Наивный реализм (психология)
В социальной психологии наивный реализм — это человеческая склонность полагать, что мы видим мир вокруг нас объективно и что люди, которые с нами не согласны, должны быть неосведомленными, иррациональными или предвзятыми .
Наивный реализм обеспечивает теоретическую основу для ряда других когнитивных искажений , которые представляют собой систематические ошибки, когда дело доходит до мышления и принятия решений. К ним относятся , среди прочего, эффект ложного консенсуса , предвзятость субъекта-наблюдателя , слепое пятно предвзятости и фундаментальная ошибка атрибуции .
Этот термин в том виде, в котором он используется сегодня в психологии , был придуман социальным психологом Ли Россом и его коллегами в 1990-х годах. [ 1 ] [ 2 ] Это связано с философской концепцией наивного реализма , которая заключается в том, что наши чувства позволяют нам воспринимать объекты напрямую и без каких-либо промежуточных процессов. [ 3 ] Социальные психологи в середине 20-го века выступили против этой позиции и вместо этого предположили, что восприятие по своей сути субъективно. [ 4 ]
Несколько выдающихся социальных психологов экспериментально изучали наивный реализм, в том числе Ли Росс , Эндрю Уорд, Дейл Гриффин, Эмили Пронин, Томас Гилович , Роберт Робинсон и Дачер Келтнер . В 2010 году « Справочник по социальной психологии» признал наивный реализм одним из «четырех с трудом завоеванных идей о человеческом восприятии , мышлении , мотивации и поведении , которые… представляют собой важный, действительно основополагающий вклад социальной психологии ». [ 5 ]
Основные предположения
[ редактировать ]Ли Росс и его коллега-психолог Эндрю Уорд выделили три взаимосвязанных предположения или «принципа», составляющих наивный реализм. Они утверждают, что эти предположения подтверждаются обширными исследованиями в области социальной психологии, а также несколькими эмпирическими исследованиями. Согласно их модели, люди:
- Верьте, что они видят мир объективно и непредвзято.
- Ожидайте, что другие придут к тем же выводам, если они получат ту же информацию и интерпретируют ее рациональным образом.
- Предположим, что другие, не разделяющие тех же взглядов, невежественны, иррациональны или предвзяты. [ 1 ]
История концепции
[ редактировать ]Наивный реализм вытекает из субъективистской традиции в современной социальной психологии , которая уходит своими корнями к одному из основателей этой области, немецко-американскому психологу Курту Левину . [ 1 ] [ 6 ] Идеи Левина были во многом основаны на гештальт-психологии , школе мысли 20-го века, которая сосредоточилась на изучении психологических явлений в контексте, как частей целого. [ 7 ]
С 1920-х по 1940-е годы Левин разработал подход к изучению человеческого поведения, который он назвал теорией поля . [ 8 ] Теория поля предполагает, что поведение человека является функцией человека и окружающей среды . [ 9 ] Левин считал психологическую среду человека, или «жизненное пространство», субъективным и , следовательно, отличным от физической реальности. [ 4 ]
В этот период субъективистские идеи распространились и в других областях психологии . Например, психолог развития Жан Пиаже утверждал, что дети смотрят на мир через эгоцентрическую призму, и им трудно отделить свои собственные убеждения от убеждений других. [ 10 ]
В 1940-х и 1950-х годах первые пионеры социальной психологии применили субъективистский взгляд на область социального восприятия . В 1948 году психологи Дэвид Кретч и Ричард Крачфилд утверждали, что люди воспринимают и интерпретируют мир в соответствии со своими «собственными потребностями, собственными коннотациями, собственной личностью, собственными ранее сформированными когнитивными моделями». [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ]
