Задача трёх гор
Задача «Три горы» — задача, разработанная Жаном Пиаже , психологом развития из Швейцарии. Пиаже разработал теорию психологии развития, основанную на когнитивном развитии. Когнитивное развитие, согласно его теории, проходило в четыре этапа. [ 1 ] Эти четыре стадии были классифицированы как сенсомоторная, предоперационная, конкретная операционная и формальная операционная стадии. «Задача трех гор» была разработана Пиаже, чтобы проверить, является ли мышление ребенка эгоцентричным . [ 2 ] что также было полезным индикатором того, находился ли ребенок на предоперационной или конкретной оперативной стадии когнитивного развития.
Методы
[ редактировать ]Целью Пиаже в «Проблеме трех гор» было исследование эгоцентризма в детском мышлении. Первоначальная установка задачи была такой:
Ребенок сидит за столом, перед которым представлена модель трех гор. Горы были разного размера и имели разные идентификаторы (на одной горе был снег, на другой был красный крест на вершине, на третьей была хижина). [ 3 ] Ребенку разрешили осуществлять круговое наблюдение за моделью. Рассмотрев модель, куклу расставляют в разных точках относительно ребенка и показывают 10 фотографий. Ребенку предстоит выбрать, какая из 10 фотографий лучше всего отражает вид куклы. С помощью этого задания были протестированы дети разного возраста, чтобы определить возраст, в котором дети начинают «децентрироваться» или принимать точку зрения других.
Выводы
[ редактировать ]Результаты показали, что в возрасте 4 лет дети выбирали фотографию, которая лучше всего отражала их точку зрения. [ 3 ] В 6 лет можно было увидеть осознание точки зрения, отличной от их собственной. Затем, к 7–8 годам, дети могут четко осознавать более одной точки зрения и последовательно выбирать правильную фотографию.
На предоперационном этапе
[ редактировать ]Можно провести различие между детьми, находящимися на дооперациональной стадии когнитивного развития , и на конкретно-операциональной стадии. Прототипический ребенок на предоперационной стадии не сможет справиться с задачей «Три горы». Ребенок выберет фотографию, которая лучше всего отражает его собственную точку зрения, а не точку зрения куклы.
Подразумевается, что выбор ребенка основан на эгоцентрическом мышлении. Эгоцентрическое мышление - это взгляд на мир исключительно с точки зрения ребенка, таким образом, «эгоцентрический ребенок предполагает, что другие люди видят, слышат и чувствуют точно так же, как и ребенок». [ 4 ] Это согласуется с результатами для дооперационного возраста, поскольку они выбрали фотографии, соответствующие их собственному мнению.
Аналогичным образом, эти результаты помогают Пиаже определить, в каком возрасте дети проявляют способность децентрировать свои мысли, что в противном случае проявляется в отклонении от эгоцентрического мышления. Дооперационные дети этого еще не достигли; их мышление центрировано, что определяется как склонность сосредотачиваться на одном существенном аспекте или одном измерении проблемы, одновременно игнорируя другие потенциально важные аспекты. [ 5 ]
На этапе конкретной эксплуатации
[ редактировать ]Понятие центрации наблюдается преимущественно у детей на дооперационном этапе когнитивного развития. [ 6 ] И наоборот, дети на конкретно-операциональной стадии демонстрируют децентрацию - способность распознавать альтернативные точки зрения и отходить от эгоцентрического мышления. Пиаже пришел к выводу, что к 7 годам дети могли сосредоточить свои мысли и признать точки зрения, отличные от их собственных. Об этом свидетельствовал последовательный и правильный отбор фотографий семи- и восьмилетними детьми в исследовании 1956 года.
Примером правильного ответа может быть ситуация, когда ребенок и кукла расположены на совершенно противоположных сторонах модели горы, при этом дерево со стороны ребенка и большая гора посередине действуют как визуальный барьер. Дооперациональный ребенок будет утверждать, что кукла может видеть дерево, тогда как конкретный оперативный ребенок выберет фотографию без дерева, поскольку гора достаточно велика, чтобы закрыть дерево от поля зрения куклы. Реальный оперативный ребенок справился бы с задачей «Задачи трех гор».
