Jump to content

Наивный реализм (психология)

В социальной психологии наивный реализм — это человеческая склонность полагать, что мы видим мир вокруг нас объективно и что люди, которые с нами не согласны, должны быть неосведомленными, иррациональными или предвзятыми .

Наивный реализм обеспечивает теоретическую основу для ряда других когнитивных искажений , которые представляют собой систематические ошибки, когда дело доходит до мышления и принятия решений. К ним относятся , среди прочего, эффект ложного консенсуса , предвзятость субъекта-наблюдателя , слепое пятно предвзятости и фундаментальная ошибка атрибуции .

Этот термин в том виде, в котором он используется сегодня в психологии , был придуман социальным психологом Ли Россом и его коллегами в 1990-х годах. [ 1 ] [ 2 ] Это связано с философской концепцией наивного реализма , которая заключается в том, что наши чувства позволяют нам воспринимать объекты напрямую и без каких-либо промежуточных процессов. [ 3 ] Социальные психологи в середине 20-го века выступили против этой позиции и вместо этого предположили, что восприятие по своей сути субъективно. [ 4 ]

Несколько выдающихся социальных психологов экспериментально изучали наивный реализм, в том числе Ли Росс , Эндрю Уорд, Дейл Гриффин, Эмили Пронин, Томас Гилович , Роберт Робинсон и Дачер Келтнер . В 2010 году « Справочник по социальной психологии» признал наивный реализм одним из «четырех с трудом завоеванных идей о человеческом восприятии , мышлении , мотивации и поведении , которые… представляют собой важный, действительно основополагающий вклад социальной психологии ». [ 5 ]

Основные предположения

[ редактировать ]

Ли Росс и его коллега-психолог Эндрю Уорд выделили три взаимосвязанных предположения или «принципа», составляющих наивный реализм. Они утверждают, что эти предположения подтверждаются обширными исследованиями в области социальной психологии, а также несколькими эмпирическими исследованиями. Согласно их модели, люди:

  • Верьте, что они видят мир объективно и непредвзято.
  • Ожидайте, что другие придут к тем же выводам, если они получат ту же информацию и интерпретируют ее рациональным образом.
  • Предположим, что другие, не разделяющие тех же взглядов, невежественны, иррациональны или предвзяты. [ 1 ]

История концепции

[ редактировать ]

Наивный реализм вытекает из субъективистской традиции в современной социальной психологии , которая уходит своими корнями к одному из основателей этой области, немецко-американскому психологу Курту Левину . [ 1 ] [ 6 ] Идеи Левина были во многом основаны на гештальт-психологии , школе мысли 20-го века, которая сосредоточилась на изучении психологических явлений в контексте, как частей целого. [ 7 ]

С 1920-х по 1940-е годы Левин разработал подход к изучению человеческого поведения, который он назвал теорией поля . [ 8 ] Теория поля предполагает, что поведение человека является функцией человека и окружающей среды . [ 9 ] Левин считал психологическую среду человека, или «жизненное пространство», субъективным и , следовательно, отличным от физической реальности. [ 4 ]

В этот период субъективистские идеи распространились и в других областях психологии . Например, психолог развития Жан Пиаже утверждал, что дети смотрят на мир через эгоцентрическую призму, и им трудно отделить свои собственные убеждения от убеждений других. [ 10 ]

В 1940-х и 1950-х годах первые пионеры социальной психологии применили субъективистский взгляд на область социального восприятия . В 1948 году психологи Дэвид Кретч и Ричард Крачфилд утверждали, что люди воспринимают и интерпретируют мир в соответствии со своими «собственными потребностями, собственными коннотациями, собственной личностью, собственными ранее сформированными когнитивными моделями». [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ]

Социальный психолог Густав Иххайзер развил эту идею, отметив, как предвзятость в восприятии личности приводит к недопониманию в социальных отношениях . По словам Иххейзера, «мы склонны разрешать недоумение, возникающее из-за того, что другие люди видят мир иначе, чем мы видим его сами, заявляя, что эти другие из-за какого-то основного интеллектуального и морального дефекта неспособны видеть вещи». такими, какие они есть на самом деле» и реагировать на них «нормальным образом». Таким образом, мы, конечно, подразумеваем, что вещи на самом деле такие, какими мы их видим, и что наш образ жизни является нормальным. [ 13 ]

