Jump to content

Центрация

В психологии центрация — это тенденция сосредотачиваться на одном существенном аспекте ситуации и игнорировать другие, возможно, важные аспекты. [1] Центрация, представленная швейцарским психологом Жаном Пиаже когнитивного развития в его теории стадий , представляет собой поведение, часто демонстрируемое на предоперационной стадии. [2] Пиаже утверждал, что эгоцентризм , общий элемент, ответственный за предоперационное бессистемное мышление детей, является причиной центрации. [2] Исследования центрации в первую очередь были проведены Пиаже, что было продемонстрировано в его задачах по сохранению, в то время как современные исследователи расширили его идеи.

Задачи по сохранению

[ редактировать ]

Пиаже использовал ряд задач для проверки научного мышления и рассуждения детей, многие из которых специально проверяли сохранение. Сохранение означает способность определять, что определенное количество останется неизменным, несмотря на изменение контейнера, формы или видимого размера. [1] Другие задачи сохранения включают сохранение числа, вещества, веса, объема и длины.

Возможно, самая известная задача, указывающая на центрацию, — это задача сохранения жидкости. В одной из версий, [3] Ребенку показывают два стакана А1 и А2, наполненные до одинаковой высоты. Ребенка спрашивают, содержат ли два стакана одинаковое количество жидкости, и ребенок почти всегда соглашается с этим. Далее экспериментатор переливает жидкость из А2 в стакан Р, который ниже и шире. Затем ребенка спрашивают, осталось ли количество жидкости прежним. На предоперационном этапе дети ответят, что количество жидкости разное: либо в более высоком стакане, либо в более широком стакане содержится больше жидкости. Однако, как только ребенок достигнет конкретной оперативной стадии, он придет к выводу, что количество жидкости осталось прежним.

Здесь центрация проявляется в том, что ребенок обращает внимание на одну сторону жидкости — высоту или ширину и из-за этого не может сохранять ее. Достигнув стадии конкретных операций, ребенок способен рассуждать о двух измерениях одновременно и осознавать, что изменение в одном измерении компенсирует изменение в другом. [1]

В задании по сохранению чисел Пиаже раздавал детям ряд подставок для яиц и связку яиц, располагая их рядами одинаковой длины, но не одинакового количества. [3] [4] Затем Пиаже попросил детей взять столько яиц, чтобы наполнить чашки, и когда дети попытались это сделать, они с удивлением обнаружили, что яиц у них было слишком много или слишком мало. Опять же, здесь присутствует центрация, когда ребенок обращает внимание на длину рядов, а не на числа внутри каждого ряда.

Дети продемонстрировали сохранение веса и длины, выполнив аналогичное задание. В этом случае детям показали два шарика Playdoh одинакового размера. [3] На вопрос, одинаковые они или нет, все дети ответили, что да. После этого Пиаже скатал один из шариков в более длинную нить и задал тот же вопрос: «Какой из них больше?». Дети, которые сосредоточивали внимание на длине Playdoh новой формы или ширине старого Playdoh, и часто говорили, что тот или иной был больше. Те дети, которые смогли сосредоточиться на обоих измерениях, как на длине, так и на ширине, смогли сказать, что оба комочка Playdoh были по-прежнему одинакового размера.

Эгоцентризм

[ редактировать ]

Пиаже считал, что в каждый период развития дефицит познавательного мышления можно отнести к понятию эгоцентризма . [5] Таким образом, эгоцентризм означает неспособность отличить свою точку зрения от точки зрения других, но не обязательно подразумевает эгоизм или тщеславие. [6] В речи дети эгоцентричны, когда рассматривают дела только со своей точки зрения. Например, маленький эгоцентричный мальчик может захотеть купить своей матери игрушечную машинку на день рождения. Это не было бы эгоистичным поступком, поскольку он преподнес бы ей подарок, но это было бы действие, не учитывающее тот факт, что машина может не понравиться матери. Ребенок будет предполагать, что его мать будет думать о том же, что и он сам, и поэтому будет рад получить в подарок игрушечную машинку. [7] Анимизм – приписывание жизни физическим объектам – также проистекает из эгоцентризма; дети предполагали, что все работает так же, как и они. Пока дети эгоцентричны, они не осознают, в какой степени каждый человек имеет личный, субъективный опыт. С точки зрения моральных рассуждений маленькие дети рассматривают правила с одной точки зрения, как абсолюты, переданные взрослыми или авторитетными фигурами. [8] [9] [10] Точно так же, как эгоцентричный ребенок смотрит на вещи с единой точки зрения, ребенок, которому не удается сохранить равновесие, сосредотачивается только на одном аспекте проблемы. Например, когда воду переливают из одного стакана в более короткий и широкий, ребенок «сосредотачивается» на одном поразительном измерении – разнице в росте. Ребенок не может «расцентроваться» и рассмотреть два аспекта ситуации одновременно. Центрацию, по сути, можно рассматривать как форму эгоцентризма в конкретных задачах, связанных с научными рассуждениями. [1]

