Теория поля (психология)
В топологической и векторной психологии теория поля — это психологическая теория, которая исследует закономерности взаимодействия между человеком и всем полем или средой. Эта концепция впервые появилась в психологии, имея корни в целостной перспективе гештальт- теорий. Его разработал Курт Левин , гештальт-психолог, в 1940-х годах.
Теорию поля Левина можно выразить формулой : B = f(p,e), что означает, что поведение (B) является функцией человека (p) и его культурной среды (e). [1]
История
[ редактировать ]Ранние философы считали, что тело имеет разумную внутреннюю природу, которая помогает направлять наши мысли и тело. Эта интуитивная сила, наша душа, считалась обладающей высшим контролем над всем нашим существом. Однако эта точка зрения изменилась во время интеллектуальной революции 17 века. [2] Разум и тело были постоянно развивающейся концепцией, которая привлекла большое внимание таких людей, как Декарт , Локк и Кант . начиная с веры в то, что разум и тело взаимодействуют, и заканчивая мыслью, что разум полностью отделен от тела. Рационалистические и эмпирические взгляды глубоко укоренились в понимании этого явления, Теория поля возникла, когда Левин считал, что поведение человека состоит из множества различных взаимодействий. Он считал, что у людей есть динамичные мысли, силы и эмоции, которые меняют их поведение, чтобы отразить их нынешнее состояние.
Влияние Курта Левина
[ редактировать ]Курт Левин родился в Германии в 1890 году. Первоначально он хотел заниматься бихевиоризмом , но позже обнаружил интерес к гештальт-психологии, когда служил добровольцем в немецкой армии в 1914 году. После мировой войны он продолжил работу в Психологическом институте Берлинского университета. 1. Там он работал с двумя основоположниками гештальт-психологии, Максом Вертхаймером и Вольфгангом Кёлером . [1] Когда Левин переехал в США, он стал больше интересоваться проблемами реального мира и необходимостью понимать и изменять человеческое поведение. Его желание и личное участие в гештальт-психологии привели к развитию его теории поля. [1] Теория поля Левина делала упор на межличностные конфликты , отдельные личности и ситуационные переменные. Он предположил, что поведение является результатом деятельности человека и его окружения. [3] Рассматривая социальное окружение человека и его влияние на его динамическое поле, Левин также обнаружил, что психологическое состояние человека влияет на его социальное поле. [4]
Желая сместить фокус психологии с взглядов Аристотеля на подход Галилея, он считал, что психология должна следовать за физикой. Опираясь как на математику, так и на физику , Левин использовал концепцию поля, фокуса опыта, личных потребностей и топографии для отображения пространственных отношений. Левин создал правило теории поля, согласно которому анализ может начинаться только с ситуации, представленной в целом, поэтому для того, чтобы произошли изменения, необходимо рассмотреть всю ситуацию. Кажется, что люди повторяют одни и те же неудачные попытки расти и развиваться, и теория поля делает вывод, что это повторение исходит от сил внутри наших полей. Чтобы отобразить это психологическое поле, Левин построил «топологические карты», показывающие взаимосвязанные области и указывающие направления целей людей. [5]
Основные принципы
[ редактировать ]Жизненное пространство
[ редактировать ]Идея о том, что поведение человека в любой момент времени проявляется только в рамках сосуществующих факторов текущего «жизненного пространства» или «психологического поля». Итак, жизненное пространство – это совокупность всех факторов, влияющих на поведение человека в любой момент времени. Следовательно, поведение можно выразить как функцию жизненного пространства B=ƒ(LS). Более того, взаимодействие человека (П) и окружающей среды (Е) порождает это жизненное пространство. В символическом выражении B=ƒ(LS)=F(P,E). [6] Примером более сложной концепции жизненного пространства является идея о том, что переживание ситуации двумя людьми может стать одним, когда они разговаривают вместе. Этого не произойдет, если два человека не взаимодействуют друг с другом, например, находятся в одной комнате, но не разговаривают друг с другом. Это объединенное пространство может быть «застроено» по мере того, как два человека разделяют больше идей и вместе создают более сложное жизненное пространство. [7]
Среда
[ редактировать ]Среда , как она проявляется в жизненном пространстве, относится к объективной ситуации, в которой человек воспринимает и действует. Среда жизненного пространства (Е) полностью субъективна в каждом контексте, поскольку зависит не только от объективной ситуации, но и от особенностей личности (П). [6] Чтобы составить карту жизненного пространства человека, необходимо рассмотреть все аспекты сознательного и бессознательного окружения человека. [1] Комбинированное состояние, находящееся под влиянием окружающей среды, а также точки зрения человека, сознательного и бессознательного, следует рассматривать как единое целое. Хотя каждую часть можно рассматривать как отдельную сущность, для наблюдения за ситуацией в целом необходимо принять во внимание все исходные данные. [1]
Человек
[ редактировать ]Левин применил термин «человек» тремя разными способами.