Соломон Аш , выдающийся социальный психолог , который также был воспитан в традиции гештальта , утверждал, что люди расходятся во мнениях, потому что они основывают свои суждения на разных интерпретациях или способах взгляда на различные проблемы. [ 6 ] [ 14 ] Однако они пребывают в иллюзии, что их суждения о социальном мире объективны. «Этот подход, который был удачно описан как наивный реализм, не видит проблемы в факте восприятия или познания окружающего. Вещи являются такими, какими они кажутся; они обладают только теми качествами, которые они обнаруживают при взгляде и осязании», — сказал он. писал в своем учебнике «Социальная психология» в 1952 году. «Однако такое отношение не описывает действительные условия нашего познания окружающей среды». [ 15 ]

Экспериментальные доказательства

[ редактировать ]

«Они видели игру»

[ редактировать ]

В плодотворном исследовании по социальной психологии , которое было опубликовано в статье в 1954 году, студенты из Дартмута и Принстона смотрели видеозапись жаркого футбольного матча между двумя школами. [ 16 ] Хотя они смотрели одни и те же кадры, болельщики обеих школ восприняли игру совершенно по-разному. Студенты Принстона «видели», как команда Дартмута допустила в два раза больше нарушений, чем их собственная команда, а также они увидели, что команда допустила вдвое больше нарушений по сравнению с тем, что видели студенты Дартмута. Студенты Дартмута считали игру равной по уровню насилия, в которой виноваты обе стороны. Это исследование показало, что две группы воспринимали событие субъективно . другой стороной Каждая команда считала, что видит событие объективно и что восприятие события было ослеплено предвзятостью . [ 1 ]

Эффект ложного консенсуса

[ редактировать ]

Исследование 1977 года, проведенное Россом и его коллегами, предоставило первые доказательства когнитивной предвзятости , называемой эффектом ложного консенсуса , который представляет собой склонность людей переоценивать степень, в которой другие разделяют одни и те же взгляды. [ 17 ] Эта предвзятость была названа поддержкой первых двух принципов наивного реализма. [ 1 ] [ 5 ] В ходе исследования студентов спросили, будут ли они носить на территории кампуса табличку с надписью «Ешь у Джо». Затем их попросили указать, считают ли они, что другие студенты будут носить этот знак, и что они думают о студентах, которые готовы его носить или нет. Исследователи обнаружили, что студенты, согласившиеся носить знак, думали, что большинство студентов будут носить этот знак, и считали, что отказ носить знак более раскрывает личные качества их сверстников. И наоборот, студенты, которые отказались носить знак, думали, что большинство других студентов также откажутся, и что принятие приглашения более раскрывает определенные черты личности.

Эффект враждебных СМИ

[ редактировать ]

Феномен, называемый эффектом враждебных СМИ, демонстрирует, что сторонники могут рассматривать нейтральные события субъективно в соответствии со своими потребностями и ценностями и делать предположение, что те, кто интерпретирует событие по-другому, являются предвзятыми. В ходе исследования 1985 года произраильским и проарабским студентам было предложено посмотреть реальные новости о резне в Сабре и Шатиле в 1982 году , массовом убийстве палестинских беженцев (Валлоне, Ли Росс и Леппер, 1985). [ 5 ] [ 18 ] Исследователи обнаружили, что сторонники обеих сторон воспринимали освещение событий как предвзятое в пользу противоположной точки зрения и полагали, что люди, отвечающие за новостную программу, придерживались идеологических взглядов противоположной стороны.

Исследование «Музыкальная постукивание»

[ редактировать ]

Более эмпирические доказательства наивного реализма были получены в «исследовании музыкальной прослушивания», проведенном психологом Элизабет Ньютон в 1990 году. В исследовании участники были обозначены либо как «тэпперы», либо как «слушатели». Тепперам было предложено отстучать ритм известной песни, а «слушателям» было предложено попытаться идентифицировать песню. Хотя теперы ожидали, что слушатели угадают мелодию примерно в 50 процентах случаев, слушатели смогли идентифицировать ее только примерно в 2,5 процентах случаев. Это послужило подтверждением неудачи в восприятии перспективы со стороны прослушивающих, а также переоценки того, в какой степени другие будут участвовать в «слышании» песни во время ее прослушивания. [ 1 ]

