перспектива
Взгляд на перспективу — это акт восприятия ситуации или понимания концепции с альтернативной точки зрения , например, точки зрения другого человека. [1]
Огромное количество научной литературы свидетельствует о том, что взгляд на перспективу имеет решающее значение для человеческого развития. [2] и что это может привести к множеству полезных результатов. [3] [4] Взгляд в перспективу также может быть возможен у некоторых животных, кроме человека. [5]
И теория, и исследования указывают на возраст, когда дети начинают смотреть на мир глазами, и на то, как эта способность развивается с течением времени. [2] [6] Исследования показывают, что некоторые люди, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующими проблемами поведения (например, оппозиционно-вызывающим расстройством ), [7] [8] или аутизм [9] возможно, у них снижена способность оценивать перспективу.
Исследования по оценке областей мозга, участвующих в восприятии перспективы, показывают, что могут быть задействованы несколько областей, включая префронтальную кору и предклинье . [10]
Взгляд на перспективу связан с другими теориями и концепциями, включая теорию разума. [11] и сочувствие . [12]
Определение
[ редактировать ]Принятие перспективы имеет место, когда человек рассматривает ситуацию с точки зрения другого. [1] [13] Взгляд на перспективу определяется по двум измерениям: перцептивному и концептуальному. [14]
Перцептивное восприятие перспективы — это способность понимать, как другой человек воспринимает вещи посредством своих органов чувств (т. е. визуально или слухово). [14] Большая часть литературы, посвященной перцептивному восприятию перспективы, фокусируется на визуальном восприятии перспективы: способности понять, как другой человек видит вещи в физическом пространстве. [6]
Концептуальное восприятие перспективы – это способность понимать и принимать точку зрения психологического опыта другого человека (т.е. мыслей, чувств и отношений). [14]
Связанные термины
[ редактировать ]Теория разума
[ редактировать ]Теория разума – это осознание того, что люди имеют индивидуальные психологические состояния, которые отличаются друг от друга. [15] В литературе, посвященной взглядам на перспективу, термины «взгляд на перспективу» и «теория разума» иногда используются как синонимы; в некоторых исследованиях используются задачи теории разума, чтобы проверить, занимается ли кто-то взглядом на перспективу. [16] Эти две концепции связаны, но различны: теория разума — это признание того, что у другого человека разные мысли и чувства, а принятие точки зрения — это способность принять точку зрения другого человека. [11]
Сочувствие
[ редактировать ]Эмпатия определяется как способность разделять те же эмоции, что и другой человек. [17] Эмпатия и взгляд на перспективу изучались вместе разными способами. Не всегда существует четкая грань между сочувствием и взглядом на ситуацию; эти две концепции часто изучаются вместе друг с другом и рассматриваются как связанные и похожие. Некоторые исследования различают эти две концепции и указывают на их различия. [1] в то время как в другой литературе выдвигается теория, что взгляд на перспективу является одним из компонентов эмпатии. [12] [18]
В разработке
[ редактировать ]Визуальный
[ редактировать ]Исследования оценили возраст, в котором люди способны воспринимать визуальную перспективу, и пришли к разным выводам.
В 1956 году Жан Пиаже и Бербель Инхельдер провели исследование, чтобы оценить способности маленьких детей воспринимать визуальную перспективу. Это исследование стало известно как проблема трёх гор . [2] Было обнаружено, что в возрасте от девяти до десяти лет дети могут успешно решить задачу о трех горах и, похоже, способны понять, что, когда кто-то стоит в другом месте (то есть на другой вершине горы), у него другой вид. Однако дети в возрасте восьми лет и младше с трудом справлялись с этой задачей. [2]
После этого классического исследования ряд исследований показал, что восприятие визуальной перспективы возможно уже в возрасте девяти лет. [19] [20] Например, исследование, в котором использовался другой метод оценки зрительного восприятия перспективы, показало, что дети могут успешно оценивать зрительную перспективу уже к четырем с половиной годам. [19] В этом исследовании дети четырех с половиной лет смогли понять, что тот, кто сидит ближе к картине, сможет ее лучше рассмотреть. Однако эти исследователи обнаружили, что дети в возрасте трех и трех с половиной лет с трудом справлялись с этой задачей, что привело их к выводу, что возрастной диапазон от трех до четырех с половиной лет может иметь решающее значение в перспективе. -принятие развития. [19]
Психолог развития Джон Х. Флавелл предположил, что по мере развития детей возникают два уровня восприятия визуальной перспективы: [6]
- Взгляд на перспективу уровня 1 определяется как способность понимать, что кто-то другой может видеть вещи по-другому, и понимать, что другой человек может видеть в физическом пространстве. [6] Например, можно понять, что, хотя какой-то объект может загораживать ему обзор, с того места, где стоит другой человек, он может видеть кошку в комнате.