Социальный психолог Густав Иххайзер развил эту идею, отметив, как предвзятость в восприятии личности приводит к недопониманию в социальных отношениях . По словам Иххейзера, «мы склонны разрешать недоумение, возникающее из-за того, что другие люди видят мир иначе, чем мы видим его сами, заявляя, что эти другие из-за какого-то основного интеллектуального и морального дефекта неспособны видеть вещи». такими, какие они есть на самом деле» и реагировать на них «нормальным образом». Таким образом, мы, конечно, подразумеваем, что вещи на самом деле такие, какими мы их видим, и что наш образ жизни является нормальным. [ 13 ]
Соломон Аш , выдающийся социальный психолог , который также был воспитан в традиции гештальта , утверждал, что люди расходятся во мнениях, потому что они основывают свои суждения на разных интерпретациях или способах взгляда на различные проблемы. [ 6 ] [ 14 ] Однако они пребывают в иллюзии, что их суждения о социальном мире объективны. «Этот подход, который был удачно описан как наивный реализм, не видит проблемы в факте восприятия или познания окружающего. Вещи являются такими, какими они кажутся; они обладают только теми качествами, которые они обнаруживают при взгляде и осязании», — сказал он. писал в своем учебнике «Социальная психология» в 1952 году. «Однако такое отношение не описывает действительные условия нашего познания окружающей среды». [ 15 ]
Экспериментальные доказательства
[ редактировать ]«Они видели игру»
[ редактировать ]В плодотворном исследовании по социальной психологии , которое было опубликовано в статье в 1954 году, студенты из Дартмута и Принстона смотрели видеозапись жаркого футбольного матча между двумя школами. [ 16 ] Хотя они смотрели одни и те же кадры, болельщики обеих школ восприняли игру совершенно по-разному. Студенты Принстона «видели», как команда Дартмута допустила в два раза больше нарушений, чем их собственная команда, а также они увидели, что команда допустила вдвое больше нарушений по сравнению с тем, что видели студенты Дартмута. Студенты Дартмута считали игру равной по уровню насилия, в которой виноваты обе стороны. Это исследование показало, что две группы воспринимали событие субъективно . другой стороной Каждая команда считала, что видит событие объективно и что восприятие события было ослеплено предвзятостью . [ 1 ]
Эффект ложного консенсуса
[ редактировать ]Исследование 1977 года, проведенное Россом и его коллегами, предоставило первые доказательства когнитивной предвзятости , называемой эффектом ложного консенсуса , который представляет собой склонность людей переоценивать степень, в которой другие разделяют одни и те же взгляды. [ 17 ] Эта предвзятость была названа поддержкой первых двух принципов наивного реализма. [ 1 ] [ 5 ] В ходе исследования студентов спросили, будут ли они носить на территории кампуса табличку с надписью «Ешь у Джо». Затем их попросили указать, считают ли они, что другие студенты будут носить этот знак, и что они думают о студентах, которые готовы его носить или нет. Исследователи обнаружили, что студенты, согласившиеся носить знак, думали, что большинство студентов будут носить этот знак, и считали, что отказ носить знак более раскрывает личные качества их сверстников. И наоборот, студенты, которые отказались носить знак, думали, что большинство других студентов также откажутся, и что принятие приглашения более раскрывает определенные черты личности.
Эффект враждебных СМИ
[ редактировать ]Феномен, называемый эффектом враждебных СМИ, демонстрирует, что сторонники могут рассматривать нейтральные события субъективно в соответствии со своими потребностями и ценностями и делать предположение, что те, кто интерпретирует событие по-другому, являются предвзятыми. В ходе исследования 1985 года произраильским и проарабским студентам было предложено посмотреть реальные новости о резне в Сабре и Шатиле в 1982 году , массовом убийстве палестинских беженцев (Валлоне, Ли Росс и Леппер, 1985). [ 5 ] [ 18 ] Исследователи обнаружили, что сторонники обеих сторон воспринимали освещение событий как предвзятое в пользу противоположной точки зрения и полагали, что люди, отвечающие за новостную программу, придерживались идеологических взглядов противоположной стороны.