Игра на Уолл-стрит

[ редактировать ]

В 2004 году Росс , Либерман и Сэмюэлс попросили консультантов жильцов общежития назначить студентов для участия в исследовании и указать, будут ли эти студенты сотрудничать или откажутся от него в первом раунде классической игры по принятию решений, называемой « Дилемма заключенного» . Игра знакомилась испытуемым одним из двух способов: ее называли либо «Игрой Уолл-стрит», либо «Игрой сообщества». Исследователи обнаружили, что учащиеся в условиях «Общественной игры» в два раза чаще сотрудничали, и что, похоже, не имело значения, были ли студенты ранее отнесены к категории «сотрудничающих» или «перебежчиков». Этот эксперимент продемонстрировал, что название игры оказало большее влияние на то, как учащиеся играли в игру, чем на личностные качества испытуемых. Более того, исследование показало, что консультанты общежитий не принимали достаточных поправок на субъективную интерпретацию игры. [ 1 ]

Последствия

[ редактировать ]

Наивный реализм заставляет людей преувеличивать различия между собой и другими. Психологи полагают, что это может спровоцировать и усугубить конфликт, а также создать препятствия для переговоров с помощью нескольких различных механизмов. [ 11 ]

Слепое пятно смещения

[ редактировать ]

Одно из последствий наивного реализма называется слепым пятном предвзятости , которое представляет собой способность распознавать когнитивные и мотивационные предубеждения у других, не осознавая при этом влияние предвзятости на себя. В исследовании, проведенном Пронином, Линем и Россом (2002), студенты Стэнфорда заполнили анкету о различных предубеждениях в социальных суждениях. [ 19 ] Участники указали, насколько они, по их мнению, восприимчивы к этим предубеждениям по сравнению со средним студентом. Исследователи обнаружили, что участники неизменно считали, что они менее склонны к предвзятости, чем их сверстники. В последующем исследовании студенты отвечали на вопросы об их личных качествах (например, насколько они внимательны) по сравнению с качествами других студентов. Большинство студентов считали, что их показатели по большинству характеристик выше среднего, что подтверждало когнитивную предвзятость, известную как эффект «лучше среднего» . Затем студентам сказали, что от 70 до 80 процентов людей становятся жертвами этой предвзятости. Когда их спросили о точности их самооценок, 63 процента студентов заявили, что их оценки были объективными, а 13 процентов студентов указали, что, по их мнению, их оценки были слишком скромными. [ 20 ]

Рис. 1. Реальные виды (вверху), восприятие видов «кругом» (средний), восприятие видов «треугольником» (внизу). (Смоделировано по аналогичным иллюстрациям, найденным в работах Robinson et al., 1995 и Ross & Ward, 1996.)

Ложная поляризация

[ редактировать ]

Когда человек не разделяет наших взглядов, третий принцип наивного реализма объясняет это несоответствие тремя возможностями. Человек либо подвергся воздействию другого набора информации, либо ленив или неспособен прийти к рациональному выводу, либо находится под искажающим влиянием, таким как предвзятость или личный интерес. [ 1 ] Это порождает явление, называемое ложной поляризацией, которое предполагает интерпретацию взглядов других как более радикальных, чем они есть на самом деле, и приводит к восприятию больших межгрупповых различий (см. рис. 1). [ 6 ] Люди предполагают, что воспринимают проблему объективно, тщательно рассматривая ее с разных точек зрения, в то время как другая сторона обрабатывает информацию сверху вниз . [ 21 ] Например, в исследовании, проведенном Робинсоном и др. В 1996 году сторонники абортов и выбора сильно переоценили крайность взглядов противоположной стороны, а также переоценили влияние идеологии на других членов своей группы. [ 22 ]

Реактивная девальвация

[ редактировать ]