- Взгляд на перспективу уровня 2 определяется как понимание того, что другой человек может видеть вещи в физическом пространстве по-другому, и понимание того, как эти объекты организованы с точки зрения этого другого человека. [6] Например, человек может понять, что с точки зрения другого человека он может видеть собаку справа, но с его собственной точки зрения собака находится слева.
Исследования изучали, когда дети способны продемонстрировать восприятие перспективы на уровне 1 и 2. Эти исследования показали, что дети в возрасте 24 месяцев [21] [22] и 14 месяцев [23] может быть способен участвовать в рассмотрении перспективы уровня 1 и понимать различные направления взгляда в зависимости от положения человека. [24] [25] Исследования также показывают, что дети могут проявлять перспективу второго уровня уже в возрасте двух с половиной лет. [26]
Исследования также показывают, что способность воспринимать визуальную перспективу улучшается с детства до взрослой жизни. [27] Например, сравнивая шестилетних, восьмилетних, десятилетних детей и взрослых (в среднем 19 лет) исследователи обнаружили, что с увеличением возраста людей задачи визуального определения перспективы могут выполняться с большей точностью. и скорость. [28]
Концептуальный
[ редактировать ]В теории когнитивного развития Пиаже он предполагает, что принятие перспективы начинается на стадии конкретных действий (третьей стадии), которая варьируется от семи до двенадцати лет. [29] На этом этапе вводится идея децентрации как когнитивной способности (децентрация — это способность учитывать то, как другие воспринимают различные аспекты данной ситуации). [29]
Другая теория принятия перспектив развития была создана Робертом Л. Селманом и названа теорией принятия социальных перспектив (или теорией принятия ролей ). Эта теория предполагает, что существует пять стадий развития, связанных с принятием точки зрения: от трех до шести лет (характеризуется эгоцентризмом или неспособностью думать о вещах с точки зрения другого человека) до подростков и взрослых (которые могут понять точку зрения другого человека). и чье понимание основано на распознавании окружающей среды и культуры другого человека). [30] Теория предполагает, что по мере того, как люди взрослеют от детства до взрослой жизни, их способность оценивать ситуацию улучшается. Исследования Селмана и его коллег показывают, что в разном возрасте дети могут по-разному смотреть на вещи. [31]
Другие исследования показывают, что дети могут начать принимать точку зрения другого человека, учитывая его чувства, мысли и отношения, уже в четырехлетнем возрасте. [14] [32]
У взрослых
[ редактировать ]Хотя различие между визуальным и когнитивным восприятием перспективы важно, некоторые авторы утверждают, что все формы восприятия перспективы основаны на одной и той же общей способности, и различные типы восприятия перспективы коррелируют. [33] [34]
Что касается зрительного восприятия перспективы у взрослых, Тверски и Хард (2009) показали, что наблюдатели склонны использовать точку зрения другого человека при описании пространственных отношений объектов. [35] Обработка других точек зрения может быть спонтанной и, согласно некоторым исследованиям, даже автоматической. [36]
Бывают также случаи, когда мы спонтанно оцениваем то, что видит другой человек, но допускаем систематические ошибки. Яркий пример: когда человек в сцене смотрит в зеркало, мы часто интерпретируем это так, как будто он видит себя, даже если макет делает это невозможным. Это явление известно как эффект Венеры. [37]
Области мозга
[ редактировать ]Визуальный
[ редактировать ]Исследования визуальной перспективы, фокусирующиеся на областях мозга, обычно проводятся путем сбора данных функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), в то время как участники выполняют задачи по определению перспективы. Например, участнику может быть показано изображение другого человека с объектами вокруг него и предложено принять точку зрения этого человека и указать количество объектов, которые он видит (визуальная перспектива уровня 1), и расположены ли объекты в справа или слева от другого человека (уровень визуального восприятия перспективы). [10] Пока участник выполняет это задание, он также проходит фМРТ-сканирование.
Метаанализ , в котором рассматривались исследования фМРТ по зрительному восприятию перспективы по состоянию на 2013 год, показал, что несколько областей мозга кластерно активируются во время этих задач по восприятию перспективы. Эти области включали левую префронтальную кору , предклинье и левый мозжечок . [10] Исследования показывают, что эти области мозга участвуют в принятии решений. [38] визуальные образы, [39] и внимание [40] соответственно [ нужны разъяснения ] .