- Свойства/характеристики личности. (потребности, убеждения, ценности, способности)
- Способ представления по сути тех же психологических фактов самого «жизненного пространства».
- «Поведение себя». [6]
«Поведение себя можно рассматривать как восприятие человеком своих отношений с окружающей средой, которую он воспринимает». [6]
Развитие личности неизбежно влияет на жизненное пространство. Поскольку у человека происходят изменения в его теле или меняется его образ самого себя, это может вызвать нестабильность в области жизненного пространства. Дополнительно к нестабильности личности может привести нестабильность психологической среды или жизненного пространства. [8]
Поведение
[ редактировать ]Любые изменения внутри жизненного пространства подчиняются психологическим законам. можно считать действие человека (П) или изменение окружающей среды (Е), возникшее в результате указанного действия . Соответственно, поведением (Б) [6] Такое поведение может оказывать большое или маленькое влияние на все жизненное пространство. В любом случае, их необходимо учитывать. Теория поля утверждает, что поведение должно быть выведено из совокупности сосуществующих фактов. Эти сосуществующие факты составляют «динамическое поле». [9] Это означает, что состояние любой части поля зависит от любой другой его части. Сюда входят не только ментальные и физические поля, но и невидимые силы, такие как магнетизм и гравитация. Это можно уточнить, представив разницу, которую сила может действовать, действуя на расстоянии. При рассмотрении чего-то вроде влияния Луны на Землю становится ясно, что эффект существует, даже если он действует на большом расстоянии. [2] Поведение зависит от настоящего поля, а не от прошлого или будущего.
Развитие также играет важную роль в поведении в жизненном пространстве. С самого начала жизни поведение человека во всех отношениях формируется в соответствии с его или ее социальным положением. Это, конечно, поднимает социологическую дискуссию о природе и воспитании . Исследования экспериментальной психологии показали, что на формирование стремления, движущего фактора действий и проявлений (поведения), непосредственно влияет присутствие или отсутствие определенных личностей в жизненном пространстве человека. [8] Развитие ребенка закономерно ведет к открытию новых, неизведанных областей жизненного пространства. Переходные периоды, такие как подростковый возраст, характеризуются большим влиянием этих новых регионов. Поэтому вхождение подростка в новую социальную группу или жизненное пространство психологически можно рассматривать как вхождение в когнитивно неструктурированное поле. Это новое поле мешает человеку понять, какое поведение является уместным в этом поле. Считается, что это может привести к изменениям в поведении детей и подростков. [8]
Теория и экспериментальные данные
[ редактировать ]Согласно теории поля, жизнь человека состоит из множества различных пространств. Изображение 1 представляет собой пример всего поля или среды. На изображении 2 показан человек и его цель. На этом изображении видно, что существуют силы, подталкивающие человека к цели. Пунктирная линия — это все, через что нужно пройти, чтобы достичь своей цели, и как нужно пройти через множество разных пространств. У людей может быть одна и та же цель, но поле для ее достижения может быть разным. Поле человека можно скорректировать, чтобы получить в жизни максимум. Некоторые поля могут быть удалены, а некоторые добавлены, все зависит от определенных событий, происходящих в жизни человека. [1]
