Эффект ложного консенсуса
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2021 г. ) |
Часть серии о |
Поведенческие влияния |
---|
![]() |
Области обучения |
Темы |
В психологии эффект ложного консенсуса , также известный как предвзятость консенсуса , представляет собой широко распространенное когнитивное предубеждение , которое заставляет людей «рассматривать свой собственный поведенческий выбор и суждения как относительно распространенные и соответствующие существующим обстоятельствам». [1] Другими словами, они предполагают, что их личные качества, характеристики, убеждения и действия относительно широко распространены среди населения в целом.
Этот ложный консенсус важен, поскольку повышает самооценку ( эффект чрезмерной самоуверенности ). Оно может быть вызвано желанием соответствовать и нравиться другим в социальной среде . Эта предвзятость особенно распространена в группах, где считается, что коллективное мнение их собственной группы совпадает с мнением большей части населения. Поскольку члены группы достигают консенсуса и редко сталкиваются с теми, кто его оспаривает, они склонны полагать, что все думают одинаково. Эффект ложного консенсуса не ограничивается случаями, когда люди считают, что их ценности разделяет большинство, но он по-прежнему проявляется в переоценке степени их убеждений. [2]
Кроме того, когда люди сталкиваются с доказательствами того, что консенсуса не существует, они часто предполагают, что те, кто с ними не согласен, в чем-то дефектны. [3] Не существует единой причины этого когнитивного искажения; эвристика доступности , корыстная предвзятость и наивный реализм были предложены как, по крайней мере, частичные основные факторы. Предвзятость также может быть результатом, по крайней мере частично, несоциальных ассоциаций стимул-вознаграждение. [4] Сохранение этого когнитивного искажения может быть связано с тенденцией принимать решения на основе относительно небольшого количества информации. Столкнувшись с неопределенностью и ограниченностью выборки для принятия решений, люди часто «проецируют» себя на ситуацию. Когда эти личные знания используются в качестве исходных данных для обобщений, это часто приводит к ложному ощущению принадлежности к большинству. [5]
Эффект ложного консенсуса широко наблюдался и подтверждался эмпирическими данными. Предыдущие исследования показали, что когнитивные и перцептивные факторы (мотивированная проекция, доступность информации, эмоции и т. д.) могут способствовать предвзятости консенсуса, в то время как недавние исследования были сосредоточены на ее нейронных механизмах. Одно недавнее исследование показало, что предвзятость консенсуса может улучшить решения о предпочтениях других людей. [4] Росс, Грин и Хаус впервые определили эффект ложного консенсуса в 1977 году, сделав акцент на относительной общности, которую люди воспринимают в своих собственных реакциях; однако подобные явления проекции уже привлекли внимание психологии. В частности, на некоторое время в литературе появились опасения по поводу связи между личными предрасположенностями человека и его оценками сверстников. Например, Кац и Олпорт в 1931 году продемонстрировали, что оценки студентов количества других людей по частоте мошенничества положительно коррелировали с их собственным поведением. Позже, примерно в 1970 году, те же явления были обнаружены в отношении политических убеждений и дилеммы заключенного ситуации . В 2017 году исследователи выявили стойкое эгоцентрическое предубеждение, когда участники узнавали о предпочтениях других людей в закусках. [4] Более того, недавние исследования показывают, что эффект ложного консенсуса может также влиять на профессиональных лиц, принимающих решения; в частности, было показано, что даже опытные менеджеры по маркетингу проецируют на потребителей свои личные предпочтения в отношении продуктов. [6] [7]
Основные теоретические подходы