Концептуальный
[ редактировать ]Исследования также показывают, что в формировании концептуальной точки зрения участвуют несколько областей мозга. Исследования проводились с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и предлагали участникам выполнить задачи, связанные с перспективой. Например, в одном исследовании участников, которые все были студентами-медиками, попросили рассмотреть базу знаний, которую мог бы иметь тот, кто не работал в медицинской области, в списке медицинских вопросов. [41]
Исследования показывают, что области, которые активируются во время когнитивного восприятия перспективы, включают, среди прочего, правую теменную долю и заднюю поясную извилину коры . [41] [42] Некоторые области, по-видимому, затрагиваются как тогда, когда люди представляют себя, так и когда они представляют точку зрения других. Например, когда участников просили представить себя участвующими в какой-то деятельности, а не другого человека, занимающегося этой деятельностью, активировались предклинье и дополнительная двигательная область (ДМА), что позволяет предположить, что в обеих задачах были задействованы зрительные образы и мысли о двигательных движениях. [42]
Дефицит
[ редактировать ]Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
[ редактировать ]Исследования показывают, что некоторым детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и сопутствующими расстройствами поведения может быть сложнее принять точку зрения. Исследования СДВГ показали, что у детей с этим диагнозом наблюдаются нарушения внимания и общения: [7] Им труднее принимать точку зрения других, чем детям, которые этого не делают. [8]
Аутизм
[ редактировать ]Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что дети с аутизмом могут быть способны к визуальному восприятию перспективы, но испытывают трудности с концептуальным восприятием перспективы. [43] Например, исследование, в котором сравнивались оценки восприятия перспективы у детей, у которых был диагностирован аутизм, с детьми, у которых этого диагноза не было, не выявило существенной разницы в оценках на уровне 1 и уровне 2 визуальной перспективы. Однако исследование показало, что детям с аутизмом гораздо труднее участвовать в концептуальных задачах, связанных с перспективой. [9]
В некоторых исследованиях изучались потенциальные вмешательства, которые могли бы помочь улучшить способность видеть перспективу у детей с аутизмом. Они предполагают, что видео может помочь научить таких детей навыкам восприятия перспективы. [44] [16] Одно интервенционное исследование с участием детей с аутизмом показало, что показ детям видео, на котором кто-то выполняет задачи, связанные с перспективой, и объяснение своих действий, приводит к улучшению способности оценивать перспективу. [16]
Результаты
[ редактировать ]Обилие литературы связывает способность видеть перспективу с другими видами поведения. Большая часть этой литературы посвящена концептуальному взгляду на проблему. [14]
Выгода
[ редактировать ]Концептуальный взгляд на ситуацию дает возможность лучше понять причину действий другого человека. Это также помогает вести социальные беседы приемлемым и дружелюбным способом.
Сочувствие
[ редактировать ]Многие исследования связывают взгляд на вещи с эмпатией . Психолог Марк Дэвис предположил, что эмпатия состоит из нескольких измерений. Чтобы оценить это, Дэвис разработал индекс межличностной реактивности (IRI). [12] IRI состоит из четырех субшкал: фантазия, эмпатическая озабоченность, личный дистресс и взгляд на перспективу. Подшкала определения точки зрения предлагает участникам сообщить, насколько вероятно, что они попытаются увидеть вещи с точки зрения другого человека. [12] Исследования с использованием этого широко цитируемого показателя показали, что взгляд на перспективу связан со многими просоциальными видами поведения. Одно исследование, в котором оценивались межкультурные данные в 63 странах с использованием IRI, пришло к выводу, что взгляд на точку зрения и эмпатическая забота связаны с волонтерством и доброжелательностью, а также с самооценкой и удовлетворенностью жизнью. [45]
Исследования показывают, что взгляд на перспективу приводит к эмпатическому беспокойству. [46] В этом исследовании проводится различие между двумя разными типами восприятия перспективы: размышлением о том, как бы вы действовали, чувствовали и вели себя в ситуации другого человека, и размышлением о том, как другой человек думает, чувствует и ведет себя в своей собственной ситуации. [46] Результаты этого исследования показывают, что размышления о том, как другой человек ведет себя и чувствует себя в своей ситуации, приводят к чувству сочувствия. Однако размышления о том, как человек повел бы себя в ситуации другого человека, приводят как к чувству сочувствия, так и к страданию. [46]