Предположение о том, что взгляды других более радикальны, чем они есть на самом деле, может создать барьер для разрешения конфликта. В ходе опроса тротуаров, проведенного в 1980-х годах, пешеходы оценивали предложение по разоружению ядерного оружия (Stillinger et al., 1991). [ 23 ] Одной группе участников сказали, что это предложение было сделано американским президентом Рональдом Рейганом , в то время как другие думали, что предложение исходило от советского лидера Михаила Горбачева . Исследователи обнаружили, что 90 процентов участников, считавших, что предложение исходило от Рейгана, поддержали его, в то время как только 44 процента в группе Горбачева заявили о своей поддержке. Это обеспечило поддержку феномену, называемому реактивной девальвацией , который предполагает отказ от уступки со стороны противника на основании предположения, что уступка либо мотивирована личными интересами, либо менее ценна. [ 11 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Росс Л. и Уорд А. (1996). Наивный реализм в повседневной жизни: последствия социальных конфликтов и непонимания. В Т. Брауне, Э.С. Риде и Э. Туриэле (ред.), «Ценности и знания» (стр. 103–135). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  2. ^ Гриффин Д. и Росс Л. (1991). Субъективное толкование, социальные выводы и человеческое непонимание. В книге М. П. Занны (ред.), «Достижения экспериментальной социальной психологии» (стр. 319–359). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press. два : 10.1016/S0065-2601(08)60333-0
  3. ^ Наттолл, Джон (2002). Введение в философию . Мейден, Массачусетс: Уайли. ISBN  978-0-7456-1663-6 .
  4. ^ Jump up to: а б Хергенхан, Б. (2008). Введение в историю психологии . Cengage Обучение. ISBN  978-0-495-50621-8 .
  5. ^ Jump up to: а б с Росс, Л.; Леппер, М.; Уорд А. История социальной психологии: идеи, проблемы и вклад в теорию и применение . Ин Фиске, С.Т., Ин Гилберт, Д.Т., Ин Линдзи, Г., и Йонгсма, А.Е. (2010). Справочник по социальной психологии . Том 1. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли. два : 10.1002/9780470561119.socpsy001001
  6. ^ Jump up to: а б с Робинсон, Роберт Дж.; Келтнер, Дачер; Уорд, Эндрю; Росс, Ли (1995). «Фактические и предполагаемые различия в интерпретации:« наивный реализм »в межгрупповом восприятии и конфликте». Журнал личности и социальной психологии . 68 (3): 404–417. дои : 10.1037/0022-3514.68.3.404 . S2CID   16246373 .
  7. ^ Гештальт-психология. (2015). В Британской энциклопедии . Получено с http://www.britanica.com/science/Gestalt-psychology.
  8. ^ « Теория поля ». Международная энциклопедия социальных наук. 1968. Получено 17 ноября 2015 г. с сайта Encyclopedia.com.
  9. ^ Левин, Курт (1939). «Теория поля и эксперимент в социальной психологии: концепции и методы». Американский журнал социологии . 44 (6): 868–896. дои : 10.1086/218177 . S2CID   143603759 .
  10. ^ Пиаже, Ж. (1926) Язык и мышление ребенка . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс.
  11. ^ Jump up to: а б с Молуки С. и Пронин Э. (2015). Я и другие. В Э. Боргиде и Дж. А. Барге (ред.), Справочнике APA по личности и социальной психологии , Том 1: Отношения и социальное познание. Вашингтон, округ Колумбия: АПА. дои : 10.1037/14341-013
  12. ^ Креч, Д.; Кратчфилд, RS (1948). Теория и проблемы социальной психологии . Нью-Йорк: МакГроу Хилл. стр. 94 .
  13. ^ Иххайзер, Г. (1949). « Недоразумения в человеческих отношениях: исследование ложного социального восприятия ». Американский журнал социологии , Приложение к сентябрьскому выпуску, стр. 1–72.
  14. ^ Аш, SE (1940). «Исследования принципов суждений и отношений: II. Определение суждений группой и стандартами эго». Журнал социальной психологии . 12 (2): 433–465. дои : 10.1080/00224545.1940.9921487 .
  15. ^ Аш, Соломон (1952). Социальная психология . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc., стр. 46–47 .