Теория поля также включает в себя идею о том, что у каждого человека свой опыт в зависимости от ситуации. Это не значит, что переживания события у двух людей не будут одинаковыми, но будет некоторая разница. Это приводит к мысли, что для человека не существует двух одинаковых переживаний, поскольку динамическое поле постоянно меняется. [7] Это означает, что динамическое поле подобно потоку, постоянно текущему и слегка меняющемуся. Еще одна часть теории поля — это идея о том, что ни одна часть поля человека не может рассматриваться как бессмысленная. Каждую часть общего поля следует рассматривать как имеющую возможное значение и важность. Это необходимо сделать независимо от того, насколько бессмысленной или неважной может показаться часть поля, ее все равно следует учитывать. [7] Совокупность индивидуального поля, кажется, не имеет границ, поскольку исследования показали, что даже детский опыт Второй мировой войны может повлиять на жизнь в дальнейшем из-за изменения поля. [7] Это хороший пример того, как может охватывать широкую теорию поля, поскольку предсознание человека может быть изменено из-за изменений поля, произошедших до какого-либо серьезного развития.
Прием и последствия
[ редактировать ]Теория поля — важный аспект гештальт-теории , доктрины, включающей множество важных методов и открытий. Это важнейший строительный блок, лежащий в основе концепций и приложений гештальт-психологов. Теория поля также является краеугольным камнем гештальт-терапии. [7] вместе с феноменологией и экзистенциалистским диалогом.
См. также
[ редактировать ]Основные публикации
[ редактировать ]- Левин, К. (1935). Динамическая теория личности. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- Левин, К. (1936). Принципы топологической психологии. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- Левин, К. (1938). Концептуальное представление и измерение психологических сил. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка.
- Левин, К. (1951). Теория поля в социальных науках. Нью-Йорк: Харпер.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Бернс, Бернард; Кук, Билл (2013). «Теория поля Курта Левина: обзор и переоценка». Международный журнал обзоров менеджмента . 15 (4): 408–425. дои : 10.1111/j.1468-2370.2012.00348.x . S2CID 142831688 .
- ^ Jump up to: а б Раммель, Р.Дж. «Теории психологического поля» . Проверено 13 октября 2014 г.
- ^ Черри, Кендра. «Биография Курта Левина (1890–1974)» . Об образовании . Архивировано из оригинала 07.11.2014 . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ Нил, Джеймс. «Теория поля – Курт Левин» . Дикая местность . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ Нойманн, Жан. «Правило Курта Левина-Теории Поля» . Тависток . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дойч, Мортон (1954). «Теория поля в социальной психологии» (PDF) . В Линдзи, Г.; Аронсон, Э. (ред.). Справочник по социальной психологии, Том. 1 (2-е изд.). стр. 412–487. Архивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2016 г. Проверено 29 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Парлет, Малькольм (1991). «Размышления о теории поля». Британский гештальт-журнал 1: 68–91. Проверено 31 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Левин, Курт (май 1939 г.). «Теория поля и эксперимент в социальной психологии». Американский журнал социологии . 44 (6): 868–896. дои : 10.1086/218177 . JSTOR 2769418 . S2CID 143603759 .
- ^ Мартин, Джон Леви (июль 2003 г.). «Что такое теория поля?». Американский журнал социологии . 109 (1): 1–49. дои : 10.1086/375201 . S2CID 142570658 .
Источники
[ редактировать ]- Сундберг, Норман (2001). Клиническая психология: развивающаяся теория, практика и исследования . Энглвуд Клиффс: Прентис Холл. ISBN 0-13-087119-2 .