Исследования также показывают, что на переговорах принятие точки зрения другого человека и сопереживание ему могут привести к различным результатам. [ нужны разъяснения ] . Одно исследование показало, что люди, которые придерживались точки зрения, более эффективно заключали сделку с другим человеком и находили инновационные соглашения, удовлетворяющие обе стороны, по сравнению с теми, кто сочувствовал кому-то другому. [1]
Сочувствие и забота
[ редактировать ]Исследования показывают, что взгляд на перспективу связан с сочувствием к другим и просоциальным поведением у детей в возрасте 18 месяцев. [47] Исследование взаимодействия между братьями и сестрами показало, что малыши, которые были старшими братьями и сестрами, с большей вероятностью помогали заботиться о своих младших братьях и сестрах, когда они [ нужны разъяснения ] продемонстрировали более высокие способности к восприятию перспективы. [48]
Креативность
[ редактировать ]Взгляд на перспективу также связан с творчеством. Это увеличивает количество творческих идей, генерируемых в командной деятельности. [49] Одно исследование показывает, что взгляд на перспективу приводит к появлению более творческих и инновационных идей, особенно у участников, которые внутренне стремятся выполнить задачу. [4]
Предвзятость и снижение стереотипов
[ редактировать ]Многие исследования обнаруживают потенциальную пользу от взгляда на восприятие членов чужой группы. [ нужны разъяснения ] . Исследования по вопросу восприятия точки зрения, предвзятости и стереотипов обычно проводятся путем предложения участникам принять точку зрения другого человека, который отличается от них в определенных областях (т. е. молодых взрослых участников просят принять точку зрения пожилого человека или просят белых участников принять точку зрения чернокожего человека, увиденного на фотографии или видео). [3] Такие исследования показывают, что взгляд на точку зрения может привести к уменьшению стереотипов в отношении членов чужой группы. [50] улучшение отношения к другим, [51] и усиление помогающего поведения членов чужой группы [ нужны разъяснения ] . Взгляд на перспективу может привести к снижению внутригруппового фаворитизма. [50] Исследование неявных (или бессознательных) предубеждений показало, что принятие точки зрения может снизить баллы неявных предубеждений (согласно тесту неявных ассоциаций ), а также лучше распознавать неявную дискриминацию. [ нужны разъяснения ] [3]
В разногласиях
[ редактировать ]Исследование различий между разговором с кем-то, с кем вы согласны, и с кем-то, с кем вы не согласны, показало, что участники, которые не соглашались, имели улучшенную способность оценивать ситуацию и лучше запоминали разговор. [52]
Недостатки
[ редактировать ]Некоторые исследователи указывают на недостатки подхода к перспективе. Например, исследования показали, что предложение людям заняться решением задач, связанных с перспективой, может привести к усилению стереотипности цели, если считается, что цель обладает более стереотипными качествами. [53] и как принятие стереотипного поведения членов чужой группы. [54]
Другие животные
[ редактировать ]Исследования по оценке того, могут ли животные, кроме человека, успешно оценивать перспективу, не привели к последовательным выводам. Многие подобные исследования оценивают восприятие перспективы путем обучения животных выполнению конкретных задач или путем измерения того, насколько последовательно животные следят за взглядом человека. Способность успешно следить за взглядом другого человека может указывать на то, что животное осознает, что человек видит и обращает внимание на что-то, что отличается от того, что видят они. [55]
Исследование обезьян-пауков и обезьян-капуцинов показало, что эти приматы успешно выполняют задачи по созерцанию глаз. Это привело исследователей к выводу, что обезьяны продемонстрировали некоторую способность учитывать точку зрения другого человека. [55] Однако другое исследование показало, что макаки-резусы не справлялись с такими задачами по созерцанию глаз. [56]
Исследования показывают, что у собак сложное социальное понимание. [57] В одном исследовании ученые сказали собаке, что ей нельзя есть лакомство, а затем положили лакомство в доступное для собаки место. [5] Собаки с большей вероятностью съедали лакомство после того, как им было приказано не делать этого, если существовал барьер, скрывающий собаку от инструктора. Собаки с меньшей вероятностью съели бы лакомство, если бы барьер был меньшего размера или в нем было окно. Это исследование также показало, что собаки с трудом справляются с другими задачами, требующими зрительного внимания собаки. Эти исследователи предполагают, что это исследование предоставляет доказательства того, что собаки могут осознавать визуальные перспективы других. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Галинский А.Д., Мэддукс В.В., Гилин Д., Уайт Дж.Б. (апрель 2008 г.). «Почему стоит проникнуть в голову вашего оппонента: дифференциальные эффекты взгляда на точку зрения и сочувствия на переговорах». Психологическая наука . 19 (4): 378–84. дои : 10.1111/j.1467-9280.2008.02096.x . ПМИД 18399891 . S2CID 34508802 .