[ редактировать ]Эффект ложного консенсуса можно проследить до двух параллельных теорий социального восприятия : «исследования того, как мы формируем впечатления и делаем выводы о других людях». [8] Во-первых, это идея социального сравнения. Основное утверждение Леона Фестингера (1954) теории социального сравнения заключалось в том, что люди оценивают свои мысли и отношения на основе других людей. [9] Это может быть мотивировано желанием подтверждения и потребностью чувствовать себя хорошо о себе. В рамках этой теории люди могут использовать других в качестве источников информации для определения социальной реальности и управления поведением. Это называется информационным социальным воздействием . [10] [11] Проблема, однако, в том, что люди часто неспособны точно воспринимать социальные нормы и фактическое отношение других. Другими словами, исследования показали, что люди на удивление плохие «интуитивные психологи» и что наши социальные суждения часто бывают неточными. [9] Это открытие помогло заложить основу для понимания предвзятой обработки и неточного социального восприятия. Эффект ложного консенсуса — лишь один из примеров такой неточности. [11]
Вторая влиятельная теория — это проекция , идея о том, что люди проецируют свои взгляды и убеждения на других. [12] Идея проекции не является новой концепцией. Фактически, его можно найти в Зигмунда Фрейда работе о защитном механизме проекции, работе Д.С. Холмса об «атрибутивной проекции» (1968) и работе Густава Иххайссера о социальном восприятии (1970). [13] Д.С. Холмс, например, описал социальную проекцию как процесс, с помощью которого люди «пытаются подтвердить свои убеждения, проецируя свои собственные характеристики на других людей». [9]
Здесь можно установить связь между двумя заявленными теориями социального сравнения и проекции. Во-первых, как объясняет теория социального сравнения, люди постоянно смотрят на сверстников как на референтную группу и мотивированы делать это, чтобы найти подтверждение своим собственным взглядам и убеждениям. [9]
Эффект ложного консенсуса, как он был определен Россом , Грином и Хаусом в 1977 году, стал кульминацией многих родственных теорий, которые ему предшествовали. В своей известной серии из четырех исследований Росс и его коллеги выдвинули гипотезу, а затем продемонстрировали, что люди склонны переоценивать популярность своих собственных убеждений и предпочтений. [1] Исследования проводились как в гипотетических ситуациях путем анкетирования, так и в реальных конфликтных ситуациях. В анкетных исследованиях участникам предлагались гипотетические события, а затем их не только просили указать свой собственный поведенческий выбор и характеристики в данных обстоятельствах, но также просили оценить ответы и черты своих сверстников, которых называли «актёрами». Что касается исследований реальных событий, участники фактически столкнулись с конфликтными ситуациями, в которых их просили выбрать поведенческие альтернативы и оценить черты характера, а также решения двух предположительно реальных людей, принимавших участие в исследовании. [1] В целом оценщики делали более «экстремальные прогнозы» относительно личностей актеров, которые не разделяли их предпочтения. На самом деле, оценщики, возможно, даже подумали, что что-то не так с людьми, выражающими альтернативный ответ. [3]
Через десять лет после того, как влиятельные Росс и др. В ходе исследования было опубликовано около 50 статей с данными об эффекте ложного консенсуса. [14] Были также расширены теоретические подходы. Теоретические перспективы этой эпохи можно разделить на четыре категории: (а) избирательное воздействие и когнитивная доступность, (б) значимость и фокус внимания, (в) логическая обработка информации и (г) мотивационные процессы. [14] В целом исследователи и создатели этих теорий считают, что не существует ни одного правильного ответа. Вместо этого они признают, что теории частично совпадают и что эффект ложного консенсуса, скорее всего, обусловлен комбинацией этих факторов. [15]
Выборочное воздействие и когнитивная доступность
[ редактировать ]Эта теория тесно связана с эвристикой доступности, которая предполагает, что на восприятие сходства (или различия) влияет то, насколько легко эти характеристики можно вспомнить из памяти. [14] И, как и следовало ожидать, сходства между собой и другими вспоминаются легче, чем различия. Отчасти это связано с тем, что люди обычно общаются с теми, кто похож на них самих. Такое избранное знакомство с похожими людьми может исказить или ограничить «выборку информации об истинном разнообразии мнений в более широкой социальной среде». [16] В результате эвристики избирательного воздействия и доступности сходство вполне естественно преобладает в мыслях. [15]