  16. ^ Хасторф, Альберт Х.; Кантрил, Хэдли (1954). «Они видели игру; тематическое исследование». Журнал аномальной и социальной психологии . 49 (1): 129–134. дои : 10.1037/h0057880 . ПМИД   13128974 . S2CID   40577816 .
  17. ^ Росс, Ли; Грин, Дэвид; Хаус, Памела (1977). «Эффект ложного консенсуса»: эгоцентрическая предвзятость в процессах социального восприятия и атрибуции». Журнал экспериментальной социальной психологии . 13 (3): 279–301. дои : 10.1016/0022-1031(77)90049-х .
  18. ^ Валлоне, Роберт П.; Росс, Ли; Леппер, Марк Р. (1985). «Феномен враждебных СМИ: предвзятое восприятие и восприятие предвзятости СМИ при освещении резни в Бейруте». Журнал личности и социальной психологии . 49 (3): 577–585. дои : 10.1037/0022-3514.49.3.577 . ПМИД   4045697 . S2CID   16311781 .
  19. ^ Пронин, Эмили; Лин, Дэниел Ю.; Росс, Ли (2002). «Слепое пятно предвзятости: восприятие предвзятости в себе по сравнению с другими». Бюллетень личности и социальной психологии . 28 (3): 369–381. дои : 10.1177/0146167202286008 . S2CID   14259317 .
  20. ^ Московиц, ГБ Социальное познание: понимание себя и других . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Guilford Press, 2005.
  21. ^ Пронин, Э., Пуччо, Коннектикут, и Росс, Л. (2002). Понимание непонимания: Социально-психологические перспективы. В Т. Гилович, Д. Гриффин и Д. Канеман (ред.), Эвристика и предубеждения: психология интуитивного суждения. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511808098.038
  22. ^ Йост, Джон Т.; Майор, Бренда (2001). Психология легитимности: новые взгляды на идеологию, справедливость и межгрупповые отношения . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-78699-7 .
  23. ^ Росс, Ли (1995). « Реактивная девальвация в переговорах и разрешении конфликтов ». Кеннет Эрроу, Роберт Мнукин, Ли Росс, Амос Тверски, Роберт Б. Уилсон (ред.). Барьеры на пути разрешения конфликтов . Нью-Йорк: WW Norton & Co.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Росс Л. и Уорд А. (1995). Психологические барьеры разрешения споров. Достижения экспериментальной социальной психологии , Vol. 27. (стр. 255–304). Сан-Диего, Калифорния, США: Academic Press, ix, 317 стр. два : 10.1016/S0065-2601(08)60407-4
  • Лилиенфельд, Скотт О. (2010) 50 великих мифов популярной психологии: разрушение широко распространенных заблуждений о человеческом поведении. Чичестер, Западный Суссекс; Уайли-Блэквелл.
  • Пронин, Эмили; Гилович, Томас; Росс, Ли (2004). «Объективность глазами смотрящего: расходящиеся представления о предвзятости себя по сравнению с другими». Психологический обзор . 111 (3): 781–799. дои : 10.1037/0033-295X.111.3.781 . ПМИД   15250784 .
  • Либерман, В.; и др. (2011). «Наивный реализм и улавливание «мудрости диад» ». Журнал экспериментальной социальной психологии . 48 (2): 507–512. дои : 10.1016/j.jesp.2011.10.016 .
  • Келтнер, Дачер; Робинсон, Роберт Дж. (1993). «Воображаемые идеологические различия в эскалации и разрешении конфликтов». Международный журнал управления конфликтами . 4 (3): 249–262. дои : 10.1108/eb022728 .
  • Либерман, Варда; Сэмюэлс, Стивен М.; Росс, Ли (2004). «Название игры: предсказательная сила репутации по сравнению с ситуационными ярлыками при определении ходов игры в дилемме заключенного». Бюллетень личности и социальной психологии . 30 (9): 1175–1185. дои : 10.1177/0146167204264004 . ПМИД   15359020 . S2CID   19094952 .
  • Росс, Ли (2014). «Барьеры на пути к соглашению в асимметричном израильско-палестинском конфликте». Динамика асимметричного конфликта . 7 (2–3): 120–136. дои : 10.1080/17467586.2014.970565 . S2CID   144631018 .
  • Росс, Ли; Нисбетт, Ричард Э. (2011). Человек и ситуация: перспективы социальной психологии. Издательство Пинтер и Мартин. ISBN   978-1-905177-44-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1bbef1dacf656b86d39b4173c7e320d8__1717216500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/d8/1bbef1dacf656b86d39b4173c7e320d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Naïve realism (psychology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)