- ^ Jump up to: а б с д Пиаже Дж., Инхельдер Б., Лэнгдон Ф.Дж., Лунцер Дж.Л. (1967). Представление ребенка о пространстве . Нью-Йорк. ISBN 978-0393004083 . OCLC 444733 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Тодд А.Р., Боденхаузен Г.В., Ричесон Дж.А., Галинский А.Д. (июнь 2011 г.). «Перспектива борется с автоматическими проявлениями расовой предвзятости». Журнал личности и социальной психологии . 100 (6): 1027–42. CiteSeerX 10.1.1.470.8388 . дои : 10.1037/a0022308 . ПМИД 21381852 .
- ^ Jump up to: а б Грант AM, Берри Дж.В. (2011). «Необходимость других — мать изобретений: внутренние и просоциальные мотивации, взгляд на перспективу и творчество» . Журнал Академии менеджмента . 54 (1): 73–96. дои : 10.5465/amj.2011.59215085 . JSTOR 29780276 . S2CID 4526418 .
- ^ Jump up to: а б с Бройер Дж., Колл Дж., Томаселло М. (2004). «Визуальная перспектива у собак (Canis familiaris) при наличии препятствий». Прикладная наука о поведении животных . 88 (3–4): 299–317. дои : 10.1016/j.applanim.2004.03.004 .
- ^ Jump up to: а б с д и Флэвелл Дж. Х. (1977). «Развитие знаний о зрительном восприятии». Симпозиум Небраски по мотивации. Симпозиум Небраски по мотивации . 25 : 43–76. ПМИД 753993 .
- ^ Jump up to: а б Нильсен Э.С., Фечика А.М. (01 марта 2011 г.). «Модель коммуникативного взгляда на типичные и нетипичные группы детей». Обзор развития . 31 (1): 55–78. дои : 10.1016/j.dr.2011.07.001 .
- ^ Jump up to: а б Мартон И., Винер Дж., Роджерс М., Мур С., Таннок Р. (январь 2009 г.). «Эмпатия и социальная перспектива у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности». Журнал аномальной детской психологии . 37 (1): 107–18. дои : 10.1007/s10802-008-9262-4 . ПМИД 18712471 . S2CID 32318195 .
- ^ Jump up to: а б Рид Т., Петерсон С. (декабрь 1990 г.). «Сравнительное исследование эффективности субъектов, страдающих аутизмом, на двух уровнях визуальной и когнитивной перспективы». Журнал аутизма и нарушений развития . 20 (4): 555–67. дои : 10.1007/BF02216060 . ПМИД 2279973 . S2CID 31553257 .
- ^ Jump up to: а б с Шурц М., Айкхорн М., Мартин А., Пернер Дж. (2013). «Общие области мозга, участвующие в рассуждениях по ложным убеждениям и визуальной перспективе: метаанализ исследований функциональной визуализации мозга» . Границы человеческой неврологии . 7 : 712. дои : 10.3389/fnhum.2013.00712 . ПМЦ 3814428 . ПМИД 24198773 .
- ^ Jump up to: а б Харвуд, доктор медицинских наук, Фаррар, MJ (1 июня 2006 г.). «Противоречивые эмоции: связь между аффективным взглядом на точку зрения и теорией разума». Британский журнал психологии развития . 24 (2): 401–418. дои : 10.1348/026151005X50302 . ISSN 2044-835X .
- ^ Jump up to: а б с д Дэвис М.Х. (1983). «Измерение индивидуальных различий в эмпатии: доказательства многомерного подхода». Журнал личности и социальной психологии . 44 (1): 113–126. дои : 10.1037/0022-3514.44.1.113 . hdl : 10983/25968 .
- ^ Джераче А., День А, Кейси С., Мор П. (2013). «Исследовательское исследование процесса принятия точки зрения в межличностных ситуациях» . Журнал исследований взаимоотношений . 4 : e6, 1–12. дои : 10.1017/мл.2013.6 . hdl : 10536/DRO/DU:30055549 .
- ^ Jump up to: а б с д и Марвин Р.С., Гринберг М.Т., Мосслер Д.Г. (1976). «Раннее развитие концептуальной точки зрения: различие между несколькими точками зрения». Развитие ребенка . 47 (2): 511–514. дои : 10.2307/1128810 . JSTOR 1128810 .
- ^ Коркмаз Б (01.05.2011). «Теория разума и нарушений нервного развития в детстве» . Педиатрические исследования . 69 (5 часть 2): 101Р–108Р. дои : 10.1203/PDR.0b013e318212c177 . ПМИД 21289541 . S2CID 2675335 .