Последующие исследования
[ редактировать ]Высказывалась некоторая критика в отношении того, что задача о трех горах была слишком сложной для понимания детьми, что усугублялось дополнительным требованием сопоставить свой ответ с фотографией. В 1975 году Мартин Хьюз провел исследование под названием «Исследование куклы-полицейского». Две пересекающиеся стены использовались для создания разных квадрантов, а куклы-полицейские перемещались в разные места. Детей просили спрятать еще одну куклу, куклу-мальчика, подальше от взглядов обоих полицейских. Дети в возрасте от 3,5 до 5 лет 90% дали правильные ответы. Когда ставки были подняты и добавлены дополнительные стены и куклы-полицейские, 90% четырехлетних детей все же смогли выполнить задание. [ 7 ] Хьюз утверждал, что, поскольку это задание имело для ребенка больше смысла (гарантией этого служил вводный курс с одной полицейской куклой), дети могли демонстрировать потерю эгоцентрического мышления уже в четырехлетнем возрасте. [ 8 ]
Варианты задачи трех гор
[ редактировать ]Распространенная критика «проблемы трех гор» связана с ее сложностью. В 1975 году другой исследователь по имени Хелен Борке повторила задачу, используя территорию фермы с такими достопримечательностями, как озеро, животные, люди, деревья и здания. [ 9 ] Персонажа «Улицы Сезам» , Гровера, посадили в машину и возили по окрестностям. Когда он остановился, чтобы «посмотреть на пейзаж», детей спросили, как выглядел пейзаж с точки зрения Гроувера. Результаты показали, что дети уже в возрасте трех лет смогли добиться хороших результатов, и они продемонстрировали свидетельства перспективного подхода . [ 10 ] способность понять ситуацию с альтернативной точки зрения. Таким образом, оценка задачи Пиаже о трех горах показала, что использование предметов, более знакомых ребенку, и упрощение задачи приведет к результатам, отличным от исходного исследования. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бергер, Кэтлин Стассен (2014). Приглашение к продолжительности жизни (второе изд.). Нью-Йорк: Издательство Worth.
- ^ Пиаже, Жан; Инхедлер, Бербель (1969). Психология ребенка . Основные книги.
- ^ Jump up to: а б МакЛеод, С.А. «Пиаже | Когнитивная теория» . Просто Психология . Проверено 16 февраля 2015 г.
- ^ Пиаже, Дж. (1977). Роль действия в развитии мышления. В «Знаниях и развитии» (стр. 17–42). Спрингер США.
- ^ Крейн, Уильям К. (2005). Теории развития: концепции и приложения (Пятое изд.). Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. п. 108.
- ^ Пиаже, Жан (1968) [1964]. Шесть психологических исследований . Перевод Тензер, Анита; Элкинд, Дэвид. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Винтажные книги.
- ^ Сэммонс, А. (2010). «Испытания эгоцентризма» (PDF) . Psychlotron.org.uk . Проверено 19 февраля 2015 г.
- ^ Хьюз, М. (1975). Эгоцентризм у детей дошкольного возраста. Неопубликованная докторская диссертация. Эдинбургский университет.
- ^ Коул, Майкл, Шейла Р. Коул и Синтия Лайтфут. Развитие детей. Нью-Йорк: Стоит, 2004. Печать.
- ^ Галинский А., Мэддукс В., Гилин Д. и Уайт Дж. (2008). Почему стоит проникнуть в голову оппонента. Психологическая наука, 19 (4), 378–384.
- ^ Вуд, К.К., Смит, Х., Гроссниклаус, Д. (2001). Стадии когнитивного развития по Пиаже. В М. Ори (ред.), Новые взгляды на обучение, преподавание и технологии. Получено 17 февраля 2015 г. с http://epltt.coe.uga.edu/.