Исследование «Музыкальная постукивание»
[ редактировать ]Более эмпирические доказательства наивного реализма были получены в «исследовании музыкальной прослушивания», проведенном психологом Элизабет Ньютон в 1990 году. В исследовании участники были обозначены либо как «тэпперы», либо как «слушатели». Тепперам было предложено отстучать ритм известной песни, а «слушателям» было предложено попытаться идентифицировать песню. Хотя теперы ожидали, что слушатели угадают мелодию примерно в 50 процентах случаев, слушатели смогли идентифицировать ее только примерно в 2,5 процентах случаев. Это послужило подтверждением неудачи в восприятии перспективы со стороны прослушивающих, а также переоценки того, в какой степени другие будут участвовать в «слышании» песни во время ее прослушивания. [ 1 ]
Игра на Уолл-стрит
[ редактировать ]В 2004 году Росс , Либерман и Сэмюэлс попросили консультантов жильцов общежития назначить студентов для участия в исследовании и указать, будут ли эти студенты сотрудничать или откажутся от него в первом раунде классической игры по принятию решений, называемой « Дилемма заключенного» . Игра знакомилась испытуемым одним из двух способов: ее называли либо «Игрой Уолл-стрит», либо «Игрой сообщества». Исследователи обнаружили, что учащиеся в условиях «Общественной игры» в два раза чаще сотрудничали, и что, похоже, не имело значения, были ли студенты ранее отнесены к категории «сотрудничающих» или «перебежчиков». Этот эксперимент продемонстрировал, что название игры оказало большее влияние на то, как учащиеся играли в игру, чем на личностные качества испытуемых. Более того, исследование показало, что консультанты общежитий не принимали достаточных поправок на субъективную интерпретацию игры. [ 1 ]
Последствия
[ редактировать ]Наивный реализм заставляет людей преувеличивать различия между собой и другими. Психологи полагают, что это может спровоцировать и усугубить конфликт, а также создать препятствия для переговоров с помощью нескольких различных механизмов. [ 11 ]
Слепое пятно смещения
[ редактировать ]Одно из последствий наивного реализма называется слепым пятном предвзятости , которое представляет собой способность распознавать когнитивные и мотивационные предубеждения у других, не осознавая при этом влияние предвзятости на себя. В исследовании, проведенном Пронином, Линем и Россом (2002), студенты Стэнфорда заполнили анкету о различных предубеждениях в социальных суждениях. [ 19 ] Участники указали, насколько они, по их мнению, восприимчивы к этим предубеждениям по сравнению со средним студентом. Исследователи обнаружили, что участники неизменно считали, что они менее склонны к предвзятости, чем их сверстники. В последующем исследовании студенты отвечали на вопросы об их личных качествах (например, насколько они внимательны) по сравнению с качествами других студентов. Большинство студентов считали, что их показатели по большинству характеристик выше среднего, что подтверждало когнитивную предвзятость, известную как эффект «лучше среднего» . Затем студентам сказали, что от 70 до 80 процентов людей становятся жертвами этой предвзятости. Когда их спросили о точности их самооценок, 63 процента студентов заявили, что их оценки были объективными, а 13 процентов студентов указали, что, по их мнению, их оценки были слишком скромными. [ 20 ]

Ложная поляризация
[ редактировать ]Когда человек не разделяет наших взглядов, третий принцип наивного реализма объясняет это несоответствие тремя возможностями. Человек либо подвергся воздействию другого набора информации, либо ленив или неспособен прийти к рациональному выводу, либо находится под искажающим влиянием, таким как предвзятость или личный интерес. [ 1 ] Это порождает явление, называемое ложной поляризацией, которое предполагает интерпретацию взглядов других как более радикальных, чем они есть на самом деле, и приводит к восприятию больших межгрупповых различий (см. рис. 1). [ 6 ] Люди предполагают, что воспринимают проблему объективно, тщательно рассматривая ее с разных точек зрения, в то время как другая сторона обрабатывает информацию сверху вниз . [ 21 ] Например, в исследовании, проведенном Робинсоном и др. В 1996 году сторонники абортов и выбора сильно переоценили крайность взглядов противоположной стороны, а также переоценили влияние идеологии на других членов своей группы. [ 22 ]
Реактивная девальвация