- ^ Jump up to: а б с Чарлоп-Кристи М.Х., Данешвар С. (2003). «Использование видеомоделирования для обучения детей с аутизмом перспективному восприятию». Журнал позитивных поведенческих вмешательств . 5 (1): 12–21. дои : 10.1177/10983007030050010101 . S2CID 144952720 .
- ^ Брайант Б.К. (1982). «Индекс эмпатии к детям и подросткам». Развитие ребенка . 53 (2): 413–425. дои : 10.2307/1128984 . JSTOR 1128984 . S2CID 144842891 .
- ^ Радзвилавичюс А.Л., Стюарт А.Дж., Плоткин Дж.Б. (апрель 2019 г.). «Эволюция эмпатической моральной оценки» . электронная жизнь . 8 : е44269. doi : 10.7554/eLife.44269 . ПМК 6488294 . ПМИД 30964002 .
- ^ Jump up to: а б с Флавелл Дж. Х., Флавелл Э. Ф., Грин Флорида, Уилкокс С. А. (1980). «Знания детей младшего возраста о зрительном восприятии: влияние расстояния наблюдателя от цели на четкость восприятия цели». Психология развития . 16 (1): 10–12. дои : 10.1037/0012-1649.16.1.10 .
- ^ Ньюкомб Н., Хаттенлохер Дж. (1992). «Ранняя способность детей решать проблемы с перспективой». Психология развития . 28 (4): 635–643. дои : 10.1037/0012-1649.28.4.635 .
- ^ Молл Х, Томаселло М (1 сентября 2006 г.). «Уровень 1 восприятия перспективы в возрасте 24 месяцев». Британский журнал психологии развития . 24 (3): 603–613. дои : 10.1348/026151005x55370 . ISSN 2044-835X .
- ^ Икеда, Аяка; Канакоги, Ясухиро; Хираи, Масахиро (16 февраля 2022 г.). «Способность видеть перспективу у детей 7 и 12 месяцев» . ПЛОС ОДИН . 17 (2): e0263653. Бибкод : 2022PLoSO..1763653I . дои : 10.1371/journal.pone.0263653 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 8849517 . ПМИД 35171927 .
- ^ Содиан Б., Термер С., Мец У. (март 2007 г.). «Теперь я это вижу, а вы нет: 14-месячные дети могут представлять визуальную точку зрения другого человека». Наука развития . 10 (2): 199–204. дои : 10.1111/j.1467-7687.2007.00580.x . ПМИД 17286844 .
- ^ Содиан, Беате; Термер, Клаудия; Мец, Ульрика (01 марта 2007 г.). «Теперь я это вижу, а вы нет: 14-месячные дети могут представлять визуальную точку зрения другого человека» . Наука развития . 10 (2): 199–204. дои : 10.1111/j.1467-7687.2007.00580.x . ПМИД 17286844 .
- ^ Икеда, Аяка; Канакоги, Ясухиро; Хираи, Масахиро (16 февраля 2022 г.). «Способность видеть перспективу у детей 7 и 12 месяцев» . ПЛОС ОДИН . 17 (2): e0263653. Бибкод : 2022PLoSO..1763653I . дои : 10.1371/journal.pone.0263653 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 8849517 . ПМИД 35171927 .
- ^ Молл Х, Мельцов А.Н. (01 марта 2011 г.). «Как это выглядит? Взгляд на перспективу второго уровня в возрасте 36 месяцев». Развитие ребенка . 82 (2): 661–73. CiteSeerX 10.1.1.385.1451 . дои : 10.1111/j.1467-8624.2010.01571.x . ПМИД 21410927 .
- ^ Сёртиз А.Д., Апперли И.А. (1 марта 2012 г.). «Эгоцентризм и автоматическое восприятие перспективы у детей и взрослых». Развитие ребенка . 83 (2): 452–60. CiteSeerX 10.1.1.1019.1497 . дои : 10.1111/j.1467-8624.2011.01730.x . ПМИД 22335247 .
- ^ Гзеш С.М., Сурбер К.Ф. (1985). «Навыки восприятия визуальной перспективы у детей». Развитие ребенка . 56 (5): 1204–1213. дои : 10.2307/1130235 . JSTOR 1130235 . ПМИД 4053740 .
- ^ Jump up to: а б Пиаже Дж (2001). Психология интеллекта . Лондон: Рутледж. ISBN 9780415254014 . OCLC 46944889 .
- ^ Сельман Р.Л. (1971). «Принимая точку зрения другого: развитие ролей в раннем детстве». Развитие ребенка . 42 (6): 1721–1734. дои : 10.2307/1127580 . JSTOR 1127580 .