настойчивость

[ редактировать ]

В то время как центрация является общей тенденцией для детей при выполнении различных когнитивных задач, персеверация , с другой стороны, представляет собой чрезмерную концентрацию. Персеверацию можно определить как постоянное повторение определенной реакции (например, слова, фразы или жеста) несмотря на отсутствие или прекращение действия стимула. Обычно это вызвано травмой головного мозга или другим органическим заболеванием. [11] В более широком смысле персеверация используется для описания широкого спектра бесфункционального поведения, возникающего из-за неспособности мозга либо подавить доминирующие реакции, либо позволить ему обычно переходить к другому поведению. Это включает в себя нарушение переключения установок и задач в социальном и других контекстах. [12]

Персеверация и центрация связаны между собой, поскольку центрация является основой персеверации, но сама персеверация рассматривается как симптом травмы. Если у взрослых персеверация представляет собой большую проблему, то центрация представляет собой дефицит детского мышления, который легче преодолеть посредством типичных достижений в развитии.

Децентрация

[ редактировать ]

Дети обычно достигают сохранения жидкости примерно к 7 годам. Когда они это сделают, они вступят в стадию конкретных операций. Преодоление центрации можно рассматривать в трех основных формах. Во-первых, ребенок может использовать аргумент идентичности – вы ничего не добавили и не убрали, поэтому он должен быть одинаковым. Во-вторых, можно использовать аргумент компенсации, когда ребенок утверждает, что высота одного стакана и ширина другого стакана уравновешивают друг друга. В-третьих, возможно инверсное рассуждение, когда ребенок может предположить, что они все те же, потому что вы можете перелить воду из широкого стакана обратно в высокий стакан, чтобы снова создать два одинаково выглядящих стакана. [13] В основе этих аргументов лежат логические операции – мыслительные действия, которые обратимы. Поскольку это умственные действия, ребенку на самом деле не обязательно совершать или видеть те преобразования, о которых он говорит. [1]

Пиаже утверждал, что дети спонтанно осваивают центрацию и сохранение. Переломный момент наступает, когда ребенок находится в состоянии внутреннего противоречия. [14] Это проявляется, когда ребенок сначала говорит, что в одном стакане больше, потому что он выше, чем говорит, что в другом больше, потому что он шире, а потом путается. Разрешив это внутреннее противоречие самим ребенком, с учетом многих сторон проблемы, он децентрируется и переходит на конкретную операционную стадию.

Многозадачность, проявляющаяся через когнитивную гибкость и смену установок, требует децентрации, чтобы внимание могло переключаться между несколькими важными объектами или ситуациями. Кроме того, децентрация важна для навыков чтения и математики, чтобы дети могли выйти за рамки отдельных букв и перейти к представленным словам и значениям. [15]

Другие исследования

[ редактировать ]

Как было показано ранее, аспектом количественного понимания, который больше всего интересовал Пиаже, была способность ребенка сохранять количества перед лицом изменений восприятия. Более поздние исследования не опровергли утверждение Пиаже о том, что полное понимание сохранения природы является конкретным практическим достижением. Однако недавние работы позволяют предположить, что могли существовать более ранние, частичные формы понимания, которые были упущены в его исследованиях. [16]

Следователи разными способами упрощали задачи по сохранению. Они сократили обычные словесные требования, например, позволив ребенку выбирать конфеты для еды или сок для питья, а не отвечать на вопросы «такой же» или «больше». Или они сделали контекст вопроса более естественным и знакомым, встроив задачу в продолжающуюся игру. Хотя такие изменения не устраняют полностью ошибку несохранения, они часто приводят к улучшению успеваемости предположительно предоперационных 4- и 5-летних детей. [17] [18] [19] Действительно, в простых ситуациях даже трехлетние дети могут продемонстрировать некоторые знания об инвариантности чисел. Исследование Рошель Гельман [20] представляет собой хороший пример. В ее исследовании трехлетние участники сначала играли в игру, в которой в ходе серии испытаний они узнали, что тарелка с тремя прикрепленными игрушечными мышами была «победителем», а тарелка с двумя игрушечными мышами была «победителем». неудачник." Затем, в ходе критического испытания, тарелка с тремя мышами была тайно трансформирована, будучи спрятанной. В некоторых случаях длина строки была изменена; в других случаях одну из мышей удаляли. Детей не смутило изменение длины, и продолжение обработки тарелки было победителем. Однако на фактическое изменение численности отреагировали совсем по-другому, что вызвало поисковое поведение и различные попытки объяснения. Таким образом, дети продемонстрировали понимание того, что число, по крайней мере в этой ситуации, должно оставаться неизменным.