Ботвин и др. (1992) провели популярное исследование последствий эффекта ложного консенсуса среди конкретного подросткового сообщества, пытаясь определить, демонстрируют ли учащиеся более высокий уровень эффекта ложного консенсуса среди своих сверстников по сравнению с обществом в целом. [17] Участниками эксперимента стали 203 студента колледжа в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст 18,5 лет). Участникам раздали анкету и попросили ответить на вопросы, касающиеся различных социальных тем. По каждой социальной теме их просили ответить, что они думают по поводу этой темы, и оценить процент своих сверстников, которые с ними согласятся. Результаты показали, что эффект ложного консенсуса был чрезвычайно распространен, когда участники описывали остальную часть своего студенческого сообщества; из двадцати рассмотренных тем шестнадцать явно продемонстрировали эффект ложного консенсуса. Высокие уровни эффекта ложного консенсуса, наблюдаемые в этом исследовании, можно отнести на счет изучаемой группы; поскольку участников попросили сравнить себя с группой сверстников, рядом с которыми они постоянно находились (и которые считали очень похожими на себя), уровень эффекта ложного консенсуса увеличился. [17]
Яркость и фокус внимания
[ редактировать ]Эта теория предполагает, что когда человек сосредотачивается исключительно на своей предпочтительной позиции, он с большей вероятностью переоценивает ее популярность, становясь, таким образом, жертвой эффекта ложного консенсуса. [16] Это потому, что эта позиция является единственной в их непосредственном сознании. Выполнение действия, продвигающего данную позицию, сделает ее более заметной и может усилить эффект ложного консенсуса. Однако если человеку будет представлено больше позиций, степень эффекта ложного консенсуса может значительно уменьшиться. [16]
Логическая обработка информации
[ редактировать ]Эта теория предполагает, что активное и, казалось бы, рациональное мышление лежит в основе оценки человеком сходства с другими. [16] В исследовании, проведенном Фоксом, Йиноном и Майразом, исследователи пытались определить, изменились ли уровни эффекта ложного консенсуса в разных возрастных группах. Чтобы прийти к такому выводу, исследователям было необходимо разделить участников на четыре разные возрастные группы. Было использовано двести участников, при этом пол не считался фактором. Как и в предыдущем упомянутом исследовании, в этом исследовании в качестве основного источника информации использовалась анкета. Результаты показали, что эффект ложного консенсуса был чрезвычайно распространен во всех группах, но наиболее распространен в самой старшей возрастной группе (участники, которых называли «жителями дома престарелых»). Они продемонстрировали эффект ложного консенсуса во всех 12 областях, о которых их спрашивали. Увеличение эффекта ложного консенсуса, наблюдаемое в самой старшей возрастной группе, можно объяснить высоким уровнем «логического» обоснования их решений; Самая старшая возрастная группа, очевидно, прожила дольше всех и поэтому чувствует, что может проецировать свои убеждения на все возрастные группы благодаря своему (казалось бы, объективному) прошлому опыту и мудрости. Младшие возрастные группы не могут логически относиться к старшим, потому что они не имели такого опыта и не претендуют на знание этих объективных истин. Эти результаты демонстрируют тенденцию пожилых людей в большей степени полагаться на ситуационные атрибуции (жизненный опыт), а не на внутренние атрибуции. [18]
Мотивационные процессы
[ редактировать ]Эта теория подчеркивает преимущества эффекта ложного консенсуса, а именно: ощущение повышенной социальной значимости, социальной поддержки и самооценки. Также может быть полезно преувеличивать сходство в социальных ситуациях, чтобы усилить симпатию. [19]
Вера в благоприятное будущее
[ редактировать ]Концепцию эффекта ложного консенсуса можно также распространить на предсказания о будущих других. Вера в благоприятное будущее — это вера в то, что в будущем другие изменят свои предпочтения и убеждения в соответствии с вашими собственными. [20]
Роджерс, Мур и Нортон (2017) [20] обнаруживают, что вера в благоприятное будущее по величине превышает эффект ложного консенсуса по двум причинам:
- Оно основано на будущих людях, чьи убеждения не поддаются прямому наблюдению.
- Он ориентирован на будущие убеждения, что дает этим будущим другим людям время «открыть» истину и изменить свои убеждения.
См. также
[ редактировать ]- Парадокс Абилина
- Предвзятость атрибуции - систематические ошибки, допускаемые людьми при оценке своего поведения и поведения других.