- ^ Селман Р.Л., Бирн Д.Ф. (1974). «Структурно-развивающий анализ уровней принятия ролей в среднем детстве». Развитие ребенка . 45 (3): 803–806. дои : 10.2307/1127850 . JSTOR 1127850 . ПМИД 4143833 .
- ^ Мосслер Д.Г., Марвин Р.С., Гринберг М.Т. (1976). «Концептуальная перспектива с детьми от 2 до 6 лет». Психология развития . 12 (1): 85–86. дои : 10.1037/0012-1649.12.1.85 .
- ^ Канске П., Бёклер А., Траутвейн Ф.М., Парианен Лесеманн Ф.Х., Сингер Т. (2016). «Являются ли сильные эмпатисты лучшими ментализаторами? Доказательства независимости и взаимодействия между путями социального познания» . Социальная когнитивная и аффективная нейронаука . 11 (9): 1383–1392. doi : 10.1093/scan/nsw052 . ПМК 5015801 . ПМИД 27129794 .
- ^ Маттан, Б.Д., Ротштейн, П., Куинн, К.А. (2016). «Эмпатия и визуальная перспектива». Когнитивная нейронаука . 7 (1–4): 170–181. дои : 10.1080/17588928.2015.1085372 . ПМИД 26745546 . S2CID 1396937 .
- ^ Тверски Б., Хард Б.М. (2009). «Воплощенное и бестелесное познание: пространственная перспектива». Познание . 110 (1): 124–129. дои : 10.1016/j.cognition.2008.10.008 . ПМИД 19056081 . S2CID 15229389 .
- ^ Самсон, Д., Апперли, И.А., Брейтуэйт, Дж.Дж., Эндрюс, Б.Дж., БодлиСкотт, С.Э. (2010). «Видеть по-своему: свидетельства быстрого и непроизвольного вычисления того, что видят другие люди». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . 36 (5): 1255–1266. дои : 10.1037/a0018729 . ПМИД 20731512 .
- ^ Бертамини М., Латто Р., Спунер А. (2003). «Эффект Венеры: понимание людьми зеркальных отражений на картинах». Восприятие . 32 (5): 593–599. дои : 10.1068/p3418 . ПМИД 12854645 . S2CID 33410814 .
- ^ Барраклаф-ди-джей, Конрой М.Л., Ли Д. (апрель 2004 г.). «Префронтальная кора и принятие решений в игре со смешанной стратегией». Природная неврология . 7 (4): 404–10. дои : 10.1038/nn1209 . ПМИД 15004564 . S2CID 323396 .
- ^ Каванна А.Е., Trimble MR (март 2006 г.). «Предклинье: обзор его функциональной анатомии и поведенческих коррелятов» . Мозг . 129 (Часть 3): 564–83. дои : 10.1093/brain/awl004 . ПМИД 16399806 .
- ^ Готвальд Б., Михайлович З., Уайльд Б., Медорн Х.М. (1 января 2003 г.). «Способствует ли мозжечок определенным аспектам внимания?». Нейропсихология . 41 (11): 1452–60. дои : 10.1016/S0028-3932(03)00090-3 . ПМИД 12849763 . S2CID 37941321 .
- ^ Jump up to: а б Руби П., Десети Дж. (июнь 2003 г.). «Во что вы верите и во что, по вашему мнению, они верят: нейровизуализирующее исследование концептуального подхода». Европейский журнал неврологии . 17 (11): 2475–80. дои : 10.1046/j.1460-9568.2003.02673.x . ПМИД 12814380 . S2CID 16125688 .
- ^ Jump up to: а б Руби П., Десети Дж. (май 2001 г.). «Эффект субъективной точки зрения во время моделирования действия: ПЭТ-исследование агентства». Природная неврология . 4 (5): 546–50. дои : 10.1038/87510 . ПМИД 11319565 . S2CID 3116452 .
- ^ Барон-Коэн С. (сентябрь 1988 г.). «Социальный и прагматический дефицит при аутизме: когнитивный или аффективный?». Журнал аутизма и нарушений развития . 18 (3): 379–402. дои : 10.1007/bf02212194 . ПМИД 3049519 . S2CID 2050249 .
- ^ ЛеБлан Л.А., Коутс А.М., Данешвар С., Чарлоп-Кристи М.Х., Моррис С., Ланкастер Б.М. (2003). «Использование видеомоделирования и подкрепления для обучения детей с аутизмом навыкам восприятия перспективы» . Журнал прикладного анализа поведения . 36 (2): 253–7. дои : 10.1901/jaba.2003.36-253 . ПМЦ 1284438 . ПМИД 12858990 .