Однако следует отметить, что исследования, призванные продемонстрировать более раннюю компетентность в решении задач сохранения, сами подверглись критике. [11] [21] В частности, эта критика предполагает, что методологические изменения в ранних исследованиях компетентности могут склонить детей младшего возраста к сохранению из-за механизмов более низкого уровня. Таким образом, выполнение детьми этих задач может быть связано скорее с механизмами восприятия, чем с когнитивными механизмами истинного сохранения и понимания инвариантности. Таким образом, дети могут быть просто чувствительны к удалению или добавлению информации, а не к сохранению информации при изменениях на дисплее.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Крэйн, Уильям (2011). Теории развития: концепции и приложения (6-е изд.). Сэддл-Ривер, Нью-Джерси: Pearson Education.
  2. ^ Jump up to: а б Пиаже, Жан (1968) [1964]. Шесть психологических исследований . Перевод Тензер, Анита; Элкинд, Дэвид. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Винтажные книги.
  3. ^ Jump up to: а б с Пиаже, Жан; Шеминская, Алина (1941). Представление ребенка о числе Перевод Каттеньо, К.; Ходжсон, FM Нью-Йорк, Нью-Йорк: WW Нортон.
  4. ^ Инхелдер, Барбель (1971). «Критерии стадий психического развития». В Таннере; Инхелдер, Барбель (ред.). Беседа о развитии ребенка . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
  5. ^ Пиаже, Жан (1969). «Пиаже вновь открыт». В Рипл; Роккасл (ред.). Развитие и обучение . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
  6. ^ Пиаже, Жан (1959) [1923]. Язык и мышление ребенка . Перевод Габена, М. Лондон, Великобритания: Рутледж и Кеган Пол.
  7. ^ Бергер, Кэтлин (2014). Приглашение к продолжительности жизни (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers. п. 182. ИСБН  978-1-4641-7205-2 .
  8. ^ Пиаже, Жан (1972) [1924]. Суждение и рассуждение у ребенка . Перевод Уордена, М. Сэвиджа, доктора медицины: Литтлфилд, Адамс.
  9. ^ Пиаже, Жан (1963) [1926]. Представление ребенка о мире . Перевод Томлинсона Дж.; Томлинсон А. Сэвидж, доктор медицины: Литтлфилд, Адамс.
  10. ^ Пиаже, Жан (1965) [1932]. Моральное суждение ребенка . Перевод Габена, М. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Free Press.
  11. ^ Jump up to: а б Хелм-Эстабрукс, Нэнси (2004). «Проблема персеверации» . Семинары по речи и языку . 25 : 289–290. дои : 10.1055/s-2004-837241 . ПМИД   15599818 .
  12. ^ Винн, Филип (1941). Словарь биологической психологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис.
  13. ^ Пиаже, Жан; Инхелдер, Барбель (1969). Психология ребенка . Перевод Уивера, Х. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Basic Books.
  14. ^ Пиаже, Жан; Инхелдер, Барбель (1969). Психология ребенка . Перевод Уивера, Х. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Basic Books.
  15. ^ Освальт, Анджела. Домбек, Марк (ред.). «Когнитивное развитие: Пиаже, часть II» . MentalHelp.net . Проверено 18 декабря 2014 г.
  16. ^ Васта, Р.; Младший, Эй Джей; Адлер, SA; Миллер, ЮАР; Эллис, С. (2009). Детская психология (второе канадское изд.). Миссиссога, Онтарио: John Wiley & Sons Canada, Ltd.
  17. ^ Дональдсон, Маргарет (1982). «Сохранение: в чем вопрос?». Британский журнал психологии . 73 : 199–207. дои : 10.1111/j.2044-8295.1982.tb01802.x .
  18. ^ Миллер, Скотт (1976). «Невербальная оценка концепций Пиаже». Психологический вестник . 83 : 405–430. дои : 10.1037/0033-2909.83.3.405 .
  19. ^ Миллер, Скотт (1986). «Достоверность и необходимость в понимании концепций Пиаже». Психология развития . 22 :3–18. дои : 10.1037/0012-1649.22.1.3 .
  20. ^ Гельман, Рошель (1972). «Логические способности очень маленьких детей: правила числовой инвариантности». Развитие ребенка . 43 : 75–90. дои : 10.2307/1127873 .
  21. ^ Хэлфорд, Грэм; Бойл, Фрэнсис (1985). «Понимают ли маленькие дети сохранение числа?». Развитие ребенка . 56 : 165–176. дои : 10.1111/j.1467-8624.1985.tb00095.x .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2246b1835c46030ad57f875666ab5904__1666511640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/04/2246b1835c46030ad57f875666ab5904.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Centration - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)