- Предвзятость подтверждения - предвзятость, подтверждающая существующие отношения.
- « Инженерия согласия »
- Эффект ложной уникальности
- Фундаментальная ошибка атрибуции - Психологический феномен
- Групповое мышление – психологическое явление, возникающее внутри группы людей.
- Иллюзорное превосходство – переоценка своих способностей и квалификации; когнитивное предубеждение
- Список когнитивных предубеждений - Систематические закономерности отклонения от нормы или рациональности в суждениях.
- Согласие на производство - книга Эдварда С. Хермана и Ноама Хомского, 1988 г.
- Предвзятость бездействия – тенденция отдавать предпочтение бездействию, а не действию.
- Эффект чрезмерной самоуверенности – личностная когнитивная предвзятость.
- Полин Кель § Цитата Никсона - американский кинокритик (1919–2001)
- Плюралистическое невежество - неправильное восприятие убеждений других.
- Псевдоконсенсус
- Психологическая проекция – приписывание частей себя другим.
- Предвзятость социального сравнения
- Социальная проекция - психологическая склонность людей ожидать, что другие будут действовать или думать так же, как они сами.
- Ценность (этика)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Росс, Грин и Хаус, 1977 .
- ^ Чой, Инчхоль; Ча, Уна (2019). «Межкультурное исследование эффекта ложного консенсуса» . Границы в психологии . 10 : 2747. doi : 10.3389/fpsyg.2019.02747 . ПМК 6917617 . ПМИД 31920804 .
- ^ Перейти обратно: а б Дин, Джереми (2007). «Почему мы все отвратительны как интуитивные психологи: ложное искажение консенсуса» . ПсиБлог . Проверено 13 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Тарантола и др. 2017 .
- ^ Майерс 2015 , с. 38.
- ^ Херцог, Вальтер; Хаттула, Йоханнес Д.; Даль, Даррен В. (2021). «Маркетологи проецируют свои личные предпочтения на потребителей: преодоление угрозы эгоцентричного принятия решений» . Журнал маркетинговых исследований . 58 (3): 456–475. дои : 10.1177/0022243721998378 .
- ^ Хаттула, Йоханнес Д.; Херцог, Вальтер; Даль, Даррен В.; Райнеке, Свен (2015). «Управленческая эмпатия способствует эгоцентрическому прогнозированию потребительских предпочтений» (PDF) . Журнал маркетинговых исследований . 52 (2): 235–252. дои : 10.1509/jmr.13.0296 . S2CID 55095579 .
- ^ Аронсон и др. 2015 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бауман и Гер 2002 , с. 294.
- ^ Аронсон и др. 2015 , с. 231.
- ^ Перейти обратно: а б Бауман и Гер 2002 , с. 293.
- ^ Роббинс, Джордан М.; Крюгер, Иоахим И. (2005). «Социальная проекция на внутренние и аутгруппы: обзор и метаанализ» . Обзор личности и социальной психологии . 9 (1): 32–47. дои : 10.1207/s15327957pspr0901_3 . ISSN 1088-8683 . ПМИД 15745863 . S2CID 10229838 .
- ^ Гилович 1990 .
- ^ Перейти обратно: а б с Маркс и Миллер 1987 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Маркс и Миллер 1987 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Маркс и Миллер 1987 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Бауман и Гер 2002 .
- ^ Йинон, Майраз и Фокс 1994 .
- ^ Маркс и Миллер 1987 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Роджерс, Мур и Нортон, 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Аронсон, Эллиот; Уилсон, Тимоти Д.; Акерт, Робин М.; Соммерс, Сэмюэл Р. (2015). Социальная психология (9-е изд.). Пирсон Образование. ISBN 9780133936544 .
- Бауман, Кэтлин П.; Гехер, Гленн (2002). «Мы думаем, что вы согласны: пагубное влияние ложного консенсуса на поведение». Современная психология . 21 (4): 293–318. дои : 10.1007/s12144-002-1020-0 . S2CID 145212866 .