[ редактировать ]Предположение о том, что взгляды других более радикальны, чем они есть на самом деле, может создать барьер для разрешения конфликта. В ходе опроса тротуаров, проведенного в 1980-х годах, пешеходы оценивали предложение по разоружению ядерного оружия (Stillinger et al., 1991). [ 23 ] Одной группе участников сказали, что это предложение было сделано американским президентом Рональдом Рейганом , в то время как другие думали, что предложение исходило от советского лидера Михаила Горбачева . Исследователи обнаружили, что 90 процентов участников, считавших, что предложение исходило от Рейгана, поддержали его, в то время как только 44 процента в группе Горбачева заявили о своей поддержке. Это обеспечило поддержку феномену, называемому реактивной девальвацией , который предполагает отказ от уступки со стороны противника на основании предположения, что уступка либо мотивирована личными интересами, либо менее ценна. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Список когнитивных предубеждений
- Теория атрибуции
- Наивный цинизм
- Депрессивный реализм
- Эгоцентрическая предвзятость
- Эффект ложного консенсуса
- Слепое пятно смещения
- Проклятие знаний
- Предвзятость ретроспективного взгляда
- Эффект враждебных СМИ
- Поляризация отношения
- Реактивная девальвация
- Фундаментальная ошибка атрибуции
- Разрыв в эмпатии
- Горячий и холодный разрыв в эмпатии
- Предвзятость подтверждения
- Теория разума
- Задача на ложное убеждение
- Эффект прожектора
- Предвзятость актера и наблюдателя
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Росс Л. и Уорд А. (1996). Наивный реализм в повседневной жизни: последствия социальных конфликтов и непонимания. В Т. Брауне, Э.С. Риде и Э. Туриэле (ред.), «Ценности и знания» (стр. 103–135). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- ^ Гриффин Д. и Росс Л. (1991). Субъективное толкование, социальные выводы и человеческое непонимание. В книге М. П. Занны (ред.), «Достижения экспериментальной социальной психологии» (стр. 319–359). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press. два : 10.1016/S0065-2601(08)60333-0
- ^ Наттолл, Джон (2002). Введение в философию . Мейден, Массачусетс: Уайли. ISBN 978-0-7456-1663-6 .
- ^ Jump up to: а б Хергенхан, Б. (2008). Введение в историю психологии . Cengage Обучение. ISBN 978-0-495-50621-8 .
- ^ Jump up to: а б с Росс, Л.; Леппер, М.; Уорд А. История социальной психологии: идеи, проблемы и вклад в теорию и применение . Ин Фиске, С.Т., Ин Гилберт, Д.Т., Ин Линдзи, Г., и Йонгсма, А.Е. (2010). Справочник по социальной психологии . Том 1. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли. два : 10.1002/9780470561119.socpsy001001
- ^ Jump up to: а б с Робинсон, Роберт Дж.; Келтнер, Дачер; Уорд, Эндрю; Росс, Ли (1995). «Фактические и предполагаемые различия в интерпретации:« наивный реализм »в межгрупповом восприятии и конфликте». Журнал личности и социальной психологии . 68 (3): 404–417. дои : 10.1037/0022-3514.68.3.404 . S2CID 16246373 .
- ^ Гештальт-психология. (2015). В Британской энциклопедии . Получено с http://www.britanica.com/science/Gestalt-psychology.
- ^ « Теория поля ». Международная энциклопедия социальных наук. 1968. Получено 17 ноября 2015 г. с сайта Encyclopedia.com.
- ^ Левин, Курт (1939). «Теория поля и эксперимент в социальной психологии: концепции и методы». Американский журнал социологии . 44 (6): 868–896. дои : 10.1086/218177 . S2CID 143603759 .
- ^ Пиаже, Ж. (1926) Язык и мышление ребенка . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс.
- ^ Jump up to: а б с Молуки С. и Пронин Э. (2015). Я и другие. В Э. Боргиде и Дж. А. Барге (ред.), Справочнике APA по личности и социальной психологии , Том 1: Отношения и социальное познание. Вашингтон, округ Колумбия: АПА. дои : 10.1037/14341-013
- ^ Креч, Д.; Кратчфилд, RS (1948). Теория и проблемы социальной психологии . Нью-Йорк: МакГроу Хилл. стр. 94 .
- ^ Иххайзер, Г. (1949). « Недоразумения в человеческих отношениях: исследование ложного социального восприятия ». Американский журнал социологии , Приложение к сентябрьскому выпуску, стр. 1–72.
- ^ Аш, SE (1940). «Исследования принципов суждений и отношений: II. Определение суждений группой и стандартами эго». Журнал социальной психологии . 12 (2): 433–465. дои : 10.1080/00224545.1940.9921487 .
- ^ Аш, Соломон (1952). Социальная психология . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc., стр. 46–47 .
- ^ Хасторф, Альберт Х.; Кантрил, Хэдли (1954). «Они видели игру; тематическое исследование». Журнал аномальной и социальной психологии . 49 (1): 129–134. дои : 10.1037/h0057880 . ПМИД 13128974 . S2CID 40577816 .
