdis.2006.11.006 . ПМИД 17166695 .