- Ботвин, Г.Дж.; Ботвин, Э.М.; Бейкер, Э; Дюзенбери, Л; Голдберг, CJ (1992). «Эффект ложного консенсуса: прогнозирование употребления табака подростками на основе нормативных ожиданий». Психологические отчеты . 70 (1): 171–8. дои : 10.2466/pr0.1992.70.1.171 . ПМИД 1565717 . S2CID 12887631 .
- Гилович, Томас (1990). «Дифференциальная конструкция и эффект ложного консенсуса». Журнал личности и социальной психологии . 59 (4): 623–634. дои : 10.1037/0022-3514.59.4.623 . ПМИД 2254848 .
- Хаттула, Йоханнес Д.; Херцог, Вальтер; Даль, Даррен В.; Райнеке, Свен (2015). «Управленческая эмпатия способствует эгоцентрическому прогнозированию потребительских предпочтений» (PDF) . Журнал маркетинговых исследований . 52 (2): 235–252. дои : 10.1509/jmr.13.0296 . S2CID 55095579 .
- Херцог, Вальтер; Хаттула, Йоханнес Д.; Даль, Даррен В. (2021). «Маркетологи проецируют свои личные предпочтения на потребителей: преодоление угрозы эгоцентричного принятия решений» . Журнал маркетинговых исследований . 58 (3): 456–475. дои : 10.1177/0022243721998378 .
- Маркс, Гэри; Миллер, Норман (1987). «Десять лет исследований эффекта ложного консенсуса: эмпирический и теоретический обзор». Психологический вестник . 102 (1): 72–90. дои : 10.1037/0033-2909.102.1.72 .
- Майерс, Дэвид (2015). Изучение социальной психологии (7-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill Education. ISBN 9780077825454 .
- Нир, Лилах (2011). «Мотивированные рассуждения и восприятие общественного мнения». Общественное мнение ежеквартально . 75 (3): 504–532. дои : 10.1093/poq/nfq076 .
- Роджерс, Тодд; Мур, Дон А.; Нортон, Майкл И. (3 августа 2017 г.). «Вера в благоприятное будущее». Психологическая наука . 28 (9): 1290–1301. дои : 10.1177/0956797617706706 . ПМИД 28771396 . S2CID 1310069 .
- Росс, Ли; Грин, Дэвид; Хаус, Памела (май 1977 г.). «Эффект ложного консенсуса: эгоцентрическая предвзятость в процессах социального восприятия и атрибуции». Журнал экспериментальной социальной психологии . 13 (3): 279–301. дои : 10.1016/0022-1031(77)90049-X .
- Тарантола, Тор; Кумаран, Дхаршан; Даян, Питер; Де Мартино, Бенедетто (10 октября 2017 г.). «Предыдущие предпочтения благотворно влияют на социальное и несоциальное обучение» . Природные коммуникации . 8 (1): 817. Бибкод : 2017NatCo...8..817T . дои : 10.1038/s41467-017-00826-8 . ISSN 2041-1723 . ПМЦ 5635122 . ПМИД 29018195 .
- Йинон, Йоэль; Майраз, Авигейл; Фокс, Шауль (1994). «Возраст и эффект ложного консенсуса». Журнал социальной психологии . 134 (6): 717–725. дои : 10.1080/00224545.1994.9923006 . ПМИД 7869703 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кунда, Зива (1999). Социальное познание: понимание людей . МТИ Пресс. стр. 396–401. ISBN 978-0-262-61143-5 . OCLC 40618974 .
- Филдс, Джеймс М.; Шуман, Ховард (1976). «Общественные убеждения относительно убеждений общественности». Общественное мнение ежеквартально . 40 (4): 427. дои : 10.1086/268330 .
- Пронин, Эмили; Пуччо, Кэролайн; Росс, Ли (2002). «Понимание непонимания: социально-психологические перспективы» . Ин Гилович, Томас; Гриффин, Дейл; Канеман, Дэниел (ред.). Эвристика и предубеждения: психология интуитивного суждения . Издательство Кембриджского университета. стр. 636–665. дои : 10.1017/CBO9780511808098.038 . ISBN 9780521792608 .