- ^ Росс, Ли; Грин, Дэвид; Хаус, Памела (1977). «Эффект ложного консенсуса»: эгоцентрическая предвзятость в процессах социального восприятия и атрибуции». Журнал экспериментальной социальной психологии . 13 (3): 279–301. дои : 10.1016/0022-1031(77)90049-х .
- ^ Валлоне, Роберт П.; Росс, Ли; Леппер, Марк Р. (1985). «Феномен враждебных СМИ: предвзятое восприятие и восприятие предвзятости СМИ при освещении резни в Бейруте». Журнал личности и социальной психологии . 49 (3): 577–585. дои : 10.1037/0022-3514.49.3.577 . ПМИД 4045697 . S2CID 16311781 .
- ^ Пронин, Эмили; Лин, Дэниел Ю.; Росс, Ли (2002). «Слепое пятно предвзятости: восприятие предвзятости в себе по сравнению с другими». Бюллетень личности и социальной психологии . 28 (3): 369–381. дои : 10.1177/0146167202286008 . S2CID 14259317 .
- ^ Московиц, ГБ Социальное познание: понимание себя и других . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Guilford Press, 2005.
- ^ Пронин, Э., Пуччо, Коннектикут, и Росс, Л. (2002). Понимание непонимания: Социально-психологические перспективы. В Т. Гилович, Д. Гриффин и Д. Канеман (ред.), Эвристика и предубеждения: психология интуитивного суждения. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511808098.038
- ^ Йост, Джон Т.; Майор, Бренда (2001). Психология легитимности: новые взгляды на идеологию, справедливость и межгрупповые отношения . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78699-7 .
- ^ Росс, Ли (1995). « Реактивная девальвация в переговорах и разрешении конфликтов ». Кеннет Эрроу, Роберт Мнукин, Ли Росс, Амос Тверски, Роберт Б. Уилсон (ред.). Барьеры на пути разрешения конфликтов . Нью-Йорк: WW Norton & Co.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Росс Л. и Уорд А. (1995). Психологические барьеры разрешения споров. Достижения экспериментальной социальной психологии , Vol. 27. (стр. 255–304). Сан-Диего, Калифорния, США: Academic Press, ix, 317 стр. два : 10.1016/S0065-2601(08)60407-4
- Лилиенфельд, Скотт О. (2010) 50 великих мифов популярной психологии: разрушение широко распространенных заблуждений о человеческом поведении. Чичестер, Западный Суссекс; Уайли-Блэквелл.
- Пронин, Эмили; Гилович, Томас; Росс, Ли (2004). «Объективность глазами смотрящего: расходящиеся представления о предвзятости себя по сравнению с другими». Психологический обзор . 111 (3): 781–799. дои : 10.1037/0033-295X.111.3.781 . ПМИД 15250784 .
- Либерман, В.; и др. (2011). «Наивный реализм и улавливание «мудрости диад» ». Журнал экспериментальной социальной психологии . 48 (2): 507–512. дои : 10.1016/j.jesp.2011.10.016 .
- Келтнер, Дачер; Робинсон, Роберт Дж. (1993). «Воображаемые идеологические различия в эскалации и разрешении конфликтов». Международный журнал управления конфликтами . 4 (3): 249–262. дои : 10.1108/eb022728 .
- Либерман, Варда; Сэмюэлс, Стивен М.; Росс, Ли (2004). «Название игры: предсказательная сила репутации по сравнению с ситуационными ярлыками при определении ходов игры в дилемме заключенного». Бюллетень личности и социальной психологии . 30 (9): 1175–1185. дои : 10.1177/0146167204264004 . ПМИД 15359020 . S2CID 19094952 .
- Росс, Ли (2014). «Барьеры на пути к соглашению в асимметричном израильско-палестинском конфликте». Динамика асимметричного конфликта . 7 (2–3): 120–136. дои : 10.1080/17467586.2014.970565 . S2CID 144631018 .
- Росс, Ли; Нисбетт, Ричард Э. (2011). Человек и ситуация: перспективы социальной психологии. Издательство Пинтер и Мартин. ISBN 978-1-905177-44-8 .