- ^ Чопик В.Дж., О'Брайен Э., Конрат Ш. (01.01.2017). «Различия в эмпатической озабоченности и взглядах в 63 странах». Журнал межкультурной психологии . 48 (1): 23–38. дои : 10.1177/0022022116673910 . hdl : 1805/14139 . ISSN 0022-0221 . S2CID 149314942 .
- ^ Jump up to: а б с Компакт-диск Бэтсона, Early S, Салварани G (02 июля 2016 г.). «Взгляд на перспективу: представление о том, что чувствует другой человек, и представление о том, как бы вы себя чувствовали». Бюллетень личности и социальной психологии . 23 (7): 751–758. дои : 10.1177/0146167297237008 . S2CID 145333456 .
- ^ Вайш А., Карпентер М., Томаселло М. (март 2009 г.). «Сочувствие через принятие аффективной точки зрения и его связь с просоциальным поведением малышей». Психология развития . 45 (2): 534–43. CiteSeerX 10.1.1.215.3105 . дои : 10.1037/a0014322 . ПМИД 19271837 .
- ^ Стюарт Р.Б., Марвин Р.С. (1984). «Отношения между братьями и сестрами: роль концептуальной точки зрения в онтогенезе ухода за братьями и сестрами». Развитие ребенка . 55 (4): 1322–1332. дои : 10.2307/1130002 . JSTOR 1130002 .
- ^ Хувер И.Дж., ван Книппенберг Д., ван Гинкель В.П., Баркема Х.Г. (сентябрь 2012 г.). «Поощрение командного творчества: учет перспективы как ключ к раскрытию потенциала разнообразия». Журнал прикладной психологии . 97 (5): 982–96. дои : 10.1037/a0029159 . ПМИД 22774764 . S2CID 23615180 .
- ^ Jump up to: а б Галинский А.Д., Московиц Г.Б. (2000). «Принятие точки зрения: уменьшение выражения стереотипов, доступности стереотипов и внутригруппового фаворитизма». Журнал личности и социальной психологии . 78 (4): 708–724. дои : 10.1037/0022-3514.78.4.708 . ПМИД 10794375 .
- ^ Весцио Т.К., Сехрист ГБ, член парламента Паолуччи (01 июля 2003 г.). «Принятие перспективы и уменьшение предрассудков: посредническая роль пробуждения сочувствия и ситуативной атрибуции». Европейский журнал социальной психологии . 33 (4): 455–472. дои : 10.1002/ejsp.163 . ISSN 1099-0992 .
- ^ Тьосволд Д., Джонсон Д.В. (1977). «Влияние разногласий на когнитивную перспективу». Журнал педагогической психологии . 69 (6): 679–685. дои : 10.1037/0022-0663.69.6.679 .
- ^ Скоринко Дж.Л., Синклер С., Конклин Л. (1 апреля 2012 г.). «Принятие перспективы формирует влияние репрезентаций значимых других». Я и идентичность . 11 (2): 170–184. дои : 10.1080/15298868.2010.517986 . ISSN 1529-8868 . S2CID 145620139 .
- ^ Галинский А.Д., Ван К.С., Ку Г (август 2008 г.). «Перспективные люди ведут себя более стереотипно». Журнал личности и социальной психологии . 95 (2): 404–19. дои : 10.1037/0022-3514.95.2.404 . ПМИД 18665710 .
- ^ Jump up to: а б Амичи Ф., Аурели Ф., Визалберги Э., Колл Дж. (ноябрь 2009 г.). «Обезьяны-пауки (Ateles geoffroyi) и обезьяны-капуцины (Cebus apella) следят за взглядом вокруг барьеров: свидетельства того, что можно увидеть перспективу?». Журнал сравнительной психологии . 123 (4): 368–74. дои : 10.1037/a0017079 . ПМИД 19929105 . S2CID 14267790 .
- ^ Андерсон-младший, Монтант М., Шмитт Д. (август 1996 г.). «Макаки-резусы не могут использовать направление взгляда в качестве подсказки экспериментатора в задаче по выбору объекта». Поведенческие процессы . 37 (1): 47–55. дои : 10.1016/0376-6357(95)00074-7 . ПМИД 24897158 . S2CID 19504558 .
- ^ Агнетта Б, Заяц Б, Томаселло М (01 декабря 2000 г.). «Подсказки о местоположении еды, которые используют и не используют домашние собаки (Canis Familiaris) разного возраста». Познание животных . 3 (2): 107–112. дои : 10.1007/s100710000070 . ISSN 1435-9448 . S2CID 24594183 .